Как развивается ребенок в 3 года – навыки и способности малыша в кризисном возрасте

Как выявить творческие способности у ребенка 1-3 года

Творческий потенциал особенно сильно ценится в современном мире, поэтому выявлять его нужно с первых лет жизни. Это поможет легче понять малыша, определить, что ему на самом деле необходимо, направить его таланты в нужное русло и не дать им исчезнуть. Нынешнее общество дает много возможностей реализовать творческие способности, начиная с самого раннего детства.

Как определить творческие способности у малыша

У малышей первого года просыпается желание постичь все новое, неизведанное. Однако, часто родители не относятся серьезно к фантазиям ребенка и делают это напрасно. Именно в этом возрасте могут впервые заявить о себе еще до конца не сформированные, творческие способности вашего ребенка.

Дети не боятся пробовать все новое, каждый вид деятельности является для них открытием. Часто во время игры дети проявляют свои наклонности, поэтому именно игра для малышей является одним из способов выявления способностей.

С помощью некоторых игровых тестов профессионалы могут определить, насколько развито у ребенка воображение, как устроено мышление.

Обратите внимание

Считается, что если ребенок – левша, тогда у него, возможно, имеется творческая одаренность, потому что правое полушарие, которое доминирует у таких малышей, отвечает именно за творческое начало, абстрактное мышление и развитое воображение. Среди левшей больше всего художников, а также танцоров и музыкантов.

Понаблюдайте за ребенком. Уже в возрасте 1-2 лет малыш может иметь хорошо развитое чувство ритма. Если ребенок четко улавливает мотив мелодии, чувствует ритм, может двигаться или что-то напевать в такт, возможно, у него имеется музыкальная одаренность.

В 3 года ребенок способен рисовать. Художественно одаренные дети хорошо чувствуют цвета, их оттенки, могут создавать картины.

Если малыш не умеет рисовать, чувствовать ритм, у него не очень буйная фантазия, не расстраивайтесь.

Возможно, у него хорошо получается считать, а разные операции с цифрами, например, вычитание или сложение, даются ему легко. Скорее всего, у ребенка имеются математические способности.

Как развить способности ребенка

Существует много методов развития творческого потенциала малыша. Они простые и доступные для родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок максимально раскрыл свои таланты, нужно создать подходящие условия.

  • Прежде всего, нужно как можно раньше заняться физическим развитием малыша. Чем быстрее ребенок овладеет своим телом, тем проще ему будет раскрыть потенциал. Для этого, с первых месяцев нужно начинать физические занятия.
  • Можно создать обстановку, которая опередит развитие ребенка. Например, уже в годик подарить ему кубики с цифрами и буквами. Во время игр ненавязчиво называть их, показывать, какие действия можно совершать с ними, отнимать или прибавлять, складывать слова.

Запомните, что любые способности получают успешное развитие, если не останавливаться на достигнутых результатах, а постоянно повышать планку.

  • Давайте больше свободы малышу, не спешите за него решать какую-либо проблему, если например, какая-либо игрушка закатилась за шкаф. Пусть ребенок сам попробует разобраться с ситуацией, возможно, он найдет такое решение, о котором даже вы не догадываетесь.
  • Чтобы воображение ребенка развивалось, нужно придерживаться простых рекомендаций. Например, читать как можно больше сказок или сочинять их вместе с малышом. Обязательно читайте ребенку книжки с выражением, можно даже по ролям. Свои рассказы желательно дополнять собственными иллюстрациями. Попросите малыша нарисовать сказочных героев. Ребенок в 3 года уже способен справиться с подобной задачей. По мотивам прочитанных книг вы вместе с малышом можете придумать детский спектакль, который вы покажете другим членам семьи или знакомым.
  • Развивайте музыкальные способности и чувство ритма. Чаще давайте слушать ребенку разные музыкальные произведения, детские песенки, классику. Обязательно вместе с ребенком устраивайте танцевальные конкурсы, проводите игры. Вы можете вместе петь, двигаться под музыку или играть на музыкальных инструментах, например, бубне или барабане.
  • Больше рисуйте с малышом. Дети 1 года только знакомятся с окружающим миром. В это период малыши рисуют линии, учатся держать в руках карандаш, знакомятся с цветами. Вы не должны вмешиваться в процесс познания. Ваша задача – наблюдать и знакомить малыша с разными предметами для рисования, следить за безопасностью. К 2 годам ребенок обычно рисует каракули. Здесь уже можно принимать активное участие, объясняя и фантазируя, представляя, на что похожи разные нарисованные ребенком линии или кружочки.

Развивая творческие способности, запомните, что главное в этих занятиях – их систематичность.

Заниматься нужно постоянно, но делать это ненавязчиво и обязательно в игровой форме, чтобы у ребенка было желание продолжать ваши совместные упражнения. Вы должны также обеспечить малыша необходимыми материалами – красками, бумагой или, например, пластилином. Обязательно хвалите ребенка и ни в коем случае не насмехайтесь над неудачами.

Расскажите о своих занятиях с малышом. Как вы развиваете его творческие способности?

Кинетический песок: интересный вид творчества с ребенком. Как выявить творческие способности у ребенка 1-3 года. Читайте в следующей нашей статье.

Значимость творчества в развитии малышей до года.

Игровое обучение музыке в возрасте 1-3 года

Источник: https://viline.tv/deti/article/kak-vyavit-tvorceskie-sposobnosti-u-rebenka-1-3-goda

Психологические особенности детей 3-4 лет

Психологические особенности детей 3-4 лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.

Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок.

Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

Важно

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых.

Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно.

Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

Тестируем знания ребенка 3-4 лет

Наверное каждый современный родитель стремится понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо,а на что следует обратить внимание.  Но для того, чтобы протестировать знания и умения ребенка, родителям неоходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.

Математические представления

В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);

А также считать в обратном порядке от пяти до одного;

При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)

Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать;

Называть предыдущее и последующее число для заданного числа;

В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;

Совет

Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)

Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;

Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисоватьих;

а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;

уметь различать предметы по форме, размеру и цвету

знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.

Развитие речи

Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.

В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;

Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;

Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;

Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.

Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;

Словарный запас должен быть более 1500 слов.

Вы можете воспользоваться конспектами занятий по развитию речи с детьми 3-4 лет.

Окружающий мир

В три -четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;

Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;

Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;

Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать,что где растет;

Обратите внимание

Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;

Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;

Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;

Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;

Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);

Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);

Учить помогать взрослым наводить порядок.

Читайте также:  Ребенок в 2 года и 8 месяцев – как развивается малыш в этом возрасте?

Память и внимание

Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;

Находить отличия между похожими картинками;

Запоминать и воспроизводить несколько слов , движений, ритмов;

Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;

Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.

Для тренировки памяти и внимания отлично подойдет онлайн-игра «Повторяй-ка»

Логическое мышление

В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;

Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);

В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);

Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);

Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.

Для тренировки логического мышления подойдут некоторые словесные игры

Развитие мелкой моторики рук

В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;

Учиться обводить простые легкие рисунки;

Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по анмеченному контуру;

Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

Учить лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;

Рекомендую развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью игр.

Развитие двигательных навыков

Ребенок трех-четырех лет долен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;

Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;

Лазать по гимнстической стенке;

Учиться действовать с мячом:подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;

Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.

Важно

Подготовлено педагогом — психологом Вервайн А.В. по материалам сайта www.stotysyhc.ru

Источник: http://cdc.minobr.ru/2017/01/psichologicheskie-3-4/

Нормы развития ребенка: что умеем

Три-четыре года — возраст, чрезвычайно важный для физического, психологического и интеллектуального развития ребенка. Именно в это время потребность малыша в информации очень высока, а все, что удается узнать, он запоминает надолго. Поэтому заниматься с трехлеткой нужно обязательно!

Каковы же нормы развития ребенка, и какие навыки должны быть у малыша трех-четырех лет?

Начнем с речи. Считается нормой, если в 3 года ребенок знает собственное имя, может назвать окружающие его предметы и кратко описать их (например, дать указание на размер или цвет), а также назвать основные повседневные действия (ходить, бегать, кушать, спать), повторяет за взрослыми небольшие стихотворения.

Нормой развития ребенка к четырехлетнему возрасту считается освоение звукоподражания (т.е. дети могут сказать, как лает собака, мяукает кошка и т. д.), могут рассказать, что умеют делать животные и где они живут, придумать небольшую (3−4 предложения) историю по картинке.

Следует обратить внимание на правильность развития речи, — не должно быть ошибок в формах слов, употреблении предлогов. Кроме того, дети четырехлетнего возраста должны знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена членов семьи, а также их профессии (если они относятся к числу основных и понятных).

Поскольку интерес к окружающему миру очень высок, то нормой развития ребенка такого возраста обычно считается знание названий некоторых растений и цветов, животных и птиц, овощей и фруктов, погодных явлений, дети могут рассказать об особенностях каждого времени года.

Навыки ребенка в 3 года должны включать умение считать хотя бы до 3 (причем не только знать слова-числительные, но и уметь показать соответствующее количество пальцев или предметов), знать, как называются геометрические фигуры, сравнивать их по цвету и величине. В этот же период начинается знакомство с такими важными категориями, как «больше — меньше», а чуть позже, в четырехлетнем возрасте, к ним добавятся «выше — ниже», «справа — слева», «короче — длиннее», «шире — уже» и другие.

К числу упражнений, которые рекомендуются для развития необходимых навыков у детей трех-четырех лет, относится составление картинки из фрагментов. Пусть сначала кусочков будет немного. Постепенно увеличивая их число, вы дойдете до 4−5 фрагментов; это как раз и есть минимальное необходимое количество для четырехлетнего ребенка.

Поскольку в таком возрасте много внимания уделяется развитию мелкой моторики, дети трех-четырех лет обычно владеют навыками лепки. Начинается все с несложных форм — разнообразных шариков и колбасок; в возрасте четырех лет можно переходить к более сложным фигурам.

Совет

Нельзя забывать и о физическом развитии. Ребенок должен уметь прыгать (в 3 года — на двух ногах, в четыре — на одной), бросать и ловить мяч, держать равновесие, проходить по положенной на пол доске или прочерченной линии.

В четыре года стоит сделать акцент на мелкой моторике: к нормам физического развития ребенка в этом возрасте относится умение справляться с застегиванием молний и пуговиц, завязыванием узлов, нанизыванием на нитку крупных бусин.

Ваш малыш справляется со всем перечисленным? Отлично! Однако наличие всех этих навыков у ребенка в 3 года — не повод останавливаться на достигнутом. Помните: чем больше вы сейчас занимаетесь с ребенком, тем легче ему будет адаптироваться к дошкольному, а затем и школьному периоду.

Источник: http://www.rastishka.ru/parent/statya/normy-razvitiya-rebenka-chto-umeem

Кризис 3 лет у детей: особенности общения взрослого с ребенком в период кризиса трех лет. Кризис 3 лет у ребенка симптомы, как проявляется?

Статья рассказывает о трехлетнем возрастном кризисе, о том, как он проявляется и как помочь ребенку и родителям поскорее с ним справиться.

Так приятно смотреть, как растет и развивается ребенок, как он всему учится, как у него многое уже получается. И вдруг наступает момент, когда родные и близкие перестают узнавать малыша, когда он становится непослушным ребенком — этот момент можно обозначить, как возрастной кризис.

Кризис 3 лет у ребенка симптомы

Первый возрастной кризис в жизни человека приходится на возраст трех лет. Именно в этот период ребенок попадает из раннего возраста в дошкольный.

В эти мгновения резко и кардинально перестраиваются сложившиеся личностные механизмы малыша, ребенок приобретает новые очертания своего сознания, своей личности. Вырабатываются иные подходы во взаимоотношениях с окружающими.

Кризисом трех лет психологи именуют достаточно условный период, который у разных детей протекает в разные периоды. Данный период может приходится на период от двух до четырех лет.

Продолжительность данного кризиса также является условной и занимает небольшой отрезок времени, около нескольких месяцев. Степень выраженности и интенсивности данного периода зависит непосредственно от конкретного ребенка.

Кризис трех лет психологи предлагают охарактеризовать «семизвездием симптомов»:

Данный признак проявляется в том, что кроха пытается проявить деспотическую власть и подчинить себе, в первую очередь, своих родителей и заставить их выполнять все его прихоти.

У ребенка теряется ценность всего того, что было важно до этого периода жизни малыша. Это могут быть скандалы с родителями, небрежное отношение к самым любимым игрушкам, хулиганское поведение в песочнице

Формирование воли, независимости и самостоятельности может проявляться бунтарским поведением. Малыш начинает требовать серьезного отношения к его самостоятельности.

Обратите внимание

В случаях, когда ребенок не чувствует, что к его мнению родители прислушиваются, он начинает протестовать. Протест однозначно будет касаться прежнего поведения, прежних отношений, прежних рамок.

«Я — сам!» — такой фразой характеризуется один из симптомов кризиса трех лет. Не всегда ребенок, имея желание удовлетворить познавательную потребность, может оценить свои силы и способности, что неизбежно приводит к дополнительным конфликтам с родителями.

Не всегда родители готовы осознать, что ребенок не пытается им мешать, а лишь проявляет активность и любознательность, необходимые для утверждения личности малыша, для формирования стимула к совершенствованию своего «Я» и саморазвитию.

Данный симптом характеризуется противостоянием не конкретному человеку, а нормам и системам, сложившимся в семье в целом. Это и воспитание, и отношения, и образ жизни семьи.

Ребенок балуется за столом

Этот показатель проявляется в том, что ребенок ни при каких обстоятельствах не отступит от требуемого лишь потому, что он требует желаемого именно у взрослого. Скорее всего ребенок не откажется от своего решения, даже если изменятся обстоятельства.

Существует тонкая грань между упрямством и настойчивостью в достижении цели. Родителям стоит научиться различать эти два понятия.

Негативизм выражается в противостоянии конкретному человеку — к примеру, дома только одному из родителей, а в детском саду только одному из воспитателей.

Избирательное поведение ребенка заключается в том, чтобы сделать все без исключения наоборот, но не так, как предложил конкретный родитель или воспитатель.

Ребенок расстраивает маму

Кризис 3 лет: как вести себя родителям?

В период, когда ребенок учится осознавать себя в этом мире, когда психологически начинает отделять себя от родителей, когда ребенок начинает понимать и принимать свое «Я», когда начинает зарождаться самооценка малыша, родителям стоит быть особенно внимательным к своему ребенку.

Для того, чтобы поддержать свое чадо в этот нелегкий период, чтобы поспособствовать скорейшему протеканию неизбежного возрастного кризиса, родителям стоит прислушаться к некоторым советам:

  • Родителям стоит отказаться от гиперопеки и начать осознавать, что ребенок подрастает и имеет право на самостоятельность. Для этого можно попробовать определить круг обязанностей, с которыми малыш может справиться самостоятельно и позволить ему выполнять их

ВАЖНО: Не отказывайте ребенку, если он предлагает вам свою помощь в делах, к примеру, в уборке квартиры, даже если, по вашему мнению, он вам будет только мешать. Исключения могут составить лишь те дела, которые являются небезопасными для ребенка, к примеру, работа с электричеством.

  • Взрослые должны уметь хитрить и, дабы избежать конфликт, предоставлять малышу право выбора. К примеру, право выбора тарелки, с которой он будет есть суп
  • Не навязывать правила, а просить. К примеру, попросите своего ребенка перевести вас через дорогу за руку
  • При возникновении истерик, следует контролировать свое поведение — никаких срывов и истерик. Только благодаря вашему спокойствию и отсутствию реакции на истерическое поведение, ребенок поймет, что таким образом он точно не сможет манипулировать вами, и, как следствие, отпадет необходимость такого поведения крохи
  • Не следует вступать с малышом в спор, избегайте конфликтов. Не стоит насильно пытаться подавить его упрямство — малыш всего-навсего пытается отработать навыки отстаивания своего мнения
  • Учитесь уступать в мелочах своему ребенку. К примеру, за обедом позвольте ему сначала съесть любимую котлету, а только потом супчик
  • Учитесь договариваться с ребенком, но, в обязательном порядке, выполняйте свои обещания
  • В трехлетнем возрасте в воспитании ребенка важно использовать игровые приемы. К примеру, в случае отказа малыша от прогулки, можно предложить ему вывести на прогулку его любимую игрушку. Используя ролевые игры, малышу можно привить нормы поведения и правила этикета

Использование ролевых игр в воспитании ребенка

  • В три года кроха начинает гордиться своими достижениями, своими успехами — не забывайте хвалить малыша за любые мелочи и поддерживать его, для него это очень важно
  • Взрослые не должны сравнивать своего малыша с другими детьми, это может лишь вызвать отрицательное отношение к последним — в этом возрасте ребенок еще не способен распознать чувство здорового соперничества. В данном случае важно показать ребенку, что он растет, развивается и у него любое дело каждый раз получается все лучше, и гораздо лучше, чем вчера
  • В случае неудачи, не стоит давать ребенку отрицательных характеристик, которые очень сильно могут ранить малыша такого возраста и стать основой психологических проблем в будущем. В любом случае поддерживайте ребенка, объясняйте, что, если сегодня у него что-то и не получилось, то в дальнейшем обязательно все получится

Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка?

В любом деле главное — терпение. Родителям стоит не забывать об этом.

Проявляя терпение и чуткость в такой нелегкий для ребенка период, взрослые смогут облегчить жизнь абсолютно всем. Такое поведение поможет взрослым сблизиться с ребенком, понять его мотивы, а ребенку поможет почувствовать себя важным и нужным.

Не стоит использовать физическую силу в воспитании ребенка

Особенности общения взрослого с ребенком в период кризиса трех лет: рекомендации психолога

Практически все мнения психологов по поводу общения взрослых с детками в период возрастного кризиса трех лет сводятся к одним и тем же рекомендациям. Кратко их можно изложить следующим образом:

  • Родителям стоит научиться предоставлять ребенку право выбора, чтобы ребенок сам мог выбирать и определять важность выбранного им решения. При этом родителям не стоит забывать о том, что все же рамки и ограничения они должны устанавливать сами
  • Взрослые должны поддерживать ребенка в стремлении к самостоятельности, поддерживать его «Я — сам» и в планировании своих дел учитывать временные затраты. К примеру, начать собираться на улицу на десять минут раньше обычного, т.к. ребенок будет самостоятельно одеваться
Читайте также:  Неврозы у детей – статистика, причины, симптомы, профилактика

Ребенок учится сам одеваться

  • Родители смогут облегчить жизнь себе и ребенку, если научатся переключать его внимание. К примеру, ребенок не желает ехать в гости к деду, но можно сконцентрировать его внимание на выборе игрушки, которую он с собой возьмет
  • Взрослые в обязательном порядке должны хвалить своего ребенка, поощрять его самостоятельность, не навязывать свою помощь, но всегда интересоваться нуждается ли он в ней. Если ребенок ответит положительно, либо сам попросит вас о помощи, то ни в коем случае нельзя ему в этом отказывать, даже несмотря на то, что он много раз уже справлялся с этим заданием самостоятельно
  • Родители должны учиться общаться с ребенком, как со взрослым. В обязательном порядке следует посвящать его в некоторые домашние дела и проблемы, спрашивать его совета, и даже прислушиваться к ним. В случае оказанной малышом помощи, в обязательном порядке стоит его поблагодарить
  • Каждый взрослый, который общается с ребенком, должен контролировать свое поведение и поступать именно таким образом, каким должно быть поведение малыша. Ребенок полностью копирует поведение тех взрослых, с которыми он общается

Ребенок копирует поведение взрослых

  • При любом проступке ребенка взрослым не стоит слишком сильно ругать ребенка, но, в обязательном порядке следует объяснить ему, почему вы на него сердитесь, почему его поступок вы считаете плохим. К примеру, расскажите малышу, что его поступок вас очень сильно обижает — не стоит бояться говорить ребенку о своих отрицательных эмоциях

ВАЖНО: В любом случае, при совершении проступка, ребенок должен знать, что это не он плохой, а всего лишь его поступок. Следует объяснить ребенку, что он все равно любим, но всем будет гораздо лучше, если он не будет поступать плохо.

  • Устанавливая рамки дозволенного, взрослые должны понимать, что у ребенка не должно быть слишком много запретов, «нет» ребенок должен слышать достаточно редко. Требования взрослых должны быть едины, они должны быть понятны ребенку

Кризис 3 лет у детей Комаровский

Ребенок закатывает истерики

Трехлетний кризис легко распознать по изменившемуся поведению ребенка. А вот как же справиться с появившимися истериками, капризами легко может помочь разобраться опытный доктор Комаровский в видео на тему: Непослушный ребенок — Школа доктора Комаровского

Кризис трех лет у ребенка — это не только проблема ребенка. Данный период может стать очень сложным как для самого малыша, так и для взрослого.

Набравшись терпения, проявив немного мудрости и воспользовавшись вышеназванными советами, взрослые могут помочь как себе, так и ребенку в преодолении любых трудностей возрастного кризиса.

ВИДЕО: Кризис 3 х лет? 7 основных признаков. Часть 1

ВИДЕО: Кризис 3-х лет. Что делать? Часть 2

Источник: https://babyben.ru/vospitanie/krizis-3-let-u-detej-osobennosti-obshheniya-vzroslogo-s-rebenkom-v-period-krizisa-treh-let-krizis-3-let-u-rebenka-simptomy-kak-proyavlyaetsya.html

Ребенок в 2 года – развитие и навыки

Когда малышу исполняется 2 года, к родителям приходит осознание того, что их чадо уже является весьма самостоятельным созданием.

И кроха доказывает это самыми различными методами, демонстрируя свой характер и высказывая свое собственное мнение. В этом возрасте происходит резкий скачок развития ребенка.

Меняется не только его характер, но и физическое и психологическое состояние. Родителям в этот момент часто требуется огромный запас терпения, чувства такта и житейской мудрости.

Развитие ребенка физическое и нервно-психическое

В 2 года мальчики и девочки должны весить примерно 12 с небольшим килограмм, а их рост должен составлять примерно 85-89 см.

В этом возрасте у детей уже хорошо развиты мышцы, и они могут активно двигаться на протяжении всего дня. Теперь для них не составляет проблем совершение пробежки или прыжков и преодоление небольших препятствий.

Некоторые малыши уже без труда могут справляться со многими предметами одежды – надевают кофту, шапку или штаны.

Родители двухлетних малышей должны знать, что в этом возрасте их чадо способно понимать разговоры взрослых. Рассказы о происходящих событиях вызывают у них неподдельный интерес, они внимательно слушают и усваивают большую часть преподнесенной информации. Сам ребенок уже начинает говорить предложениями.

Пока они и состоят из трех-четырех слов, но уже содержат и существительные и прилагательные. Меняется и образ игры. Теперь крохе под силу осуществление ряда логических действий – собирание пирамиды или башни из кубиков.

Важно

Двухлетний малыш может хорошо ориентироваться в цветах, различать некоторые фигуры и заучивать небольшие песенки и стишки. Более развита и мелкая моторика, которая позволяет ребенку самостоятельно рисовать, собирать различные предметы в емкость и великолепно управляться со столовыми приборами.

Поэтому мамы могут переложить заботы с кормлением на свое чадо, которому теперь под силу самостоятельно есть ложкой и пить из кружки.

Питание и режим дня

За первый год жизни малыш успевает попробовать довольно много продуктов. Но в 2 года рацион меняется весьма кардинально, увеличивается и количество калорий, которые он должен теперь получать ежедневно.

Обычно дети в двухлетнем возрасте переходят на 4 разовое питание, однако родители могут ориентироваться на аппетит ребенка и предлагать дополнительный перекус. Все блюда крохи в этом возрасте должны по-прежнему содержать максимум пользы.

Но теперь нет необходимости взбивать все до консистенции пюре, поскольку малыш должен учиться тщательно пережёвывать пищу.

Подвижность малыша и его уровень усвоения информации в этом возрасте набирают обороты. Поэтому данный период требует неукоснительного соблюдения режима дня. Питание и отдых в определенное время помогут развитию ребенка, положительно повлияв на его психологическое состояние. Днем малыш может спать всего один раз, но время сна должно составлять не менее 2 часов.

Уход за ребёнком и здоровье

На втором году жизни малыш является уже самостоятельной личностью. Поэтому родители должны приложить максимум усилий для обучения крохи правилам личной гигиены. Позвольте ребенку самостоятельно умываться и чистить зубы, контролируя процесс ненавязчивыми рекомендациями. В этот период важно задуматься и над «рабочим» местом малыша.

Поскольку ребенок сейчас может подолгу заниматься рисованием или лепкой, ему необходимо правильно организовать пространство. На его стол должно падать достаточное количество света, а стул должен иметь высокую спинку. Это поможет сохранить зрение малыша и будет благоприятно сказываться на формировании осанки.

Совет

Помните, что личный пример является приоритетным вариантом в обучении крохи. Прогулки на свежем воздухе в двухлетнем возрасте помогают активному протеканию обменных процессов крохи. Поэтому родители по-прежнему должны соблюдать золотое правило – «С ребенком гулять нужно в любую погоду».

Кроме пользы физической прогулки приносят и психологическую пользу, позволяя малышу получить новую информацию и усвоить ее.

Изменения в жизни малыша

Многие родители часто задаются вопросом – что же меняется у детей на третьем году жизни? На это можно коротко, но точно, ответить – все! Просыпается самолюбие и потребность во внимании. Малышу важно видеть одобрение окружающих, особенно, если они что-то сделали самостоятельно.

Возрастает и желание показать свое превосходство. Ребенок хочет, во что бы то ни стало, казаться взрослым, неутомимо демонстрируя свои способности и умения. Родители в этот период должны оказывать всяческую поддержку всем начинаниям крохи, и не забывать хвалить его за каждое достижение.

Ввиду повышения активной деятельности ребенка, перед родителями появляется новая «проблема» — неуемные желания и намерения малыша, которые совсем не совпадают с точкой зрения взрослых.

Здесь метод принуждений и разговоров больше не действует.

Родители должны помнить об этом и идти на компромисс, предоставляя возможность малышу самостоятельно делать выбор, деликатно направляя интересы ребенка в нужную сторону.

После двух лет авторитет взрослых у детей достигает апогеи. Поэтому окружающие должны помнить о том, что их манера поведения будет обязательно скопирована крохой.

Следите за собой, как вы сидите за столом, общаетесь с людьми, что смотрите и чем занимаетесь, как оцениваете ту или иную ситуацию. Сейчас малыш способен понимать логику ваших действий, осваивая «школу жизни».

Как и в любом другом возрасте, в 2 года малыш не должен наблюдать сцен агрессии, скандалов и неурядиц в семье. Мама и папа для него – образцы для подражания!

Обратите внимание

В период от двух до четырех лет происходит стремительное развитие памяти малыша. Все что он слышит и видит, помогает ему в обучении.

Поэтому окружающие должны разговаривать с ребенком всегда, объясняя практически каждое свое действие. Так малышу будет проще ориентироваться в окружающей среде и выстраивать диалог со взрослыми.

Чем больше вы говорите, тем легче малыш осваивает применение речевых оборотов и лучше понимает происходящее вокруг.

Развивается у малыша и воображение. Теперь он может стать кем угодно – доброй или злой феей, мышкой или зайкой, доктором или бандитом. В этот момент родители должны направить фантазии малыша в нужное русло, показав правильные ориентиры. Бандит – плохо, врач – хорошо. Если же упустить ситуацию из-под контроля, то ребенок запутается, а авторитетами для него станут злодеи из фильмов. В 2 года малыш осваивает и социокультурные ценности, происходит формирование основ речи, общения и мышления. У крохи появляется настоящая страсть к обучению и познанию, что необходимо использовать, как говориться, в благих целях. Сейчас родители могут привить ребенку не только хорошие манеры, но и любовь к искусству, музыке и чтению. Походы в детский театр, на выставку, в музей и прочие культурные заведения непременно внесут лепту в развитие крохи, заложив основу его будущего нравственного облика. (1 голос, оценка: 3.00 из 5)

Источник: https://razvitierebenka.info/ot-2-do-3/rebenok-v-2-goda-razvitie-i-navyki.html

Советы родителям при кризисе трех лет у ребенка

Время чтения: 10 минут

27 декабря 2014

Яркий кризис детства наступает по достижении ребенка трех лет.

Родителей застает врасплох тот факт, что еще вчера малыш был нежным и послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными.

«Кризис трех лет» – так называют психологи подобное поведение малютки. Чтобы понять, что происходит с малышом в возрасте трех лет, нужно сначала осмыслить симптомы.

Симптомы кризиса трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста может длиться несколько месяцев и больше, протекать у разных детей с разной интенсивностью. В этот период у крохи меняются взаимоотношения с окружающими, и появляются новые социальные навыки. В три года начинает формироваться психика человека, поэтому при общении с отпрыском обязательно нужно учитывать его возрастные особенности.

Психологи обращают внимание родителей на семь симптомов кризиса:

  • Негативизм.
  • Упрямство.
  • Деспотизм.
  • Обесценивание.
  • Строптивость.
  • Бунт.
  • Самостоятельность.

Разберем симптомы кризиса отдельно, стараясь систематизировать их проявления и дать точную картину происходящего.

  • Если говорить о детском негативизме, то нужно сначала научиться отличать негативные реакции от простого непослушания.

Если малыш просто не делает того, чего не хочет делать, то это нельзя назвать негативизмом. Проявляется негативизм в нежелании делать что-то только потому, что это предложили взрослые. Это реакция на само предложение, а не на действие. Негативизм проявляется по отношению к одному человеку, а к остальным взрослым малютка трех лет будет относиться с послушанием.

  • Второй симптом трехлетнего кризиса – упрямство, которое тоже следует научиться отличать от настойчивости.

Если дитя настойчиво добивается исполнения своего желания, то упрямством это назвать нельзя. Мотивом для настоящего упрямства крохи может быть настойчивость, а объектом – что угодно, начиная от еды и заканчивая действием.

Читайте также:  Медосмотр в школе перед 1 сентября – закон и порядок

Ребенок готов выполнять дейтвие не потому, что сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, зовут мальчика к столу, а маленький член семьи отказывается, хотя на самом деле хочет есть.

Взрослые приводят доводы и убеждают, но упрямец все равно не подходит, так как ранее уже отказался.

  • Деспотизм – это желание малютки подчинить своей воле взрослых людей.

Этот симптом проявляется в семье, где у родителей единственный маленький ребенок, а все взрослые балуют его, все позволяют. Например, маленькая дочь требует, чтобы мать не выходила из комнаты и сидела рядом.

Или трехлетний сын будет кушать только то, что хочет, а полезные продукты есть отказывается. Этим дети стараются вернуть состояние младенчества, когда родители им предоставляли все по первому требованию.

В семье с несколькими детьми деспотизм выражается как ревность.

  • Обесценивание событий и действий, важности вещей проявляется в кривлянии, обзывании, поломке игрушек: то есть, малыш показывает, что уже не нуждается в том, что раньше ему было дорого.

Трехлетняя малютка находится в постоянном конфликте с окружающими: такое поведение похоже на протест. Лексикон крошки с каждым днем расширяется, пополняясь нехорошими словами и терминами, означающими отрицание. Как правило, относятся они к вещам, которые совершенно не приносят неприятностей.

  • Строптивость тоже является одним из неприятных симптомов кризиса у маленького трехлетнего отпрыска.

Строптивость безлична. Если негативизм направлен конкретно против того или иного взрослого, то строптивость направлена на все действия, которые предлагаются малютке.

  • Бунт проявляется в желании привлечь больше внимания.

Трехлетний кроха старается показать родителям, что его желания имеют такой же вес, как и их собственные, поэтому идет на конфликт по любому поводу. Родители иногда думают, что малыш просто издевается над ними, постоянно командуя и требуя выполнения своих, даже самых нелепых, указаний.

  • Кризис трех лет ярко выражает стремление маленького отпрыска к самостоятельности.

Дитя проявляет любознательность, учится новому, старается понять непонятные вещи, что впоследствии благоприятно сказывается на формировании его личности. Однако негативные моменты симптома в том, что малютка хочет браться за взрослые дела, которые в три года совсем не получаются, а итог всему истерика.

Как проявляется и сколько длится кризис 3 лет

Почему возникает кризис в трехлетнем возрасте? Развитие маленького человека продолжается непрерывно, и из младенческого возраста кроха плавно переходит в подростковый период.

Многие вещи он уже умеет выполнять самостоятельно, но еще не в состоянии полностью обходиться без родителей. Привыкнуть к этому нелегко, поэтому в три года кризис неизбежен. Малыш просто не знает, как иначе преодолеть те новые ощущения, которые преподносит жизнь.

А вот как безболезненно выйти на новый уровень развития, отпрыску должны показать родители.

Период кризиса трех лет знаменуется активной внутренней работой, когда намечаются значительные сдвиги в психическом развитии малыша.

Главным новообразованием в этот ранний период считается чувство ощущения собственного «Я».

Маленький трехлетний человечек формирует отношение к себе, и если младенец еще год назад, видя собственное отражение, говорил: «Это Саша», то по достижении трех лет, подходя к зеркалу, он обязательно скажет: «Это я».

Кроха трех лет только начинает осознавать, что вырос уже из младенчества и начинает влиять на обстоятельства своей жизни и на людей, которые его окружают. Младший член семьи уже чувствует себя наравне с родителями, поэтому требует такого же отношения, как ко взрослому человеку. Истерики случались и до достижения младенцем трехлетнего кризиса, только были признаками физиологических проблем:

  • переутомления;
  • болезней;
  • недоедания или недосыпания.

Во время кризиса трех лет истерика – это манипуляция. Малыш на подсознательном уровне старается добиться от родителей желаемого, особенно дети любят зрителей.

Недаром взрослыми замечено, что на улице, в супермаркете или на детской площадке ребенок впадает в истерику гораздо чаще, чем дома.

Насколько мудро поведут себя родители, настолько легче у маленького отпрыска впоследствии пройдет подростковый кризис.

Важно

Сколько будет длиться кризис у малютки угадать невозможно. У одних детей кризисный возраст остается незамеченным, а другие задерживаются в нем на несколько лет.

Взрослеющий человечек не раз будет сталкиваться с возрастными порогами, но кризис трех лет считается важной вехой на пути личностного роста.

Мудрые родители просто пережидают кризис, ведь в первую очередь, тяжесть ложится на психику их чада.

Что делать и как его пережить

Взрослым следует подготовить к кризису трех лет своего отпрыска еще до того времени, как малыш отметит третий день рождения.

  • Реакция на капризы младшего члена семьи должна быть спокойной и взвешенной.

Нужно понимать, что ребенок во время кризиса проверяет нервы своих родителей на прочность. Кроха постоянно будет давить на слабые места, пока не найдет слабину.

  • Мамам и папам нужно помнить, что кризис трех лет – это не проявление негативной наследственности или вредности характера, это норма..

Становление личности будущего взрослого человека не стоит забивать запретами. Впадать в другую крайность тоже нежелательно, ведь вседозволенность выработает у маленького тирана черты характера, с которыми с годами легко влиться в социум не получится.

  • Не стоит делать за малыша те вещи, которые он стремится делать сам.

Все, что не опасно для жизни, пусть ребенок пробует своими руками, а если в процессе познания мира разобьется пара тарелок – не беда. Родительская мудрость заключается еще и в том, чтобы уже в три года предлагать маленькому человеку выбор. К примеру, предлагать крохе выходить на улицу в черной или синей куртке, зная, что ребенок может захотеть гулять вообще без неё.

  • Взрослым нужно перестать заставлять трехлетних отпрысков делать что-либо: желательно просто попросить – и кроха это сразу оценит.

У малыша трех лет еще медленный ритм жизни и тип психики, поэтому ему нужно давать больше времени на реакцию, и на то, чтобы любой процесс привести в действие.

Мудрые уловки родителей помогут предотвратить истерики и сохранят нервы всем членам семьи: и маленьким, и большим. Лучше обратиться за консультацией и рекомендацией к детскому психологу в три года, чем допустить массу ошибок в воспитательном процессе.

Родителям нужно признать: их малыш становится взрослым, поэтому следует уважать его самостоятельность.

Как справиться с капризами

Психологи считают: нет большей силы, чем внимание родителей. С помощью внимания решаются все проблемы, возникающие у крохи трех лет во время кризиса.

Поведение детей направлено на тех людей, которые постоянно находятся рядом, поэтому капризы объясняются только привлечением к себе внимания.

Не то, чтобы трехлетние дети осмысленно хотят свести с ума своих воспитателей, просто, по их мнению, если не привлекать внимание плохим поведением, то родственники могут и вовсе позабыть о существовании маленького человека.

Прежде чем бурно реагировать на непокорность, следует выяснить настоящую причину плохого поведения маленького ребенка. У детей трех лет уже заложена подсознательная потребность избегать унижения, которое чувствуется во время родительских приказов и нравоучений.

Возможно, это и есть причина кризиса? Наказывать после каждой истерики – это выработать у ребенка трусость и бесхарактерность.

У вас есть желание воспитать такого человека? Гораздо мудрее молча переждать бурю, а потом попытаться достучаться к отпрыску с помощью нехитрой логики.

Трехлетние дети уже зависят от того, как преподносится им любая информация и насколько логично выглядят доводы. Для профилактики истерик во время кризиса важно уметь договариваться еще на начальной стадии какого-нибудь действия.

Совет

Например, еще до похода в магазин стоит договориться с крохой о невозможности покупки игрушки. Не требовать и критиковать, а обсудить и объяснить, почему этого действия не будет.

Также нужно обязательно поинтересоваться, чем заменить желаемую игрушку и предложить взамен свои варианты развлечений.

Итак, чтобы легче справиться с капризами нужно:

  • сохранять спокойствие;
  • помнить, что истерика может быть причиной невнимания;
  • предложить ребенку выбрать стратегию решения проблемы;
  • сдерживать и не показывать раздражение;
  • выяснить причину капризов;
  • не взывать к разуму малыша в разгаре скандала.

Как реагировать родителям

Особенно тревожат родителей аффективные вспышки, которые случаются у трехлетних детей с большой интенсивностью.

Во время кризиса не стоит уделять им слишком много внимания: верное решение – вообще проигнорировать истерику, и тогда, видя, что методы не действуют, маленький манипулятор будет искать более действенную тактику для вовлечения взрослых в свою игру. Но иногда не срабатывает и игнорирование.

Есть маленькие личности, которые способны находится в состоянии аффекта длительный период времени, а материнское сердце долго вытерпеть этого не в состоянии.

Эффектным способом вывода своего чада из истерики будет жалость: обнять посадить на колени, погладить по голове — это действует всегда безотказно.

Но маме следует знать, что этим способом её победитель будет воздействовать и в дальнейшем, требуя дополнительные порции внимания.

Кризисный возраст три года – это становление у маленького человека адекватной самооценки. Она закладывается методом проб и ошибок, а взрослые должны дать возможность эти ошибки совершить, чтобы в будущем избежать множества проблем.

Совет родителям один: дайте максимально возможную свободу отпрыску. Начиная с трех лет самостоятельный маленький человек должен идти собственным путем.

Обратите внимание

Воспитатели, ограничивающие независимость детей, нарушают их развитие, формируя обостренное чувство неуверенности.

Но это не значит, что нужно во время кризиса попустительствовать малышу во всем. Золотая середина в воспитании – это определение границ, на которые наложено вето. К примеру:

  • нельзя никогда играть на автомобильной дороге,
  • нельзя гулять в холодную погоду без шапки,
  • нельзя пропускать днем сонный час и т.д.

Родители просто обязаны давать своему карапузу трех лет право выбора как минимум в двух вариантах. Много ценных советов описано в авторской методике всемирно известных психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Психология ребенка

Психология у детей трех лет в корне отличается от младенческой. Взрослые не знают, как реагировать на все изменения, которые происходят в поведении чада. Такая неподготовленность приводит к плачевным результатам: конфликтам в семье, в детском саду, а впоследствии и во взрослой жизни подрастающего человека.

Помимо развития самостоятельности, дети трех лет начинают бояться разных вещей, на которые еще вчера не обращали никакого внимания:

  • высоты;
  • большого пространства;
  • темноты;
  • новой обстановки;
  • новых людей.

Необъяснимый страх выражается в отказе спать одному, криком во сне или обильными слезами среди ночи. Мамам и папам важно не игнорировать этот период и убедить отпрыска, что тот находится под надежной защитой. Такой подход поможет построить мостик доверия маленькому человечку, что положительно скажется на последующих попытках взрослых в кризисной ситуации договориться с ним.

Ребенок трех лет остро реагирует на психологическую обстановку в семье – скандалы, ругань, повышенные тона.

Реакция на подобную атмосферу может быть непредсказуема, поэтому для родителей очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи входит в кризисный возраст.

Если дети трех лет будут видеть ссоры в семье, то это приведет к выраженному чувству собственной неполноценности, а впоследствии к применению такого же стиля поведения с противоположным полом уже во взрослой жизни.

Видео: кризис трех лет – доктор Комаровский

Детский врач Комаровский точно знает, как правильно вывести ребенка трех лет из кризисного возраста без особых эмоциональных потерь, а его советы смотрите в этом видео:

Источник: https://mosmama.ru/2213-krizis-trekh-let.html

Ссылка на основную публикацию