13 шагов к осознанному потреблению: как научить детей противостоять влиянию рекламы.

Осознанное потребление и дети: как защитить от влияния рекламы и привить настоящие ценности

Потребительское общество навязывает детям особый стереотип мышления. Его суть — счастье зависит от приобретения материальных вещей. Как привить ребенку настоящие ценности, защитить от негативного влияния рекламы и научить осознанному потреблению? Об этом речь пойдет в статье.

Ребенок и общество потребления – почему сегодня трудно привить детям настоящие ценности?

О проблеме воспитания детей в потребительском обществе хорошо высказалась художник, педагог Эдит Крамер:

Подкуп детей материальными благами теперь перестал быть привилегией богатых семей. Массовый подкуп детей захватил даже нищих. Например, вместе с завтраком ребенку подсовывают множество игрушек и безделушек.

Эти вещи являются не символом симпатии, а наживкой, и ребенок это понимает, поэтому они не могут дать ему удовлетворения. Наоборот, их получение питает жадность, которая работает на руку производителю.

Обратите внимание

Как и всякая лесть, такие подачки строятся на тонком знании нужд ребенка и его слабостей. Часто заменитель практически невозможно отличить от настоящей вещи, так что удовлетворение основных нужд, недоверие и разочарование оказываются неразрывно связаны.

Сегодняшние тревожные дети и подростки наших больших городов не только лишены любви, понимания, жизненного и игрового пространства, они также подкуплены, соблазнены и опустошены.

Как детям привить настоящие ценности?

Надо принять к сведению, чтобы привить детям настоящие ценности надо, как минимум, их иметь. Как можно дать то, чего у тебя нет? Общество потребления растит достойных себя членов. Тут, как ни крути, придется родителям начинать с себя. А иначе, ни умные советы очень умных психологов, ни авторитарность (я сказала!!!), ни запреты не помогут.

Какие вещи главные в жизни?

Самые главные вещи на свете – это не вещи. На детей надо тратить свое время: читать сказки, смотреть с ними мультяшки, отвечать на их 1001 почему, учить их восхищаться крылышками бабочки и героическим трудом муравьиной стаи. Надо обращать их внимание, как красив закат, как свежи и прекрасны рассветы. В процессе и сами родители научатся все это замечать и ценить.

Как реклама и отношение родителей к покупкам влияет на детей?

Реклама, как двигатель торговли эффективна только потому, что общество зомбировано. Можно, конечно, все свалить на нейромедиатор дофамин, который подвигает нас на несанкционированные разумом закупки всякой всячины, но ведь есть разум, сознание, которые очень выгодно отличают нас от зомби. Следует только дать им возможность проявиться.

Реагируют ли дети на рекламу так же неосознанно, как взрослые? Вопрос спорный. Они, скорее всего, реагируют на «заморочки» социума.

Ребенок может каждый день слышать и видеть рекламу гиперпопулярных кукол Monster High и никак на нее не реагировать, но стоит ему увидеть их в руках другого ребенка, да не у одного, а нескольких, и тут «хочу!» достигает вселенского масштаба.

А эти монстры – «пионеры» оказались в детских руках, конечно же, с подачи продвинутых взрослых, которые знают толк в современной мультиндустрии.

Роль взрослых в формировании детских запросов трудно переоценить. А реклама? Да что реклама, кто ее будет смотреть, если рядом мама и не просто сидит и телевизор смотрит, а обсуждает с малышом его дела, ее дела и не 5 минут, а долго, и на лице настоящий интерес.

Взрослые откупаются от детей дорогими игрушками, они скупятся на душевную теплоту и пытаются компенсировать ее отсутствие дорогими подарками. Но игрушки бездушны, они не греют, поэтому и интерес к ним недолговечен.

 Потому и множатся «братские могилы» кукол, в которые никто не играет и свалки машинок, паровозиков, управляемых и нет, которые тоже уже давно никого не греют.

Ребенку хочется счастья и он просит у родителей очередную игрушку, в надежде, что она сделает его счастливым. Ребенок еще не может понять, что нет такой вещи на земле, которая могла бы сделать человека счастливым. А вот взрослые обязаны это знать.

А еще взрослые обязаны понимать, что когда ребенок с воплями требует новую игрушку, он требует их внимания и любви, и что игрушка не есть эквивалент любви.

Как научить ребенка осознанному потреблению: советы от специалистов

Если бы люди захотели перейти к осознанному потреблению, у них бы высвободилась куча времени и куча денег, которые можно было бы потратить на великое множество замечательных добрых дел.

Можно было бы поехать в туристическую поездку всей семьей, волонтерами в ближайший приют для брошенных животных, можно было бы почаще навещать престарелых родственников в деревне, поехать на выставки, в театры, на фестивали. Все это, конечно же, с детьми.

Самое главное — это желание, а учиться никогда не поздно.

Как помочь ребенку развить правильное отношение к материальному:

  1. Не позволяйте ребенку проводить вечера напролет перед телевизором. Промониторьте сами сколько, помимо рекламы, негативной информации выливается на ребенка через ТВ. Надо понимать, что детское восприятие – это губка, которая впитывается все: и плохое и хорошее. От вас зависит какая информация вливается в глаза и уши ребенка и оседает в его подсознании. Пока ребенок мал вы тот фильтр, который просто обязан отсеивать негативную информацию и быть на страже чистоты его восприятия.
  2. Организуйте день ребенка так, чтобы не оставалось времени на бессмысленное время провождение. Очень желательно, чтобы у ребенка был режим дня. Это организует его, сделает более собранным и целеустремленным. Пока ребенок мал он не может сам организовать свой досуг. Ваша задача — постоянно направлять его, контролировать, в лучшем смысле этого слова.
  3. Постарайтесь ставить перед ребенком, пусть маленькие, но ежедневные цели, а вечером, перед сном, обсудите, что получилось или не получилось и почему. И обязательно хвалите и поощряйте его. Ваша задача уже в самом раннем возрасте определить склонности и предпочтения вашего ребенка и, исходя из этого, целенаправленно развивать его склонности и задатки.
  4. Старайтесь продумывать гардероб вашего ребенка, чтобы в нем не было лишних никчемных вещей, забивающих полки. Пусть все в гардеробе вашего ребенка будет функционально. То же можно сказать и об игрушках. Их следует покупать осмысленно, отдавая предпочтение развивающим игрушкам, от них и пользы больше и интерес к ним сохраняется надолго.
  5. Если в семье возникают материальные затруднения, пусть для вашего ребенка это не будет тайной. Приучайте его с раннего детства быть не потребителем, а равноправным членом семьи. В разумных пределах, делитесь с детьми своими проблемами, возникающими на работе, пусть ребенок учится понимать, что деньги платятся не просто за посещение рабочего места, а за конкретную работу, а ее выполнение сопряжено с определенными трудностями.
  6. Всегда рассказывайте ребенку, что вам всем необходимо заботиться о своих родителях, пусть он знает, что эта забота выражается и в материальном эквиваленте. Тогда ваш отказ в его очередных притязаниях на новомодную игрушку будет более весомо обоснован.
  7. Обращайте внимание ребенка на нужды других людей. Только здесь очень важно правильно расставить акценты, чтобы он при этом чувствовал не собственное превосходство, а желание помочь.
  8. Введите традицию на общесемейную копилку, куда откладываются сэкономленные средства для совместного отдыха. Это научит его не быть расточительным и сильно поубавит его претензии на покупку очередной игрушки.
  9. Учите детей заботиться о «братьях наших меньших», пусть ваш ребенок учится понимать, что они нуждаются в нашей опеке. И если возникает альтернатива купить корм для бездомных животных или игрушку, он сам принимал решение в пользу животных именно потому, что они живые, настоящие.
  10. Приобщайте ребенка к творчеству, пусть он рисует, лепит, сочиняет стишки. Рано почувствовав радость творчества, он априори будет чужд «вещизма». Подойдет любая деятельность, лишь бы там присутствовало творчество: шитье, вязание, оригами, мягкие игрушки, плотницкая работа для мальчиков – все это не только развивает мелкую моторику рук, что само по себе благотворно влияет на развитие мозга, но дает возможность ребенку очень рано осознать радость творения.
  11. Учите вашего ребенка общаться с другими детьми, делиться с ними своими игрушками, и не ругайте его, а хвалите, если он делится единственной конфетой. Если ваш малыш на такое способен вам есть, чем гордиться. Маленькие дети все ужасные собственники и вывести их из этого состояния задача родителей. Вывести, а не подтвердить, что жадность – это единственно правильное состояние души в современном мире.
  12. Устраивайте с вашими детьми благотворительные акции. В любой семье, независимо от ее дохода, найдется, чем поделиться. Это могут быть игрушки, в которые ребенок давно не играет, это может быть одежда, из которой он вырос или просто почему-то не носит. Тут главное, чтобы ребенок сам решал, что он готов отдать. А еще очень важно, чтобы это было сделано деликатно, не на показ, дескать, вот мы какие добрые, а тонко, не оскорбляя ничьих чувств.
  13. Родители просто обязаны учиться быть родителями. Рождаемся мы детьми, а становимся родителями, надо всегда помнить, что вашу модель семьи ребенок, повзрослев, перенесет в свою семью. Ответственность слишком высока, чтобы самонадеянно думать, что все и так сойдет. В наш информационный век чего-чего, а этой самой информации хоть пруд пруди. Доступны все труды по педагогике, детской психологии. Дорогие родители, читайте и учитесь, выходите на форумы, где обсуждаются проблемы воспитания, советуйтесь со специалистами, если ситуация становится неразрешимой в кругу семьи, но не пускайте воспитание вашего чада на самотек.

В вышеприведенных советах подсказка с чего начинать. И главная подсказка, что начинать надо с себя. Потому, что трудно маме, бьющейся в конвульсиях от радости по поводу купленной сотой кофточки на распродаже, объяснить своей 5-летней дочке, что никакая 101-ая кукла ей не нужна. Ребенок этой маме просто не поверит. И будет прав.

13 советов от психолога и педагога И. Беляевой, которые помогут научить ребенка осознанному потреблению:

1) Замечательно, если ребенок умеет делать выбор. Это закладывается еще с какого-то совсем юного возраста, когда товарищу предлагают на выбор ползунки с красными горошками или с синими. Ощущение, что ты можешь что-то решать, что у тебя есть альтернатива — благодатная почва для роста. Скажем, советскому поколению наших родителей не приходилось делать выбора, кроме выбора в конец какой очереди встать. Поэтому бабушка вряд ли научит ребенка ориентироваться среди рубашек китайского изготовления. А родителю было бы хорошо не навязывать свой вкус даже первокласснику: «Нет, сын, почему у тебя какая-то голая женщина на штанах, давай тебе тройку с галстуком прикупим!» Пусть ребенок учится делать выбор и обосновывать его.

2) Родитель тоже должен уметь сказать себе: «Стоп, мне это не нужно!» Как-то странно выглядит человек, который покупает себе пятый геликоптер за месяц, а ребенка учит, что нужно 500 раз подумать, прежде чем приобрести жвачку. Если мама снимает стресс шоппингом, почему мы возмущаемся, когда дочка просит новые туфли, не сносив коньков.

3) Не следует предлагать непосильного выбора. Зная, что человек без ума от динозавров, не надо водить его между бутиками «Вещи из кожи динозавров» и «Трицератопсы в натуральную величину». Во время тяжелого пубертата дочки не умножайте скорби в больших торговых центрах.

Важно

4) В мире есть и другие радости, кроме нового дивана, правда же? Если в семье принято прыгать до потолка из-за свежекупленной посуды и три недели обмывать приобретение пылесоса, то дети могут как-то догадаться, что это и есть настоящие ценности.

Странно выглядит, когда у нас поход к бабушке, общение с другом, чтение книжки и поход в музей — тоска и наказание, а «айда в Мегамолл» — это успех и карусели.

Обратите внимание

Покажите, что есть крутые вещи, которые не требуют особенных затрат, что мир полон чудесных переживаний, даже если на тебе старые джинсы.

5) Не успокаивайте детей вещами. Не делайте из них единственный вариант утешений, поощрений и наград. Совместный досуг, прогулка, впечатление, разговор, объятия — ваш ребенок жаждет не только похода в «Детский мир».

6) Помогайте переживать фрустрацию. Да, я очень хочу купить тебе ударную установку, но, к сожалению, по габаритам она не умещается в нашу квартиру. Очень жаль. Давай поплачем. Вот бубен мы могли бы себе позволить. Утешайте и сочувствуйте и пять, и двадцать пять раз, подставляйте жилетку и плечо. Слезы тщетности — это, как известно, полезно.

7) Демонстрируйте рефлексию на тему «Я так хотел, вот покупка, и ничего не произошло». Смотри, как я мечтала об этом платье, а оно уже три месяца висит, и даже надевать не хочется. Можно аккуратно в этот момент повернуться лицом к детской, а, ладно, лучше не надо, чтоб не вышло скандала.

8) Обсуждайте тонкие вопросы. А почему ты хочешь эту вещь? Вот мы стоим у кассы, тут ребята специально выставили милого трехголового зайчика за 200 рублей.

Мне не жалко за твою улыбку 200 рублей, но посуди сам: мы отдаем эти деньги, кто-то становится богаче (явно не наша семья), через 20 минут зайчик из нового превращается в старого, его судьба печальна, он лежит и пылится, а ты чувствуешь обман. Проклятый дофамин!

Совет

9) Посмотрите с ребенком рекламу и обсудите, какими приемами пользуются маркетологи, чтобы заставить вас что-то хотеть.

Почему вас пугают бактериями, показывают кадры до и после, обещают решение всех жизненных проблем и успех у девочек после покупки газировки.

Как показывает практика, дети многого не видят, не прочитывают даже самый простых вещей. И как мы их таких сырых еще на улицу выпускаем?

10) Разберите с подростком рекламный слоган — пусть, он знает, что ему продают миф. Глупо внушать, что миф ничего не стоит, в информационном обществе — как раз миф и стоит денег в отличие от вещи. Но человек даже в 10 лет должен знать, что именно он покупает: ок, я плачу не за куртку с лицом Дэвида Боуи, а за самоидентификацию и за миф, но пусть хотя бы этот миф будет качественным и моим.

11) Дайте ребенку больше общения. Идите с ним в поход, в трудное путешествие, выключив предварительно айпад. Обратите его внимание на то, что последние дни он использовал планшет в качестве лопаты, и было, в общем-то, круто.

12) Позаботьтесь о среде. Если ребенок каждый день ходит в школу, в которой обладатели не шестых айфонов получают в спину жеваной бумагой, он вряд ли проникнется вашей речью о презренных материальных благах. У детей не до конца сформирована эмоциональная и когнитивная интеграция, с этим трудно держаться, когда окружение давит.

Читайте также:  Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

13) Еще разок: разговаривайте с детьми, формируйте осознанность. Почему ты хочешь эту штуку? Ты просто проходил мимо и захотел? Или все вокруг это уже купили? Сколько вещей нужно для того, чтобы быть особенным? А чтобы быть собой? Сколько вещей в гардеробе успешных людей? А в чем твоя личная фишка?

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/osoznannoe-potreblenie-i-deti-kak-nauchit-rebenka-radovatsya-nastoyashhim-cennostyam.html

Как научить детей осознанному потреблению

Экология потребления. Дети: Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная…

13 советов, которые помогут ребенку не бежать за брендами и думать о своих желаниях

Только когда дочь просит на выпускной сумку «Биркин» стоимостью в вашу месячную зарплату, вы вдруг вспоминаете, что, оказывается, забыли поговорить с ней об обществе потребления, рекламных обещаниях и дофаминовой ловушке. 

Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная, в которой можно и накормить лапшой любого сирого, и есть масса возможностей для самовыражения.

Наиболее ценными ресурсами становятся здесь не вещи, а наше время и внимание.

Обратите внимание

Детям, однако, все упорнее не хотят рассказывать про особенности потребительского общества, погружая их то в XIX век с лучинами, пахотой и великими писателями, то бросая их перед мерцающими экранами без спасательного жилета и предварительной подготовки.

Гигантская часть информации, которая сваливается на неокрепшую детскую голову, давит на эмоции и убеждает что-то купить: от леденца на палочке до стиля жизни.

Конечно, со временем ребята разберутся, что почем, но пока соблазнов вокруг слишком много, а подкованности — никакой. Нельзя позволить им так расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям на банковских картах, нельзя спокойно смотреть, как они принимают промо-мусор за чистую монету и хотят чего-то ненастоящего в блестящей обертке.

Попробовав раз, ешь и сейчас!

По статистике, приведенной в «Афиша Daily», дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год, и это не учитывая рекламу в интернете, продакт-плейcмент и растяжки с пин-ап герл прямо под вашими окнами.

До 8 лет малыши почему-то считают всю рекламу достоверной, и лишь после 11 лет в их головы закрадывается подозрение, что, может быть, вот эта домохозяйка, которая сошла с ума от счастья, отведав печенья, не вполне искренне закатывает глаза и сучит в эйфории ногами.

Но даже после того, как подросток догадался, что от нового стирального порошка на потолке не появляется радуга, он все равно ведется на рекламу. А как же иначе, ведь она изготавливается с учетом наших нужд, склонностей и потребностей — если и вам трудно устоять перед покупкой новой стиральной машины, каково ребенку?

Ловко разложенные маркетологами наживки вызывают выброс нейромедиатора дофамина. Дофамин сулит мозгу награду, заставляет нас предвкушать счастье. Сам по себе он не делает никого счастливым, лишь стимулирует быть бодрее, сконцентрироваться и во что бы то ни стало заполучить нечто, обещающее удовольствие.

Дофамин нужен эволюции, чтобы человек, прихватив копье, устремлялся за ускользающей антилопой, предвкушая вечер с женой и шашлыком перед экраном костра.

Сегодня наша дофаминовая система работает слишком яростно: для блага экономики и цивилизации мы должны хотеть все и последней модели — предыдущая версия антилопы уже вышла из моды.

Важно

И если взрослые могут этот момент как-то отрефлексировать, то дети послушно несутся за обещанием награды, принимая это обещание за счастье.

Фокус дофамина еще и в том, что он никогда не скажет:»Ок, теперь хватит». Гонка должна быть бесконечной.

Почему дети перестают играть? Почему они складируют столь вожделенные игрушки в шкаф, мгновенно утрачивая интерес к розовому домику для зомби размером с вашу прихожую? Домик выпрашивался, между прочим, два месяца.

Для начала игры нужно некоторое волевое усилие.

Домик есть, а счастье не наступило, дофамин вырабатывается на новую штуковину: электронный бобер, которого ночью можно оживить под родительской кроватью. Ребенок не улавливает, что угодил в дофаминовую ловушку. И даже когда из-под кровати предков выскочит бобер, детская радость будет неполной.

Потому что у него еще нет новой игровой приставки.

Ведь вы этого достойны

Другая сторона проблемы — в нехватке времени. Мы сами совершаем массу спонтанных покупок; с появлением пластиковых карт и интернета многие решения принимаются на бегу, без участия мозга.

И пока вы приобретали кашемировый свитер (скидка 30%!), вы забыли объяснить ребенку, что существуют и настоящие потребности: быть значимым, быть принятым, быть собой. Есть что-то на самом деле крутое — творчество, общение, исследование и созидание.

Но эти вещи, способные принести настоящую радость, как-то неуловимо подменяются дешевыми суррогатами: погоней за новизной, поверхностными удовольствиями и соревнованием «у кого понтовее брелок».

Там, где нет настоящего удовлетворения эмоциональных нужд, находится быстрый заменитель.

Об этом хорошо пишет американская художница и педагог Эдит Крамер в своей книге «Арт-терапия с детьми»:

«Подкуп детей материальными благами теперь перестал быть привилегией богатых семей. Массовый подкуп детей захватил даже нищих. Например, вместе с завтраком ребенку подсовывают множество игрушек и безделушек.

Эти вещи являются не символом симпатии, а наживкой, и ребенок это понимает, поэтому они не могут дать ему удовлетворения. Наоборот, их получение питает жадность, которая работает на руку производителю.

Совет

Как и всякая лесть, такие подачки строятся на тонком знании нужд ребенка и его слабостей. Часто заменитель практически невозможно отличить от настоящей вещи, так что удовлетворение основных нужд, недоверие и разочарование оказываются неразрывно связаны.

Сегодняшние тревожные дети и подростки наших больших городов не только лишены любви, понимания, жизненного и игрового пространства, они также подкуплены, соблазнены и опустошены».

Привычка мгновенно получать любую ерунду, которая вызывала дофаминовый всплеск, безо всяких усилий и раздумий играет не на руку детям. Они становятся, по выражению Крамер, «нетерпеливыми и несобранными», бросают любое занятие, как только гаснет первая вспышка энтузиазма, и как после этого читать ребенку «Илиаду» — неясно.

Бери от жизни все

Сейчас вы начнете возражать: «Нет, слушайте, какая-то ерунда. Надо же, чтоб у ребенка была богатая среда и этот, как его, „Лего-звезда смерти“. И такой портфель с шипами. И кроссовки с фонариками. Чтоб не хуже, чем у ребят, а то у него разовьется комплекс неполноценности, и вечером дома будет капать слеза ребенка, а бабушка этого не переносит…»

Нет, конечно, можно проклянуть потребительское общество, которое портит детишек, и удалиться от него куда-нибудь поближе к Северной Корее, но, наверняка, там тоже не всем понравится.

Для тех, кто остается, есть несколько психологических советов от психолога и педагога Ирины Беляевой, которые помогут сформировать максимально здоровое отношение к миру:

1.  Замечательно, если ребенок умеет делать выбор. Это закладывается еще с какого-то совсем юного возраста, когда товарищу предлагают на выбор ползунки с красными горошками или с синими. Ощущение, что ты можешь что-то решать, что у тебя есть альтернатива — благодатная почва для роста.

Скажем, советскому поколению наших родителей не приходилось делать выбора, кроме выбора в конец какой очереди встать. Поэтому бабушка вряд ли научит ребенка ориентироваться среди рубашек китайского изготовления.

А родителю было бы хорошо не навязывать свой вкус даже первокласснику: «Нет, сын, почему у тебя какая-то голая женщина на штанах, давай тебе тройку с галстуком прикупим!» Пусть ребенок учится делать выбор и обосновывать его.

2. Родитель тоже должен уметь сказать себе: «Стоп, мне это не нужно!» Как-то странно выглядит человек, который покупает себе пятый геликоптер за месяц, а ребенка учит, что нужно 500 раз подумать, прежде чем приобрести жвачку. Если мама снимает стресс шоппингом, почему мы возмущаемся, когда дочка просит новые туфли, не сносив коньков.

3.  Не следует предлагать непосильный выбор. Зная, что человек без ума от динозавров, не надо водить его между бутиками «Вещи из кожи динозавров» и «Трицератопсы в натуральную величину». Во время тяжелого пубертата дочки не умножайте скорби в больших торговых центрах.

4.  В мире есть и другие радости, кроме нового дивана, правда же? Если в семье принято прыгать до потолка из-за свежекупленной посуды и три недели обмывать приобретение пылесоса, то дети могут как-то догадаться, что это и есть настоящие ценности.

Странно выглядит, когда у нас поход к бабушке, общение с другом, чтение книжки и поход в музей — тоска и наказание, а «айда в Мегамолл» — это успех и карусели.

Обратите внимание

Покажите, что есть крутые вещи, которые не требуют особенных затрат, что мир полон чудесных переживаний, даже если на тебе старые джинсы.

5. Не успокаивайте детей вещами. Не делайте из них единственный вариант утешений, поощрений и наград. Совместный досуг, прогулка, впечатление, разговор, объятия — ваш ребенок жаждет не только похода в «Детский мир».

6.  Помогайте переживать фрустрацию. Да, я очень хочу купить тебе ударную установку, но, к сожалению, по габаритам она не умещается в нашу квартиру. Очень жаль. Давай поплачем. Вот бубен мы могли бы себе позволить. Утешайте и сочувствуйте и пять, и двадцать пять раз, подставляйте жилетку и плечо. Слезы тщетности — это, как известно, полезно.

7.  Демонстрируйте рефлексию на тему «Я так хотел, вот покупка, и ничего не произошло». Смотри, как я мечтала об этом платье, а оно уже три месяца висит, и даже надевать не хочется. Можно аккуратно в этот момент повернуться лицом к детской, а, ладно, лучше не надо, чтоб не вышло скандала. 

8.  Обсуждайте тонкие вопросы. А почему ты хочешь эту вещь? Вот мы стоим у кассы, тут ребята специально выставили милого трехголового зайчика за 200 рублей.

Мне не жалко за твою улыбку 200 рублей, но посуди сам: мы отдаем эти деньги, кто-то становится богаче (явно не наша семья), через 20 минут зайчик из нового превращается в старого, его судьба печальна, он лежит и пылится, а ты чувствуешь обман. Проклятый дофамин!

9.  Посмотрите с ребенком рекламу и обсудите, какими приемами пользуются маркетологи, чтобы заставить вас что-то хотеть.

Почему вас пугают бактериями, показывают кадры до и после, обещают решение всех жизненных проблем и успех у девочек после покупки газировки.

Как показывает практика, дети многого не видят, не прочитывают даже самый простых вещей. И как мы их таких сырых еще на улицу выпускаем?

10.  Разберите с подростком рекламный слоган — пусть, он знает, что ему продают миф.

Глупо внушать, что миф ничего не стоит, в информационном обществе — как раз миф и стоит денег в отличие от вещи.

Но человек даже в 10 лет должен знать, что именно он покупает: ок, я плачу не за куртку с лицом Дэвида Боуи, а за самоидентификацию и за миф, но пусть хотя бы этот миф будет качественным и моим.

11.  Дайте ребенку больше общения. Идите с ним в поход, в трудное путешествие, выключив предварительно айпад. Обратите его внимание на то, что последние дни он использовал планшет в качестве лопаты, и было, в общем-то, круто.

12.  Позаботьтесь о среде. Если ребенок каждый день ходит в школу, в которой обладатели не шестых айфонов получают в спину жеваной бумагой, он вряд ли проникнется вашей речью о презренных материальных благах. У детей не до конца сформирована эмоциональная и когнитивная интеграция, с этим трудно держаться, когда окружение давит.

Также интересно: 77% подростков не представляют жизнь без смартфона, даже летом  

Внимание! Эта игрушка может сделать ребенка инвалидом!

13.  Еще разок: разговаривайте с детьми, формируйте осознанность. Почему ты хочешь эту штуку? Ты просто проходил мимо и захотел? Или все вокруг это уже купили? Сколько вещей нужно для того, чтобы быть особенным? А чтобы быть собой? Сколько вещей в гардеробе успешных людей? А в чем твоя личная фишка?опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/122721-kak-nauchit-detey-osoznannomu-potrebleniyu

Как научить детей и подростков противостоять воздействию рекламы, или Обучение основам медиаграмотности 69

Левицкая А.А., кандидат педагогических наук, зав.

кафедрой рекламы, Таганрогский институт управления и экономики, Таганрог, Россия

В статье представлены особенности рекламной коммуникации, нацеленной на детскую и подростковую аудиторию, а также возможные последствия рекламного воздействия. Автором предложены медиаобразовательные задания и упражнения, нацеленные на развитие медиаграмотности несовершеннолетней аудитории.

Рубрика: Родительская академия

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Левицкая А.А. Как научить детей и подростков противостоять воздействию рекламы, или Обучение основам медиаграмотности // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 35. № 2. С. 81–91.

Осознаем ли мы роль рекламы в нашей жизни? Кто делает выбор, продукцию какой фирмы купить, да и вообще, нужна ли нам она: мы делаем выбор сами, или нам только так кажется? Сотни рекламных сообщений «советуют» нам, что носить, как выглядеть, что есть и что пить.

  1. Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков // Человек. — 2003. — №1.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? — М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
  3. Гринберг Т.Э., Петрушко М.В. и др. Реклама: культурный контекст. — М.: РИП-холдинг, 2004.
  4. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. — М.: РИП-холдинг, 2004.
  5. Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. — М.: Вильямс, 2003.
  6. Зазнобина Л.С. и др. Медиаобразование, интегрированное с базовым. — М.: Изд-во Юж. окр. упр. москов. образованием, 1999.
  7. Лебедев_Любимов А.Н. Психология рекламы. — СПб: Питер, 2006.
  8. Левицкая А.А. Реклама и ребёнок: взрослые проблемы // Химия и жизнь — XXI век. — 2011. — №2. — С. 26–30.
  9. Лещук Н.С. Подростки и реклама. — М.: Изд_во МГОУ, 2006.
  10. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, 2003.
  11. Маховская О.И. Телемания: болезнь или страсть. — М.: Вильямс, 2008.
  12. Музыкант В.Л. Реклама в действии: история, аудитория, приемы. — М.: Эксмо, 2007.
  13. Новикова/Левицкая А.А. В рекламе и в жизни // Семья и школа. — 2008. — №11. — С. 16–17.
  14. Новикова/Левицкая А.А. Интегрированное медиаобразование: социальная реклама на занятиях по английскому языку // Медиаобразование. — 2008. — №2. — С. 49–59.
  15. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  16. Попов А. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.
  17. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. — М.: РИП-холдинг, 2002.
  18. Психолого_педагогический словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  19. Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38_ФЗ «О рекламе».
  20. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. — М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009.
  21. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. — М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
  22. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. — Таганрог: Изд-во Южного федерального ун_та, 2008.
  23. Шариков А.В. Об особенностях восприятия телевизионной рекламы подростками // Журналистика в 1994 г. — Ч. 2. — М.: МГУ, 1995.
  24. Buckingham D. Selling Childhood? Children and consumer culture // Journal of Children and Media. — 2007. — Vol.1. — №1.
  25. Feilitzen S. von, Carlsson U. (Eds.) Children and Media. Image. Education. Participation. — Goteborg: UNESCO, 1999.
  26. Gunter B., Oates C. Advertising to Children on TV. — Taylor & Francis, Inc., 2005.
  27. Jarlbro G. Children and Television Advertising. The players, the arguments and the research during the period 1994-2000. — Stockholm: Ekonomiprint, 2001.
  28. Livingstone S. Do the Media Harm Children? Reflections on new approaches to an old problem // Journal of Children and Media. — 2007. — Vol. 1. — №1.
  29. О’Barr W. Children and Advertising //Advertising & Society Review. — Vol. 9. — №4. — http://muse.jhu.edu/journals/ advertising_and_society_review/v009/9.4.o_barr01.html.
  30. Schor J. Born to Buy: The Commercialized Child and New Consumer Culture. — New York, NY: Scribner, 1994.
  31. Worsnop C.M. Screening Images: Ideas for Media Education. — Mississauga, 1999.
Читайте также:  Трехколесные велосипеды для детей – делаем правильный выбор

Источник: http://PsyJournals.ru/vestnik_psyobr/2013/n2/Levitskaya.shtml

«УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ Я УМЕЮ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЛИЯНИЮ»

«УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ Я УМЕЮ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЛИЯНИЮ»

Цель: дать практическое представление о возможности оказания влияния со стороны окружающий; возможные способы избегания манипуляций.

Ход занятия

  1. Упражнение-разминка «Граф Монте-Кристо».

Все участники встают в круг. Этот круг – тюрьма. В центр круга встает игрок (Граф Монте-Кристо»). Его задача – сбежать из тюрьмы. Он может использовать любые приемы (убеждение, хитрость, обман), но нельзя оскорблять игроков в круге или причинять им вред, боль. Когда «граф» вырывается на свободу, он сам встает в круг, а на его место внутри круга выбирается новый «граф».

Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда чувствуем, что другие люди пытаются нас использовать (например, что-то просят сделать, что противоречит нашему мнению, но делает это так, что отказать становится практически невозможно). Одним из важных составляющих уверенного поведения человека – это умение противостоять влиянию других.

Давайте потренируемся такому поведению в игре.

Упражнение «Волк и семеро козлят».

Игра основана на одноименной сказке. Семеро участников добровольно берут на себя роли «козлят» (если участников в группе меньше 12 человек, количество «козлят» сокращается).

Их задача — не пускать к себе в дом «серых волков», но пустить маму-козу или тетю-козу и другие представителей свой семьи. Между всеми остальными участниками роли распределяются так, чтобы примерно половина из них оказалась «серыми волками», а вторая половина – родственниками «козлят» (сами «козлята» не знают, кому какая роль досталась).

Потом все участники по очереди подходят к домику «козлят» и просят их впустить, приводя различные аргументы, доказывающие то, что они являются родственниками, а не волками. «Козлята» совещаются и принимают решение – впустить или не впустить их в домик.

Когда все участники, находящиеся за пределами «домика», попробовали свои силы, и все из тех, кого «козлята» приняли за родственников, были впущены в домик, игра заканчивается. После этого, каждый из участников говорит, кем он был на самом деле – волком или родственником «козлят».

Соответственно, появляется возможность подсчитать, сколько раз «козлята» были съедены, пустив в дом волка, а скольких родственников они сами оставили на съедение волкам, не впустив их в дом.

Важно

Психологический смысл упражнения: тренировка уверенного поведения при необходимости убеждать других людей; развитие наблюдательности по отношению к тем людям, которые тебя убеждают, умение выбрать значимую информацию, не поддаваться на манипуляции. Упражнение является хорошим материалом для обсуждения признаков, на основе которых мы делаем выводы, кому можно доверять, а кому нет.

Обсуждение:

  • Чем руководствовались «козлята» для принятия решения о том, впустить или нет кого-то в дом?
  • Что важнее всего для тех, кто пытался убедить «козлят»?
  • На основании чего можно сделать вывод об искренности / неискренности окружающих людей как в игре, так и в реальной жизни.

Упражнение «Два подсказчика».

Одному из участников игры завязывают глаза и прячут в помещении какой-нибудь предмет, который ему будет необходимо найти. В этом ему помогают два подсказчика, которые знают, где спрятан этот предмет, и говорят ему, куда двигаться.

Однако один из подсказчиков информирует правильно, а второй – наоборот, всячески пытается сбить его с пути. Задача – разобраться в том, кто говорит правильно, и найти спрятанный предмет.

Остальные участники – наблюдатели, их задача – постараться заметить и отследить особенности поведения подсказчиком и, главное, игрока, который пытается найти предмет, в какой момент кому из подсказчиков доверяет, меняется ли его внешность в разные моменты и др.

Психологический смысл: развитие умения общаться в ситуации информационной перегрузки, когда от разных людей одновременно поступает разная информация – как истинная, так и ложная. Тренировка интуиции.

Обсуждение:

  • Какие эмоции возникали в ходе игры?
  • По каким признакам водящий пытался определить кто говорит правду, а кто из подсказчиков на самом деле пытается его сбить?

Вы взрослеете, меняется ваша жизнь, отношения с окружающими. В жизни у вас будет возникать масса ситуаций, где на вас могут оказывать давление (пытаться заставить делать вас так, как надо другому, но не всегда вам самим).

Последствия этого давления могут быть не всегда положительными (например, мама заставляет учить уроки, когда этого не хочется – но в результате я буду знать материал, получу хорошую отметку и др.), воздействия окружающих могут носить и негативный характер, нести за собой отрицательные последствия. Попробуйте привести примеры (ответы детей).

В ходе беседы детей необходимо подвести к тому, что такого рода влияние может оказываться не только знакомыми людьми, но и средствами массовой информации (реклама и др.).

Упражнение: «Завершающий коллаж».

Совет

Дети делятся по группы по 3-4 человека. В течение 10-15 минут им необходимо создать коллаж на тему «Я умею противостоять…»

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=98759

Учим детей осознанному потреблению

Осознание потребительского отношения детей нередко приходит к родителям достаточно поздно – когда подросшее чадо требовательно топает ногами, выпрашивая новый смартфон и говоря, как оно несчастно без него. К сожалению, в наше время не очень-то принято рассказывать детям об особенностях общества потребления: мы и сами не всегда продуманно подходим к выбору тех или иных вещей.

Что говорить о детях, когда мы, взрослые, зачастую не всегда способны акцентировать внимание на себе, своем сознании, переосмысливать собственные потребности и вовремя задать себе вопрос: «А действительно ли мне это нужно?». Множество соблазнов и отсутствие способности к анализу создают самую благодатную почву для развития расточительства у детей.

Возрастные особенности

Любопытно, что примерно до восьми лет дети безоговорочно верят рекламным роликам. Они не сомневаются в их достоверности не в силу природной доверчивости.

Дело в том, что критическое мышление становится доступным зачастую только к 10–11 годам, и то лишь при правильном подходе к его формированию.

Тогда ребенок может поставить под сомнение достоверность сюжета ролика и выявить в нем несостыковки, распознать фальшивость эмоций героев рекламы, заподозрить их в нечестности.

Но даже это не спасает от желания обладать той или иной вещью: маркетологи делают всё, для того чтобы реклама отвечала потребностям и нуждам, соответствовала склонностям ребенка.

Задача родителей – не позволять детям расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям и не потакать приобретению чего-то ненастоящего и ненужного в блестящей обертке.

Биохимия и потребности

Уловки маркетологов провоцируют выброс дофамина – нейромедиатора, гормона удовольствия. Он призван закрепить ситуацию успеха и является основой мотивации к действиям. В сущности, он не только является основой удовольствия, он еще и “обещает” его – заставляет предвкушать счастье, быть в состоянии предвосхищения.

Ожидание чувства эйфории от приобретения новой вещи обязано созданию рекламы, отвечающей особенностям и естественным потребностям зрителя. Вырабатываемый дофамин способствует концентрации внимания на «объекте», стимулирует активность, постановку и достижение цели. Это эволюционный механизм, который был призван обеспечить продуктивную охоту первобытному человеку.

Сегодня же стремления человека направлены на беспрерывное потребление во благо экономики страны. Именно поэтому мы хотим последние модели телефонов, новые сумочки и автомобили.

Обратите внимание

И если взрослому человеку, способному к рефлексии, по силам осознать истоки возникающих потребностей и спонтанных желаний и успешно с ними бороться, то ребенку бывает трудно отличить обещание счастья от самого счастья.

Еще одна особенность биохимических процессов в головном мозге с участием этого нейромедиатора состоит в том, что потребности возникают одна за другой, без перерыва – удовлетворить их окончательно не получится. Столь вожделенная игрушка уже спустя несколько дней отправляется пылиться на полку, ведь ощущения обещанного счастья не наступило, а значит, избирается новый объект желаний.

Время играет против нас

Дефицит свободного времени приводит к тому, что покупки совершаются на бегу, спонтанно. Человек просто не имеет достаточного количества этого ценного ресурса для того, чтобы принять взвешенное решение. Задачу призваны облегчить пластиковые карты, возможность удаленной покупки с помощью Интернета.

Кроме того, отсутствие свободного времени не дает нам шанса доходчиво пояснить малышу настоящие, истинные потребности, заниматься с ним чем-то истинно важным – творчеством, качественным общением.

Настоящие радости жизни заменяются дешевым суррогатом – соперничеством друг с другом на предмет того, у кого круче кукла, мобильный телефон, одежда и т. д.

Сегодня так называемый подкуп материальными вещами – это прерогатива не только состоятельных людей.

Даже в сравнительно небогатых семьях мы наблюдаем эту тенденцию: необязательно дарить ребенку детский радиоуправляемый автомобиль или «навороченные» кроссовки – можно подсунуть безделушку или недорогой аксессуар, выказав тем самым симпатию (опять же ввиду острой нехватки общения – за неимением возможности сделать это иначе).

Истинного удовлетворения ребенок не получит ни в том, ни в другом случае: оно не зависит от цены вещи и не является символом родительской любви.

Постоянное же их получение приводит к формированию детской жадности: малыш становится нетерпеливым, утрачивает способность заканчивать начатое дело, ведь имеет место ослабление действия главного «компонента мотивации», с которым ему трудно совладать.

Что делать?

Наверняка вы сейчас думаете: «А как же в таком случае быть? Ведь если у ребенка не будет того, что есть у одноклассников, он будет чувствовать себя неполноценным».

Конечно, можно долго и пространно рассуждать об обществе потребления, которое портит и взрослых, и детей.

Или, того хуже, попытаться его избежать, отправившись в глушь, где нет места смартфонам и ультрасовременным игрушкам.

Важно

Однако есть и более простое решение: нужно соблюдать некоторые правила, которые станут основой здорового и, главное, осознанного отношения к обществу, потреблению и вообще окружающей действительности:

  1. Формируем умение делать выбор. С самого раннего возраста нужно позволять ребенку выбирать, какого цвета одежду он наденет на прогулку, что будет есть на полдник – творожок или йогурт. Такая возможность – самая благоприятная почва для ощущения права выбора, наличия альтернативы, а также умения разумно обосновать свое решение.

  2. Сами выступаем примером для ребенка. Дети сканируют модель поведения родителей, поэтому постарайтесь подать правильный пример. Пусть ребенок видит, как вы анализируете необходимость приобретать ту или иную вещь, отказываетесь от лишнего. Кроме того, вы можете продемонстрировать, что какое-то приобретение не сделало вас счастливым, хотя вы очень ждали этой покупки.

  3. Создаем внешние условия. Не стоит соблазнять детскую психику бесконечными походами по торговым центрам – отсутствие внешних стимулов поможет справиться с потребностями. Конечно, исключить их полностью не получится, но ограничить их вполне возможно.

    То же самое можно сказать и о среде, в которой чадо находится.

    Так, если одноклассники вашего ребенка располагают повышенным количеством материальных благ, беседы о вредности потребления могут вовсе не возыметь эффекта, ведь подрастающей личности еще трудно противостоять давлению коллектива.

  4. Показываем радости жизни. Задача родителей – продемонстрировать детям настоящие ценности. Важно показать: есть вещи и занятия, которые не требуют больших затрат, но приносят много удовольствия. Например, прогулки, походы в гости, творчество, общение, совместный досуг, забота о ближних.

  5. Избегаем утешения и поощрения вещами. Если ребенок загрустил, не спешите подсовывать ему новый планшет. Этого не стоит делать и в том случае, если он закончил четверть без троек. «Подкрепление» нужного поведения или снятие эмоционального напряжения возможны и с помощью нематериальных вещей – объятий, похвалы.

  6. Учим справляться с разочарованием. Важно разделить печаль ребенка по поводу невозможности получить ту или иную вещь. Сообщить, что вы очень его понимаете и тоже расстроены, но всегда получать то, что хочется, не получится – с этим нужно смириться.

  7. Анализируем вместе. Важно выяснить, отчего возникла та или иная потребность. Вы можете прямо спросить: «Почему ты хочешь эту игрушку?» Посмотрите вместе рекламу и проанализируйте, какие уловки используют ее создатели для того, чтобы убедить нас в необходимости покупки. Обсуждайте слоганы – ребенок должен понимать, что ему продают не счастье, а идею, иллюзию.

  8. Общаемся и качественно проводим время вместе. Чаще «отключайтесь» от стимулов внешнего мира и наживок маркетологов: отправляйтесь на прогулки или по возможности в путешествия, походы, изучайте окружающий мир, отвечайте на вопросы ребенка.

Сформировать осознанность можно и нужно с самого раннего возраста. Кто, как не родители, должны помочь ребенку понять, кто он, какой он, каковы его истинные потребности и желания, что приносит ему радость и счастье.

И если малыш откажется от покупки ненужной дорогостоящей игрушки, выбирая ту, которая ему действительно по душе, то по мере взросления он будет делать правильный выбор в более серьезных аспектах жизни.

А это основа здорового отношения к вещам и осознанного потребления.

Маргарита Прокопец

Легко ли мне ходить с ребенком в магазин?

Вы не хотите покупать безделушки для ребенка. Или наоборот, испытываете чувство вины перед ним, что готовы купить в магазине совершенно ненужную вещь… Проверьте, легко ли вам ходить с ребенком за покупками, пройдя тест на портале Я – родитель.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в 2 года и 1 месяц – что умеет и на что способен малыш в два и один?
Пройти тест

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/uchim-detey-osoznannomu-potrebleniyu/

Реклама или как научить ребенка ей противостоять

Когда-то во времена Советского союза, когда вся жизнь крутилась возле фразы «где и как достать», и мы были маленькими, перед нами не стоял вопрос выбора. Если родители отправляли ребенка в магазин, то он покупал, то что было написано в записке или сказано на словах. И выбор делать не приходилось, так как продукты были однотипными. Реклама или как научить ребенка ей противостоять

Современным детям в этом вопросе гораздо сложнее. Ведь даже в магазине на прилавках товары разных производителей, разного качества и цены. И, если не сказать, что именно купить, по какой цене, то ребенок определенно встанет пред дилеммой, например, какое купить молоко. Поэтому родители должны научить детей делать правильный выбор и тратить деньги рационально.

Не секрет, что дети доверчивы и наивны. И если они видят красочную рекламу, где производитель, говорит, что нужно купить 5 машинок, чтобы получить бесплатно суперэксклюзивную шестую, то тут же начинаются просьбы и требования купить эти машинки, ради той заветной шестой.

Совет

И вот тут и появляется задача для нас родителей, объяснить ребенку смысл данной акции, а не отказывать наотрез. Рекламируемые товары для детей, приковывают и завораживают ребятишек своей красочностью.

Дети считают, что дня не смогут прожить без нового журнала или игрушки, что будут несчастливы всю жизнь, если не попробуют очередной йогурт. Но конечно это не так. Дети подвержены смене эмоций, сильнее взрослых. Поэтому иногда стоит прибегать к переключению внимания с объекта мечты.

Но и злоупотреблять данным приемом тоже не стоит. Если какой-то продукт необходим, то купите его и параллельно объясните, что не надо так воспринимать рекламу. Не всё там вкусно и полезно и не все игрушки так уж нужны.

Детям с 7-8 лет уже можно начинать объяснять в чем состоит замысел рекламы, как она действует на людей. Учить противостоять соблазну. Расскажите, что люди, занимающиеся производством рекламы прекрасные психологи.

И они знают какой категории и какому возрасту предложить рекламируемый товар. Как правильно преподнести его, чтобы он тут же раскупался, принося прибыль и рекламщикам, и производителю. Приведите пример на каком-нибудь товаре. Пусть это будут, например, витамины.

Если ребенок просит купить именно такие, которые видел в рекламе, где вся семья принимает витамины из одной коробочки. Сходите в аптеку и покажите, что это рекламируется только марка, а сами витамины в разных коробочках для разного возраста.

Ведь не может бабушка пить витамины для 4-летнего ребенка, так как они просто бесполезны для нее.

И помните ребенок в состоянии понять и принять все это. Может, не сразу, но точно поймет. Объясняйте не один раз, а столько сколько понадобиться, ведь цель родителей научить своих деток жить. Нужно показывать и рассказывать, пока ваш малыш не вырастет и не станет самостоятельным.

Источник: http://klippoman.ru/reklama-ili-kak-nauchit-rebenka-ey-protivostoyat/

Как научить детей осознанному потреблению

Только когда дочь просит на выпускной сумку «Биркин» стоимостью в вашу месячную зарплату, вы вдруг вспоминаете, что, оказывается, забыли поговорить с ней об обществе потребления, рекламных обещаниях и дофаминовой ловушке.

Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная, в которой можно и накормить лапшой любого сирого, и есть масса возможностей для самовыражения.

Наиболее ценными ресурсами становятся здесь не вещи, а наше время и внимание.

Детям, однако, все упорнее не хотят рассказывать про особенности потребительского общества, погружая их то в XIX век с лучинами, пахотой и великими писателями, то бросая их перед мерцающими экранами без спасательного жилета и предварительной подготовки.

Обратите внимание

Гигантская часть информации, которая сваливается на неокрепшую детскую голову, давит на эмоции и убеждает что-то купить: от леденца на палочке до стиля жизни.

Конечно, со временем ребята разберутся, что почем, но пока соблазнов вокруг слишком много, а подкованности — никакой. Нельзя позволить им так расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям на банковских картах, нельзя спокойно смотреть, как они принимают промо-мусор за чистую монету и хотят чего-то ненастоящего в блестящей обертке.

Попробовав раз, ешь и сейчас!

По статистике, приведенной в «Афиша Daily», дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год, и это не учитывая рекламу в интернете, продакт-плейcмент и растяжки с пин-ап герл прямо под вашими окнами.

До 8 лет малыши почему-то считают всю рекламу достоверной, и лишь после 11 лет в их головы закрадывается подозрение, что, может быть, вот эта домохозяйка, которая сошла с ума от счастья, отведав печенья, не вполне искренне закатывает глаза и сучит в эйфории ногами.

Но даже после того, как подросток догадался, что от нового стирального порошка на потолке не появляется радуга, он все равно ведется на рекламу. А как же иначе, ведь она изготавливается с учетом наших нужд, склонностей и потребностей — если и вам трудно устоять перед покупкой новой стиральной машины, каково ребенку?

Ловко разложенные маркетологами наживки вызывают выброс нейромедиатора дофамина. Дофамин сулит мозгу награду, заставляет нас предвкушать счастье. Сам по себе он не делает никого счастливым, лишь стимулирует быть бодрее, сконцентрироваться и во что бы то ни стало заполучить нечто, обещающее удовольствие.

Дофамин нужен эволюции, чтобы человек, прихватив копье, устремлялся за ускользающей антилопой, предвкушая вечер с женой и шашлыком перед экраном костра.

Сегодня наша дофаминовая система работает слишком яростно: для блага экономики и цивилизации мы должны хотеть все и последней модели — предыдущая версия антилопы уже вышла из моды.

Важно

И если взрослые могут этот момент как-то отрефлексировать, то дети послушно несутся за обещанием награды, принимая это обещание за счастье.

Фокус дофамина еще и в том, что он никогда не скажет:»Ок, теперь хватит». Гонка должна быть бесконечной.

Почему дети перестают играть? Почему они складируют столь вожделенные игрушки в шкаф, мгновенно утрачивая интерес к розовому домику для зомби размером с вашу прихожую? Домик выпрашивался, между прочим, два месяца.

Для начала игры нужно некоторое волевое усилие.

Домик есть, а счастье не наступило, дофамин вырабатывается на новую штуковину: электронный бобер, которого ночью можно оживить под родительской кроватью.

Ребенок не улавливает, что угодил в дофаминовую ловушку. И даже когда из-под кровати предков выскочит бобер, детская радость будет неполной. Потому что у него еще нет новой игровой приставки.

Ведь вы этого достойны

Другая сторона проблемы — в нехватке времени. Мы сами совершаем массу спонтанных покупок; с появлением пластиковых карт и интернета многие решения принимаются на бегу, без участия мозга.

И пока вы приобретали кашемировый свитер (скидка 30%!), вы забыли объяснить ребенку, что существуют и настоящие потребности: быть значимым, быть принятым, быть собой. Есть что-то на самом деле крутое — творчество, общение, исследование и созидание.

Но эти вещи, способные принести настоящую радость, как-то неуловимо подменяются дешевыми суррогатами: погоней за новизной, поверхностными удовольствиями и соревнованием «у кого понтовее брелок».

Совет

Там, где нет настоящего удовлетворения эмоциональных нужд, находится быстрый заменитель.

Об этом хорошо пишет американская художница и педагог Эдит Крамер в своей книге «Арт-терапия с детьми»:

«Подкуп детей материальными благами теперь перестал быть привилегией богатых семей. Массовый подкуп детей захватил даже нищих. Например, вместе с завтраком ребенку подсовывают множество игрушек и безделушек.

Эти вещи являются не символом симпатии, а наживкой, и ребенок это понимает, поэтому они не могут дать ему удовлетворения. Наоборот, их получение питает жадность, которая работает на руку производителю.

Совет

Как и всякая лесть, такие подачки строятся на тонком знании нужд ребенка и его слабостей. Часто заменитель практически невозможно отличить от настоящей вещи, так что удовлетворение основных нужд, недоверие и разочарование оказываются неразрывно связаны.

Сегодняшние тревожные дети и подростки наших больших городов не только лишены любви, понимания, жизненного и игрового пространства, они также подкуплены, соблазнены и опустошены».

Привычка мгновенно получать любую ерунду, которая вызывала дофаминовый всплеск, безо всяких усилий и раздумий играет не на руку детям. Они становятся, по выражению Крамер, «нетерпеливыми и несобранными», бросают любое занятие, как только гаснет первая вспышка энтузиазма, и как после этого читать ребенку «Илиаду» — неясно.

Бери от жизни все

Сейчас вы начнете возражать: «Нет, слушайте, какая-то ерунда. Надо же, чтоб у ребенка была богатая среда и этот, как его, „Лего-звезда смерти“. И такой портфель с шипами. И кроссовки с фонариками. Чтоб не хуже, чем у ребят, а то у него разовьется комплекс неполноценности, и вечером дома будет капать слеза ребенка, а бабушка этого не переносит…»

Нет, конечно, можно проклянуть потребительское общество, которое портит детишек, и удалиться от него куда-нибудь поближе к Северной Корее, но, наверняка, там тоже не всем понравится.

Обратите внимание

Для тех, кто остается, есть несколько психологических советов от психолога и педагога Ирины Беляевой, которые помогут сформировать максимально здоровое отношение к миру:

1. Замечательно, если ребенок умеет делать выбор. Это закладывается еще с какого-то совсем юного возраста, когда товарищу предлагают на выбор ползунки с красными горошками или с синими. Ощущение, что ты можешь что-то решать, что у тебя есть альтернатива — благодатная почва для роста.

Скажем, советскому поколению наших родителей не приходилось делать выбора, кроме выбора в конец какой очереди встать. Поэтому бабушка вряд ли научит ребенка ориентироваться среди рубашек китайского изготовления.

А родителю было бы хорошо не навязывать свой вкус даже первокласснику: «Нет, сын, почему у тебя какая-то голая женщина на штанах, давай тебе тройку с галстуком прикупим!» Пусть ребенок учится делать выбор и обосновывать его.

2. Родитель тоже должен уметь сказать себе: «Стоп, мне это не нужно!» Как-то странно выглядит человек, который покупает себе пятый геликоптер за месяц, а ребенка учит, что нужно 500 раз подумать, прежде чем приобрести жвачку. Если мама снимает стресс шоппингом, почему мы возмущаемся, когда дочка просит новые туфли, не сносив коньков.

3. Не следует предлагать непосильный выбор. Зная, что человек без ума от динозавров, не надо водить его между бутиками «Вещи из кожи динозавров» и «Трицератопсы в натуральную величину». Во время тяжелого пубертата дочки не умножайте скорби в больших торговых центрах.

4. В мире есть и другие радости, кроме нового дивана, правда же? Если в семье принято прыгать до потолка из-за свежекупленной посуды и три недели обмывать приобретение пылесоса, то дети могут как-то догадаться, что это и есть настоящие ценности.

Странно выглядит, когда у нас поход к бабушке, общение с другом, чтение книжки и поход в музей — тоска и наказание, а «айда в Мегамолл» — это успех и карусели.

Важно

Покажите, что есть крутые вещи, которые не требуют особенных затрат, что мир полон чудесных переживаний, даже если на тебе старые джинсы.

5. Не успокаивайте детей вещами. Не делайте из них единственный вариант утешений, поощрений и наград. Совместный досуг, прогулка, впечатление, разговор, объятия — ваш ребенок жаждет не только похода в «Детский мир».

6. Помогайте переживать фрустрацию. Да, я очень хочу купить тебе ударную установку, но, к сожалению, по габаритам она не умещается в нашу квартиру. Очень жаль. Давай поплачем. Вот бубен мы могли бы себе позволить. Утешайте и сочувствуйте и пять, и двадцать пять раз, подставляйте жилетку и плечо. Слезы тщетности — это, как известно, полезно.

7. Демонстрируйте рефлексию на тему «Я так хотел, вот покупка, и ничего не произошло». Смотри, как я мечтала об этом платье, а оно уже три месяца висит, и даже надевать не хочется. Можно аккуратно в этот момент повернуться лицом к детской, а, ладно, лучше не надо, чтоб не вышло скандала.

8. Обсуждайте тонкие вопросы.

А почему ты хочешь эту вещь? Вот мы стоим у кассы, тут ребята специально выставили милого трехголового зайчика за 200 рублей.

Мне не жалко за твою улыбку 200 рублей, но посуди сам: мы отдаем эти деньги, кто-то становится богаче (явно не наша семья), через 20 минут зайчик из нового превращается в старого, его судьба печальна, он лежит и пылится, а ты чувствуешь обман. Проклятый дофамин!

9. Посмотрите с ребенком рекламу и обсудите, какими приемами пользуются маркетологи, чтобы заставить вас что-то хотеть.

Почему вас пугают бактериями, показывают кадры до и после, обещают решение всех жизненных проблем и успех у девочек после покупки газировки.

Совет

Как показывает практика, дети многого не видят, не прочитывают даже самый простых вещей. И как мы их таких сырых еще на улицу выпускаем?

10. Разберите с подростком рекламный слоган — пусть, он знает, что ему продают миф. Глупо внушать, что миф ничего не стоит, в информационном обществе — как раз миф и стоит денег в отличие от вещи. Но человек даже в 10 лет должен знать, что именно он покупает: ок, я плачу не за куртку с лицом Дэвида Боуи, а за самоидентификацию и за миф, но пусть хотя бы этот миф будет качественным и моим.

11. Дайте ребенку больше общения. Идите с ним в поход, в трудное путешествие, выключив предварительно айпад. Обратите его внимание на то, что последние дни он использовал планшет в качестве лопаты, и было, в общем-то, круто.

12. Позаботьтесь о среде. Если ребенок каждый день ходит в школу, в которой обладатели не шестых айфонов получают в спину жеваной бумагой, он вряд ли проникнется вашей речью о презренных материальных благах. У детей не до конца сформирована эмоциональная и когнитивная интеграция, с этим трудно держаться, когда окружение давит.

13. Еще разок: разговаривайте с детьми, формируйте осознанность. Почему ты хочешь эту штуку? Ты просто проходил мимо и захотел? Или все вокруг это уже купили? Сколько вещей нужно для того, чтобы быть особенным? А чтобы быть собой? Сколько вещей в гардеробе успешных людей? А в чем твоя личная фишка?

Источник: econet.ru

ОТПРАВИТЬ:
      

Источник: http://www.chaskor.ru/article/kak_nauchit_detej_osoznannomu_potrebleniyu_40674

Ссылка на основную публикацию