12 занимательных опытов по физике для младших школьников — эксперименты с водой, звуком, светом, магнитами

Опыты с магнитами

Магнит — это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня — магнитного железняка (магнетита). Он очень похож на железную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни.

Название происходит от названия гор и местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» — это осмысление его способности притягивать к себе.
Свойства магниов широко используются в технике и в быту.

Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, с помощью неодимовых магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.

Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одну игру:)

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть «железкой» (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.

Вывод

Магнит притягивает к себе только железо.

Задачка на сообразительность. 

Обратите внимание

Насыпьте в миску манку и закопайте в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.

Опыт 2. Магниты действуют на расстоянии.

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг «скакнет» и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние. 

Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные — примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые — примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. 

Вывод

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».

Задача на сообразительность. 

В миску налейте сантиметра на два воды. И бросьте в нее скрепку. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов), вытащить скрепку из воды? Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.

Опыт 3. Магнит имеет два полюса.

Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим — отталкиваются.

Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком «+». Другой конец — северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком «-«.

Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. 

Важно

Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?

Задача на сообразительность.

Посмотрите на эту игрушку: если фигурку ведьмочки подвигать к метле, то последняя начинает от ведьмочки убегать. На чем основан этот фокус? Зная о свойствах полюсов магнита, нетрудно догадаться,  что и в фигуре ведьмочки, и в метле спрятаны магниты, ориентированные друг к другу одноименными полюсами.

Опыт 4. Как увидеть магнитное поле?

В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок (они есть, например, в наборе «Юный химик»).

Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки «оживают». Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют «морозные узоры». Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля.

Они идут их положительного полюса к отрицательному.

Вывод

Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.

Опыт 5. Магнитные свойства можно передать обычному железу. 

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. 

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой — увидите, что скрепка сама стала магнитом! 

То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле. 

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.

Вывод

Магнитное поле можно создать искусственно.

Опыт 6. Магнитное поле Земли.

Совет

Компас был изобретен в древнем Китае. Предложите детям воспроизвести это изобретение. Для этого понадобится иголка и миска с водой. 

Уберите от места проведения опыта магнит и другие источники магнитного поля (мобилки, компьютеры, динамики). Намагнитьте иголку магнитом. После этого смажьте ее растительным маслом и аккуратно положите на поверхность воды.

Благодаря силе поверхностного натяжения иголка не утонет, а останется свободно плавать. И не просто плавать — она развернется в воде в каком-то определенном положении. Сколько бы раз вы не проводили опыт, она всегда будет так поворачиваться.

Сличите показания иголки и магнитной стрелки компаса – они должны совпасть.

Вывод

Наша планета Земля — это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.

P.S. Этот пост был написан специально для проекта  «Сказки и опыты», который я проводила совместно с Марией Юнак.

Источник: http://www.tavika.ru/2013/02/experiments-with-magnets.html

Занимательные и простые опыты для маленьких физиков

Откуда берутся настоящие ученые? Ведь кто-то совершает необыкновенные открытия, изобретает хитроумные приборы, которыми мы пользуемся. Некоторые даже получают мировое признание в виде престижных наград. Как утверждают педагоги, детство – начало пути к будущим открытиям и свершениям.

Нужна ли физика младшим школьникам

Большинство школьных программ предполагает изучение физики с пятого класса. Однако родители хорошо знают, какое множество вопросов возникает у любознательных ребят младшего школьного возраста и даже у дошколят.

Открыть дорогу к чудесному миру знаний помогут опыты по физике. Для школьников 7-10 лет они, конечно, будут несложными. Несмотря на простоту опытов, но поняв основные физические принципы и законы, дети ощущают себя всемогущими волшебниками.

Это прекрасно, ведь живой интерес к науке – залог успешной учебы.

Детские способности не всегда раскрываются самостоятельно. Часто требуется предложить детворе определенную научную деятельность, лишь потом проявляются склонности к тем или иным знаниям.

Домашние опыты – легкий способ выяснить, интересуется ли чадо естественными науками. Маленькие открыватели мира редко остаются равнодушными к «чудесным» действиям.

Даже если желание изучать физику ярко не проявится, заложить азы физических знаний все же стоит.

Простейшие опыты, проводимые дома, хороши тем, что даже стеснительные, сомневающиеся в себе дети с удовольствием занимаются домашними экспериментами. Достижение ожидаемого результата рождает уверенность в собственных силах. Ровесники восторженно принимают демонстрацию подобных «фокусов», что улучшает отношения между ребятами.

Требования к постановке опытов дома

Чтобы изучение законов физики в домашних условиях было безопасным, необходимо соблюдать меры предосторожности:

  1. Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.
  2. Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.
  3. Использование ядовитых веществ запрещено.
  4. Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.
  5. Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.

Простейшие исследования

Начать знакомство с физикой можно, демонстрируя свойства веществ. Это должны быть самые простые опыты для детей.

Важно! Желательно предусмотреть возможные детские вопросы, чтобы ответить на них максимально подробно. Неприятно, когда мама или папа предлагают провести опыт, смутно понимая, что он подтверждает. Поэтому лучше подготовиться, проштудировав нужную литературу.

Разная плотность

Каждое вещество обладает плотностью, влияющей на его вес. Разные показатели этого параметра имеют интересные проявления в виде многослойной жидкости.

Даже дошкольники могут проводить такие простейшие опыты с жидкостями и наблюдать за их свойствами.
Для эксперимента понадобятся:

  • сахарный сироп;
  • растительное масло;
  • вода;
  • стеклянная банка;
  • несколько мелких предметов (например, монета, пластиковая бусина, кусочек пенопласта, булавка).

Банку нужно заполнить примерно на 1/3 сиропом, добавить такое же количество воды и масла. Жидкости не будут смешиваться, а образуют слои. Причина – плотность, вещество с меньшей плотностью легче.

Затем поочередно в банку нужно опустить предметы. Они «зависнут» на разных уровнях. Все зависит от того, как соотносятся между собой плотности жидкостей и предметов.

Если плотность материала меньше, чем жидкости, вещица не утонет.

Плавающее яйцо

Понадобятся:

  • 2 стакана;
  • столовая ложка;
  • соль;
  • вода;
  • 2 яйца.

Оба стакана нужно наполнить водой. В одном из них растворить 2 полные столовые ложки соли. Затем в стаканы следует опустить яйца. В обычной воде оно утонет, в соленой станет держаться на поверхности. Соль повышает плотность воды. Именно этим объясняется тот факт, что в морской воде плавать легче, чем в пресной.

Читайте также:  20 словесных игр для детей - в чем польза и с какого возраста играть?

Поверхностное натяжение воды

Детям следует объяснить, что молекулы на поверхности жидкости притягиваются, образуя тончайшую упругую пленку. Такое свойство воды называется поверхностным натяжением. Этим объясняется, например, способность водомерки скользить по водной глади пруда.

Непроливающаяся вода

Необходимо:

  • стеклянный стакан;
  • вода;
  • канцелярские скрепки.

Стакан до краев наполняется водой. Кажется, одной скрепки достаточно, чтобы жидкость пролилась. Необходимо осторожно погружать скрепки в стакан одну за другой. Опустив около десятка скрепок, можно увидеть, что вода не выливается, а образует на поверхности небольшой купол.

Плавающие спички

Необходимо:

  • миска;
  • вода;
  • 4 спички;
  • жидкое мыло.

В миску следует налить воду, опустить спички. Они будут практически неподвижны на поверхности. Если капнуть в центр моющее средство, спички мгновенно расплывутся к краям миски. Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды.

Занимательные опыты

Очень зрелищной бывает для детей работа со светом и звуком. Педагоги утверждают, что занимательные опыты интересны ребятам разных возрастов. Например, предложенные здесь физические опыты подойдут и для дошкольников.

Светящаяся «лава»

Этот опыт не создает настоящий светильник, но красиво имитирует работу лампы с движущимися частицами.
Необходимо:

  • стеклянная банка;
  • вода;
  • растительное масло;
  • соль или любая шипучая таблетка;
  • пищевой краситель;
  • фонарик.

Банку нужно примерно на 2/3 наполнить окрашенной водой, затем почти до краев долить масла. Сверху следует посыпать немного соли. Затем отправиться в затемненную комнату, подсветить банку снизу фонариком. Крупинки соли станут опускаться на дно, увлекая за собой капельки жира. Позже, когда соль растворится, масло снова поднимется к поверхности.

Домашняя радуга

Солнечный свет можно разложить на составляющие спектр разноцветные лучи.

Необходимо:

  • яркий естественный свет;
  • стакан;
  • вода;
  • высокая коробка или стул;
  • большой лист белой бумаги.

В солнечный день перед окном, впускающим яркий свет, на пол нужно положить бумагу. Рядом установить коробку (стул), сверху поставить наполненный водой стакан. На полу появится радуга. Чтобы увидеть цвета полностью, достаточно подвигать бумагу и поймать ее. Прозрачная емкость с водой является призмой, раскладывающей луч на части спектра.

Стетоскоп доктора

Звук распространяется с помощью волн. Звуковые волны в пространстве можно перенаправлять, усиливать.
Понадобятся:

  • отрезок резиновой трубки (шланга);
  • 2 воронки;
  • пластилин.

В оба конца резиновой трубки нужно вставить воронку, закрепив ее пластилином. Теперь одну достаточно приставить к своему сердцу, а к другую – к уху. Ясно слышно биение сердца. Воронка «собирает» волны, внутренняя поверхность трубки не позволяет им рассеиваться в пространстве.

По этому принципу работает стетоскоп доктора. В старину примерно такое же устройство имели слуховые аппараты для слабослышащих людей.

Важно! Нельзя использовать источники громкого звука, так как это может повредить слуху.

Эксперименты

В чем разница между экспериментом и опытом? Это методы исследования. Обычно опыт проводится с заранее известным результатом, демонстрируя уже понятную аксиому. Эксперимент же призван подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Для детей разница между этими понятиями практически неощутима, любое действие производится впервые, без научной базы.

Однако часто проснувшийся интерес толкает ребят на новые эксперименты, вытекающие из уже известных свойств материалов. Такую самостоятельность нужно поощрять.

Замораживание жидкостей

Материя меняет свойства с переменой температуры. Детей интересует изменение свойств всяческих жидкостей при обращении в лед. Различные вещества имеют отличную друг от друга температуру замерзания. Также при низкой температуре меняется их плотность.

Обратите внимание! Замораживая жидкости, следует применять только пластиковые контейнеры. Использовать стеклянные емкости нежелательно, так как они могут лопнуть. Причина в том, что жидкости, замерзая, меняют свою структуру. Молекулы образуют кристаллы, расстояние между ними увеличивается, увеличивается объем вещества.

  • Если наполнить разные формочки водой и апельсиновым соком, оставить в морозильной камере, что получится? Вода уже замерзнет, а сок частично останется жидким. Причина – температура замерзания жидкости. Подобные эксперименты можно проводить с разными веществами.
  • Налив в прозрачный контейнер воду и масло, можно увидеть уже привычное расслоение. Масло всплывает на поверхность воды, так как обладает меньшей плотностью. Что можно наблюдать при замораживании контейнера с содержимым? Вода и масло меняются местами. Сверху будет находиться лед, масло теперь окажется внизу. Замерзая, вода стала легче.

Работа с магнитом

Большой интерес у младших школьников вызывает проявление магнитных свойств различных веществ. Занимательная физика предлагает проверить эти свойства.

Варианты экспериментов (понадобятся магниты):

Проверка способности притягиваться различных предметов

Можно вести записи, указывая свойства материалов (пластик, дерево, железо, медь). Интересный материал – железная стружка, движение которой выглядит завораживающе.

Изучение способности магнита действовать сквозь другие материалы

Например, металлический предмет подвергается воздействию магнита через стекло, картон, деревянную поверхность.

Рассмотрение способности магнитов притягиваться и отталкиваться

Изучение магнитных полюсов (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются). Зрелищный вариант – прикрепление магнитов к плавающим игрушечным корабликам.

Намагниченная иголка – аналог компаса

В воде она указывает направление «север – юг». Намагниченная иголка притягивает другие мелкие предметы.

Советы родителям

  1. Желательно не перегружать маленького исследователя информацией. Цель опытов – показать работу законов физики. Лучше подробно рассмотреть одно явление, чем ради зрелищности бесконечно менять направления.
  2. Перед каждым опытом доступно объяснить свойства и особенности предметов, участвующих в них.

    Затем вместе с ребенком подвести итог.

  3. Особенного внимания заслуживают правила безопасности. Начало каждого занятия сопровождается инструкциями.

Научные опыты – увлекательное дело! Возможно, оно окажется таковым и для родителей. Вместе открывать новые стороны обычных явлений интересно вдвойне.

Стоит отбросить повседневные заботы, разделив детскую радость открытий.

Источник: https://myintelligentkids.com/zanimatelnye-i-prostye-opyty-dlya-malenkix-fizikov

12 занимательных опытов по физике для младших школьников — эксперименты с водой, звуком, светом, магнитами

Для немало школьников физика является довольно сложным и непонятным предметом. Чтобы заинтересовать ребенка этой наукой родители используют всевозможные ухищрения: повествуют фантастические истории, показывают занимательные опыты, приводят в пример жизнеописания великих ученых.

Как проводить опыты по физике с детьми?

  • Педагоги остерегают, не стоит знакомство с физическими явлениями ограничивать лишь демонстрацией занимательных экспериментов и экспериментов.
  • Опыты должны в обязательном порядке сопровождаться подробными объяснениями.
  • Для основы ребенку необходимо объяснить, что физика является наукой, изучающей всеобщие законы природы. Физика изучает строение материи, ее формы, ее движения и изменения. В свое пора известный британский ученый лорд Кельвин довольно смело заявил, что в нашем вселенной существует лишь одна наука – физика, все остальное — обычное собирание марок. И в этом высказывании имеется доля истины, ведь вся Вселенная, все планеты и все миры (предполагаемые и существующие) подчиняются законам физики. Разумеется, высказывания самых именитых ученых о физике и ее законах вряд ли принудят младшего школьника отбросить в сторону мобильник и с упоением углубиться в изучение учебника физики.

Ныне мы попытаемся предложить вниманию родителей несколько занимательных опытов, какие помогут заинтересовать ваших детей и ответить на многие их вопросы. И как ведать, может, благодаря этим домашним экспериментам, физика станет излюбленным предметом у вашего ребенка. И в самом скором времени в нашей краю появится свой Исаак Ньютон.

Интересные опыты с водой для детей — 3 руководства

Для 1 эксперимента вам понадобится два яйца, обычная пищевая соль и 2 стакана с водой.

Одно яйцо необходимо осмотрительно опустить в стакан, наполненный на половину холодной водой. Оно сразу же очутится на дне. Второй стакан наполните теплой водой и размешайте в нем 4-5 ст. л. соли. Обождите, пока вода в стакане станет холодной, и аккуратно опустите в него второе яйцо. Оно останется на поверхности. Отчего?

Объяснение результатов опыта

Плотность простой воды ниже плотности яйца. Собственно поэтому яйцо опускается на дно. Средняя плотность соленой воды существенно рослее плотности яйца, поэтому оно остается на поверхности. Продемонстрировав ребенку этот эксперимент, можно заметить, что морская вода является идеальной средой для обучения плаванию.

Ведь законы физики и в море никто не отменял. Чем вода в море немало соленая, тем меньше требуется усилий, чтобы держаться на плаву. Самым соленым почитается Красное море. Из-за большой плотности тело человека буквально выталкивается на поверхность воды. Обучаться плавать в Красном море – сплошное удовольствие.

Для 2 эксперимента вам понадобится: стеклянная бутылка, миска с подведённой водой и горячая вода.

Обратите внимание

При помощи горячей воды прогреваем бутыль. Выливаем из нее горячую воду и опрокидываем горлышком книзу. Устанавливаем в миску с подкрашенной холодной водой. Жидкость из миски начнет самостоятельно затекать в бутылку. Уместно уровень подкрашенной жидкости в ней будет (по сравнению с миской) существенно рослее.

Как объяснить результат опыта ребенку?

Предварительно нагретая бутылка заполнена теплым воздухом. Постепенно бутыль охлаждается, и газ сжимается. В бутылке давление понижается.

На воду оказывает воздействие давление атмосферы, и она поступает в бутылку. Ее приток остановится лишь тогда, когда давление не выровняется.

Для 3 эксперимента понадобится линейка из оргстекла или обычная пластмассовая расческа, шерстяная или шелковая материал.

В кухне или в ванной отрегулируйте кран так, чтобы из него текла ювелирная струйка воды. Попросите ребенка сильно потереть линейку (расческу) сухой шерстяной тряпочкой. Затем дитя должен быстро приблизить линейку к струе воды. Эффект его потрясёт. Струя воды будет изгибаться, и тянуться к линейке. Забавный эффект можно получить, используя одновременно две линейки. Отчего?

Наэлектризованная сухая расческа или линейка из оргстекла становятся источником электрического поля, собственно поэтому струя вынуждена изгибаться в ее сторону.

Более подробно обо всех этих явлениях можно разузнать на уроках физики. Любому ребенку захочется почувствовать себя «повелителем» воды, а это значит — задание уже никогда не будет для него скучным и неинтересным.

Как сделать 3 опыта со светом в домашних условиях

Как доказать, что свет подвигается по прямой?

Для проведения опыта потребуются 2 листа плотного картона, обыкновенный фонарик, 2 подставки.

Ход эксперимента: В центре каждой картонки чистоплотно вырезаем одинаковые по диаметру круглые отверстия. Устанавливаем их на подставки. Дыры должны находиться на одной высоте. Включенный фонарь располагаем на заблаговременно подготовленной подставке из книг.

Можно использовать подходящую по размеру любую коробку. Луч фонаря направляем в дыра одной из картонок. Ребенок встает с противоположной стороны и видит свет. Упрашиваем ребенка отойти, и смещаем в сторону любую из картонок. Их отверстия вяще не находятся на одном уровне.

Ребенка возвращаем на то же место, но света он уже не видает. Почему?

Объяснение: Свет может распространяться только по прямой черты. Если на пути света возникает препятствие, он останавливается.

Редактор

Источник: http://rutelo.ru/deti/razvivaemsya-i-uchim/12-zanimatelnyh-opytov-po-fizike-dlya-mladshih-shkolnikov-eksperimenty-s-vodoj-zvukom-svetom-magnitami.html

Опыты со светом для детей

Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из них — это свет. Сегодня я напишу про некоторые опыты со светом, которые мы проводили вместе с моим сыном Владиком.

Перед проведение опытов со светом важно выделить некоторые его  свойства.

Одно из свойств — это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна. можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длинной тени утром, днем и вечером. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом.

Еще одно свойство — это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину.

Важно

Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.

Зная о способности лучей отражаться проведем опыт. Превратим обычное яйцо в серебряное

Серебряное яйцо

Нам понадобятся:

  • вареное яйцо,
  • свеча,
  • стакан с водой.

Закоптили над пламенем свечи яйцо. Оно получилось бархатно черное! Потом погрузили его в воду. Оно заблестело, как серебряное! Дело в том, что частички копоти плохо смачиваются водой. Вокруг яйца образовалась пленка, которая, как зеркало, отражает лучи света.

Интересный факт, связанный с отражающей способностью света. Мираж в пустыне образуется в результате того, что нагретый слой воздуха, прилегающий к раскаленному песку, приобретает зеркальные свойства. Также и асфальтированные дороги сильно нагреваются на солнце, и их поверхность издали словно полита водой и отражает предметы.

Еще интересный момент. Обычно думают, что на Северном И Южном полюсах холодно потому, что им достается от Солнца мало тепла. Это не верно.

Антарктида получает ежегодно столько же солнечной энергии, сколько равные ей по площади страны, расположенные в зоне экватора. Но 90% этого тепла она возвращает в мировое пространство.

Снежный панцирь, покрывающий Антарктиду, действует как гигантское зеркало, отражающее живительные солнечные лучи.

Преломление предмета в воде

Когда лучи света попадают из воздуха в какую-то другую среду прозрачную среду, они преломляются. Это легко заметить, если посмотреть на стакан с палочками или ложкой. Палочки сломались. Это очень удивило нашего ребенка!

Преломление лучей на границе двух сред

Нам понадобятся:

  • стакан с водой,
  • луч света (если нет луча естественного света, можно использовать фонарик)

Лучи, проходя через стакан собираются в пучок, а потом расходятся веером. Значит преломление лучей происходить на границе двух сред. То что лучи собираются в пучок мы наблюдаем, когда используем линзу для выжигания.

Муж с упоением рассказывал о том, как они с братьями выжигали на скамейке с помощью линзы.

Часто при преломлении луча света можно наблюдать его разложение на семь цветов. В этом заключается явление дисперсии. Цвета всегда расположены в определенном порядке. Такая последовательность называется спектром. Дисперсия наблюдается и в природе — это радуга.

А мы получили радугу дома

Совет

В повседневной жизни мы встречаемся с различными оптическими приборами — от очков наших бабушек до микроскопа, увеличительных стекол. А еще каждый день мы смотримся в зеркало, а с их помощью можно провести интересные опыты с лучом света.

Получить радугу дома можно и с помощью воды. Об этом подробно я рассказываю в книге “Домашняя лаборатория.

Опыты с водой”. И эту книгу я вам дарю. Скачивайте сейчас, радуйте и удивляйте детей. Открывайте увлекательный мир науки вместе. Присылайте фотографии самых ярких и запоминающихся ваших опытов и экспериментов. С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Именно о таких мы и рассказываем на страницах Веселой науки. Спасибо, что вы с нами и до скорой встречи.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

Ваша Галина Кузьмина 

Источник: http://naukaveselo.ru/opyityi-so-svetom.html

Классная физика! Занимательные опыты по физике для детей | Эврика

Многие думают, что наука – это скучно и тоскливо. Так считает тот, кто не видел научные шоу от «Эврики». Что происходит у нас на «уроках»? Никакой зубрежки, нудных формул и кислого выражения лица соседа по парте. Наша наука, все опыты и эксперименты нравится детям, нашу науку любят, наша наука дарит радость и стимулирует дальнейшее познание сложных предметов.

Попробуйте и вы, провести дома занимательные опыты по физике для детей. Это будет весело, а главное, очень познавательно. Ваш ребенок в игровой форме познакомится с законами физики, а ведь доказано: в игре дети быстрее и легче усваивают материал и запоминают надолго.

Занимательные опыты по физике, которые стоит показать детям дома

Простые занимательные опыты по физике, которые дети запомнят на всю жизнь. Все что необходимо для проведения этих опытов – у вас под рукой. Итак, вперед к научным открытиям!

Шарик, который не горит!

Реквизит: 2 воздушных шарика, свеча, спички, вода.

Интересный опыт: Первый шарик надуваем и держит над свечкой, чтобы продемонстрировать детворе, что шарик от огня лопнет.

Во второй шарик наливаем простой воды из-под крана, завязываем и снова подносим к огню свечи. И о чудо! Что мы видим? Шарик не лопается!

Как происходит «чудо»: объяснение: Вода, которая находится в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой, а потому шарик не горит, следовательно, не лопается.

Чудо-карандаши

Реквизиты: полиэтиленовый пакет, обычные заточенные карандаши, вода.

Интересный опыт: В полиэтиленовый пакет наливаем воду – не полный, наполовину.

В том месте, где пакет заполнен водой, протыкаем пакет насквозь карандашами. Что видим? В местах прокола – пакет не протекает. Почему? А, если сделать наоборот: сначала проткнуть пакет, а затем налить в него воду, вода будет протекать через отверстия.

Как происходит «чудо»: объяснение: При разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем эксперименте, полиэтилен затягивается вокруг карандашей и не дает протекать воде.

Нелопающийся шарик

Реквизиты: воздушный шарик, деревянная шпажка и жидкость для мытья посуды.

Интересный опыт: Смазываем жидкостью для мытья посуды верх и низ шарика, протыкаем шпажкой, начиная снизу.

Как происходит «чудо»: объяснение: А секрет этого «фокуса» – прост. Для сохранения целого шарика, нужно знать, где протыкать – в точках наименьшего натяжения, которые и располагаются в нижней и в верхней части шарика.

«Цветная» капуста

Реквизиты: 4 обыкновенных стакана с водой, яркие пищевые красители, капустные листья или цветы белого цвета.

Интересный опыт: В каждый стакан добавляем пищевой краситель любого цвета и ставим в цветную воду по одному листку капусты или цветок. Оставляем «букет» на ночь. А утром… мы увидим, что листья капусты или цветы стали разных цветов.

Как происходит «чудо»: объяснение: Растения всасывают воду, питая свои цветы и листья. Это происходит благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама заполняет тоненькие трубочки внутри растений. Всасывая подкрашенную воду, листья и цвет меняют свой цвет.

Яйцо, которое умело плавать

Реквизиты: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Интересный опыт: Аккуратно кладем яйцо в стакан с обычной чистой водой. Мы видим: оно утонуло, опустилось на дно (если нет – яйцо тухлое и лучше его выбросить).

А вот во второй стакан наливаем теплую воду и размешиваем в ней 4-5 столовых ложек соли. Ждем пока вода остынет, затем опускаем в соленую воду второе яйцо.

И что мы видим теперь? Яйцо плавает на поверхности и не тонет! Почему?

Как происходит «чудо»: объяснение: А дело все в плотности! Средняя плотность яйца гораздо больше, чем плотность простой воды, поэтому яйцо «тонет». А плотность соляного раствора больше, а потому яйцо «плавает».

Вкусный эксперимент: кристаллические леденцы

Реквизиты: 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.

Интересный опыт: Берем четверть стакана воды, добавляем 2 столовые ложки сахара, варим сироп. Одновременно высыпаем немного сахара на плотную бумагу. Затем деревянную шпажку обмакиваем в сироп и собираем ею сахаринки.

Оставляем палочки сушиться на ночь.

Утром растворяем в двух стаканах воды 5 стаканов сахара, оставляем сироп остывать минут на 15, но не сильно, иначе кристаллы не будут «расти».

Затем разливаем сироп по банкам и добавляем разноцветные пищевые красители. Шпажки с сахаром опускаем в банки, чтобы они не касались ни стенок, ни дна (можно воспользоваться бельевой прищепкой).

Что дальше? А дальше наблюдаем за процессом роста кристаллов, ждем результат, чтобы …съесть!

Как происходит «чудо»: объяснение: Как только вода начинает остывать, растворимость сахара снижается и он выпадает в осадок, оседая на стенках сосуда и на шпажке с затравкой из сахарных крупинок.

«Эврика»! Наука без скуки!

Есть еще один вариант мотивировать детей для изучения науки – заказать научное шоу в центре развития «Эврика». О, чего здесь только нет!

Шоу-программа «Веселая кухня»

Здесь детишек ждут увлекательные эксперименты с теми вещами и продуктами, которые имеются на любой кухне. Детишки попробуют утопить мандаринку; сделать рисунки на молоке, проверят яйцо на свежесть, а также узнают, почему полезно молоко.

«Фокусы»

В этой программе собраны эксперименты, которые на первый взгляд кажутся настоящими волшебными фокусами, но на самом деле все они объясняются при помощи науки. Детвора узнает: почему не лопается воздушный шарик над свечой; что заставляет яйцо плавать, почему воздушный шарик прилипает к стенке…и другие интересные опыты.

«Занимательная физика»

Обратите внимание

Весит ли воздух, почему греет ли шуба, что общего между экспериментом со свечой и формой крыла у птиц и самолетов, сможет ли кусок ткани держать воду, выдержит ли а яичная скорлупа целого слона на эти и другие вопросы детишки получат ответ, став участником шоу «Занимательная физика» от «Эврики».

Эти Занимательные опыты по физике для школьников можно провести на уроках, чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала: они углубляют и расширяют знания школьников, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

Это важно: безопасность научного шоу

  • Основная часть реквизита и расходных материалов закупается напрямую в специализированных магазинах фирм-производителей в США, а потому вы можете быть уверенны в их качестве и безопасности;
  • Центр детского развития «Эврика» не научных шоу токсичных или других вредных для здоровья детей материалов, легко бьющихся предметов, зажигалок и прочего «вредного и опасного»;
  • Перед заказом научных шоу каждый клиент может узнать подробное описание проводимых экспериментов, а в случае необходимости толковые разъяснения;
  • Перед началом научных шоу детвора получает инструктаж о правилах поведения на Шоу, а профессиональные Ведущие следят, чтобы эти правила при проведении шоу не нарушались.

Источник: http://ewrica.com.ua/novosti/klassnaya-fizika-zanimatelnye-opyty-po-fizike-dlya-detej

Опыты с магнитами — Класс!ная физика

Опыты с намагниченными иголками

Сначала надо намагнитить обычные швейные иголки так, чтобы все острия у них имели один полюс , а концы с «ушками» — другой.

Смажьте намагниченную иголку тонким слоем жира и опустите ее на поверхность воды, например, в тарелке. Иголка, плавая свободно, повернется на воде, указывая, как компас, одним концом на «север», а другим – на «юг». Получился компас.

А теперь вырежьте 5 кружков из плотного картона диаметром около 1,5 см и проколите их точно по центру намагниченными иголками. Иголки оставьте в кружочках.

На поверхность воды в тарелке (не железной) опустите 2 кружка с иголками острием вверх.

Расположите их рядом на расстоянии 1 см. Иголки сразу отплывут на некоторое расстояние друг от друга и замрут. Магнитные силы уравновешены. Опустите на воду поплавок с третьей иголкой. Поплавки займут места как бы в углах равностороннего треугольника.

Добавляйте по одному поплавку и каждый раз рассматривайте образовавшиеся фигуры. Три иголки образуют треугольник, 4 – квадрат, 5 — пятиугольник или квадрат с одной иголкой в центре.

Если степень намагниченности иголок и сами картонные кружочки будут одинаковыми, то получатся симметричные фигуры.

Опыт: влияние температуры на свойства магнита

Поставьте магнит. На некотором расстоянии от него закрепите нить с подвешенной иголкой так, чтобы иголка, притягивающаяся к магниту, натянула бы нить и висела бы в воздухе горизонтально (но не касаясь магнита, на расстоянии нескольких миллиметров).

Важно

Поднесите к концу иголки горящую спичку. Иголка, нагревшись сразу упадет. Когда она остынет, ее вновь можно будет расположить горизонтально.

Иголка висит горизонтально. Медленно подводите горящую спичку к концу иголки.

Как только заметите, что она начинает опускаться, уберите спичку. Иголка, не успев сильно нагреться, вернется на свое место у магнита.

Следующая страница «Магнитное поле Земли»
Назад в раздел «Тайны магнитов»

Что такое магнетит?

Магнети́т или иначе магнитный железняк (FeO•Fe2O3) — широко распространённый минерал чёрного цвета из класса оксидов. Обладает сильными ферромагнитными свойствами. Может изменять показания компаса. По данному признаку его можно найти: стрелка компаса показывает на магнетит и его залежи.

Может истираться в песок, который не теряет магнитных свойств. В природе образует большие скопления и рудные залежи, которые содержат 72% железа. Магнетитовые руды — это главный тип железных руд, из которых попутно извлекаются также Ti, V.

Изделия из плавленого магнетита используют в качестве электродов для некоторых электрохимических процессов. Хотите знать больше? «Знаете ли вы»

Любознательным

«Отбеливание» светом

Почему цветные ткани выцветают на солнце? Зависит ли быстрота выцветания от цвета? Почему на солнечном свету и при свете люминесцентных ламп блекнут краски на картинах, написанных маслом? Почему некоторые продукты и напитки, например пиво, следует оберегать от воздействия солнечного света? Оказывает ли подобное разрушающее действие преимущественно какая-то составляющая солнечного спектра или весь спектр в целом? Оказывается…

Ультрафиолетовое излучение, поглощаясь органическими молекулами красок, нарушает молекулярные связи. Это в конце концов приводит к потере пигментом его окраски. Выцветание красок под действием ультрафиолетового излучения, как выяснилось, представляет серьезную опасность для картин, экспонируемых в' современных музеях, где для создания равномерного освещения широко используются обычные люминесцентные лампы, свет которых содержит известную долю ультрафиолетового излучения. Теперь картины или лампы закрывают ультрафиолетовыми фильтрами или же вновь начинают использовать для освещения обычные лампы накаливания.

Источник: «Физический фейерверк» Дж. Уокер

И это ещё не всё! «Любознательным»

Источник: http://class-fizika.ru/8_m26.html

Методическая разработка по физике по теме: Внеклассное мероприятие «Занимательные опыты по физике»

Внеклассное мероприятие

«Занимательные опыты по физике»

        Цель мероприятия: познакомить учащихся младших классов с физикой, вызвать интерес к этому предмету через занимательные опыты.

        Подготовку начинаю заранее. С группой старшеклассников готовим опыты, репетируем их показ. Зачастую ученики вносят в постановку опыта свои дополнения, творчески подходят к подаче опыта, к диалогу со зрителем.

А зрители у нас – ученики младших классов, которые начнут изучать физику только через несколько лет. И наша задача – вызвать у них удивление, восторг, кучу вопросов. Эта задача всегда выполняется на 100%, т. к.

равнодушных на наших показах не бывыет.

        Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы находитесь не в простом кабинете, а в кабинете – лаборатории. В этом кабинете изучают очень интересный предмет – физику. Физика – это наука о природе.

Она изучает явления, которые происходят в окружающей нас среде. Изучать физику вы начнёте в 7 классе, а сегодня мы пригласили вас, чтобы показать занимательные опыты по физике. Опыты будут показывать старшеклассники.

Они изучают физику уже несколько лет и многое знают и могут объяснить.

Представляю старшеклассников. Опыты поделены по темам и за каждую тему отвечает один ученик.

Движение и силы

Мыльные пузыри и воздушный шарик.

Показываем пузыри и шарик, надутый гелием. Почему мыльные пузыри падают вниз, а шарик взлетает вверх?

Совет

Идёт диалог со зрителями, они предлагают ответы, затем учащийся даёт объяснение этому явлению.

Две книги.

Берём старые (списанные)  учебники. Складываем книги так, чтобы лист одной книги был между листами другой. Предлагаем двум силачам из класса отделить книги друг от друга. У них это не получается.

Почему книги разделить трудно? Что их держит?

Давление. Силы взаимодействия молекул.

Вода в перевёрнутом стакане.

Стакан с водой закрываем листом бумаги, переворачиваем, придерживая лист бумаги ладонью. Затем убираем руку.

Почему вода из стакана не выливается?

Перевёрнутая пробирка

Берём пробирку (диаметром 12 мм), заполняем её водой. Прикрываем пробирку листом бумаги и переворачиваем. Держа её строго вертикально, выдергиваем листок бумаги в вертикальном направлении.

Почему вода из пробирки не выливается?

«Живая» перчатка.

Под колокол воздушного насоса подвешиваем резиновую перчатку с завязанным отверстием. Откачиваем воздух. Перчатка на глазах «оживает»:начинает шевелиться, раздуваться.

Электрические явления

«Пляшущие» человечки.

Наэлектризованную эбонитовую или стеклянную палочку подносим к вырезанным из бумаги человечкам, и они начинают подпрыгивать – плясать.

Ученики рассказывают об электризации, показывают опыты с палочками и султаном.

Гром и молния.

Электрофорная машина позволяет показать гром и молнию в пределах класса.

Прыгающая ватка

Заряжаем электрофорную машину. На один из шариков опускаем ватку массой 3 – 5мг. Ватка начинает прыгать с одного шарика на другой.

Маятник.

Заряжаем электрофорную машину. Между шариками помещаем алюминиевую гильзу, подвешенную к штативу. Гильза начинает притягиваться то к одному шарику, то к другому.

Электромагнитные явления

Как получить электрический ток.

Обратите внимание

Показываем опыт Фарадея. Катушка соединена с гальванометром. При движении постоянного магнита в катушку и из неё гальванометр показывает ток.

Генератор переменного тока.

При вращении катушки между полюсами магнита вырабатывается электрический ток, загорается лампочка.

Полёт самолёта.

Из бумаги вырезаем самолёт длиной 5 – 8см. Вдоль него вставляем в бумагу металлическую скрепку. К потолку подвешиваем экран. Незаметно для зрителей за экран заходит один из ведущих с постоянным магнитом. Другой ведущий даёт команды: Самолётик, лети вверх! Лети вправо! Сделай мёртвую петлю! и т. д..

Затем ведущий предлагает зрителям командовать самолётом. Это вызывает неописуемый восторг. Тому, кто отгадает секрет опыта, дарим на память самолёт.

Учитель: Ребята, наши занимательные опыты подходят к концу. Но нам бы хотелось услышать от вас, что вам понравилось и что запомнилось.

Каждому есть что сказать, и мы всех выслушиваем. После такого мероприятия все остаются очень довольные.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/06/30/vneklassnoe-meropriyatie-zanimatelnye-opyty-po-fizike

Увлекательные эксперименты с магнитами

Вы все время находитесь в поиске интересных детей для занятий с детьми? Хотите, чтобы дети проводили время интересно и узнавали что-то новое? Ни один ребенок не останется равнодушным к такому интересному и любопытному предмету как магнит!

Предложите ребенку поэкспериментировать с этим удивительным предметом, проверить, какими свойствами он обладает и научиться делать забавные фокусы с его помощью, которые помогут вашему маленькому сокровищу удивить своего папу, бабушек и друзей )

Эксперимент 1.

Что притягивается?

Что нужно для эксперимента: подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр.

Что делаем?

По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет. Сначала ребенок может проверить на «притягиваемость» предлагаемые мамой предметы, а потом организовать экскурсию по квартире, тестирую тарелки и кружки, батареи, ножки дивана и дверные ручки..

Источник: http://businessmama-online.com/uvlekatelnye-ehksperimenty-s-magnit/

Ссылка на основную публикацию