Формирование системы ценностей у ребенка — знакомство детей с общечеловеческими ценностями

«Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям»

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ

В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности. Дошкольное детство – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем его многообразии.

Вариативные формы, методы, средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
  • владение речью как средством общения и культуры;
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);
  • становление ценностей здорового образа жизни.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям в ДОО осуществляется во всех направлениях развития и образования детей. Человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир – достаточно емкие и понятные ценности, составляющие идеал современного воспитания.

Главной целью в работе с детьми дошкольного возраста мы считаем приобщение их к общечеловеческим ценностям. Реализация этой цели проходит по нескольким направлениям: работа с детьми, с родителями, с социумом.

В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Используемое нами содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру с непременным учетом этнокультурных особенностей республики Адыгея.

Обратите внимание

Этнокультурное воспитание дошкольников понимается нами не только как изучение традиций русского и адыгского народов, знакомство с обрядами, праздниками, но и как приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, к рукотворному миру, к людям, к труду, к искусству, культуре родного края.

Для выполнения задач развития профессионально-технической компетентности в части реализации формирования личностных качеств, старались вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство: обеспечена экологическая и психологическая комфортность образовательной среды; организована игровая и предметно-развивающая среда; созданы условия для безопасности жизни и здоровья детей; обеспечены условия для воспитания и развития социально-коммуникативных качеств каждого из детей.

Первостепенным в нашей работе стало воссоздание неповторимой русской и адыгской национальной среды, с помощью которой ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. В группах уголки национально-регионального воспитания, «Народных мастеров», музыкального воспитания обогатили предметами народных художественных промыслов («Дымковская игрушка», «Гжель», «Хохломская роспись», золотое шитье, адыгейская керамика, игрушки, сделанные народными умельцами и др.), предметами обихода, папками с разновидностями национальных костюмов (русский-сарафан, юбки, кофты, кокошники, платки; адыгейский — сай, цый, адыгейские шапочки, разной формы), музыкальными инструментами (адыгейские: пшине — гармошка, пхачичи — трещетки; русские-гармошки, флейты, балалайки и др.), предметами труда (самовар, прялку и многое другое), помогающими знакомить детей с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, которым отводится особое место в формировании этнокультурной компетентности у дошкольников.

Во всех возрастных группах педагогами:

— собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, картотеки, альбомы, тематические папки, художественная литература, портреты защитников города, края и т.п.);

— с детьми проведены: НОД, беседы, целевые прогулки, экскурсии (Республиканский музей, парк, скверы), чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;

— организована работа с родителями (законными представителями): индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, изготовление тематических папок, альбомов, рисунков, поделок, создание фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города.

Целью нашей педагогической деятельности является разработка и реализация проектов по формированию представлений и положительного отношения у дошкольников к общечеловеческим ценностям.

Во всех возрастных группах были разработаны и проведены проекты: «Моя республика», «Как прекрасен этот мир», «Маму я свою люблю, «Помним, ценим!», что позволило педагогам помочь детям раскрыть окружающий мир, сформировать у них представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям.

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребёнок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке.

Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе определённый опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Ведущей формой в работе по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям является театрализованная деятельность, которая помогает решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира.

Важно

Малыш будь он зрителем или исполнителем, вступает в эмоциональный контакт с героями художественных произведений, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребёнка.

Особое внимание уделяется организации праздников и развлечений. В нашем дошкольном образовательном учреждении традиционно проводятся: «Проводы осени», «Масленица», «Моя республика», «День адыгейского национального костюма». Знакомим детей с традициями христианских праздников: Рождество, Пасха. В русской культуре эти праздники связаны с народными обычаями и традициями.

В подготовке и проведении праздников активно участвуют родители и сотрудники детского сада. Взаимодействие с социально – культурными институтами детства является очень важным при организации данной работы. Это тесное сотрудничество с библиотекой, музыкальной школой через посещение детьми занятий театральной, хореографической, художественной студий.

В библиотеке организуются встречи с интересными людьми, тематические выставки, проводятся конкурсы рисунков («Как нельзя поступать», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мой родной дом»).

Наш детский сад принимает участие в ежегодной общероссийской акции «Весенняя неделя добра», которая направлена на достижение целевых ориентиров социально — коммуникативного развития, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно — этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная, доступными для восприятия и усвоения детьми).  Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:

— родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»);

-консультации для родителей («Русские или адыгские традиции в воспитании детей», «Семейное чтение», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом» «Прогулки с мамой и папой по родному городу», «Семейные ценности»);

-совместное творчество детей, родителей и педагогов (в рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Туристические прогулки по городу», «Генеалогическое древо моей семьи»);

-участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой, проводят совместно с воспитателем организованные образовательные ситуации по этнокультурному образованию и воспитанию дошкольников; — предоставление родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства для создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. На протяжении уже долгого времени мы, как и все педагоги, очень много времени посвящаем Великой дате. В рамках празднования Дня Победы были организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями.

Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им «зону ближайшего развития». Поэтому наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием. Этому сопутствовали наблюдения, беседы, обсуждения, рассматривание иллюстраций, чтение книг.

В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность. Об этом свидетельствуют вопросы, которые дети задают: «Почему?», «Для чего?», «Как надо?».

Совет

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Главный результат, на который и была направлена наша работа, — усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.

Список использованной литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ. 2005 – 256 с.

  2. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / М.: Прогресс, 1999. – 122 с.

  3. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.

    Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд., перераб.и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 300 с.  

  4. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20 (16 — 31 октября 2002 г.).

  5. Интерет ресурс: https://vuzlit.ru/722715/obschechelovecheskie_tsennosti_sovremennoe_obrazovanie

Источник: https://multiurok.ru/files/priobshchenie-detei-k-obshchechelovecheskim-tsenno.html

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Цели: уточнить смысл понятий мораль, этическая культура и нравственная ценность; побудить родителей задуматься о нравственном облике современного человека.

Ход родительского собрания

I. Приветствие.

II. Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о нравственности и общечеловеческих ценностях. Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости.

Человеческая жизнь также должна быть осмыслена самой личностью, дабы каждый задался вопросом, для чего он живет, и пытался ответить на него.

III. Раскрытие основной темы родительского собрания.

Что же такое этическая культура?

Постараемся ответить на те актуальные вопросы, которые, надеюсь, укажут нам путь воспитания в детях добрых начал и общечеловеческих ценностей.

Этическая культура – это образ жизни, ориентирующий человека на нравственные ценности, выработанные человеческим опытом предшествующих поколений. От того, что хранит человеческая память, зависит содержание накапливаемого опыта, а следовательно, и нашей культуры.

Мораль – это выражение позиции человека.

Учеными по-разному объясняется происхождение морали: мораль – это религиозный аспект; затем – натуралистический (обеспечивает выживание в борьбе за существование), и, в-третьих, – социологический, как феномен, возникший совместно с трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование.

Итак, мы подошли к основному вопросу: что же такое общечеловеческие ценности? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями по этому вопросу.

(Высказывания родителей.)

Обратите внимание

Общечеловеческие ценности – это регуляторы нашего повседневного поведения, они передаются по наследству, сохраняются и частично обновляются.

Общечеловеческие ценности играют важную роль в обществе, способствуя его стабильности и сохранности.

Труд – это деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

Труд есть основа и непременное условие жизни и деятельности людей.

Труд – основа функционирования и развития любого человеческого общества, вечная, естественная необходимость.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – разработка и приведение в систему знаний о действительности.

Каковы цели науки? Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений окружающей жизни на основе открываемых ею законов.

Оккультизм – это и есть противоположность научного мышления.

К сожалению, в современном обществе сложилась трагическая ситуация, когда интеллектуальный уровень граждан опустился на столько, что суеверия и предрассудки распространились даже в наиболее образованных слоях общества.

Оккультизм (от лат.

слова okkultus – тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для «посвященных», прошедших через особую инициацию (посвящение) и специальную психическую тренировку.

Важно

При этом цель ритуала посвящения усматривается в достижении высшей ступени сознания, открывающего доступ к так называемым «тайным знаниям». Именно эти так называемые «тайные знания» лежат в основе колдовства, магии, из которых выдвинулись экстрасенсорика, биоэнергетика, уфология и т. п.

Как вы считаете, откуда берутся оккультные учения?

Оккультные учения идут к нам и с Запада, и с Востока. Во многом это связано с развитием вседозволенности в условиях так называемой демократизации общества. Только в 1994 г. ЦРУ потратило 150 млн долларов на духовную агрессию против России – и в нашу страну хлынул поток разных антиправославных проповедников, которые стали создавать различные секты, школы, в том числе и оккультные (экстрасенсорики, магии, уфологии, астрологии и т. д.).

Чем страшен оккультизм?

Гипноз, экстрасенсорика, колдовство, кодирование используют методы насильственного воздействия на психику человека, подавляя его волю и выстраивая поведение людей по чужой воле – воле гипнотизера, экстрасенса, колдуна.

Воздействуя на подсознание человека, они внедряют свою программу поведения и мышления. Человеку кажется, что он поступает по своей воле, по своему желанию. На самом деле он выполняет чужую волю. Такое насильственное воздействие ограничивает личность, парализует волю, изменяет поведение и даже мышление.

Человек становится как бы биороботом.

Но действительно ли можно сознанием одного человека воздействовать на психику другого человека через его подсознание? Не является ли это наше утверждение следствием давно бытующего в народе суеверия, основанного на сказках о ведьмах, колдунах, домовых, леших?

То, что на человека, возможно воздействовать на уровне подсознания и влиять на его поведение, образ мышления, мировоззрение, в настоящее время не вызывает никаких сомнений. Это – реальность нашего времени. Тенденции к использованию различных психотехнических приемов в последнее время резко усилились. Все больше и больше появляется субъектов, обладающих экстрасенсорными способностями. В связи с этим возникает опасность появления «открытой личности».

Что такое «открытая личность»?

Сущность этого явления заключается в том, что значительная часть общества оказывается не защищенной от воздействия со стороны групп и отдельных лиц, обладающих развитыми экстрасенсорными возможностями. Это создает угрозу формирования общества, состоящего из покорной, безвольной толпы, управляемой суперличностями.

Такие структуры уже появляются в нашей стране в виде оккультных организацией и сект (Белое братство, Аум Сенрике, секта лжехриста Вассариона, Богородичный центр). Их члены становятся зомби, управляемыми сильными личностями с развитыми экстрасенсорными способностями. Эти зомби готовы выполнить любой приказ своего повелителя.

Совет

Члены сект, как правило, прошли увлечение оккультными занятиями. Это сделало их психику резко внушаемой, и поэтому неудивительно, что они быстро поддаются гипнотическому внушению (зомбированию) со стороны руководителей сект или их «апостолов».

Специальная диета, коллективное чтение или пение молитв, произнесение мантр, слушание закодированной музыки или проповедей довершают их зомбирование и превращение в биороботов.

Оккультизм ведет к целенаправленному развитию у человека сверхъестественных способностей без нравственного совершенствования, а часто и к преступным целям. Он основан на духовном насилии над личностью человека.

Здоровье как общечеловеческая ценность. 

Богатство любого государства составляют люди, его населяющие, продолжительность их жизни и здоровье. Практически все предлагаемые правила гласят: люби себя и окружающий тебя мир.

Отечество как общечеловеческая ценность.

В последнее десятилетие остро встал вопрос о национальной идее, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. Национальная идея – это обруч нации.

Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела.

Что включает в себя чувство национальной гордости, национального достоинства?

Оно включает любовь к Родине, заботу об интересах страны, чувство национальной гордости за свой народ, уважение к его историческому прошлому, ненависть к врагам.

Какие нравственные качества являются основой патриотизма?

Обратите внимание

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

Обратимся к истории России и посмотрим, как проявлялась у граждан любовь к Отечеству в разные эпохи.

При Петре I с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени был характерен рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как «отечество» и «патриотизм».

Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление: мы – россияне.

Суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение.

Идея службы Отечеству стала ключевым элементом политического сознания дворянства вплоть до ХХ в. Главными ценностями большей части дворян являлись «вера, царь, отечество», воинская слава, честь близких, собственная честь.

Источником и основой такого чувства чести для дворянина были общественная репутация его рода, чувство ответственности за ее сохранение и приумножение, связь истории семьи с важнейшими событиями российской государственной жизни.

Важно

Уже в конце XVIII века среди дворян бытовало мнение, выраженное в словах: «Будь верен государю, но самая первая твоя любовь и верность должна быть государству».

Именно дворяне составили костяк декабристов, а также революционного движения в момент его зарождения, именно они возглавили (наравне с выходцами из других сословий) поздние народовольческие организации, буржуазные и пролетарские политические партии в эпоху капитализма.

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослаблялось, утрачивая национальные корни.

Значительно слабее стала преемственность поколений, нарастали тенденции разобщенности населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г. К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

Этот исторический факт свидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.

А. И.

Солженицын следующим образом характеризует изменения в русском менталитете в новом Российском государстве: «…Рублево-долларовый удар 90-х годов по-новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты – оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление… «Нажива» стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка… густо дохнула распадом в народный характер».

В настоящее время перед Россией встала важнейшая задача – реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, так как возрождение российской державы, ее военной мощи возможно лишь при воссоединении граждан и национального самосознания. Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия, способствовали совершенствованию воинской деятельности, формированию боевого духа российских военнослужащих.

Национальное самосознание русских закрепилось в форме названия народа и места его проживания (земля, государство). Само название «Россия» появилось в русских источниках во второй половине XV в.

, а спустя столетие вошло в титул московских царей.

Наша задача (и как родителей, и как старших товарищей) – как можно чаще давать возможность детям почувствовать сопричастность ко всему, что связано с именем «Россия», «отчий край», «родная сторона», «моя Родина».

Красиво жить – не просто звук пустой.

Лишь тот, кто в мире красоту умножил,

Трудом, борьбой – тот жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой.

Бехер

IV. Организационная часть родительского собрания.

1. Анализ учебной деятельности школьников.

2. Постановка и решение вопросов общественной деятельности класса.

V. Итог родительского собрания.

Индивидуальные беседы с родителями.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/01/21/formirovanie-u-rebenka-obshchechelovecheskikh

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей — Психологос

Кажется, что применительно по крайней мере к дошколятам говорить о ценностно-смысловой сфере так же преждевременно, как и об их академическом образовании…

В этом возрасте у каждого ребенка свои склонности, интересы и потребности, уже складывается та или иная первоначальная иерархия мотивов, но жизненные ценности и смыслы существуют пока в самом фрагментарном и зачаточном виде.

Жизненные ценности — это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может.

Совет

Не все жизненные ценности человеком обдуманы, но все осознанны или легко становятся осознанными. Говорить о бессознательных ценностях — нонсенс, бессознательными у человека могут быть стремления, мотивы, влечения, но не ценности. Ценности растут только под светом сознания.

Иногда ценностные ориентиры человека можно выразить одним или двумя характерными словами (ценность развития или ценность комфорта), чаще — это довольно широкий круг убеждений в обрамлении определенной философии и обеспеченный соответствующей технологией жизни.

Образно это выглядит как паровозик, где за словами-лидерами (метками, ярлычками ценности) тянется хвост слов и понятий, частотно (вероятностно) с ними связанных: ценностный круг человека.

Впрочем, если считать ценностями дошколят «Я люблю Кока-колу и собираю наклейки про Человека-Паука», то ценности мы обнаружим у шестимесячного ребенка: у него тоже бывают любимые игрушки. Если мы будем говорить об умении и привычке дружить, то кажется это скорее про умения и привычки, а не про ценности. Есть ли, тем не менее, хоть какие-то жизненные ценности у дошколят?

Есть. Большинство дошкольников уже чрезвычайно внимательно следит за тем, насколько они соответствуют гендерным нормам: девочки хотят одеваться, как девочки, а мальчик никогда не наденет девчачью юбочку.

В любом случае начинать формировать ценности у шестилеток уже можно и нужно, чтобы они хотя бы лет через десять, хотя бы у взрослых людей — появились. И не просто появились какие-то, а ценности воспитанного и цивилизованного человека.

Если отец воспитывает своего сына как боевика, любящего оружие и готового убивать русских — это эффективное формирование ценностно-смысловой сферы ребенка, но содержание этих ценностей едва ли порадует читателей этой статьи…

Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит как будто изнутри, иногда — задается снаружи, традициями и ритуалами социума.

Обратите внимание

Если все сильно упрощать, то важно знать следующее: 1) ценности не приходят ниоткуда «изнутри», изнутри у ребенка есть только врожденные инстинкты; 2) чаще всего ценности возникают в результате «промывания мозгов», как бы цинично и прискорбно это ни звучало; 3) реже ценности западают в душе в результате удачного якорения.

Если говорить о влияющих на это обстоятельств, то рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности.

Если ребенок начал вести себя как «мальчик», если его «мальчуковое поведение» поддерживается окружающими; если его «мальчиком» называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности…

Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр.

Ценности детей формируются во многом случайно, дети чаще прямо перенимают ценности своего ближайшего окружения, в том числе «ценности» своей детской субкультуры.

Из интервью: «Я помню, как ко мне девчонки подошли в детском саду и спрашивают: «Ты Сережку любишь?» И я по выражению их лиц поняла, что Сережку любить надо. Сказала: «Конечно!», И мы всей группой дружно любили Сережку».

Две сестры, 8 и 9 лет, между ними естественное соперничество, сейчас они едут с папой в машине, по радио звучит музыка. Одна сестренка заявляет: «Это моя любимая песня!» Другая надулась: что ей делать? Промолчать? Тогда она оказывается сзади.

Сказать, что ей тоже нравится? Все равно сестра будет впереди. Ее решение: «А я такую музыку не люблю! Я люблю…» (тут она вспоминает что-то, что ей как-то нравится).

Все, началось формирование ценностей: что она любит, тем более — что она не любит… Случайные выборы на фоне соперничества, а спустя годы будет оформлено как внутренние личностные ценности, музыкальные предпочтения…

Важно

Понятно, что самый большой объем ценностей формируется самым ближайшим для ребенка окружением, и в первую очередь семьей. Ребенок и непосредственно впитывает убеждения родителей, как нечто само собой разумеющееся, и тем более усваивает то, что родители хотят ему внушить, внушают и поддерживают целенаправленно.

Самый естественный путь формирования жизненных ценностей — не разговоры, а естественное вовлечение человека в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

В фильме «Мефисто» наглядно показано, как из талантливого актера, близкого социалистическим и гуманистическим идеалам, был сформирован человек с нацисткой идеологией.

Другой любопытный фильм — «Эксперимент», основанный на реальных событиях Стэнфордского тюремного эксперимента.

Наверное, более полезно приглядываться к жизненным экспериментам с позитивным содержанием. Одним из самых позитивных жизненных экспериментов, где детям и подросткам формировали здоровые жизненные ценности, был опыт А.С. Макаренко.

Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки.

Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко — мог. В колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей.

Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц.

Совет

Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком. Среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива.

Хочется верить, что воспитательные технологии А.С. Макаренко будут реализованы и в наши дни.

Другие статьи по теме:

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/cennostno-smyslovaya-sfera-rebenka-i-formirovanie-zhiznennyh-cennostey

Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска

В статье дан анализ видов деятельности образовательных учреждений в целях воздействия на детей «группы риска». Акцентировано внимание на внеурочной деятельности, рассматриваются её формы и основные характеристики.

Ключевые слова:дети «группы риска», личность, внеурочная деятельность, ценности, педагогический процесс.

Процесс становления и развития личности учащихся в настоящее время в системе образования занимает весьма значительное место. Наряду с этим формирование отдельных личностных качеств у школьников, отвечающих всем требованиям времени, лежат в основе всех учебных дисциплин, преподаваемых во всех типах средних общеобразовательных и высших учебных заведениях нашей страны.

Анализ и интерпретация процесса воспитания подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей показывает важность того, что человечество, на протяжении тысячелетий, оставило бесценное педагогическое наследие.

В котором переплетены особенности как каждой нации и народности, так и человечества в целом, свидетельствующее о корнях цивилизации, исходящих из одного источника — так называемого человеколюбие.

Во всех странах система образования всё больше и больше опирается на эти ценности.

Вопросы о подобного рода ценностей ставились в работах таких философов, как И. М. Попова, А. А. Ручки, А. Г. Здравомыслова, психологов — В. Н. Мясищева, В. А. Ядова, педагогов — В. А. Караковского, Л. А. Степашко и др.

Следует выделить работы В. А. Караковского и А. В. Кирьяковой, в которых осмысляются сущность и педагогическая значимость общечеловеческих ценностей, анализируются педагогические условия формирования в учебно-воспитательном процессе в школе.

Человеческое общество в настоящее время характеризуется динамическими изменениями во всех сферах жизни. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей сегодня является основным направлением единого процесса социализации личности и наряду с трудовым, идейно-политическим, семейным, эстетическим, физическим воспитанием, олицетворяет выработку и развитие человеческой морали [4, с. 17].

Система общечеловеческих норм и ценностей, сложившая в современном обществе, становится подлинным регулятором жизни и деятельности личности, благодаря ее активной внутренней позиции, в процессе ее реальных действий, требующих нравственного выбора и ответственности за них.

Обратите внимание

Высшая цель воспитания на основе общечеловеческих ценностей — это достижение идеала всесторонне гармонически развитой личности в условиях современных общественных отношений.

Процесс воспитания в целом как актуальная педагогическая проблема должен строиться с учетом сочетания существующей в обществе морали с прогрессивными ее изменениями, ведущими к обновлению общественной жизни.

Воспитание на основе общечеловеческих ценностей как основной фактор педагогической деятельности является важным процессом всестороннего преобразования подрастающего поколения, делающим его способным стать субъектом собственно гуманистических отношений.

Воспитание на основе общечеловеческих ценностей в педагогической деятельности является процессом обретения человеком гармонической целостности развития и самостоятельной устремленности к созиданию и творчеству безотносительно к любым выгодам и материальным наградам [2, с. 53].

Сейчас, когда идет процесс интенсивного сближения народов мира во всех областях человеческих отношений, очень важно, чтобы общечеловеческие заветы о добре и человеколюбия были востребованы и претворены в жизнь через всех видов воздействия на человека, прежде всего, через внедрение во все учебные дисциплины средних общеобразовательных школ, через организации внеклассных и внешкольных занятий, экскурсий на природу и т. д.

Внеклассная воспитательная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на урок.

Важно

Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е.

положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободноевремя, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е.

сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Совет

Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения — опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций.

При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя».

В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Всё чаще в нашем обществе можно наблюдать детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития. Каждый второй ребёнок из пятидесяти учащихся в школе относится к «группе риска».

Чаще всего у детей проявляется равнодушие к себе, насилие над другими людьми. Особенно распространена устойчивая ложь и прогулы, с чем так борется каждая школа нашего времени.

Все отклонения в повелении детей связаны не только с положением в семье, но и с нарушением одного из важнейших прав детей — право на уровень жизни, необходимый дл физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, выделяется значительная группа причин, которые нарушают другое базовое право ребёнка — право на образование. Эти причины связаны с отсутствием в образовательных учреждениях, которые посещают эти дети, вариантных образовательных программ, рассчитанных на детей разного уровня способностей и развития, диагностических методик и технологий, позволяющих своевременно выявлять проблемы обучения и воспитания ребёнка и вносить соответствующие изменения в программу обучения, организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав детей, и контроль за их соблюдением в системе образования.

Известно, что личность развивается в процессе деятельности.

Обратите внимание

Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны — само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него» [1, с. 28].

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков осуществляется в условиях внеурочной деятельности. Именно во вне урочной деятельности дети «группы риска» знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями.

Как известно, отклоняющееся поведение является следствием нарушения процесса социализации.

И её коррекция возможна лишь через вовлечение детей в сферу досуговой деятельности, так как здесь они более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение [5, с. 112].

При рассмотрении вне урочной деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с детьми «группы риска» — объекта педагогического влияния.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия вне урочной деятельности на детей «группы риска» во многом зависит от выбора форм как важных приёмов выражения содержания деятельности. Форма — это сочетание способа и средств организации вне урочной деятельности, обусловленное его содержанием [6, с. 7].

Организационные формы работы должны быть направлены на развитие познавательных интересов и способностей.

Возможен дифференцированный подход в выборе тех или иных форм, обеспечивающий эффективность их воздействия. Одна из таких форм — художественная форма.

Важно

Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести — массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Яркой формой организации зрелищных представлений являются балы и карнавалы.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии ребёнок познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

Встречается такая форма, как познавательно-развлекательная, где игра теряет свою «сказочность», «таинственность» и на первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Особую роль в развитии духовных начал личности ребёнка, её социализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы учащихся, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.

Таким образом, формы внеурочной деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности учащегося, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Одной из основных сторон внеурочной деятельности является эстетическое воспитание. Его цель — развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия.

Совет

Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь учащихся в свою деятельность с помощью организации шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («Мисс-лето», «Джентельмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.

В процессе направленного воспитания личности учащегося, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой — идёт своеобразная дифференциация способностей учащегося, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация ученика, которая носит положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном эстетическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между учащимися, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

Необходимо создание целой программы для каждого образовательного учреждения, для реализации работы по формированию общечеловеческих ценностей у детей «группы риска». Если усилится внимание к подобным детям, то и численность преступных действий сократится [3, с. 178].

Общечеловеческие ценности можно разделить на четыре группы и охарактеризовать каждую из них одним словом: Мир, Труд, Справедливость, Добро. Они служат основой становления человека мыслящего, достойного внимания и общепринятого в обществе.

Именно поэтому нужно создавать комиссии по работе с выявление детей «группы риска», вовлечение их в совместную работу, привлечения их к организационным моментам учреждения и жизни общества.

Экскурсии, походы, совместные эксперименты, лабораторные опыты, общественная работа, кружки, театральные постановки, викторины, конкурсы, анкетирование — всё это может послужить перевоспитанию детей и развитию у них общечеловеческих ценностей.

Осознание и принятие человеком общечеловеческих ценностей как личностных — это длительный и неравномерный процесс, который зачастую продолжается в течение всей жизни.

Обратите внимание

Одни ценности человек усваивает раньше, другие позже, некоторые может так и не осознать как ценность — это зависит от множества фактов, причин, обстоятельств, с которыми сталкивается человек в своей жизни.

Но образование, осознавая свою ответственность за будущее подрастающего поколения, не только может, но и должно делать всё возможное для создания благоприятных условий осознания и принятия нашими детьми непреходящих вечных общечеловеческих ценностей, что послужит основой их успешной интеграции не только в общество своей страны, но и в мировое сообщество, станет путеводной звездой в их благородной деятельности на службе Добру, Красоте, Истине.

Литература:

1.    Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен//Педагогика. — 2010 № 9, 28–33 с.

2.    Баженов В. Г., Баженова В. П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. — Ростов н/Д., 2006. — 320 с.

3.    Гирфанова Л. П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как общечеловеческим целям образования//Педагогический журнал Башкортостана. — 2010 № 4(29). — С. 173–178

4.    Гирфанова Л. П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска», У.- Изд. БГПУ, 2007. — 155 с.

5.    Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 2002. — 288 с.

6.    Назарова Н. Б. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков «группы риска»//Интеграция образования. — 2009 № 1. — С. 7–12

Источник: https://moluch.ru/archive/73/12398/

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Развитие социокультурных ценностей

у детей дошкольного возраста.

Этнология или этническая экология (гр. ethnos – народ, oaks – дом, hobos — слово) наука, которая занимается исследованием жизнеобеспеченности этносов (народов). Основное внимание концентрируется на формах взаимопониманий этнических общностей с окружающей средой, а также – особенностях влияния природной и социальной среды на человека и группы людей.

В процессе становления гармонически развитой личности возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости в нашей поликультурной стране.

В сложившейся ситуации полиэтнической России, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинств и прав каждого этноса является основным принципом политической стабильности страны.

“Через национальную культуру – к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов Российского государства – такова должна быть основная идея образования в России”.

Важно

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста -это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосообразного поведения с учетом возрастных особенностей.

  1. Педагогическая технология этноэкологического образования старших дошкольников, построенная на идеях и традициях народной педагогики, обеспечивает накопление положительного, нравственно-ценностного опыта взаимодействия детей с природой.

  2. Важнейшим условием этноэкологического образования дошкольников выступает понимание педагогами местных природных, социокультурных особенностей и значимости экологических проблем региона, воспитательного потенциала взаимодействия этноса и природы, овладение педагогической технологией.

Основные задачи этноэкологии.

При определении задач этой дисциплины необходимо включить в них изучение особенности традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом в природных и социально-культурных условиях их обитания.

Важными задачами этнической экологии являются также изучение специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду, что отражено в традициях природопользования, а также закономерностей формирования и функционирования экосистем».

В качестве направления в природоохранной деятельности этноэкология

— выявляет и пропагандирует традиции неразрушающего природопользования;

— выявляет культурно обусловленные причины природоразрушающего поведения человека.

В ФГОС дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.

У детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Социокультурное развитие тесно связано с воспроизводством общепринятых норм и правил, с помощью которых обеспечивается сохранения традиция народов.

Совет

Ведь традиция — это «ценностная социокультурная коммуникация между поколения ми людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Известны работы многих исследователей по социокультурныму развитию (Н. Я. Большунова, Т. В. Соколова, К. И. Чижова, С. В, Каганович и др.) . Они отмечают, что Социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами.

Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтении и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др.

, которые должны быть в системе дошкольного образования.

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. При приобщении детей дошкольного возраста к русской культуре, необходимо обозначить содержание, которое будет доступно дошкольнику.

В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека».

В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, Главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.

Обратите внимание

В образовательной деятельности детского сада важно определить проблему, которую в дальнейшем необходимо решить: это во-первых восприятие общечеловеческих нравственных ценностей (добро, зло, дружба, вежливость, совесть, любовь и мн. др.) .

У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.

Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. При написании программы детского сада необходимо учитывать специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Известны работы многих исследователей по социокультурныму развитию (Н. Я. Большунова, Т. В.

Важно

Соколова, К. И. Чижова, С. В, Каганович и др.) . Они отмечают, что Социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами.

Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтении и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др.

, которые должны быть в системе дошкольного образования.

Ведь проведение праздников, чтение народных сказок и т. д. — это коммуникативное событие, он обеспечивает дошкольникам познание культурных ценностей своего народа.

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. При приобщении детей дошкольного возраста к русской культуре, необходимо обозначить содержание, которое будет доступно дошкольнику.

На начальном этапе важно определить уровень социокультурного развития детей с помощью различным методик (например: Н. И. Попомнящая «Предметные картинки», «3 вопроса»; О. А. Орехова «Домики» и т. д.) .

Они позволяют понять те духовные ценности, личностные отношения (пища, сон, отдых; мир вещей, животные; игра; родные, друзья; явления окружающего мира, путешествия; учеба, труд, досуг; профессия; искусство, наука; чувства человека и др.

, которыми дошкольник уже обладает, и, соответственно, построить свою работа в правильном ключе.

При соблюдении вышеперечисленных требований дошкольники без проблем освоят систему социокультурных ценностей, у них будут развиты коммуникативные умения (слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться и мн. др., у детей будут развиты: речевое взаимодействие; мотивация к общению, самоконтроль, самостоятельность и т. д.)

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razvitiie-sotsiokul-turnykh-tsiennostiei-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию