Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

Реактивное расстройство привязанности

4. Реактивное расстройство привязанности (РРП)

Синоним: психогенный аутизм. Распространенность расстройства не установлена. Основной причиной его развития считается недостаточная забота о детях.

Предполагается, что дефицит заботы, в том числе эмоциональная депривация, нарушает процесс формирования привязанностей, а в связи с этим нарушается развитие социальных отношений (симпатий, солидарности, уважения, признательности, благодарности, дружбы, любви), интересов, увлечений и просоциальных моделей поведения.

Как считают некоторые психологи, формирование привязанностей происходит в основном в первые 3–4 года жизни после родов. В последующем, по окончании этого критического периода, привязанности если и формируются, то оказываются ненадежными: поверхностными, непрочными, амбивалентными.

Обратите внимание

Главным признаком реактивного расстройства привязанности является отсутствие глубоких эмоциональных связей с родителями, близкими людьми. В клинически значимых случаях это приводит к тому, что в дальнейшем не формируются близкие отношения и с другими людьми.

Общим результатом дефицита привязанностей становится неспособность пациентов принимать просоциальные воздействия и превращать их в качества своей личности.

Тем самым развитие личности замедляется, искажается, особенно если дети попадают под влияние неблагоприятных социальных обстоятельств.

Часть таких пациентов (вероятно, их около половины) в детстве обращает внимание чрезмерной заторможенностью, замкнутостью, недоверчивостью, стремлением избегать общения с окружающими людьми, а также противоречивостью реакций на заботящихся о них людях. Предположительно, происходит это потому, что у детей глубоко укоренились тревога, страх общения, социальных ситуаций.

Другая часть пациентов, напротив, отличается «диффузной привязанностью» или «неразборчивой общительностью». Такие дети очень легко вступают в контакт даже с незнакомыми людьми, ведут себя с ними так доверчиво, будто давно и хорошо их знают. При этом они не испытывают беспокойства, опасений, не обнаруживают естественной осторожности.

Они могут быть, пожалуй, несколько обнажены – рассказывают о себе все без утайки, даже о своих неблаговидных поступках, как бы не понимая границ того, что можно и чего не следует делать и говорить. Пациенты, кроме того, могут быть назойливыми, фамильярными, не способными считаться ни с возрастом, ни с социальным положением людей.

Несмотря на внешнюю общительность, признаков надежных привязанностей у них не обнаруживается.

Обе категории пациентов никому из окружающих их взрослых не подражают, ни с кого не берут пример, чаще всего они не знают, кем и какими они хотели бы быть в будущем. Их трудно чему-то научить, даже если они умны и сообразительны, поскольку их интересы ограничены, поверхностны и нестойки.

Важно

Пациентов трудно приобщить к дисциплине, аккуратности, порядку, к тому, чтобы чувствовать ответственность за свое поведение. Они необязательны, не выполняют своих обещаний, могут обманывать, не испытывая при этом угрызений совести. Поведение нередко отличается импульсивностью, зависимостью от сиюминутных импульсов и случайных внешних обстоятельств.

Кроме того, они нетерпеливы, неспособны контролировать свои побуждения и непосредственные реакции. Обычно они любопытны, но стойкие и глубокие интересы им несвойственны.

Иногда они могут легко чем-то или кем-то увлечься, но это бывает ненадолго, обычно же они неспособны увлечься чем-то надолго и серьезно, к кому-то привязаться, не умеют завязывать и поддерживать прочные межличностные отношения.

Серьезных просоциальных увлечений у многих из них не формируется, а это, в свою очередь, препятствует профессиональной ориентации, овладению трудовыми навыками. Вряд ли они окажутся способными к отношениям дружбы, уважения и тем более любви в зрелом возрасте, не свойственно им и самоуважение, хотя их самолюбие может быть болезненно обостренным. Существуют сложности в формировании нравственных норм, нередко даже у взрослых пациентов выявляется значительный моральный дефицит.

Многие из них, воспитываясь в детских учреждениях, привыкают к праздному образу жизни, к тому, что педагоги и воспитатели их опекают, оберегают от трудностей жизни, отвечают за них, принимают за них решения, всегда готовы помочь советом, ободрением, участием.

Воспитатели и педагоги сообщают, что им запрещают привлекать детей и подростков к труду, заставлять работать, так как действующими инструкциями, по их словам, это приравнивается к жестокому обращению.

Внутренняя неготовность принимать опыт жизни других людей и поощрение иждивенчества приводят в итоге к тому, что дети не развиваются эмоционально и интеллектуально так, как это свойственно их сверстникам из благополучных семей.

Терапия. Могут быть рекомендованы психотерапия в разных ее вариантах, психологическая коррекция, совершенствование методов воспитания, в частности приучение к труду, дисциплине, формирование просоциальных потребностей и т. п., но лучшим, если не единственно радикальным выходом из ситуации является как можно более раннее помещение в хорошую приемную семью.

Совет

В противном случае прогноз для большинства таких пациентов чаще всего неблагоприятный, поскольку у многих из них задерживается развитие не только привязанностей, но и эмоций, чувств, волевых качеств, в какой-то мере интеллекта, навыков социального поведения.

По сведениям учителей и воспитателей школ-интернатов, успешно социализируются в последующем не более 10–20% пациентов.

Иллюстрация: молодой человек Б., 25 лет. Находится на лечении по поводу алкогольной зависимости: «заставили, я и сам давно хотел». Не женат, некоторое время состоял в гражданском браке, но семья вскоре распалась. Сын остался с матерью, отношений с ними не поддерживает.

В армии не служил из-за ряда хронических болезней. В последнее время часто меняет места работы, по профессии сантехник, работает в ЖЭКе. Живет в общежитии. Отца не помнит, мать лишена родительских прав, будто бы давно умерла.

С 3 лет воспитывался в детдоме, затем в школе-интернате, окончил профессионально-техническое училище.

Рассказал, что в последние 2–3 года с товарищами по работе и проживанию пьет пиво, предпочитает крепкое, до 2 л за вечер. Употребляет также вино, водку. Пьет по несколько дней подряд, пока есть деньги. В пьяном виде делается обидчивым, конфликтным, драчливым. Вот уже как год стал опохмеляться.

Имел приводы в полицию за драки, мелкие кражи. Курит с 13 лет, пробовал и травку. В свободное от дел время ничем не занимается, интересов, увлечений не имеет, «книгу последний раз видел в школе».

Не может сказать, чем любит заниматься, есть ли у него надежные друзья, чаще всего, говорит, ему скучно, нечем себя занять, «от скуки некуда деться». Сожительствует со случайными женщинами, знакомится с ними «по пьянке». Несколько раз болел гонореей.

Обратите внимание

После лечения намерен «завязать» с выпивкой, думает «заняться бизнесом, машину купить». На лечение поступил под нажимом начальства на работе под угрозой увольнения.

Выглядит неряшливо, одежда помятая, рваная, в пятнах, волосы грязные, спутанные, под ногтями черная кайма, ощущается запах немытого тела, дурной запах изо рта. Ведет себя несколько развязно, даже фамильярно, не соблюдает дистанции в общении с врачом, но после строгого внушения становится подобострастным, угодливым. Ориентируется правильно.

Речь несколько невнятная, с бедным лексиконом, аграмматизмами, словесными штампами, жаргонизмами. Внимание концентрирует недостаточно, при последовательном отсчете из 100 по 7 допускает много ошибок, не замечает их, не пытается исправить. Таблицу умножения знает наполовину.

Не может разъяснить смысл простых пословиц («не все то золото, что блестит», «не в свои сани не садись» и т. п.). Например, «шило в мешке не утаишь» понимает так: «Оно острое, колется». Не знает столицу Франции, путает Африку с Австралией, не видит отличия между рекой и озером, заливом и проливом. Не понимает, отчего день сменяется ночью.

На вопрос, что такое дружба, отвечает «пила», а что такое любовь – «неудобно выражаться». Звезду отличает от планеты тем, что первая – на фуражке, а вторая – на небе. Президентом страны считает В. Жириновского. Из артистов ему более других нравится Ф. Киркоров, особенно «под пиво». Не может описать свой характер, назвать сильные и слабые стороны своей личности.

Считает себя здоровым и нормальным в психическом отношении человеком, «я – как все», увлечение алкоголем не расценивает как болезненное: «хочу – пью, не захочу – никто не заставит». 

Вернуться к Содержанию

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/kniga-psikhiatria-det-i-podr/reaktivnoe-rasstroystvo-privyazannosti

Нарушение привязанности у детей-сирот и её восстановление в замещающей семье

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности (англ.

reactive attachment disorder — RAD), перечисленных ниже:

  1. Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

  2. В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

  3. Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

  4. Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

  5. Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию (см. п. 21).

  6. Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

  7. Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

  8. Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

  9. Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

  10. Склонен к членовредительству («ауто-агрессия»), к «несчастным случаям».

  11. Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

  12. Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других (см. п. 14).

  13. Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

  14. Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

  15. Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи (см. п. 11).

  16. Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

  17. Страдает недержанием мочи (энурез) иили недержанием кала (энкопрез).

  18. Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

  19. Плохо учится.

  20. Постоянно задает бессмысленные вопросы и «трещит языком».

  21. Болезненно преувеличивает собственную значимость.

  22. Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности (см. п. 4).

Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

  • Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
  • Ребенок требователен или «прилипчив», но только когда ему этого хочется («на своих условиях»).
  • Ребенок страдает нарушениями сна.
  • Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
  • У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
  • Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные «симптомы». Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены.

 После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка «просто любовью» приемные родители начинают сомневаться в  своей педагогической состоятельности, что приводт к срывам на ребенка. Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется.

 Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции. 

* по материалам сайтов: 
http://www.attachmentdisorder.net
http://www.attachmenttherapy.com

По мнению автора сайта, ниже описан типичный случай нарушения привязанности у приемного ребенка младшего школьного возраста (отсюда), симптомы нарушения привязанности отмечены отдельно:

«Андрей появился в моей семье в январе … года. Ему было 10, 5 лет, диагноз ДЦП. Так получилось, что я не смогла его принять, он вызывал у меня физическое отторжение с первых дней.

Важно

Но у меня такой характер, что если сказала — забираю, значит забираю.. Поэтому, когда увидела первый раз, почувствовала неприязнь, подумала — ничего, привыкну и забрала.

Но первые несколько месяцев все было не так критично.

Он постоянно писался, причем не в кровать, у него нет недержания. Он просто забывал сходить вовремя в туалет, а когда уже было невтерпеж, по пути в туалет он писал в штаны, на пол…

Первое время я к этому относилась как к данности, думала это следствие болезни, но месяцев через 7-8 я узнала, что он просто не считает нужным пойти в туалет, как только почувствует желание писать. Ну и покакать в штаны или в ванную, когда мылся, он тоже мог.

Добавим к этому вранье, лень, стукачество на других детей, его постоянное — не я.

На фоне всего мое отторжение превратилось в ненависть, он вызывал у меня отвращение, я начала срываться, пороть его. Он в ответ еще тупел… Это был просто замкнутый круг. Конечно я понимала, что наказания это не выход и запретила себе прикасаться к Андрею в гневе. Но от этого было только тяжелее, наверное.

Дикое отвращение накрывало от одного взгляда на него. Я не говорю об прикосновениях… Пробовала писать другим приемным мамочкам, советовалась, но облегчение было кратковременым… Нередко накрывало желание вернуть его, хотя я понимала, что никогда этого не сделаю.

Этой осенью я попала к психологу, он не специализировался на приемых детях. […] У меня что-то отлегло. Нет, не полюбила, но как-то приняла его таким, как он есть, перестала требовать хороших оценок.

Решила — я не волшебница и не могу творить чудес, он такой, какой есть, не сможет ходить, учиться, работать — устрою в 20 лет в пансионат и буду его навещать, дети его тоже не оставят…

[…] Сс тех пор он не писается, учится на 4 и 5, перестал врать. Начал намного лучше ходить. И вот когда у меня стало меньше поводов его ругать и наказывать, а Андрей стал радовать меня хорошими оценками, у меня отпустило отвращение.

В начале января был один инцидент, я вышла из машины в магазин, Андрюха описался прямо в машине на сидение. Я поначалу поднялась, как и раньше, наорала, было дикое желание выпороть.

Совет

Но как-то быстро взяла себя в руки, не стала нагнетать ситуацию, и все быстро пришло в норму.

Сейчас я не могу похвастаться любовью к нему, но и отвращения, раздражения нет. А он это чувствует и начал раскрываться, у него с лица ушло напряжение, он стал ходить по дому и петь. Бывают моменты, что я без напряга могу обнять его, поцеловать. А ведь совсем не давно мне стоило больших усилий просто прикоснуться к нему. Буду рада, если кому то будет полезна эта моя история не любви».

Источник: http://attach2me.ru/symptoms/

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Чувство любви и привязанности считается основным (базовым) для личности и развития человека. Оно необходимо для формирования общечеловеческих ценностей, адекватной самооценки и семейных отношений.

Это чувство развивается и у людей, и у животных, оно является инстинктивным и не требует практически никаких условий для своего появления (и дети, и детеныши животных привязываются к любому объекту, даже неодушевленному, который находится рядом с ними).

Нарушение формирования такого чувства или реактивное расстройство привязанности у взрослых либо детей свидетельствует о наличие серьезных проблем с психикой. Взрослые с расстройством привязанности отличаются жестокостью и патологическим поведением, а у детей такое расстройство может свидетельствовать о наличие аутизма.

Ррп и причины его возникновения

Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.

Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:

  • Депривация в детском возрасте – РРП может развиться у психически здоровых людей, у большинства взрослых с этой патологией были те или иные проблемы с окружением в детском возрасте.
  • Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.

Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.

Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.

Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести.

Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация.

Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.

Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.

Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.

Обратите внимание

Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви.

Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта.

У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, патологическая лживость, агрессивность и эгоцентризм.

Отличительные черты человека с РРП:

  • Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
  • Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
  • Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
  • Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
  • Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
  • Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
  • Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
  • Жестокость, агрессивность – характерные черты людей с РРП.
  • Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.

Ррп у детей

У детей, развивающихся в нормальных условиях, реактивное расстройство привязанности может развиться из-за особенности психики.

Реактивное расстройство привязанности детского возраста или психогенный аутизм диагностируется у детей в возрасте до 5, первые симптомы могут проявиться еще в младенчестве. Их причиной могут быть аутизм, тревожное расстройство, некоторые другие психические расстройства.

Первыми симптомами реактивного расстройства может быть равнодушие и вялость ребенка, он не пытается общаться с окружающими: не агукает, не следит глазами за игрушкой, не плачет, не пытается привлечь к себе внимания.

Иногда таких детей считают очень «удобными», они не кричат, не плачут, тихо играют в игрушки или целыми часами сидят, уставясь в стену. Могут не реагировать на голод, испачканную и мокрую одежду и другие неудобства.

В более легких случаях у детей наблюдаются отдельные симптомы расстройства – отсутствие выраженной привязанности к родителям, вялость или нежелание общаться с окружающими.

В старшем возрасте при РРП формируется 2 основных типа поведения:

  • Замкнутый
  • Чрезмерно общительный.

В первом случае дети избегают общения, они не разговорчивы, стремятся избежать тактильного контакта. Также их отличает заторможенность, погруженность в себя.

Чрезмерно общительные дети отличаются доверчивостью, у них как будто «смазаны» или отсутствуют свои границы и они не чувствуют границы других людей. Они свободно обращаются с незнакомыми, могут рассказать любую информацию о себе и своей семье, навязчивы и не понимают, о чем можно и нельзя говорить с посторонними.

Лечение

Диагностировать это заболевание, особенно во взрослом возрасте, достаточно сложно. Для этого требуется длительное наблюдение, сбор анамнестических сведений и проведение специальных тестов.

В детском возрасте основой лечения должны стать стабильные, безопасные отношения с родителями или опекунами. Требуется длительное время (несколько лет) для формирования таких отношений и еще несколько лет работы для формирования нормальной привязанности.

В старшем возрасте и для взрослых рекомендуется проведение психотерапии: психоанализа, семейной и личной.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/reaktivnoe-rasstrojstvo-privyazannosti-u-vzroslyh-i-detej.html

Расстройства привязанности у детей

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития.

Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы.

Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

Привязанностью называют чувство эмоциональной близости, сформированное на базе симпатии, любви, преданности. Под расстройствами привязанности (РП) у детей понимают группу поведенческих, эмоциональных нарушений. Психиатрами они обозначаются диагнозом «реактивное расстройство привязанности» (РРП).

Важно

Его особенность – отсутствие доверительных отношений с опекунами, родителями как результат патологического воспитания. Бытовое понимание РП включает неустойчивые, «холодные» отношения с одним из родителей, прародителями, воспитателями интерната. Такие случаи целесообразнее называть ненадежной привязанностью.

Они являются вариантом нормального развития, не ассоциируются с социальной дезадаптацией. Распространенность реактивного расстройства привязанности – менее 1%, ненадежной привязанности – 40%.

Существуют физиологические особенности, рассматривающиеся как факторы риска формирования РРП.

Неустойчивость вегетативной нервной системы, несбалансированность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси снижают сопротивляемость стрессу. Повышается вероятность патологических эмоциональных, поведенческих реакций.

Непосредственными причинами развития расстройств привязанности являются ситуации, когда ребенок не имеет возможности устанавливать, поддерживать стабильную связь с родителями:

  • Неполноценный материнский контакт. РРП развивается у детей, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, страдают послеродовой депрессией, психическими расстройствами, не принимают ребенка (нежеланная беременность), применяют насилие, унижение.
  • Отсутствие родителей (опекунов). Провоцирующим фактором становится ранняя разлука с матерью, помещение ребенка в стационар, дом малютки, интернат. Функции взрослых ограничиваются выполнением гигиенических, медицинских процедур. Устанавливающиеся эмоциональные связи быстро разрушаются из-за смены места проживания ребенка, графика работы персонала, текучести кадров, отказа от опекунства приемных родителей.

Основой формирования расстройств привязанности является негативный опыт установления близких, доброжелательных отношений. Ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество). Если он не получает помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – ругань, побои – ситуация становится стрессовой.

Происходят сбои на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе, мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда начинает восприниматься как опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию.

Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к матери, отцу, опекуну.

https://www.youtube.com/watch?v=n6x3T2Oj3Xc

Расстройства привязанностей классифицируются по особенностям клинических проявлений. С учетом этого выделяют два вида нарушений:

  • Дезингибированное. Называется расторможенным. Характеризуется развернутой клинической картиной. У ребенка отсутствует избирательность установления контактов. Социальные взаимоотношения недостаточно модулированы. Младенцы не проявляют настороженности к незнакомым людям, дети постарше неразборчивы в выборе друзей. Данная форма является результатом частой смены взрослого (родителя, воспитателя, опекуна).
  • Ингибированное. Симптомы слабовыраженные. Социальные контакты подавлены, заторможены, часто имеют амбивалентную направленность – ненависть-любовь, принятие-отторжение. Преобладает подавленность, агрессивная реакция на страдание. Такой тип расстройства формируется как результат жестокого обращения взрослого с младенцем.

Другая классификация имеет более точный описательный характер.

Учитывается этиологический фактор, направленность поведения ребенка, особенности установления контакта. Выделяется четыре типа привязанности:

  • Негативная. Причинами являются пренебрежение либо гиперопека. Поведение ребенка направлено на провокацию негативного внимания, раздражения, наказания.
  • Амбивалентная. Основа – истерические реакции, непоследовательность взрослых. Проявляется категоричностью, двойственностью (агрессивность-доброта, ласка-побои) взаимодействия с окружающими.
  • Избегающая. Развивается после разрыва взаимоотношений с мамой, папой, опекуном. Проявляется замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью.
  • Дезорганизованная. Возникает после жестокого отношения, насилия. Характерны проявления жестокости, сопротивление попыткам взаимодействия.

Нарушения привязанности проявляются спектром симптомов, выраженность и полнота которых нарастает от единичных реакций до сформированного реактивного расстройства.

Младенцы, малыши до 5-6 лет избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого. При ингибированной форме расстройства – отвергают попытки установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека.

Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины. При дезингибированной форме дети крайне зависимы, ищут комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремятся установить с ними контакты, но отвергают родителей.

Совет

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый. С возрастом задержка умственного развития становится более выраженной, ребенок с трудом осваивает учебную программу.

У детей дошкольного, школьного возраста развивается отвращение к прикосновениям, объятьям. Попытки установить физический контакт вызывают неадекватные реакции смеха, плача, гнева, испуга.

Потребность сохранить контроль, обезопасить себя проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении дети становятся непослушными, дерзкими.

Гнев выражается через истерики, манипуляции, агрессивное поведение. Взрослея, пациенты начинают понимать социальную неприемлемость гнева, маскируют ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями.

Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины отсутствует.

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт. Передача и принятие опыта нарушены.

Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Если РП не диагностировано вовремя, нарастает социальная дезадаптация. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера. У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром, клиническим психологом. Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога.
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • Детская психотерапия. Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия. Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз.

При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства. Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта.

Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия. Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/attachment-disorders

Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при обнаружении признаков РРП?

x

Check Also

Приверженность наших людей к хаотичному приему фармацевтических средств, подкрепленная свободной продажей медикаментов, – истинное бедствие По различным оценкам, число жертв самолечения у нас в стране …

Сердечная недостаточность является на сегодняшний день основной причиной смерти. Самый весомый и важный фактор такой печальной статистики летальных исходов в том, что больному вовремя не …

Гидронефроз (или гидронефротическая трансформация) это почечная патология, вызванная прогрессирующим расширением лоханки и чашечки почек. Болезнь сопровождается нарушением оттока мочи, повышением гидростатического давления и атрофией почечной …

Обратите внимание

Лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta), или в простонародье Калган, издревле была известна своими исключительно полезными лекарственными свойствами для мужчин. В лечебных целях в основном используется отвар, …

Содержание О чем говорят множественные кисты щитовидки? Лечение и профилактика поликистоза щитовидной железы Насколько актуальна проблема дефицита йода? Щитовидная железа чрезвычайно важна для полноценного функционирования …

Как верно принимать фармацевтические препараты, все эти пилюли, капсулы, облатки, микстуры, БАДы и пр.? Кажется, куда уж проще — купил в аптеке, проглотил, запил водичкой …

В последние 20–30 лет по обочинам дорог распространился золотарник канадский. По воззрению ряда ученых, он – один из более брутальных заносных видов растений. Золотарник канадский …

Если пациента беспокоят головные боли, обмороки, шум в ушах или головокружения, ему назначают УЗИ сосудов головного мозга. Проводится это обследование и при инсульте, нарушениях кровообращения. …

Здравствуйте! Лечение гайморита подразумевает комплексный подход. Невозможно решить эту проблему с помощью одного лекарства или одного метода. Необходим симбиоз методик и комплексный подход. В данном …

Шалфей – лекарственное растение в виде высокой травы или полукустарника семейства Яснотковые. Родиной его является Средиземноморье, откуда с купцами он проник на остальные континенты. В …

На данный момент опять стало очень пользующимся популярностью старинное аптечное средства — цинковая мазь. Я отвечу на самые животрепещущие вопросы, задаваемые по поводу этого средства. …

Важно

Почки являются жизненно важным органом в организме каждого человека. Довольно часто они подвергаются самым различным заболеваниям, которые в свою очередь сильно влияют на выполнение их …

Большая часть обитателей нашей планетки уже издавна принимают на биологическом уровне активные добавки к еде и витамины в пилюлях. И это не баловство, а необходимость. …

Беспокойство при мысли о важном совещании, длительной поездке в транспорте, постоянные поиски ближайшего туалета в незнакомом месте. С такими проблемами сталкивается мужчина, который испытывает частые …

Избавиться от целлюлита грезит любая 2-ая дама. Механизм образования целлюлита прост. Поначалу под кожей накапливается жидкость, из которой формируются ячейки. В их появляется жир, создающий …

Одним из самых неприятных и распространённых заболеваний является воспаление почек. Оно сопровождается сильными болями и многочисленными иными симптомами. Современные методы диагностики способны выявить у пациента …

Дамы должны смотреть за домом, выращивать малышей и ухаживать за родителями, и чсто у их совершенно не остается времени на себя. Надбавка в весе при …

Ничто не может стопроцентно поменять потребность нашего организма в обычный воде. Это более верный и нужный источник воды. Но, есть напитки, которые не считая воды, …

Содержание Почему возникает и как проявляется отек гортани? Действия родителей Лечение Отек гортани у ребенка – сужение гортани, характеризующееся возникновением дыхательной недостаточности в острой форме. …

Зачастую, ощущая боли в области поясницы, люди пренебрегают ними, считая, что боль провоцируют проблемы с позвоночником, пуская все на авось. Не задумавшись над серьезностью ситуации, …

Совет

1-ое суровое похолодание напомнило многим дамам, что такое трудности с кожей в период отопительного сезона. Заморочек много, решают их по-разному, но не всегда отлично. Советов …

Лекарственная ромашка – это распространенное травянистое растение семейства Астровых. Представители этого вида имеют слабо разветвленный корень бурого цвета, прямостоячий облиственный стебель высотой до 65 см …

Диета Аткинса – одна из самых быстродействующих и действенных диет. В особенности она популярна на Западе. Многие голливудские звезды – Кэтрин Зета-Джонс, Рене Зельвегер, Дженнифер …

На вопросы отвечает д.м.н., профессор кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии и репродуктологии ИПО ФГБУ «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава РФ, профессор кафедры урологии ФГБУ «РНИМУ …

Источник: http://btf.su/zdorove/est-li-u-vashego-rebenka-reaktivnoe-rasstrojstvo-privyazannosti-i-chto-delat-pri-obnaruzhenii-priznakov-rrp

Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при обнаружении признаков РРП?

x

Check Also

К логопеду обращаются родители, которых беспокоят нарушения речи ребенка. Но логопед обращает внимание на многие факторы: общее развитие ребенка, концентрацию внимания, произношение, понимание речи, взаимодействие. Речевые нарушения могут иметь истоки …

Кружка Эсмарха есть далеко не в каждом доме, а вот резиновая груша точно обнаружится у многих. Те, кто впервые столкнулся с проблемой запоров, скорее всего не знают о том, как …

Если ребенок подавился, что делать в этом случае? Первая помощь малышу: пошаговые действия Экстренные ситуации всегда вызывают панику, с которой сложно справиться. Человеку необходима скорая помощь, а вы впали в …

Нетрадиционные методы лечения бесплодия, которые помогают Реклама на сайте: НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ЖЕНСКОГО БЕСПЛОДИЯ. ЭФФЕКТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ БЕСПЛОДИЯ Эффективное лечение женского бесплодия. В наши дни все острее проявляется проблема женского бесплодия. …

До какого возраста кормить ребенка грудью? Изучаем мнения специалистов. Один из самых животрепещущих вопросов, волнующих молодых мам: до какого возраста кормить ребенка грудью, чтобы и свое моральное и физическое здоровье …

Молочница у детей — особенности лечения для разных возрастов Молочница у детей – частое явление, как правило, опытные родители подозревают ее уже при отказе малыша от груди и наличии белого …

От сварки глаза берегите, а случился ожог — как можно скорее лечите Световой ожог, или по-другому световая офтальмия, является знакомым недугом практически для каждого сварщика. Ведь от электродуги при сварке …

Обратите внимание

Симптомы и первая помощь при приступе астмы. Симптомы. Приступы начинаются, как правило, внезапно, нередко ночью. При атопической (неифекционной) астме приступы иногда носят аллергический характер: кожный зуд, крапивница, насморк и т.д. …

Боль в ногах у детей может возникнуть в любом возрасте и по самым разным причинам. Она может возникнуть по вполне безобидным причинам, а может быть симптомом наличия серьезных заболеваний у …

Чистить зубы два раза в день порой не помогает: дыхание все равно быстро перестает быть свежим. В чем причина напасти и как от нее избавиться? Разобраться помог врач-стоматолог. Стойкий неприятный …

О чём мы думаем то и свершится,…что в мир пошлём, то к нам и вернётся… В данном разделе приведено несколько примеров того, как и какие эмоции могут влиять на здоровье …

В настоящее время люди довольно часто сталкиваются с проблемой бесплодия. Статистика говорит о том, что примерно 20 % семейных пар не может зачать малыша на протяжении нескольких лет совместной жизни. …

Компресс холодный (охлаждающий) — применяется при переломах, растяжениях и разрывах связок, кровотечениях, ушибах, головных болях, для профилактики повышения давления, при неврастениях (на область между лопаток и голени). Этот вид компресса …

Здравствуйте, уважаемые Читательницы! Сегодня мы поговорим о такой проблеме, как лечении анорексии. За последнее время анорексия стала одним из распространенных заболеваний. От нее страдают и знаменитости, и обычные люди. Внешний …

Можно ли поместить сознание человека в пробирку, когда станет возможным создание аватара для людей и почему потенциально возможное бессмертие — не самый привлекательный сценарий человеческой жизни, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru». …

Важно

Вредные привычки имеются у каждой современной личности. Данные пристрастия относятся к нездоровым увлечениям, которые пагубно влияют на самочувствие, психику человека, отношения с окружающими и семейную жизнь. Зачастую многим подобным зависимостям …

Коревая краснуха развивается поэтапно и все характерные симптомы появляются не сразу, а постепенно. Инкубационный период данного вирусного заболевания составляет от 7 до 21 дня. В первые дни у детей отмечается …

Как избавиться от молочницы навсегда. Гинеколог отвечает на 5 главных вопросов об этом заболевании — Когда я отвечала по горячей линии на вопросы читательниц одного издания, отметила: огромное количество звонков …

Масло иланг-иланг уже давно используется в народной медицине и косметологии. В настоящее время состав, польза и свойства масла иланг-иланг еще не до конца изучены, но оно активно применяется как для …

Как можно почистить почки в домашних условиях быстро и эффективно Как почистить почки в домашних условиях быстро и эффективно? Этот вопрос интересует многих, ведь почки в организме каждого человека выполняют …

О пользе лечебных ванн и гидротерапии в домашних условиях Хотите всегда выглядеть свежо и бодро, поражать всех конкуренток ухоженной и бархатистой кожей, навсегда забыть о головных болях, раздражительности, бессоннице, тогда …

Пептиды — это молекулы, состоящие из двух и более аминокислот, соединенных между собой пептидной связью. Пептиды имеют размер не более 1 нм, поэтому с полным правом причислены к наномиру. Условно …

В то время, как все вокруг отчаянно пытаются похудеть, перед многими девушками встает проблема недостаточного веса. Вопрос о том, как набрать вес девушке, волнует сегодня очень многих . Недостаток веса …

Совет

Осенняя депрессия – как не поддаться тоске, раздражительности и плохому настроению. Симптомы, причины и профилактика этого состояния. Многим из нас знакомо тягостное чувство приближающейся осени, вслед за которой идёт меланхолия …

Источник: http://tula-intim.ru/zdorove/est-li-u-vashego-rebenka-reaktivnoe-rasstrojstvo-privyazannosti-i-chto-delat-pri-obnaruzhenii-priznakov-rrp

Реактивное и расторможенное расстройство привязанности детского возраста

Расстройство привязанности детского возраста проявляется невозможностью устанавливать контакт и правильно реагировать в большинстве социальных взаимодействий (реактивная форма) и неразборчивой привязанностью к малознакомым людям (расторможенная форма). Расстройства привязанности проявляются у детей до 5 лет.
  • При отсутствии привязанности у ребенка к близким людям.
  • При привязанности к мало- или незнакомым людям, фамильярном с ними отношении.
  • При отказе ребенка от еды.
  • При апатии, заторможенности, сонливости ребенка.
  • При страхе у ребенка в присутствии чужих людей, не исчезающем даже в присутствии матери.
Расстройство привязанности детского возраста вызвано неправильным уходом за ребенком родителями или опекающими его лицами. Возможно, оно возникает как прямой результат родительского пренебрежения или жесткого обращения. Плач при выходе матери из комнаты или приближении незнакомца – нормальная реакция, она начинает проявляться в возрасте примерно 8 месяцев и продолжается до 1,5-2 лет. Интенсивность этой реакции у детей индивидуальна. Однако многие родители, особенно те, у которых ребенок первый, думают, что реакция на уход родителей является эмоциональным нарушением, и стараются не оставлять ребенка одного. Такое поведение может вести к нарушению психического развития ребенка. Отец, считая эмоциональную реакцию на уход признаком избалованности, может критиковать мать или стараться изменить поведение ребенка, ругая и наказывая его.
Диагностика расстройств привязанности у детей осуществляется детским психологом на основании клинической картины, беседы с ребенком и его родителями.
Врач или медсестра должны объяснить родителям, что расстройство обратимо, если наладить правильный уход за ребенком. Необходима семейная психотерапия, в ходе которой родителям разъясняют, как правильно наладить взаимоотношения с ребенком.

Источник: https://www.zdorovieinfo.ru/bolezni/reaktivnoe_i_rastormozhennoe_rasstroystvo_privyazannosti_detskogo_vozrasta/

Реактивное расстройство привязанности

К новой семье© проект

Реактивное расстройство привязанности (RAD) — это нарушение способности формировать близкие и доверительные взаимоотношения.

Дети с таким диагнозом страдают от неспособности любить и быть любимыми. Они могут так сильно отравлять отношения в нормальной, здоровой семье, что страдают все ее члены.

Они прекрасные манипуляторы, причем их воздействие тонко и умно направлено на каждого члена семьи.

Посторонним чрезвычайно трудно понять боль и гнев родителей, жалующихся на поведение ребенка, поскольку на людях такие дети — само очарование.

Недостаток связи с окружающими проявляется в форме жестокости по отношению к другим людям и животным, в которую бывает даже трудно поверить.

Кроме того, дети с нарушением привязанности избегают зрительного контакта, если не лгут; враждебно настроены к окружающим; обвиняют других в собственных ошибках или проблемах; испытывают недостаток доверия, жалости и совестливости; у них нарушено речевое развитие и часто возникают проблемы с учебой, свидетельствующие об общем отставании в развитии; они воруют, идентифицируют себя с отрицательными персонажами и темной стороной жизни в целом; могут наносить себе раны и зачастую обладают высоким болевым порогом. Они избегают тактильных контактов; занимают защитную позицию; расположены к несчастным случаям; их тянет к огню и крови; они стремятся все контролировать; стараются привлечь к себе внимание; проявляют повышенный интерес к сексуальной сфере жизни; страдают энурезом и энкопрезом. Для того чтобы ребенку был поставлен диагноз «реактивное расстройство привязанности», у него не обязательно должны присутствовать все перечисленные выше формы поведения. Также некоторые симптомы наблюдаются у детей, имеющих проблемы с привязанностью, но не страдающих RAD. Способность формировать привязанность, устанавливать здоровые взаимоотношения с другими людьми и существование во взаимных связях с окружающими делает каждого человека частью сообщества людей.

Симптомы проблем с привязанностью, как правило, становятся очевидными в возрасте до пяти лет. Привязанность к матери (главному опекуну) зарождается в ее чреве и происходит на неврологическом, психологическом и эмоциональном уровне.

Это время, когда мать — единственный человек, который изо дня в день заботится об удовлетворении потребностей малыша в пище, комфорте, любви и утешении.

Когда у ребенка обнаруживаются описанные выше формы поведения, необходимо обратить внимание на возможные «провалы» в ранней истории формирования связи между матерью и младенцем.

Обратите внимание

Имеется в виду, например, расставание с матерью вследствие усыновления, смерть матери; госпитализация ребенка или матери; частые перемещения ребенка или часто меняющиеся опекуны; эмоциональная холодность опекуна во время психической или физической болезни ребенка; хроническая боль, например, колики или инфекции уха; плохое обращение или заброшенность; пренатальная наркотическая зависимость; жестокое отношение родителей после рождения; или жестокая обстановка дома. Обычно присутствует комбинация факторов, которые заставляют ребенка с недоверием относиться к другим людям, особенно взрослым — авторитетным фигурам, какими являются родители.

В агентствах по усыновлениям будущим родителям часто задают вопрос: «Сможете ли вы любить ребенка, который не будет отвечать вам взаимностью?» Дети с расстройством привязанности не могут отвечать на любовь любовью без предварительного специального ухода и терапевтического вмешательства.

Решиться усыновить ребенка старшего возраста, пережившего провалы в развитии привязанности в течение первых трех лет жизни, значит заглянуть в себя и спросить: «Смогу ли я, прежде всего, быть такой матерью, в которой нуждается мой ребенок, и только потом такой матерью, которой хочу быть я сама? Готова ли я учиться, осваивая терапевтические стратегии, которые помогут мне приблизить к себе моего ребенка? Готова ли я просить о помощи?»

Иногда глубина проблем с привязанностью остается скрытой от родителей до тех пор, пока они не попытаются наладить с сыном или дочерью те близкие отношения, на которые они рассчитывали, усыновляя его или ее.

Жизнь с ребенком, воспринимающим в штыки каждый контакт, может истощить силы родителей очень быстро. Гнев и депрессия — обычные явления, в результате которых усыновители, в конце концов, обращаются за помощью. Однако взрослых можно научить, как сблизиться с детьми, которым нужно научиться любить.

И эти дети способны понять, что любовь необязательно приносит боль. Только все это потребует времени.

Родители, четко оценивающие реальные возможности своего ребенка, имеют наибольшие шансы на успех при установлении с ним близких отношений. Разумные ожидания и чувство юмора — отличные помощники в попытках помочь ребенку установить связь с взрослыми. Дети с расстройством привязанности уже любили однажды, но не получили ответной любви, на которую надеялись.

Их потребности не находили удовлетворения в первые годы их жизни. Они привыкли сами контролировать свою жизнь, то есть привыкли делать то, к чему большинство из нас приходит к 18-22 годам. Зависеть от кого-то, устанавливать с кем-то контакт и кого-то любить, по мнению этих детей, значит умереть.

Отрицание любви заботливых приемных родителей — единственный способ выжить.

Если вы хотите усыновить ребенка старшего возраста, вы должны знать о здоровом развитии привязанности, тогда ее расстройство будет выявлено вовремя и ребенок получит подходящее лечение с применением терапевтических родительских тренингов.

Перевод Натальи Ран
(What is Reactive Attachment Disorder?) М.Лайза Райли (M. Lisa Riley)

К НОВОЙ СЕМЬЕ© проект

Источник: http://www.uaua.info/usynovleniye/moy-rodnoy-priyemny-rebenok/article-10572-reaktivnoe-rasstroystvo-privyazannosti/

Ссылка на основную публикацию