Какие занятия позволяют детям развивать пространственное мышление?

Как развить пространственное мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Обратите внимание

Пространственное мышление — это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.

Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Этапы развития

Формирование пространственного мышления происходит поэтапно, затрагивая все периоды формирования человека:

  • Начальная форма ориентирования появляется в раннем возрасте, когда у младенца выстраивается связь между анализаторами — слуховыми, зрительными и двигательными;
  • Осознание своего положения относительно пространства формируется к трехлетнему возрасту;
  • До семи лет получают свое развитие первые представления об окружающем пространстве;
  • Формирование восприятия пространства в виде системы происходит через обучение на уроках математики и геометрии в младшем школьном возрасте.

Каждый из этих этапов, помимо первого, получает свое развитие в деятельности игровой и учебной, поэтому родителям и учителям важно не упустить время, когда есть возможность максимально эффективно сформировать восприятие пространства и ориентацию в нем.

Развитие в дошкольном возрасте

Важность пространственного интеллекта в развитии и становлении дошкольников невозможно переоценить – это значимая сторона человеческого сознания, которая способствует ориентации в окружающем мире, его овладению различными видами учебной и трудовой деятельности, эффективному усвоению новых знаний.

Однако, на текущий момент времени исследования в области развития пространственного восприятия у детей дошкольников проводятся крайне неактивно, в связи с чем мало опробованных методик по освоению математики в детсадовском возрасте.

Так же нет существенных критериев оценки степени развития пространственного интеллекта до поступления ребенка в первый класс. Основы математики закладываются в ограниченном формате оперирования числами.

Проведенные исследования выявили, что воспитатели детских садов имеют слабое понимание пространственного мышления, воображения и восприятия, поэтому чаще всего, ребенок попадает в школу не будучи подготовленным в области математики.

Однако, родители в состоянии самостоятельно развивать у своих детей восприятие пространства, выполняя с ними упражнения и задания из области математики и геометрии. Эти методы являются доступными для детей, старше трех лет и уже определяющих фигуры и цвета.

  1. «Найди клад». Это упражнение способствует развитию ориентирования в пространстве посредством плана или чертежа. Нужно совместно с ребенком нарисовать план комнаты с указанием на нем расположения всех предметов, при этом не забудьте объяснить своему ребенку, что план – это вид сверху. Затем ребенок должен выйти из комнаты, а спрячьте где-нибудь его игрушку, определив ее местонахождение на «плане».
  2. «Помести кошку». Суть задания – в определении ребенком размеров знакомых ему предметов, вещей, животных. Попросите его показать какое-либо животное и предположить, в какое место оно может уместиться. Например, может ли кошка поместиться в стакан? А в коробку от телевизора? И т.п.
  3. «Расставь правильно!». Необходимо дать ребенку различные геометрические фигуры, его задача – расставить их по вашему указанию «ближе», «дальше», «вперед», «назад», и т.п.
  4. «Лабиринт». Ребенок закрывает глаза и чертит себе путь, а взрослый (или ведущий) помогает ему указаниями: «влево», «вправо», «вперед», «назад» и т.п.
  5. «Кто самый внимательный?». Для младших дошкольников и детей 3-5 лет, будет интересна следующая игра – ребенок внимательно осматривается в помещении, где он находится и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы, с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол стоит слева от тебя?»

Как мы видим, несмотря на узкую методологическую базу развития мышления пространства у детей дошкольников, родители сами в состоянии разработать задания и проверочный тест, требующие ориентирования в пространстве и знания основ математики.

Развитие в младшем школьном возрасте

Как мы уже говорили, мышление, связанное с пространством, формируется посредством участия ребят в самых разнообразных видах деятельности, таких как: игры, рисование, лепка, уроки труда и т.п. Однако, основы знаний о форме, протяженности, пространственном положении и пространственной связи даются для младших школьников на уроках математики.

Ее курс в младшем школьном возрасте является крайне ограниченным – он еще не состоит из необходимого объема заданий по геометрии, что негативно сказывается на подготовке детей к восприятию геометрических фигур и задач.

Исследования, проводимые учеными в школах с детьми 6-10 лет, показывают, что гипотеза о необходимости увеличения объема знаний математики и геометрии в начальной школе верна, на этих уроках происходит:

  • Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;
  • У школьников младших классов — формирование плоскостного и пространственного воображения;
  • Формируются простейшие геометрические понятия;
  • Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;
  • Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;
  • Заложение основ способности к конструированию;
  • Развитие потенциала к творчеству и созданию нового.

У младших школьников методы развития восприятия пространства достаточно универсальны и основываются на выполнении задач на уроках математики.

Как показывают исследования ученых, в период изучения математики, формируются различные типы мышления и умственной деятельности, а так же складывается приятный эмоциональный фон на уроках, что в общем способствует положительному отношению к учебе.

  1. Рисование, задания на конструирование, лепка, аппликация – всё, что обязательно должно сопровождаться у младших школьников активным осязанием и измерением, например, шагами, локтями, пальцами.
  2. На лабораторных работах младших классов осуществляется процесс исследования фигур из геометрии и изготовление многогранных моделей.
  3. На уроках даются математические сказки, диктанты, основанные на графике. Многие из них придумываются самими учениками.
  4. Активно начинают внедряться задачи на разрезание, складывание предметов в уме.
  5. Даются упражнения на определение и последующее изображение предмета, который изначально дается в измененном состоянии.
  6. Создание новых образов. Например, ученикам предлагается несколько линий, из которых нужно сформировать новый образ или предмет.

Все эти упражнения необходимо проводить для младших школьников на уроках на регулярной основе, они способствуют развитию математического склада ума, восприятия пространства, воображения и логики.

И в заключение

Для того, чтобы грамотно и поэтапно ввести ребенка в мир математических и геометрических законов, требуется использовать изначальный опыт ориентации в пространстве, который формируется посредством взаимодействия с различными предметами, оперирования геометрическими формами, игровой и трудовой деятельности на уроках.

Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками – такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности – сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности.

Развить пространственный интеллект ребенка является одной из основных задач на уроках начальной школы и детского сада, хотя на текущий момент система образования имеет пробелы в данном направлении. В связи с этим родители самостоятельно должны проводить игры с ребенком, способствующие развитию восприятия пространства. 

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-doshkolnikov.html

Развиваем пространственное мышление у дошкольников

Если спросить родителей, что должен уметь ребенок при поступлении в школу, то многие ответят: читать, писать, рисовать. И мало кто из них задумается о таком необходимом навыке, как ориентировка в пространстве, который имеет большое значение для успешного обучения.

Специалисты отмечают: дети, у которых плохо развиты пространственные представления, испытывают трудности при обучении письму и математике.

Что могут сделать родители, чтобы своевременно развивать у ребенка пространственное мышление? На помощь приходит специальная методика, помогающая подготовить к учебе будущего первоклассника.

Что надо знать родителям о пространственном мышлении?

В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.

Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.

Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:

  • свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
  • определять движения вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево.
  • обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
  • моделировать положение объектов в пространстве;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
  • графически воспроизводить различные направления.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой — правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа — слева, впереди — сзади, вверх — вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?

Развитие пространственного мышления интенсивно происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущей деятельностью.

Поэтому методика предполагает опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов. В методике накоплено много словесных игр, упражнений с движениями, игр с предметами.

Основой всех действий взрослого и ребенка послужит главная для данного возраста задача.

Игры для малышей

Развивающие задания для малышей должны быть направлены на восприятие собственного тела (левая и правая сторона), определения положения предмета вверху — внизу. Учитывая стремление детишек этого возраста к большой двигательной активности, методика предлагает подвижные игры, упражнения с предметами.

«Если нравится тебе, то делай так»

  • Привычные движения для закрепления понятий верх-низ, лево – право интересно выполнять под известную песенку «Если нравится тебе, то делай так…». Необязательно сразу начинать со сложных упражнений, пусть они будут простые, например, по команде взрослого ребенок поднимает руки вверх — вниз, в стороны, поочередно влево — вправо. Движения можно взять из комплекса утренней гимнастики, чтобы не вызвать затруднений у малышей при их выполнении под мелодию.
Читайте также:  Третья фаза родов у первородящих, у повторнородящих - подробная информация

Совет! На первых порах малышу потребуется зеркальное отражение движений, так как он еще только усваивает пространственные представления относительно своего тела.

  • Аналогично выполняются движения для ног: «Отставить ножку влево (вправо), постоять на одной ножке (правой, левой) ».
  • Как усложненный вариант, после усвоения простых движений, предложить прыжки на двух ногах вперед — назад, влево — вправо.

Игры с мячом

Задания с мячом помогают детям легко ориентироваться в пространстве. Например, можно предложить бросать мяч вверх — вниз или поочередно левой, правой рукой, толкать мяч левой или правой ногой. Взрослый четко называет руку или ногу, которой производится движение.

Игрушки – помощники

Широко используются игрушки, которые помогут закрепить пространственные представления: «Машина поехала влево, а мячик покатился вправо», «Бери веревочку в левую ручку, а лопаточку ‒ в правую», «Какой игрушки не стало с правой стороны? »

Стихи и потешки в обучении

Большую пользу и удовольствие маленьким деткам доставят стихи и шутки — прибаутки, которые могут сопровождать упражнения. Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет движения.

Стихи Е. Благининой:

Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу. Вот они ‒ сапожки.

Этот ‒ с левой ножки,(ребенок показывает ножки и сапожки)
Этот ‒ с правой ножки. Если дождичек пойдёт,

Наденем галошки.(Объяснить, что галошки — это очень низкие сапожки, показать рукой на детском сапоге)
Эта ‒ с правой ножки, Эта ‒ с левой ножки.

Вот как хорошо!

Стихотворение И. Токмаковой:

(Взрослый читает) Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
(Ребенок выполняет движение ножкой) Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова ‒ правою ногой, Снова ‒ левою ногой, После ‒ правою ногой, После ‒ левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

Народные игры на основе потешек также заинтересуют детей:

Ну-ка, топни ногой, И притопни другой. Топни левой, Топни правой. Левой, правой,

Левой, правой.

На полянке два жука (можно выполнять под веселую мелодию) Танцевали гопака: Правой ножкой топ,топ! Левой ножкой топ, топ! Ручки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Творческие задания

Взрослый, проявляя творчество, может сам придумать забавы для своего малыша:

  • «Считаем ступеньки левой ножкой, правой ножкой».
  • «Мяч вверх полетел, а потом — вниз».
  • Для решения задачи можно преобразовать подвижную игру «Карусели»: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, влево — вправо, влево — вправо».
  • На улице также можно играть во множество самостоятельно придуманных игр на ориентировку в пространстве: «Покажи белый дом слева, найди высокое дерево справа», «Что впереди нас, а что сзади? », «Кто идет с левой стороны от нас? »

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте восприятие окружающего мира совершенствуется, поэтому методика предлагает более сложные задания для развития пространственных представлений:

Сюжетные игры

Для знакомства с новым представлением ‒ ориентировки относительно предметов широко используются игрушки. Дети любят сюжетные игры, поэтому можно использовать знакомые ситуации для задания:

  • «День рождения куклы», в гости пришли игрушки, слева за стол усаживаются мишки, справа ‒ куклы.
  • «Наш мишка заболел», под левую лапку поставим градусник, в правую ‒ дадим ложку с медом.

Можно придумать разные сюжеты, наблюдательные родители знают, в какие игрушки любит играть их малыш.

Игры в прятки

  • Прятки ‒ любимая игра дошколят, которую можно с успехом использовать в обучении. Ребенок выходит за дверь, а взрослый прячет игрушку. Потом «прокладывается» путь к спрятанному предмету при помощи инструкции: «три шага вперед, шаг ‒ влево, прямо два шага, шаг вправо и т. д.» Таким образом начинается обучение перемещению в двухмерном пространстве.
  • Как новый вариант игры, можно использовать разноцветные стрелки, указывающие путь к игрушке. Взрослый активизирует дошкольника с помощью вопросов: «В какую сторону показывает зеленая стрелка?», «А сейчас куда идти по красной стрелке?»
  • Далее можно усложнить задание: предложить дошкольнику спрятать предмет и руководить действиями взрослого.

Совет! На первых порах инструкции малышу давать достаточно сложно, поэтому можно помочь вопросами: «По какой стрелке мне пойти влево? », «Какая стрелка поможет пойти вправо? »

Подвижные игры

Игры с мячом, кеглями, другими спортивными предметами также помогут дошкольникам ориентироваться в пространстве. Например, популярны среди детей игры:

  • «Мяч в корзину» (мячи одного цвета забрасываются в левую корзинку, другого ‒ в правую);
  • «Сбей кеглю (синие кегли сбиваются левой рукой, красные ‒ правой)».

Задания для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный чувственный опыт, восприятие представлений расширяется. Поэтому главным содержанием занятий становится самостоятельное моделирование пространства, его графическое изображение, ориентировка в двухмерном пространстве. Методика предлагает для заданий игровые упражнения — алгоритмы, требующие применения логического мышления:

«Графический диктант»

Родители могут использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее выполнять упражнения, которые придумали сами родители, например, нарисованные по клеточкам изображения предметов или животных.

Ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: «четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) ». Потом изображение можно раскрасить.

Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством развития мелкой моторики, необходимой при обучении письму.

Совет! Для развития пространственных представлений, которые необходимы при обучении письму и математике, нужно закрепить в графических диктантах умение находить части, углы, центр листа.

Настольные игры

Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве.

Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Сложи узор», головоломки.

Игра «Регулировщик»

Актуальна для закрепления правил дорожного движения.

  • Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком. Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк), подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок) указывает путь «водителю»: прямо до светофора, вправо и т. д.
  • Аналогично проводится игра на игровом поле «Пройди по улице, перейди дорогу» с мелкими игрушками.

«Лабиринт»

  • Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать правильный путь с комментариями.
  • Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый короткий путь».

«Зеркало наоборот»

Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую .

Словесные игры

Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:

  • «Скажи наоборот: вверх-…, влево-…, север-… » (как вариант проводится игра с мячом),
  • «Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает предложение с обозначения пространственного отношения, дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на севере…).

В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые родители с успехом могут использовать для домашних занятий. Наиболее ценными будут игры, изобретенные взрослыми совместно с дошколятами, так как лучше всего запоминается то, что придумано самостоятельно.

Источник: https://myintelligentkids.com/dlya-chego-nuzhno-razvivat-prostranstvennoe-myshlenie-u-doshkolnikov

Развитие пространственного мышления у малышей, дошкольников и младших школьников

Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.

Расскажем об основных возрастных этапах развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).

Малыши (до 3 лет)

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Как формировать пространственное мышление до 3 лет?

Предлагайте ребенку:

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.

Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.

Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже — в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?

Вам помогут:

  • игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).

Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.

Дошкольники (5-7 лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».

В 5-7 лет дети должны уметь:

  • различать понятия размера и формы;
  • свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
  • различать левую и правую руку, сторону;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).

названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа.

да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.

Читайте также:  Первые признаки заболевания ребенка - что делать родителям?

как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?

с этой задачей помогут справиться:

  • игры на внимательность. например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
  • графические диктанты;
  • занимательные задания на объемное мышление;
  • специальные развивающие игры;
  • повседневные бытовые задачи.

предлагайте ребенку настольные игры, такие как танграм, «геометрика», шашки, шахматы, нарды.

вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.

младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.

Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций).

Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия.

Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Как это все поможет родителям?

Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному».

Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:

  • не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
  • определить контрольные точки — некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
  • сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
  • подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.

К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.

Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.

Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.

Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление

Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.

Изучайте теорию, выполняйте и решайте:

Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.

Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение.

Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе.

Важно

Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».

Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:

  • базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
  • посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет — старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.

Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!

Источник: https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/razvivaem-prostranstvennoe-myshlenie

Как развивать пространственное мышление

 Можно ли успешному школьнику обойтись только логикой? Нет. Логическое мышление – это левое полушарие.

Содержание

А у человека их два. Для успешного обучения они должны работать в тандеме. В мыслительной деятельности правое полушарие представляет пространственное мышление.

Полезно развить у дошкольника к школе представления о пространстве, воображение. Например, без развитого воображения вообще невозможно быть успешным ни в какой деятельности.

Пространственное мышление ребёнка

В интернете много хороших советов. Мы предлагаем материал, применяемый нами на практике и показавший удовлетворительные результаты в развитии необходимых качеств. Следует учесть, что самый лучший способ развития дошкольника – игра.

Что доступно всем родителям:

  1. Продуктивная детская деятельность: лепка, рисование, конструирование. Начинать лучше с лепки, так как получаем объёмные фигурки (трёхмерное пространство). Слепили и пробуем нарисовать (переход от объёма к плоскости). Или наоборот, есть картинка, попробуйте слепить нарисованный предмет.

    С конструированием – аналогично.

  2. Поделки из бумаги: объёмные (конструирование)
  3. Игры: шахматы (особенно) шашки, китайская игра «танграм», «Колумбово яйцо» и т. п.
  4. Рисование планов комнаты, квартиры (или дома), окружающей местности вместе с малышом.

    Или нарисуйте планы сами, а он пусть соотнесёт план и реальность. Полезно устраивать игры типа квестов: дети любят искать клады, ориентируясь по схемам.

  5. Отгадывание загадок. Опишите предмет, а малыш найдёт его по признакам. Развивающий момент: дошколёнку придётся выстраивать образ в уме.

  6. Куда-то направляясь, спросите у малыша, как лучше туда добраться.

Задачи и упражнения на пространственное мышление

Какие задания можно найти в том числе и на нашем сайте? Подобные занятия в принципе можно начинать с 4,5 лет, но все дети разные. Если не пошло, упростите. И упрощённый вариант не пошёл – откажитесь на некоторое время. Потом сможете предложить опять.

  1. Копирование орнаментов. Рекомендуемые нами узоры подойдут для 6-7 лет.
  2. Зеркальное дорисовывание предмета (дорисовать вторую половину точно также).
  3. Вырезание симметричных фигур (возможно уже со средней группы).
  4. Диктанты по клеточкам. Их можно выполнять по-разному: графические диктанты (простые и сложные), рисование по клеточкам.
  5. Словесные диктанты.
  6. Соединяя точки по последовательности цифр, получить рисунок объекта.
  7. Зеркально перерисовывать любые нарисованные вещи, буквы.
  8. Рисовать по заданию взрослого: нарисуй в левом верхнем углу листочка домик, в правом верхнем – солнышко, левом нижнем – флажок, правом нижнем кораблик. С этого задания мы начинаем.
  9. Всем известные лабиринты. Для малышей просто найти путь мишке к бочке мёда. Ребятам постарше 6-7 лет лабиринты проходить с условием. Например, проходя лабиринт не отрывать карандаша от бумаги от начала и до конца.
  10. Рамки-вкладыши (тоже разные).
  11. Описывать положение предмета, используя предлоги (кошка сидит на крыше, спрыгнет с крыши, спрячется под крыльцо и т. п.)

Игры для 5-7 лет

Для детей постарше 5-7 лет задания можно усложнить.

Точки в клетках

У психологов есть простой тест на выявление двигательного темпа шести-семилеток. На листе в клетку он выполняется построчно. Надо проставлять точки в каждой клетке строчки в максимально возможном темпе. Этот тест легко превращается в развивающее задание. Дополним простое проставление точек условиями:

  1. В первой строчке точки проставляются слева направо, во второй наоборот, в третьей снова слева направо и т. д.
  2. Точки можно проставлять чередуя сверху вниз и снизу вверх
  3. А можно как-то наискосок или как придумаете.

После такого упражнения дети прекрасно запоминают ещё до школы расположение в строчку и в столбик, упрощая себе школьную жизнь.

Расставь игрушки

Предложите детям набор мелких игрушек. Поставьте какую-нибудь игрушку на стол. Вы говорите, а они расставляют относительно её другие игрушки: слона дальше, кошку слева, свинью ближе и так далее.

Разложи фигуры

Приготовьте несколько геометрических фигур ( усложнение: разных по цвету и размеру). Пусть малыш по вашей инструкции их располагает. Аналогично предыдущему заданию. Только там объемные фигуры, а здесь плоские.

Разведчик

В этом упражнении тренируется ещё и память.

Инструкция. Посмотри внимательно на всю комнату. Запомни. Отвернись. Отвечай на вопросы: что стоит справа от дивана, какого цвета стол под телевизором, что стоит справа (слева) от кресла, сколько диванных подушек на диване, сколько на кресле, какого цвета диван и т. д.

Рисунок на спине

Рисуйте пальцем на спине малыша простые геометрические фигуры, буквы, цифры. Его задача понять, что нарисовано.

Волшебный мешочек

Играем с ясельной группы. В мешочек из ткани сложите мелкие фигурки животных, других игрушек. Задача дошкольника узнать предмет на ощупь.

Муха

Тоже известное упражнение. Разные варианты есть в интернете. Есть поле 9*9 клеток (для дошкольников 7*7 или 5*5). Игра в два этапа.

Совет

1 этап. Муха (игрушка или пуговица) садится в левый верхний угол и двигается по клеткам. Взрослый диктует: две клетки вниз, одна направо. Играющий передвигает муху согласно инструкции. И так далее.

2 этап. Движения мухи дошкольник производит в уме и сразу передвигает её в нужную клетку. усложнение: все действия, и саму муху, и поле игрок держит в уме. Положение мухи он говорит взрослому, и то отмечает его на игровом поле, а в итоге оно сравнивается с заготовкой. Когда игра освоена, можно играть 2-3 игрокам с ведущим.

Пространственное мышление и 1 класс

Чем поможет пространственное мышление ученику в школе?

  1. Он будет быстро ориентироваться в помещении и на местности, что придаст ему уверенности в себе.
  2. Будет легко запоминать местонахождение своих вещей. Не будет их терять.
  3. Сумеет быстро концентрироваться и легко запоминать информацию.

Это минимум, обеспечивающий успешность обучения на самом первом его этапе.

Источник: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/myshlenie/kak-razvivat-prostranstvennoe-myshlenie

Как развивать пространственное мышление в дошкольном возрасте

Повседневная жизнь наполнена пространственными обозначениями и направлениями, символами и знаками, в которых ребенок обязан ориентироваться почти наравне с взрослыми. Своевременное развитие пространственного мышления дошкольников поможет осознанию себя в окружении предметов и формированию умений правильно оценивать расстояния, соотносить размеры, находить ориентиры. 

Что подразумевают под пространственным мышлением детей дошкольного возраста

Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.

Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, как составляющая интеллектуального развития.

Ребенок осваивает не только мыслительные процессы, но и научается осознавать себя и место предметов в пространстве.

Основные пространственные представления у детей дошкольного возраста заключаются в способности:

  • Использовать навыки координации в пространстве: определить свое местоположение относительно людей или предметов;
  • Оценивать размер и форму предмета;
  • Зрительно разбить объект на геометрические фигуры: мишка состоит из шариков и вытянутых колбасок;
  • Нарисовать картинку, учитывая расположение предметов относительного друг друга;
  • Слепить или сконструировать трехмерную модель домика или животного.

Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике.

Стадии формирования пространственных представлений

Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.

В 3 года восприятие пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.

В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.

Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте

В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:

  • Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.
  • Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.
  • Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.

Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.

Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.

По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.

Обратите внимание

При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.

Рекомендуется в этот период предлагать соединять точки, превращая их в рисунок, строить домики из палочек, воспроизводить на бумаге простые узоры.

Осмысление пространства старшим дошкольником

В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине.

В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.

Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.

Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.

Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.

Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.

В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.

Конструирование как средство развития пространственного мышления

Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетливо представляет, что должно получиться в результате.

Лепка из пластилина дает большее пространство для творчества, потому что можно представить любой домик или поезд, после чего начинать создавать объемные фигуры, скреплять их, использовать другие материалы для придания завершенности.

Конструкторы с готовыми схемами – тоже отличный способ для развития. Обучение чтению схематического изображения помогает представить конечную поделку, описание действий учит соблюдать последовательность необходимых операций.

Важно

Отдельным пунктом стоит необходимость выбрать, найти и прикрепить деталь нужного размера нужным способом. Уже одна ошибка может свести на «нет» все труды.

В процессе конструктивной деятельности дошкольник применяет принцип обследования предметов. Он воспринимает объект в целом, определяет его объемную форму и составляющие детали. При этом используются следующие мыслительные операции:

  • Сравнение – необходимо при выборе необходимой детали или фигуры;
  • Классификация – используемые части разделяются по выбранному критерию;
  • Синтез – из представленных деталей ребенок формирует образ готового результата;
  • Анализ – наглядная модель раскладывается на детали, что позволяет составить последовательность действия для конструирования.

Задания на развитие пространственного мышления

Стремление ребенка освоиться в пространстве обязательно должно поддерживаться взрослыми. Существует мнение, что 5-15 минут занятий в день достаточно, чтобы активизировать процесс и ускорить формирование пространственной ориентации.

Стимулирующие игры для младших дошкольников

Занятия с малышами включают подвижные игры и другую двигательную активность в виде упражнений с предметами:

Такой указатель поймет любой ребенок

  • Выполнение простейших гимнастических упражнений под детские песенки. Команды должны содержать понятия «право», «лево», «вверх», «вниз». Используются движения рук, ног и комбинации с прыжками;
  • Игра с мячом, который необходимо толкать или бросать определенной рукой или ногой;
  • Помощь игрушек и объектов на прогулке. Перемещение предметов или взятие в определенную руку мяча или совочка закрепляет понятия «право-лево».

Упражнения на развитие мышления старших детей

В старшем дошкольном возрасте задания становится значительно разнообразнее. Для повышения уровня ориентировки в пространстве рекомендуется:

  • Соединение точек по цифрам или для изображения фигуры;
  • Дорисовывание половинки картинки;
  • Копирование узоров и орнаментов;
  • Воспроизведение фигуры с изменением размеров или добавлением деталей;
  • Прохождение нарисованных на бумаге лабиринтов;
  • Создание аппликации знакомых предметов, используя только геометрические фигуры;
  • Описание местоположения персонажей на картинках с использованием соответствующих предлогов;
  • Создание объемных поделок из различных материалов;
  • Помещение воображаемого животного в подходящую по размерам емкость;
  • Запоминание положения предметов и последующее описание их расстановки;
  • Сокрытие «кладов» для поиска по схемам и подсказкам.

В большинство игр родители могут играть вместе с детьми, стимулируя пространственное мышление дошкольников и готовя их к успешному обучению математике и геометрии.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/prostranstvennoe-myshlenie

❗️☘️ Развитие пространственного мышления у детей ☀ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Развитие пространственного мышления у детей играет роль в развитии интеллектуальной личности. На процесс усвоения влияет возраст. Чем раньше начат процесс обучения, тем лучше он будет усвоен. Поэтому так важно начать тренировку навыков в дошкольном возрасте.

Для чего нужно пространственное мышление

Развивать пространственное мышление необходимо для лучшей ориентации в пространстве, создания в сознании образов, и умения использовать при решении задач. Цель развития пространственного мышления — это помочь детям правильно воспринимать формы, размеры объектов, их движение в пространстве.

Родители в процессе обучения прививают следующие навыки:

  • распознавать направление движений: вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз;
  • определять положение человека по отношению к себе, знать левую и правую стороны;
  • определять стороны горизонта;
  • определять положение объектов в пространстве;
  • ориентироваться на плоскости;
  • воспроизводить графические изображения.

Возрастные этапы обучения

Развитие у детей восприятия пространственного мышления проходит в несколько этапов. Каждому из них соответствует свой уровень трехмерного мышления или воображения. Первоначально малыш конструирует домик из кубиков, вырастая, он уже способен моделировать 3D изображения.

Основные этапы:

  • возраст до трех лет. Эта ранняя стадия, когда малыш только учиться воспринимать образы, звуки, запахи. Происходит формирование навыка по определению своего положения в пространстве. Доступны простые задания:
  • рисование фигур;
  • нахождение и соединение точек;
  • собирание фигур из счетных палочек;
  • лепка из пластилина.
  • от трех до пяти лет. Малыш должен самостоятельно совершать изменения с объектами в пространстве. У него закладывается на уровне интуиции определение предметов в многогранном пространстве, такие понятия, как: вправо-влево, большой-маленький. Осознанные действия появляются в дошкольном периоде. Прививается навык определять форму предмета.

Малыш должен уметь:

  • повторять простой рисунок,
  • сравнивать изображения;
  • различать углы.

Родители предлагают детям игры для формирования образного восприятия, такие, где ребенок будет отбирать необходимые по цвету, размерам изображения, манипулировать с предметами, размещая их в заданном расположении, вырезать из бумаги фигурки и снежинки, дорисовывать неполные рисунки, создавать аппликации и моделировать новые образы. Взрослый задает вопросы о местонахождении игрушек, а малыш должен ответить.

  • От пяти до семи лет — малыш должен уметь не только определять положение предметов, но и возможность самостоятельно улучшать, преобразовывать объекты. Родители дают задание на внимательность, графические задачи, предлагать такие игры, как шашки, нарды, шахматы. Интересно будет играть в такие игры, как нахождение клада на карте. Необходимы навыки будут усваиваться легко и просто, потому что в игре все что делается с удовольствием, закрепляется на подсознательном уровне;
  • семь лет и старше — воспитанник должен уметь моделировать расположение предметов в пространстве, иметь возможность составить представление об объекте при изменении его положения или взгляде с другой стороны, уметь словесно охарактеризовать положение.

В это возрасте воспитанием детей занимаются педагоги в школе. Задания должны быть сложными, такими как точное копирование изображения, составление схемы или карты, конструирование зданий, моделей автомобилей. Помогают в усвоении навыков трехмерные пазлы.

Какие игры можно предложить детям для развития пространственного мышления

Для малышей обязательны игры с мячом: бросание в стороны и вверх, чередуя левую и правую руки, ногу. Можно использовать игрушки, давая задание на определение местоположения их в пространстве.

Стихотворения и прибаутки известных детских поэтов в словесной форме закрепляют положение образов в детском сознании.

Для детей постарше используют сюжетные игры с использованием игрушек. Усложняют задания. Уместно предложить рисунки по типу «найди лишнее».

Игры в прятки, когда прячут игрушку, и предлагают малышу найти ее, давая подсказу в виде количества шагов до спрятанного предмета.

Подвижные игры с мячом выработают умение точно ориентироваться в пространстве.

Родители используют графический диктант: предлагают обвести выделенное изображение, раскрасить рисунок. Детям интересно самостоятельное раскрашивание и вырезание из бумаги предметов. Занимательные 3D пазлы и оригами как нельзя лучше благоприятствуют формированию восприятия объектов.

Из предметов рекомендованы детская пирамидка и кубики. Усложняют задания, предлагая сконструировать объект по схеме, поручают определить положение объемной фигуры сверху.

Помогают развить образное восприятие конструкторские игры. Магнитный конструктор — идеальное решение для развития у ребенка пространственного мышления. Он безопасен, легок, интересен для малыша. Магнитный конструктор купить в Москве можно для любого возраста.

Совет

Развитие интеллекта должно у детей начинаться с младшего возраста в семье, поэтому первоочередной долг родителей — развитие и закрепление необходимых навыков. В школу малыш пойдет уже подготовленным.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya.html

Ссылка на основную публикацию