О чем говорит почерк ребенка?

О чем расскажет почерк ребенка

Считается, что наука о почерке появилась одновременно с письменностью – нельзя было не обратить внимания на то, что буквы одинаковые, а все пишут их по-разному.

Этим интересовался знаменитый древнегреческий философ Платон, а его ученик Теофраст настолько был очарован почерковедением, что смог облечь его в научные формы. С тех пор графология, наука о почерке, обросла многочисленными исследованиями и наблюдениями.

Мы попросили эксперта-графолога Светлану Сибирскую помочь нам приоткрыть тайны почерка.

– Светлана, расскажите, как и когда у ребенка формируется навык письма?

– Письмо – это комплексное умение, состоящее с одной стороны из графического навыка, а с другой – из личностных особенностей. Графический навык формируется постепенно и зависит от физиологии ребенка и степени сформированности личности.

Обратите внимание

Начальный этап обучения письму для 5-7-летних идет параллельно с формированием костной системы. Никакое форсирование письменных навыков недопустимо. Ребенка нельзя торопить и требовать от него писать быстрее.

Нервозность во время этого периода может отразиться на личностных качествах ребенка и его развитии.

К 10-11 годам навык письма сформирован, и почерк становится более-менее стабильным. Однако и этот период еще не повод для полноценного анализа почерка, поскольку личность еще не сформирована. В почерке будет отражена именно эта несформированность.

И только когда процесс письма достаточно беглый и неосознаваемый, становится возможным анализировать его. Это происходит приблизительно к 16-17 годам, хотя возраст индивидуален. Одни в 17 лет уже готовы к взрослой жизни, а другие в 20 лет еще дети.

Образец почерка №1. Мурат, 11 лет

В этом почерке видна некоторая напряженность, старательность. Беглости еще нет. Буквы выписаны подробно и старательно. Рука движется негладко, часто останавливается. Подробные буквы, практически без упрощений, указывают нам на то, что мышление ребенка конкретное, приземленное. Он еще не может оперировать абстрактными, отвлеченными понятиями.

Поэтому новый материал ему надо подавать с примерами из реальной жизни. Видна замедленная скорость, сжатость в буквах и между буквами. Каждое слово пишет в несколько заходов, часто останавливается, чтобы отдохнуть. Видно, что скорость мыслительных процессов еще невелика. Ребенку требуется основательное время, чтобы что-то понять и усвоить.

Он все понимает слишком конкретно, буквально, узко. В то же время просматриваются зачатки аналитического мышления. В целом ребенок эмоционально открытый и мягкий. С ним можно договориться, им можно управлять, что и делается. С дисциплиной его все в порядке. Он старательно исполняет все, что от него требуется, хотя ему это дается с трудом.

Можно предположить, что воспитывают его в строгости.

– Кто-то пишет размашистыми буквами, а кто-то угловатыми и колючими. От чего это зависит?

– Вид почерка зависит как от механических навыков руки, так и от личностных особенностей человека. Сам процесс воспитания, история жизни, история формирования личности напрямую влияют на вид почерка. Личности разные – почерки, соответственно, тоже.

– А можно ли по почерку что-то сказать о характере человека?

– Да, но с большей достоверностью начиная с 18-20 лет, когда личность более-менее сформирована.

Почерк показывает почти все: стиль мышления, манеру поведения, страхи, комплексы, морально-нравственные принципы, отголоски воспитания, таланты, способности, желания, самооценку.

Важно

Легче рассказать, что по почерку не определяется. В почерке не выявляются национальность, вероисповедание, пол и биологический возраст. Все остальное в почерке зашифровано.

– Беспокоиться ли маме, если у ребенка плохой почерк? Не говорит ли это о каком-то психическом нарушении?

– Нет, не стоит, конечно. Понятие «плохой почерк» в бытовом и графологическом смысле не одинаков. Не красивый, но разборчивый почерк может говорить о творческом потенциале ребенка.

А каллиграфически красивый почерк может свидетельствовать о посредственной, скучной и неинтересной личности. Поэтому красота почерка относительна. И только специалист способен определить, существуют ли вообще проблемы.

В графологии все так же, как в обычных науках.

Образец почерка №2. Ксения, 16 лет

В этом почерке сразу виден динамизм, легкость. Буквы более простые, многие лишние элементы убраны, есть беглость. Основные параметры почерка устойчивые и стабильные. Например, ход строки, наклон, высота букв. Наблюдается динамизм письма, хотя и не сильно.

Личность, соответственно, достаточно раскрепощенная, открытая, знающая себе цену. Дисциплинированная и самокритичная. Мышление этой девушки также конкретное, приземленное, логичное и узкоспециализированное.

Однако эта конкретность отличается от конкретности предыдущего (детского) почерка – она связана с установкой личности на задачу, на поставленную цель. Этот человек, не желая распыляться, сужает свои задачи. Конкретность же почерка Марата связана с личностной несфомированностью, с отсутствием личного опыта.

Девушка по поведению целеустремленная, настойчивая и умеющая отстаивать свои интересы. Умеет сказать «нет». Есть карьерные запросы. Желание преуспеть, показать себя, выделиться из толпы.

– Часто в школе учителя рекомендуют заниматься с ребенком правописанием, чтобы улучшить его почерк. Есть даже разные чудо-прописи с алгоритмом написания букв. Как вы считаете, стоит ли на это тратить время?

– В начальной школе действительно стоит обучить ребенка алгоритму написания букв. К тому же такие занятия обучают не столько письму, сколько дисциплине. Умение управлять собой – важный фактор личности. В XX веке многие первоклашки приходили в школу, совсем не умея писать, и их учили по единому стандарту, причем, замечу, достаточно хорошему.

Современная школа в погоне за западными веяниями сломала хорошо налаженную систему. К тому же многие родители считают своим долгом научить ребенка читать и писать еще до школы. Как они это делают – неизвестно.

Поэтому дети учатся писать не по стандартной методике, а кому как придется.

 Современная школа по-своему приспособилась к такому положению вещей и уже не считает себя обязанной обучать ребенка правильному письму, тем более что половину детей надо не учить, а переучивать.

Образец почерка №3. Ольга, 30 лет

Почерк обладает внутренним динамизмом, абстрактностью форм и изменчивостью некоторых факторов – наклон, размер и форма строк меняются. Эта личность по складу характера очень динамичная, сообразительная и гибкая в поведении. Мыслительные процессы протекают быстро. Мыслит последовательно, но не догматично.

Совет

Видение мира многооконное, многостороннее, что позволяет ей находить оригинальные решения жизненных задач. Такое мышление обладает определенным запасом прочности в трудных ситуациях. В крайних проявлениях такой человек может увлекаться и перескакивать с интереса на интерес, надолго не задерживаясь на одном и том же.

Умеет планировать и действовать последовательно. В то же время свои планы он способен гибко менять под ситуацию. То есть глобальное планирование устойчивое, а тактическое – гибкое. В результате в личности гармонично сочетаются устойчивость и динамичность.

Это человек умеет постоять за себя, отстаивать свои интересы без ущерба для интересов окружающих.

– И как же поступать мамам?

– На мой взгляд, лучше вернуться к советским методам обучения письму – они были самые лучшие. Теперь про прописи: они хороши только в самом начале обучения и только на короткий период. Остальное время обучения ребенок должен писать самостоятельно, не опираясь на «костыли-прописи».

И если почерк действительно слишком беспорядочный, то имеет смысл немного его подкорректировать. Когда из беспорядочного почерка вы делаете более упорядоченный, тем самым вы учите ребенка самодисциплине, что является положительным моментом. В любом случае целенаправленная коррекция почерка является коррекцией всей личности.

И надо смотреть, какую черту характера вы пытаетесь усилить у ребенка, изменяя элемент письма.

– Действительно ли так вредно переучивать левшей, как говорят?

– Да, вредно. Переучивание – это большой стресс для ребенка как будущей личности. И этот стресс навсегда изменит характер ребенка. У такого человека навсегда останется психологический надлом.

– Что вы можете в целом сказать о трех образцах почерка, представленных выше?

Эти три почерка условно можно считать иллюстрацией развития личности. Однако это три разных человека. И у 30-летней Ольги в ее 16 лет вряд ли был почерк, похожий на почерк Ксении. Мышление Ксении более одностороннее, что сказывается на ее способности решать поставленные задачи. Она эффективна в ситуациях привычных и подобных. И ее решения продиктованы наработанным опытом.

У Ольги же иная ситуация. Она способна быть эффективной не только в устойчивой среде, но и в переменчивой, новой. Ее решения продиктованы интуитивным озарением. В стабильных условиях она может уступать таким людям как Ксения, но во времена перемен, когда меняются правила игры, способности Ольги более ярки.

Можно предположить, что почерк Ксении еще изменится, не глобально, конечно, а локально. Что-то уменьшится, что-то увеличится. То, чего нет сейчас, конечно, не появится. Она будет таким же однонаправленным и целеустремленным человеком.

Обратите внимание

У нее может сгладиться угловатость, колючесть, юношеская критичность. Она может стать мягче и податливее, но останется желание быть особенной и заметной. Интенсивность этих качеств в течение жизни меняется, но не исчезает навсегда.

Если родители желают подробно проанализировать почерк ребенка, то имеет смысл делать это начиная с 16 лет. Лучше обратиться к опытному специалисту.

Источник: https://deti.mail.ru/article/o-chem-rasskazhet-pocherk-rebenka/

Психологическое состояние ребенка по почерку

Детский почерк непостоянный и переменчивый, но по его особенностям родители могут определить, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, с какими внутренними проблемами сталкивается и что нужно делать, чтобы ему помочь.

Можете не сомневаться, психологическое состояние ребенка обязательно скажется на почерке.

Если аккуратные, ровные строчки превратились в кривые и неразборчивые -нужно задуматься: не изменилась ли за последнее время обстановка в семье; пересмотреть подходы к воспитанию.

Не исключено также, что у ребенка сложности в общении со сверстниками. Чаще всего проблема плохого почерка не в лени, а в психологической обстановке в школе или семье.

Неразборчивый и неаккуратный стиль письма у младших школьников — скорее правило, чем исключение. Нет смысла об этом переживать: в процессе взросления почерк будет часто меняться.

Бессмысленно критиковать школьника за корявые буквы, это только добавит им неразборчивости.

Более того:
принуждая ребенка переписывать задания, добиваясь идеального написания, можно убить всякое желание проявлять инициативу и подтолкнуть к шаблонному поведению. Лучше расшифровать скрытый смысл всех неровностей и шероховатостей.

Важно

Прежде всего, на силу нажима. Если буквы стали бледными, плохо различимыми — возможно, силы и энергия ребенка близки к нулю. Показательно написание отдельных букв. Например, если в текстах, адресованных родителям, сверстникам, учителям поджат отросток буквы «р» — значит, ребенок побаивается человека, для которого пишет.

Кроме того, такая особенность письма говорит о застенчивости, нерешительности, подавлении своих бойцовских качеств, трудностях с отстаиванием своей точки зрения. Показательна также острота почерка — чем острее буквы, тем агрессивнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем он обидчивее и злопамятнее.

В большей степени это касается подростков: острые буквы -синонимы восприятия в штыки всех и вся, вытеснения любой информации, которая не совпадает с собственным мировоззрением. О неправильном перераспределении энергии говорят скачущие то вверх, то вниз строчки.

Если школьник оставляет пробелы в конце строки — скорее всего, он боится увидеть конечный результат, у него трудности с завершением начатых дел. Большие пробелы в начале строки могут говорить о сложностях с начинаниями — другими словами, такой ребенок тяжел на подъем.

Если все буквы написаны без отрыва — значит, растет обязательный человек, хотя, возможно, недостаточно гибкий. Печатные буквы в прописном тексте — примета рациональной натуры.

Наклон букв тоже имеет значение: подчеркнуто ровное написание характеризует самовлюбленного человека, сильный наклон вправо -активную жизненную позицию, наклон влево выдает недовольство собой и окружающим миром.

Частая смена наклона может означать склонность к частой смене настроения.

Читайте также:  Рюкзак, портфель или ранец – что выбрать для первоклассника?

Зная, например, что поджатые хвостики букв «д», «у» демонстрируют неуверенность, боязнь сделать первый шаг, стоит специально писать их ровно, вертикально — и, таким образом, на подсознательном уровне дать импульс повышению самооценки.

Или, скажем, если ребенок часто не завершает начатые дела, ему следует проделывать упражнение с точкой. Целенаправленно конец любого предложения, записи в ежедневнике, сообщения в скайпе нужно завершать этим знаком препинания.

Совет

Стоит даже добавить точку в конце своей подписи -это поможет ставить точки и в конце начатых дел.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ
Заставляя своего школьника раз за разом переписывать задания, вы можете нанести серьезный удар его индивидуальности. Потом он будет бояться проявлять инициативу и начнет действовать по шаблонам, постоянно требуя одобрения и сомневаясь, «а правильно ли делаю?».

Источник: http://helppsych.ru/interesnye-stati/psihologicheskoe-sostoyanie-rebenka-po-pocherku.html

Детский почерк: что должен знать заботливый родитель?

Что кроется за детским почерком, какой характер у ребенка с размашистыми буквами, что означает наклон влево или слишком мелкие символы в письме? Как сделать его почерк лучше на раннем этапе развития? Можно ли научить ребенка каллиграфическому почерку на всю жизнь? Сегодня заострим внимание на этих и других вопросах, касающихся детского почерка.

Родители учеников начальных классов бывают озабочены улучшением почерка ребенка. «Пишет, как курица лапой», – жалуется мама подруге: «Как же научить его писать каллиграфическим почерком?» Отставить панику! В самом начале его обучения не следует сильно волноваться. Важно, чтобы написанное ребенком было хотя бы читаемо и не содержало ошибок.

А к плохому почерку приводит именно раннее стремление родителей обучить малыша письму. Рука ребенка должна развиться и окрепнуть. Для начала следует поработать мелкую моторику рук. Для этого полезны рисование плавных и прямых линий различной длины. Рисование окружающих предметов карандашом также развивает моторику и пространственное мышление, тонкое и точное восприятие мира.

Книжки-раскраски, рисование пальчиками – подойдет любая активная изобразительная деятельность. Для развития моторики рук также можно предложить ребенку собрать со стола мелкие предметы в небольшую емкость. Очень развивает лепка, создание поделок из природных материалов, мозаика, различные конструкторы и многие другие упражнения.

Само собой, письмо, как сложная деятельность, будет зависеть от общего состояния здоровья ребенка. Здесь большую роль играет общий мышечный тонус. Письмо утомляет не только кисть, но и практически всю мышечную систему ребенка. За письмом ребенок обычно сидит, в процессе участвуют мышцы спины, шеи, живота, плечи.

Слабое развитие этих мышечных групп приведет к плохому почерку у ребенка. Чрезмерное напряжение ребенка при письме не даст хороших результатов. Это плохо для

Чрезмерно крупные буквы – признак экспансивности в действиях и мыслях, нежелания подчиняться.

Мелкий и экономный – более замкнутый,сосредоточенный на своем внутреннем мире. Это сдержанные ребята, способные к концентрации.

Мелкий до трудночитаемости почерк свидетельствует об исключительной скрытности. Скругленные гладкие буквы –уравновешенная натура, возможно, педантичная.

Неразборчивые и выбивающиеся из общей строчки буквы – импульсивный, эмоциональный ребенок с широкими творческими задатками. Наклон влево – желание контролировать свои эмоции.

Сильный наклон вправо показывает желание выставлять свои чувства напоказ, импульсивность, стремление к крайностям.

Когда строчки «ползут» – это признак оптимистичной натуры, опускаются вниз – признак пессимизма и плохого настроения.

Если строчка идет по прямой линии, буквы не имеют наклона (вертикальный почерк) – свидетельство глубокой, взрослой, уравновешенности.

Округлые буквы свидетельствуют о том желании быть в коллективе, не осанки и зрения. Поэтому давайте ребенку отдохнуть во время занятий.

Внутренний мир через почерк

Детский почерк характеризует ребенка и отражает его настроение. Вот некоторые признаки почерка, по которым вы сможете лучше понять своего малыша:

Размашистый почерк – вероятно, ребенокобщительный, рубаха-парень. сопротивляться его нормам – конформизму.

Угловатые буквы – признак соревновательности, критичного ума и стремления к независимости.

Сочетание угловатых и округлых букв свидетельствует об умениинравиться людям и приэтом оставаться собой.

Легкий нажим свойственен чувствительным детям.

Сильный нажим отличает решительных, энергичных, общительных, контактных, иногда чрезмерно агрессивных детей. Однако достоверно говорить о характере пишущего графологи готовы только тогда, когда личность и, соответственно, почерк, уже

сформировалась, то есть у взрослого человека. За годы школы почерк может поменяться несколько раз, как и характер. В институт человек приходит уже со сформировавшимися предпочтениями в письме, однако нередко от повышенной скорости записи лекций почерк катастрофически портится, становится неразборчивым.

Не стоит и здесь предаваться панике.

Обратите внимание

Замечено, что через некоторое время после выпуска из института, когда потребность в ручном письме снижается и мышцы получают длительный отдых, а бывший подросток взрослеет – почерк восстанавливается к разборчивому, оформляется как взрослый и стабильный и уже более не меняется.

Речевое развитие

Иногда дефекты детского письма связаны со слабым речевым развитием. Таким детям следует больше читать, пополнять запас слов, записывать свои мысли. Если буквы и цифры ребенок иногда пишет не в ту сторону (зеркальный почерк), следует развивать его пространственное воображение.

Также на почерке могут отрицательно сказываться проблемы с усидчивостью ребенка. Следует поощрять в нем аккуратность и владение собой, но не переусердствовать в требованиях.

Как правило, Детский мир в конечном итоге с почерком «разбираются» все дети, и лишь в очень редких случаях действительно требуется помощь детского психолога.

Как это бывает…

«Хочу, чтобы ребенок писал каллиграфическим почерком! У нас у всех в семье такой!» – жалуется мама десятилетнего Айдара. Графологи утверждают, что почерк все же не передается по наследству, однако некоторые особенности темперамента родителей, перенятые ребенком, могут косвенно способствовать развитию прилежности в письме.

Сначала нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет смысла, а ее требования ломают характер. Но мы ведь хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме.

И для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым. Так, для разборчивого, не обязательно каллиграфического, почерка достаточно, чтобы буквы были одинаковой высоты и ширины, строчки были ровными и параллельными, овалы были правильной формы.

«Плохой» почерк часто не зависит от желания ребенка. Это, скорее, итог проблем и ошибок в обучении. Первая из ошибок, как мы уже говорили, – слишком раннее начало. Есть статистика-правило – чем раньше начать учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетнему ребенку взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет в кулаке.

В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны – созревают все функции, которые необходимы для письма. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше – они начинали учиться в семь-восемь лет.

Вторая проблема обучения – безусловное требование учителей курсивного (безотрывного) письма. От детей по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Такое письмо не всегда соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития.

Важно

Мало того, обучение безотрывному письму только тормозит формирование навыка письма, а ребенок в итоге обучается гораздо медленнее. Сейчас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. И это не их вина, часто это следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц и, возможно, недостаточное развитие моторики.

Нужно дать ребенку время в буквальном смысле окрепнуть телом, прежде чем требовать чистого и красивого письма. Третья проблема обучения, влияющая на почерк, – сложная школьная программа. Современные дети постоянно торопятся, потому что так требует интенсивная программа.

На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда и низкая грамотность, и неразборчивость почерка, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.

Мы дали ученикам четвероклашкам 10-11 лет короткое задание на три минуты: «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке». Сколько детей, столько мнений! К этому возрасту дети уже имеют довольно развитую фантазию, познакомиться с которой иногда бывает намного важнее, чем видеть только почерк.

Однако мы внимательно рассмотрели и почерк – как раз то, что происходит с ним к окончанию начальной школы. В целом дети аккуратно справились с заданием, не слишком торопясь, почти все разборчиво изложили мысль. На примерах почерков видно, что детей обучают писать связно. Хотя впоследствии далеко не все взрослые придерживаются этого правила. Почти все дети уже свободно держат одинаковый размер букв. У некоторых скачущая ширина букв – свидетельство еще несовершенной моторной функции. Как мы уже говорили выше, резкий наклон вправо характеризует детей импульсивных, более вертикальный почерк – детей уравновешенных.

Источник: http://kangaroo.kz/articles/41-detskii-pocherk-chto-dolzhen-znat-zabotlivyi-roditel.html

Как определить характер ребенка по почерку

Вы, случайно, не обращали внимание как пишет ваше чадо?

Оказывается, почерк может многое рассказать о личностных качествах характера, самооценке и эмоциональном состоянии человека. Проверим?

Размер

Размер букв расскажет, дружелюбный ли Ты, или замкнутый и обожаешь одиночество.

Большие буквы — в людей щедрых, которые имеют широкий круг общения и много друзей, мелкий шрифт, наоборот, — у скрытных и жадных.

Форма

Острые буквы присущи эгоистам, а закругленные — чутким и добрым людям.

Нажим

Графологи (а именно графология изучает взаимосвязь характера и почерка) уверяют, что во время письма делают сильный нажим волевые и смелые личности, способны быстро принимать решения.

А вот если буквы на листе едва видно, знай, это писал нерешительный, слабый человек, не способен на смелые поступки.

Аккуратность

Совет

Если у Тебя безупречный каллиграфический почерк, следовательно, Ты очень опрятный, аккуратный, хотя и несамостоятельный.

Спокойные и уравновешенные люди пишут правильно, «стандартно» так сказать.

Учитель снова жалуется на плохой, неразборчивый почерк? Не все так плохо! Это говорит о Твоей беззаботности и энергичности. Однако вполне может свидетельствовать и о нервных расстройствах.

Вместе или отдельно?

А тот, у кого все буквы в словах слиты между собой, оказывается, имеет развитое логическое мышление.

Если буквы в почерке не соединены между собой соединительными рисками, то у человека хорошо развита интуиция.

Поля

Люди, для которых важны материальные ценности, оставляют пространство слева страницы.

Почти не оставляют места для полей экономные, рассудительные личности. Наоборот, широкие поля оставляют люди щедрые.

Оптимист или пессимист?

Если Твой друг пишет на листе А4 (без разметки) и мыслит позитивно, его строка слева направо будет подниматься вверх, уверяют психологи. Пессимиста же непременно «потянет к низу».

Спокойный, здравомыслящий человек, который реально оценивает свои возможности, как правило, оставляет за собой ровную строку.

Обратите внимание

Если же Твой знакомый упорный хитрец (а нередко и бессовестный авантюрист), его строки будут волнообразными.

Помни, что на качество, форму и нажим почерка очень влияют настроение и общее самочувствие. Печальный, уставший человек будет писать бледными буквами, а веселый и жизнерадостный — то и дело сильно нажимать на ручку.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/kak-opredelit-kharakter-rebenka-po-pocherku/

Статья на тему: Плохой почерк у ребенка — что делать?

Проблема с почерком — самая распространенная в начальной школе. Обучение письму — сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Читайте также:  Формирование системы ценностей у ребенка - знакомство детей с общечеловеческими ценностями

Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук. 
Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

  • слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии;
  • ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе);
  • написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие;
  • путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
  • слишком мелкие или слишком крупные буквы.

Что принято считать плохим почерком?- когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять — какую из них имел в виду пишущий;- когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы;- когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней;- когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;- когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради.

Когда вы видите приведенные выше примеры в тетради своего малыша или ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать более глубокую причину, которая чаще всего от родителей скрыта. Нередко бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, заставляют ребенка переписывать текст несколько раз. Но результат – потерянные нервы у родителя, педагога и у ребенка!

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?• Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел.

 • Недостаточно развита двигательная сфера.

Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ — нарушение пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» — ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».

 • У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке.

Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает. Потом приз победителю! Самое интересное, что обучение проходит весело и без раздражения.

Без криков и надрыва!• Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает.

Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями. 

Возможные причины неаккуратного почерка:

  1. Нарушение мелкой моторики пальцев.
  2. Слабое развитие кисти рук.
  3. Чрезмерная активность.
  4. Нарушение концентрации внимания.

Неврозы и др. неврологические заболевания

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

  • развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы;
  • развивать способности зрительного восприятия различных форм;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами;
  • укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка;
  • научить пользоваться ручкой;
  • научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т.д.;
  • убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д;
  • сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Как исправить плохой почерк у ребенка: советы родителям

Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать несколько жизненных историй об этом.

Разработайте пошаговую концепцию по исправлению почерка, и следуйте ей регулярно.

Например, выделяйте каждый день по пятнадцать минут на прописи, пятнадцать на рисование (старайтесь обводить какие-нибудь рисунки по контуру), и десять минут на упражнения для разработки мелкой моторики пальцев.

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1.

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Важно

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Упражнение 4

Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.

Упражнение 5

Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на усталость рук и пальцев.

Мы читали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

  И опять писать начнем!

Движения могут быть произвольными, главное включите сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Толкование почерка с точки зрения графологии

Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых:

  • крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости;
  • строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам;
  • округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов;
  • сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе.
  • слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением;
  • беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2018/11/17/plohoy-pocherk-u-rebenka-chto-delat

Что делать, если у ребёнка некрасивый почерк?

Какие могут быть причины некрасивого почерка у ребенка? К какому специалисту обратиться? Какие есть полезные хитрости, чтобы исправить почерк ребёнка?

Для любого ребенка обучение письму – это задача не из легких. Бывают такие случаи, когда учитель снижает ошибку за работу из-за большого количества помарок или неразборчивого почерка, при том, что ребенок не допустил в работе ни одной орфографической ошибки.

Как исправить эту проблему?

Плохой почерк может говорить о наличии у ребенка неврологических и психических заболеваний. В этом случае будет целесообразно показать ребенка специалистам.

Причиной может стать наличие волнений и эмоциональных нагрузок. Почерк может ухудшиться из-за конфликтов в школе, или напряженной обстановки в семье. При наличии этой проблемы желательно обратиться за помощью к психологу.

Если при наличии кривого почерка, ребенок допускает множество орфографических и фонетических ошибок – это повод обратиться к неврологу.

Совет

У ребенка может быть выявлено наличие такого заболевания, как дисграфия – это заболевание при котором человеку сложно обучаться письму, при этом интеллект развивается абсолютно правильно; или дислексия – при этом заболевании у ребенка нарушены способности обучения чтению и письму, но сохранено общая способность обучения.

Также, кривой почерк может говорить о нарушениях зрения. У ребенка возможно наличие астигматизма – заболевание, при котором нарушена форма хрусталика или роговицы. Носители этой болезни утрачивают способность видеть четко.

Многие родители очень сильно обеспокоены почерком своего ребенка. Такие родители готовы сделать все, чтобы довести почерк своего ребенка до идеала.

Увлеченные этим занятием родители, нередко могут оставить травму на детской психике, перегибая палку с попытками, добиться от ребенка идеального каллиграфического почерка, заставляя по несколько раз переписывать домашнее задание, которое было написано не достаточно аккуратно.

В такой ситуации проблемой является не наличие у ребенка неаккуратного почерка, а отношение родителей к этой проблеме. Самое главное, поменять свою точку зрения, и понять, что все дети индивидуальны, и многим просто невозможно обучиться красивому письму. По статистике, многие одаренные и талантливые дети имеют корявый почерк.

Существует несколько полезных хитростей, чтобы помочь ребенку улучшить свой почерк:

  • Рабочее место ребенка должно быть правильно оформлено. Высота стола, стула, размещение осветительного прибора – все эти факторы влияют на вид почерка. Также следует проследить за тем, правильно ли сидит ребенок во время работы. Наличие комфортного положения благоприятно отразится на почерке ребенка.
  • Выбор ручки для письма играет большую роль в красоте почерка. В канцелярских магазинах существует разный выбор принадлежностей для письма: гелевые, шариковые, гладкие и ребристые, с тонким или толстым стержнем. Ребенок сам должен выбрать, какую ручку ему удобнее держать в руках.
  • Стоит заметить, что на сегодняшний день имеется большой выбор письменных принадлежностей для левшей, которые очень упростят ребенку-левше процесс письма. Ручки имеют специальные грани, которые позволяют не напрягать руку при письме и особенные чернила, которые не размазываются и не пачкают тетрадь и руку.
  • Существует упражнение, которое позволит ребенку проработать правильное написание букв. Для этого понадобится обыкновенная калька, которая кладется поверх написанных ранее слов или букв. Ребенок обводит буквы по образцу, тем самым, рука постепенно запоминает движения при письме.
  • Чтобы правильно проработать наклон букв, следует просто купить тетради с косыми линиями, которые помогают ориентироваться в наклоне.
  • При проверке домашнего задания, важно акцентировать внимание не на «грязь» в тетради или помарки, а на те слова, которые получились красивыми.
  • Во время занятий или выполнения домашней работы важно делать перерывы на отдых рук. Расслабиться поможет пальчиковая гимнастика, или же небольшие упражнения, которые отвлекут ребенка и помогут передохнуть.
Читайте также:  Первые признаки и симптомы аппендицита у детей – не пропустите!

Записаться на занятия можно по телефону: +7(495)999-03-17

Источник: http://dc-logos.ru/articles/2017/11/15/articles_112.html

Что в почерке тебе моём? — Центр развития интеллекта «Пифагорка»

Почерк ребенка может сообщить о многом. И о его физическом здоровье, и о психофизической зрелости, и о его перспективах, и даже о взаимоотношениях в его семье. Во многих случаях коррекция плохого почерка означает необходимость изменений и в других сферах, на первый взгляд, мало связанных собственно с процессом письма. Поговорим о признаках, которые проявляются в почерке ребенка.

Что такое «плохой почерк»

Графологи считают, что у маленького человечка плохой почерк, если:

  • ребенок не соблюдает линейность листа, пишет в произвольно выбранном месте;
  • конец строчки «уезжает» вверх или вниз;
  • буквы и слова имеют разный размер;
  • нажим при письме слишком слабый или, наоборот, чрезмерный.
  • при соединении с другими буквами ребенок путает «а» и «о».

Чтобы устранить подобные проблемы, нужно активно развивать образное и абстрактное мышление ребенка, улучшать способность оценивать ту или иную форму предмета, укреплять координацию движений и учить правильно пользоваться ручкой. Также неплохо будет убедиться, что малыш правильно понимает смысл слов «право-лево» и «верх-низ».

Причины плохого почерка

Однако есть и более глубокие истоки возникновения плохого почерка, связанные с событиями, происходящими в жизни юного школьника. Психологи предлагают обращать внимание вот на какие детали:

  • сила нажима при письме. Слова, буквы в которых от начала к концу всё больше бледнеют, говорят об иссякающей энергии ребенка. Расспросите его — может быть, сын или дочь просто чересчур устают при письме и требовать от них красивого почерка без изменения режима учебы и отдыха бессмысленно?
  • написание отдельных букв. К примеру, если в обращенных к педагогу или кому-то из родителей текстах хвостик буквы «р» поджат, возможно, автор слегка побаивается своего адресата, застенчив, нерешителен.
  • вид написания букв. Если они островерхи, есть вероятность, что ребенок воспринимает своих сверстников и взрослых в штыки, обидчив.
  • пробелы в начале строчки говорят о том, что у ребенка есть определенные проблемы с тем, чтобы начать то или иное дело. Пустые места в конце строки свидетельствуют о трудностях с окончанием дел.

Почерк и трудное детство

Отдельно психологи выделяют индивидуальные проблемы с почерком, которые стали следствием неправильного обучения письму или каких-либо неурядиц в семье.

  • постоянные обведения уже написанных слов. Такой почерк говорит о том, что от ребенка настойчиво требовали безотрывного письма и выработали комплекс, не сформировав при этом устойчивого навыка.
  • потеря контроля над грамотностью (бесконечные ошибки, в том числе нелепые типа «бижал» или «затоился») при ровном почерке. Это говорит о том, что ребенок научился успевать за излишне быстрой диктовкой, но сил на одновременное осмысление текста ему уже не хватает.
  • очень мелкий, едва различимый «бисерный» почерк. По нему понятно, что от малыша требовали быстрого письма, и он попытался подстроиться под требования взрослых. Правда, слова стали почти нечитаемыми, и проверить их на правильность написания с трудом может даже сам ребенок.
  • дрожащий почерк с неровными линиями строк и лишними точками. Ребенок очень напряжен, на грани нервного срыва. Вполне возможно, что причиной является стрессовая ситуация либо в школе, либо в семье (имеет место страх перед педагогами, родителями, боязнь быть наказанным за плохую оценку и т.д.).
  • ухудшение почерка с каждым словом. Налицо значительная усталость. Может быть, ребенок мало спит, может быть, неправильно держит ручку или не так сидит за столом.

Почерк и черты характера

Почерк ярко раскрывает характер человека. По нему можно судить не только о настоящем, но и о будущем ребенка. Вот что говорят графологи:

  • если строки в почерке стремятся вверх, ребенок — оптимист, склонен к преувеличениям. Уходят вниз — пессимист. Ровные прямые строки присущи детям, реально оценивающим окружающий мир.
  • чем крупнее почерк, тем коммуникабельнее маленький человечек, тем более открыт он в общении и доверчив. Мелкий почерк часто свидетельствует о скрытности и замкнутом характере.
  • круглые буквы говорят о том, что пишущий таким почерком добр и отзывчив. Резкие и угловатые чаще встречаются у людей, склонных к эгоцентризму.
  • сильно нажимают на ручку, при письме уверенные в себе, целеустремленные люди, имеющие большое самообладание. Слишком слабый нажим свидетельствует о мягкости характера, управляемости, неуверенности в своих силах.
  • слитно предпочитают писать буквы люди с развитым логическим мышлением (хотя, может быть, излишне прямолинейные), а раздельно — обладатели образного мышления. Быстрый беглый почерк говорит о творческой натуре его обладателя.

Интересен и наклон букв. Ровный почерк — преимущественно у самовлюбленных натур. Резкий наклон вправо — у активных, инициативных детей. Левый наклон букв при письме нередко бывает у людей, не слишком довольных окружающим миром (и собой в том числе).

Как исправить почерк… и характер?

Психологи утверждают, что можно повлиять на характер ребенка при помощи графотерапии, исправляя почерк.

Например, предложить малышу писать нижние петли букв «д», «у», палочки «р» нарочито прямо и ровно, чтобы изжить неуверенность, которая проявляется в «поджатии» хвостиков букв. Отмечено, что при регулярности подобных занятий у детей повышается самооценка, им становится проще проявлять инициативу, делать первый шаг в каких-либо делах.

Важно, чтобы ребенок все написанные им предложения заканчивал точкой. Пусть он проставит точки во всех записях: в тетрадях, дневниках, в сообщениях в соцсетях, даже в собственной подписи. Это поможет мальчику или девочке научиться завершать дела, не бросая их неоконченными, переходя к другим.

Обратите внимание

Есть и множество других упражнений, которые разрабатывают опытные специалисты в учебных центрах на курсах каллиграфии. Сейчас такая услуга становится всё более распространенной, и воспользоваться ей в случае необходимости можно без всяких сомнений.

Тем более, что самостоятельные способы исправления почерка нередко дают обратный результат: детские комплексы усугубляются, качество написания букв еще более ухудшается.

Заставляя ребенка по несколько раз переписывать одни и те же задания (мол, чем больше пишешь — тем почерк будет лучше), родители подсознательно дают сигнал умерить инициативу, убивают душевные порывы, склоняют свое чадо к шаблонному поведению.

Понятно, что такой стези мамы и папы детям не желают, действуя из лучших побуждений, но лучше всё же передоверить ответственность за результат профессионалам. В школе регулировать учебную программу труднее, тут многое зависит от учителя.

Есть любители «почерковой муштры», есть, напротив, приверженцы вполне современных методик. В любом случае высказать свои пожелания никто не запрещает.

И запомните: ни в коем случае нельзя ругать ребенка, заставлять его «стать правильным». Необходимо постепенно, но настойчиво корректировать и условия учебы и отдыха, и почерк. Если первое — непосредственная задача родителей, то вторую лучше всё же поручить специалистам.

Источник: https://pifagorka.com/articles/chto-v-pocherke-tebe-moyom

Почерк ребенка: на что обратить внимание?

С одной стороны, красивый почерк – это искусство, вершин которого многие люди добиваются годами. С другой, почерк – это не только красота букв и строк, но и признак уровня грамотности, физического развития и здоровья, и даже душевного состояния ребенка.

Популярное: Зачем постаревшую Стриженову отправляют под нож

Идеальный почерк – большая редкость в наше время. Сейчас в средней школе уровень требования к почерку ребенка заключается только в том, чтобы буквы были разборчивыми и хорошо читались как самим ребенком, так и преподавателем. И, к сожалению, далеко не все ученические работы соответствуют этим требованиям.

Однако неспроста в начальной школе оценки могут снижать не только за грамотность, но и за помарки, неровные буквы и кривоватые строчки: плохой почерк может стать причиной неуспеваемости ребенка. Если ребенок неаккуратно пишет, то, как правило, у него неправильно «поставлена» рука, а значит, и снижается скорость письма.

Результатом такого снижения скорости может стать отставание ребенка на контрольных и диктантах, и, как следствие, плохие отметки.

Важно

Сегодня на наши вопросы про детский почерк ответит учитель русского языка и литературы Семакина Елена.

«Красивый почерк – это очень значительный признак организованности, грамотности и старательности ученика. И наоборот: корявые, неровные строчки, буквы разной высоты, неправильные соединения между буквами и многие другие признаки о многом могут сказать учителю, и чаще всего – это сигнал тревоги».

Причины плохого почерка могут быть самыми разными, и в каждом случае необходимо разбираться индивидуально.

Неправильная посадка ученика, неправильное положение руки и захват ручки. Эти ошибки имеют огромную роль в начальной школе, и именно в это время их еще легко исправить, обратив на них пристальное внимание родителей и самого ученика.

Торопливость, отсутствие усидчивости и старательности. К сожалению, это – признаки темперамента ребенка, и бороться с ними довольно сложно. Однако существуют специальные методики работы с такими детьми, и они дают хорошие результаты.

Неразвитая мелкая моторика. К сожалению, неразвитая мелкая моторика в школе – это упущенное время в дошкольном возрасте ребенка. Наверстать это упущение бывает довольно сложно, однако возможно. Для развития мелкой моторики существует множество упражнений, которые нужно постоянно выполнять дома под контролем родителей.

Плохое пространственное воображение. Это – врожденное качество, но и его можно развить, если вовремя обратить внимание. Существуют специальные тесты на уровень развития пространственного воображения ребенка, и родители могут проделать их дома самостоятельно, либо обратиться за помощью к специалистам.

Врожденные особенности мозга (дисграфия, дислексия, леворукость, зеркальное письмо). Это очень серьезные причины, каждая из них – повод для незамедлительного обращения к специалистам – педагогам- и врачам-дефектологам.

Психологические факторы (нелюбовь к школе, проблемы с учителем или одноклассниками, проблемы в семье, нелюбовь к себе, депрессия, переутомление, отсутствие мотивации к учебе).

Совет

Да, очень часто причиной плохого почерка является психологическое состояние ребенка – стресс, депрессивное расстройство, а также общее переутомление организма.

Родителей должно встревожить ухудшение почерка ребенка, особенно если раньше такого не наблюдалось.

Подписывайтесь на канал

Источник: https://novostivmire.com/2017/11/05/pocherk-rebenka-na-chto-obratit-vnimanie/

О чем говорит почерк ребенка: узнаем черты характера

x

Check Also

Почему ребенка часто тошнит? Малыша поташнивает, и маме сразу приходит на ум: отравился! Пищевое отравление …

Почему ребенка укачивает в транспорте и как ему помочь Проблема укачивания знакома большинству родителей, причем …

Когда раннее развитие может привести к отставанию: мнение психолога Практикующий кризисный психолог. Президент ICDP Ukr …

Почему раздражает ребенок? Почему нас доводит ребенок? Раздражение у родителей ребенок вызывает порой даже мелкими …

Почему появляются родинки у ребенка Эти маленькие и не очень точки на разных частях тела …

Почему нельзя кричать на ребенка? От мамы требуется огромная выдержка, чтобы раз за разом с …

Почему не стоит сюсюкать ребенка? Мнение психолога В чем же причина? Давайте разберемся, как имен­но …

Обратите внимание

Почему не стоит снимать ответственность с ребенка: мнение психолога Чувство вины — не самая приятная …

Почему не стоит пугать детей Бабаем и Бабой Ягой Девочка испугалась (фото: Thinkstockphotos/fotobank.ua) Известный герой …

Детство напоказ: 6 причин, по которым не стоит публиковать фото своих детей в сети Сегодня …

Почему не стоит отдавать все лучшее детям Всем нам известен и близок лозунг Все лучшее …

Педиатры рассказали, почему не стоит давать сок детям до года Давно прошли те времена, когда …

Почему не стоит водить детей в контактный зоопарк: взгляд изнутри Не так давно у нас …

Почему наказывать ребенка не имеет смысла: мнение психолога Семейный, детский психотерапевт Редкая мама на полном …

Почему мы кричим на своих детей? 4 причины 1. Детские воспоминания Если на папу и …

Почему мы идем на поводу у своих детей — разбираемся в причинах Дети — очень …

Важно

Почему магазинный майонез вреден для ребенка Так сложилось исторически, что белая эмульсия из яиц, масла …

Почему любовь к своему ребенку приходит не сразу Основное переживание беременности — это принятие ребенка …

Чем полезна ежевика: 7 целебных свойств ягоды Красивая черная ягодка, чем-то похожая на более привычную …

Почему детям нужны братья и сестры Многие родители планируя второго ребенка прежде всего думают: какие …

Почему детям нужно есть фейхоа Экзотический зеленый малыш прекрасный источник целого комплекса витаминов – можно …

Почему детям нужно есть свеклу Знакомый нам всем корнеплод не так прост, как может показаться. …

Почему детям нельзя пропускать завтрак? Если ребенок хотя бы раз в неделю пропускает завтрак, это …

Почему дети часто болеют? Причина в маме! Мама с малышом (фото: Fotolia) Иногда мамам начинает …

Источник: https://o-detyah.ru/rebenok/o-chem-govorit-pocherk-rebenka-uznaem-cherty-xaraktera

Ссылка на основную публикацию