Как развивать эмоциональный интеллект у детей: советы специалистов, эффективные методы

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 29.03.2019).



Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое?

Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать.

Смешно, но даже взрослые тети и дяди не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть субъекты, которые могут хорошо общаться с людьми, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д.

Обратите внимание

Конечно, таким людям проще живется, они могут избегать «острых углов», с ними приятно, потому что проявляют сочувствие, доброту, внимание. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели.

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ.

emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе (рисунок 1).

Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные).

В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Рис. 1. Основа положительной адаптации и социализации детей дошкольного возраста

Определить как развивается эмоциональный интеллект у детей младшего и старшего дошкольного возраста поможет «Дневник наблюдений».

Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей дошкольного возраста.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста:

  1. ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  2. ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;
  3. формируется эмоциональное предвосхищение;
  4. формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  5. чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными.

Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте (табл. 1).

Таблица 1

Как ребенок воспринимает другого ребенка (в онтогенезе развития эмоций) поЛ.Ю.Борохович

Возраст ребенка Характеристика проявлений эмоций
3–4 года Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится. ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.
4–5 лет Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства. ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой.
6–7 лет Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить. ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств.

А теперь, вспомните детей вашей группы. Теперь вы понимаете, почему дети по-разному проявляют себя в общении со сверстниками, что нужно изменить, на что обратить внимание?

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы. Познакомьтесь, пожалуйста с некоторыми из них и проанализируйте, какие подойдут именно вашим детям.

Способы развития эмоционального интеллекта удетей дошкольного возраста:

  1. сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
  2. трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
  3. произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
  4. творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

Как вы увидели, один из способов развития эмоционального интеллекта — это произведения художественной литературы. Поэтому, обратите, пожалуйста, внимание на следующую культурную жемчужинку классической литературы.

ПроизведенияЛ.Н. Толстого, как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны несколько рассказов Л. Н. Толстого, которые содержат в себе элементы нравственного воспитания. Главные герои — животные и люди. Произведения Л. Н. Толстого знакомят дошкольников с такими базовыми эмоциями как интерес, удивление, страх, печаль, радость, развитие которых играют важную роль в социализации ребенка.

В процессе образовательной деятельности дети также знакомятся с детством писателя.

ВОЛК ИКОЗА.

Важно

Волк видит — коза пасется на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

− Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава для корма много слаще.

А коза и говорит:

− Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

Беседа после чтения:

  1. Зачем волк звал козу спуститься вниз?
  1. Как коза догадалась о замысле волка?
  2. Как бы ты поступил на месте козы? Что бы ты ответил волку?

Инсценируйте этот рассказ.

Измените содержание рассказа так, чтобы коза не боялась волка.

БЕЛКА ИВОЛК.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить:

− Пусти меня.

Волк сказал:

− Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

− Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

− Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.

Беседа после чтения:

  1. Почему белки всегда веселые?
  2. Почему волк злой?
  3. Как можно помочь волку?
  4. Что мог бы сделать волк, чтобы стать веселым как белки?
  5. Какие добрые дела можно сделать друг другу?

Нарисуйте подарок для волка.

Скажите друг другу добрые слова.

Подберите пословицу к рассказу:

  1. Совет хорошо, а дело лучше.
  2. Легче друга потерять, чем найти.
  3. Доброе слово путь к сердцу открывает.

Литература:

  1. Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
  3. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, волк, эмоция, белок, эмоциональный интеллект детей, положительная адаптация, художественная литература, действие сверстника.

Источник: https://moluch.ru/archive/147/40819/

Эмоциональный интеллект ребёнка: 5 практических советов по развитию

Хотите помочь ребёнку преодолеть ловушки социальной адаптации, придать ему уверенности в себе и научить легко заводить новые знакомства? Уже в раннем детстве развивайте его эмоциональный интеллект, прилагая к этому не меньше усилий и внимания, чем к развитию умственных, физических и творческих способностей.

Совет № 1: Не бойтесь любить своего ребёнка

Первое, и самое главное, что должен усвоить ребёнок: родители его любят и принимают. Любым. Всегда. Без условий и ограничений. Возможно, не всегда понимают, но любят всегда.

Родительская любовь — это обоюдное и абсолютное право, которое у вас как у транслирующей стороны и у ребёнка как стороны принимающей никто не может отнять.

Никогда не шантажируйте ребёнка своей любовью в попытках приструнить его, укорить за плохое поведение или недолжное проявление сильных, ярких эмоций.

Вы можете испытывать недовольство, когда ребёнок:

  • капризничает;
  • не слушается;
  • плачет;
  • кричит;
  • спорит;
  • огрызается;
  • дерётся.

Но вы не перестаёте его любить, если недовольны его поведением. И это должно стать очевидной и незыблемой основой. Тем островком безопасности, на котором малыш сможет прятаться от бушующего океана эмоций.

Совет № 2: Азбука эмоций

Почему-то никого не удивляет, что маленьких детей нужно учить говорить и ходить, кушать и одеваться самостоятельно, читать и писать… Но всё ещё многие родители и даже воспитатели не осознают, что учить ребёнка эмоциональной грамотности — как минимум не менее важная задача взрослых людей.

  • Обсуждайте с ребёнком эмоции. Называйте их, показывайте, как их проявляют, обсуждайте, почему они возникают.
  • Учите эмоциям на личном примере: имитируйте или описывайте свои реальные ощущения в текущий момент.
  • Используйте специальные дидактические материалы: карточки, сюжетные картинки, развивающие игры и игрушки.
  • Наблюдайте с ребёнком за эмоциями других людей: на детской площадке, в поликлинике, в общественном транспорте, в магазине, в детском саду.

Говорите о том, что можно понять по улыбке и какие бывают улыбки. Обсуждайте, почему люди плачут и что делать, если рядом кто-то плачет. Учите понимать эмоции, как вы учите понимать слова и решать примеры.

Совет № 3: Будьте откровенны

«Не воспитывай ребёнка, воспитывай себя», — гласит популярная английская пословица. Развитие эмоционального интеллекта у ребёнка следует выстраивать, опираясь на этот мудрый принцип.

Рассмотрим пример из жизни.

Малыш пролил молоко. Ваша реакция?

  • Накричать, но самостоятельно убрать последствия мини-потопа.
  • Без акцентирования внимания на происшествии навести порядок.
  • Отругать ребёнка и заставить его убрать за собой.
  • Обговорить, что такое бывает. Возможно, причиной стало баловство за столом или небрежность ребёнка. Трагедии нет, но стоит быть аккуратней. Попросить ребёнка навести порядок. Если потребуется, предложить свою помощь.

Вариантов много. Ваша личная реакция зависит от множества факторов: ваших жизненных принципов, вашего родительского стиля и пр. Даже ваше настроение и эмоциональное состояние на текущий момент вносят свою лепту в то, как вы поведёте себя в конкретной незапланированной ситуации.

Если принципы воспитания, которых вы придерживаетесь, диктуют вам не обострять ситуацию, но при этом вы сердитесь, огорчены или раздосадованы, вы можете озвучить свои эмоции, но не срывать их на ребёнке. Безусловно, этому надо учиться.

Но даже если сдержать первый импульс у вас не получилось и вы вспылили, тут же пожалев о своей несдержанности, не кидайтесь виновато выпрашивать прощения, зацеловывать и замиловывать несправедливо обиженного малыша. Скажите, что сожалеете о своей реакции. Объясните, чем она вызвана, что вы чувствуете и как хотели бы выходить из подобных ситуаций в будущем.

Вы можете продолжить, предположив, что чувствует ребёнок, которого только что отругали, и предложив ему подтвердить или опровергнуть ваши слова.

Показывайте личный пример. Не старайтесь всегда быть эмоционально сдержанным.

Веселитесь и пойте со своими детьми, печальтесь вместе с ними, оказывая или принимая поддержку в моменты грусти, говорите о своих страхах, волнениях, тревогах и переживаниях. Показывайте малышу, что вы, как и он, — живой человек.

А живым людям свойственно испытывать эмоции. Более того, если человек не испытывает эмоций, — это тревожный симптом, требующий немедленной врачебной помощи.

Совет № 4: Кто в доме хозяин

Учите ребёнка, что сильный и умный человек становится хозяином своих эмоций, а не идёт у них на поводу. Эмоции, особенно неприятные, порой ведут себя как дурно воспитанные непрошеные гости.

Они врываются не вовремя, пытаются устанавливать свои порядки и диктовать вам, как вести себя, как действовать, что говорить. Сколько раз вам лично приходилось жалеть о словах, вырвавшихся сгоряча, в пылу ссоры, в момент сильной обиды.

Это был импульс, вспышка, мгновение. Но слово не воробей…

Совет

Если познать себя настолько, чтобы заблаговременно чувствовать приход сильной эмоции, можно выработать стратегию, как эту эмоцию использовать во благо или хотя бы придержать её выход до более подходящего момента.

Ребёнок не должен стыдиться своих чувств — это то, что обеспечивает его индивидуальность. Он может быть боязливым, сентиментальным, вспыльчивым или обидчивым. Но он должен уметь выражать свои эмоции способом, приемлемым в обществе.

  • Мы не говорим обидных слов и тем более не дерёмся, даже когда злимся. Но мы можем злиться.
  • Мы не забираем чужие игрушки только потому, что сожалеем, что они есть у кого-то, а не у нас. Но мы можем сожалеть.
  • Мы пьём невкусное лекарство, когда его назначает доктор. Но мы можем считать это лекарство невкусным и не хотеть его пить.
Читайте также:  <ошибка!>

Человек с высоко развитым эмоциональным интеллектом не подчиняется непрошеной эмоции, но и, как всякий хорошо воспитанный хозяин, не пытается её просто вышвырнуть или задавить. Он принимает факт её появления, оценивает, когда и почему она пришла, и находит способ её конструктивной реализации.

Совет № 5: Все испытывают эмоции

Детский эгоцентризм — совершенно естественное состояние психики в раннем детстве. Младенец и младший дошкольник в силу особенностей мышления не может понимать чужие эмоции. Он не умеет ставить себя на место другого человека.

Этому нужно учить терпеливо и ласково, но настойчиво. Важно уже с раннего детства прививать ребёнку осознание того, что чужие переживания имеют ту же ценность, что и его собственные. Ни больше, ни меньше.

Это уже вопросы не только развития эмоционального интеллекта, но и нравственного воспитания.

Осознав, что те чувства, которые переживает он сам, переживают и другие люди, ребёнок задумается, а стоит ли всегда и везде настаивать на своём, любой ценой стремиться к лидерству, применять силу без крайней на то необходимости, обзываться, кричать и спорить. Возможно, иногда желание не обидеть и не расстроить — вовсе не проявление слабости, а напротив, свидетельство высокоразвитого интеллекта — рационального, эмоционального, житейского.

Почему развивать эмоциональный интеллект ребёнка действительно важно

Эмоциональная сфера — важнейшая составляющая общего благополучия личности. В конце концов, каждый из нас стремится к тому, чтобы быть счастливым, быть принятым и понятым, быть нужным и важным.

  • Лидерство и успешная карьера строятся тем легче, чем более умело человек работает со своими и чужими эмоциями.
  • Семейные узы тем прочнее, чем трепетнее взаимоотношения, чем больше уважения проявляется к чувствам друг друга.
  • Умение распознавать и принимать эмоции, свои и чужие, способность этими эмоциями управлять — навыки, которые необходимы для успешной интеграции личности в общество.

Помогите ребёнку овладеть этими навыками! И пусть ваше родительство будет счастливым!

Источник: http://nii-evrika.ru/5-prakticheskix-sovetov-po-razvitiyu-emocionalnogo-intellekta-rebyonka/

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Общительный, услужливый, оптимистичный… Это те качества, которые делают ребенка, а затем и  взрослого, любимым и успешным. Прийти к этим качествам можно в любом возрасте, но лучше, начать работу над собой с раннего детства, чтобы правильное поведение стойко вошло в привычку. Благодаря развитию эмоционального интеллекта, этого добиться не так уж и трудно.

 Эмоциональный интеллект – что это?

Раньше считалось, что для достижения успеха достаточно развития высокого коэффициента IQ и определенных знаний. Сегодня нам известно, что для полного набора необходим эмоциональный интеллект, который состоит из:

  • уверенности в себе
  • знания собственных преимуществ и ограничений
  • готовности принять вызов
  • способности сопереживать и сотрудничать.

Людям с высоким эмоциональным интеллектом (EQ, Emotional Intelligence Quotient) легче идти по жизни – круг общения значительно шире, чаще приглашают к сотрудничеству, поскольку они легко разрешают конфликты.

В школе, на рабочем месте такие люди больше получают симпатии, легко продвигаются  вверх по карьерной лестнице и осуществляют свои мечты.

Развитый эмоциональный интеллект, это умение общаться с любым человеком, уважать мнение других и справляться с негативными качествами.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей

Ребенок с трех лет должен знать, что он не имеет права кого-то бить или оскорблять, он добьется своей цели не прибегая к физической силе.

Кроме кулаков, бранных слов или истерики, существуют более  действенные аргументы, например, спокойствие и твердость.

Относиться к другим с уважением и  пониманием, это то, что действительно необходимо в любой ситуации. Ребенок все познает с помощью окружения и прежде всего, родителей.

Обратите внимание

Взрослые должны показать чаду, что хорошо или плохо, что можно себе  позволить и нельзя. Правила допустимого поведения и общения придется повторять несколько раз, прежде чем кроха их усвоит.

Кроме того, правила усваиваются в обществе сверстников, но не требуйте слишком многого.

Ребенок 2 – 3 –  х лет еще не способен делиться игрушками и получать от этого удовольствие, это понимание приходит к пяти годам, если конечно, поддерживать развитие данного навыка.

Примером, служите вы, поэтому будьте последовательны. Четко формулировать дозволенное не  обязательно, просто ведите себя так, как считаете нужным. Когда ребенок кричит, скажите – “я не слышу тебя, когда ты кричишь, говори спокойно”, или во время ожидания – “мы спокойно ждем своей очереди”. Наблюдая за вами, малыш установит для себя правила самостоятельно и будет им следовать.

День по настоящему хорош, когда начинается со слов “доброе утро” и все время слышатся приятные слуху “спасибо”, “извините”, “пожалуйста”.

В наше скоростное время вежливость все больше уходит в прошлое и многие ограничиваются пресловутым “здрасте”. Научите малыша произносить волшебные слова как можно чаще – почтительность, необходимо возрождать.

Самыми безжалостными вырастают дети, у которых проблемы с самоуважением.

Относитесь к малышу с пониманием, цените чувства, не унижайте ни словом, ни действием.

Важно

Позвольте принимать решения самостоятельно (в разумных пределах) и не применяйте рукоприкладства – ребенок, который чувствует себя униженным, впоследствии обижает других. Оценивайте успехи и обеспечьте комфорт после постигшей неудачи.

Развитие эмоционального интеллекта невозможно без ежедневной тренировки, ниже описаны наиболее распространенные ситуации на детской площадке и способы их разрешения.

Уроки хорошего поведения

Есть ситуации, которые представляют настоящую проблему воспитания. Рассмотрим несколько обстоятельств и способы решения.

1. Отказывается делиться качелями

Оказавшись на детской площадке, четко скажите, что она для всех детей. Если же ситуация все равно возникла, направьте кроху – “ты уже покатался, теперь девочка пусть покатается, а потом ты”. Дети, которые учатся использовать качели или велосипед по очереди с маленького  возраста, легко овладевают искусством  компромисса.

2. Ребенок не хочет делиться игрушками

Малыш ревниво относится к такой идее и прячет от других свои игрушки? Большинство детей  действительно не понимают, почему с кем-то нужно делиться. Вместо того, чтобы заставлять изменить мнение, научите обмениваться. Если вы ждете маленького гостя, спрячьте любимые игрушки и оставьте только те, которые ребенок готов предложить для совместной игры.

3. Малыш хочет быть в центре внимания

Хорошо, что он амбициозен и не хочет сидеть в углу, но такое поведение может вызвать проблемы. Цените данную черту характера, но объясните, что другим тоже есть чем гордиться.

При необходимости задайте порядок выступлений: “а теперь мы послушаем Аню”. Некоторые педагоги используют другой трюк – говорит тот ребенок, у которого в руках мяч.

Мяч передается по кругу и высказывается каждый.

4. Осуждение

Развитие эмоционального интеллекта ребенка начинается, как вы уже читали выше, c личного примера. Откажитесь от привычки осуждать людей за спиной. Если хотите обратить внимание на плохое действие говорите так: “выкинуть бумажку куда попало – плохой поступок”. Указывайте на ошибку человека не затрагивая его личность.

Иногда, дети говорят неприятные слова “ты мне не нравишься”, “ты  тупой/толстый/некрасивый” или вопросы вроде “почему у тети усы”. Подобные высказывания больно ранят человека и унижают. Объясните, что нельзя комментировать внешность. Если ребенок хочет о чем-то вас спросить, пусть задает вопрос тихо.

Дайте понять, что все люди отличаются, и внешний вид или их ошибки не могут характеризовать человека как плохого или хорошего. Почитаете сказки на эту тему, например, “Красавица и чудовище” или “Ослиная шкура”.

Кроме того, будет хорошо, если вы вместе начнете изучать культуру и традиции разных народов, углубленные знания истории совсем не повредят, а наоборот, помогут лучше понять людей другой национальности, что важно для построения международных отношений в будущем. Интересные факты о странах и народах, вы найдете на нашем новом проекте “просто о туризме“.

5. Ребенок навязывает свое мнение

Он играет только с теми, кто готов подчиняться и оскорбляет, если сверстник не согласен с правилами. Поощряйте ребенка сотрудничать с другими, быть членом команды, а не руководителем группы.

Продемонстрируйте преимущества, которые приходят от совместной  работы. Расскажите истории о людях, объединивших усилия для достижения общей цели.

Обратите внимание на чувства, когда его идеи оказываются не интересными для окружающих.

Совет

Развитие эмоционального интеллекта, процесс сложный и долгий. Пройдет не мало времени и потребуется уйма терпения, прежде чем юный ученик успешно сдаст “экзамен”. Когда вы вместе дойдете до вершины, то сразу заметите, как изменился мир вокруг вас – правильное отношение к разным ситуациям и способность контролировать их, значительно облегчают жизнь ребенка и родителей.

Источник: https://maminmayak.ru/emotsionalnyiy-intellekt-klyuch-k-uspehu/

6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе.

А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат.

Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Обратите внимание

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Важно

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Читайте также:  Х-образные или о-образные у детей – как исправить ноги иксом или колесом

Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/6-uprajneniy-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey/

5 способов развить эмоциональный интеллект ребенка

Аббревиатура IQ известна всем. Она измеряет интеллект человека. Родители гордятся, когда тест на IQ ребенка показывает высокий балл и пытаются развить интеллект малыша различными методами. Но все ли знают, что такое EQ?

EQ – это эмоциональный интеллект. Он измеряет эмоциональное здоровье человека. Чтение эмоций других людей, правильная их интерпретация, адекватная реакция на них и корректное выражение своих эмоций – именно это подразумевает эмоциональный интеллект.

Он гораздо важнее в жизни, нежели академический интеллект. EQ помогает добиться успеха в карьере и отношениях. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта становятся лучшими лидерами, она легче адаптируются, быстрее преодолевают неудачи и наслаждаются здоровыми отношениями с семьей и друзьями. Исследования показали, что EQ не является врожденным фактором и его можно развить.

Читай также: Почему одни дети умнее других

КАК ПОВЫСИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА

Помогите ребенку определить свои эмоции

Маленькие дети не могут понять, почему они расстроены или раздражительны. Помогите ребенку это понять. Расскажите, что он капризничает, потому что голоден. Помогите ему понять, что он расстроен, когда хочет игрушку. Когда он сердится и злится, помогите ему определить причину таких эмоций. Это помогает детям лучше понять свои эмоции.

Научите ребенка выражать эмоции надлежащим образом

Все мы испытываем сильные эмоции. У каждого есть такие «кнопки», при нажатии которых мы можем «взорваться». Но мы понимаем, что несоответствующая и чрезмерная экспрессия может навредить. Поэтому с малых лет учите своих детей выражать эмоции подходящими словами и поведением.

Когда у ребенка возникают проблемы, родители спешат решить все за него. Они считают, что ребенок слишком мал и не может сам разобраться в ситуации. Но это не так. Дайте ребенку возможность самому пройти через возникшую проблему.

Помогите ребенку понять, когда его одолел стресс

Дети бывают эмоционально напряжены из-за многих вещей. Для нас они могут казаться банальными, но у детей много причин впасть в состояние стресса и вести себя соответствующим образом.

Это может быть переезд в другой дом, смена школы, хулиганы в школе, новый учитель, который не очень доброжелателен с вашим ребенком.

Совет

Признайте, что ваш ребенок эмоционально напряжен, поговорить с ним об этом, и расскажите, как он сам может снять стресс (например, с помощью музыки, прогулок, плаванья).

Научите ребенка решать проблему

Часто, когда у ребенка возникают проблемы и он расстроен или в замешательстве, родители спешат решить все за него. Они считают, что ребенок слишком мал и не может сам разобраться в ситуации. А их обязанность – решить все за него. Но это не так.

Дайте ребенку возможность самому пройти через возникшую проблему. Поговорите с ним об этом, спросите, знает ли он, как ее можно выйти из ситуации. Если у вас есть другие идеи, поделитесь ими с ребенком и объясните, почему одно решение лучше другого.

В следующий раз, когда у ребенка возникнет проблема, он сам сможет найти решение.

Читай также: Возраст отца сказывается на интеллекте ребенка

Формируйте правильное поведение

И последний, но не менее важный совет: дети лучше воспринимают не ваши слова, а ваши поступки. Если вы взрываетесь в гневе, используете «плохие» слова, не уважительно общаетесь с другими людьми, ваши дети будут подражать вам и поступать так же. Поэтому родители должны начать с себя.

Да, это может быть трудно. Гораздо проще купить ребенку какую-либо вещь. Но пример родителей будет более эффективным в развитии эмоциональной устойчивости малыша. К тому же в этом процессе родители развиваются вместе с детьми.

Когда мы учим наших детей, мы и сами учимся лучше справляться со своими эмоциями.

По материалам zenparent.in

Читай также: 5 развивающих приложений для деток на украинском языке

Читай также: Чему не научит школа: нужные лайф-хаки современного ребенка

Читай также: Развитие ребенка: 5 идей для годовасика

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/news-41800-5-sposobov-razvit-emotsionalnyy-intellekt-rebenka/

Как развить интеллект ребенка? Упражнения и игры на развитие эмоционального, социального и интеллекта мышления у детей

  • Ответственные родители всегда беспокоятся о том, какие существуют способы развития детского интеллекта еще в раннем возрасте? Познавательность поможет малышу развивать способность, узнавать окружающий его мир и стремиться к множественным открытиям
  • Развитие интеллекта ребенка зависит от нескольких важных факторов. не маловажной является и наследственность, а так же среда в которой он живет, воспитывается и общается
  • Кроме того, огромное значение имеет то насколько родители стимулируют ребенка к познавательной деятельности, как повлияли они на формирование его характера и какими способами помогают развивать детский интеллект
  • Важное значение имеет заинтересованность ребенка в любом деле, ведь если интерес отсутствует — стимула и желания к познанию нет

Ученые доказали, что интеллект развивается у ребенка еще тогда, когда он находится во внутриутробном возрасте. Именно поэтому часто можно слышать рекомендации о том, что беременным женщинам необходимо слушать красивую классическую музыку, рисовать, петь, наблюдать за цветами и животными.

развитие интеллекта у детей

Существует несколько основных видов интеллекта у детей:

  • Вербальный — тот который отвечает за коммуникативные способности ребенка, позволяющий находить ему контакт с другими людьми, детьми, читать и писать в более старшем возрасте, задавать вопросы, формировать диалоги и вести дискуссию
  • Пространственный — тот, который формируется путем наблюдения за предметами, именно благодаря ему создается визуальное восприятие разных образов и способность их видоизменять
  • Логический — позволяющий глубоко погружаться в мышления и решать задачи, вычислять и что-то рассчитывать
  • Физический — способность четко координировать свои движения и владеть моторикой тела
  • Эмоциональный — способность контролировать свои чувства, анализировать их и приходить к выводам, касательно своих впечатлений
  • Социальный — возможность находить контакт с людьми и строить отношения с обществом
  • Духовный — умение рассуждать о своей внутренней составляющей и руководить ею
  • Творческий — способность мыслить творчески, упорядочивать и реализовать свои идеи

виды детского интеллекта

То, насколько правильно и полноценно было питание беременной женщины, напрямую зависит от того каким родится малыш. Уделять внимание ребенку нужно еще тогда, когда он находиться в утробе и сопровождать его этой заботой всю его жизнь. Если вовремя не сформировать его умственные и познавательные качества, подростком он будет не активным и не сообразительным.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного и школьного возраста

Интеллектуальное развитие является наиважнейшим моментом формирование личности вашего малыша.

К сожалению, не каждый родитель имеет определенные знания, которые дают ему понять то как это следует делать.

Чаще всего подсказать способы смогут профессионалы своего дела: детские психологи, воспитатели или педагоги. Однако, формирование интеллекта обычно разбивается на несколько важных этапов.

Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:

  • Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
  • По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
  • Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
  • Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику

развитие дошкольников

Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:

  • Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
  • У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
  • Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
  • Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
  • Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
  • Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
  • Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
  • Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
  • Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
  • Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи

развитие интеллектуальных навыков малыша

Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)

  • В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры
  • Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит
  • Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках
  • Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки
  • Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения
  • Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции

интеллектуальное развитие школьника

Развитие интеллекта и мышления у ребенка: упражнения, игры

Развить мышление у детей любого возраста помогут игры и специальные упражнения:

Игра «Поиски заветного клада». Эта игра способна развивать в ребенке такие навыки, как:

  • ориентирование в пространстве
  • ориентирование в незнакомой (знакомой) местности
  • возможность пользоваться помощью

Игра предполагает нарисовать заранее вместе с ребенком план вашего жилья: дома или квартиры. Ребенку следует чет-ко объяснить, что данный рисунок — это вид сверху и эта своеобразная «карта» на которой красным крестиком изображено место, где спрятано что-то. Эта карта поможет отыскать клад. Клад в данном случае — это игрушка, которую прячут родители.

Гораздо сильнее ребенка может стимулировать поиски вкусности: конфеты или шоколадки, а так же подарка. Задачу можно усложнить, спрятав клад на дачном участке или во дворе.

Игра на развитие мышления у малыша «Помести котенка»

Игра благоприятствует развитию важнейших детских навыков:

  • она развивает воображение
  • совершенствует речь
  • улучшает память
  • учит сопоставлять между собой предметы

Для того, что бы поиграть в это игру, необходимо попросить ребенка визуально представить котенка и показать его руками, на сколько он мал или велик. После этого задайте ему ряд вопросов:

  • Поместится ли котенок в ящик?
  • Поместится ли котенок в кошелек?
  • Поместиться ли котенок в шифоньер?

Так до бесконечности можно представлять котенка и мысленно помещать его в разные места. Это поможет ребенку развивать не только мышление, но и способность сравнивать предметы.

развитие детского мышления

Игра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Для такой игры понадобится некоторая атрибутика:

  • картинки с изображениями разных деревьев
  • картинки с изображениями разных плодов деревьев
  • картинки с изображениями разных листьев деревьев

Для игры стоит использовать только понятные и знакомые ребенку изображения. Суть игры заключается в том, что мама предлагает малышу правильно распределить картинки, в соответствии с деревом. Так, на яблоню малыш должен прикрепить картинку яблоки и его листик, а на дуб — желудь.

Игра развивает логическое и творческое мышление ребенка, одновременно позволяя ему представлять живые предметы, задействовать память и ассоциации.

Развитие социального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие социального интеллекта помогают ребенку обрести определенные социально-коммуникативные навыки и научиться активно вести себя в обществе: не бояться общения, тактильного контакта, не стесняться.

Игра на развитие социального интеллекта «Сонный паровозик»

Эта игра позволяет каждому ребенку окунуться в мир своих ощущений, довериться другому человеку. Смысл игры — добраться из точки «А» в точку «Б» с завязанными глазами ,полностью доверившись тому, кто вас поведет. Для этого несколько детей выстраиваются в ряд и каждому завязываются глаза, кроме первого.

Лучше всего такую игру проводить на детской площадке, где существуют некоторые препятствия. Поводырь (первый паровозик) говорит что делать следующему: нагнуться, поднять ногу, подпрыгнуть, а тот — сообщает следующему. Каждый паровозик повторяет действия предыдущего и старательно одолевает препятствия ,двигаясь вперед и держа своего товарища за плечи.

Обратите внимание

Во время игры дети учатся общаться друг с другом ,не бояться быть обманутыми и учиться помогать друг другу. Кроме того, отсутствие зрения позволяет визуально представлять в голове предметы, окружающие детей.

Читайте также:  Крипторхизм у детей. можно ли носить подгузники при неопущении яичка?
игра — лучший способ развития навыков

Игра на развитие социального интеллекта «Волшебный букетик»

Данная игра поможет научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Кроме того, она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные дружные отношения и имели только положительные эмоции от общения. Делается это очень просто — с помощью комплиментов и приятных слов.

Для игры потребуется обязательная атрибутика и спокойная обстановка:

  • большой зеленый лист бумаги (размер ватмана) или зеленой ткани — она послужит поляной
  • разноцветная бумага и ножницы — для создания лепестков

Ведущий предлагает детям заполнить поляну красочными цветами ,но для того, чтобы это сделать необходимо будет каждый лепесточек кому-то посвятить. Каждый прикрепленный лепесток — это приятный комплимент любому из присутствующих.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие эмоционального интеллекта у детей любого возраста необычайно просты, но одновременно глубоки. Они позволяют детям прочувствовать все, что происходит внутри них и сделать определенные выводы: хорошо им или плохо.

Игра на развитие эмоционального интеллекта «Моя радость»:

  • Целью игры служит расширение познаний детей о том, что такое радость и как она проявляется в реальной жизни
  • Ведущий игры должен сконцентрировать внимание малышей на том, как они себя чувствуют в данный момент и попросить их объяснить, что такое радость для них
  • Кроме того, игра формирует у детей положительные эмоции и приятные впечатления
  • В качестве атрибута можно использовать любую смешную или радостную игрушку. Эту игрушку дети передают друг другу, отвечая на один важный вопрос: «Радость это…»
  • В ходе игры каждый ребенок окунается в свои личные мысли и старается найти внутри себя ответ, от планирует его и подсознательно готовится к нему, ожидая своей очереди

Игра на развитие эмоционального интеллекта «За стеклом»:

  • Данная игра позволяет ребенку развить умение общаться с детьми и уметь выражать правильно свои эмоции, то есть так, чтобы его понимали окружающие
  • Дети должны четко угадывать по выражению лица то, что пытается до них донести один ребенок
  • Это учит ребенка координировать свои движения, вырабатывать терпимость и умение совладать своими чувствами
  • Дети делятся на две команды. Задание — представить, что их разделает звуконепроницаемое стекло. Каждый участник должен изобразить противоположной команде какое либо состояние или желание
  •  В это время противоположная команда отгадывает то, что хочет сказать ему товарищ

В такие игры не обязательно играть группами, ведь не всегда есть возможность задействовать несколько детей сразу. Вполне реально попросить некоторых членов семьи составить вам компанию и попробовать весело ,а так же с пользой провести время.

Видео: «Как развивать интеллект ребёнка? Воспитание детей. Мамина школа»

Источник: https://heaclub.ru/kak-razvit-intellekt-rebenka-uprazhneniya-i-igry-na-razvitie-emocionalnogo-socialnogo-i-intellekta-myshleniya-u-detej

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка — 4 шага. Инструкция для родителей

Когда мы были детьми, никто не учил нас тому, что такое эмоции и чувства  и что с ними делать. Да и во взрослой жизни мы сами не всегда понимаем, почему радуемся, грустим или злимся и как регулировать свое эмоциональное состояние.

В нашей культуре распространено отношение к эмоциям, как к чему-то стихийному и мало поддающемуся управлению.

Однако, современные научные исследования объясняют, что эмоции – это важный ресурс для повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений, а их игнорирование приводит как минимум к информационным потерям и, как максимум, к стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Умение «дружить» или сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность можно и нужно развивать с раннего детства.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д.

 Карузо и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов.

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка, станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага:

  1. Научитесь распознавать эмоции;
  2. Научитесь использовать эмоции в решении задач;
  3. Развивайте осознанность (понимание причин и последствий возникновения эмоций);
  4. Учитесь регулировать эмоциональные состояния

Как же двигаться по этим 4-м шагам?

Шаг 1. Учимся распознавать эмоции

Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?  

Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.

Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости в семье.

Важно

Ведите «Дневник эмоций» вместе с ребенком каждый день, записывайте, зарисовывайте вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня — это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.

Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.

Изучайте азбуку и основные проявления эмоций вместе с ребенком — чем отличается радость от грусти, удивление от страха. Например:

  1. Радость — проявляется в виде улыбки, смеха. Характеризуется открытой позой, энергичными движениями, может сопровождаться танцем, хлопками в ладоши. Характерной чертой искренней радости является «улыбка глазами», когда вокруг глаз появляются складочки-лучики.
  2. Печаль — хмурый взгляд, поникшая голова, плечи, уголки губ опущены, нижняя губа заметно выступает. Для печали характерно снижение активности: движения и жесты становятся медленные, речь замедленная, голос слабый и тихий.
  3. Страх — верхние веки сильно приподняты, брови сведены вместе, губы сжаты или рот открыт, непроизвольно вырывается крик. Руки задействованы для отталкивания или удара, тело отклоняется назад. Эмоция страха влечет за собой инстинктивную реакцию противостоять пугающему объекту или стремление избежать, уйти от угрозы или замереть. В зависимости от этого различаются способы поведения в пугающей ситуации. Кого-то страх парализует, и он не способен ничего поделать с собой и ситуацией. В других случаях происходит мобилизация энергетических ресурсов на активное разрешение ситуации или ее избегание.
  4. Злость — сведенные брови, сверкают широко раскрытые глаза, челюсти плотно сжаты. Губы могут быть открыты, придавая рту прямоугольное очертание, или же они могут быть плотно сжаты. Повышается громкость голоса, иногда человек переходит на крик, угрозы. Жесты становятся резкими, отрывистыми, движения могут быть хаотичные.
  5. Удивление — широко раскрытые глаза, поднятые, изогнутые брови, наморщенный лоб и открытый круглый рот, ослабленная челюсть. При крайней степени удивления происходит повышение тембра голоса, а также изменение интонации.
  6. Интерес – внимательный и сконцентрированный взгляд, приподнятые или слегка сведенные брови, слегка приоткрытый рот. Все движения направлены к предмету интереса. Обычно интерес сопровождается замедлением сердечного ритма (человек будто замирает на мгновение), однако продолжительный и интенсивный интерес вызывает противоположный эффект — человек чувствует себя воодушевленным и оживленным, что вызывает познавательную и двигательную активность.
  7. Отвращение — сморщенный нос, брови сдвинуты, верхняя губа может быть приподнята. Активное отстранение от объекта отвращения, которое проявляется в позе, движениях. Иногда возникает передергивание по телу, в крайних случаях — тошнота и рвота (организм словно изгоняет из себя неприятное). 

Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач

  1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое.
  2. Злость поможет отстоять свою точку зрения.
  3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.
  4. Страх поможет держаться вдали от опасности.
  5. Удивление научит узнавать новое.
  6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.
  7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.

Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае.

Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации.

А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.

Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.

Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций.

Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Для себя, в первую очередь проанализируйте ситуации, в которых вы среагировали эмоциональнее, чем следовало по вашему мнению.

Что послужило причиной такой эмоциональной реакции?

Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями

Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является — определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.

Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом.

Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев. Например:

Совет

Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?

Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.

Итак, 4 шага развития эмоционального интеллекта:

Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.

Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта эмоция решению моей задачи. Как она влияет на меня, мой настрой, мои действия и решения? Какая эмоция может мне сейчас помочь?

Шаг 3. Причины появления эмоций. Проанализировали, почему она возникла и с чем связана и как эмоция будет меняться со временем?

Шаг 4. Управления эмоциями. Определили эффективные для вас стратегии управления эмоциями, что помогает именно вам?

Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребенка.

Почему развивать эмоциональный интеллект важно

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.

В школе у детей с высоко развитым EI растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению.

В свою очередь, дети с низким EI более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью, с концентрацией внимания чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех во взрослой жизни — это научно доказанный факт.

Исследования Йельского центра развития эмоционального интеллекта показали, что дети с высокоразвитым EI с большей вероятностью (на 54% больше чем дети с низким EI) поступают в престижные школы и университеты и шансы получить высокооплачиваемую работу в будущем у них увеличиваются на 46% по сравнению со сверстниками с более низким EI[1].  

Обратите внимание

Уже сейчас уровень EI соискателя становится все более значимым критерием при приеме на работу и в развитии карьеры.

И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников.

А по данным Всемирного экономического форума в Давосе (World Economic Forum)  — эмоциональный интеллект – это ключевой навык человека XXI века в условиях массовой автоматизации и роботизации.

Тренировать данные способности вы можете дома, а также записав ребенка на занятия по развитию эмоционального интеллекта. При выборе таких занятий важно руководствоваться критериями качества обучения, данные программы должны иметь четкую научную основу развития эмоционального интеллекта и методическую базу.

Желаем вам успехов в увлекательном и познавательном мире эмоций!

Записывайтесь на пробный урок в школу «ЭИ дети» в вашем городе — 8 800 333 9690

[1] Caruso, Brackett et al., 2013 – 2017 Yale Center for Emotional Intelligence

Источник: https://ei-kids.com/novosti/472/

Ссылка на основную публикацию