Учим ребенка выговаривать сложные буквы самостоятельно – рекомендации логопеда

Как быстро научить ребенка говорить букву «р» — выговариваем звук дома, легкие занятия и видео упражнения

Речевой аппарат ребенка развивается постепенно. Поэтому многие сложные звуки дети часто не выговаривают в раннем возрасте.

Одним из наиболее проблемных считается звук «р».

Иногда даже дети младшего школьного возраста не выговаривают этот звук.

Быстро научить ребенка говорить букву «р» поможет логопед.

Зная упражнения для развития речевого аппарата научить ребенка говорить букву р можно и самостоятельно.

Почему ребенок не говорит букву «р»

Звук «р» не зря считается одним из сложных звуков для произношения в русском языке. Это звук дети учатся произносить дольше всего.

Для четкого постановки звука «р» должен быть достаточно хорошо развит речевой аппарат, чего у ребенка пока не наблюдается.

Попробуйте произнести это звук. Кончик языка при произношении касается неба, а боковые части языка прижаты к верхним жевательным зубам.

Воздух выходит с такой силой, чтобы передняя часть языка вибрировала. Речевые связки напряжены, и даже в горле чувствуется дрожание. Очень непросто настолько хорошо управлять своим речевым аппаратом для крохи.

Поэтому звук «р» дети начинают произносить ближе к 5-6 годам.

Обратите внимание

Если к указанному сроку ребенок все еще не осилил эту букву, то причинами этого могут быть:

  1. Особенности строения языка. А именно, короткая подъязычная уздечка. При этом язык просто не достает до неба. Необходимо ее разрабатывать специальными упражнениями, или же выполняют подрезание уздечки.
  2. Неразвитость артикуляции. Язык в таком случая малоподвижен, у него малая амплитуда. Возникает, если ребенок мало разговаривает. Необходимо тренировать язык.
  3. Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок замещает звук «р» иным звуком «л», «й», «г».
  4. Неправильное дыхание, связанное с заболеваниями дыхательных путей (аденоиды, ринит, прочее). Исправляется с помощью дыхательной гимнастики.

Постановкой произношения можно заниматься и самостоятельно, но сначала необходимо показать ребенка специалисту, для исключения физиологических нарушений.

Бывает, что родители довольно долго не обращают внимание на картавость.

Считают это нормальным и ждут, когда он сам освоит букву.

Конечно, когда малыш маленький и только учится произносить буквы, то некая картавость выглядит забавно.

Но когда школьник не выговаривает звуки, это уже не хорошо.

Если ребенок после 5 лет не произносит звук «р», то необходимо показать его логопеду. Ведь не исправленный во время недостаток может сохраниться на всю жизнь.

Нарушения речи ограничивает общение, провоцирует создание комплексов, замкнутость, стеснительность. Ему будет сложно добиться успеха в дальнейшей жизни.

Поэтому чем раньше родители начнут заниматься упражнениями для разработки языка и развития артикуляции, тем быстрее малыш сможет освоить звуки.

Начинать выполнять артикуляционную гимнастику можно и в 3 года. Для этого лучше всего подойдут специальные игры, а позже и упражнения для развития подвижности языка. Тогда к 5 годам малыш наверняка сможет правильно произносить звук «р».

Вы заметили в речи малыша и другие ошибки? Постарайтесь исправить их как можно скорее, читайте как научить ребенка правильно ставить ударения при помощи игровых методик.

Ваш малыш совсем ничего не говорит? Это может быть связано с серьезными нарушениями речи. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года?

Когда обращаться к логопеду

Если малыш не «рычит» в 5-6 лет визит к специалисту обязателен.

Прежде всего, врач осмотрит ребенка на возможные физиологические проблемы.

При выявлении недостатка, может направить к другим специалистам для его устранения.

Например, вылечить насморк, удалить аденоиды, подрезать короткую уздечку и прочее.

Логопед может обнаружить, что есть проблемы и с другими звуками, так как слух обычного человека, не профессионала, не воспринимает нарушение артикуляции в полной мере.

Кроме того, врач расскажет, как быстро научить ребенка правильно произносить звуки, покажет упражнения, необходимые для их постановки. Объяснит, как правильно их выполнять.

Проводить эти упражнения необходимо дома самостоятельно или ходить на занятия к логопеду. Выполнять гимнастику для развития речевого аппарата необходимо регулярно, иначе результата не будет.

Итак, как быстро научить ребенка говорить букву «р»?

Важно

Не всегда у родителей есть возможность показать ребенка логопеду, да и часто найти свободного логопеда, который сможет заниматься с ребенком, не так просто.

Если малыш хорошо произносит остальные звуки и проблемным остается только «р», то можно попробовать поставить звук занимаясь самостоятельно.

Чтобы успешно развивать речевой аппарат малыша, логопеды рекомендуют придерживаться таких правил:

    Когда ваш малыш научился произносить «р»?

  1. Осваивать букву нужно постепенно.
    Сначала учим произносить правильно слоги: ар, ра, ор, ро и так далее. Уже после этого можно осваивать сложные скороговорки.
  2. Старайтесь заинтересовать ребенка. Гимнастику необходимо проводить в игровой форме.

    Упражнения должны увлечь малыша, чтобы он выполнял их с удовольствием.

  3. Занятия должны проводиться регулярно. Нескольких занятий может быть недостаточно для постановки звука «р». Необходимо каждый день проводить гимнастику.

Часто обучать ребенка начинают скороговоркам для простановки определенного звука. Это не верно. Для начала необходимо освоить звук отдельно.

После этого добиться правильного произношения простых слогов с этим звуком. Потом закрепляем звук в произношении коротких легких слов.

И лишь после этого начинаем заучивать скороговорки для выработки автоматизма при произношении звука «р».

Игры для развития навыка

Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения.

Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка.

Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка. Далее мы приводим несколько примеров таких игр:

  1. Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это ребенку.

    Пусть повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо».

    Продолжаем цокать.

  2. Играем в котика. «Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
  3. Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
  4. Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.

Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.

Чтобы не пропустить возможных тревожных признаков, важно знать, что должен уметь делать ребенок в 3, 4, 6 месяцев и полтора года.

Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить. А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность.

Зарядка для языка

Существуют специальные артикуляционные упражнения и зарядка для языка. Такие занятия проводят в игровой форме, чтобы было интересно и легко.

Если поначалу что-то не будет получаться, не настаивайте сильно и не ругайте ребенка.

Можно выбрать те упражнения, которые больше нравятся, а потом иногда их менять. Главное выполнять зарядку ежедневно.

  1. Гармошка. Губы растянуты, язык «приклеен» к небу. Не смыкая зубы, открываем и закрываем рот, язык не отрываем.
  2. Кисточка. Представим, что язык это малярная кисть. Не спеша «красим» небо от верхних зубов к горлышку и назад. Пусть язычок хорошо прокрасит все места.
  3. Зубная щетка. Язык с силой проводит по всем зубкам, как бы обметая каждый снизу вверх.
  4. Парашют. Язык высунут в форме чашечки, пытается достать до носа. Подуть в таком положении.
  5. Футбол. Язычок бьет то в одну, то в другую щеку.
  6. Маятник. Рот приоткрыт. Язык немного высунут. Двигаем язычок от одного уголка губ к другому.
  7. Высовываем язык сначала узкий «иголочку», затем широкий «лопатку».

Бывают случаи, когда даже регулярные и верно построенные занятия не приносят результата, тогда родителям стоит обратиться к врачу и внимательно наблюдать за речью.
Дело в том, что есть серьезные заболевания, которые проявляются таким образом. К примеру алалия и дизартрия. Что такое дизартрия и как ее распознать читайте в материале по нашей ссылке.

Упражнения — видео

После освоения упражнений для языка, если вы пока не решились обратиться к логопеду, можно начать выполнять упражнения для постановки звука «р».

Эти упражнения не сложные и не требуют длительного выполнения. Они помогут научить ребенка говорить букву р. Важно, чтобы занятия дома проводились регулярно. Тогда скоро вы заметите желанный результат.

  1. Рот открыт, губы растянуты. Кончик языка упирается в верхние зубы. Несколько раз произнести «д-д-д».

    Это упражнение позволяет укрепить кончик языка. Выполняем 15 секунд.

  2. Растягиваем подъязычную уздечку. Рот широко открыт. Кончик языка достает основания верхних зубов.

    Чувствуется, как натягивается уздечка. Выполняем 2-3 раза, по несколько секунд удерживая язык.

  3. Губы растянуты, кончик языка между зубами. Покусываем язык несколько секунд. Повторить 8 раз.
  4. Цокаем языком как лошадка. Язык прилепляется к небу и отлепляется со звуком. Повторяем 20 раз.
  5. Следующие упражнения проводятся с использованием логопедического шпателя. Его можно приобрести в аптеке. Если его нет, то можно использовать чистый палец свой или ребенка.

    Малыш произносит звук «ж». Не прекращая произношения, постепенно сдвигаем шпателем или пальцем язык выше к небу до получения «р».

  6. Для получения мягкого звука р, выполняем то же самое, только ребенок говорит «ззззи», для твердого – «ззззаа».

Когда звук «р» начнет получаться, то для его произношения сначала учимся говорить слоги: ра, ро, ру, ри, ре, ар, ор, ур, ир. Позже более сложные слоги или простые слова: мур, ром, рис, рак, рука, рыба и так далее. Важно научить ребенка говорить также мягкий и твердый звук «р».

Если у ребенка не все получается, ни в коем случае не ругайте его. Занятия должны приносить удовольствие. Будьте настойчивы и терпеливы. Показывайте ребенку упражнения и выполняйте вместе с ним.

Пусть повторяет за вами как отражение в зеркале. Если занятия не приносят никакого результата, то лучше все-таки показать ребенка специалисту.

Помогла статья? Оцените её (1

Источник: https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/bystro-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без привлечения специалистов

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Совет

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно?

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) Чем полезно грудное молоко, из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, читайте тут.

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Ранее мы рассматривали, как научить ребенка говорить букву «Р». Если в этом вы достигли успеха, то можно использовать и этот звук. Часто ребенок отлично выговаривает звук «Р», но затрудняется с «Ш». Поэтому попросите его прошептать «Р». Результат вас удивит.

Также постановку «Ш» можно осуществлять на основании звука «С». Попросите ребенка произнести его, приподнимая край языка ложечкой до тех пор, пока между языком и небом не образуется необходимая щель.

Если вы добились желаемого результата, то пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. При этом напоминайте, чтобы язык был немного приподнят. Если не получилось, то возвращайтесь к фокусу с ложкой.

Как только изолированный звук закреплен можно дальше переходить к словам и предложениям с «Ш» в различных позициях. Для этого подойдут различные скороговорки на букву «Ш» или различные логопедические слова. Важно закреплять результаты. Простейшим способом является внедрение «Ш» в обыденную речь как можно чаще.

Обратите внимание

1) Стоит ли употреблять изюм при беременности? Подробно разбираем все нюансы этого вопроса.
2) Чем опасны глисты во время беременности и как от них избавиться, мы рассказываем в этой статье.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Источник: http://LovingMother.ru/uxod-za-rebenkom/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh.html

При помощи этих упражнений, научите ребенка правильно выговаривать все буквы

Как научить ребенка говорить буквы не «проглатывая» и правильно выговаривать буквы Р и Л ? 

Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также — полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника — как научить ребенка выговаривать буквы правильно. Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать «заковыристые» буквы Р и Л.

И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв.

После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

«Сложная» буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв .

Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться, на этапе базового становления.

Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Важно

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л, важно правильно организовать занятия : Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме;

Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

ШАГ ПЕРВЫЙ

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы правильно,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.

 
Делаем массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя … » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем : «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик …» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем — в обратную сторону. Приговаривайте при этом : «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке ! Рот наш роток, он совсем не молчунок ! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

ШАГ ВТОРОЙ

Разминочные упражнения

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям.

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза — на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка. 

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки, то верхние (30-40 раз). 

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов, одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения.

Совет

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух , при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта. 

ШАГ ТРЕТИЙ

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р 

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры. Попросите ребенка показать свой язычок — пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование — кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом ? Отличное упражнение — малыш двигает в разные стороны большим пальчиком,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка «почистить» зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны. Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р ? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

— Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки. На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик — на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок «крепким» секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

— Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его ,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.

Выполнение упражнения заключается в следующем — малыш как бы «присасывается» поверхностью зыка к нёбу,а затем «отрывает» его от неба с характерным щелчком.

Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

— Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

— Заключительное упражнение для укрепления мышц языка — малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

ШАГ ПЯТЫЙ

А теперь переходим от «физкультурных» упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге — ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами — др,тр.

Когда малыш закрепит эти навыки, переходите к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами.

Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р . 

ШАГ ШЕСТОЙ

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка. 

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её «зажевывает» или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками.

Обратите внимание

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом «оттачивания» артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками. Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно — сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно.

При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию.

Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и «сложную» букву Р :

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс — 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Читайте также:  Сколько ребенок спит в 1-12 месяцев жизни - режим дневного и ночного сна

Упражнение 1

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту. 

Упражнение 2

«Оттачиваем» у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка. 
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем — положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Упражнение 3

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Упражнение 4

Важно

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными — У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Упражнение 5 

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь ,а не произносить.

После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами.

Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать «сложные» буквы, в том числе — буквы Р и Л.

Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв : упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились. 

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/pri-pomoshhi-ehtikh-uprazhnenijj-nauchite-rebenka-pravilno-vygovarivat-vse-bukvy/

Учим ребенка выговаривать букву «Р»

Красивая речь – непременный атрибут успешного человека. Дефекты дикции, будь то заикание или неверное произношение, приводят к психологическим комплексам.

Преодолеть их сложнее, чем обучить малыша говорить правильно. Логопедические проблемы решаются сегодня довольно эффективно.

За редким исключением, научить ребенка говорить букву «Р» быстро и правильно можно и без помощи логопеда.

Русский речевой аттракцион

«Р» – самый сложнопроизносимый звук для артикуляции. Встречается он далеко не во всех мировых языках. Например, в английском языке «R» — упрощенный вариант русского, в китайском — он не отличим от «Л».

Для русских характерно раскатистое произношение буквы «Р». Для ее воспроизведения нужен виртуозный речевой аппарат, хорошая языковая вибрация и прочие лингвистические «достижения». Овладеть ими под силу не всем иностранцам. Неудивительно, что наши дети испытывают трудности в произношении буквы «Р».

В наши дни еще встречаются случаи картавости у подростков и взрослых. В 99 % процентах виноваты в этом не они, а родители. Возможно, был упущен тот момент, когда можно быстро научить малыша говорить букву «Р» в домашних условиях. Именно на родителях (бабушках и дедушках) лежит ответственность вовремя распознать первые сигналы неблагополучия и своевременно скорректировать проблему.

В каком возрасте бить тревогу

Общепринятая точка зрения гласит, что большинство букв ребенок должен говорить безошибочно к 4,5-5 годам. Исключение составляют «Л» и «Р». Большинство детей по статистике осваивают их к шести годам.

Время задуматься настает, если малыш не пытается говорить звучное «Р» по достижении пяти лет. В речке у него вместо «рыбы» все еще плавают «лыбы» или даже селедки, в небе летают «шаиики», ворона так и не умеет каРРкать. Возможно, ребенок произносит букву «Р», но не совсем верно.

Специалисты выделяют множество вариантов детского коверканья буквы «Р». Самые распространенные случаи:

  • Буква «Р» пропускается: «ко_ова» вместо «корова».
  • Заменяется другими звуками: «Л», «Ы», «Й». «Класки» вместо «краски».
  • Говорение «Р» не типично для русского произношения.

Последний вариант имеет множество нюансов, разобраться в которых по силу лишь опытному логопеду. Речевыми вариациями «грешат» обычно дети-билингвы, говорящие сразу на двух языках. Такой ребенок может говорить «Р», например, грассируя, как французы. При этом вместо языка вибрирует мягкое небо.

Французский логопед посчитает такое произношение нормой, а русский — речевым дефектом. Если ребенок растет в русскоговорящей среде, нестандартный «Р» желательно привести к общепринятой норме.

Без помощи логопеда все-таки не обойтись

Поскольку речь пойдет о том, как научить маленького ребенка говорить букву «Р» дома, стоит напомнить о необходимости предварительной консультации у грамотного логопеда. Иначе, даже если родители полны энтузиазма и решительно настроены на самостоятельные упражнения, их усилия могут оказаться напрасны.

Первичный визит к специалисту нужен, чтобы исключить индивидуальные особенности, мешающие приручить коварную «Р». Речь идет о подъязычной связке, которую в народе называют «уздечкой». Из-за ее неразвитости язычок ребенка не касается верхнего нёба, что мешает научить его правильно произносить звуки.

Совет

Определить анатомические нарушения по силу только врачу. Как правило, «уздечка» разрабатывается логопедическими упражнениями и массажем. В отдельных случаях связку, мешающую формированию речи, следует подрезать. Чтобы разрешить дилемму о необходимости вмешательства хирурга, требуется авторитетное мнение логопеда.

Родители, не переживайте. У подавляющего большинства детей врачи прибегают к разработке «уздечки» традиционными методиками. «Снять узду» с буквы «Р» поможет специальная артикуляционная гимнастика. Как научить этому в домашних условиях, мы расскажем далее.

На что обратить внимание

Если логопед исключил необходимость подрезания «уздечки», остается еще несколько причин отсутствия звука «Р» в детской речи:

Для улучшения дикции следует заниматься не только упражнениями на развитие «Р», но и научить ребенка… строить гримасы!

Стимулируйте у него выразительную мимику и активные «движения ртом». В процессе игры попросите сложить язык лодочкой (дети это занятие обожают!); дотронуться языком до кончика носа; растянуть губы, широко улыбаясь как чеширский кот. Подобные забавные манипуляции отлично развивают подвижность речевого аппарата.

У такого ребенка не получается правильное звукообразование, так как он нечетко улавливает речь взрослых на слух.

Об этом свидетельствует путаница звонких и глухих звуков, мягких и твердых согласных («любовь-любоф», «дверь-тверь», «балка-палка»). Развить фонематический слух поможет игра-упражнение «Шутки-минутки».

Читайте «неправильные» детские стишки, а ребенка попросите найти и исправить нелепицу. Например: «Кот ныряет глубоко, кит лакает молоко».

Характерный симптом – долго непроходящий насморк, вызванный аденоидами, искривлением носовой перегородки, аллергическими проявлениями. В этой ситуации необходимо бороться с первопричиной нарушения дыхания.

Обратите внимание

Доказано, что несовершенное произношение буквы «Р» может иметь наследственный характер. В таких семьях проблема усугубляется тем, что ребенок копирует неправильную родительскую речь.

После выяснения истинных истоков дефектов речи переходите к прицельной коррекции, чтобы своевременно научить ребенка говорить «Р». Помимо особой терапии для конкретных нарушений, существует общепринятый набор ежедневных упражнений. Как минимум они потребуют полчаса вашего времени несколько раз в неделю, а лучше ежедневно.

Приступаем к тренировкам

Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Затем произнести простые и понятные слова: «трава, королева, рядом, ворона». В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.

  1. Если малышу не удается произнести одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его имитировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
  2. Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а затем в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
  3. Заключительный, наиболее сложный этап — тренировка звука в скороговорках, предложениях.

Важно помнить! Нередко вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, заставляют его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками. Научить говорить таким образом невозможно. Малыш испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.

Залог успеха: теРРпение и тРРуд все пеРРетРРут

Единственно верный способ — от легкого к сложному. Задача детской логопедии – не одномоментная коррекция, а постепенное укрепление артикуляционного аппарата. Не требуйте от ребенка стремительных результатов, поверьте, ему и самому хочется побыстрее освоить премудрость.

Поставьте себя на место малыша. Если взрослым языковые пируэты даются без труда, то для ребенка – это упорная работа и определенный дискомфорт. Добавьте к занятиям немного юмора, игры, материальных поощрений. Расскажите, что вас самого бабушка научила говорить «Р» только благодаря таким упражнениям. Ни в коем случае не передразнивайте и не смейтесь над неумелыми попытками юного лингвиста.

Разминка

Занятия начинаются с подготовки — разогревания артикуляционного аппарата. Все упражнения повторяем по 10-12 раз. Вначале родители показывают ребенку, как правильно делать упражнение. Это поможет быстрее научить малыша правильной технике.

«Прятки»

Слегка приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, затем спрятать за верхний ряд зубов.

«Художник»

Дотронуться язычком до нёба и, словно кистью, поглаживать его вперед-назад.

«Маятник»

Высунуть язык и поводить им в разные стороны: влево-вправо и обратно.

«Чистим зубы»

Проводим языком по основанию верхнего ряда зубов словно зубной щеткой. Затем по очереди нащупываем язычком каждый зуб.

«Комарик»

Приоткрываем ротик в улыбке, высовываем кончик языка и пытаемся позудеть как комарик «з-з-з». Убираем язычок за передние зубы и продолжаем говорить «з-з-з».

Эти упражнения укрепляют языковые мышцы и разрабатывают «уздечку». Для отработки полноценного звука «Р» применяют специальный логопедический тренинг.

  1. Произносим ритмично «д-д-д», ударяя кончиком языка по верхним зубам изнутри. Затем начинаем выдувать сильную струю воздуха, пытаясь одновременно произнести «Д». Цель – прочувствовать характерную вибрацию языка и зафиксировать ее.
  2. Действенный способ разработать уздечки — цоканье. Прислоняем язык к верхнему нёбу и легко пощелкиваем.

Для дальнейших упражнений нужен специальный шпатель, иногда его называют постановочным зондом. Инструмент для постановки буквы «Р» продается в специальных магазинах для логопедов, аптеках. Современные зонды довольно комфортны и безболезненны, встречаются ароматизированные модели: с запахом клубники, ванили и т. д. Старайтесь пользоваться шпателем уверенно, но аккуратно.

  1. Попросите ребенка открыть рот и пожужжать как пчела. Через несколько секунд нужно осторожно просунуть шпатель под язык и быстро производить вибрирующие движения влево-вправо. Малыш продолжает произносить «жжж» на выдохе.
  2. Попросите малыша сказать «з-з-за», отодвигая язык как можно дальше назад. Просуньте ему под язычок зонд и двигайте им как описано выше. Если все выполнять правильно, послышится четкий звук «Р».
  1. Похвалите ребенка, как быстро он освоил трудную задачу. Постепенно подключайте проговаривание рычащих слогов и скороговорок.
  2. Чистоговорки подбирайте по возрасту. Чем меньше малыш, тем короче и проще должны быть предложения. Разнообразьте репертуар, не мучайте ребенка одной и той же фразой. Повторение должно превращаться не в рутину, а в интересную игру. Хорошо выучить забавный стишок или песенку, где встречается «Р».

Не торопитесь. Отработка звука «Р» у всех происходит индивидуально: от нескольких дней до месяцев. Как говаривал великий Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою!»

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник: https://mamsy.ru/blog/uchim-rebenka-vygovarivat-bukvu-r/

Как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»?

Становление речи у малышей — острая тема для многих родителей. Воспитатели ДОУ, логопеды, педиатры и детские психологи уже не первый год стройным хором пытаются донести до общественности тревожную мысль: «Современные дети значительно отстают от своих предшественников в звукопроизношении». Причин этому однозначно нерадостному явлению немало:

  • обилие современных гаджетов делает живое общение неактуальным;
  • излишняя опека со стороны родителей приводит к тому, что все желания ребёнка угадываются с полувзгляда и малышу просто не нужно стараться внятно их озвучивать;
  • недостаток работы для маленьких ручек тормозит развитие мелкой моторики, которая необходима для правильного и своевременного становления речи.

Но что делать мамам и папам, которые осознают важность развития речи ребёнка? Как избежать логопедических проблем и помочь ребёнку говорить звуки чисто и правильно? В частности, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»

Читайте также:  Как научить слушать ребенка, который постоянно перебивает

Становление звука «С» согласно возрастным нормам

Уважаемые читатели! Мы обращаем ваше внимание на то, что каждый ребёнок — особенная личность со своими индивидуальными чертами характера и темпами развития. Поэтому озвучиваемые нормы можно воспринимать лишь как материал для ознакомления.

Если вы замечаете, что звукопроизношение карапуза не соответствует возрастным нормам, паниковать не стоит, но обратить на это внимание необходимо однозначно. И лучший способ избавиться от терзаний — консультация у опытного, грамотного логопеда.

Как правило, большинство затруднений в развитии речи можно решить в домашних условиях.

Итак, в среднем твёрдый звук «С» появляется в детской речи в 2–2,5 года. На его становление и автоматизацию может потребоваться много времени, но уже к 4,5–5 годам малыши хорошо справляются со всеми звуками, в том числе свистящей парой «С» и «З», дифференцируя их по твёрдости/мягкости. Единственный звук, который может появиться чуть позже, ближе к 6 годам, — это «Р», о чём мы писали ранее.

Вы можете помочь ребёнку научиться правильно выговаривать звуки «С» и «Сь», занимаясь с ним артикуляционной гимнастикой и выполняя специальные упражнения в домашних условиях.

5 эффективных упражнений для постановки звука «С»

Упражнение 1. Настольный футбол

Как выполнять

Приготовьте лёгкий шарик из ваты или бумаги. Можно использовать маленькие полые пластмассовые шарики из настольных игр. Обозначьте на столе место ворот — выложите их спичками, скрепками, счётными палочками. Цель игрового упражнения — загнать мячик в ворота, ничем к нему не прикасаясь. На шарик надо дуть. Причём дуть так, чтобы не надувать щёки.

В чём польза

В процессе игры ребёнок тренируется делать длинный выдох без перерывов, что важно для постановки правильных свистящих и шипящих звуков.

Упражнение 2. Настольные гонки

Как выполнять

Приготовьте лёгкие шарики. Их количество должно совпадать с количеством участников «забега». Игрокам надо приготовиться: растянуть рот в широкой улыбке, передний край язычка уложить на нижнюю губу. А теперь выдуваем длинную струю, произнося протяжный звук «ф». Ну-ка, чей мячик окажется дальше всех?

В чём польза

В описанном положении артикуляционного аппарата ребёнок тренируется пускать струю воздуха по центру языка. Контролируйте, чтобы на выдохе звучало именно «ф», так как в этом случае мы добиваемся узкой воздушной струи, которая нужна для произношения звука «с».

Упражнение 3. Маляр

Как выполнять

Попросите ребёнка представить, что его зубки — это забор. А язычок — кисть маляра. Наша задача — аккуратно и ровно покрасить заборчик. Для этого надо в улыбке открыть рот и старательно языком поводить по внутренней стороне нижних зубов сначала из стороны в сторону, а затем снизу вверх.

В чём польза

В процессе выполнения упражнения следите, чтобы язычок всё время оставался за нижними зубами. Очень важно научить малыша удерживать кончик языка в таком положении. Без этого мы не сможем научить ребёнка правильно произносить свистящий звук «с» и его звонкую пару «з».

Упражнение 4. Отпуск

Как выполнять

Язычок в трёх предыдущих упражнениях старательно работал. Ему нужно отдохнуть. Давай, малыш, отправим его в отпуск. Раскрываем рот в улыбке, укладываем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и оставляем его так «загорать».

Сколько времени получится удерживать губы и язык в таком положении? Малыш держит, а взрослый считает: 1, 2, 3… А потом можно поменяться ролями: так вы покажете ребёнку пример, как правильно держать язык, а заодно повторите с ним устный счёт.

В чём польза

Выполняя упражнение, ребёнок в игровой форме учится удерживать артикуляционный аппарат в нужном положении. Следите, чтобы улыбка была расслабленной, нижняя губа не подворачивалась, а язык лишь немного прикрывал её. Язычок должен быть широким, словно блинчик.

Упражнение 5. Соедини

Как выполнять

Для упражнения вам понадобятся карточки с гласными звуками «о», «а», «е» и звуком «с». Сначала вы показываете малышу одну букву, он произносит её долго, протяжно, а потом соединяет её со звуком, который вы показываете на второй карточке. Получаются протяжные слоги:

  • c-с-с-о;
  • c-с-с-а;
  • c-с-с-е;
  • о-о-о-с;
  • а-а-а-с;
  • е-е-е-с.

В чём польза

Это упражнение подходит для ребят, которые научились произносить звук «с» правильно, но пока не отработали этот навык до автоматизма. Кстати, автоматизировать звуки отлично помогают специальные простые рифмованные строчки — чистоговорки.

Как организовать логопедические занятия в домашних условиях: 5 советов родителям

  1. Перед тем как предлагать ребёнку выполнить упражнение, тщательно отрепетируйте его самостоятельно перед зеркалом. Вы должны чётко понимать, какое положение губ и языка является правильным, а какое надо исправлять.
  2. Занятия тем эффективней, чем регулярней они проходят. По возможности занимайтесь каждый день, предпочтительно в одно и то же время.

    Конечно, необходимо подобрать такой момент в распорядке дня малыша, когда кроха будет бодр, весел и готов к работе, требующей определённой сосредоточенности.

  3. Занятия должны заинтересовать ребёнка. Принуждать карапуза нельзя — так вы не добьётесь положительных результатов. Придумывайте на основе озвученных упражнений новые сюжеты, которые близки вашему малышу.

    Привлекайте к упражнениям его любимые игрушки. Проявите педагогическое творчество!

  4. Будьте аккуратны! Неправильная работа над звукопроизношением может обернуться развитием дефектов речи. Если ваши занятия не приносят ожидаемых плодов или, что ещё хуже, приводят к регрессу, обратитесь за профессиональной помощью грамотного логопеда.

  5. Добившись хорошего, правильного произношения, не забывайте о необходимости автоматизировать поставленные звуки. Без этого этапа речь ребёнка может вернуться к уровню до начала занятий. Разучивайте с малышом логопедические стишки и песенки, читайте специальные сказки и играйте в словесные игры, делая акцент на звуках, требующих особого внимания.

Счастливого вам родительства, друзья!

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-v-domashnix-usloviyax-nauchit-rebyonka-vygovarivat-bukvu-s/

Как научить ребенка выговаривать буквы

Большинство детей к 5—7 годам говорит правильно. Однако бывают случаи, когда ребята приходят в школу с еще не чистой речью. Обычно дети искажают шипящие звуки и звук «р».

Недостатки произношения порой приобретают устойчивый характер и трудно поддаются исправлению. Поэтому за речью детей следите с самого раннего детства, не допускайте, чтобы ребенок шел в школу с неправильным произношением.

Это особенно важно, так как недостатки произношения являются иногда причиной неуспеваемости детей.

Важно

Нередко недостатки произношения появляются в результате неправильного воспитания. В некоторых семьях взрослые при разговоре с малышом лепечут и сюсюкают. Этим самым они закрепляют неправильное произношение ребенка.

Говорите с ребенком всегда спокойно, четким, грамотным языком. Следите за речью детей и вовремя пресекайте замеченные недостатки произношения, так как исправлять их позже, когда они укоренятся, будет значительно труднее. Особое внимание развитию речи надо уделять в дошкольном возрасте, когда процесс идет наиболее интенсивно, а речь очень гибкая и податливая.

Некоторые родители считают, что разговорная речь развивается самостоятельно, без помощи взрослых. Это совсем не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи приводит иногда к отставанию общего развития.

Используйте всякого рода потешки, песенки, прибаутки, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки. Большое влияние на развитие речи малышей оказывает пример старших детей.

Но не для всех детей достаточно простого подражания правильной речи, и малыши все-таки часто неправильно произносят отдельные звуки. К таким ребятам проявите особое внимание.

Дети с недостатками в произношении стесняются говорить, избегают слов с трудными для них звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в школу. У ребят возникает чувство неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек.

Поэтому создайте в семье правильное отношение к ребенку, имеющему недостатки речи, не допускайте, чтобы над ним смеялись, передразнивали его.

Помогите спокойно, без стеснения преодолевать недостатки, дайте ребенку почувствовать, осознать всю важность правильного произношения и необходимость устранения картавости или шепелявости, заинтересуйте его этой работой.

Совет

Если ребенок к 5—6 годам неправильно произносит некоторые звуки, обратитесь к специалисту-логопеду, который поможет исправить произношение. Если нет этой возможности, занимайтесь с ребенком сами.

Приемов по постановке правильного произношения очень много. Приведем некоторые из них.

Во всех случаях исправления произношения попытайтесь сначала получить звук непосредственно путем подражания. Предложите ребенку произнести звук, показав сначала на себе. Потом добейтесь того, чтобы ребенок все повторил за вами. Занятия по постановке звуков проводите перед зеркалом: ребенок не только будет видеть свою артикуляцию, но и сравнивать ее с вашей.

Имейте в виду, что не всегда удается получить правильный звук на первых же занятиях. Эта работа требует терпения и большой настойчивости. При произнесении звука «ш» губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы чуть-чуть приоткрыты, кончик языка поднят вверх и образует щель с небом в передней его части. Звук произносится без голоса.

Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Если ребенок не картавит, то легко можно научить его произносить звук «ш». Предложите ребенку произнести «р» сначала громко, затем шепотом, немного отодвинув при этом язык шпателем (или ручкой ложечки) от альвеол к передней части неба,— получится звук «ш».

Точно так же ставится и звук «ж». Только он произносится с участием голоса, что легко ощутить, приложив руку к гортани.

Звук «р» ставится следующим образом: предложите ребенку произносить звук «д» сначала медленно, а потом все быстрее. В момент произнесения «дддддддд…» положите под язык указательный палец ребенка и быстро передвигайте его вправо и влево. Таким образом вырабатывается вибрация кончика языка и правильное звучание «р».

При произнесении звука «с» губы слегка растянуты, как при легкой улыбке, зубы чуть-чуть раскрыты (1—1—1,5 мм) и немного обнажены, кончик языка касается нижних зубов; посредине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. При произнесении звука «с» выдыхаемая струя воздуха холодная. Это легко проверить, подставив тыльную сторону руки ко рту.

Обратите внимание

Звук «з» произносится так же, как и «с», только с участием голоса. (Сравните «ш» и «ж».) Вибрацию гортани легко почувствовать, приложив к ней руку.

Прежде чем приступить к постановке звука «л», научите ребенка четко и отрывисто произносить звук «ы». Сначала добейтесь, чтобы он быстро высовывал между губами широкий язык и убирал его назад. Такое упражнение проводите много раз.

При этом получаются звуки «бл-бл-бл-бл-бл…». Затем переходите к следующему приему — просовывать широкий язык между зубами, слегка прикусывая кончик языка и «лллллл…у», «лллллл…ы». Так постепенно вырабатывается правильное произношение «л».

После того как вы добились верного произношения звука, закрепите этот звук в речи. Например, при закреплении звука «ш» предложите ребенку долго и четко произносить «ш-ш-ш-ш», подражая выпускающему пар паровозу; звук «ж» закрепляется при подражании жужжанию пчелы «ж-ж-ж-ж», звук «р» при подражании рокоту мотора «р-р-р».

Затем переходите к произнесению прямых («ша», «шо», «шу», «шы», «ра», «ро», «ру», «ры») и обратных; («аш», «ош», «уш», «ыш», «ар», «ор», «ур», «ыр») слогов. Подберите ряд слов, предложений, стихотворений для упражнений, в которых часто встречается закрепляемый звук и, с наоборот, отсутствует тот, которого еще нет у ребенка.

Например, для закрепления звука «ш» разучите стихотворение:

«Мишка милый, Мишка славный, Неуклюжий и забавный,— Весь из плюша мишка сшит, Ватой пышною набит».

Для закрепления звука «р»:

Рано, рано мы встаем, Громко сторожа зовем: «Сторож, сторож, поскорей Выходи кормить зверей».

Для закрепления звука «с»:

«В лесу темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит».

Очень часто дети испытывают затруднения не только в произношении звуков, но и в различении и узнавании их. Это впоследствии осложнит обучение детей чтению и письму. Поэтому с ребятами старшего дошкольного возраста (6—7 лет) проводите различные упражнения.

Когда ребенок научится правильно произносить, например, звук «с», предложите ему отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть этот звук (сани, собака, бусы, усы, нос и т. д.), и произносить названия картинок. Затем поручите ему самому придумать слова с этим звуком.

Такие упражнения помогут закреплению звука в речи.

Важно

От родителей во многом зависит, чтобы ребенок 7 лет пришел в школу с совершенно чистым произношением. Выдержка и терпение, длительный, кропотливый труд принесут свои плоды — дети с чистой правильной речью будут правильно развиваться и успешно овладевать знаниями.

— Н. Чевелева, логопед

педиатрия

Источник: https://mediinfa.ru/article/pediatrics/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvy

Ссылка на основную публикацию