Песочная терапия для детей: идеи развивающих игр, способ психологической помощи

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно!

Наверное каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.

История метода песочной терапии

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века. Автором данного метода является юнгианский аналитик Дора Кальфф. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. Дора Кальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира». В настоящее время песочная терапия используется в детском психоанализе, арт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии, в гештальт-терапии и терапии семейных отношений.

Особенности метода

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение, обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства.

Обратите внимание

Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения.

Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму. Возможностей у песочной терапии куда больше:

  • во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь;
  • формировать чувство комфорта;
  • снимать мышечное напряжение;
  • улучшить зрение;
  • расширять словарный запас;
  • учить буквы;
  • овладевать навыками письма и чтения;
  • развивать слух.

Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:

  1. взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психотерапевт может многое рассказать о пациенте;
  2. моделирование ситуаций;
  3. осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.

Кому нужна песочная терапия?

В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:

  • неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • недуги психосоматического характера;
  • чрезмерная агрессивность;
  • стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;
  • логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.

Большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. Также терапия песком окажется благотворное влияние на детей перенесших психологическую травму. в следствии чего замыкаются или им сложно найти правильное решение.

А также песочная терапия дает возможность:

  • творчески развиваться;
  • диагностировать основную проблему, которая беспокоит ребенка;
  • научить ребенка находить выход из различных ситуаций.

Противопоказания песочной терапии

Проводить песочную терапию не рекомендуется в следующих случаях:

  • ребенок имеет дефицит внимания;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • чрезмерно высокий уровень тревожности;
  • у ребенка невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • заболевания легких;
  • порезы на руках;
  • заболевания кожи.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

  1. Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
  2. Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка. Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
  3. Исход. Финальная стадия терапии. Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку.

Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы.

Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Важно

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом. Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание.

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания.

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры.

Песочная терапия книги

Есть очень много полезных и прекрасных книг по этому направлению терапии, но мы вам рекомендуем: книга «Песочная терапия. Практический старт» Елена Тарарина . Ее можно купить в магазине Озон с быстрой доставкой на дом:

Можете скачать книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Чудеса на песке. Песочная игротерапия

Песочная терапия видео

Заключение

Для того чтобы ребенок научился выражать свои мысли и чувства, психологи советуют изображать их в форме рисунков.

Но маленькие дети рисуют плохо, из-за этого они расстраиваются, плачут и еще больше замыкаются.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста: рисование на песке и игры с песком освобождают ребенка от груза переживаний, а качество рисунка на песке значения не имеет, поэтому ребенок защищен от неудач.

Вам понравилась статья? оставьте ваши комментарии, поделитесь с друзьями в соцсетях.

Статью прочитали: 3 545

Расскажите друзьям:

1 Комментарий

Источник: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Возможности песочной терапии для детей и взрослых

Психотерапия

25.01.2018

3.9 тыс.

2.6 тыс.

7 мин.

Песочная терапия — одно из направлений психотерапии, относящееся к арт-терапии.

Современные специалисты разработали несколько программ занятий с песком, позволяющих решать множество проблем психологического характера как у детей, так и у взрослых.

Песочная терапия дает возможность человеку избавиться от последствий стресса, душевных травм, почувствовать уверенность в своих силах, а также является средством для снятия психоэмоционального напряжения.

Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

Возможности Характеристика
Релаксация и успокоение Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
Самовыражение и совершенствование творческих способностей Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае «чистый лист», на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
Способ выражения чувств Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом. Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
Формирование речи, мышления, фантазии Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
Диагностика психического состояния Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
Развивающие игры Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр. Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
Психокоррекция С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов
Читайте также:  12 занимательных опытов по физике для младших школьников - эксперименты с водой, звуком, светом, магнитами

Детям очень нравятся занятия с песком, однако, стоит помнить, что это бывает небезопасно. Ребенок может проглотить песчинки, вдохнуть их и т. п. Поэтому малышей дошкольного возраста оставлять одних во время игр в песочнице не следует.

Бывают ситуации, когда ребенку просто необходимы занятия с песком. Показаниями к песочной терапии являются:

  • агрессивное поведение, тревожность;
  • необщительность;
  • стрессы, связанные с отношениями в семье;
  • неврозы;
  • психосоматические заболевания.

Также игры с песком рекомендованы детям с психическими отклонениями.

Существуют и некоторые противопоказания для подобных упражнений. К ним относятся:

  • эпилепсия;
  • аллергические реакции на песок;
  • заболевания кожи.

Для полноценных занятий с песком требуется приобрести необходимые материалы. К ним относится специальный стол-песочница, кварцевый песок и мелкие фигурки людей, животных, растений и т. д. Стол-песочницу приобретать лучше изготовленную из дерева.

Здесь важен тактильный контакт ребенка именно с природными материалами. Если такой возможности нет, стол можно изготовить самостоятельно из деревянных брусков. Песок (если кварцевый отсутствует) также может быть заменен на речной или морской.

Он должен быть мелкий (чтобы легко струился в руках) и тщательно промытый.

Эти упражнения используются в домашних условиях, в работе с психологом, логопедом, арт-терапевтом:

Упражнение Описание
Игра в сказку Упражнение направлено на развитие фантазии и образного мышления малыша. В лотке с песком есть возможность разыгрывать как любимые сказки ребенка, так и выдумать новые сюжеты. Взрослый может предложить придумать другую концовку известной сказки
Изучение свойств С помощью песка дошкольник может изучить свойства материалов, получить представление о понятиях «теплый-холодный»,»мокрый-сухой» и т. д. Познакомиться с геометрическими формами, рисуя их пальцем на поверхности
Дождик Игра предназначена для релаксации и обладает умиротворяющим воздействием. Дети в возрасте 2-3 лет должны играть в нее вместе с родителями. Взрослый предлагает малышу подставить ладошку и начинает медленно сыпать в нее песок, затем просит ребенка сделать то же самое с его ладонью. Дети постарше играют в «Дождик», пересыпая песок из одной ладошки в другую без участия родителей
Угадай, что это Упражнение, помогающее укрепить семейные связи. Родитель зарывает в песок несколько любых фигурок, пока малыш стоит с закрытыми глазами. Далее ребенок на ощупь, погружая руки в песок, должен определить, что это за фигурки
Ветерок Для этого упражнения понадобится соломинка для коктейля. Ее конец опускается в песок, ребенок должен дуть с противоположной стороны. Эта игра предназначена для детей старшего возраста
Учим буквы Родитель выкладывает на песке буквы или слова (для детей постарше), затем прячет буквы в песке. Ребенку предлагается найти их и вновь составить слово или назвать буквы. Цель: обучение алфавиту, развитие речи, тактильная релаксация
Строитель Лоток с песком предоставляет малышу неограниченные возможности для строительного творчества. Можно воспользоваться фигурками и создать целый мир в ограниченном пространстве, и, увлажнив песок, строить объемные фигуры

В песочнице ребенок является творцом и созидателем, он сам принимает решения и воплощает их в жизнь. Это очень важно для становления уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.

В основном коллективные игры применяются воспитателями ДОУ. Их цель активизация детей, установление отношений в группе, создание сплоченного коллектива. Также совместные занятия способствуют снятию излишнего напряжения и стабилизации психоэмоционального фона в группе.

Чаще всего в детских садах применяются следующие игры с песком:

Упражнение Описание
Знакомство Цель: ознакомить детей с материалом и его свойствами. Участники должны встать вокруг песочницы. Педагог предлагает всем погрузить руки в песок, погладить, потрогать его, пересыпать с ладони на ладонь. Попутно воспитатель должен объяснить малышам правила игр в песочнице
Веселая история Воспитатель выкладывает в песочнице фигурки в определенном порядке. При этом рассказывает историю об этих фигурках. Затем прячет их в песок. Дети должны отыскать фигурки, разложить их в том же порядке и пересказать историю. Игра способствует развитию внимания, связной речи. Укрепляет связи в коллективе
Мой город Педагог предлагает ребятам построить свой город в песочнице так, как они его представляют. Упражнение способствует развитию фантазии
Придумай сказку Воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказочную историю. Для игры используются фигурки сказочных персонажей, деревьев и животных. Также педагог может нарисовать образы вымышленных героев, которые дети будут использовать в своей сказке. Упражнение развивает речевую деятельность, активизирует воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения
Волшебный круг Педагог предлагает ребятам выложить круг из камушков, бусинок и т. д. Каждому ребенку раздается по несколько камней, которые он должен будет вложить в общий круг. Цель занятия: коррекция гиперактивного поведения, рефлексии
Песочная картина Ребенок рисует (пальцем, кисточкой) в песочнице картину и объясняет остальным ребятам, что именно он нарисовал. Цель игры: развитие речи, укрепление дружеских связей в коллективе, активизация общения

Так как песок является природным экологически чистым материалом, он становится все более популярен в детских учреждениях. Игры с песком относятся к здоровьесберегающей технологии, направленной на сохранение и стимулирование состояние малыша.

Песочная терапия помогает проблеме обрести внешнюю форму. Занятия творчеством помогают расслабиться, выплеснуть скопившиеся негативные эмоции, проявить себя.

Психологи рекомендуют арт-терапию своим клиентам в следующих случаях:

  • возрастной, ценностный, личностный кризис;
  • натянутые отношения с близкими;
  • проблемы в семье;
  • расставание с любимым человеком, развод;
  • смерть родных и близких;
  • страхи, панические атаки;
  • социальные конфликты;
  • психосоматические заболевания;
  • неврозы, нарушения психического состояния.

На основе творческих стараний человека в песочнице специалист сможет сделать достоверные выводы о его психоэмоциональном состоянии и помочь решить выявленные проблемы.

Подобные занятия используются психологами для психоэмоциональной разгрузки клиента, анализа и коррекции его внутренних проблем:

Упражнение Описание
Медитация Занятие обязательно проводится под расслабляющую тихую музыку. В него включены: рисование на сухом и мокром песке, создание композиции с различными предметами, пересыпание песка из различных емкостей. Цель упражнений — релаксация
Реконструкция Психолог предлагает клиенту восстановить свой жизненный путь с помощью фигурок. На каждом этапе должна быть использована та, что олицетворяет человека в данный период его жизни. Цель занятия — интеграция
Перепроектирование Специалист просит человека подумать о том, что бы он хотел поменять в своей жизни. Затем клиент должен с помощью фигурок изобразить эти изменения в лотке с песком. Цель упражнения — выявление внутренних проблем
Переговоры Психолог предлагает клиенту провести переговоры между двумя фигурками в лотке с песком, придумать диалоги. Цель — выявление социального конфликта
Пассивный-активный Доктор просит выбрать три фигуры, олицетворяющие активное начало пациента и три — пассивное, разместив их в лотке. Между ними необходимо выстроить диалог. Цель занятия — интеграция
Параллельный мир Коллективное занятие, подходящее для семейного сеанса. Каждый человек в своем лотке выстраивает придуманный мир, затем рассказывает о нем. Цель — выявление семейных проблем
Событие Психолог предлагает реконструировать с помощью фигурок событие, вызывающее негативные эмоции и обыграть его. Цель — помочь найти решение проблемы

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/pesochnaya-terapiya.html

Песочная терапия для детей: идеи развивающих игр, способ психологической помощи

x

Check Also

В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.

Что такое агрессивность? Слово «агрессия» (от лат. aggressio ) означает нападение, приступ.

В русский язык сначала попало прила­гательное «агрессивный», затем пришло существительное «агрессия», последним из этой группы терминов вошло в употребление слово «агрессор», которое означает «зачинщик, тот, кто нападает», Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину.

Совет

Сценарий совместного с родителями образовательного мероприятия: «О чем мечтают наши дети?!» Сценарий совместного с родителями образовательного мероприятия: «О чем мечтают наши дети?!» Воспитатель первой категории Дивенко А. А.

Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями; развитие самосознания родителей ; развитие конструктивных представлений о детях у родителей, о их желаниях и мечтах.

Если ваш ребенок еще не начал или робко пытается просить «кису» или «собачку», то никаких проблем нет. Но если в вашем доме животные поселились задолго до появления малыша, в жизнь вступают другие правила.

«Как он мог меня обмануть? Ведь я всегда доверяла ему, учила только хорошему, старалась быть другом и добрым советчиком, а он предал мое доверие, подвел….» — так или примерно так могут думать некоторые родители, сталкиваясь с обманом со стороны своих детей.

Нравится Не нравится Jana 26 марта 2008 В детстве ,ходила в музыкальную школу ,но из всех занятий мне действительно нравилось только пение в хоре.Так что,тоже ,каким то естественным образом мы оказались с сыном на занятиях в музыкальной группе.

Ребенок стал непослушным, что делать? Как научить ребенка слушаться. Вы знаете, как успокоить вашего неугомонного ребенка, научить его слушаться? Вы знаете, что делать в такой не простой ситуации, когда ваш милый ребеночек вообще перестал вас слушаться? Как вы будете действовать и реагировать на подобное детское поведение.

Кратко о том, как быстрее научить ребенка говорить первые слова Развитие речи является важным процессом в жизни детей. С момента рождения родители начинают задумываться о том, как научить ребенка говорить.

а чему может равняться такое сочетание? Когда подходит срок появиться на свет малышу, родители оказываются перед практически неразрешимой дилеммой. С одной стороны, питомец ; это полноправный член семьи, с которым расстаться ; все равно, что отдать родное дитя на сторону.

Современные дети очень рано узнают, что такое интернет, с его помощью они общаются с друзьями, собирают информацию для подготовки домашних заданий и развлекаются.

«Как он мог меня обмануть? Ведь я всегда доверяла ему, учила только хорошему, старалась быть другом и добрым советчиком, а он предал мое доверие, подвел….» — так или примерно так могут думать некоторые родители, сталкиваясь с обманом со стороны своих детей.

Обратите внимание

Половое созревание ; это период, в течение которого появляются вторичные половые признаки. Он четко не ограничивается по длительности, но обычно продолжается около 2-3 лет.

Стоит ли брать младенца в родительскую постель? Веские аргументы приводят как сторонники совместного сна, так и его противники. Как всегда, побеждает золотая середина: «ночи бок о бок» действительно дают преимущества малышам и мамам, но только если организовать все правильно.

В современном обществе все чаще можно услышать от молодых родителей, что детей вообще не нужно наказывать, потому что это ущемляет его как личность. К сожалению, не смотря на то, что наказание не приносит удовольствия ни родителям, ни их чаду, мера эта крайне необходимая.

Предположительно, когда мы наказываем детей, мы надеемся на то, что в их голове сложится логическая цепочка: если будешь совершать плохие поступки, то тебе будет больно.

Еще вчера ваш 6-летний малыш был самым спокойным, внимательным и любящим ребенком. Обн имал вас со всей любовью и нежностью по поводу, так и без него. А сегодня вы уже не узнаете своего ребенка.

Физическое развитие детей: что нужно знать родителям Физическое развитие это определенные закономерности развития организма ребенка по возрасту, которые позволяют оценить уровень здоровья и функционирования всех органов и систем.

В этой статье речь идет о том, что среди других возрастов дошкольный возраст имеет особо важное значение, так как в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем.

Читайте также:  Топ-10 самых удачных колясок для двойни

Ваш ребенок идет в первый класс. Это очень важное событие как для него, так и для родителей. Сколько хлопот! Нужно и школьную форму купить, правильно выбрать ранец, чтобы малышу было удобно.

Важно

Вежливость является важным качеством любого культурного человека. Имея навыки вежливого общения, легко произвести хорошее впечатление в обществе, легко добиться расположения к себе.

Застенчивость одна из самых сложных и распространенных проблем межличностных отношений. Она порождает целый ряд весьма существенных трудностей в отношениях с людьми.

Застенчивым людям сложно знакомиться, в ходе общения они испытывают отрицательные эмоциональные состояния, имеют сложности в выражении своего мнения, отличаются излишней сдержанностью, не умеют себя подать, скованны в обществе людей и пр.

Как и у большинства психологических проблем, эта особенность своими корнями уходит в детство.

Продолжим разговор о причинах появления триада страхов. Итак, на появления страха в раннем возрасте оказывает влияние протекание беременности и роды. Известно, что уже к 3-м месяцам жизни плод испытывает инстинктивный страх в виде оборонительных реакций.

Описание: Вера Дворянинова: Гармоничное развитие ребенка от 3-х до 6-ти лет (аудиокнига CD) — Вимбо. Гармоничное развитие ребенка от 3-х до 6-ти лет (аудиокнига CD), Вера Дворянинова.

Почему дети врут родителям, и как отучить ребёнка лгать? Детская ложь. Нам, взрослым, она кажется такой бесхитростной и наивной. Но причины того, что ребёнок начинает лгать родителям, безобидными или незначимыми назвать никак нельзя.

Источник: https://o-detyah.ru/razvitie-detej/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-idei-razvivayushhix-igr-sposob-psixologicheskoj-pomoshhi

Цели и задачи песочной терапии

Сейчас лето и многие из нас ходят на пляж всей семьей. Это счастливое время отдыха можно провести очень интересно  и с огромной пользой, как для себя, так и для ребенка.

Игры с песком очень эффективный способ развития детей в целом и их творческих способностей в частности. Многолетняя практика свидетельствует, что такие игры позитивно влияют на эмоциональное благополучие ребенка.

Учитывая же то, что это одни из самых любимых игр в летнее время, то просто глупо не использовать их с развивающей, обучающей и психокоррекционной целью.

Совет

Сегодня очень популярен метод sunplay, что в переводе с английского означает «песочная игра».

Это тот самый метод благодаря которому ребенок из песка и небольших фигурок (можно использовать так же ракушки, камешки, лепить такие фигурки из пластилина, использовать любые подручные предметы и прочее) строит свой индивидуальный и неповторимый мир в миниатюре. Играя он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

Игры с песком дают ребенку возможность ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять.

В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка, активизации его пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировки мелкой моторики рук.

Так же игры с песком являются эффективным методом психологической помощи детям:

  • в формировании уверенности в себе и стойкой самооценки;
  • в гармонизации внутреннего эмоционального состояния. В частности при негативизме, обидчивости, конфликтности;
  • при переживании любых травматических ситуаций, таких как развод родителей, потеря близкого человека;
  • в адаптации к любым изменениям в жизни;

Взрослые могут быть уверенны: если в детском песочном королевстве все спокойно, то и в душе у ребенка спокойствие и гармония.

Игры на песке

Организовывая игры с песком следует придерживаться некоторых правил:

  • Максимально задействовать творческий подход и фантазию.
  • Полностью исключить негативную оценку как действий ребенка, так и результата его деятельности.

На песке можно еще и писать — писать буквы, цифры…Детям не страшно допустить ошибку: это не бумага, и легко можно исправить допущенные ошибки, поэтому на песке дети пишут с удовольствием. После изучения знаковой системы кроме самих знаков можно использовать такой прием как «дорисовывание».

Например. Попросите ребенка нарисовать какую-либо фигуру (квадрат, треугольник, круг и т.д.) и попросите затем, чтобы он дорисовал ее так, чтобы вышел предмет (стул, стол, лопата. лампочка и прочее)

Дети очень любят необычные истории и сказки, которые не только переносят их из реального мира в волшебный, но и развивают их кругозор. Через сказку в бессознательное ребенка закладываются яркие образы и своеобразный «банк» жизненных ситуаций.

То есть набор знаний о тех процессах, которые происходят способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве этого мира и прочее. Если Вы читаете ребенку сказки, то можете разыграть любую из них на песке. Нарисовать или изготовить ее героев из песка. Сказку можно разыграть переставляя ее персонажей в различных направлениях.

При этом дети могут начать самостоятельно  творить изменяя сюжет, добавляя новых героев.

Сказки на песке — это не только интересное проведение времени и занятие для Вас с ребенком, но и инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том что в любом случае все будет  хорошо. При помощи сказок на песке можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его личности, если такие начинают формироваться.

Упражнения на песке

Упражнение первое. Необычные следы.

Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке. Например:

  • «идут ведмеди» — ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
  • «прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
  • «ползут змеи» — ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
  • «бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»)
  • «крокозябла» — ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти следы.

После окончания игры вымышленное животное можно нарисовать и сделать ее обитателем песчаного королевства.

Упражнение второе. Песочный круг.

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Упражнение третье. Узоры на песке.

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры — прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д..

Обратите внимание

После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого.

Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов — камешков, ракушек, монеток и прочее.

Упражнение четвертое. Волшебное исчезновение.

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например :»А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ — красивых морских ракушек и камешков.

К ним в гости часто приходят друзья — зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками.

Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

Упражнение пятое. Следы на песке.

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем — вниз, затем — одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть.

Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой — вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации.

Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

Упражнение шестое. Разговор с руками 

Родитель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики.  После этого необходимо затеять беседу с руками.

Важно

Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. .

При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Упражнение седьмое. Кто в домике живет.

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф — в прямоугольном, зайчанок — в круглом и так далее.

Теперь взрослый говорит:»Помоги мне расселить жителей по их домам.

Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочку нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа»

Задание можно усложнять вводя все большее количество предметов.

Дальше Вы можете посмотреть несколько видео о том в какие еще игры можно поиграть с ребенком на пляже, чтобы летний отдых был полезным и интересным как для Вас, так и для Вашего малыша.) 

Видео про погрузчик (или экскаватор, или грейдер) и хрюшку на пляже. Игра для детей «горячо-холодно»

Если статья понравилась и была полезна — подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Сказкотерапия. Возвращаем ключи судьбы.

Смехотерапия. Как и почему это работает.

Как вырастить счастливого ребенка. 

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.     

Источник: http://xfresh.info/samorazvitie/114-igry-na-peske-pesochnaya-terapiya

Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей

В наши дни большое распространение получили услуги психологического характера. Формы, методы и модели в работе психологов достаточно разнообразны. И каждому начинающему специалисту, в большинстве своём, приходится опираться только на свою интуицию, которая помогает им определиться хотя бы с психологическим направлением.

Но в основном многие российские психологи, желая помочь человеку, работают в русле нескольких научных школ, используя в своей работе разнообразные техники (психоаналитические, юнгианские, психодраматические и т. д.). Любой психолог в своей профессиональной деятельности не имеет ограничительных рамок.

Приобретая опыт, он может искать, анализировать и осваивать всё новые и новые методы, формы, техники работы с людьми, которые, по его мнению, будут наиболее действенны в той или иной ситуации.

Совет

В данной статье нам хотелось бы более подробно рассмотреть интересный и актуальный на сегодняшний день метод песочной терапии, а также технологию проведения песочных игр при консультировании детей. [6]

Песочная терапия — один из методов психотерапии, автором которого является швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Этот метод возник в русле юнгианского аналитического подхода и во многом опирается на работу с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Песочная терапия является одним из способов общения с окружающим миром и самим собой, средством снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Читайте также:  Ребенок покрылся сыпью, но температуры нет

Она позволяет прикоснуться к глубинам подлинного Я, восстановить свою психическую целостность, самочувствие, создать внутреннюю гармонию, собрать свой уникальный образ, картину мира. [7]

Сегодня психотерапевтами выделяется несколько направлений Sandplay. Это связано с тем, что в последнее время возможности метода стали активно расширяться, появилось множество модификаций и форм. В городе Сан-Франциско на международной конференции была принята следующая классификация (1995):

1)        Sandplay с заглавной буквы «S» является классической формой юнгианской песочной терапии с ее методологической и теоретической базой;

2)        sandplay со строчной буквы «s» сигнализирует о том, что психолог имеет дело с одной из множества модификаций данного метода: песочная терапия в рамках арт-терапии, создание мандалы, медитации на песке, сказки на песке, дидактические программы на песке, педагогические развивающие техники. [5]

Метод Sandplay, дословно переводимый как «песочная игра», является достаточно необычной техникой. Метод песочной терапии чаще всего применяется практикующими психологами при наличии у клиента сильных эмоциональных нагрузок.

Медленно пересыпая песок из одной руки в другую и ощущая его, человек, тем самым, «отдаёт» ему своё скопившееся напряжение, начинает испытывать некое умиротворение, спокойствие.

В таком состоянии перед человеком открываются безграничные возможности.

Обратите внимание

Работа с песком выступает для специалиста в качестве терапевтического и диагностического метода. Для детей такая игра является простым, естественным способом выражения своих тревог, страхов и других не менее важных переживаний. Игра с песком помогает маленьким клиентам преодолеть выраженное в разной степени эмоциональное напряжение.

Песочную терапию можно применять в качестве монотерапии (самостоятельной техники, единственной в курсе лечения) или дополнять и усиливать ею эффективность других психотерапевтических методов, таких как гештальт-терапия, сказкотерапия, когнитивная психотерапия, арт-терапия, символдрама, гипноз, работа с телом и движениями и др. [5]

Для проведения юнгианской песочной терапии используются два водонепроницаемых деревянных подноса прямоугольной формы, выкрашенных изнутри в голубой цвет, который, в свою очередь, символизирует воду и небо: один для работы с чистым речным сухим песком, другой — для работы с мокрым.

Песочница заранее заполняется на 1/3 просеянным, прокварцованным песком, из которого клиент может сформировать необходимый ландшафт экспозиции. [7] Но многие практикующие психологи используют один ящик стандартного для песочной терапии размера 50 см x 70 см x 8 см, разрешая ребёнку использовать воду для смачивания песка, если это необходимо.

Для того, чтобы создать собственный мир в песочнице, ребёнку предлагаются разнообразные по размеру, характеру и материалам игрушки.

Они должны быть расположены перед глазами маленького клиента на полках и распределены по группам: дикие, домашние или вымершие животные, рептилии, насекомые, рыбы, птицы, растения, дети, взрослые, старики, воины, маги, колдуны, магические символы, источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, деньгами, драгоценностями, ангелы, дома, техника, средства передвижения, монстры, страшилки, камушки, ракушки, минералы, сломанные игрушки, мосты, объекты среды обитания человека, предметы быта, орудия труда, музыкальные инструменты, религиозные объекты, надгробия, порталы и т. д. Также ребёнку можно использовать воду, для того, чтобы смешивать песок, создавать горы, влажные ландшафты или холмы. Всё это даёт возможность маленькому «творцу» создать на песке всё, что он задумал, всё то, что возникает спонтанно у него в сознании. Иными словами, перед ребёнком открываются бескрайние просторы вселенной, в которой он может создать свой индивидуальный мир. Песочная терапия открывает двери в мир детства человеку любого возраста, провожая его к своему бессознательному и тайнам, скрытым в нём. [3]

В процессе консультирования детей песочная терапия может проводиться в разных формах: индивидуальной, парной или групповой. Одна сессия длится около 1 часа и может включать в своё содержание как аналитический этап, так и формулировку возможных выводов.

Но чаще всего такой необходимости не возникает, так как исцеляющее воздействие продолжается после проведения сеанса, в процессе осознания и осмысления возникшего в пространстве песочницы образа и его связи с реальной проблемой, возникшей в жизни ребёнка. Каждое занятие обязательно должно нести цель.

Например, если песочная терапия проводится в групповой форме, то главной целью для психолога в этом случае будет обучение детей взаимодействию и конструктивному сотрудничеству. [2]

Важно

Игры с песком можно разделить на группы в зависимости от вида проводимого занятия: обучающие игры (например, игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму); познавательные игры (игры, направленные на знакомство с окружающим миром; географические игры; фантастические игры; исторические игры; игры-экскусрии по городу); проективные игры (собственно проекция своего внутреннего мира на песке). [2]

Для правильной организации песочной игры с ребёнком консультант должен знать следующие пять шагов:

1.                   Первый шаг — демонстрация песочницы. На данном этапе ребёнку предлагается следующая инструкция: «Посмотри на нашу песочницу, она заполнена песком наполовину. Это позволяет тебе видеть борта, окрашенные в голубой цвет. Как ты думаешь, зачем это нужно? Дело в том, что борта нашей песочницы символизируют небо.

Но у песочницы есть и еще один секрет. Если ты раздвинешь песок, то обнаружишь голубое дно. Как ты думаешь, а это зачем нужно? Дно символизирует воду. Ты можешь создать реку или озеро, море или даже океан, если тебе это будет необходимо. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный.

Словом, здесь все подвластно твоей фантазии».

2.                   Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок. Этот шаг предполагает следующие действия со стороны психолога: «Посмотри внимательно на разнообразнообразие фигурок, которые ты видишь перед собой.

Ты можешь их не только рассмотреть, но иподержать в руках. Здесь есть люди, живтные, деревья и многое другое. Играя с песком, ты можешь создать свой мир, свою картину в песочнице, используя любые из этих фигурок».

3.                   Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке. Независимо от того, что перед ребенком при проведении песочной терапии не задаются жёсткие рамки, всё же соблюдение некоторых правил необходимо.

Чтобы избежать нравоучений, эти правила можно завуалировать в контексте некоего ритуала: нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других (если проводится групповое занятие), по окончанию игры игрушки необходимо поставить на место, после игры в песке нужно помыть руки.

Совет

4.                   Четвёртый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Этот шаг осуществляется с помощью виртуального сказочного героя (Песочной Феи, Песочного человека и др.). Он задаёт тему занятию, от его лица ведётся рассказ о каком-либо событии.

Он даёт ребёнку все необходимые инструкции на этом этапе, интересные задания, загадывает загадки и т. д. То есть весь необходимы материал преподносится клиенту через сказочного героя.

Выдуманный персонаж ведёт игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует то, что происходит на песке, подбадривает и хвалит ребёнка, но не в коем случае не высказывает оценочных реплик. Особое внимание на этом этапе стоит уделить формулировке инструкций.

Например, при обнаружении внутрисемейных проблем, инструкция может звучать следующим образом: «Создай, пожалуйста, на песке картину, похожую на твою семью.

Подбери такие игрушки, которые будут выступать в роли членов твоей семьи, и расположи их на песке так, чтобы каждый занимался привычным для него делом». Таким образом, формулировка инструкции зависит только от тех задач, которые ставит перед собой специалист при проведении психотерапевтической работы с ребёнком.

5.                   Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода. На этом этапе ребёнок разбирает свою постройку, расставляет игрушки на место, разравнивает песок и прощается с ним. [1]

Таким образом, соблюдение всех вышеописанных шагов позволит избежать со стороны ребёнка посторонних вопросов («Зачем меня сюда привели?», «Что мне нужно делать?», «Чего от меня хотят?»), плавно подведёт его и включит в основной этап работы.

Используя метод песочной терапии в своей работе, детский психолог должен знать, с клиентами какого возраста его можно эффективно применять. На самом деле, метод песочной терапии может использоваться психологами при работе с детьми в возрасте от трёх лет.

Обратите внимание

Имеются данные по успешной апробации песочной терапии с детьми более раннего возраста. Важно понимать, что применение данного метода в процессе консультирования не предполагает разового использования.

Песочная терапия рассчитана на достаточно длительный срок в зависимости от формы занятия и глубины проблемы.

Песочная терапия имеет множество преимуществ. Перечислим некоторые из них. Игра на песке является естественным языком для детей. Ведь зачастую, независимо от возраста клиента, человек, пришедший к психологу, не всегда может объяснить словами, какие трудности или конфликты появились на его жизненном пути.

Он может не понимать, из-за чего всё это с ним происходит. Песочная терапия в таком случае даёт возможность клиенту представить с помощью образов то, что происходит в его внешнем и внутреннем мирах. Для него образы являются средством общения с психологом и с самим собой.

С помощью образов клиенту представляется возможность передать свой бессознательный «материал». [5]

При проведении песочной терапии перед ребёнком не ставятся жёсткие задачи, условия и критерии. Психологом создаются лишь такие условия, в которых будет активно проявляться созидающая творческая сила ребёнка.

Консультант занимает безоценочную ведомую позицию при таком взаимодействии со своим клиентом. В зависимости от желания ребёнка специалист может находиться либо в стороне, либо рядом с маленьким клиентом. Роль психолога не является ведущей.

В соответствии с этим, игры с песком можно использовать с тревожными или мнительными детьми, которые испытывают страх перед поставленной задачей.

Важно

Используя различные фигурки для построения собственного мира на песке, ребёнок строит новые взаимоотношения с самим собой и другими. Ребёнок может изменить свой мир так, чтобы в нём стало комфортно и при этом остаться в нём главным.

Всё это позволяет ребёнку раскрепоститься, расслабиться и с огромным увлечением окунуться в мир фантазий в кабинете психолога.

Таким образом, песочную терапию можно использовать в работе детьми, испытывающими сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками.

Метод песочной терапии очень эффективен в работе с детьми с повышенным уровнем агрессии. Но излишняя агрессивность как и другие психлогические проблемы не появляется просто так. Известно, что одной из основных причин проявления агрессии у младших школьников может быть повышенный уровень тревожности.

Агрессия в этом случае представляет из себя механизм психологической защиты. [4] В соответствии с этим, с помощью песка, воды и миниатюрных фигур ребёнок может сделать что-то новое, необычное, а затем сломать или изменить то, что уже создано.

Таким образом, маленькому клиенту предоставляется возможность в безопасной форме выплеснуть свою агрессию, гнев и проработать отрицательные эмоции. В процессе такой работы ребёнком проживается и усваивается опыт безусловного, безоценочного принятия самого себя и своих действий.

Всё это способствует повышению самооценки, уверенности в себе, даёт ощущение собственной значимости и защищённости.

Играя с песком, у ребёнка разрешается множество внутренних эмоциональных проблем, так как восприятие всего происходящего переводится на более глубинный уровень. На разыгрываемую в песочнице ситуацию ребёнок может посмотреть со стороны.

Всё это позволяет провести параллели между игрой и реальной жизнью. Клиенту даётся возможность осмыслить всё, что происходит, а также найти способы выхода из сложившейся ситуации.

Таким образом, песочные игры помогают детям преодолеть множество различных страхов, пугающих сновидений.

Совет

Песочная игра является одним из самых органичных, привычных, хорошо знакомых и реальных для ребёнка способов исследования мира, выражения своих переживаний, выстраивания отношений. Выражая свои самые глубокие эмоциональные переживания, ребёнок сам себя лечит. Благодаря этому пережитое не перерастает в психическую травму.

Из всего выше сказанного видно, что песочная терапия в действительности является многогранным методом, востребованным не только в психологии, но и в других сферах жизни. В соответствии с этим, песочная игра является увлекательным занятием для любого ребёнка, а также представляет из себя самую доступную форму работы и взаимодействия с детьми.

Литература:

1.                  Большебратская, Э. Э. Песочная терапия / Э. Э. Большебратская. — Петропавловск: Информ-Вест, 2010. — 74 с.

2.                  Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. М. Грабенко, Зинкевич-Т. Д. Евстигнеева. — СПб: Питер. — 1998. — 128 с.

3.                  Заусенко, И. В. Песочная терапия в групповых процессах психологических тренингов / И. В. Заусенко, Е. М. Соловьёва // Журнал практического психолога. — 2008 — № 2.

4.                  Кочубей, Б. Снимем маску с тревоги / Б.Кочубей, Е.Новикова // Семья и школа. — 1988. — № 11.

5.                  Сакович, Н. А. История и современные тенденции песочной терапии / Н. А. Сакович // Вестник Практической Психологии Образования. — 2007. — № 2.

6.                  Хоменко, И. Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия» / И. Н. Хоменко. — СПб.: ИМАТОН, 2009. — 44 с.

7.                  Штейнхард, Л. Юнгианская песочная терапия / Л.Штейнхард. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/81/14612/

Ссылка на основную публикацию