Какие занятия позволяют детям развивать память?

Упражнения для развитие памяти у детей

Память ‒ один из главных психических процессов, влияющих на умственное и интеллектуальное развитие детей. В дошкольном возрасте этому процессу присущи определённые особенности.

Например, главным отличительным свойством является его непроизвольность, когда перед дошкольниками не ставится задача запоминать, не проявляются волевые усилия, не используются какие-либо способы запоминания. Дети усваивают наиболее интересные для них предметы, события, вызывающие эмоциональные переживания.

Обратите внимание

Малыш может запомнить героя мультфильма, сопереживая ему, сюжет понравившейся сказки, достаточно простое рифмованное стихотворение.

Произвольность психических процессов, в том числе и памяти, формируется уже в старшем дошкольном возрасте, когда перед ребёнком стоит цель работать с конкретным материалом вне зависимости от его характерных свойств. Во время этого требуются волевые усилий и специальные приёмы.

Развитие детей младшего дошкольного возраста

В педагогике разработано достаточно много способов развитиея памяти у детей дошкольного возраста.

Наиболее популярные способы:

  • наблюдения,
  • чтение и пересказ произведений,
  • заучивание стихов,
  • отгадывание загадок,
  • решение кроссвордов, ребусов.

Память можно развивать при помощи мнемотехнических упражнений и дидактических игр. Предполагается, что для каждого её вида: словесно-логической, слуховой, зрительной, двигательной, тактильной могут применяться как отдельные игры, так и упражнения в комплексе.

Подбирать занятия нужно в зависимости от возраста, способностей и особенностей нервной системы ребенка, так одному малышу необходимы подвижные действия, а другому интереснее спокойные.

Они, как правило, вызывают у детей интерес, но не должны быть скучными и утомлять малыша, так как память является процессом, развивающимся постепенно, идущим в своём развитии от простого материала к сложному.

Упражнения для памяти дошкольников

Для детей раннего возраста упражнения, развивающие зрительную или слуховую память, должны быть достаточно простыми, без излишних деталей, но одновременно должны активизировать деятельность.

Например, «Где игрушка?», «Прятки», когда малыш должен припомнить, куда взрослый спрятал предмет, и найти его. Усложнить их можно так: накрывается платками 2-3 игрушки, а играющий вспоминает, где спрятана какая-либо конкретная из них.

Важно вызвать интерес малыша к такому занятию, поддержать и поощрить его стремление к активному действию.

Как вариант предложенных игр можно заинтересовать дошкольников упражнением «Чей домик?» — когда в коробки разного цвета раскладываются мелкие игрушки, например, машинка, кукла, мячик.

Затем игрушки «идут гулять, но начинается дождь, и они бегут в свой домик». Играющий должен припомнить, где, чей домик, разложить их правильно по коробкам.

Игру можно усложняться путём увеличения количества игрушек и коробочек.

  • Какого предмета не стало?

Подобных упражнений много в дидактической литературе, взрослый может самостоятельно варьировать их или придумывать новые.

 К примеру, в классическом дидактическом варианте «Какого предмета не стало?», интенсивно развивающей зрительную память, малыши с интересом вспоминают, какой предмет исчез. А как вариант, ведущий предлагает простейшую загадку об исчезнувшей игрушке.

Например, при «исчезновении» зайчика, можно заинтриговать ребят загадкой: «Длинные ушки, прыгает ловко, любит морковку».

Важно

Такую игру можно предлагать детям любого возраста, главное учитывать, что объём памяти у малышей ещё невелик, поэтому действовать необходимо с маленьким количеством вещей. Для средних и старших дошкольников упражнение усложняется тем, что они должны припомнить уже несколько «исчезнувших» предметов из большего числа, самостоятельно придумать загадку.

Ещё одна популярная игра, «Чудесный мешочек», помогает формировать слуховую, зрительную, словесно-логическую память, легко может варьироваться в каждом возрастном периоде.

Например, в раннем возрасте на глазах у детей взрослый складывает в яркий мешочек мелкие игрушки, внимательно рассматривая каждую вместе с детьми, а потом предлагает на ощупь найти предмет по описанию.

Как вариант, малыш самостоятельно рассказывает об игрушке, которую он нащупал в мешочке, воспроизводя рассказ взрослого. Старшим дошкольникам предлагается готовый мешочек с подобранными игрушками, которые они не видели, но по описанию достают определённую вещь.

С трёх лет проводится обучающая игра «Магазин», она направлена на запоминание свойств предметов, при этом хорошо развивает различные виды памяти. Проводя занятие, сначала взрослый становится «покупателем», обучая дошкольников описанию предметов, а затем побуждает к этому детей.

Дошколята «покупают» игрушки, в игровой форме запоминая достаточное количество словосочетаний, а затем воспроизводят от 3 до 7 слов.  Для малыша это достижение, за которое взрослый обязательно должен его похвалить. Развивается словесно-логическая память наряду с механической.

Использование упражнений в работе со старшими дошкольниками

У старших детей упражнения, направленные на запоминание предметов окружающего мира, становятся более сложными, способствующими формированию произвольной памяти. Например, ассоциации. Подбираются взаимосвязанные между собой пары слов: зима-мороз, лес-грибы, зонт-дождь, ваза-цветы, краски-кисточка и т. д. Ведущий называет одно слово из пары, а игроки вспоминают второе слово.

Для развития у ребят интереса к упражнению можно меняться ролями или увеличивать количество слов, постепенно переходить к ассоциативному ряду.

В таком ряду для запоминания даётся несколько слов, связанных по смыслу между собой, например, тюльпан, букет, ваза, праздник, мама. Или гроза, дождь, лужа, сапоги.

Подобная работа проводится с цифрами или буквами, когда взрослый подбирает ряд знаков, который должен запомнить дошкольник.

Совет

Упражнения на сохранение и воспроизведение информации у старших детей усложняются тем, что при их проведении, как правило, в целях подготовки к школе решается несколько задач.

Например, «Кто больше назовёт?» на воспроизведение объекта обусловленной формы, цвета или подгруппы, когда за короткий интервал времени игрокам предлагается назвать пять объектов овальной или круглой геометрической формы, определённого цвета, пять фруктов или овощей и т. д. Из игры выбывает не успевший назвать предметы.

В подобных действиях развивается словесно-логическая память, закрепляются знания о свойствах материального мира, расширяется словарный запас.

Для детей этого возраста будут интересны групповые занятия, так как дошкольникам важны достижения в кругу своих сверстников.
Поэтому можно предложить такие из них:

  1. «Повтори слово за мной и добавь своё», когда каждый игрок повторяет предыдущее слово и добавляет своё;
  2. «Кто больше запомнит картинок?»;
  3. «Превратись в своё любимое животное», в котором игроки вспоминают своих любимых кошек, собачек, хомячков или птиц, демонстрируют их повадки;
  4. Для развития тактильной и двигательной памяти, что крайне важно в целях подготовки к школе, игрокам можно предлагать «Завяжем морские узлы», «Отгадай, что у тебя в руке? » (по типу «Чудесного мешочка» узнавание предметов с закрытыми глазами).
  5. Дети любят подвижные игры «Делай, как мы, делай лучше нас», «Море волнуется», дошкольники запоминают и воспроизводят замысловатые движения взрослого и придумывают свои.
  6. В старших группах детского сада популярны всевозможные «Ловишки», «Правильный путь», когда играющему закрывают бумажным колпачком глаза и предлагают пройти по обозначенному пути: шаг вперед, два шага назад, повернуться направо, три шага прямо, затем вернуться на исходную позицию, чтобы повторно сделать правильный путь.

Накопленный опыт дошкольного детства помогает будущим ученикам использовать специальные приёмы для работы с более сложным материалом по сравнению с предыдущим периодом, делает их учёбу в школе более успешной. Главное, чтобы деятельность по формированию процессов запоминания, сохранения и воспроизведения велась систематически, а не от случая к случаю.

Источник: https://mamaipapa.org/razvitie/kak-razvivat-pamyat-u-rebenka.html

Горнолыжный сезон 2018 открыт!

Детский мозг имеет поистине колоссальные возможности. Чем младше человек, тем больше он способен запоминать, причем знания, полученные в раннем возрасте, чаще откладываются надолго. Взрослый может забывать даже недавние события, но при этом отлично помнить подробности своей детской жизни.

У пожилых людей это видно особенно наглядно: рассказывая о себе, мы можем вспомнить многое про каждый год, прожитый нами с 5 до 20 лет, но потом мы акцентируем внимание лишь на основных событиях жизни: свадьбе, рождении детей, интересных событиях.

Именно поэтому настолько важно не упустить самое благоприятное время для таких занятий, как развитие памяти и внимания у детей, и начать заниматься с ними как можно раньше.

Обратите внимание

Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?

Еще одним наглядным фактом того, что наши мыслительные способности максимально активны в детском периоде, служит факт того, что активный лексический словарь, то есть слова, которыми мы пользуемся, формируется именно в первые десять лет жизни.

За всю остальную жизнь, учась в средней школе, институте, читая и изучая новое, мы можем обогатить наш словарь только в два раза, но не более!

Но зачастую родители и педагоги стремятся вложить в детей побольше информации, обучая его математике, чтению и заставляя запоминать точные факты.

При этом очень мало внимания уделяется тому, как развить у ребёнка память и внимание, а ведь навыки скоростного мышления – это основная база, на которой должно строиться успешное обучение.

Кроме того, на взрослого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, и, чтобы в ней ориентироваться, у нас в голове складывается чёткое её разделение на главную, необходимую для нашего будущего, и второстепенную.

Для детей же почти вся информация оказывается главной, поэтому малыш без труда может назвать услышанные однажды названия всех двенадцати спутников Юпитера, в то время как взрослый может и не вспомнить, что у Юпитера они вообще есть, даже если прочитает несколько книг по астрономии.

Но невнимательность и неспособность долго концентрироваться на одном и том же могут стать причиной плохой памяти ребёнка. Как её развить? Несложными упражнениями и заданиями, о которых будет сказано ниже.

Обратите внимание

Другая причина, по которой важно начинать занятия для лучшего усвоения именно в раннем возрасте – это свободное сознание. Для маленького человека ещё не существует никаких табу, в его голове не возникает сковывающая сознание взрослого мысль «Этого не может быть!». Малыш с готовностью готов поверить и в Деда Мороза, и в невидимых существ и с такой же лёгкостью он готов представить абстрактные понятия. Так для детей представить объёмную геометрическую фигуру не составляет труда, тогда как для многих взрослых даже наглядный рисунок может не помочь.

Что мы запоминаем?

Память построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются у нас в голове и прочно сплетаются друг с другом. И чем ярче эмоции, которые мы испытывали, узнавая о чем-то, тем крепче будут наши воспоминания.

Человек сохраняет на всю жизнь впечатления о походе в горы всей семьёй, вкус похлёбки, приготовленной на костре, или неожиданно выскочившего зайца, принёсшего бурю эмоций. А математические формулы или формулы химических соединений запоминаются с огромным трудом и очень легко выветриваются из нашей головы, поскольку они не вызывают у нас никаких ассоциаций и эмоций.

По этой причине практически все методики развития памяти строятся на углублении ассоциативных и образных связей.

Обратите внимание

Виды мозговой деятельности у ребёнка

Существует множество классификаций, позволяющих разделить виды мозговой деятельности ребёнка по тому или иному признаку:

  • по времени хранения информации: кратковременная и долговременная;
  • по способу запоминания: механическая, логическая, оперативная;
  • по типу запоминаемой информации: двигательная, зрительная, слуховая.

Но для любого вида существует единое правило развития памяти дошкольников: запоминаемое должно вызвать яркие ассоциации. Чтобы запомнить абстрактную информацию, ребёнок должен её «раскрасить» – то есть представить в виде слуховых, зрительных или тактильных образов и постараться прочувствовать то, что необходимо запомнить. Малыша нужно учить слушать свои эмоции, размышлять о них. Такое «прислушивание к себе» поможет ему не только хорошо и надолго усвоить материал, но ещё и обогатит его внутренний мир, научит понимать свои чувства и переживания.

Как развивается мыслительная деятельность в раннем возрасте?

Обратите внимание

Первое, чем овладевает новорождённый – это двигательная деятельность. В первые месяцы своей жизни карапуз пробует выполнять различные действия – переворачиваться, держать игрушку, сидеть.

И если что-то получается однажды, он стремится сделать это ещё и ещё, стараясь повторять те же действия, которые раньше приводили к желаемому результату: чтобы перевернуться, малыш сначала закидывает ногу, потом старается ручкой и плечом помочь себе выполнить переворот. Тем самым происходит запоминание.

Многие мамы, уделяющие внимание вопросу «как развить память у ребёнка», с удивлением замечают, что если их юный исследователь изначально научился ползать или садиться нестандартным способом (например, ползать только назад или отталкиваясь пятками, сидя на попе), то впоследствии он будет повторять именно эту манеру выполнения действия.

Детское запоминание в первые месяцы жизни носит, скорее, рефлекторный характер: спокойствие при ощущении маминых рук, испуг от резких движений или громкой музыки. Более или менее осознанно грудничок начинает усваивать свои эмоции в возрасте полугода: он начинает воспринимать лица близких людей, настороженно относиться к незнакомым и непривычным звукам.

Ближе к году карапуз начинает овладевать образной деятельностью. Он запоминает вкус продуктов, структуру игрушек, расположение предметов, но в его голове сохраняется, прежде всего, не сама информация, а ощущения и ассоциации, связанные с тем или иным предметом. С формированием словарного запаса для него открывается возможность воспринимать мир с помощью слов и логики.

Обратите внимание

Зрительная

Как показывает практика, основной объем информации мы получаем с помощью зрения. Поэтому развитие детской памяти не может обойтись без активизации зрительного восприятия. Проверить, насколько учащийся владеет способностью воспринимать зрительные образы можно с помощью всем знакомых картинок «найди отличия».

Если данное задание вызывает у него затруднения, значит, со зрительным вниманием необходимо серьёзно работать.

Читайте также:  Тепловой удар у ребенка. признаки и лечение недуга

Существует огромное количество упражнений на улучшение зрительного восприятия, их очень любят печатать в детских журналах и пособиях для занятий родителей с детьми. Один из работающих методов – давать ученику картинку.

Важно

Он должен смотреть на неё в течение какого-то времени, а потом, закрыв изображение, попытаться описать то, что он увидел. С каждым разом можно уменьшать время, а также выбирать более сложные картинки — сюжетные, с мелкими деталями, более прорисованные. Вы будете удивлены, насколько ваше чадо станет наблюдательнее и внимательнее.

Как вариант, можно предложить нарисовать то, что он запомнил.

Двигательная

Обратите внимание

Развитие памяти у детей школьного возраста невозможно без совершенствования двигательной активности. Её формированию способствуют трудовые навыки.

Помимо уроков труда, детей можно отдать в различные секции, где они будут учиться создавать что-нибудь своими руками, а также в спортивные кружки.

При запоминании, сохранении и воспроизведении определенного порядка движений дети совершенствуют также внимательность, концентрацию и усидчивость.

Тактильная

Мелкой моторике, то есть ощущению и прикосновению, сегодня посвящено очень много внимания как в рамках дошкольной программы и образования младших школьников, так и в методиках работы родителей с малышами. И не зря, ведь тактильная деятельность напрямую связана с работой мыслительных процессов.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста всегда начинается с умения писать, рисовать, лепить и вырезать. Для дошкольников очень полезно перебирать маленькие предметы – пересыпать или разбирать крупы, играть с мелкими игрушками.

Для улучшения тактильного восприятия эффективно использовать следующее упражнение: на доску наклеить разные по своей структуре и форме материалы (ткань, дерево, бумагу). Учащийся с закрытыми глазами должен на ощупь понять, что перед ним.

Как разновидность можно вылепить из пластилина объемную аппликацию или же слова и даже целые фразы для детей постарше.

Другой способ активизации тактильных ощущений – игра «Пощупай меня». Ученику с завязанными глазами предлагается потрогать любой предмет.

После чего объект детского исследования необходимо спрятать, глаза развязать, а малышу предложить нарисовать то, что он держал в руках. Кроме моторных навыков, данное задание поможет развить воображение ребёнка.

Когда начинать проводить занятия?

Обратите внимание

Если Вы задаетесь вопросом «Как помочь ребёнку развить память и внимание?», всегда помните, что разные виды восприятия развиваются постепенно и слишком ранние или же наоборот, запоздалые занятия не принесут ожидаемого эффекта. Запоминать надолго дети начинают не раньше, чем в 2-2,5 года.

В это время можно пробовать разучивать с малышом стихи, рассматривать картинки, учиться лепить, строить, рисовать.

До этого времени можно работать над тактильной и двигательной активностью малыша, над усвоением зрительных образов.

Но, в любом случае, до 5-6-лет усвоение материала у ребёнка имеет непроизвольный характер.

Совет

И усаживать его за стол, заставляя специально разучивать стихи, не стоит. Лучше проводить все занятия в игровой форме, привлекая наглядно-образное мышление: например, разыграть действие стихотворения или нарисовать образы.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста имеет уже более осмысленный характер.

Уже к 5-6 годам он владеет произвольным запоминанием и, при наличии мотивации, способен выполнить задание самостоятельно.

Обратите внимание

Примеры и особенности занятий

В копилке хороших педагогов имеется несколько универсальных способов, как развивать память и лучше запоминать детям, которые могут оказаться полезными и взрослым. Работая с детьми, родители также тренируют и себя.

  1. Сказка перед сном. Сегодня, в век развития коммуникаций, педагоги бьют тревогу: родители детям не читают. Без ежедневного чтения возникают нарушения внимания и воображения. А вместе с ними и теряется мотивация к чтению у детей в будущем. Ежедневное чтение книг должно стать обязательным ритуалом. Причем видеть родителей, увлеченно читающих свои взрослые книги для маленького наблюдателя не мене важно, чем слушать детские истории.

  2. Игра – лучшее занятие. Возьмите в привычку постоянно увлекать учеников развивающими задачами. Для тех, у кого не хватает времени специально заниматься с ними, такой вариант очень удобен – кучу времени мы находимся в дороге, стоим в очередях, а ведь это время можно потратить на игры в «слова», «отгадай предмет», «найди отличия» и другие. Например, спросите, чем вчерашнее утро отличалось от настоящего, на что похоже облако.

  3. Ассоциации. В том, как развивать память и лучше запоминать детям, лучше всего помогают ассоциации. Для лучшего запоминания непонятных слов помогите малышу представить объект или предмет. Можно разбить его на составляющие и проследить этимологию слова.

  4. Чем позже ваш ребёнок начнет осваивать гаджеты – тем лучше. Конечно, бессмысленно советовать родителям совсем запретить использовать современные компьютерные технологии, но ограничивать школьника зачастую становится просто необходимо. Уже сейчас человек перестает запоминать надолго, поскольку гораздо проще посмотреть информацию в интернете.

Обратите внимание

Если Вы задумались над вопросом, как развить у ребёнка память и внимание, то это значит, что первый шаг на пути к исправлению ситуации Вы уже сделали. Главное – побольше общайтесь с ним, задавайте вопросы о прошедшем дне, о полученных знаниях, интересуйтесь его жизнью тогда, вместе с хорошим запоминанием, придёт и взаимопонимание. Ежедневные занятия помогут малышу не только лучше справляться с учебой, но и поможет ему стать более успешным человеком в будущем.

Источник: https://www.stayer.su/internet_magazin/interesnoe-i-poleznoe/kak-razvit-pamyat-u-rebenka.html

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

Определение памяти и ее сущность

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

Различают такие виды памяти, как:

  •  непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
  •  произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.

Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом.

Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации.

Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память.

Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации.

Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

Виды памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  •  Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  •  Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  •  зрительная — запоминание видимых образов;
  •  слуховая — запоминание услышанного;
  •  тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  •  эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  •  вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу.

Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки.

Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

Обратите внимание

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация.

Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить.

Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок.

С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память.

Важно

Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Особенности усвоения материала дошкольниками

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

  •  содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  •  процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  •  мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  •  контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

Методики для развития зрительной памяти

«Фотоаппараты»

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей.

Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается.

Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить.

Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

«Что изменилось?»

Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько.

Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу.

Совет

После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

Развитие ассоциативной памяти

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек.

При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее.

Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Развитие моторной и тактильной памяти

«Кукловод»

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

«Графический диктант»

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

«Воспроизведение рисунка по памяти»

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Обратите внимание

Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

«Делай, как я».

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

«Геометрические фигуры»

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

Развитие слуховой и вербальной памяти

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

Нарушения памяти и их причины

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу.

Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий.

Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  •  слуховая — больше читать вслух;
  •  зрительная — использовать наглядные средства;
  •  моторная — записывать или зарисовывать.   Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Общие рекомендации по развитию памяти

Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

 Группировка материала  Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.
 Ассоциации  Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.
 Схематический образ  Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.
 Опорные пункты  Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.
 Структурирование материала  Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  •  Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  •  Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  •  Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  •  Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  •  Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда.

Достаточно того, что он развивается в своем темпе.

В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

Источник: https://pups.su/vospitanie/razvitie-pamyati.html

Возрастные особенности развития детской памяти – Развитие ребенка

Память – главный фактор развития познавательной сферы ребенка. Поэтому её развитию следует уделять особое внимание. По мере взросления ребенок запоминает лицо своей бабушки, слова и цвета, имена своих друзей в детском саду, стихотворения, которые ему читают родители и многое другое.

Когда ребенок запоминает алфавит, это становится первым шагом к тому, чтобы научиться читать. Становясь старше, он запоминает таблицу умножения, новые иностранные слова, названия столиц стран мира, стихотворения.

Он держит в памяти дела, запланированные на день, сообщения, приходящие ему в течение дня, расписание тренировок по футболу и многое другое.

Важно

И все это время он запоминает уже произошедшие с ним события, как приятные, так и неприятные.

Если сложить вместе всё, что запоминает человек (информацию, практические навыки и жизненные события), становится понятно, какую важную роль в нашей жизни играет память. Именно благодаря памяти мы те, кем являемся.

Чем старше становится ребенок, тем больше он может запомнить. Память – это чрезвычайно полезная вещь, и было бы здорово, если бы мы могли заставить работать её эффективнее.

Но, по мнению психологов, это невозможно, и все игры и упражнения для развития памяти у детей не дают ощутимого эффекта. Память не похожа на мышцу, её нельзя развить с помощью тренировок.

С другой стороны, если понять механизмы развития памяти (что, когда и почему запоминают дети), вы можете следовать им и развить память ребенка в соответствии с его способностями.

Дети младшего возраста

Большинство из нас не помнит событий, произошедших до двух лет. Этот период психологи называют «детской амнезией». Они утверждают, что мы получаем доступ к воспоминаниям и храним их с помощью речи.

Поскольку у детей до двух лет речь не развита, и они не могут зафиксировать свои впечатления, объятия и поцелуи родителей, запахи и вкусы – всё то, что произошло с ребенком до двух лет.

Все это не запоминается, хоть и имеет влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

Ученые доказали, что способность вспоминать события появляется у ребенка довольно рано. Исследования показали, что шестимесячных детей можно научить издавать звуки погремушкой, прикрепленной к коляске, и они будут помнить это через несколько дней.

Совет

Дети дошкольного возраста лучше всего запоминают то, что вызывает у них интерес, пугает или восхищает, и эти воспоминания сохраняются на протяжении около 10 месяцев. Дети не помнят подробностей последнего визита к доктору, но они могут помнить свои впечатления от этого визита: «Доктор сказал мне то, что мне не понравилось».

Дети склонны обобщать даже единичные события из прошлого: как хорошие, так и плохие. Они думают, что, если какое-либо событие произошло однажды, то оно будет повторяться снова и снова.

Сценарии, которые запоминаются малышу, могут быть приятными («Если пойти в гости к бабушке, можно поесть сладостей»), неприятными («Если приходит няня, значит, мама скоро уйдет») или вызывать стресс («Когда мы идем с родителями в гости, они оставляют меня одного с этими ужасными детьми»).

Что помогает развивать память

Обеспечьте ребенку занятия, способствующие запоминанию. Играйте с ребенком в игры перед сном. Подыграйте ребенку, когда он укладывает спать своего любимого плюшевого мишку. Детские стихи так увлекают детей, что они подсказывают отдельные звуки и слоги, даже если еще не умеют выговаривать слова. Сопровождайте стихи движениями – и ребенок будет повторять их за вами.

Практические советы

  • Ребенок должен выполнять как можно больше действий самостоятельно. В таком случае эти действия с большей вероятностью отложатся в памяти.
  • Напоминайте ребенку образы в виде картинок. Например, если он давно не видел бабушку, покажите ему её фотографию.

От 2 до 7 лет

В этом возрасте на развитие памяти влияет не только умение говорить, но и умение рассказывать истории. Дети лучше запоминают события, которые имеют некий сюжет.

Дошкольники запоминают наиболее яркие детали. Например, ребенок скорее скажет: «Я помню, как родители купили мне маску и трубку для подводного плавания. Я пошел с ними на пляж и встретил там своего двоюродного брата», чем «Я помню, как ходил на пляж». Дети запоминают события, создавая из них истории.

В дошкольном возрасте дети уже способны запоминать абстрактные понятия – цвета, цифры от одного до десяти, алфавит и другие.

Эта информация хранится в краткосрочной памяти, и ребенок прилагает усилия, чтобы вспомнить её в случае необходимости.

Со временем этот процесс становится автоматическим, и прилагать усилия для запоминания уже не нужно. Ребенок уже не вспоминает названия цветов, он просто их знает.

Когда ребенок часто вспоминает абстрактные понятия, они становятся знанием. Так, например, ребенок знает, как кататься на велосипеде. Сначала он вспоминает, что нужно делать, и это занимает всё его внимание. Через некоторое время информация воспроизводится ребенком автоматически, и он овладевает навыком езды на велосипеде.

Дошкольник запоминает то, что его интересует (например, он помнит куклу сестры, которую ему не разрешают трогать). В запоминании более сложных понятий лучшим методом является повторение.

Обратите внимание

Когда ребенок просит снова и снова прочесть ему одну и ту же сказку, он неосознанно запоминает её.

И если текст легко запомнить (он рифмованный, ритмичный или проиллюстрированный), ребенок легко сможет запомнить его полностью.

Что помогает в развитии памяти

Повторение, хоть и помогает запоминать информацию, не развивает навыков запоминания. Ученые же утверждают, что родители, которые учат детей правильно рассказывать истории, помогают им развить память.

Чтобы помочь ребенку развить память, рассказывайте ему истории. Поощряйте его самого рассказывать интересные истории. Пусть начнет с незначительных событий: прогулки в парке аттракционов или дня, проведенного в детском саду. Задавайте ребенку вопросы, например: «Вам сегодня давали печенье на завтрак?».

Практические советы

  • Вспоминайте детали событий. Если ребенок за завтраком говорит, что потерял свою любимую игрушку – помогите ему вспомнить, когда и где он в последний раз играл с ней, когда обнаружил, что игрушка потерялась. Проверьте, не упала ли игрушка за диван.
  • Придумывайте мелодии и рифмы. Помогите ребенку запомнить номер домашнего телефона, придумав песенку об этом. Таким же образом можно научить ребенка запоминать имена, названия и многое другое.
  • Ребенка можно научить правилам безопасности так же, как и алфавиту или названиям цветов. Включите понятия, которым вы хотите научить малыша, в его повседневные занятия. Узнавайте знакомые буквы на вывесках или упаковках продуктов в супермаркете. Напомните малышу дома повторять вслух номер телефона.

От 5 лет и старше

В этом возрасте дети учатся читать и делать простейшие арифметические вычисления. Это создает большую нагрузку на память. В то же время дети обычно выполняют простые обязанности по дому. Сталкиваясь с необходимостью справляться с новыми задачами, память развивается. Изменения в головном мозге приводят к тому, что малышу становится проще запоминать информацию.

Все дети запоминают разную информацию по-разному. Как и взрослые, они лучше запоминают то, что им интересно; то, что они понимают; а также то, о чем они много знают.

Психологи утверждают, что дети шестилетнего возраста демонстрируют удивительную способность запоминать информацию из сферы их увлечений.

Они могут безошибочно назвать результаты матчей своих любимых футбольных команд, данные об игроках и другие данные.

Обладая способностью запоминать информацию из одной сферы знаний, ребенок может никак не проявлять её в других сферах. Был проведен эксперимент, в котором принимали участие дети и взрослые.

В ходе эксперимента необходимо было запомнить позиции шахматных фигур на доске. Дети справились с этой задачей лучше, чем взрослые. Но когда тем же участникам было предложено запомнить ряд чисел, взрослые показали более высокий результат.

Способности детей проявлялись только в сфере шахмат.

Но как же дети запоминают информацию, которая не входит в круг их интересов? Когда они забывают что-то, что им нужно помнить, они прилагают усилия, чтобы восстановить в памяти необходимую информацию. Дети старше 5 лет начинают понимать, что для запоминания информации необходимо прилагать усилия.

Что помогает развивать память

Важно

Хотя дети в возрасте 6-7 лет показывают хорошие способности памяти в определенной сфере, они не могут их применить в других областях.

А малыши, которые понимают и могут объяснить, как они запоминают что-либо, способны применять данный способ в разных сферах.

Поэтому, если вы поможете ребенку понять, как он запоминает информацию – вы поможете реализовывать его способность к запоминанию в разных сферах.

Психологи рекомендуют придерживаться следующих стратегий по улучшению памяти:

  • Готовьтесь заранее. Например, приучите ребенка с вечера собирать портфель в школу, чтобы утром ничего не забыть.
  • Кладите вещи в отведенном для них месте. Объясните ребенку, что, если он будет собирать игрушки после того, как поиграет ими, ни одна игрушка не потеряется. На свое место  следует также класть ключи и другие вещи.
  • Визуализируйте. Если ребенок хочет получить несколько подарков на Новый год, предложите ему нарисовать их, чтобы он ничего не забыл.
  • Подсказывайте. Оставьте обувь ребенка возле миски собаки – так ребенок не забудет покормить собаку, прежде чем уйдет гулять.

Практические советы

  • Предложите ребенку составлять списки важных дел и отмечать в календаре предстоящие события.
  • Создавайте соответствующую обстановку. Ребенок лучше запоминает то, что ему интересно и с чем он уже знаком. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок запомнил что-то из сферы музыки – создайте дома соответствующую обстановку: играйте на музыкальных инструментах, ходите с ребенком на концерты, читайте ему книги о великих композиторах.
  • Разбивайте задачи на части. Ребенку будет легче выучить стихотворение, если разбить его на несколько отрывков и начать учить с наиболее сложного. Такая стратегия хорошо подходит для выполнения многих задач, от запоминания причин Второй мировой войны на уроке истории до сбора вещей перед поездкой.

В 12-летнем возрасте дети уже запоминают информацию по такому же принципу, как и взрослые. Способности к запоминанию у них развиваются по мере увеличения знаний и опыта. Конечно, родителям придется потрудиться, прежде чем ребенок сформирует данный навык.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/4027/

развитие памяти ребенка 4 5 лет

Память — один из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с приходом ребенка в этот мир, наиболее активно и продуктивно проходя в раннем и дошкольном детстве.

Память в 4 года развивается очень активно

Особенности развития памяти

Произвольность

Это самое важное новообразование рассматриваемого нами периода. Ребенок длительное время запоминал неосознанно или автоматически. Вернее сказать, у него запоминалось само собой, без всяческих усилий с его стороны или влияния окружающих.

Постепенно, как правило, к 4–5 годам, дети научаются регулировать процесс запоминания: подчинять его своей воле (запоминать то, что ему интересно, значимо) или воле окружающих (запоминать то, что просили запомнить). Это управление процессом и есть произвольность.

Первыми формируются навыки произвольного припоминания, одного из наиважнейших составляющих процесса памяти: ребенок 4 или 5 лет может целенаправленно, в общих чертах, припомнить картину произошедшего события.

У ребенка 4 лет уже досточный запас знаний и воспоминаний

Вслед за формированием этой способности развивается возможность преднамеренного или целенаправленного запоминания. Ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено. Например, он легко и быстро способен запомнить набор необходимых для интересной игры фигурок или выучить стихотворения в подарок на день рождения мамы.

Прочность, длительность и объем запоминания

Рост произвольности активизирует развитие таких показателей процесса запоминания, как его прочность и длительность. Недаром некоторые люди помнят очень важные или эмоционально окрашенные события, произошедшие в 4-5 лет, долгие годы, а порой и всю жизнь.

К 4-5 годам существенно возрастает объем памяти, позволяя ребенку запоминать и хранить в памяти большое количество информации.

Эмоциональность и образность памяти

Кроме всего перечисленного выше, память детей четырех, пяти лет становится эмоциональной и образной. Это означает, что ребенок не механически воспроизводит информацию, а способен это сделать эмоционально, используя образы: прочитать стих с выражением, припомнить и рассказать о событии, сравнивая его с предыдущим, провести аналогии.

Лучше всего занятия проводить в игровой форме

Конечно, на этом процессы формирования и развития памяти не останавливается. Однако его дальнейшее развитие зависит от своевременности формирования произвольности и наращивания объема памяти. От развития памяти зависят все дальнейшие достижения ребенка в обучении и жизни.

Рекомендации по развитию памяти детей

  1. Развиваем, играя: для детей 4-5 лет основным видом деятельности все еще остается игра, ее и используем как основной метод развития.
  2. Ребенок быстрее и лучше запоминает значимую (интересную) и понятную для него информацию, поэтому тренируйте память с учетом интересов и знаний ваших воспитанников.

  3. Старайтесь создать сильную мотивацию (стимул) для запоминания: соревнование, поощрение с учетом интересов и ценностей ребенка.
  4. Помните, чем ярче впечатление от информации или события, тем сильнее оно запоминается.
  5. Информация, используемая ребенком в деятельности, запомниться продуктивнее.

    Поэтому предлагайте ему сравнивать, сопоставлять и просто использовать полученную информацию в своей деятельности: играх, рисовании.

  6. Один из законов памяти гласит: средина всегда запоминается хуже, чем начало и концовка, поэтому уделите ее запоминанию больше времени и сил.

  7. И еще один важный нюанс: память является продуктом работы мозга. Мозгу для активной деятельности нужно питание: кислород, глюкоза, витамины и другие важные вещества.

    Поэтому для ребенка так важны прогулки на свежем воздухе, стабильный показатель уровня сахара в крови и хорошее питание, содержащее растительные масла, твердые сыры, цельнозерновые продукты, жирные сорта рыбы, бобовые, фрукты и овощи.

Настольные игры — развитие зрительной памяти

В настоящее время существует множество игр и упражнений на развитие памяти. Их вы легко найдете в специализированном магазине или просто на просторах интернета. Ниже вы ознакомитесь с примерами некоторых из них.

Примеры игр, развивающих память

Развитие слуховой памяти

«В магазин за покупками»

Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.

Для детей, достигших 4–5 лет, игру можно начать со списка в 5–6 слов. В дальнейшем стоит увеличить и разнообразить перечень, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.

Игры на развитие памяти можно проводить с самыми разными предметами

Если в игре принимает участие несколько детей, целесообразно включить соревновательный элемент: кто запомнил больше.

«Подарки друзьям»

Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.

Через некоторое время путешественник «возвращается» из путешествия и навещает своих друзей. «Кого ты навестишь в первую очередь?», — спрашивает взрослый. «Какой подарок ты приготовил ему?»

Ребенок вспоминает очередность посещения друзей и называет презент для каждого.

Игра 10 предметов для детей 4-5 лет

Условия игры можно менять, предлагая ребенку запомнить не «подарок», а название страны (города), где он «покупал» подарки.

Начальный список для детей 5 лет должен содержать не менее 4-5 пунктов.

Развиваем зрительную память

«Что поезд везет…»

Оборудование:

  • от 4 до 8 карточек в форме вагончиков. На обратной стороне карточки-вагончика изобразить различные предметы;
  • карточка с изображением паровозика.

В игре желательно участие не менее двух детей, между которыми нужно поровну разделить карточки-вагончики.

Карточки на запоминание — отличный способ развивать зрительную память

Инструкция: сейчас мы присоединим вагончики к паровозику для его отправки в другой город. Присоединять вагончики будем по очереди, каждый раз озвучивая, что (кого) он везет. При этом карточку переворачиваем картинкой вниз. Очередной «вагончик» присоединяется только тогда, когда безошибочно перечислено все, что везут предыдущие.

Выигрывает тот игрок, кто присоединит больше вагончиков.

В случае затруднений возможны словесные подсказки в форме описания изображенного предмета, как крайний вариант — использование картинок на карточках.

Игры, развивающие двигательную память

«Повтори мой танец»

Инструкция: взрослый показывает ребенку ряд простых движений. Это могут быть притопы, хлопки, повороты и т. п. Ребенок должен их запомнить и повторить в той же последовательности.

Игра усложняется введением сопровождающих движения стишков, расширением пространства (в этом комнате хлопнем, а в этой — топнем), введением новых персонажей: танцует кукла, солдатик, мишка.

Развитие двигательной памяти — в повторении движений

Воспитателям стоит помнить, что развивать познавательные процессы, в том числе и память можно и в быту, в повседневности и это не менее увлекательно для каждой из сторон.

Совет

Например, накрывая на стол, проговорите последовательность посуды, которую запомнит и повторит, а затем и поставит ребенок. Походы в магазин или просто на прогулку по заранее составленному плану (маршруту) и его дальнейшее воспроизведение пусть станут традиционными для детей 4 или 5 лет.

Занимаясь развитием памяти с ребенком, родители скоро начинают отмечать его успехи. Результативность развития можно и нужно «измерять» с помощью специальных, предлагаемых психологами, тестов.

Их применение хорошо и в плане корректировки применения игр, ведь не все виды памяти развиваются равномерно: есть доминирующие, есть просто хорошо и недостаточно хорошо сформированные.

Оценка уровня развития памяти

1. Развитие зрительной памяти оцениваем с помощью предъявления ребенку 10 карточек с изображением простых и хорошо знакомых ему предметов. Ребенок озвучивает название изображенного предмета, после чего карточку переворачиваем изображением вниз. Когда все 10 карточек будут перевернуты, просим ребенка назвать и открыть те, которые он запомнил.

Дидактическая игра на проверку памяти

Нормой для детей четырех или пяти лет является воспроизведение 5–6 названий предметов.

2. Для определения развития слуховой памяти просим ребенка внимательно прослушать ряд слов, а затем повторить то, что заполнил (последовательность значение не имеет). Ребенку зачитывают 10 простых слов: зонт, куст, стол, гвоздь, гриб и т. д.

Согласно возрастным нормативам, ребенок 5 лет в норме запоминает 4–5 слова. Этот же тест можно провести с использованием числового ряда, состоящего из 5–6 цифр. Пятилетки легко воспроизводят 3–4 из них.

3. Двигательную или мышечную память оцениваем с помощь повтора несложных движений, которые демонстрируем ребенку: хлопок, постучать в дверь, топнуть ногой, взять книгу. Всего 5–6 действий.

Игра в магазине — ребенок вспоминает, что надо купить

Как правило, дети в 4 или 5 лет воспроизводят весь ряд полностью.

Проведя такое несложное тестирование, вы сможете сделать вывод о достаточности развития разных видов памяти вашего ребенка, доминирующей памяти и скорректировать дальнейшее развитие процесса. Останавливаться на достигнутом не стоит, даже если все показатели относятся к возрастной норме.

Почему?

Этот возраст является очень благоприятным, как говорят психологи — сензитивным, для развития памяти. Позднее развить те или иные ее показатели будет значительно сложнее.

От уровня развития этого процесса зависит очень многое, и в первую очередь — успешность адаптации к школе и результативность самого процесса обучения.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/pamyat-detej-4-5-let.html

Ссылка на основную публикацию