Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

Классный час (5 класс) по теме: Классный час «Честь и достоинство»

Коткова Марина Евгеньевна –учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русско – Шуганская средняя общеобразовательная школа имени П. А. Днепрова

Классный час: «Честь и достоинство»

«Честь и достоинство»

Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания учащихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития в обществе, стране.

Оформление: Достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе. Честь — 1) достойные уважения и гордости моральные качества человека, 2) соответствующие принципы, 3) хорошая незапятнанная репутация, 4) почет и уважение. Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими, обществом.

Классный руководитель:

  1.    «Я, русский офицер, честь имею!» — часто слышим мы такую фразу из уст военного. А как вы ее понимаете, ребята?
  2.   Что такое честь? (учащиеся дочитывают определения с доски).
  3.   Эти моральные качества присущи только офицеру или гражданскому человеку?
  4.   Какое еще слово также определяет высокие моральные качества? (зачитывается определение достоинства) Вот поэтому наш классный час и называется «Честь и достоинство».
  5.   Какие высокие моральные качества человека можете

           назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость,                                                                      храбрость, отвага, порядочность, совесть).

  1. Дайте определение слову совесть. (…)

Честь и совесть?                      

Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.      

           «И первый клад мой честь была, » — писал А.С.Пушкин. Национальная гордость России, великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей красавицы жены. Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:

           — Погиб поэт — невольник чести —

              Пал, оклеветанный молвой…

Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!

Так что же такое честь для каждого из нас?

Честь — моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

А совесть?

Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Обратите внимание

 Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с те человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?

Лично я считаю, что человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок.

Я согласна с тобой. Подтвердите эту мысль.

В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя.

Вы можете привести пример высокой нравственности?

Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.

           Два ярких примера. Первый вызывает отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби. Первый проклят давным-давно, а на примере второго воспитывается новое поколение с внутренней красотой. В чем заключается внутренняя красота человека?

  1. Внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Сохранение своего внутреннего богатства, верность своим нравственным позициям и своему мировоззрению и есть главное достоинство человека.
  2. А я хочу добавить. Понятие чести и совести не могут быть применимы к тому, кто поступился своими моральными принципами ради достижения каких — либо целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, преступая через них.

 Итак, человек красив своими делами, своими поступкам заслуживающими уважения.

Приведите примеры.

  1. Чего греха таить! Каждое утро мы просыпаемся с трудом. Как хочется еще поспать под теплым одеялом.  Но совесть побеждает — надо — и мы идем в школу.
  2. Хотя занятия отменены с 1 по 4 классы, хотя на улице мороз -30. И дома остаются только ленивые и трусливые, не зная закона совести.
  3. (…)

— Спасибо, ребята, вы правы.

Вывод:

  1. Один филосов сказал: «Закон, живущий в нас, называется совестью». И это правило, как таблица умножения, применимо к каждому, будь это ученый, будь это рабочий, будь это врач или учитель, будь это ученик. Самое тяжкое преступление есть нарушения закона совести.
  2. Честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
  3. Меня поразил отрывок из воспоминаний. Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Сумма норма по рабочей карточке 125 г. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что изможденная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше б ты умер».

У вас, конечно, первая реакция — как же так? Как такое могла сказать мать? – мысли ребят :

  1. Я считаю, что мать не могла так сказать сыну. Ведь он принес лишнюю пайку хлеба.
  2. А я считаю, что мама права. Ведь он принёс в дом чужой хлеб.

Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может, у этой изможденной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.

 А как бы вы поступили на месте этого изможденного мальчика?

( учащиеся высказывают свои мнения)

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что он на всю жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие слова матери.

И поступок. Совершенный им в детстве, был первым и последним безнравственным поступком. Посещая Пискаревское кладбище, где лежат останки тысячей погибших, он поклоняется праху не только своей матери, но и той изможденной женщине, всем тем, кто не дожил до победы.

Важно

Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое  достоинство окружающих нас:

 Родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас  очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.

Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин, называться человеком.

А кто не может, не имеет морального права называться человеком? Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.

Запомните святые слова:

— Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

— Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

Ребята, а какие советы, крылатые фразы вы дали бы себе и друзьям?

— Береги платья снову, а честь смолоду.

— С честью выполняй свой долг.

— Избегай постыдного.

— Совесть — тысяча свидетелей.

— Храни достоинство своё повсюду, человек!

— Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.

Спасибо, я рада, что эти слова сегодня прозвучали, и их услышит тот, кто еще не до конца понимал их до сих пор.

Пусти эти советы в свою душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.

  1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба — это наше бесчестие.
  2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу — запятнали свою честь.
  3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство — потеряли чувство стыда.

И позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам. Нам, вашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы ужу сейчас с достоинством несли знание: я — ученик школы Муслюмовского района села Русский Шуган. И из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

— Я — гражданин Республики Татарстан, честь имею!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/04/01/klassnyy-chas-chest-i-dostoinstvo

Честь и достоинство ученика и учителя — уважение и защита

«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах», — гласит Всеобщая декларация прав человека.
Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012.г.

№273-ФЗ (далее — Закон) ученикам и учителям предоставлено право на уважение и защиту их чести и достоинства, и в тоже время по Закону они обязаны уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений.

Однако, практика показывает, что эти требования Закона выполняются не всегда, возможно, еще и потому, что нарушители недостаточно представляют себе что это такое «ЧЕСТЬ» и «ДОСТОИНСТВО».

Если не использовать   строгие научные и философские определения, то эти понятия можно представить себе следующим образом.

Что такое «честь»
«Честь» — это оценка человека с точки зрения норм определенной социальной группы.

Понятие — «честь» включает такие свойства личности, как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы, а также определяет что люди могут позволить себе сделать, не испытывая при этом чувства вины и раскаяния.

Например, честь ученика — это его оценка со стороны родных, близких, знакомых, однокчленов спортивной команды, которые он посещает и т.д.
Честь учителя — это его оценка со стороны школьного, родительского коллектива, профессионального педагогического сообщества района, города, области, страны.

Совет

С понятием чести связа­ны обязательные для членов данной социальной группы требования, стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».
Поэтому существуют такие понятия как честь  семьи, класса, школы, воинская честь, девичья честь, профессиональная честь и т. д.

, а также употребляются выражения: выступил за честь школы, отстоял честь команды, защитил честь страны и др.  В каждой школе для учащихся есть правила внутреннего распорядка, для учителей — профессиональный кодекс педагога.
Потеря чести — это падение моральных устоев.

Что такое «достоинство»

Если «честь» — это оценка морально-нравственных качеств человека как бы «снаружи», то «достоинство» — это оценка «изнутри».

Понятие «достоинство» означает уважение человека к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы.

Достоинство — одно из нематериальных благ, которое даётся человеку от рождения и которое ему приходится формировать, воспитывать и тренировать в себе в дальнейшем.
Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся не только к себе, но и к другим людям.

Человек с высоким чувством собственного достоинства не будет грубить, дерзить, не будет умалять достоинство другого, а также будет пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы у ребенка было чувство собственного достоинства. Но для этого необходимо, чтобы и сами родители им обладали.

Что значит уважать честь и достоинство
Уважать честь и достоинство для ученика значит ответственно подходить к выполнению конкретных обязательств и поручений, взятых на себя: добросовестно выполнять долг перед государством и семьей, классом, школой; ответственно относиться к учебным заданиям, исполнять обещания и понимать значимость своих слов и поступков; не допускать употребления спиртных напитков или наркотиков; не заниматься вымогательством, воровством, порчей имущества, распространением заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинства других людей; не принимать на себя образ и функции раба; по отношению к другим не допускать таких действий как: нанесение побоев, избиение; запугивание, шантаж; употребление оскорбительных кличек; дискриминация по национальным и социальным признакам; подчеркивание физических недостатков; нецензурная брань; умышленное доведение другого человека до стресса, нервного срыва и т.д.
Бывает, что ученик совершает тот или иной поступок, за который ему потом становится стыдно, и он начинает ощущать себя недостойным, никчемным человеком. В таком случае говорят, что он потерял свои честь и достоинство. Однако, он может вернуть их. Для этого ученик должен загладить свою вину и своими положительными поступками вновь заслужить уважение. И тогда честь и достоинство снова вернутся к нему.
Для учителя уважать честь и достоинство обучающихся означает, что он не вправе кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их, унижать перед одноклассниками, наказывать учеников, шантажировать, устраивать разбирательство с учеником в присутствии всего класса или выносить на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия; размещать в сети Интернет фотографии детей без их согласия, сведения, порочащие их и т. д., а по отношению к другим участникам образовательных отношений — не допускать оскорблений, не распространять ложные сведения, не шантажировать родителей и работников школы и т.д.

Читайте также:  Данил плужников - победитель шоу «голос. дети» - эксклюзивное интервью для сайта baragozik.ru

«Золотое» правило нравственности гласит: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» и «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Как говорил великий фантаст Жюль Верн: «Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но главным образом сознавать свое человеческое достоинство».
Как защитить честь и достоинство
Согласно Конституции РФ достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.
В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе требовать через суд опровержения порочащих его честь, достоинство либо деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Если есть доказательства, то согласно статьи 151 Гражданского кодекса РФ можно обратиться в суд и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.

В соответствии со ст. 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет наложение административного штрафа на граждан, совершивших это деяние.

Согласно ст.

45 Закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
— направлять в органы управления школой обращения о применении к работникам школы, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;
— обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов;
— обратиться в прокуратуру и суд.
Учитель согласно законодательству РФ также имеет право на защиту своих чести и достоинства.

Например, в соответствии со ст.152 ГК РФ для защиты от клеветы родителей или от лиц, распространяющих в отношении него порочащие сведения, не соответствующие действительности, обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих чести и достоинства, а в соответствии со ст. 151 ГК РФ — для взыскания денежной компенсации за нанесенный моральный вред.

P.S. Как сообщила прокуратура Архангельской области (https://astrprok.ru/n_9154_.html) директором школы в ходе выяснения причин произошедшего конфликта между учителем географии и учеником 9 класса произнесены фразы, унижающие человеческое достоинство несовершеннолетнего обучающегося.

Обратите внимание

Содержание разговора директора школы с обучающимся установлено на основании предоставленной заявителем аудиозаписи разговора.

Прокуратура в отношении директора школы возбудила дело об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого руководителя привлекли к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Также городская прокуратура внесла соответствующее представление начальнику управления образованием администрации Ахтубинского района и направила информацию министру образования и науки Астраханской области для принятия мер реагирования.

Честь и достоинство ученика и учителя — уважение и защита

Источник: http://eduinspector.ru/2018/01/15/chest-i-dostoinstvo-uchenika-i-uchitelya-uvazhenie-i-zashhita/

5. Честь и Достоинство человека

Категории Честь
и Достоинство
отражают моральную ценность личности
и представляют собой общественную
и индивидуальную оценку нравственных
качеств и поступков человека.
Близкие по значению, они, однако, имеют
важные смысловые различия.

Честь
как моральный феномен есть внешнее
общественное признание поступков
человека, его заслуг,
проявляющееся в почитании, авторитете,
славе. Поэтому чувство чести, внутренне
присущее личности, связано со стремлением
добиться высокой оценки со стороны
окружающих, похвалы, известности.

Достоинство
– это, во-первых, внутренняя
уверенность в собственной ценности,
чувство самоуважения, проявляющаяся в
сопротивлении любым попыткам посягнуть
на свою индивидуальность и независимость.
И, во-вторых, достоинство человека должно
получить общественное признание.

Общественное одобрение
приходит к человеку со стороны его
социального окружения, поэтому честь
воздается ему в соответствии с оценкой,
которую получают качества человека как
представителя той или иной социальной
группы (класса, нации, сословия,
коллектива).

Понятие достоинства более
универсально, оно подчеркивает значимость
личности как представителя человеческого
рода. Чувство чести вызывает желание
возвыситься в той социальной группе,
от которой добиваешься почестей.

Чувство
же собственного достоинства основано
на признании принципиального морального
равенства с другими людьми.

Понятия чести и достоинства
имеют свои исторические корни. Они
наполнялись конкретным содержанием в
зависимости от типа личности, присущего
той или иной нравственной системе, и от
характера связи личности с общественной
средой.

Чувство чести
возникает в тех общественных укладах,
где существуют строго фиксированные
социальные различия,
и общество напрямую заинтересовано в
их сохранении. В архаической
культуре «чужой»
оценивался заведомо отрицательно,
принадлежность же к «своим» давала
человеку право добиваться высокого
статуса в среде соплеменников.

  Не
равенство, а иерархия считалась основным
принципом организации человеческого
общества, поэтому в древнем мире
доминирующим оказывается понятие чести
как возвышение в «своей» среде.

Важно

Чем
более жесткие формы имеет ранговая
структура общества, чем выше и прочнее
барьеры, отделяющие одно сословие или
слой от другого, тем большую роль в его
нравах играет честь. Своего максимального
расцвета честь достигает в феодализме.

Самыми характерными культурно-историческими
феноменами чести можно считать рыцарство
в западноевропейском Средневековье,
русское дворянство, сословие самураев
в Японии и т. п. В полных своих формах
честь включает в себя посвящение и
другие символические процедуры.

Понятие гражданского
достоинства зарождается
в античную эпоху,
сопровождавшуюся образованием государств.
Однако оно не связывается  с
индивидуальной самобытностью личности.
Ценность человека определяется
исключительно его принадлежностью к
государству. Причем понятие достоинства
относилось только к свободным гражданам.

Раб не считался человеком и поэтому не
имел ни человеческого, ни гражданского
достоинства.

Новое время,
сохраняя социальный смысл чести и
достоинства, наполняет их, в отличие от
Средневековья, личностным содержанием:
все больше в их основу кладется не
социальный статус, а индивидуальное
самосознание личности, приводящее к
появлению и развитию чувства собственного
достоинства и чести.

Идея равенства
людей от природы стала основой
представлений о том, что любой человек,
в силу принадлежности к человеческому
роду, обладает неким абстрактным
достоинством человека как такового.
Достоинство понимается как неотъемлемый
атрибут человека, не требующий
дополнительного признания со стороны
общества.

Подобное представление о
достоинстве закрепляется в концепции
прав человека,
принадлежащих каждому независимо от
его расы, пола, возраста, социального
положения.

Новое и Новейшее время
все больше связывает понятия Чести и
Достоинства с успехом: материальным
достатком, престижем, положением в
обществе, властью. Одним из сильнейших
стимулов стремления к власти, продвижения
по социальной лестнице, достижения
успеха становится честолюбие.

Совет

После победы Октябрьской
революции на долгие годы становится
нормой двойная мораль
по отношению к чести и достоинству. С
одной стороны, провозглашается всеобщее
равенство, устраняющее зависимость
достоинства граждан от их происхождения,
материального или служебного положения.

С другой стороны, формально понимаемое
отношение к труду как «делу чести, славы,
доблести и геройства» возвело на
пьедестал не только действительно
заслуженных людей, но и тех, чье достоинство
заключалось лишь в принадлежности к
Компартии.

Появляется так называемая
«номенклатура» — особый класс должностных
лиц, которые требуют для себя все
возможные почести и привилегии не по
личным заслугам, а по занимаемым
должностям.

Итак, понятия чести и
достоинства развивались в единстве и
параллельно друг другу. Однако между
ними существуют различия, которые
представляют большой интерес для
этического анализа.

Честь и Достоинство
– категории
комплементарные, т. е. они взаимопредполагают
и взаимодополняют друг друга.
Так, если честь – это внешнее признание
ценности человека и внутреннее стремление
к нему, то достоинство – объективная
ценность личности, которая может и не
сопровождаться признанием или осознанием.

Если право на достоинство
человек обретает с момента появления
на свет, то честь приобретается им в
процессе всей его жизни. Разные
обстоятельства и сферы деятельности
заставляют говорить о чести не абстрактно,
а применительно к конкретной ситуации.
Поэтому можно говорить о профессиональной,
семейной, фамильной чести.

Кроме различий, между честью
и достоинством существует определенная
связь и сложная взаимная согласованность.
Потребность в чести, т. е. в признании,
уважении, авторитете, обнаруживается
у тех, кто ценит свое достоинство.

Однако
эта зависимость не является прямо
пропорциональной. Нельзя сказать, что
чем выше у человека чувство собственного
достоинства, тем больше у него развито
честолюбие. Человек гордый может быть
в то же время очень скромным.

Неоднозначность
взаимообусловленности и взаимопротиворечивости
чести и достоинства коренится в сложности
такого морально-психологического
явления, как самооценка.

Обратите внимание

При адекватной
(соответствующей) самооценке наблюдается
гармоничное сочетание чести и достоинства.
При высокой адекватной самооценке
человек, сознающий свои достоинства,
правомерно ждет от общества соответствующей
оценки – чести. При низкой адекватной
самооценке человек не испытывает
разочарования из-за несбывшихся надежд.

Если же самооценка неадекватна,
то при заниженной самооценке у человека
обычно развивается комплекс неполноценности
и ориентация на незаметное место в
жизни. В случае завышенной самооценки
развивается претенциозность – ожидание
и требование особого уважения и почета
без всяких на то основания.

Корреляция чести и достоинства
осложняется еще и тем, что они могут
быть относительно независимыми друг
от друга.

Это может проявляться, например,
в том, что утрата чести не ведет
автоматически к утрате достоинства.

Именно сохранение собственного
достоинства часто помогало и заставляло
человека заботиться о возвращении
утраченной чести: доказательством своей
невиновности или, как в XIX веке, дуэлью.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5373147/page:19/

Тема: «Честь и достоинство «

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Слайд 3, Что означает слово «честь»? Проявления чести в повседневной жизни. Слайд 4. В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? (Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.)

— Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? (А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».)

— Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? (Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)

— Какие слова, близки по смыслу к слову честь. («Уважение» и «самоуважение»)

— За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения? (Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, это человек верен долгу, справедлив и порядочен)

— Какое слово являлось ключевым в вашем высказывании? (Слово «поступки» является ключевым)

— Просмотрим с вами мультфильм «Честное слово»

— После просмотра, будут вопросы, на которые вам нужно будет ответить:

Слайд 5. Смотрим мультфильм «честное слово» фрагмент;

Слайд 6. Прошло какое-то время, давайте просмотрим что произошло.

-Какой у вас появился вопрос после просмотра мультфильма?

-Как связать этот мультфильм с темой нашего урока?

Слайд 7 — А сейчас ребята мы посмотрим и прослушаем «притча вода, ветер, огонь и честь» и после просмотра вам нужно будет сделать вывод: Что же такое честь? — Сделайте вывод, что же такое честь?

-Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство». Что означает слово «достоинство»? (ответ детей) – Как вы понимаете?

— А теперь давайте сверим ваше высказывание по учебнику (С.78)

Слайд 8. Достоинство — уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь.

-Что такое чувство собственного достоинства? (Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)

-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?

( К голосу совести)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/tiema-chiest-i-dostoinstvo

Урок «Честь и достоинство»

Сиротюк Елена Юрьевна,

преподаватель педагогических дисциплин,

ГБПОУ БГТК,

г. Белебей, Республика Башкортостан

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

Цель урока:

— познакомить с понятиями рыцарская, дворянская, воинская, гражданская честь.

Задачи урока:

— раскрыть понятия “честь” и “достоинство” как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;

— выйти на размышление о том, что честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;

— побудить детей к анализу собственных поступков;

— обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

Оборудование:

разработка презентации “Достоинство и честь”, аудиозаписи произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», литературные герои, газета «Белебеевские известия» № 24, 2014г, журнал «1000 советов» № 2, 2014г, фото известных общественных деятелей, учебник “Основы светской этики”

Ход урока

  1. . Организационный момент.

Добро пожаловать на урок Основ Религиозных Культур и Светской Этики!

  1. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний.

— Перед вами весы нравственности. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше.

Читайте также:  Все обследования, какие должен пройти ребенок в первый год жизни

Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный,Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка и др.

– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? (ответы детей)

– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)

– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)

– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.)

– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)

– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)

III. Постановка проблемы.

— Работа с пословицами (на доске)

  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Наша честь с утра до вечера.
  • Честь окрыляет, бесчестье гнетет.

— Какое слово встречается во всех пословицах? (честь)

— А каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность?

— На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.

— Известный русский писателей и мыслителей Фёдор Михайлович Достоевский говорил: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего”

— О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? (Честь и Достоинство)

Тема урока: Честь и Достоинство (тема на доске)

— У понятия «честь» можно выделить несколько составляющих (разгадывают ребусы)

РЫЦАРЬ

ВОИН

ГРАЖДАНИН

Сегодня на уроке мы рассмотрим рыцарскую, воинскую, гражданскую честь.

Как вы понимаете слово «честь»? (ответы детей)

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь.

Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками.

Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

— Что такое достоинство? (ответы детей)

— Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение.

Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения.

Важно

Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва.

Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.

— Что значит “безнравственный поступок”?

— Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.

“Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку.

Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: “Лучше бы ты умер”.

— Почему мама так ответила?

— Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?

Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.

Совершим путешествие в историческое прошлое.

Рыцарская честь.

— Кто такой рыцарь? (ответы детей, показ фото)

Ры́царь — средневековый дворянский почётный титул в Европе. (работа со словарём Ожегова)

Ры́царь — тяжеловооружённый конный воин, также представитель средневекового военно-дворянского сословия. Иносказательно в русском языке — самоотверженный, великодушный и благородный человек, лучший, честный служитель чего-либо на каком-нибудь поприще.

Определение рыцарских добродетелей

Щедрость; Честь; Добрая Вера; Слава; Бескорыстие; Гордость; Учтивость; Храбрость; Преданность .

Кодекс чести рыцарства. (зачитывают дети)

Благородство в Служении

Скорее Смерть, чем Бесчестье

Смелость в исполнении правил

Уважение ко всем достойным людям

Презрение к подлецам

Защита невиновных

Наказание преступников

Учтивость ко всем женщинам

ВЫВОД: Рыцарская честь состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости. (наглядность на доске)

Воинская честь.

— Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)

Воин — тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)

Воинский дух, воинская честь — совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость.

Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)

  1. личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение

  2. Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих.

  3. Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности.

  4. Здоровое чувство честолюбия.

    Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. «

  5. Неприкосновенность личности офицера.

ВЫВОД: Воинская честь состоит в благородстве, честности, честолюбии, преданности, верности и исполнении долга. (наглядность на доске)

— Какой ритуал существует в военной службе? (Отдание чести.)

— 15 февраля мы отмечали День памяти воинов – интернационалистов, 23 февраля – день Защитников Отечества.

Афганская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)

Война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. В ней приняли участие 620 тысяч человек. Из них 14 453 россиянина убиты или пропали без вести, 2 386 умерли от ран, 4 000 погибли на полях сражений, стали жертвами катастроф и аварий 1739 человек. В эпицентре военных событий оказались 1350 женщин.

За заслуги в Афганской войне награждены 200 000 бойцов.

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Этот день стал Днем памяти воинов-интернационалистов.

Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Афганистане – Сергей Виноградов, Валерий Фогель, Алик Силибаев, Фидаил Галлиуллин, капитан Ибрагим Тутаев.

Совет

Первый печальный «груз 200» был доставлен в Белебей в 1981 году. Сергей Виноградов был смертельно ранен в бою.

«Мы посадили в военном городке ели, – писал Сережа в письме к маме. – Они такие же, как в нашем лесу за городом… Знаешь, мама, кругом знойная пустыня, а саженцы принялись. В свободное от службы время я их поливаю…»

Чеченская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)

Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Чечне – Афанасьев Роман, Ахмадиев Разим, Багаутдинов Ринат, Денисов Эдуард, Нафиков Баян, Назаров Ильшат, Султанов Ринат, Шивкин Александр, Щипакин Виктор.

В Белеебеевском районе почти 700 воинов – интернационалистов, из них 190 – «афганцев», создано общество «Боевое братство».

(просмотр видеоклипа «Синева» группы «Голубые береты»)

— Гражданская честь.

— Кто такой гражданин? (ответы детей, показ фото)

Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией и исполняющее все установленные конституцией обязанности.. (работа со словарём Ожегова)

Право на честь, достоинство, деловую репутацию является абсолютным субъективным неимущественным правом. Это право, в случае его нарушения, защищается от любого лица, которое его нарушает. И оно прописано в «Гражданском кодексе Российской Федерации». Свое право на защиту чести мы можем отстаивать в суде.

ВЫВОД: Гражданская честь включает в себя совесть, уважение к родному народу, честность, уважение к людям. (наглядность на доске)

— В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. (просмотр мультфильма)

— Как вы оцениваете его поступок? (ответы детей)

— В феврале 2014 года наша страна проводила Олимпиаду в Сочи.(беседа, обмен мнениями).

Все наши спортсмены проявили гражданскую честь, защищая интересы нашей страны.

Но остановиться подробнее мне хотелось на паралимпийских играх, к ним проявляют чуть меньше интереса, но спортсмены – паралимпийцы — это герои своих стран.

Один из главных героев нашей сборной – Ирек Зарипов. (фото на доске)

Биография И. Зарипова ( журнал « 100 советов» № 2, 2014г. )

— Скажите, изменился ли смысл чести на протяжении всего времени развития человечества? (ответы)

— Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? (ответы)

Честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

— Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно? (ответы детей)

В завершение урока притча:

“Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.”

— Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека? (ответы детей)

VII. Домашнее задание

Нарисуйте, что для вас означает честь.

Источник: https://infourok.ru/urok-chest-i-dostoinstvo-867629.html

Что такое честь, достоинство и целостность человека

Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие
некоторым людям и удивит всех прочих.
Марк Твен

Чему посвящена данная статья? По большому счету тому, как жить спокойно, счастливо и в согласии с собой. А это дорого стоит. Это многим не доступно. И, на самом деле, за деньги это не покупается.

Не верите? Посмотрите на жизнь богатых, которые получили свое богатство не честным способом. Они совсем не счастливые. Скорее взболомученные и беспокойные, вечно в напряжении, иногда потерянные. Как бы они не хотели показать другим, что это не так. Хотя, если вы хотите жить такой жизнью, то не читайте статью дальше.

Итак, что же такое честь?

Честь — это совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие качества как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность и строгие моральные принципы. Это слово произошло от славянского слова čьtti и буквально означает «почитание, почет, уважение». Можно сказать, что честь — это почитание самого себя.

Честь — это совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение.

Винни-Пух очень любил себя. И было за что! Он:

Обратите внимание

1. Никогда не брал у пчел весь их мёд. Только половину. 2. Всегда делился с бездомными медвежатами — отдавал треть добытого мёда. Очень щедро.

3. Не весь мёд один, а приглашал к себе Сову или Пяточка. Гостеприимным он был до жути.

И ой как он себя уважал! Он очень гордился собой! У него была своя Винни-Пуховская ЧЕСТЬ.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними качествами человека, сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к себе со стороны других.

Честь тесным образом связана с понятием честности. Ведь в первую очередь человек не должен обманывать самого себя.

Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины или раскаяния.

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и
улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
Платон

Что такое порядочность

Порядочность и честность — слишком дорогие подарки.
И не стоит их ждать от дешёвых людей.
Вуди Аллен

Еще есть такое понятие, как порядочность.

Порядочность – это честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Порядочность — это когда человек честен и не наносит умышленного вреда окружающим.

Если человек правдив и просто следит за тем, чтобы не навредить другим людям, его можно считать порядочным. Если он что-то делает, но эти действия не намеренно вызывают неприятные для окружающих последствия, то такие действия не могут характеризовать человека, как непорядочного.

Важно

В Древней Греции слову порядочность давали следующее определение — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера».

Порядочность – это душевная чистоплотность.

Порядочность — это когда вопреки своим интересам человек будет поступать по совести, «как надо».

Один из самых богатых людей в Мире, Уорен Баффетт, говорил: «Нанимая людей, я обращаю внимание на три качества. Первое — порядочность, второе — интеллект и третье — высокая энергетика. Но при отсутствии первого — два других убьют вас!»

Винни был очень порядочным медведем. И он просто не мог притронуться к горшочку меда Пяточка, пока тот ему не разрешил этого. И именно поэтому он играл в приставку с Пяточком до самой ночи ведь в конце его ждал настоящий ПРИЗ! Ха, а Пяточек то и не подозревает!

Кстати, есть такое понятие как искренность. Искренность — это отсутствие противоречий между тем, что человек говорит и тем, что он на самом деле хочет или чувствует. Искренность – это способность отказаться от обмана и говорить так как есть. Искренне обозначает «правдиво» и «откровенно».

Что такое уважение

Уважением — это признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслугами. Благодаря этому чувству общение между людьми становится комфортным. Мы находим в других что-нибудь хорошее, достойное если не восхищения, то признания.

Любить можно и просто так. А вот уважать можно только за что-то.

На этом чувстве строятся отношения в любом коллективе: на работе, в семье, компании.

Уважением — это признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслугами.

Совет

Пятачок очень уважал Сову. Она всегда давала мудрые советы: где найти дуб с желудями, где самые грязные лужи, как измазаться получше, с корочкой. Да, Сова знала толк в этом! Уважуха.

А ослика Иа Пятачок просто любил. Уважать было не за что: уж больно туп он был, даже морковку купить в магазине не смог.

Чтобы выражать человеку свое уважение, достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, не задевать его чувств, не насмехаться, вежливо говорить с ним, не задевать его честь и т.п.

Еще не вступив с человеком в диалог, вы уже можете проявить или не проявить к нему уважение. Например, если перед вами женщина, а вы стоите, убрав руки в карманы, вы проявляете к ней неуважение. Получается, что уважение как почтительное отношение отчасти связано с этикетом.

Иногда уважение заключается в терпимости, снисходительности. Например, если ваш собеседник высказывает точку зрения, отличную от вашей. Отнеситесь к нему с уважением, ведь это его взгляды на жизнь, и они имеют право на существование.

Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага — за какие-то качества или совершенный им поступок.

Никто не может быть счастлив,
если он не пользуется своим собственным уважением.
Жан Жак Руссо

Самоуважение — первый шаг к тому, чтобы тебя уважали другие.
Джонатан Тригелл.

Что такое характер человека?

Под характером человека понимают все особенности человека, то есть все его различные качества и свойства личности, накладывающие отпечаток на все ее действия и проявления. Иными словами, характер — это совокупность свойств, определяющих поведение человека в обществе. А сами эти свойства называются чертами характера.

характер — это совокупность свойств, определяющих поведение человека в обществе.

Характер Кролика был спокойным: он очень спокойно наблюдал как Пятачок уже пол часа пытался вытащить Винни из его норы. И как с каждой попытки прекрасно отделанная кроличья нора (сделанная по последним стандартам Леса) превращалась в руины. А Винни все еще не пролезал…

А вот характер Пятачка был взбалмочный: он носился вокруг Винни и что-то постоянно говорил и говорил.

Обратите внимание

Черты характера — это отдельные качества личности, влияющие на ее поведение. Например: уверенность и доброжелательность, или заботливость и понимание.

Слово «характер» происходит от древнегреческого слова «χαρακτηρ», которое означает: «знак, отличительная черта, примета».

Каковы «да» и «нет» человека, таков и характер его. Скорое «да» или «нет» отличает живой, твердый, решительный характер,

медленное же — осмотрительный и боязливый.

И. Лафатер

Характер подобен дереву, а репутация — его тени.
Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве.
А. Линкольн

Что такое достоинство человека

В обществе принято, видя хорошо одетого человека, говорить, что он выглядит достойно. Но, разве достоинство проявляется только внешне? Не должно ли оно затрагивать сердце человека и влиять на его поступки? Давайте разберемся, что такое достоинство человека.

Достоинство человека – это его уважение к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы.

Достоинство человека – это его уважение к самому себе.

Сова всегда гордилась собой, уважала. И была за что. На соревнованиях по ловле мышей она всегда была первой. Правда один раз, совершенно случайно и по ошибке, она схватила Винни, вырвав у него большой клок шерсти со спины, ну так с кем не бывает.

Но Сова поняла, что ошиблась. Тут же извинилась. Намазала всю спину зеленкой и улетела. Довольная до жути. А по дороге поймала еще 5 мышей — ей же надо было играть с кем-нибудь в покер. А мыши, как всем известно, превосходные игроки.

Как бы то ни было, Сова понимала: Она молодец! И Винни вылечила, и мышам вечеринку успела сделать, и сама в покер сыграла.

Это способность взаимодействовать с миром, не поступаясь своими принципами, не идя на уступки низменным желаниям и скверным поступкам.

Чувство собственного достоинства – это осознание личностью собственной значимости и ценности, и соблюдение определенных правил поведения, базирующихся на самооценке.

Оно с рождения присуще каждому. Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Человеку приходится формировать его, воспитывать и тренировать его в себе.

Важно

Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности.

Бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать.

Обычно это происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию и вновь заслуживает уважение. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма,
но главным образом сознавать свое человеческое достоинство.
Жюль Верн

Не сильные лучшие, а честные.
Честь и собственное достоинство — сильнее всего.
Фёдор Михайлович Достоевский

Целостность человека

Значение слова «целостность», согласно толковому словарю: тот, который целый, монолитный, нерушимый, крепкий, единый.

Можно говорить о целостности личности подразумевая гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Если человек днем учит здоровому образу жизни и высокоморальным ценностям, а ночью и до утра «гудит» в ночном клубе, снимая девушек легкого поведения, то говорить о целостности такой личности трудно.

Целостность личности — это гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни.

Совет

Винни смотрел на дерево и размышлял: если я не заберусь на него и не возьму себе меда из улья, то я не настоящий медведь. Настоящий медведь не должен пропустить ни один улей!

Но там есть пчелы, а они кусаются. И еще Сова считает это дерево своим и будет крайне недовольна.

Так Винни сидел перед деревом уже третий день и думал, думал, думал. Он просто раскалывался! Его тянуло во все стороны.

Винни это надоело. Он пришел к согласию с собой: он же медведь! Он должен опустошать все ульи на своем пути! А с Совой они всегда договоряться.

Теперь Винни уже не колебался. Он действовал. И сегодня у него будет мёд!

Целостную личность можно сравнить с готовым борщом — бери и ешь, в отличие от мяса, капусты, картошки и свеклы. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности.

Говоря о внутренней целостности личности имеется ввиду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям.

О целостности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Это человек, которого не терзают противоречия, у которого внутри покой и уверенность.

Обратите внимание

Не страшно когда мир рушится вокруг тебя —
страшно когда он рушится внутри тебя
Влад Дэккерт

Всякая вина есть состояние потерянности в прошлом; всякая тревога есть состояние потерянности в будущем.

Кен Уилбер

Нецелостная личность

Нецелостная личность или личность, потерявшая свою целостность – это человек, у которого есть внутренние противоречия с самим собой.

Если человек не имеет целей, постоянно противоречит и всем, и себе, не умеет принимать решения или же перекладывает их на других, чтобы не нести за них ответственность, то такую личность вряд ли можно назвать целостной.

Нецелостная личность – та, у которого есть внутренние противоречия с самим собой

Пятачок сидел на стуле и рвал на себе волосы. Как он допустил такое?

Вчера. Выпил перебродивший мёд. А после чего он вырвал перья у Совы, потом закинул бедного ослика Иа на дерево предварительно покрасив его красной краской. А Винни. А бедного Винни Пятачок просто поджег предварительно облив бензином. Ох, ну и покутил же он вчера.

Но теперь. Он же хороший, правильный поросенок. В детстве он был просто ангелочек. Но как же быть с тем, что он натворил вчера ?! Сова. Винни. Иа…

Как же теперь ему жить, после всего содеянного? Ох горе горе…

Для этих людей не существует ориентира в жизни, их спутниками являются неуверенность в себе и заниженная самооценка. Последствия всего этого – постоянная смена личных убеждений и разочарование во всём. Не все, находясь в критических условиях, сохраняют свои качества целостной личности и остаются неизменными в отношении своих жизненных позиций.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, эту ситуацию можно исправить.

Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны других. Вы достойны хорошего обращения.

Необходимо постоянно самосовершенствоваться, пополняя знаниями и навыками свой багаж. Научитесь лучше выполнять свою работу или делать более качественный продукт (продукт — это результат какой-нибудь работы).

Важно

Чем большую ценность вы будете представлять для других, тем выше будет ваше самоуважение и достоинство.

Чтобы чувствовать себя достойным необходимо ответственно подходить к выполнению своего долга. Это касается конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Но сюда входит и выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

Как не потерять достоинство и честь?

Сделав что-то, что против своей чести, потеряв своё достоинство, человек теряет не только веру в себя. Он лишает себя ощущения уверенность, самоуважения и погружается в пучину отчаяния и самоуничижения.

Это поправимо. Но если вы, совершив проступок, за который вам стыдно, и не исправляете его, вы продолжаете падать ниже, деградируя до состояния, которое чаще всего описывается как бесчестное, падшее. Как минимум вы будете чувствовать себя хуже и хуже.

Обычно тот, кто потерял себя, часто не желал подобного исхода. Чтобы восстановиться в своих глазах и глазах окружающих, ему потребуется придумать, как исправить содеянное: надо разработать план, как будет исправлен, скомпенсирован причиненный ущерб. Как бы трудно это не казалось.

Остерегайтесь людей, достигающих своих целей манипуляциями. Им наплевать на вас и ваше благосостояние. У них корыстные интересы по отношению к вам. И, кстати, именно такой тип людей будет говорить вам, настаивать, что они ваши друзья. Не ведитесь на это.

И, смотрите на дела человека. Не слушайте, что он говорит.

Фильмы, иллюстрирующие честь, достоинство, целостность человека

Существует множество фильмов, в которых наглядно показывают такие качества личности, как честь, достоинство и целостность:

Последний самурай 2003 г.
Аватар 2009 г.

Теперь вы знаете что-как.
Успехов и счастья!

Источник: http://xn—-8sb3abqx8a.xn--p1ai/chto-takoe-chest-dostoinstvo-i-tselostnost-cheloveka/

Ссылка на основную публикацию