Ребенок получил первую двойку — правильная реакция родителей должна быть такой

Детская правда

Быть честным – хорошо. Обманщиком – плохо. Это известно всем. Однако такая однозначность и простота в родительском воспитании – бомба замедленного действия.

Если посмотреть на проблему глубже и с предельной откровенностью, то окажется, что человеческое общение просто пронизано неправдой или полуправдой в той или иной форме. Наши ежедневные разговоры с детьми – исключение? Нет, это общение также далеко от кристальной честности.

Поэтому давайте разберемся с тем, какие слова или поступки ребенка мы воспринимаем как ложь и чем они вызваны. Тогда станет понятно, какая реакция родителей будет работать на развитие личности маленького человека.

Сколько честности можно вынести?

Обратите внимание

Родители, которые утверждают, что они сами никогда не врут детям и не подают им плохого примера, либо кривят душой, либо имеют весьма неопределенные представления об истинности и лжи.

Если вы хотите полежать на диване, но вам нужно принять пришедшую в гости свекровь, вряд ли вы сообщите ей, что в гробу видали необходимость накрывать стол в свой единственный выходной. Вы наверняка умалчиваете о многих проблемах своего брака, а на вопрос: «Мама, ты любишь папу?» – отвечаете однозначно «да, конечно», безо всяких оговорок.

Вы не всегда отвечаете честно на вопрос подруги «Как я выгляжу?», рассказываете боссу об «обстоятельствах», если проспите работу… Да мало ли в жизни ситуаций, когда неправда или полуправда будут выглядеть совершенно естественно, а вот прямота воспринимается как грубость или недостаток навыков социализации.

Возможно, вы смотрите сериал «Доктор Хаус» и вспомните эпизод, в котором в больницу поступил пациент, из-за болезни ставший абсолютно правдивым, в результате чего в течение пары часов он нанес тяжелые оскорбления своей семье и всей бригаде лечащих врачей…

Развитие личности, в частности, подразумевает, что с возрастом человек начинает учитывать все больше обстоятельств, принимая решения о своих словах и поступках.

Отношение к истинности и ложности высказываний, понимание подтекстов и смысловых пластов речевого сообщения – одна из составляющих личностного роста. Все это, однако, вовсе не значит, что нужно попустительствовать детскому вранью.

Задача родителей – анализировать ситуации, связанные с ложью ребенка, вместе с ним объясняя последствия, помогая принять решение о линии поведения в аналогичных случаях в дальнейшем.

Так в каких же ситуациях и как именно нас обычно обманывают дети? Что является первопричиной?

Опять двойка… Ребенку или родителям?

Важно

Самый распространенный случай, в котором малыш прибегает ко лжи, – это страх перед наказанием. Прежде чем обрушивать весь свой гнев на солгавшего кроху, нужно отдавать себе отчет в том, что его поведение совершенно естественно и обусловлено не злым намерением, а попыткой выбрать из двух зол меньшее.

Положа руку на сердце, неужели мы всегда честно признаем свою вину? К примеру, если есть шанс избежать увольнения или штрафа? Весьма сомнительно. Вот и ребенок поступает так же.

Скрывает плохие оценки, чтобы его не отлучили от компьютера, не признается в том, что испортил какую-то вещь, чтобы его не лишили прогулки.

Другой вопрос, что родителей смущает, злит и расстраивает не столько сам факт вранья, сколько то, что солгал именно ИХ ребенок именно ИМ, – на обман кого-нибудь из его одноклассников они бы не реагировали столь бурно, да и ложь по отношению к постороннему человеку воспринималась бы спокойней.

И дело здесь не столько в желании «правильно воспитать» чадо, сколько в глубоких родительских страхах за свой авторитет и взаимоотношения с маленьким человеком, а также амбициях иметь «идеального ребенка».

Если отбросить эти три момента, то к ситуации вранья можно относиться гораздо спокойнее: понять, чем вызван обман, что в ваших отношениях идет не так, и скорректировать собственное поведение.

Психологи давно отмечают, что наказание, которое происходит от родительской воли, а не от жизненных обстоятельств, менее эффективно с точки зрения отсроченных последствий. Оно не дает ребенку поддержки в принятии дальнейших самостоятельных и осмысленных решений.

Если малыш получил двойку и за это его лишили карманных денег, он осознает связь между двойкой и наличными, у него возникнет мотив «выбивать» хорошие оценки и избегать плохих, но интереса к учебе и мотивации получать знания это не прибавит.

Совет

И уж определенно наказание спровоцирует ребенка по максимуму скрывать от родителей настоящее положение дел на школьном фронте.

Наказание – это, по сути, признание родительского бессилия. Мама и папа признаются, что в ребенке «чтото работает не так», но они не знают, как это исправить.

Если вы поймали чадо на том, что оно солгало из-за страха перед наказанием, у вас может возникнуть желание модернизировать систему, то есть сделать так, чтобы ложь наказывалась серьезней, чем проступок. Это простое решение. Однако оно уводит от решения истинной проблемы.

Намного эффективней обсудить с ребенком, почему он делает то, что вы хотели бы пресечь, а затем в чем-то снизить собственные требования, в чем-то пойти навстречу ребенку.

Например, проблему с двойками можно решить не только при помощи наказания, но и если:

  • не требовать от ребенка идеальной успеваемости по всем предметам, выделив приоритеты в учебе;
  • снизить планку требований от «ни одной двойки» до «удовлетворительные итоговые оценки»;
  • помочь чаду в освоении школьных предметов;
  • поменять школу на ту, которая лучше соответствует способностям и интересам ребенка;
  • разобраться, не вызваны ли двойки личностным конфликтом малыша с педагогом;
  • выяснить, нет ли у ребенка психологических проблем, проблем с адаптацией в коллективе, которые мешают ему успешно учиться.

В начальной школе подавляющее большинство детей знают, как вести себя хорошо, и стремятся делать это. Практически все срывы вызваны не злым намерением и даже не протестом, как в подростковом возрасте, а неумением, какими-то обстоятельствами, влияющими на поведение ребенка. Наказания только усиливают его напряжение и приводят к тому, что малыш становится на путь лжи и умолчания.

Уж лучше бы ремнем!

Боязнь потерять чье-то расположение и чью-то любовь сродни страху наказания. Ребенок может искажать действительность в своем пересказе отнюдь не потому, что не осознает тяжести своей вины в данной ситуации. Просто ему так хочется скрыть, что он «был плохим мальчиком», так страшно увидеть разочарование в глазах родителей, что проще обмануть.

Аргументы о том, что рано или поздно тайное становится явным, работают не всегда. В этом возрасте ребенок еще слишком мал для того, чтобы ориентироваться в своих поступках в будущем. А вот образ расстроенной или разочарованной мамы – это то, что возникает у него перед глазами прямо сейчас.

И малыша он страшит больше, чем теоретическая перспектива быть пойманным на вранье.

Является ли страх эмоционального отторжения результатом проблем с воспитанием? С одной стороны, да, ведь ребенок не испытывает уверенности в безусловной родительской любви. А с другой стороны, он обусловлен и его личностными особенностями.

Одни дети достаточно спокойно переносят родительские эмоциональные всплески и судят скорее по делам: мама покричала, но потом мы помирились и пошли в кино – ну и славно.

А другие очень тяжело воспринимают даже скоротечные ситуации эмоционального дискомфорта.

Чтобы ситуации вранья на почве страха перед эмоциональной реакцией родителей свести к минимуму, попробуйте следовать простым правилам.

  • Будьте бережны с эмоциональными и тревожными детьми. Если у вашего ребенка бурная фантазия, если он может заплакать от усталости и в целом довольно впечатлителен, следите за своей реакцией на его проступки особенно внимательно.
  • При возникновении конфликтной ситуации, если не удалось совладать с собой, не забудьте помириться, сделать что-нибудь приятное вместе, обсудить свои чувства и чувства ребенка.
  • Не держите состояние эмоционального напряжения продолжительное время.
  • Избегайте таких методов воздействия, как «я с тобой сегодня не разговариваю» и т.п. Конфликт – отдельно, а поддержание стремления ребенка получить вашу ласку и защиту – отдельно.
  • Помните, что шантаж эмоциональным отчуждением – это наказание, которое для большинства детей страшнее физического, но краткосрочного. А демонстрация вашего разочарования ребенком – это удар по его самооценке и личностному развитию.

Ложь, но в ней намек…

Обратите внимание на то, когда и какую неправду говорит ваш ребенок. Ведь разные формы лжи имеют, как и во взрослом мире, разные последствия, а значит, требуют различных ваших реакций.

Это не Я!

Ребенок утверждает, что он не совершал того, в чем обвиняете его вы, учитель или кто-то другой. Не разбивал cтекло в шкафу, не толкал одноклассника, не портил чужую вещь и т.п.

Если вы абсолютно уверены, что ребенок лжет, то стоит ему объяснить, что «раз соврешь, два соврешь – на третий не поверят».

Обратите внимание

Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых ему будет опасна подмоченная репутация лгуна.

Это не я – это Вася!

Если ребенок сваливает свою вину на другого – это более серьезный проступок. Не ограничивайтесь аксиомами типа «это непорядочно» или «ты навредил Васе».

Объясните, как меняется отношение окружающих к тому, кто лжет, подставляя других: в этот процесс вовлечены не только двое – виновный и пострадавший, но и остальные люди, которые перестают испытывать доверие к такому лгуну, а это чревато одиночеством.

Я этого не говорил!

Особый тип лжи, свойственный детям с высокоразвитым интеллектом, – это игра с логикой контекстов и контекстуальной интерпретацией. Ребенок намеренно сообщает о событии данные так, чтобы вы его неправильно поняли, но при разборе полетов он может доказать, что это не он солгал, а вы неверно интерпретировали его слова.

Помимо страха наказания в этой ситуации малыш испытывает чувство интеллектуального превосходства над окружающими и получает от него огромное удовольствие.

Отучить от такого крайне сложно – лучше потренировать собственную логику, поддержать игру, а ребенку подыскать интеллектуальные кружки, где он сможет реализовать себя в качестве участника игровых диспутов.

У меня папа – миллионер

Иногда детское вранье кажется нам совершенно парадоксальным. Кто-то рассказывает про родителей ужасы: мол, они какие-нибудь тайные агенты. Кто-то сообщает одноклассникам о мифическом домашнем животном.

Кто-то фантазирует, что у него папа – миллионер… Такие «истории» придумывают дети с буйной фантазией, которые при этом испытывают острую нехватку чего-либо в реальной жизни. По сути, их байки – это сублимация чего-то очень важного. Хорошие новости: у ребенка есть шанс стать писателем, художником, артистом.

Важно

Плохие: если ему не помочь, он может продолжить смешение реальности и вымысла, что приведет к проблемам с социальной адаптацией.

Помогите ребенку научиться всегда четко проводить грань между реальным и воображаемым, дайте ему возможность выражать себя в творчестве. Если он может – пусть пишет. Встречаются дети, которые уже в 8 лет в состоянии написать целый роман.

Пусть его литературная ценность весьма скромна, зато ребенок переносит свой воображаемый мир на бумагу и этим отграничивает его от реальности.

Расскажите чаду, как можно по-другому воплощать свои фантазии в реальность: рисовать, лепить, конструировать… Также отработайте систему сигналов, переключающих ребенка с воображаемого на действительное.

Если он начинает рассказывать о том, как они с одноклассниками пошли на диспансеризацию, и постепенно его история превращается в какое-то фэнтези, сигнализируйте ему: «Это замечательная сказка. Ты так хорошо все придумал!»

Ребенка, который в таких ситуациях упорствует, что «так все было на самом деле», имеет смысл показать специалисту. Фантазия – это прекрасно, однако если малыш живет в воображаемом мире – это тревожный сигнал.

Довольно часто у детей возникает воображаемый отец или воображаемый друг, о котором он может рассказывать часами. Это компенсаторные фантазии: помните, как Карлсон воплощал то, что Малыш никогда не решился бы сделать.

В этом случае также имеет смысл обратиться к специалисту, поскольку такие выдумки сигнализируют об острой нехватке значимой фигуры в жизни малыша или же о его подавленных желаниях.

Опаснее всего – неискренность

Совет

Все предыдущие ситуации касались лжи, которая искажает факты действительности. Однако существует ложь, которая призвана скрыть отношение ребенка к человеку или событию. К примеру, малыш рассказывает, что ему очень нравится музыкальная школа, но при этом рвет ноты или стремится отлынивать от занятий.

Или же благодарит вас за подаренный свитер, а сам явно намеренно его портит, лишь бы не идти в нем в школу.

Или же ре бенок поддерживает ваши разговоры о том, что ушедший из семьи отец – негодяй, а сам тайком ему звонит или же вы с удивлением слышите радостный голос, когда он общается с ним по телефону…

Это ложь, в которой ребенок может упорствовать до последнего, поскольку понимает, что проверить его истинное отношение довольно сложно. Такое вранье – удел детей, зажатых в тиски между собственными чувствами и позицией значимого взрослого.

Даже если вам кажется, что вы не оказываете давления на ребенка, его привязанность к вам является фактором сильного влияния. В этом возрасте маленький человек еще не чувствует себя отделившимся от родителей настолько, чтобы иметь не просто свое мнение, а мнение, противоречащее маминому.

Он еще мал для того, чтобы иметь силы на протест.

Читайте также:  Подарок учителю на 1 сентября - чем удивить педагога?

В этой ситуации имеет смысл проявлять гибкость и такт в своем отношении к тем вещам, которые наталкивают вас на мысль: ребенок ведет себя неискренне и находится в противоречивой ситуации.

Старайтесь сохранять хорошие отношения с бывшим супругом или хотя бы обсуждать с дочерью или сыном его чувства и подчеркивать, что он имеет право любить и маму, и папу.

Позволяйте ребенку выбирать занятие по душе, даже если вам очень хочется, чтобы он увлекся именно музыкой или именно изобразительным искусством. В противном случае противоречия могут привести к неврозам или неадекватному поведению чада в будущем.

Обратите внимание

Неискреннее поведение ребенка может быть вызвано также тем, что вы, например, боготворите его педагога или тренера, очень горды, что отдали малыша в престижную школу, а ему контакт с обучающими взрослыми крайне неприятен по каким-то личным причинам.

Не обрывайте малыша, если он выражает свое недовольство педагогом, – скорее всего, у него есть повод испытывать негативные чувства.

Напротив, имеет смысл поддерживать желание ребенка высказаться и принять меры: увы, иногда случается

так, что педагог держит детский коллектив в страхе, а его ученики даже боятся рассказать родителям, что на них кричат, унижают их достоинство и т.п.

Не стоит испытывать священный трепет перед элитной школой или гениальным тренером, если вы видите, что обучение доставляет ребенку беспокойство и вызывает стресс.

…Нет ни одного ребенка, который хотя бы однажды не солгал. Наступает определенный момент, когда маленький человек начинает осознавать, что есть вещи, которые выглядят непривлекательно в своем истинном виде. В таком случае, полагает он, лучше сказать неправду.

На первый взгляд, кажется, что это замечательная возможность избежать проблем.

Но если посмотреть глубже (ребенок еще не может сделать это в силу своего возраста), то обнаруживается: ложь – это начало самых серьезных проблем в отношениях родителей с их детьми, самая главная из которых – утрата взаимного доверия.

МАЛЕНЬКОЕ ВОРОВСТВО
Родители, внезапно столкнувшиеся с детским воровством, испытывают массу негативных эмоций. Вы имеете на них полное право, однако нужно помнить о следующем:

  • в возрасте начальной школы ребенок прекрасно знает, что воровать нельзя. Если он совершает такой проступок, значит, у него есть серьезные психологические проблемы;
  • если малыш ворует дома, причем весьма неосторожно и не особенно скрываясь, это может быть местью родителям, если они увлечены работой и не уделяют ему достаточно внимания. Здесь имеет смысл обратиться к семейному психологу для комплексной совместной работы;
  • если ребенок ворует вне дома, это может быть вызвано серьезным расстройством волевого круга личности, например сниженным самоконтролем, из-за чего малыш поддается сиюминутному желанию присвоить вещь. С этой проблемой нужно обратиться к детскому клиническому психологу или врачу психиатру;
  • еще одной причиной может быть страх перед внешней угрозой, например, если ребенка шантажирует старшеклассник или же он попал в переплет в дворовой компании. «Симптомами» такой ситуации является высокая тревожность чада, упорное нежелание говорить о причинах, побудивших его к дурному поступку. В такой ситуации имеет смысл найти посредника для «переговоров» с ребенком, например психолога, который сможет донести до него, что признание поможет ему справиться с ситуацией.

«Первоклассные родители»

Источник: http://zolotou.com/statii/rolditeljam-na-zametku-83/detskaja-pravda

Можно ли наказывать за двойки???

Так как круг наших читателей расширяется и среди нас — заботливых счастливых родителей юных чудо-чад есть уже и те, которые проходят опыт посещения ребёнком школы и сталкиваются со всякого рода ситуациями, пришло поговорить и о двойках))) Что делать, когда дитё её, эту поганую оценку принесло??? Хорошо, если только первый раз… А если это «уже система»?

Содержание

Оценка. Её суть, смысл и наполнение.

Почему ребёнок приносит двойки.

Как правильно отреагировать родителям, когда ребёнок получил двойку.

Оценка. Её суть, смысл и наполнение.

Для каждого взрослого «2» несёт свой смысл и эмоцию… Ведь у каждого свой опыт. Кого-то она забавляет, кого-то приводит в ярость.

Для нас, взрослых, выросших и быстро позабывших свои школьные годы, помнятся хорошо скорее всего, негативные эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». И вот, и при виде двойки у своего любимого ребёнка мы приходим в негодование.

Важно

У нас возникают наши сожаление, обеспокоенность и злость. НО, ЭТО НАШИ ЭМОЦИИИ!!! ОНИ НАС ЗАСТАВЛЯЮТ ВНОВЬ НЕГОДОВАТЬ И СЕРДИТСЯ!!! И на кого??? по сути дела на нашего учителя или нашу неумелость, неуспешность… и тут такое… дитё овторило…

Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства.

Но, если отодвинуть свои собственные переживания и подумать… Оценка – это показатель уровня успеваемости ребёнка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этот дети пока не думают. Для них оценка – это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей.

А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с «+» или с «-».  Кроме того, оценка несёт в себе психологическую нагрузку – для ребёнка это поощрение (когда «5») или наказание (когда «2»). И что же получается, получив двойку, а потом его наказали дома, ребёнок оказывается дважды наказанным.

Где вы видели дважды осуждённого за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребёнку.

Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ребёнок. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» это оценка работы и педагога.

Но мы знаем, что по какой-то причине, бывает, что в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, а и своё личное отношение. Это не профессионально, но, к сожалению, такое бывает.

Педагоги же новаторы, педагоги от Бога, они вообще выступают против оценок в том виде, каком мы привыкли их видеть (достаточно нашего внимания, переживания, сочувствия, а иногда и оценочного взгляда)…

Совет

Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Ребёнка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении «какую оценку получу».

Да и поставьте сами себя на место ребёнка: вам бы хотелось, что бы вас 5-6 раз в день оценивали?

Почему ребёнок приносит двойки.

Прежде, чем ругать ребёнка за двойку, нужно понять, почему она оказалась в его дневнике. Или тетрадке.

Вот пример из моей жизни:

Я в школе была примерной ученицей, училась только на «5» и редко «4». Только русский язык мне не давался. Как-то я, сдав свою тетрадь на проверку (а она была новенькая, чистенькая там всего 4 работы было), обратно получила её всю исписанную красными чернилами, «3» и «2» были отметки. Мне так стыдно было. Потом я жутко переживала, что скажет моя бабушка (росла я с ней).

Выход был такой: я спрятала ту «стыдную» тетрадку, взяла чистую, всё переписала. Дальше была более внимательна, стала больше читать. Это был шестой класс. Спустя 8 лет, я « свой грешок» и показала его бабушке. Мы посмеялись. Но в тот момент, когда я получила свою неудачную работу назад, мне было страшно, я тревожилась, а вдруг бабушка узнает, как она будет меня отчитывать.

Так вот, первой причиной неуспеваемости ребёнка, является его ненаученость: мало упражнялся, не дочитал, не дописал. Всё это от спешки: детям так много всего надо успеть!!! И поиграть, и творчеством заняться, и на кружки, секции сбегать, да ещё и уроки выучить. Поэтому родители должны правильно расставить приоритеты для себя и для ребёнка.

Определить его способности, наклонности и уже от этого отталкиваться: где-то помочь, где-то направить, а где-то отнестись с пониманием и закрыть глаза.

Второй случай. Обратились ко мне родители пятиклассника: мальчик стал плохо учиться, скатился, практически на «3» и «2», чего прежде никогда не было.

Обратите внимание

В процессе работы с этой семьёй оказалось, мальчик был слишком послушным и неуверенным в себе. Дети это чувствовали, видели и начали над ним смеяться, из-за чего он стал переживать и ещё больше закрываться. Он боялся отвечать на уроках, так как в случае ошибки был высокий риск для него, быть осмеянным. Потом, хороших учеников в классе не очень любят. Они «заучки» и «зануды».

Это проблема тех детей, которые не успевают, но эмоционально устойчивы – они начинают высмеивать успешных, доведя их таким образом до своего уровня. «Не высовываться» ― вот такой выход нашёл для себя мой клиент. Классный руководитель тоже как-то мало на это обращала внимание.

Другие же учителя, не зная особенностей конкретного ребёнка («учеников много, разве каждого узнаешь?» — а должны узнать), видели в мальчике только ленивого, неуспешного ученика. Вот так и появляются педагогически запущенные дети, среди неуспешны они составляют…%

Вот еще, из практики. Девочка восьмой класс. Учиться совсем не хочет. Родители заняты работой, а ей нанимают постоянно репетиторов. Последние меняются каждый месяц, так как «безграмотные», «не найдут подход к ребёнку» и т.п.

На самом же деле, своей неуспеваемостью, девочка добивалась авторитета среди одноклассников, а авторитет родителей был не авторитет. Ребёнку просто не хватало родительского внимания, понимания. И в какой-то момент, она нашла его среди друзей. Она отдалялась от родных, так как они ей казались равнодушными.

Нужно понимать и помнить, что никакие материальные блага не заменят живого, эмоционального общения с родным человеком. Это тоже ведёт к пед. запущенности.

Многие дети. особенно современные, выросшие на гаджентах, просто не умеют слушать… Да, это проблема.

Они привыкли воспринимать информацию зрительно, да ещё, чтобы ярко, феерично, как в мультфильмах, где мозг не работает, а только получает удовольствие… И они просто не понимают обращённой к ним речи.

Важно

Они не успевают её воспринимать и преобразовывать в инструкцию, толчок к действию. У многих не развит фонематический слух, что затрудняет понимание речи.

Еще причиной неуспеваемости ребёнка являются его особенности: уровень интеллектуального развития, волевой сферы, эмоциональной, темперамент, состояние здоровья.

Так, детям с гиперактивностью, трудно сосредотачивать своё внимание на предмете изучения (они страдают синдромом отсутствия внимания), детям с дефектами физического и психологического здоровья трудно находится в коллективе (поэтому их мысли заняты тревогой, а не обучением), им трудно проявить волю.

Как известно, страдают неуспеваемостью и дети с неблагополучных семей ― это социальный фактор.

Как правильно реагировать родителям, когда ребёнок получил двойку.

Итак, первая наша реакция-действие — выясняем причину двойки: почему учитель её поставил.

Сравнив точку зрения учителя со своими представлениями, знаниями о чудо-чаде, его особенностях, особенностях среды и обстоятельств дома и в школе, делаем предположение (время его подтвердит или опровергнет).

Кто как не родители поймут и заступятся за своего ребёнка? В случае необходимости, обратиться за помощью к психологу.

Второе, проявляйте искренний интерес к жизни и личности ребёнка. Первый лебедь в дневнике — это показатель того, что где-то мы упускаем.

Совет

Третье — наберитесь терпения. Ваша помощь должна быть в действии, а не в оценочных суждениях.

Четвёртое, ищите поддержку в учителях. Они ваши союзники в воспитании, становлении личности ребёнка.

Если двойки появляются в дневнике систематично, то немедленно мчимся за консультацией (учитель-психолог) и дальше работаете, исходя из причин отставания.

Как-то услышала я интервью одного психолога: «Детей нужно наказывать» — и гнев, возмущение мои не стали долго ждать. Как психолог такое может утверждать??? ДЕТЕЙ НУЖНО ПОНИМАТЬ!!! Тогда и причин наказывать не будет.

К углу, лишениям они привыкают, крик, ремень их унижает, наказания типа «теперь будешь мыть посуду, убирать» отбивает желание к данным видам деятельности, которые нужно делать, потому что это нормально, это хорошо и правильно.

А в комплексе это убивает в них детей, доверие к людям. Это обижает, злит и даёт право делать так же.

Понимания, вам, милые родители! Успешности и успеваемости вашим детям!

Источник: http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2015/08/blog-post_23.html

Опять двойка? Спокойствие, только спокойствие!

26.01.2009

Что делать родителям, если ребенок принес «двойку»

Склонив голову, жутко расстроенный ученик, не торопясь, шагает из школы домой. Портфель с тяжелой «двойкой», жирно выведенной в дневнике, еле волочется за хозяином. Мысли о том, что дома попадет, разными картинками  пестрят в голове.

Как это страшно для ребенка! «Ладно, на прошлой неделе не сдержался, поведение подкачало – соседу по голове книгой дал, «двойку» заслуженно получил, – размышляет школьник. – А сегодня, – вел себя примерно, и руку поднимал, подумаешь, примеры неправильно решил.

А ведь так хотелось порадовать родителей…» Сколько детских слез пролито из-за плохих отметок.

Что делать, если сын или дочка принесли в дневнике «двойку»? Как на это реагировать родителям: ругать, наказывать, лишать чего-то или выяснить, в чем причина? Об этом поговорим с психологом Натальей Леонидовной ПАРШИНОЙ, директором Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зюзино».  

Читайте также:  Как стимулируют роды в роддоме - описание методов

Оценки или отметки?

Обратите внимание

Начнем с того, что оценка и отметка – понятия разные. Оценка – это мнение, суждение, высказывание о качествах чего-нибудь. Отметка же – установленное условное обозначение степени знаний и результатов деятельности ученика, выставляемая преподавателем.

Результаты усилий ребенка всегда следует замечать и отмечать, позитивно подкрепляя их. Это делать необходимо, чтобы дети приобретали уверенность в своих силах, в себе, понимая: то, что не получается сегодня, получится завтра. Право ошибаться, умение брать ответственность за свои поступки нужны по жизни.

Они помогут ребенку в будущем достигать желаемых целей. К тому же, если мы не научим ребенка оценивать свои поступки, тогда он просто не узнает, что такое хорошо, а что – плохо, что в какой степени допустимо и что – нет.

                                                                                            Грузинский педагог, психолог Ш.А. Амонашвили предложил альтернативный существующему в традиционной школе подход к оцениванию. Он советовал отмечать у школьника то, что получается лучше всего.

Таким образом, показывая пробелы и то, к чему должен стремиться ученик. «Так и надо, как получилась эта буква» и эту букву обводят, ставят в пример. Современные школы, как правило, подчеркивают то, что не получилось у ребенка, и снижают за это оценки.

Очень важно!

Родители должны доверять учителям, прислушиваться к их советам и со спокойствием принимать проблемы своих детей.

За знаниями?                                                                                           

Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать.

Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки».

«Два» и «три», как же себя вести?                                                                      Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать.

Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал.

Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение.

Важно

Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед.

Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!                                                                                      

Будь уверенной совой!

Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить.

А при домашней подготовке   устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать  представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя  спокойно и уверенно.

Обсуждение учителя под запретомБывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования.

Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки.

Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки.

Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

Совет психолога:

Совет

Как помогать ребенку:  *  На первых порах выполняйте домашнее задание вместе с ребенком, если он не справляется сам. Это для него очень важно. Но никогда не предлагайте своей помощи больше, чем это нужно ребенку. * Напоминайте об уроках без криков и угроз. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы.

Ребенок должен отдохнуть от занятий. Отрегулируйте режим дня ребенка. Приучите его самостоятельно следить за временем.

* Оборудуйте рабочее место ребенка, поставьте удобный стол, повесьте лампу (источник света должен находиться слева или спереди, если ребенок правша, чтобы тень не падала на тетрадь), расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.

 * Приучайте ребенка к порядку – учебные принадлежности должны всегда находиться на своем рабочем месте, а не валяться на кухонном столе или на телевизоре.*  Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Но необходимо помнить, что  школьнику через 30–40 минут необходимо сделать 5–10-минутный перерыв.

Лучше при этом, если ребенок займется физическими упражнениями.* Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься, что-то сделать вместе с родителями.*  Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется трудным.

*  Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.* Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

* Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит и ваше здоровье.*  Радуйтесь успехам вашего школьника, и мудро поучайте в случаях неудач.* Сделайте так, чтобы у ребенка не было сомнений в том, что вы его любите не зависимо ни от успехов, ни от неудач. Будьте ему другом и союзником.

Хвалить или наказывать?!                                                                                                  

Вольно или невольно родители стремятся в ходе воспитания передать ребенку свою систему ценностей, научить сына или дочь пониманию того,  что такое хорошо, а что такое плохо. Одно из самых доступных родительских средств на этом пути – наказание. Часто наказание применяется в качестве «регулятора успеваемости». Здесь родителям следует проявить осмотрительность.

Плохие отметки не всегда свидетельствуют о нежелании ребенка учиться хорошо. Прежде всего, родители должны разобраться: ребенок плохо учится потому что не хочет или потому что не может. Если ребенок учится плохо, потому что не успевает, например, за темпом класса, ему нужна дополнительная помощь.

Понять истинные причины школьных трудностей, если помощи внутри школы не достаточно, помогут специалисты центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Бывает и по-другому: ребенок может учиться хорошо, но почему-то не получается. При таком положении дел также важно понять, почему это происходит. Причины могут быть разные.

Наиболее часто встречающиеся – недостаточный самоконтроль маленького школьника. В этом случае скорей осознать последствия не очень прилежного поведения поможет отказ от поощрений, например, запрет на просмотр мультфильма.

Ребенок только приступил к учебе в школе, и не следует ждать от него безупречного прилежания, – не все дети к этому способны, особенно, если до школы мама постоянно подсказывала, как и что делать. Обучение в школе требует от ребенка определенного уровня самостоятельности. Ребенок постепенно учится контролировать свои поступки и нести ответственность за их последствия.

Обратите внимание

Если проблемы плохого поведения, стойкой неуспеваемости не получается решить с помощью специалистов школы, обратитесь за помощью в ближайший центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, в Москве таких центров более 50.

Не нужно бояться и стесняться обращаться за помощью к специалистам! 

Мир ли в доме?                                                                                              «Двойки» могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии школьника. Например, он может страдать от ревности к младшему члену семьи.

При таком положении дел двойки «помогут» школьнику переключить внимание родителей от младшего брата или сестры на себя. Такое бессознательное поведение поможет вернуть уверенность в том, что с рождением малыша старшего ребенка меньше любить не стали. Эмоциональное состояние ребенка может влиять на успеваемость.

Во время уроков, охваченный переживаниями по поводу болезни близких людей или предстоящим отъездом родителей школьник может отвлекаться и не слушать объяснения учителя. У особенно чувствительных детей может меняться почерк, буквы начинают «плясать», становятся различной величины, строчка вдруг заканчивается за полями… В этом случае ребенку нужны поддержка, внимание.

Домашнее задание                                                                                                   

Не все дети имеют свою отдельную комнату. Но собственное рабочее место им необходимо. На первых порах первокласснику нужна помощь для уточнения распорядка дня, определения последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться.

Им необходимо помочь в соблюдении режима дня, в чередовании этапа подготовки уроков и отдыха. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит.

Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки никогда не приносят успеха. Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий.

Но главное – продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

Хвалить за «пятерки»?                                                                                   

Хвалить, конечно, надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру.

И не столько хвалить, сколько поддерживать интерес школьника к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес – дело вполне естественное для всех детей, начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает.Прислушивайтесь к детям, а вдруг это правда?!Мама, папа, не кричите,Двойку снова я несу,Озверел опять учитель,Я сейчас все объясню.Я таблицу умноженья Ему с места отвечал.

Проявлял он раздраженье,Без причины нервничал.Мой сосед по парте – Вася,Заслонив рукою свет,С калькулятором игрался,Проверяя мой ответ.Вдруг, как звери в зоосаде,Наш учитель заорал,Друга Васю он ограбил,Калькулятор отобрал.От учительского крика Я сейчас же все забыл,А учитель этот мигомДвойку мне в дневник влепил.

Источник: http://www.nanya.ru/stati/2009/01/26/100272-opyat-dvojka-spokojstvie-tolko-spokojstvie/

Нужно ли наказывать ребенка за двойку?

Каждому родителю школьника хоть раз, но приходилось видеть в дневнике своего ребенка отметку «2». Но мало кто знает, как правильно к этому относиться. Кто-то берется за голову, а кто-то за ремень. Чтобы адекватно реагировать на такую ситуацию, нужно разобраться в следующих вопросах.

Содержание
Оценка. Ее суть, смысл и содержание
Почему ребенок приносит двойки
Как правильно реагировать родителям, когда ребенок получил двойку

Оценка. Ее суть, смысл и содержание

Мы, как взрослые, выросшие и быстро позабывшие свои школьные годы, помним только свои эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». Эти переживания, как правило, негативные, вот и при виде двойки у своего любимого ребенка приходим в негодование.

У нас возникают сожаление, обеспокоенность и злость. Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства.

И вот, некоторые родители, не понимая этого, сразу же берутся за ремень и делают тем самым большую ошибку, но об этом несколько позже.

Важно

Итак, отбросив свои собственные переживания, подумаем. Оценка — это показатель уровня успеваемости ребенка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этом дети пока не думают. Для них оценка — это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей.

А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с показателем «+» или с «–». Кроме того, оценка несет в себе психологическую нагрузку — для ребенка это поощрение или наказание. И что же получается: ученик получает двойку, потом его наказывают дома, и он оказывается дважды наказанным.

Где вы видели дважды осужденного за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребенку.

Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ученик. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» ― это оценка работы и педагога.

Читайте также:  10 самых нужных кремов для новорожденных и детей постарше по отзывам мам

Но мы знаем, как бывает: по какой-то причине в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, но и свое личное отношение. Это непрофессионально, это подло по отношению к детям, но, к сожалению, такое бывает.

Но не все учителя такие. Существуют и педагоги от Бога, они вообще выступают против системы оценивания. Среди них грузинский педагог Ш. А. Амонашвили, отечественные А. И. Савченко, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, Н. Ф. Талызина и др.

Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Это школы будущего. Их принцип: ребенка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении: «Какую оценку получу?».

Да и поставьте сами себя на место ребенка: вам бы хотелось, чтобы вас 5–6 раз в день оценивали?

Почему ребенок приносит двойки

Прежде чем ругать ребенка за двойку, нужно понять, почему она оказалась в его дневнике или тетрадке.

Я в школе была примерной ученицей, училась только на «5», и редко ― на «4». Да вот беда, русский язык мне не давался.

Как-то я, сдав свою тетрадь на проверку (а она была новенькая, чистенькая, там всего 4 работы было), обратно получила ее всю исписанную красными чернилами,  с отметками «3» и «2». Мне так стыдно было. Потом я жутко переживала, что скажет моя бабушка (росла я с ней).

Совет

Выход был такой: я спрятала ту «стыдную» тетрадку, взяла чистую, все переписала. Дальше была более внимательна, стала больше читать. Это был шестой класс. Спустя 8 лет я достала «свой грешок» и показала его бабушке. Мы посмеялись.

Но в тот момент, когда я получила свою неудачную работу назад, мне было страшно, тревожилась: а вдруг бабушка узнает? И представление того, как она будет меня отчитывать, не давало мне покоя.

Так вот, первой причиной неуспеваемости ребенка является его ненаученность: мало упражнялся, не дочитал, не дописал. Все это от спешки: детям так много всего надо успеть! И поиграть, и творчеством заняться, и на кружки/секции сбегать, да еще и уроки выучить.

Поэтому родители должны правильно расставить приоритеты для себя и для ребенка. Определить его способности, наклонности, и уже от этого отталкиваться: где-то помочь, где-то направить, а где-то отнестись с пониманием и закрыть глаза. А. С.

Пушкин, например, имел двойку по математике, но это не помешало ему стать великим поэтом.

Второй случай. Обратились ко мне родители пятиклассника: мальчик стал плохо учиться, скатился практически на «3» и «2», чего прежде никогда не было.

В процессе работы с этой семьей оказалось: мальчик был слишком послушным и неуверенным в себе. Дети это чувствовали, видели и начали над ним смеяться, из-за чего он стал переживать и еще больше закрываться.

Он боялся отвечать на уроках, так как в случае ошибки был высокий риск для него быть осмеянным.

Хороших учеников в классе не очень любят. Они «заучки» и «зануды». Это проблема тех детей, которые не успевают, но эмоционально устойчивы ― они начинают высмеивать успешных, доводя их таким образом до своего уровня. «Не высовываться» ― вот такой выход нашел для себя мой клиент.

Классный руководитель тоже как-то мало на это обращала внимания. Другие же учителя, не зная особенностей конкретного ребенка («Учеников много, разве каждого узнаешь?», ― а должны узнать), видели в мальчике только ленивого, неуспешного ученика.

Вот так и появляются педагогически запущенные дети, среди неуспешных они составляют 60%.

Обратите внимание

Вот еще из практики. Девочка, восьмой класс. Учиться совсем не хочет. Родители заняты работой, а ей постоянно нанимают репетиторов. Последние меняются каждый месяц, так как «безграмотные», «не найдут подход к ребенку» и т.п.

На самом же деле, своей неуспеваемостью девочка добивалась авторитета среди одноклассников, а авторитет родителей был не авторитет. Ребенку просто не хватало родительского внимания, понимания. И в какой-то момент она нашла его среди друзей. Она отдалялась от родных, так как они ей казались равнодушными.

Нужно понимать и помнить, что никакие материальные блага не заменят живого, эмоционального общения с родным человеком. Это тоже ведет к педагогической запущенности.

Еще причиной неуспеваемости ребенка являются его особенности: уровень интеллектуального развития, волевой сферы, эмоциональной, темперамент, состояние здоровья.

Так, детям с гиперактивностью трудно сосредотачивать свое внимание на предмете изучения (они страдают синдромом отсутствия внимания), детям с дефектами физического и психологического здоровья тяжело эмоционально находиться в группе других детей, им плохо дается представление, понимание учебного материала.

Как известно, страдают неуспеваемостью и дети из неблагополучных семей ― это социальный фактор.

О причинах школьной неуспеваемости более подробно смотрите в видео

Как правильно реагировать родителям, когда ребенок получил двойку

Итак, прежде чем реагировать на двойку чада в дневнике, нужно выяснить причину: почему учитель ее поставил? Подумать самому, сравнив мнение учителя со своими представлениями и знаниями о ребенке, его особенностях, особенностях среды и обстоятельств дома и в школе. Кто, как не родители, поймут и заступятся за своего ребенка? В случае необходимости нужно обратиться за помощью к психологу.

Помните, что одна двойка ― это не приговор о неуспеваемости, но и не повод расслабиться и проигнорировать. Это сигнал к действию. Нужно остановиться и присмотреться, где упускаем в воспитании, мотивации, а может просто в общении с ребенком.

Если двойки появляются в дневнике систематично, срочно за консультацией, и дальше работаете, исходя из причин отставания.

Важно

Как-то недавно услышала интервью одного психолога: «Детей нужно наказывать» ― и меня обдало жаром. Как психолог такое может говорить?! ДЕТЕЙ НУЖНО ПОНИМАТЬ! Тогда и причин наказывать не будет.

К углу, лишениям они привыкают, крик, ремень их унижает, наказания типа «теперь будешь мыть посуду, убирать» отбивает желание к данным видам деятельности, потому что это нормально, это хорошо и правильно.

А в комплексе это убивает в них детей, доверие к людям. Это обижает, злит и дает право делать так же.

Наказывать вниманием и любовью! Об этом короткое видео

Понимания вам, милые родители! Успешности и успеваемости вашим детям!

Источник: https://ihappymama.ru/nuzhno-li-nakazyvat-rebyonka-za-dvojku/

Как научить ребенка правильному отношению к оценкам

«Учись на пятерки!» — это напутствие от старших слышал каждый из нас, когда впервые шел в школу. Во многих семьях, если не во всех, слово «двоечник» — нелестная характеристика.

Стоит ли так серьезно воспринимать оценки и учить этому же детей? Какое отношение к отметкам в дневнике будет более правильным? Своей точкой зрения на эти проблемы делится Татьяна Василькова, основатель школы раннего развития «АЗ-БУ-КА».

Татьяна Василькова, эксперт по дошкольному развитию, основатель школы раннего развития «АЗ-БУ-КА», мама двух дочерей

О разном отношении к оценкам

Что такое оценка? Это некая шкала, которая отражает глубину знаний ребенка в конкретном предмете.

Пока ребенок дошкольник, родитель должен ответить сам: как он относится к оценкам? Его отношение скопирует ребенок. А у мамы или папы, скорее всего, будет такое же мнение, как у их родителей. Ведь несколько поколений воспитаны при одной и той же образовательной системе, в которой пять баллов — отличная отметка, два балла — плохая, а то и ужасная.

Многие привыкли мыслить так: если ребенку поставили двойку, то это очень плохо, и надо выразить свое неудовольствие по этому поводу и отругать его. А кто-то считает с точностью до наоборот.

Одна знакомая мама сказала: «Я праздную двойки ребенка, потому что это бывает редко!» Одну и ту же ситуацию можно представить как драму или крах родительских надежд, а можно отнестись к ней, как эта мама.

Важно, как вы первый раз отреагируете на каждую оценку, от пятерки до единицы. Бывает и такое! Что вы сформируете своей реакцией? Страх или мотивацию исправить?

Как говорить с ребенком об оценках

Не будем обсуждать четверки и пятерки: обычно хорошие и отличные оценки детей — радость для родителей. Хотя, конечно, я знаю, что в некоторых семьях четверка — это недостаточно высокая отметка, и это отдельная тема для разговора. Более серьезной проблемой мне кажется резко негативное отношение родителей к двойкам и тройкам, которое передается и детям.

Очень важно, чтобы вы, открыв дневник, попытались воздержаться от бурных эмоций. Оценка — это лишь способ узнать, что о ребенке как об ученике думает учитель. Двойка — это проблема ребенка, ему ее и исправлять, и он исправит только тогда, когда сам захочет. Если у ребенка в дневнике появляется двойка или тройка, спокойно задайте ему простые, но важные вопросы.

«Как ты к этому относишься?»

Возможно, ребенок сам не рад своей оценке. Посочувствуйте и не ругайте. Он расстраивается, когда впервые получает двойку и тройку: ведь малыш с начала учебы знает, что от него ждут других результатов.

Многие думают: «Я его отругаю, и он будет лучше стараться». Не будет. Как видит эту ситуацию ребенок? «У меня неприятность, но меня же за это и отругали. Меня не любят».

Я не преувеличиваю: детская психика устроена так, что до определенного возраста ребенок не различает полутонов в эмоциональной сфере. В его понимании родители могут либо безоговорочно любить его, либо недолюбливать.

Совет

Поэтому не стоит повышать голос, стыдить ребенка или наказывать его. Мотивация хорошо учиться основывается на вдохновении и на желании, а не на страхе родительского наказания.

Если он недоволен плохой оценкой, то будет стремиться исправить ситуацию.

«Как ты мог помочь себе и не получить такую оценку?»

И тут неважно, что ответит ребенок и ответит ли вообще. Он в любом случае задумается, как не допустить повторения ситуации в следующий раз.

«Как ты можешь изменить ситуацию?»

Спрашивая об этом, вы говорите ребенку, что он может влиять на положение дел. Когда ребенок в это верит, у него выстраивается план действий: заниматься этим предметом дополнительно, прочитать книжки по теме, спросить у учителя, как исправить оценку. Последнее особенно важно: когда учитель видит, что ребенку важен и нужен его предмет, то он относится к ученику с вниманием и помогает.

«Тебе нужна моя помощь?»

Ребенок берет ответственность за учебу на себя, учится ради себя. Но он должен знать, что всегда за помощью может обратиться к вам. И вы ее окажете. Не нужно брать на себя контроль за исполнением: устанавливать время для занятий, лишать ради них мультфильмов и прогулок и укорять ребенка, если он отклоняется от намеченного плана.

Наверняка на этом пути у школьника возникнут трудности, но, преодолевая их, он будет осознавать, что сам все решает. Возможно, он не получит высокую оценку, но зато натренируется распоряжаться своим временем, ставить цели и идти к ним. Школа закончится, оценки утратят свою актуальность, а навык ставить цели и добиваться их останется.

Вероятна противоположная ситуация: ребенок не захочет ничего менять и скажет, что этот предмет ему не нужен. Пусть он ответит еще на один вопрос.

«Кем ты хочешь стать?»

Не все то, что изучают в школе, пригодится во взрослой жизни, тем более в объемах программы. Но все предметы нужны и важны.

Скажем, у ребенка двойка по математике, а на ваш вопрос он отвечает, что хочет стать инженером или летчиком. Ваша задача — пояснить ему, что без знания математики это невозможно.

Поищите информацию о разных ученых и инженерах, расскажите ребенку их биографию, помогите ему понять, почему математика для него важна.

А что если ребенок хочет стать музыкантом и переводчиком? Как тогда обосновать для него необходимость изучения математики? К этому можно вернуться, когда ребенок будет постарше и поймет всю важность этой науки. А пока лучше переключить все внимание на то, в чем он силен, что ему интересно. Подчеркну: переключить внимание, а не забросить математику окончательно.

Нет таких специальностей, где надо разбираться только в одной дисциплине, а остальные неважны. Если у вас своя клиника, мало быть врачом.

Вы должны быть немного юристом, немного экономистом, владеть основами управления и различными бизнес-навыками. Только в комплексе все это поможет достичь успеха.

Обратите внимание

Договоритесь с ребенком: «Ты усиленно занимаешься по любимым предметам, а вот по тем выполняешь необходимый минимум».

Задавая эти вопросы, вы учите ребенка ответственности за его успехи в учебе. Чтобы ситуация с оценками менялась, нужно, чтобы он осознал эту ответственность.

Помогите ребенку учиться

Вы тоже в какой-то мере отвечаете за то, как учится ваш ребенок. От того, как он делает домашнюю работу, на 50 процентов зависит его успеваемость: именно дома, при самостоятельной работе, закрепляется материал.

Делает ли он эту работу сам или вы почему-то берете ее на себя? Созданы ли хорошие условия для учебы? А их немало: это и выбор школы, и правильно оборудованное рабочее место с хорошим освещением, и возможность сделать так, чтобы ребенку никто не мешал.

Нередки ситуации, когда ребенок получил двойку за несделанное задание — просто потому, что не знал, что задано, или неправильно записал. Не решайте эту проблему за него, но подскажите решение: можно позвонить одноклассникам, например.

Он не знает, где взять информацию для доклада? Посоветуйте заглянуть в интернет, библиотеку или вместе полистайте энциклопедию, покажите, как искать материал. Но не пишите доклад вместо него!

Мы не знаем, какие знания будут востребованы, когда ребенок станет взрослым. Но можно точно сказать, что во все эпохи будут востребованы люди, умеющие учиться, задавать вопросы и знающие, где искать на них ответы. В ваших силах — помочь ребенку стать таким человеком.

Что бы ни произошло с ребенком, вы должны быть на его стороне. Например, он говорит вам: «Мам, завтра я не хочу идти в школу. У нас будет сложная контрольная, а я совсем к ней не готов и не успею ничего выучить».

Позвольте ему остаться дома, но со строгим условием: такие ситуации исключительны и должны быть не чаще раза в год. Можно и отказать, но с обоснованием: например, вас не убедили его аргументы, а ваши более весомые.

И еще раз о двойках

С чего мы взяли, что у ребенка не должно быть плохих оценок? Он не имеет права на ошибку? Он ходит в школу ради цифр в тетради и дневнике? Тогда это вопрос не про образование. Ходит за знаниями? Тогда, если ребенок старается, они у него в любом случае есть.

Недавно ко мне пришла моя дочь и сказала: «Мама, представляешь, у нас в школе есть девочка, которая никогда не получала двоек!» Посмотрев на нее, я подумала, что возможно, она чуть-чуть завидует, и сказала: «Мне жаль ее, ведь эта девочка не испытала всей гаммы эмоций». Разрешите ребенку и себе эту эмоцию. И пусть она будет нечастой.

Все-все знания нашим детям в таком объеме, как в школе, не нужны. Но им нужен друг в виде мамы и папы. Доверие между родителями и ребенком — тоже очень важная дисциплина, изучать которую нужно дома. Каждый день. Из года в год.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9844

Ссылка на основную публикацию