Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности?

Упражнения по развитию творческих способностей ребенка

Дети – предмет нашей постоянной заботы, так хочется, чтобы они выросли здоровыми, умными, успешными.

Развитие творческих способностей детей – это то, без чего невозможно формирование полноценной личности.

Сейчас этому процессу придается большое значение: пишутся статьи и популярные книги, создаются развивающие центры и разрабатываются тренинги. Почему же так важно развивать творческие способности наших детей?

Для чего нужно развитие творческих способностей ребенка

Творчество, как способность создавать новое не только является основой развития цивилизации, но и во многом определяет успех человека в жизни, его достижения, карьеру и т. д. Интересно то, что творческий потенциал, как и потребность в творчестве есть у всех людей от рождения.

Творческий потенциал есть у всех людей от рождения

Однако упражнения по развитию творческих способностей детей необходимы, и их могут проводить не только профессиональные психологи и воспитатели, но и сами родители. Проконсультировать по методикам развития творческого потенциала детей может детский психолог в Екатеринбурге или Твери, Москве или Владивостоке, Воронеже или Калининграде – любом городе нашей страны.

Дошкольный возраст – это наилучший период для развития индивидуальных творческих способностей ребенка. Если в этот период не сформировать навыки творческой деятельности, то это скажется на дальнейшем развитии.

  1. Если способностям не уделять внимания, то они могут «заснуть», превратиться в латентные, и впоследствии, став взрослым, человек даже не будет подозревать об их наличие у себя.
  2. Развитие творческих способностей детей необходимо, чтобы они овладели «инструментами» творчества, методами и техниками мышления и воображения, приемами запоминания и внимания.
  3. Если ребенку не создать условия для творчества, то потребность в нем будет удовлетворяться в деструктивной деятельности. Малыш может ломать игрушки, пытаясь понять, как они устроены, рисовать на обоях, рвать книжки и т. д.

Все занятия по развитию творческого потенциала должны проходить в интересной игровой форме, причем взрослым следует принимать в них активное участие. Упражнения по развитию творческих способностей имеют еще одно неоспоримое преимущество. Они позволяют формировать полезные навыки в разнообразных сферах деятельности.

Упражнение по развитию творческих способностей детей «Радуга фантазий» (4–6 лет)

Воображение – основной процесс творчества, поэтому его развитию уделяется особое внимание. Многие считают, что дети – безудержные фантазеры, но это не так. Дети – реалисты, неразвитость абстрактного мышления мешает им придумывать то, что выходит за рамки реальной, знакомой им ситуации.

Упражнение «Радуга фантазий»

Чтобы научить детей фантазировать, привить им любовь к этому процессу, существуют различные упражнения по развитию воображения. Одно из них «Радуга фантазий.

Для его проведения понадобится 4 картинки с разноцветными домиками: красным, желтым, зеленым и синим. Домики могут выглядеть одинаково или отличаться друг от друга «архитектурой».

  1. Предложите детям рассмотреть картинки, расскажите какие красивые домики, что в них интересного. Спросите, понравились ли им домики, в каком бы они хотели жить? Это необходимо для «настройки» их внимания.
  2. Спросите детей, кто, по их мнению, мог бы жить в этих домиках. Возможно, это какие-то зверушки или фантастические существа? Для активизации работы воображения необходим толчок, подсказка, которая включает ассоциативное мышление. Такой подсказкой является цвет домиков. Обратите на него внимание детей.
  3. Если детям сложно, то помогите, задавая наводящие вопросы: «Вот зеленый домик? Кто в нем может жить? Кто любит зеленый цвет?» (Лягушка, кузнечик и даже огурец). Такие же вопросы задавайте и о других домиках. Если ребенок решит поселить в домике существо другого цвета, не говорите, что это неправильно, а попросите объяснить, почему он так считает.
  4. Потом можно предложить ребятам подумать над другими вопросами: «Чем занимаются жители домиков?» «Ходят ли друг к другу в гости?» «Какого цвета еще могут быть домики, и кто в них будет жить?»

Для развития творческих способностей детей очень полезна визуализация, поэтому предложите им нарисовать домики и их жителей. Рисование, вообще, чрезвычайно полезный и любимый детьми вид творческой деятельности. Оно не только активизирует воображение и необходимое для творчества образное мышление, но и развивает мелкую моторику руки.

Обязательно похвалите детей, порадуйтесь их фантазиям, не стесняйтесь демонстрировать восторг по поводу их выдумок. Ничто так не стимулирует творчество, как социальное признание.

Упражнение по развитию творческих способностей детей «Сочиняем сказку»

В дошкольном возрасте большое значение имеет речевая деятельность детей. Они уже хорошо и много говорят, поэтому следует обратить внимание не только на правильность, но и на богатство, образность речи. Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка для этого хорошо подходит.

Сочиняем сказку с ребенком

Ничто так не развивает речь и воображение, как придумывание историй и сказок. Сочинять сказку или историю надо обязательно вместе, а не просить ребенка придумать что-то самостоятельно.

Для него это пока сложно, и трудновыполнимое задание вызовет только разочарование, малыш расстроится и не захочет больше этим заниматься.

Обратите внимание

Развитие творческих способностей детей обязательно должно строиться на интересе, доставлять удовольствие малышам.

Сочиняя с ребенком сказку, помогайте, направляйте его вопросами. Итак, начнем.

  1. Сначала придумайте вместе с ребенком главного героя сказки. Он должен быть, с одной стороны, хорошо знаком малышу, а с другой – не являться копией с героя мультфильма или персонажа недавно прочитанной книжки. Это может быть, котенок, белое облачко, листик дерева, любимая игрушка и т. д.
  2. Теперь надо выстроить сюжет. Придумайте приключение, необычное событие, которое произойдет с героем. В этом упражнении по развитию творческих способностей детей данный этап самый сложный. И ребенку понадобится ваша помощь, подсказки, советы. Приключение должно быть связано с характером героя. Например, котенок может убежать гулять и заблудиться; игрушечный заяц остаться дома один и заскучать.
  3. Приключение как бы «вытягивает» новые действия героя и новых персонажей. Если котенок заблудился, он, наверное, испугался? Или, напротив, стал играть. С кем? С бабочкой, птичкой, щенком? Кто помог котенку вернуться домой?
  4. После того как придуман сюжет, сказку можно рассказывать. И здесь ребенок должен быть максимально самостоятелен.

Проводя это упражнение по развитию воображения, ни в коем случае не перебивайте ребенка, но время от времени подбадривайте, поощряйте репликами: «Хорошо!» «Ой, как интересно!» «А дальше что?» Если ребенок что-то произносит неправильно, поправлять его можно только в крайнем случае.

Но часто ребенок испытывает серьезные затруднения и не может составить связный рассказ. Тогда на первых порах ему надо помогать, применяя метод незаконченных фраз и наводящих вопросов:

— Жил-был… Кто?

— Котенок.

— Жил он… Где?

-В доме у бабушки.

— Он был…Каким?

— Веселым, пушистым, игривым.

— И очень любил играть… С кем?

И так далее. Старайтесь поощрять малыша самостоятельно говорить и придумывать. Пусть это сначала будут не слишком длинные предложения и оригинальные истории. Это нормально. Развитие творческих способностей ребенка всегда идет от реальности, через активизацию, в первую очередь, воспроизводящего воображения. Придет время и для настоящих творческих фантазий.

Автор — Марина Голубева

Источник: http://evio-club.com/uprazhneniya/vospitanie-detey/uprazhneniya-po-razvitiyu-tvorcheskih-sposobnostey-rebenka/

Полезные методы развития креативности у ребёнка | Воспитание | Добренок

Креативность и творческое мышление у ребёнка необходимо развивать при помощи разнообразных занятий и развивающихся игр, так считает детский психолог Татьяна Гаврилова.

В современном мире сейчас очень востребованы креативные личности, которые могут нестандартно и продуктивно подходить к любому делу.

Ребёнок должен быть в курсе всех преобразований и уметь на них адекватно реагировать , также ему необходимо активизировать свой творческий потенциал и креативное мышление.

В силу того, что система обучения в учреждениях не слишком активно занимается развитием именно творческих способностей, взрослым необходимо формировать у ребёнка определённые качества, которые станут обогащать его творческий потенциал.

Для начала родители должны разобраться, является ли творческое мышление у ребенка врожденным или приобретённым, и как правильно его развивать.

Такие важные составляющие креативности, как любознательность и оригинальность мышления, присутствуют в детском характере изначально, кроме них должны быть еще и гибкость мысли, смелость и точность.

Татьяна Гаврилова отмечает, что наследственность никак не влияет творческую продуктивность ребёнка. Формирование креативного характера больше зависит от воспитания родителей и других взрослых, поэтому в семье должны заниматься развитием творческого потенциала, когда ребёнок ещё посещает детский сад.

Важно

Обнаружить потенциал творческого мышления можно в пятилетнем возрасте, в некоторых случаях он проявляется с 2-х лет. Родители считают, что творчество является врожденной способностью, поэтому у всех малышей оно рано или поздно проявится, главное – не мешать этому.

К сожалению, далеко не каждый может самостоятельно развить свои таланты, поэтому следует целенаправленно обучать этому ребёнка с раннего возраста.

Обучение общеобразовательном учреждении не всегда может способствовать развитию необходимых качеств, так как среди педагогов не так уж и много творческих личностей, поэтому родители должны рассчитывать только на себя.

Следует учитывать, что обучающая программа может даже подавить креативные потенциал ребёнка, и в школьные годы он будет переживать критический период креативности, так как школа строго ограничивает творчество: ребёнок должен создавать только то, что говорит преподаватель.

В таком случае ему необходима помощь и поддержка родителей, чтобы сохранить возможность самореализовываться и выражать свою индивидуальность.

В первую очередь дома необходимо создать благоприятную атмосферу для проведения творческих занятий, чтобы побудить малыша раскрыться в творчестве. Ему важно понимать, что любые нестандартные решения, которые он примет, будут приняты адекватно и оценены по достоинству.

Следует постараться научить малыша креативно смотреть на жизнь, доверять своим предположениям и интуиции, уметь оценивать объект с разных сторон. Будет лучше создать условия для «умственной разминки»: часто обсуждать с ребёнком парадоксы, противоречия и аналогии.

Малыш должен тренироваться выдвигать несколько идей в рамках одной темы, оценивать, детализировать и выбирать наиболее удачную и оригинальную идею.

Совет

Ребёнка необходимо научиться менять точку зрения на обычные вещи при помощи конкретных заданных условий, по-новому рассматривая предмет, он должен представить и объяснить его практическое назначение.

Сформировать способность фантазировать и преобразовывать свойства объекта при помощи заданных приёмов. Кроме этого, постараться убедить малыша в том, знания приходят с опытом, а все новшества и изменения должны легко восприниматься.

С раннего возраста лучше объяснить ребёнку, что следует быть осторожным с критикой собственных действий: необходимо ценить свою работу и не занижать результаты. Взрослые, в свою очередь, должны проявлять бережное внимание к детскому творчеству и полностью отказаться от критики.

Только когда у ребёнка укрепится уверенность и доверие к взрослому, можно адекватно оценивать и сравнивать выполненную работу с заданным ранее креативным планом.

Источник: https://www.dobrenok.com/news/5822-poleznyie-metodyi-razvitiya-u-rebyonka.html

Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста — задача родителей и педагогов. Творчество не может остаться незамеченным: оно несет в себе особую энергетику, которая заставляет взглянуть на мир по-новому. Творческие профессии всегда востребованы.

Целеустремленные актеры, певцы, художники находят место под солнцем и с радостью реализуют свой потенциал. Творческие способности дошкольников заслуживают особого внимания: возможно, ребенок всерьез задумывается над тем, чтобы посвятить жизнь креативному ремеслу.

Но родители чаще акцентируют внимание на развитии мышления и памяти у своего чада, это правильно, но развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста тоже необходимо.

Почему нужно развивать фантазию и творческие способности?

Творческие способности детей-дошкольников должны проявляться в полной мере. Ребенку не обязательно становиться актером, художником или певцом: фантазия и креативность пригодятся для решения жизненных задач.

Творческая активность в первую очередь позволяет самовыражаться. Если у малыша уже есть любимое хобби, то это очень хорошо. Каждый ребенок индивидуален, и творческое развитие дошкольников происходит по-разному.

Читайте также:  Формирование системы ценностей у ребенка - знакомство детей с общечеловеческими ценностями

Одни дети охотно берутся за новые начинания, другие капризничают и отказываются от игр, которые предлагают родители. Логика малыша может быть интересной и даже нестандартной: здесь все зависит от природных особенностей.

Выявление творческих способностей очень важно: они также помогают в развитии памяти и мышления. Роль творческих игр для дошкольников нельзя переоценить. Они направлены на то, чтобы ребенок смог лучше усваивать школьную программу.

Дети с развитым воображением проще воспринимают окружающий мир, главное — не подавлять их инициативу.

Что подразумевает понятие творческие способности?

Если у ребенка развиты такие способности, он с интересом познает окружающий мир. Развитию творчества у дошкольников способствует нестандартный взгляд на обыденные вещи.

Родители должны прививать тягу к новым знаниям, можно использовать игры. Ребенок, в котором есть задатки творческой личности, стремится удивить окружающих.

Если у малыша развито воображение, ему легче применять знания на практике.

Креативные способности можно развивать с 3-х лет, в дальнейшем нужно совершенствовать приобретенные знания. Родители часто подавляют творческий потенциал, смеясь над его выдумками.

Если кроха выдвигает какую-то на первый взгляд странную идею, мама тот час пресекает ее, а это влияет на самооценку. Необходимо поддерживать ребенка в его начинаниях.

Родителям стоит осознать, что фантазия является специфической особенностью, и без нее не возможно в полной мере развивать мышление.

Обратите внимание

Малыш должен фантазировать: не следует мешать ему! Если он искренне верит в добрую фею или волшебника, нужно согласиться с таким убеждением и сказать, что фея и волшебник действительно существуют. Ребенок может воображать картинки и озвучивать их, в этом нет ничего страшного.

Все особенности развития творчества проявляются в возрасте 3-4 лет. Родители могут слышать разные небылицы от своего чада, здесь нужно выбрать правильную тактику поведения. Если фантазии крохи связаны с добрыми персонажами, следует хвалить его.

Не разрушайте воображаемый мир ребенка, если в нем присутствуют добрые персонажи, и вы видите, что малыш комфортно себя чувствует.

Развитию творческой активности дошкольников должны способствовать именно родители. Маме и папе нужно изменить свой образ мышления, возможно, поверить в чудо. Если у родителей развиты креативные способности, им будет проще привить малышу креативное мышление. Если малыш — прирожденная творческая личность, он будет по-другому смотреть на обыденные вещи.

Например, если показать 5-летнему ребенку картинку с чайником, он может сказать, что это кит. В данном случае можно судить о творческом мышлении. Родителям стоит задуматься над проявлением такого таланта.

Малыш в возрасте 5 лет не желает воспринимать общепринятые понимания вещей, скорее всего, он будет воображать что-то новое, интересное. Если родители будут вести себя скованно, им не получится развить творческие способности у ребенка.

Взрослым нужно играть с детьми: во время игры должна проявляться творческая активность.

Как развить творческое мышление?

Время от времени нужно нарушать общепринятые правила и становиться ребенку другом, а не родителем. Для взрослого это будет приятной психотерапией, с помощью которой удастся избавиться от стресса.

Творческие способности детей дошкольного возраста развиваются стихами, сказками, лепкой, рисунком, различными познавательными играми. Можно рассказывать по 1-2 рассказа в день, придумывать новые растения, животные. Ребенку будут интересны загадки, причем родители могут сами их придумывать.

Если малыш не посещает садик, мама и папа должны проводить обучающие занятия дома.

Важно

Когда мама идет по улице с ребенком, она может указывать на интересные предметы, растения, дорожные знаки. Формированию словесного творчества дошкольников способствуют интересные рассказы, сказки. Важно пояснять малышу действие главных героев сказки, задавать ему интересные вопросы.

Творческие игры для дошкольников поднимают настроение, в то же время настраивают на получение важных знаний. Малышу можно преподносить игрушки, которые по мнению родителей будут самыми полезными. Любому ребенку понравятся мозаика, красочный конструктор. Если купить железную дорогу, у малыша может появиться интерес к разным городам и странам.

Можно подарить ребенку глобус и постепенно изучать название стран, это поспособствует интеллектуальному развитию.

Техники развития творческих способностей у малышей

Первый метод имеет название «Превращения». Потребуется нарисовать на бумаге несколько кругов, расположенных в ряд.

Малыш должен посмотреть на эти фигуры и проявить свою фантазию — дорисовать недостающие предметы. Возможно, он увидит в кругах гусеницу, снеговика или очки.

Далее можно усложнить задачу и нарисовать комбинацию из разных геометрических фигур. Проявив творческое воображение, ребенок создаст композицию.

Развитию творческих способностей детей помогают загадки, но вместе с ними можно применять на практике схожие методики. Следует взять какой-нибудь предмет и положить в шкатулку. Малыш посредством подсказок должен угадать, что находится в шкатулке. Можно говорить, какого цвета данный предмет, каков он по размеру и т. д.

Развитию логики и речетворчества способствуют другие методики. Родители могут назвать определенный предмет, а малыш должен сказать, что в нем хорошего и плохого. Например ветер, он освежает в летнюю пору, а зимой бывает очень холодным.

Играйте в слова: задайте прилагательное и попросите ребенка подобрать противоположное по смыслу. Нужно говорить слова и давать задание подбирать синонимы — слова, схожие по смыслу. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста может проходить параллельно с развитием логики.

Фантазия развивается посредством решения необычных задач. Ребенок может придумать, как можно по-новому использовать привычные предметы. Или пусть малыш представит, что было бы, если бы кошка стала говорить как человек.

Развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует рисование. Дети любят проявлять фантазию с помощью красочных предметов.

Не нужно отказывать ребенку в таком удовольствии: следует купить бумагу, карандаши, краски. Сначала кроха может рисовать геометрические фигуры, затем — цветы, дома, животных.

Совет

Важно обратить внимание на способности к рисованию, возможно, малыш желает стать художником.

Значение лепки трудно переоценить. Для воплощения творческих задумок у ребенка должен быть пластилин. Лепка развивает моторику пальцев и пробуждает творческий потенциал. Малыш может слепить мультипликационного героя, мини-скульптуру домашнего любимца, в общем все, что душа пожелает! Стоит похвалить кроху за его старания и в качестве презента преподнести пирожное.

Чтение, музыка и аппликация

Необходимо читать рассказы, приучать малыша к стихам, интересным литературным произведениям. Желательно читать не менее 30 минут в день, так вы приучите малыша к чтению. Классические детские произведения развивают не только память и интеллект, но и духовные качества. Книга дает возможность вообразить конкретную ситуацию, поразмышлять над поведением героев.

Музыка влияет на развитие творческих способностей. Малыш может приучаться к позитивным детским песням, причем они могут исполняться на иностранном языке. Музыка способствует развитию образного мышления. Родители должны петь вместе с малышом, можно водить его на концерты. Некоторые дети изъявляют желание участвовать в творческих кружках.

Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует аппликация. Можно научить ребенка создавать на бумаге композиции, например объемные цветы. Важно следить за тем, чтобы кроха не поранился ножницами.

Если у ребенка нет настроения, не стоит навязывать ему то или иное занятие. У малыша должно возникнуть желание проявить творческий потенциал. Важно помнить о том, что детей привлекает все яркое, красивое.

Не скупитесь на игрушках и канцтоварах. Нужно поддерживать инициативы малыша и не проявлять строгость в его творческих порывах.

Стоит помнить о том, что обучение в игровой форме проходит интересно и увлекательно.

О словотворчестве

Словотворчество ребенка отражает индивидуальное восприятие привычных вещей. Дети тонко чувствуют мир, обращая внимание на мельчайшие детали. Словотворчество крохи во многом зависит от того, в какой среде он вырастает и какие слова слышит чаще всего.

Казалось бы, еще пару месяцев назад маленький человечек не мог говорить, а сейчас он во всю придумывает слова и активно выражает мысли. Ребенок имеет особое языковое чутье. В основном он воспроизводит те слова, которые слышит от родителей.

Новые слова малыша напоминают те, которые он уже усвоил. Кроха на уровне интуиции приписывает словам окончания и приставки. Произнося новые слова, он полноценно выражает свои мысли. Родители должны развивать языковое чутье ребенка и направлять это чутье в нужное русло.

В дальнейшем малыш научится правильно выговаривать слова.

Обратите внимание

Особенность речевого творчества малыша заключается в том, что он подбирает окончания и приставки, уже существующие в языке. Родители не должны смеяться над словами, которые произносит их чадо.

Ребенок может неправильно воспроизводить звуки или выговаривать слова в виде одного только первого слова. Нельзя критиковать, в противном случае можно внушить ему комплексы.

Если родители неправильно поведут себя, кроха замкнется и не станет воспроизводить слова, созданные на основе его опыта и воображения.

Некоторые дети изъявляют желание выступить на публике, предоставьте им возможность самовыражаться! Но если ребенок застенчив, не стоит заставлять его публично рассказывать стихи, петь песни.

Можно отдать малыша на специализированные занятия, где проводится обучение творческому рассказыванию. Если малыш 3-5 лет неправильно произносит слова, в этом нет ничего страшного.

Данное явление указывает на то, что он постепенно развивается, анализирует в уме особенности родного языка.

Словотворчество ребенка должно умилять родителей, а не расстраивать. Когда малыш достигает возраста 5 лет, он успевает усвоить много слов и речевых оборотов. Если кроха формирует в уме определенное слово, значит, его логика и мышление работают хорошо.

  1. Малыш часто урезает услышанные фразы: вместо «помоги» можно услышать «моги». Это связано с тем, что мозг лучше усваивает короткие слова.
  2. Ребенок может прибавить к слову окончание и вместо «львёнок», сказать «лёвик». Все потому, что малыш еще не знает правила, в соответствии с которыми слово «лев» преобразуется. И тем не менее малыш подбирает суффикс «ик», который существует в русском языке, например «котик».
  3. Ребенок может называть животных по названию звуков, которые они воспроизводят. Собака может быть «афа», по ее лаю «аф».

Важно помнить, что словотворчество ребенка — естественный процесс. Создавая новые слова, он стремится донести до родителей важную информацию.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/razvitie-tvorchestva-u-detej.html

Занятие на развитие креативности и творческих способностей (5-8 классы)

Денежко Л. А.

педагог дополнительного образования МАУ ДО г. Хабаровска

«Дворец детского творчества» «Маленький принц»

Занятие на развитие креативности и творческих способностей

 Ведение:

Креативность (от англ. create – создавать, англ.

creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный.

Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Важно

Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Читайте также:  Как убрать корочки на голове у ребенка – пошаговая инструкция для мам

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе [R. Nichols, 1978]; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.

Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.

Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье.

Совет

Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н.

Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е.

креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель: осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Задачи:

Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

Осознание характеристики креативной среды.

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Установление контакта»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Время: 2-5 минут

Все участники располагаются большим полукругом.

«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».

После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы. Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети). вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: газеты.

Время: 5-10 минут

Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Стоп-кадр»

Цель: развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы: список слов.

Время: 10 минут

Процедура: Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий.

«Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово.

Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Обратите внимание

Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку… и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: ножницы, бумага.

Время: 10 минут

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7–15 минут

Материалы: бумага, ручки.

Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их.

Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.

е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.

Пример:

Регулярно выполнять физические упражнения;

Овладеть техникой медитации и релаксации.

Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Литература:

Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.

Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.

Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).

Сегодня хочу поделиться с Вами  своей авторской техникой, которая поможет  развить речевую креативность

Техника «Существительные-прилагательные-глаголы»

Цель: развитие речевой креативности

Задачи:

— тренировка умения убедительно выражать свои мысли, ясно излагать свою точку зрения;

— развитие качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.

Инвентарь: бумага (А- 4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 11 лет.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zanyatie_na_razvitie__kreativnosti_i_tvorcheskih_spo_210007.html

5 современных методов для быстрого развития творческих способностей дошкольника

Если Вы хотите, чтобы  ребенок вырос успешным и счастливым, его обязательно нужно развивать творчески. И для этой цели разработаны специальные методы, которые стоит взять на вооружение.

Особенно это касается дошкольников. С четырех лет у них  развивается логическое мышление,  они переходят рубеж того возраста, когда все было неосознанным. И именно сейчас ум вашего ребенка – хорошая почва, в которую пора сажать семена успеха.

Методы и приемы творческого развития ребенка

Метод аналогий и альтернатив

Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.

Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:

— придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.

Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.

— придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.

Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек  у нас будут горсти песка в ладошках.

Что дает метод:

  • Развивает способность мыслить масштабно
  • Начальный опыт по выстраиванию логических связей
  • Нестандартность мышления
  • Развитие памяти и причинно-следственных связей
  • Гибкость ума

3-5 вариантов решений ребенок  придумает сразу, и еще 3-5 после обсуждения с вами.

Как быстро будет результат? Если вы будете заниматься регулярно, то буквально через 2-3 занятия уже заметите, что ребенок «вошел во вкус» и у него уже действительно хорошо получается.

Как и когда заниматься?  Желательно, чтобы у вас был график. Но если нет времени совсем, то занятия вполне реально проводить, например, за завтраком или по дороге в садик.

Из личного опыта: прием очень помогает ребенку в дальнейшем. Решать задачи в школе ему будет в разы проще. Как правило, такие дети учатся на «отлично».

Метод образно-понятийного мышления

Этот прием развития связан непосредственно с творческим мышлением дошкольника.

Как работать: сначала вы рассказываете ребенку о свойствах, форме, назначении предмета. Даете тактильный контакт. Потом через время  спрашиваете, какой это предмет.

Пример:  показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растет на дереве.

Что дает метод:

  • Развитие ассоциативной памяти
  • Вырабатывается системное мышление
  • Глубокое запоминание на подсознательном уровне
  • Вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа
  • Развивается воображение

Как быстро будет результат? Мгновенно.

Как и когда заниматься. Зависит от наличия нужного предмета. Для начала «изучите» все, что есть у вас дома.

Источник: http://creative-skills.ru/5-sovremennyh-metodov-dlya-bystrogo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnika/

Развитие творческого мышления у детей

Дети, которые учатся в первых классах, получают основные умения, знания, навыки.

От того, насколько профессионально подходит к своей работе педагог, а также от родительского внимания, старания зависит успех малыша в общем процесс обучения. Немаловажно значение имеет творческое мышление.

Оно не появится просто так. Даже, если ребенок ваш творческий, его навыки нужно постоянно развивать. Что нужно делать? Какие методы использовать?

Понятие творческого мышления

Стоит отметить, что процесс мышления является одним из видов психической деятельности. А вот творческое мышление считается умением не только познавать, но и решать нестандартный задачи. В течение длительного времени считалось: творчество не требует развития. Современные психологи еще спорят над этим вопросом.

Американский исследователь Д. П. Гилфорд уже давно изучает познавательную деятельность. Именно он смог определить черты, характерные для творческого мышления:

  • Беглость – ребенок способен быстро создавать разные интересные идеи, вносит предложения.
  • Гибкость – дитя использует разные подходы в конкретной ситуации.
  • Оригинальность – умение применять старое в новой ситуации.
  • Структуризация и точность. Дитя логично выстраивает будущее решение.
Читайте также:  Агрессивное поведение детей в школе и дома

И. Лернер уверен, что кроме творчества, ребенок должен уметь комбинировать разные методы для выполнения конкретной задачи. Стоит отметить, творческое мышление – это необязательно написание произведений, картин, музыки. Творчество – высшая форма познавательной деятельности.

Основные свойства

Творчество в зависимости от возраста имеет свои свойства:

  • Интенсивность. Если школьник любознательный, он будет достигать отличных результатов.
  • Пространственно-временные характеристики. Дитя может распространить свои мысли на любой период.
  • Интермодальность – умение привычный объект переосмыслить по-другому.

Творческий процесс имеет свои этапы:

  • Собирается вся необходимая операция.
  • Нужно внутренне подготовиться, при этом ученик не должен рационально решать задачу, у него включается подсознание.
  • Появляются интересные решения, идеи.

Особенности творческого мыслительного процесса

В зависимости от конкретного вида выбирается метод, инструменты развития у школьников. Важно учитывать, маленькие дети:

  • Имеют недостаточно опыта.
  • Не овладевают специальными навыками мыслительного процесса.

К особенностям творческого мышления относится:

  • Бесконтрольность над разумом.
  • Бессознательность.
  • Связь с разными мыслительными видами.
  • Внезапность.

Если сравнивать с другими видами мышления, творчество – умение переносить одни умения, знания на вовсе другие аспекты жизни. Конечно, младшие школьники не сразу могут определить новую проблему в старом предмете, выстроить определенный алгоритм. Здесь нужна мотивация для достижения, чтобы ученик захотел добиться положительного результата.

Из чего состоит творческое мышление?

Для решения нестандартной проблемы необходимы определенные элементы. С помощью специальных упражнений можно организовать мыслительный процесс ученика. К основным элементам относятся:

  • Логическое выстраивание символов, чисел, объектов.
  • Выделение основных черт, описывающих предмет для переноса на другие.
  • Рациональное и ясное решение.
  • Отличная память в первых классах.
  • Воображение, умение фантазировать – это характерно не для всех деток.

Младшие школьники имеют отличный творческий потенциал. К сожалению, он раскрывается не всегда. Потенциал имеет такие особенности:

  • Способности к творчеству, отлично развитый уровень интеллекта.
  • Личностный свойства ученика – эмоциональность, мотивация, терпение, сила воли.

Рекомендации психолога

Учителя и родители для развития творческого мышления должны обязательно брать во внимание:

  • Индивидуальное развитие каждого ребенка.
  • Психологические черты.
  • Насколько развиты способности.
  • Эмоциональную сферу всего класса.

Важно! Чтобы у школьников получилось развить творческие навыки, учитель должен сам иметь их.

Учителя и родители обязаны:

  • Все сделать, чтобы ребенок лучше рассуждал, находил выход из ситуации.
  • Настраивать, что ошибки при решении задач могут быть.
  • Создавать определенный алгоритм.
  • Развивается память, логическое мышление, фантазию, внимание.
  • Создать условия, чтобы ребенок лучше учился, умел слышать окружающих.
  • Постепенно усложнять задания.
  • Помогать ученику сделать правильный выбор.

Все занятия должны иметь нестандартный ход. Можно подключить разные формы, с помощью которых быстрее будет усваиваться материал. Младшие школьники должны проявлять интерес к экскурсии, олимпиаде. Наглядность помогает быстрее усвоить знания:

  • Развивает память.
  • Улучшает мозговую деятельность.
  • Помогает ускорить мыслительный процесс.
  • Развивает координацию.

Отмечаем, творческое мышление дает возможность быстрее развить успеваемость. Это ключ мотивации для проблемного ребенка.

Методические приемы для детей

Психологи и педагоги советуют использовать:

  • Мозговой штурм, особенно, когда изучают новую тему.
  • Мозговая атака может быть парной, индивидуальной и групповой.
  • Выстраивание логических цепочек.

Какие проблемы могут возникнуть?

Как правило, не все проходит гладко. Чаще всего возникают такие распространенные проблемы:

  • Потеря контакта между учениками и учителем.
  • Обучение по шаблону, которое развивает только механическую память.
  • Низкая оценка за творческие задания.
  • Мало практики, больше теории.
  • Использование стандартных методов обучения. Например, индивидуальные задания – рефераты.
  • Большое количество заданий – нельзя слишком перегружать дитя.

Таким образом, творческое мышление не должно быть в виде прямых указаний. Здесь нужно найти свое направление, не забывая учитывать возраст, особенности развития ребенка. Если вы поставите четкую для себя цель, у вас обязательно все получится!

Источник: https://medportal.su/razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-u-detej/

Как развивать в ребенке креативность и творческие способности?, Раннее развитие детей

Специалисты уже давно подметили, что творческие люди наиболее адаптированы к различным переменам и легче привыкают к любым изменениям в жизни.

Поэтому, даже если ваш ребенок больше интересуется подвижными играми или стремиться пересчитать всех воробьев в парке, нужно обязательно уделять большое внимание развитию креативности и творческих способностей.

Ну а наши советы помогут вам в этом.

Принято считать, что развивать творческие способности и креативность нужно только в том случае, если ребенок явно проявляет склонность к творчеству. Однако важно понимать, что в каждом человеке природой заложено стремление творить и окружать себя красивыми вещами.

Таким образом, можно смело заявить, творчество проявляться не только в музыке или рисовании, не менее значимую роль оно играет и в таких точных науках, как математика, химия или физика, поскольку именно умение находить нестандартные решения, обобщать и анализировать позволяет добиться успеха в научной работе.

Важно

Кроме того, специалисты уже давно подметили, что творческие люди наиболее адаптированы к различным переменам и легче привыкают к любым изменениям в жизни.

Ведь даже самую обычную стирку или другую рутинную работу можно превратить в увлекательнейшее занятие, если проявить творческий подход и немного креативности.

Поэтому, даже если ваш ребенок больше интересуется подвижными играми или стремиться пересчитать всех воробьев в парке, нужно обязательно уделять большое внимание развитию креативности и творческих способностей. Ну а наши советы помогут вам в этом.

Развиваем креативность

В каждом ребенке с самого рождения заложен огромный потенциал креативности, который по мере взросления может сойти практически на нет. Чтобы этого не произошло нужно с первых же лет жизни малыша создавать ему благоприятную среду для развития фантазии, воображения и творческого мышления.

Когда родители предоставляют своему ребенку возможность выражать себя и свои эмоции нестандартно, они учат его смотреть на мир по-новому. Что это даст? Ребенок сможет не только решать поставленные перед ним задачи, но и не будет бояться подходить к их решению с другой, нетрадиционной стороны.

В то же время будет расти его самооценка, он не будет бояться рисковать и воплощая в жизнь новые идеи.

Что же нужно делать родителям для того, чтобы их ребенок вырос креативным и сообразительным?

1. Стремитесь наполнить мир ребенка материалами и игрушками, которые позволят ему воплощать свои фантазии и идеи (то есть, развивающими творческое воображение).

Например, конструктор или большой гардероб для куклы позволит ребенку комбинировать и придумывать новые способы их использования. У малыша всегда должны быть под рукой краски, клей, ножницы и разноцветная бумага.

Для детей постарше открывается еще больше возможностей для творческого самовыражения – это и фотография, и музыка, и живопись, и резьба по дереву. Вариантов бесчисленное количество.

Совет

2. Одним из наиболее интересных способов развития творчества уже с раннего детства является спектакль, поэтому почаще устраивайте дома представления домашнего театра.

Для маленьких детей это должны быть несложные ролевые игры, где они примеряют на себя разные роли, часто даже из взрослой жизни (например, доктор или продавец.

) С возрастом игру необходимо усложнять – ребенок должен принимать непосредственное и самое активное участие в подготовке представлений: мастерить костюмы, делать реквизиты, рисовать декорации и т.д. Помощь родителей, конечно же, нужна, но в разумных пределах.

3. Всегда поддерживайте своего ребенка, когда он делится с вами своими идеями. Не отталкивайте его, даже если у вас нет времени, и ни в коем случае не высмеивайте его, иначе он замкнется в себе.

4. Старайтесь как можно чаще посещать музеи и галереи искусств, концерты и выставки (это сможет вдохновить ребенка на новые идеи).

5. Организуйте домашнюю мини-выставку – храните поделки и рисунки ребенка на видном месте (это продемонстрирует ему, как им гордятся и ценят его труд).

6. Всегда давайте ребенку время подумать и самостоятельно принять решение поставленной перед ним задачи, не стоит его торопить.

7. Всячески поощряйте его любопытство. Нельзя отмахиваться от ребенка, когда он задает вопросы. Нужно найти время, чтобы обсудить все, что малыша интересует. Причем делать это нужно обстоятельно и не торопясь.

Естественно, родители должны не только отвечать ребенку, но и стимулировать его любознательность, задавая наводящие вопросы – можно интересоваться обо всем, что вы и ваш ребенок видите вокруг: природа, люди, скульптуры, граффити, интересная архитектура и т.д.

Обратите внимание

8. Обратите внимание ребенка на творчество других детей. Таким образом он сможет понять, что не только взрослые умеют и могут создавать красивые вещи.

Ну и самое главное, не помешало бы и самим родителям стать креативнее. Ведь главный пример для подражания – это родители.

Развиваем творческие способности ребенка

Главная ошибка родителей, которые стремятся развить творческие способности ребенка – приобретение развивающих игрушек с уже заданной сюжетной линией. Такие игры и игрушки просто не дают малышу проявить всю свою фантазию. А ведь именно фантазия (домысел) как раз и развивает воображение, без которого невозможно творить.

Конечно, различные конструкторы, в какой-то мере позволяют пофантазировать и очень привлекают детей, но все-таки они недостаточны для полноценного творчества. В свободном доступе у ребенка всегда должны быть и другие необходимые предметы: пластилин, карандаши и альбомы. В лепке и рисовании ребенок сам придумывает своих героев и свои истории.

Здесь вовсю работает воображение.

Для такого творческого самовыражения не нужно жалеть пространства комнаты.

Нужно выделить небольшую область в квартире, где ребенок сможет общаться с собственной фантазией, и не будет бояться испачкать пластилином ковер или измазать красками обои.

Кстати, если малыш «выйдет» за пределы отведенной под занятия творчеством части комнаты ни в коем случае нельзя его ругать, а тем более наказывать. Просто постарайтесь доходчиво ему объяснить, что так делать не стоит.

Поощряйте собственных детей генерировать идеи. Это можно делать изо дня в день, предлагая ребенку самому выстраивать план на выходные или на какую-нибудь поездку.

Старайтесь не подавлять творческую мысль ребенка, даже если с вашей точки зрения она бессмысленна. Прислушиваться к нему. Пусть ребенок учится ошибаться в своих творческих изысканиях. Родители могут лишь слегка корректировать новые идеи.

Осуждение и высмеивание совершенно недопустимо. А, вот в меру хвалить ребенка очень полезно. Это вселяет в него уверенность и оптимизм.

Важно

Старайтесь поощрять гибкость мышления. Если ребенок предложил один вариант решения какой-то задачи, попробуйте предложить ему придумать еще несколько вариантов.

При этом помните, что размышлять полезно сообща. Ребенок должен видеть ваше соучастие и вашу заинтересованность.

Иногда уместно попросить ребенка изобразить разные идеи и варианты решений с помощью красок на обычном альбомном листе.

Полезно сокращать время, проведенное перед телевизором. Лучше его посвятить совместным играм, прогулкам или интересным занятиям.

Если ребенок не очень хорошо сходится с другими детьми и, что часто бывает, стеснителен и растерян в незнакомой обстановке, следует приглашать его сверстников в дом и заниматься любым творчеством: репетировать детский спектакль, моделировать корабль или самолет. Такие занятия не только помогут раскрепостить ребенка, но и разовьют социальные навыки и здоровую конкуренцию в творчестве.

Очень важно наблюдать за интересами ребенка, следить за тем, чтобы он был обеспечен нужными материалами для творчества и необходимой литературой по избранной тематике.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1034_kak-razvivat-v-rebenke-kreativnost-i-tvorcheskie-s.html

Ссылка на основную публикацию