Финансовые игры для детей и подростков — как научить детей финансовой грамотности

Обучение детей финансовой грамотности по возрастам: игры для подростков 12-14 лет

Ранее мы уже разбирались в теории и основах финансовых знаний для подростков. Сегодня перейдем к прикладным моментам.

В 12–14 лет подросток живет настоящим и зависит от мнения окружающих и от правил, принятых в его окружении. При этом он уже кое-что понял о мире денег и научился неплохо считать.

Но не стоит путать математические способности с абстрактно-логическими. Типичный вопрос этого периода: «я накопил 200 гривен… что бы теперь купить?».

Обратите внимание

Детям только предстоит по-настоящему научиться некоторым вещам, и вот каковы цели игр этого этапа:

  1. Планировать расходы на длительное время вперед (до нескольких месяцев).
  2. Понимать основные принципы ценообразования и бизнеса.
  3. Уметь зарабатывать деньги, заниматься мелким предпринимательством.
  4. Сегментировать обязательные и второстепенные расходы.
  5. Задуматься о будущем деле жизни.
  6. Уметь читать банковские документы, счета.
  7. Формировать общие представления об инвестициях, процентах и дивидендах, об экономике.
  8. Ценить деньги.

  Практика «Личный счет»

Цель: научить планировать расходы на длительное время вперед, разбираться в банковских документах.

Суть практики:

Заведите для ребенка настоящий текущий счет. Во многих странах это возможно с 14 или даже с 12 лет.

Вместе положите на счет небольшую сумму и запланируйте регулярные походы в банк, чтобы ребенок мог класть или снимать деньги со своего счета. Попросите ребенка записывать в дневнике все потраченные и заработанные деньги. Обсудите расходы. Спросите ребенка, какие выводы он может сделать о своем финансовом типе поведения и привычках. Что бы он хотел изменить или улучшить?

Практика «Бюджет выходного дня»

Цель: научить планировать расходы.

Суть практики:

Предложите ребенку спланировать семейный выходной и просчитать бюджет. Пусть подсчитает расходы на все необходимое на целый день, в том числе на бензин, еду, чаевые, входные билеты. Выдайте ребенку наличные в начале дня, чтобы именно он расплачивался везде, где это потребуется.

  Практика «Выписки»

Цель: научитьразбираться в банковских документах.

Суть практики:

Предложите ребенку проанализировать распечатку вашего счета по платежной карте и попросите подсчитать, сколько денег вы потратили. Попросите ребенка найти в Интернете предложения банков по оформлению кредитной карты с более низким процентом. Попросите также поискать, а что пишут об этом банке в газетах.

Практика «Благотворительность»

Цель: научить ответственности.

Суть практики:

Предложите ребенку определить, какую сумму из своих карманных денег в честь какого-либо праздника он готов потратить на благотворительность. Предложите добавить еще вдвое большую сумму из своего бюджета. Вместе определите, на что будут потрачены эти средства, и доведите замысел до реализации.

Практика «Умение экономить»

Цель: научить долговременному планированию финансов.

Суть практики:

Поговорите о том, какая дальняя цель есть у ребенка: получение определенных знаний, крупная покупка (квартира, автомобиль), путешествие. Объясните, что чем раньше начать работать над достижением цели, тем скорее и вероятнее будет получен результат.

Составьте список ресурсов, необходимых для достижения цели:

  • Сколько времени.
  • Сколько денег.
  • Какие усилия.
  • Какие связи.

Сообщите, что вы ожидаете от него начала действий уже сейчас. В частности, деньги можно и нужно начинать экономить и откладывать, строя собственный путь к независимости.

Обсудите с ребенком свой опыт, связанный с умением или неумением экономить, а также его влияние на вашу жизнь и независимость. Проанализируйте состояние счета ребенка.

 Игра «Визитные карточки»

Цель: мотивировать задуматься о деле жизни.

Необходимые материалы: чужие визитные карточки.

Количество участников: 1–20.

Суть игры:

Попросите членов семьи и друзей поделиться визитными карточками своих коллег и партнеров. Предложите ребенку проанализировать, какие составляющие присутствуют во всех визитках. Какого они размера? Почему? Попросите рассказать, какое представление у него складывается о каждом из владельцев визиток.

Попросите найти в Интернете правила вручения визитных карточек.

 Игра «Моя потенциальная работа»

Цель: научить зарабатывать и думать о деле жизни.

Суть игры:

Попробуем определить возможное дело жизни еще одним способом.

Составляем табличку. В левую колонку выписываем все сильные черты характера подростка и таланты.

В правой колонке, напротив каждого таланта, пишем не менее трех способов заработка с использованием этого таланта.

Например:

• Я хороший организатор – могу организовывать праздники, могу создать бригаду для выполнения строительных работ, могу научить организовывать кого-то другого.

• Я хороший танцор – могу танцевать на праздниках и вечеринках, могу участвовать в конкурсе на лучшего танцора нашей фирмы, могу учить людей танцевать.

• Я пишу стихи – могу писать поздравления «под заказ», могу стать известным поэтом и продавать свои книги, могу обольстить начальника для повышения зарплаты

Источник: https://womo.ua/obuchenie-detey-finansovoy-gramotnosti-po-vozrastam-igryi-dlya-podrostkov-12-14-let/

Детям о финансах

Наука о грамотном обращении с деньгами в стране не преподается на государственном уровне. Правительство заинтересовано выращивать потребителей, яростно поднимающие ВВП.

Бизнес выращивает покорных рабов, готовых целую жизнь работать на зарплату. Банкиры заинтересованы в создании спроса на кредитные средства.

Поэтому непростая задача — воспитание финансовой грамотности у детей, лежит на плечах родителей.

Зачем нужны уроки, а также какие способы раннего управления финансами существуют, разберем подробно.

Как дети финансовую систему по полочкам разложили

Как сформируется финансовый мир в глазах детей зависит от уровня грамотности родителей, педагогов. А уровень этой грамотности в плачевном состоянии. Хорошо, если папа бизнесмен. Знает что и как устроено.

Правда, часто у такого папы нет времени на преподавание, даже собственному ребенку.

Притча «Как дети финансовую систему по полочкам разложили» как нельзя лучше отображает уровень грамотности народа в финансовых вопросах.

Отличия потребностей и желаний

Родители ошибочно полагают, что понимание отличия потребностей и желаний придет само в определенном возрасте. Однако, многие и в сорок лет еще не научились проводить грань между этими понятиями. Если не хотите, чтобы ваши отпрыски оказались в этом числе начинайте вести разъяснительные беседы с малолетства, с учетом детской психологии. Помогут сказки, игры, наглядные пособия.

Планируйте семейный бюджет вместе

Привлекаем самых маленьких. Чем младше ребенок тем более укрупненная модель бюджета. Главное — активы и пассивы. Цель — научить детей отличать одно от другого. Начинаем с самого видного. Чем старше, тем больше деталей. Отдельно стоит разбирать личный детский бюджет.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс. Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином.

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета.

    Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить карманные деньги, подарки, поощрительные доходы за достижения.

  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как правильно тратить сбережения.

  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков.

    Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.

  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная.

    В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал — получил зарплату.

Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке.

Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.

У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение — обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа — самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги.

Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать карманные деньги. Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах.

На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.

Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа».

Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.

Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.

Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам
Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры.

Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок.
По статистике каждый пятый россиянин — держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов.

Важно

Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.

Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц. Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства.

Термины, без которых не обойтись

Деньги
Финансы
Кредит
Банк
Министр финансов

Министерство финансов

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Рекомендуем настольные игры

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель — стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.

А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная — Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.

Rising Cities — градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Что почитать

Мировой бестселлер по финансам Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» теперь могут прочитать дети. Вышла в свет книга адаптированная под подростковый возраст под названием «Богатый папа, бедный папа для подростков».

С помощью упражнений, схем, наглядных примеров эта книга способна сформировать правильное понимание финансового мироустройства.
Книга «Финансы для тинейджеров» Поповой Натальи раскроет важные понятия: налоги, банки, кредиты.

Книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера в форме интересного приключения раскроет важную тему финансовой грамотности детям.

Детям о финансах Ссылка на основную публикацию

Источник: https://nello.ru/dengi/deti-i-dengi/detyam-o-finansakh/

Финансовая грамотность для подростков

Финансовая безграмотность жителей, проживающих на территории России, заставила руководство страны задуматься над ее повышением. Эта проблема коснулась всех людей России, но особое внимание стоит уделить именно подросткам. Потому что их грамотность в сфере денег еще долгие годы будут полезны для государства в экономическом смысле.

Содержание статьи:

Высокий уровень грамотности – это гарант оказания положительного влияния на экономику региона и страны, на уровень доходов и благосостояния всех граждан.

Этот показатель влияет на повышение эффективности использования финансовых продуктов, увеличение числа добросовестных заемщиков, уменьшение кредитных рисков банков и других кредитных организаций, повышение благосостояния благодаря правильному использованию семейного бюджета, получение навыков управления деньгами на протяжении всей жизни, повышение безопасности людей и защита от мошенничества.

Финансовая грамотность населения и отдельно каждого жителя страны – одно из современных направлений государственных программ. Особое значение имеет осведомленность грамотность молодого поколения, ведь они формируют будущее.

Почему подросток должен быть грамотным в области денег?

Сейчас это всего лишь школьники, а завтра они будут профессионалами в определенной сфере или станут частными бизнесменами. Поэтому, чем раньше привить им заинтересованность в управлении своими средствами, тем скорее появится желание сделать уровень своего состояния выше и создать полноценную жизнь, карьеру и семью.

Экономика и развитие будущего прямо зависит от знаний и информации, а значит, осознанность подрастающего поколения каким путем заработать деньги и куда их направить очень важно.

К примеру, можно потратить деньги на организацию бизнеса с нуля, инвестировать их в какой-нибудь выгодный проект и т.п.

И чем раньше дети приступят к изучению экономически важных законов, тем быстрее станут осознавать их закономерности, тем успешнее будут строить свое будущее.

Изучение правил и основ денежных потоков, поможет создать изначальное представление об экономике. Причем, как о целой системе функционирования человека в ней. Понять ее элементы. Такие как: потребление, производственные связи, обмен средств, ролевое влияние государства системном понимании экономики.

Школы финансовой грамотности

Учитывая потребности детей и подростков в получении знаний, создаются специальные школы финансовой грамотности. Здесь специалисты дистанционно или в реальных учреждениях обучают детей особенностям планирования бюджета, способам вложения денег и обхода от мошенников.

Цели такой школы: подать обучающимся людям основы, знания и практические навыки, которые понадобятся для контроля своих денежных потоков, создания личного инвестиционного плана, эффективного использования капитала. Для достижения этих целей используются такие методы: информационные блоки, работа в группах, групповые дискуссии, работа с индивидуальным опытом конкретных людей.

Обучение проводится и в обычных школах, где ученики могут посещать уроки финансовой грамотности. Это также важный инструмент, применяемый государством.

Материальные потребности и образованность

Главная беда населения страны, заключается в патологической нехватке средств. А она в свою очередь неизбежна оттого, что мы каждый день допускаем одинаковые ошибки, удивляясь, от чего же их не хватает.

Социально-экономический кризис общего развития втянул в эти отношения и подростков. У них появляются защитные реакции в ответ на личный выход из проблемных ситуаций, которые связанны с материальными потребностями.

Слово “экономика” дети слышат с детства, и так или иначе, связывают с ним определенные свои материальные блага. А вот с понятием, финансовая образованность и как можно ребенку участвовать в развитии страны, не каждый знает.

Совет

Таким образом, выходит, что экономическая неопределенность требует создать условия подросткам и помочь им овладеть основами знаний. Чтобы они могли сами принимать обдуманные решения, пользуясь денежными средствами.

Финансовая грамотность для подростков согласно проведенным мониторингам может стать успешной, если ее вовремя сформировывать.

Для сформирования образованности, важны две основные цели: обеспечить свою личную безопасность в денежном плане и желание поднять уровень личной жизни.

Источниками такого сформирования для несовершеннолетних стали: образовательные, учебные заведения, личный жизненный опыт, наблюдения за окружением, родная семья, средства разнообразной массовой информации.

Роль родителей в образованности детей

Потому на взрослых возлагается обязанность, как можно быстрее научить и объяснить подростку, как нужно относиться к рекламе и отфильтровывать ее по принципу полезности. То есть рассказать, что в рекламе защищают любой товар и для чего это делается.

Семья является первоисточником денежных познаний для подростков и первым экономико-направленным опытом финансирования являются карманные деньги.

Однако многие родители поступают неверно, давая ребенку средства только на оплату чего-то конкретного, не оставляя на растраты личного плана ничего. То есть ребенок не набирается опыта в сфере покупной способности и вряд ли это верно и оправдано.

Совершая сам покупки, ребенок приобщается к взрослому миру, ощущает себя значимой единицей его, проходит условную математическую практику. В конце концов, научается распоряжаться деньгами, что ему, безусловно, полезно и пригодится в будущем. Кстати, родители и сами должны умело распоряжаться деньгами.

Для этого можно вести финансовый план для своих потребностей.

Надо понимать, что экономическая грамотность – это важный элемент развития и нормальной экономики в целом.

Проблематика становления такой образованности у детей, стала весьма важной проблематикой и несет свою актуальность в процессы ролевого роста рыночных взаимоотношений в обществе.

Учитывая это, были намечены основные направления участия подростков в экономико-направленном росте России. В плане их содействия в трудовой деятельности, как членов общества, как активных покупателей товаров, услуг. Что в целом, создаст в бюджетную налогооблагаемую базу для страны и улучшит качество жизни растущего поколения.

Подростки нашего времени желают работать и получать за это деньги, им подачки, кредиты совершенно без надобности. Обретение достойного уровня жизни и личного места в жизни, часто сопровождается неправильным представлением путей заработка незаконными средствами.

Обратите внимание

Поэтому так важно направить ребенка по верному жизненному пути и “финансовая грамотность для подростка” станет таким направлением в его жизни. При условии, что он ее получит. Для этого в данный момент проводятся всероссийские лектории на данную тему.

Источник: http://coolbusinessideas.info/finansovaya-gramotnost-dlya-podrostkov/

Обучение детей финансовой грамотности

Добрый день, сегодня поговорим о Финансовой грамотности детей.

Для того, чтобы человек умел грамотно распоряжаться своими финансами, такую привычку нужно заложить ему в детстве. Это важнейшее умение, которое мы можем дать своим детям. К сожалению, в школе не обучают тому, как грамотно распоряжаться деньгами. Как их считать, копить, экономить и на что целесообразно их тратить.

Финансовая грамотность детей важна также, как и основы предпринимательства, и построение семейных отношений. Среди миллионеров-родителей, создавших свой капитал самостоятельно, есть такая статистика: В 87% случаев нажитое богатство теряется в первом поколении детей. Более трех поколений богатство сохраняется только в 3% случаев. Почему так?

Очень часто богатыми людьми становятся люди, начинающие именно с нуля. Даже понятие есть, self-made millionaire (миллионер, сделавший себя сам). Обычно это выглядит так: родители были простыми рабочими, много дать не могли. Ребенок шел за своей мечтой и амбициями, сделал тысячу ошибок, но все равно в итоге начал хорошо зарабатывать и стал богатым человеком.

Молодец? Безусловно! Когда он сам становится родителем, он старается дать детям всё самое лучшее. Игрушки, которых у него не было, машину на совершеннолетие, которую ему не подарили, обильные карманные расходы и так далее. Когда у чада возникают какие-то проблемы — родитель старается решить их за него.

Вроде бы таким образом он проявляет любовь и заботу, старается от всего защитить и всем обеспечить. А к чему это приводит?

К тому, что у ребенка создается уверенность, что ему кто-то всегда что-то должен. Что ему всегда помогут, ведь он такой умный и замечательный сам по себе. У него нет мотивации чего-то добиваться — у него всё есть. А то, что есть — он с легкой душой тратит, ведь родители дадут ещё. Расходы сильно превышают доходы.

Да только все мы смертны. Наступает момент, когда деньги от родителей почему-то перестают поступать. Какое бы ни было состояние, если расходы превышают доходы, но капитал начинает таять и, рано или поздно, кончается.

Важно

И остается великовозрастный ребенок, который о себе очень высокого мнения, да только зарабатывать на жизнь не умеет. Он начинает собирать от жизни все те грабли, которые должен быть собрать 10-20 лет назад, когда был и правда ребенком.

Жизнь начинает учить… До только когда мы собираем пинки от жизни в 15-25 лет, мы их гораздо легче переносим. Сил больше, психика гибче.

А вот когда 35-летний мужик выясняет, что он в этой жизни ничего не умеет, вероятность приспособиться гораздо ниже.

Жестко? Да. Но этот сценарий очень уж сильно распространен. 97% случаев потери капитала за три поколения. Вот к чему приводит неконтролируемая родительская любовь.

Как по-моему, главная задача родителя — подготовить ребенка к жизни. Дать образование и научить самостоятельно жить. А это значит, что нужно иногда дать ему набить шишки, которые ему необходимо набить. За одного битого двух небитых дают.

Но для того, чтобы со стороны наблюдать, как ваш ребенок получает от жизни удары, столь необходимые ему для взросления, родителям нужно гораздо больше любви и осознанности, чем если бы они пытались его от всего защитить. Нельзя просто взять и дать ребенку деньги. Нужно научить ими управлять. А для того, чтобы чему-то научить, нужно уметь это делать самим…

Навык управления финансами

Я знаю родителей, которые не дают своим детям денег на карманные расходы — считают, что это лишнее. А зря. Ведь вы на практике можете показать ребенку, как бережно относиться к денежным средствам. Конечно же, не нужно давать больше, чем вы можете себе позволить. Но даже если это всего пару сотен в неделю, объясните ребенку, что ими можно распорядится по-разному.

Можно, например, купить себе сладостей. А можно и отложить на что-то более существенное.

И даже малышу важно рассказывать, сколько стоят самые необходимые продукты, а сколько — игрушка, о которой он мечтает. Он должен уметь сравнивать — что обойдется дешевле, а что — дороже. Младший школьник уже может покупать себе что-то самостоятельно. И принимать решения — может ли он себе это позволить? Хватит ли ему денег?

Совет

Я считаю не нужно настаивать на том, чтобы ребенок потратил карманные деньги на то, что посоветуете вы. Но если он пока не в состоянии контролировать свои расходы, иногда разбирайтесь вместе — на что же уходят деньги. Возможно, стоит предложить ребенку сократить на время количество средств на карманные расходы, чтобы ему было проще держать траты под контролем.

Важно также объяснить, что не стоит гнаться за теми сверстниками, которые обеспечены родителями. Возможно, они в чем-то не нуждаются и могут позволить себе дорогие вещи. Но не стоит ради того, чтобы быть «не хуже» влезать в долги. Лучше пусть ваше чадо научится жить по средствам и думать самостоятельно, как деньги сохранить и приумножить.

Если вы понимаете, что ребенок болезненно воспринимает обстоятельство, что не может позволить себе то, что есть у его одноклассников, исправьте ситуацию. Не относитесь к его переживаниям пренебрежительно. Покажите — вам важно то, что он чувствует. И аккуратно выясните, почему конкретно он хочет быть похожим на других детей.

Для того, чтобы общаться с ними с позиции равного или доказать самому себе и окружающим, что мама и папа его тоже любят. Если ребенок не может здраво оценивать ситуацию в семье и не понимает цену деньгам, он может подумать, что вы отказываете в покупке из-за того, что жалеете денег. Плохо к нему относитесь.

Навыки экономии и накопительства

Если мы получив деньги, сразу же бежим тратить их, чему мы можем научить детей? Гораздо лучше будет, если мы объясним чаду — деньги можно копить. А в будущем они могут принести прибыль. Для школьников важно постоянное повышение финансовой грамотности. Объясните ребенку,например, что такое банковские депозиты.

Возможно, он захочет накопить денег и положить эту сумму на депозит. Даже если доход от нее будет небольшим, деньги будут работать! И ребенок будет знать, что они работают. Постепенно можно рассказывать и о других способах вложения финансов. Сейчас есть множество банковских вкладов для детей, и даже дебетовых карт с кэшбеком.

Карманные деньги не должны служить поощрением за хорошую учебу или помощь по дому. Ребенок должен получать их на регулярной основе, независимо от его успехов. Ведь это основа формирования у него навыка планирования финансовых расходов.

Школьник вполне уже способен отвечать за свои текущие нужды. Например, платить за обеды в школе, за мобильную связь, делать небольшие подарки своим друзьям, платить за проезд в общественном транспорте. И даже покупать себе что-то из одежды. Постепенно сфера его распоряжения финансами будет расти. И вскоре он научится держать под контролем практически все свои расходы.

Моя дочь питается в школьной столовой через специальную карту «Инфошкола», деньги на нее кладет сама (которые я ей даю) и отслеживает баланс тоже она. В месяц выделяется определенная сумма и если она потратит по карте слишком много, то останется без обеда. Тем самым она учится распоряжаться деньгами грамотно.

Важно научить ребенка откладывать деньги на то, что ему хочется купить. Объяснить, что это гораздо выгоднее, чем брать в долг. К сожалению, сегодня все больше людей живут в кредит.

И мы постоянно переплачиваем за те средства, что берем в займы. Это не лучшее решение. Можно объяснить, что взяв у вас в долг, он может на долгое время остаться без мороженого.

Обратите внимание

Возможно,благодаря этому, у ребенка пропадет желание брать кредиты.

Расскажите, что если тратить денежные средства неразумно, это может привести к тому, что в семейном бюджете появится огромная «прореха», через которую будут ежемесячно утекать заработанные средства. Возможно он не захочет допускать этого и научится держать ответственность за бюджет семьи.

Ценность собственного времени труда

Объясните, что лишь тот человек может обеспечить себя и свою семью, кто достаточно времени уделяет труду. И конечно, донесите до ребенка мысль, что каждая работа должна быть достойно оплачена. Не стоит бояться просить за свои услуги больше денег, если они этого стоят. Это будет очень мощным стимулом в его развитии, формирования его личности.

Учите ребенка с детства делать выгодные покупки. Ведь неразумно переплачивать только за то,что указано на «этикетке». Бывает, что цену на такие товары завышают в несколько раз. И можно гораздо дешевле купить что-то более качественное и подходящее.

Однако, в некоторых случаях, покупка дорогих вещей может служить для ребенка отличным примером для формирования финансовых навыков. К примеру, предложите ему самому накопить на хороший гаджет.

Пусть подумает, как он может сделать это в короткие сроки. Например,он может получать от вас какие-то дополнительные деньги за выполнение обязанностей по дому или за отличные оценки.

Или если ребенок достаточно взрослый, он может подрабатывать.

Если вы понимаете, что ребенку понадобится слишком много времени, чтобы накопить на вещь его мечты, помогите ему. Скажите, что если он самостоятельно соберет какую-то часть необходимой суммы, то оставшуюся часть вы добавите.

Нужно донести до ребенка, что если он купит более дешевую вещь, альтернативную его «мечте», он может хорошо сэкономить. И на эти деньги купить себе что-то еще или потратить их на развлечения. Пусть решит, что важнее для него.

Игры с детьми финансовая грамотность

На сегодняшний день существует множество курсов по обучению финансовой грамотности детей и подростков, мастер-классов. Но особенно интересными и увлекательными будут для вашего ребенка бизнес игры. С их помощью он поймет, откуда берутся деньги и как с ними нужно обращаться.

•Игра «Денежный поток» Роберта Кийосаки. Благодаря ей ребенок точно усвоит разницу между доходами и расходами человека за месяц. Цель в том, чтобы создать пассивный доход,превышающий собственные расходы. А для этого во время игры нужно совершать различные сделки. Очень интересная игра, играть в нее, одно удовольствие.

•«Монополия». Эта игра научит ребенка грамотно распоряжаться собственным капиталом. Благодаря ей он осознает, как добиваться наибольших успехов в бизнесе и в жизни. Как обходить своих конкурентов. Как не бояться и заключать контракты с выгодой для себя. Отличная игра,дочери очень нравится.

Ну и конечно, покупайте вашему маленькому «финансисту» специальную литературу, которая научит его распоряжаться деньгами. Для детей выпущено немало увлекательных книг на эту тему.

У Роберта Кийосаки есть замечательная книга « Богатый Папа, Бедный Папа для подростков», книга «Несправедливое преимущество», «Мани или азбука денег» — автор Бодо Шефер,«Финансовые истории для подростков» — авторы Сергей Биденко и Ирина Золотаревич.

Важно

И, что очень важно, будьте для своих детей хорошим примером. Если вы чувствуете, что у вас есть проблема с финансами, совершенствуйте свои навыки в этом вопросе. Например, берите онлайн уроки финансовой грамотности. Тогда и ребенок будет обучаться охотнее и добиваться хороших результатов.

Источник: http://NewsPolitics.ru/obuchenie-detej-finansovoj-gramotnosti.html

6 способов научить детей финансовой грамотности

Привычку разумно относиться к деньгам необходимо развивать у детей с ранних лет, уверены эксперты. Мы подобрали несколько рекомендаций, которые помогут вам научить своего ребенка бережному отношению к личным финансам.

1. Карманные деньги — это важно

Если вы планируете научить ребенка грамотному отношению к деньгам, важна не только теория, но и практика. И здесь не обойтись без карманных денег. Их размер должен зависеть исключительно от размера вашего дохода. Даже если это 200 руб. в неделю, на эту сумму можно как купить мороженое, так и накопить на мобильный телефон.

Марк Гойхман, аналитик ГК ТeleTrade: «Первые познания финансовой грамотности ребёнку можно дать, как только он научится считать — в школе или даже до неё. Маленький человек должен понимать, сколько стоит мороженое или игрушка. Сопоставлять, что дешевле или дороже. Затем он начинает делать самостоятельные покупки.

Здесь неоценимое значение имеют карманные деньги. В жизнь входит практическое освоение финансовых отношений. Оно даёт сильный стимул в развитии. Учит сопоставлять потребности и возможности — важнейший жизненный навык.

Ребенок вступает во взаимоотношения между людьми, учится соблюдать правила общества, осознает ценность труда и сотрудничества. Появляются элементы планирования, ответственности, организованности. Все эти премудрости дети должны познавать не самостоятельно, а с помощью и под контролем родителей. Но именно на практике.

Мама с папой, выдавая деньги, спрашивают, на какие цели их потратит чадо, попросят посчитать, какие суммы нужны».

2. Экономить выгоднее, чем тратить

Ставка на понижение: в чем хранить деньги

Объясните ребенку, что те деньги, которые он не потратит сегодня на очередную покупку, завтра могут принести ему прибыль. Важно, чтобы ребенок стремился заставить работать свои денежные активы.

Расскажите ему о депозитах, которые приносят прибыль, когда деньги при этом не тратятся.

Совет

Даже если это будет несколько сотен рублей в год от небольшой сумы денег, вложенной вашим ребенком во вклад, он на личном примере убедится, что сэкономленные деньги приносят прибыль.

Приведите пример: одна тысяча рублей во вкладе под 10% годовых через 10 лет «заработает» еще одну тысячу рублей.

По мере того, как ваши дети растут, рассказывайте им о других, более прибыльных способах инвестирования: к примеру, фондовых рынках.

Андрей Паранич, заместитель директора СРО «МиР»: «Чем раньше ребенок начнет учиться обращению с деньгами, тем легче ему усвоить основы грамотного отношения к финансам.

При этом стоит понимать, что важным элементом обучения является позитивный пример взрослых, которые окружают ребенка. Обучение на практике всегда эффективно, поэтому карманные деньги могут стать хорошим способом формирования правильного отношения к деньгам.

Однако стоит учитывать, что карманные деньги — это те средства, которые вы выдаете ребенку регулярно, вне зависимости от его успехов в учебе или объемов работы по дому.

Именно при таком подходе у ребенка формируются основы финансового планирования — он знает, что у него есть собственные деньги, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению».

3. Нет смысла переплачивать за тренды и бренды

Расскажите ребенку, что нет ничего плохого в том, чтобы покупать то, что ему хочется. Однако нет никаких причин для того, чтобы переплачивать за желаемую вещь. Объясните, что нет смысла покупать последнюю игру LEGO «Звездные воины» только потому, что хочется получить ее именно на день рождения. Через пару месяцев, когда популярность игры пойдет на спад, меньше станет и ее стоимость.

За что мы переплачиваем: 5 необоснованно дорогих товаров

Обратите внимание

То же можно сказать и о брендовых вещах. Нет оснований переплачивать за товар в два или три раза только потому, что на нем есть известный логотип. Объясните, что главное требование к вещи — ее качество, и зачастую неплохие джинсы можно купить за меньшие деньги, но без известного логотипа той или иной торговой марки.

Однако если любовь к брендам у вашего чада неискоренима, обратите его противоречивый дух на пользу.

«Желание ребенка получить престижный гаджет может стать хорошим примером для практического обучения финансовой грамотности, — считает Андрей Паранич. — Родители могут предложить ребенку оценить, насколько реальна эта финансовая цель и как можно ее достичь самостоятельно.

Например, предложить посчитать, за сколько месяцев он накопит на нравящуюся ему модель смартфона, откладывая часть карманных денег, как увеличится скорость накопления, если разместить деньги на банковском вкладе, подумать, какие еще финансовые поступления могут ускорить достижение этой цели.

Например, вознаграждение за выполнение дополнительных обязанностей по дому или самостоятельный заработок.

После того, как такие расчеты произведены и финансовый план составлен, имеет смысл предложить ребенку подумать об альтернативах — что можно купить на накопленные деньги вместо этого смартфона. Вполне возможно, ребенка привлечет возможность истратить накопленное на новый велосипед, летнюю поездку с друзьям, а на оставшиеся от накоплений средства купить более простой смартфон.

4.Экономить выгоднее, чем занимать

Пожалуй, этому научить сложнее. Что и говорить, отнюдь не все взрослые согласятся с этим правилом.

8 приложений, которые помогают экономить на покупках

По данным Объединенного кредитного бюро, только в августе текущего года банки выдали россиянам 2,25 млн новых кредитов общим объемом более 288,7 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост в количественном выражении составил 4%.

Что же, проще исправлять свои ошибки, обучая ребенка на собственном примере. Расскажите ему, как дорого обходятся заемные средства. Объясните, как на примере с депозитом: если взять в кредит 1 тыс. руб.

под 10% годовых, то вернуть придется через год минимум 1100 руб.

Не помешает в объяснении этого навыка и практика. Если ваш ребенок хочет купить какую-то вещь, но денег на нее нет, предложите одолжить ему необходимую сумму под процент. Когда он поймет, что должен лишить себя мороженого, чтобы вернуть проценты, возможно, интерес к заемным средствам у него пропадет.

Важно

Эдуард Матвеев, независимый финансовый эксперт: «Разговаривайте с ребёнком о вашем семейном бюджете, объясняйте, какую финансовую дыру и проблемы создаст крупная покупка, предложите альтернативы.

Если разговор действительно будет честным, откровенным — ребёнок вас обязательно поймёт, когда вдруг ощутит, что теперь, обладая новой информацией, он тоже в ответе за семью и за бюджет».

5.

Деньги друзей — не твое дело

Вам наверняка знакома ситуация под названием «Мама, мне нужен планшет как у Вити из моего класса». Не стоит идти на поводу ни у своего ребенка, ни у социума. Если «Витин планшет» вам не по карману, не копите долги, ступая на скользкий путь, дальше будет только хуже.

Предложите ребенку сосредоточиться на себе и собственных средствах. Это важно, если вы хотите, чтобы в будущем они тратили деньги с умом и довольствовались тем, что имеют.

Анна Вульф, психолог: «Выстроенное отношение к деньгам поможет ребенку спокойно воспринимать то, что одноклассники носят модные вещи или пользуются дорогим телефоном, даже если у него нет таких вещей.

Если ребенок завидует одноклассникам, то важно показать, что вам важны его переживания. Для взрослого это сигнал, что ребенок не до конца еще понимает ценности вашей семьи. В этом случае ему сложно отстаивать их перед одноклассниками в ситуации конкуренции.

Прежде чем говорить о своем отношении к этой ситуации, проясните ее. Узнайте, почему ему важно быть похожим — чтобы общаться с одноклассниками наравне, или чтобы доказать им, что его тоже любят в семье. У него могут быть и другие причины желать такую же вещь.

Возможно, ему нужно научиться общаться с интересными для него людьми вне зависимости от разницы в материальном положении.

Совет

Другое дело, если он пока не понимает различия в финансовых возможностях людей и связывает ваш отказ купить ему телефон Apple c плохим отношением к нему».

6. Время — деньги

Как планировать время: 10 правил тайм-менеджмента

Научите своих детей ценить время. Объясните им, что не стоит, к примеру, лепить днями напролет из глины фигурки в большем количестве, чем их купят на школьной ярмарке.

Важно, чтобы ребенок понял — не стоит тратить усилия там, где они не окупятся. Вместе с тем, ему важно понимать, что необходимо упорно работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Но труд должен оплачиваться достойно.

Важно научить ребенка не бояться просит больше за свою работу, если он этого заслуживает.

Николай Косяк, руководитель проекта «Рамблер/финансы» Rambler&Co: «Любому человеку пригодится умение грамотно распоряжаться деньгами, закладывать основы этих знаний нужно в детстве. С детьми обязательно нужно говорить о деньгах, работе, тратах.

Карманные деньги учат детей считать, копить, экономить и прислушиваться к своим желаниям. Кроме того, карманные деньги — это стимул для ребенка к дальнейшей самостоятельности, финансовой независимости».

Если вам удастся донести до детей вышеперечисленные рекомендации, они вырастут людьми, умеющими ценить себя, свое время и деньги.

[simlink]6 шагов к эффективному управлению финансами5 способов сэкономить на покупке детских книг9 приложений для контроля финансов[/simlink]

Источник: http://dailymoneyexpert.ru/how-to-save/2016/11/02/6-sposobov-nauchit-detej-finansovoj-gramotnosti-12583.html

Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

Учим правильно тратить

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Обратите внимание

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.

Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения

Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Важно

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.

Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите  ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?

Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.

Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские  взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Дорогие родители, все «инструменты» в ваших руках, и от вас зависит, на сколько финансово грамотным вырастет ваш малыш и какие уроки пойдут ему на пользу!

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.

Совет

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в соц. сетях. До скорых встреч, дорогие читатели!

Источник: https://chesnachki.ru/detskaya-psihologiya/uroki-finansovoj-gramotnosti-dlya-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию