Подробный календарь развития ребенка по неделям, месяцам, годам

Развитие малыша с первых дней жизни

Появление нового человека в семье – это всегда радость, ответственность, новые заботы и большие растраты. А еще это совершенно иной образ жизни, который разрушает привычный порядок вещей. При этом рождение первого ребенка – это всегда еще и стресс. Молодая семья, вырвавшаяся из-под родительских крыльев, только учится жить самостоятельно.

И вот появляется малыш, и снова в жизни все меняется до неузнаваемости! Молодая женщина, едва успев осознать себя не дочкой, а женой, примеряет новую роль – теперь она и сама мама. Чтобы адаптироваться к новой роли, мы предлагаем молодой маме рассмотреть этапы развития ребенка буквально по неделям до исполнения ему одного года.

Как известно, если видеть перспективу, то уже не так страшно идти по незнакомому пути.

Первая неделя – знакомство

На этой неделе у молодой семьи все происходит впервые. У мамы – первое прикладывание к груди, у обоих родителей – первое купание, первые бессонные ночи и поиски разрешения проблем с неожиданным плачем. Все эти моменты требуют ясности и пояснений.

Давайте не забывать, что рождение ребенка не только для родителей является стрессом, но еще и для самого малыша, причем больше, чем для молодых мамы и папы. Развитие ребенка до года очень отличается от любого другого возрастного периода.

Обратите внимание

Это его первое знакомство с окружающим миром, первое пользование всеми частями своего тела вне утробы матери. Впервые ребенок ест ртом, а не получает пищу через пуповину. Вкусовые ощущения, обоняние, осязание, зрение – на первой неделе все задействовано впервые.

Как много до первого года будет происходить впервые! Но именно с этих первых шажков начинается развитие человека.

Кормление

На первой неделе жизни ребенка чрезвычайно важно наладить грудное вскармливание.  Молодой маме необходимо привыкнуть практически всегда находиться с ребенком, так как причиной его беспокойства является именно разлука с матерью.

Девять месяцев развития малыша в утробе матери позволяли ему непрестанно быть с ней, прикасаться, чувствовать, слышать биение сердца и голос. И тут младенца разлучают с ней, помещая в иные условия. Поэтому самый верный способ успокоить кроху – это приложить его к груди.

Этого требует развитие ребенка первой недели жизни.

Также не будем забывать о том факте, что именно в первый месяц рост карапуза требует не только спокойствия, но и питательных веществ, которые находятся в материнском молоке и способствуют укреплению организма ребенка, а вместе с ними и антитела, защищающие его от всевозможных инфекций.

Пару слов о первом купании

Купание и для ребенка, и для родителей может оказаться как самой приятной, так и самой пугающей процедурой. Все зависит от того, насколько правильно молодые родители подойдут к исполнению данного действия.

Чтобы первые впечатления от купания были самыми приятными, процедуру нужно начинать с большой осторожностью. Следует учесть все факторы, на которые в первую неделю особенно реагирует малыш.

Это и температура воды, и непрестанное общение с ребенком, а также осторожные движения родителей, не причиняющие малышу неприятных ощущений. Большое значение имеет продолжительность процедуры.

Как только родители заметили у ребенка первые признаки беспокойства, дискомфорта, купание нужно поскорее завершить, чтобы в следующий раз ребенок, узнавая воду, проявлял благожелательное отношение к ней.

Некоторые физиологические особенности развития новорождённых

К таковым относятся:
• срыгивание;
• потеря веса;

• желтуха;

• косоглазие;
• вздрагивание во сне;

• шелушение кожи.

Предлагаем разобрать каждую особенность отдельно. Начнем со срыгивания. Следует отметить, что, несмотря на беспокойство молодых мам, это нормальное явление, причем не только для новорожденных, но и для детей до шести месяцев.

Срыгивание происходит из-за того, что пищевые пути и нервная система не полностью сформированы. Также причиной этого неприятного явления может быть неправильное кормление, при котором ребенок заглатывает воздух.

Для ребенка первой недели жизни считается нормой срыгивание съеденной пищи в количестве двух столовых ложек после каждого кормления и один раз в день «фонтаном».

Важно

Как это можно проверить? Вылейте на клеенку пару столовых ложек воды и визуально сравните количество воды с количеством молока, которое срыгнул ребенок.

Потеря веса. На первой неделе жизни ребенка это также нормально. Адаптация к внешней среде и совершенно иному образу питания – единственное верное, естественное и приемлемое объяснение такой особенности малышей первого месяца жизни. Очень скоро малыш начнет активно набирать вес.

Желтуха. Молодым мамам не нужно излишне переживать, если кожа их новорожденного малыша на вторые–третьи сутки приобретет желтый оттенок. Это явление также характерно новорожденным первых двух недель жизни. Если же кожа младенца длительное время имеет такой оттенок, значит, нужно проверить, нет ли избытка билирубина в крови. В таком случае необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Косоглазие. Из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд на предмете иногда может показаться, что глазки ребенка косят. При желании это можно легко исправить. Необходимо лишь тренировать мышцы глаз своего любимого чада. Такую тренировку очень легко осуществить. Надо помочь малышу освоить новое для него чувство – зрение.

Для этого следует повесить над кроваткой яркую игрушку, и уже через несколько недель глазки станут двигаться синхронно. Весьма редко косоглазие может затянуться до полугода, но это не является поводом для беспокойства.

Регулярные тренировки, в ходе которых родители будут побуждать малыша следить за игрушкой, движущейся вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, сделают свое дело, и проблема исчезнет.

Вздрагивание во сне. Часто движения ребенка хаотичны. Это относится к первым месяцам жизни, ведь в утробе матери кроха не мог полноценно пользоваться руками и ногами, чего не скажешь о послеродовом этапе жизни. Также причиной вздрагивания может быть обычный испуг.

Причем кроха пугает себя собственными же ручками, которыми во сне задевает тельце. Надо создать малышу такие условия сна, как в утробе мамы, например мягко запеленать его, а когда он бодрствует, потихоньку учить дружить со своими ручками и ножками.

Зачастую вздрагивания во сне прекращаются к третьему-четвертому месяцу.

Совет

Шелушение кожи. Кожа родившегося ребенка покрыта специальной смазкой. Она нужна для облегчения процесса продвижения ребенка по родовым путям. Также в первые дни после рождения эта смазка защищает кроху при контакте с воздухом.

Смывать эту смазку стоит только через несколько дней, когда она впитается. За этот период кожа ребенка адаптируется к новой среде, а мама сможет наблюдать отшелушивание ненужных клеток.

Чтобы быстрее освободить ребенка от ороговевших частичек смазки, не стоит использовать мыльные средства – лучше взять прокипяченное на водяной бане и остуженное до комнатной температуры растительное масло.

При выходе на прогулку необходимо ограждать малыша от порывов ветра и направленных на него солнечных лучей. Если мама будет добросовестно выполнять эти простые рекомендации, то шелушение вскоре пройдет.

Вторая неделя жизни ребенка – адаптация

К двум неделям новорождённый начинает привыкать к своему телу, к новой среде обитания. Пупочная ранка заживает. Малыш приспосабливается к новому способу получения пищи. Налаживается работа желудочно-кишечного тракта. Стул бывает три-четыре раза в сутки и начинает приходить в норму. Это выражается прежде всего в прибавке массы тела.

На второй неделе малыш приступает к исследованию окружающего мира, разглядывая его и прислушиваясь к его звукам. С этого момента начинается развитие внимания ребенка. Он уже фиксирует, хотя и очень недолго, взгляд на предметах. Рассматривает детали на расстоянии 20-25 сантиметров. А еще в этот период начинает улыбаться и при помощи мимики выражать чувства.

Поскольку формирование всех процессов в желудке и кишечнике ребенка продолжается, это часто сопровождается коликами, при которых малыш плачет, поджимает ножки или сучит ними.

Мама в ходе кормления ребенка грудью должна следить за своим питанием и нервной системой, поскольку одними из причин появления колик являются стрессы и неправильные продукты.

А пока придется запастись терпением и постараться облегчить малышу эти тревожные состояния легкими массажами животика, водичкой с добавлением фенхеля или другими средствами, которые обязательно порекомендует детский врач. Помните, что так будет не всегда – эта мысль утешает…

Третья неделя – неделя маленьких побед

Освоение окружающего мира у ребенка начинает происходить более активно.  Кроха старается дотянуться до игрушек, которые висят над его кроваткой.

И если повесить их на расстоянии вытянутой руки ребенка, то он вскоре будет пытаться их схватить. Лежа на животе, детки пытаются поднять голову и рассмотреть все вокруг.

Но слабость мышц шеи пока еще не позволяет им долго держать голову, хотя эти попытки способствуют их укреплению.

Обратите внимание

Когда кто-то общается с малышом, он затихает и внимательно прислушивается к интонации голоса собеседника. Если она спокойная, игривая, благожелательная, ребенок начинает улыбаться и гулить. Если же голос хотя бы немного строг или сердит, кроха может расплакаться. Для деток этого периода развития нормален продолжительный плач, часто двадцатиминутный, особенно перед сном.

Его причиной является неспособность ребенка справиться с переполняющими его новыми впечатлениями. Поэтому переход от бодрствования ко сну часто проходит беспокойно. До года это пройдет, чему способствует активное развитие маленького человечка.

Четвертая неделя – подведение итогов

Это последняя неделя первого месяца жизни ребенка. Его развитие переходит из новорожденного периода в младенческий. Интенсивно развивается вестибулярный аппарат, который позволяет ему все лучше и лучше ощущать положение своего тела в пространстве.

Малыш начинает пробовать переворачиваться со спинки на животик, ненадолго поднимает голову, чтобы рассмотреть окружающий мир, пытается захватывать предметы.

Уже лучше работают мышцы, которые позволяют разгибать ручки и ножки, но пока сгибательные мышцы сильнее, потому положение рук и ног ребенка все еще полусогнутое.

Это нормальное состояние детей первого месяца жизни, которое называется гипертонусом мышц.

Первый месяц жизни – это контрольный месяц. Родители обязательно должны посетить педиатра и узнать, соответствует ли физиологическое развитие ребенка возрастным нормам.

Вот что должен уметь делать малыш к концу первого месяца жизни:
• фиксировать взгляд на предметах, находящихся на расстоянии до полуметра;
• поворачивать головку на звуки;
• узнавать маму и папу, а также старших брата или сестру;

• непродолжительное время удерживать голову лежа на животике.

Нормы развития ребенка третьего месяца жизни

Развитие трехмесячного ребенка характеризуется следующими умениями. Малыш может переворачиваться со спинки на животик, лежа на животе приподниматься на ручках и оставаться в таком положении несколько минут. Он активно общается с мамой и папой, «агукает» в ответ на обращенные к нему слова.

Это среднестатистические данные. Если же вдруг у ребенка не получается что-нибудь, то расстраиваться не стоит: к пятому месяцу он обязательно нагонит упущенное.

Кроме того, в три месяца у детей появляются складочки на ручках и ножках, крохи становятся более симпатичными и пухленькими.

Важно

Это происходит потому, что карапуз начинает набирать вес, а еще у него увеличивается количество подкожно-жировых отложений. В этом возрасте ребенок все тянет в рот, пробуя

на вкус. Именно в возрасте трех месяцев родители должны посетить врача для обязательного осмотра.

Развитие ребенка на пятом месяце

В этом возрасте малыши становятся очень активными. Они пытаются ползать и вообще проделывают всякие трюки, поэтому самым удачным местом для них является пол, который превращается в место для активной деятельности. Кроватка надоедает, и кроха все время стремится выбраться из нее. С этого времени следует начинать зорко наблюдать за непоседливым чадом, чтобы оно не причинило себе вреда.

Кроме того, на пятом месяце жизни детки становятся более капризны. Нет, это не из-за того, что у них начинает портиться характер или они его начинают проявлять. Причина проста: у крошки режутся зубки.

Это очень больно, неприятно, обидно и дискомфортно. Так как кроха не может вам высказать всю свою печаль словами, он плачет, хнычет, вредничает.

Все это сопровождается обильным слюноотделением и желанием засунуть в рот все, что попадается под руку, чтобы почесать десны.

Для облегчения прорезывания зубов родители могут купить специальные прорезыватели, которые предварительно охлаждаются в холодильнике и регулярно обрабатываются гигиеническими средствами.

На ночь десенки малыша можно намазать специальной успокаивающей мазью, которая действует как ледокаин – подмораживая болезненные участки. Так кроха и родители смогут спокойно поспать. Купить такую мазь можно в аптеке.

Не забудьте при этом посмотреть срок годности и внимательно прочесть инструкцию!

А еще в пять месяцев ребенок уже не только свободно переворачивается со спины на животик, но и делает попытки садиться и даже ползать. Он подтягивается на ручках в кроватке и просто лежа на горизонтальной поверхности, пытается дотянуться до игрушки. Карапуз уже может по пять-десять минут играть с предметами. Но самое интересное – пытается повторять слова и слоги, копируя человеческую речь.

Седьмой месяц

До достижения ребенком одного года остается совсем немного. За этот период его развитие существенно шагнуло вперед.

Из совершенно беспомощного, постоянно кричащего комочка он превратился в симпатичного и любознательного карапуза, который тычет пальчиком в интересные ему предметы и пытается понять смысл обращенных к нему слов, многие из которых уже знает.

Высоким показателем психического развития ребенка этого возраста является то, что он испытывает страх при расставании с мамой.

Что же касается двигательной активности, то детки этого возраста уже могут подниматься на ножки, держась за какую-нибудь опору, и самостоятельно передвигаться. Если малыш любил ползать, то в семь месяцев он будет делать это быстро и уверенно. Бывает же, что дети минуют период ползания и сразу из положения сидя переходят в положение стоя на ножках, держась за опору.

Долгожданный одиннадцатый месяц

Чему же научился ребенок до достижения года? За последние четыре месяца он все лучше и лучше встает на ножки без помощи окружающих, ходит не только с опорой, но и без нее, держит в руках ложку, а еще пьет из чашки или кружечки-поилки.

Карапуз прекрасно понимает взрослую речь и даже может ответить на простые просьбы: подать, положить на место, снять и т.п. Малыш пытается объясняться и доносить смысл своих желаний до родных с помощью слов, хотя еще и недостаточно понятных.

Читайте также:  Как выбрать зубную щетку для ребенка до года, от 1 до 3 лет и старше: обзор 7 лучших производителей, советы по выбору

Период до одного года – это время подготовки ребенка к совершенно новому этапу его жизни, который вместе с приобретенными новыми возможностями принесет ему новые открытия и позволит полноценно познавать окружающий мир. Ведь все самое интересное для самого карапуза начинается после достижения первого года жизни.

Отзывы и комментарии к статье

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/razvitie-malysha-s-pervyh-dnej-zhizni.html

Календарь развития ребенка по месяцам

Рейтинг: Нет рейтинга

Ни в какой другой период жизни человек не достигает стольких высот как в физическом, так и в психоэмоциональном плане, как в первый год своей жизни. Подумать только – всего за год вес ребенка увеличивается почти в 3 раза, рост – в полтора раза.

Из орущего свертка малыш превращается в человечка, который может самостоятельно передвигаться. Из невнятных звуков составляются самые простые слова.

Совет

Хорошая идея – записывать все достижения вашего ребенка. Когда он подрастет, перечитать все записи будет интересно не только вам, но и подросшему сыну или дочке. Несмотря на индивидуальность развития каждого отдельно взятого малыша, все они примерно в одно и то же время овладевают определенными навыками.

Эти навыки сведены в календарь развития ребенка по месяцам от рождения до года. Сверяясь с ним, вы будете знать, верно ли развивается малыш, и сможете адекватно и своевременно реагировать на отклонения от норм, описанных в календаре.

Первый месяц

Еще его называют периодом адаптации. Это важный в жизни крохи момент, когда происходит привыкание к жизни за пределами маминого животика. В первый месяц новорожденный, в основном, спит. Сон – важная часть жизни ребенка, во сне он растет, набирается сил. Период бодрствования занимает всего 4 часа. В это время малыш ест. В идеале, конечно, мамину грудь.

При кормлении ребенка не торопите его, это прекрасные моменты единения мамы и малыша, когда он чувствует любовь, заботу и защищенность. Несмотря на совсем юный возраст, у ребенка уже есть определенные навыки:

  • он обращает внимание на яркие игрушки; в положении лежа на спинке расположите на отдалении примерно 30 см от глаз яркую игрушку, медленно перемещайте ее вправо, влево, вниз, вверх, малыш будет следить за ней глазами;
  • обращает внимание на звуки: вы можете проверить это, погремев погремушкой справа или слева от головки малыша, в ответ малыш повернет голову к источнику звука.

Ребенок обладает такими рефлексами новорожденного:

  • сосательный: сосет все, что попадает в рот;
  • хватательный: вложите палец в раскрытую ладошку малыша, он сожмет ее в кулачок;
  • плавательный: расположите малыша на воде пузиком книзу, он начнет плыть;
  • рефлекс шагов: в вертикальном положении ребенок перебирает ножками, имитируя ходьбу;
  • поисковый рефлекс: почесав щечку малышу, он начнет вытягивать губки, ища грудь.

Физические достижения первого месяца:

  • прибавление в весе составляет 600-700 граммов;
  • прибавка в росте – 2-3 см;
  • в положении лежа на животе пытается приподнимать голову.

Второй месяц

Это месяц «оживления». Периоды бодрствования увеличиваются. Малыш может не спать уже в течение 50 минут. Ребенок узнает маму и других близких людей. Если вы склонитесь над кроваткой, где лежит малыш, он, увидев вас, активно задвигает ручками и ножками.

Он уже «разбирается» в вашем настроении: грустны вы или веселы, умиротворены или тревожны. Начинают постепенно затухать рефлексы новорожденного.

Достижения второго месяца:

  • прибавка в весе – от 700 граммов до 1 килограмма;
  • прибавка в росте – 3 см;
  • в положении на животе непродолжительное время удерживает голову;
  • пытается удержать игрушку, если вложить ее в руку;
  • может перевернуться самостоятельно с бока на спину;
  • «находит» свои руки и с интересом их изучает, рассматривая и обсасывая;
  • наступает прекрасный момент первой улыбки;
  • гулит гласные звуки, агукает;
  • начинает различать разные цвета;
  • пытается дотянуться до интересного предмета.

Третий месяц

Совершенствуются физические возможности малыша: в положении лежа на животе малыш уверенно удерживает голову, поворачивает ее на источник звука или в попытках дотянуться до интересного предмета. Пробует подняться на предплечья. Если вы будете петь малышу песенки, он станет вам подпевать.

Достижения третьего месяца:

  • прибавка в весе – 700-750 граммов;
  • прибавка в росте – 3-3,5 см;
  • предпринимает попытки к переворачиванию: может повернуться со спины на бок;
  • в поле зрения попадают ножки, это начало знакомства с ними;
  • учится смеяться вслух, пародирует родителей;
  • громким криком требует внимания к себе;
  • поворачивает голову к источнику света или звука;
  • удерживает игрушку в руке;
  • все, что попадает в руки, немедленно отправляется в рот.

Четвертый месяц

Происходит скачок как в физическом, так и в эмоциональном развитии. Малыш уже уверенно держит голову в положении на животе, может подниматься на выпрямленные руки, активно переворачивается. Точно знает, где его мама, часто не хочет ее никуда отпускать. Будьте с малышом – это временное явление, и скоро оно пройдет.

Достижения четвертого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • переворачивается со спины на живот;
  • пытается сидеть;
  • ползает по-пластунски, активно работая руками и подтягивая туловище;
  • определяет любимые игрушки, тянется к ним, пробует на вкус, может бросать их или стучать ими;
  • при кормлении поддерживает руками грудь или бутылочку;
  • осознанно следит за движущимися объектами;
  • начинает откликаться на свое имя;
  • формирует понятные слоги: «ма», «ба», «да».

Пятый месяц

Месяц оттачивания физических навыков. Малыш хорошо переворачивается, пытается сидеть, ползать, подниматься на ноги. Отлично отличает своих от чужих, может расплакаться при виде посторонних людей. Учится капризничать, когда ему не хватает внимания и становится скучно.

Достижения пятого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • попытки к сидению: полулежит на одном бедре, опирается о поверхность одноименной с бедром ручкой;
  • может дотянуться до стоп, берет их в рот, сосет;
  • играет с игрушками (бросает их, стучит ими, облизывает);
  • рассматривает книжки с крупными картинками; хорошо, если они будут из плотного картона (его трудно порвать, зато можно взять в рот);
  • с интересом слушает мамино чтение простых стишков;
  • может повторять простые слова: «мама», «папа», «баба»;
  • хорошо умеет заливисто хохотать или, наоборот, грустить.

Шестой месяц

У большинства малышей появляется первый зуб, ему начинают вводить прикорм. Малыш уже может самостоятельно сидеть, предпринимает попытки подняться на четвереньки из положения лежа на животе. Умеет держать в руках игрушки, играть ими, перекладывая из руки в руку.

Достижения шестого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • самостоятельно сидит;
  • освоено ползание по-пластунски;
  • в процессе освоения ползание на четвереньках, пока что малыш только приподнимается на руках, подтягивая ножки и покачивается в этом положении;
  • учится пить из кружки, знакомится с прикормом;
  • изучает устройство предметов, берет их в рот, может сломать их;
  • уверенно держит игрушки в руках, осознанно их перекладывает;
  • любимые игры: «ку-ку» и «ладушки»;
  • ярко проявляет эмоции (смех, когда весело, крик, когда хочется внимания или недоволен);
  • изучаются причинно-следственные связи: нажал кнопочку, зажегся свет; толкнул мячик, он упал;
  • в речи появляются отдельные согласные: «с», «з», «ф».

Седьмой месяц

Это уже настоящий непоседа: малыш легко переворачивается с живота на спину и обратно, может сидеть, ползает по-пластунски, а иногда уже и на четвереньках.

Достижения седьмого месяца:

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • купание переходит в разряд развлечений с игрушками: малыш сидит в ванной и играет с набросанными в воду игрушками;
  • самостоятельно пьет из кружки;
  • проявляет интерес к еде: берет ее в руки, мнет;
  • обычно, держась за перегородки в кроватке, малыш начинает вставать на ноги;
  • при поддержке под мышками учится ходить;
  • изучает части лица и тела, может показать свои ушки, носик, глазки;
  • с интересом листает страницы;
  • копирует взрослых;
  • осваивает новые игры для пальчиков «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик»;
  • умеет произносить много слов, типа «гав», «дай», «ква»;
  • понимает интонацию запрета: слова «нет».

Восьмой месяц

Это месяц активных попыток встать отдельно от опоры. Не оставляйте ребенка на высоте, он может упасть. Возрастает социализация малыша, он с удовольствием реагирует на приветствие, машет «пока».

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • проявление интереса к самостоятельному приему пищи;
  • сидит, встает, ползает самостоятельно;
  • может ходить, держась за опору;
  • хорошо ориентируется в знакомом пространстве;
  • выполняет простые поручения: подними, принеси;
  • осваивает складывание пирамидок, работу с сортерами;
  • говорит осознанные слова: «мама», «папа», «дай»;
  • расширяются доступные эмоции: умеет выражать радость, удивление, восторг, настойчивость;
  • слушает музыку и совершает под нее ритмичные движения.

Девятый месяц

Продолжается освоение ходьбы. Малыш может «по стеночке» передвигаться по знакомому пространству. Он хорошо осваивает возможность залезть на диваны, кресла, стулья. А также учится слазить с них. Будьте внимательны, обеспечьте малышу безопасность.

Достижения девятого месяца:

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • встает и садится из любых положений, ходит с помощью опоры;
  • изучает окружающую обстановку: диваны, кресла, стулья, пытаясь на них залезть и слезть;
  • проявляет интерес к содержимому ящиков и кухонных шкафчиков;
  • нравится рвать бумагу;
  • можно предложить пластилин для творчества (лучше, если это будет тесто для лепки, оно не липнет к рукам), следите за тем, чтобы он его не съел;
  • ползает в нужном ему направлении, умеет разворачиваться;
  • знает, куда убирают интересные ему предметы, может криком сообщать, чего именно он хочет;
  • достигает успехов в самостоятельном приеме пищи;
  • запоминает названия вещей и предметов, может показать их;
  • любит публичное признание: нравится выполнять поручения и получать похвалу;
  • речь богатая, правда, понятная пока только близким.

Десятый месяц

До самостоятельной ходьбы уже рукой подать. Некоторые дети в этом возрасте начинают ходить без опоры.

Достижения десятого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • совершенствуется мелкая моторика: в одной руке малыш может удерживать несколько предметов, появляется ведущая рука;
  • приходит понимание, как играть: машинку нужно катать, куколку укладывать спать;
  • если взрослые показывают, как играть в совместные с другими детьми игры, малыш активно принимает участие;
  • знакомится с понятием формы: пытается сложить мелкие предметы в крупную форму;
  • интересуется конструкторами с крупными блоками, в основном разбирая их;
  • уже знаком с основными животными, может найти их на картинке, воспроизвести звуки, которые они издают;
  • хорошо знает части тела и лица: может показать их на себе, на маме, на кукле, на картинке;
  • любит танцевать под музыку.

Одиннадцатый месяц

Это уже почти маленький взрослый. Малыш понимает, что обращаются именно к нему, может выполнить простые просьбы, общается.

Достижения одиннадцатого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • может пройти небольшое расстояние самостоятельно, без опоры;
  • любит похвалу, понимает запрет;
  • осваивает самообслуживание: старается сам кушать, брать одежду из ящика, пытаться ее надеть;
  • знает, как и куда складывать игрушки;
  • помимо крика, может выражать свои желания, указывая пальцем на нужный предмет, активно учит и применяет новые слова;
  • умеет кивать при согласии или отрицательно качать головой;
  • осознанно машет при приветствии и прощании.

Двенадцатый месяц

Порой в это трудно поверить, но уже почти год, как малыш стал неотъемлемой частью вашей жизни. Почти все малыши к году уже ходят самостоятельно, пробуют сами кушать, одеваться, собирать свои игрушки с помощью мамы.

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • почти все дети уже передвигаются самостоятельно;
  • могут сами встать после падения;
  • перешагивают препятствия;
  • стараются сами кушать, одеваться, умываться, чистить зубы;
  • в словарном запасе крохи от 8 до 10 понятных всем слов;
  • игры малыша усложняются, он уже не просто укладывает куколку спать, а может покормить ее перед «сном», покачать;
  • ребенок отлично помнит, где лежат его игрушки;
  • малыш понимает практически все, что ему говорят родители, отлично считывает их эмоции.

Полезные покупки от 0 до 1 года

Может вам будет полезно видео с вещами маст-хев от 0 до 1 года

Грандиозный скачок развития ребенка происходит в его жизни от рождения до года, все его достижения можно вести в персональном календаре. Так вы сможете проследить все его успехи: от первой улыбки до самостоятельных шагов. Записывайте его первые слова, снимайте на видео первые танцы. Когда он подрастет, ему будет интересно узнать о своем детстве, а вам будет что рассказать и показать.

Если вы не определились с методикой, по которой будете учить ребенка ребенка навыкам чтения и письма. Обратите внимание на Методику Зайцева, Домана или Методику Никитиных.

В комментариях поделитесь самыми яркими достижениями вашего малыша, теми, которые запомнились вам больше всего, и воспоминания о которых приятно согревают вам сердце.

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/novorozhdennyj/razvitie-do-goda/kalendar-razvitiya-po-mesyacam.html

Календарь развития ребенка от 0 до 1 года по месяцам в таблице и от 1 до 3 по годам

Календарь развития ребенка от одного месяца до года

Возраст Зрительное восприятие Слуховое восприятие Двигательные навыки Речевое развитие
1 месяц Отмечается косоглазие новорожденных (почти полностью пройдет к концу месяца). Малыш на расстоянии около 20 см смутно различает лицо мамы и даже улыбку на нем. Не различает цвета, мир для него сейчас черно-белый.Зрачки сужаются, реагируя на свет. В первые недели новорожденный слышит только громкие звуки, может их испугаться. В качестве реакции на громкий звук наблюдается рефлекс Моро – малыш раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальцы, а затем возвращается в исходное положение. Ярко проявляются рефлексы новорожденных: сосательный, поисковый, хватательный, плавательный и другие.Малыш хаотично двигает конечностями, сжимает ладони в кулачки и подносит их ко рту.Наблюдается гипертонус новорожденных. Новорожденному доступен только рефлекторный крик, что сигнализирует о дискомфорте.
2 месяца Младенец уже может некоторое время удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете. После 5 недель старается следить глазами за предметом, который перемещают горизонтально перед его лицом. Вертикальные движения пока не улавливает.Начинает различать красный цвет, пока еще не в полной мере. Младенец теперь не только обращает внимание на звонкую речь на высоких тонах, но и старается прислушиваться к более тихим звукам. При этом перестает беспокойно двигаться, плакать и практически замирает, стараясь услышать, например, обращенную к нему речь мамы или звук погремушки. В вертикальном положении младенец уже удерживает голову. Лежа на животике, приподнимает голову и грудь. Рефлекторно удерживает вложенные в ладонь предметы – игрушку, палец взрослого. Изучает свои ручки – тянет кулачки в рот. Если держать малыша вертикально так, чтобы ножки касались поверхности, он будет рефлекторно «шагать». Младенец спонтанно произносит отдельные звуки – начинается стадия гуления. Плач (крик) теперь имеет различные интонации. Многие малыши учатся протяжно произносить гласные.
3 месяца Зрение улучшается, малыш может видеть чуть дальше 30 см перед собой. Удерживает взгляд на движущемся предмете. Различает лица родных людей.Большинство младенцев в 3 месяца воспринимают 2 цвета – красный и желтый. Некоторые малыши начинают распознавать и зеленый. В 3 месяца обычно проводят первое обследование у оториноларинголога (ЛОР) – врач проверяет в том числе и слух.Рефлекс Моро угасает в этом месяце либо в следующем.Развивается слуховое внимание – увеличивается промежуток времени, в течение которого малыш прислушивается к заинтересовавшим его звукам. Младенец уже может перевернуться с бока на спину. Лежа на животе, поворачивает голову. Ощупывает свое тело. Движения становятся все более скоординированными, ручки уже не сжаты в кулачки и готовы к развитию мелкой моторики. Малыш тянется к заинтересовавшим его предметам, хватает себя за колени. Все, что попало в руки, тут же отправляется в рот. Эмоциональные детки в этом возрасте уже могут смеяться в ответ на радостное событие.  Продолжают гулить, умеют кряхтеть и хныкать.
4 месяца Зрение начинает координироваться с движением рук – малыш учится хватать заинтересовавшие его предметы.Кроха подолгу рассматривает лицо мамы, улыбается ей. Узнает некоторые свои игрушки. В норме в это время младенец уже способен определять, откуда слышен звук. Поворачивает голову в сторону предмета или человека, который его издает. Узнает мамин и папин голоса.Если у малыша есть проблемы со слухом, то проявляться они начнут именно с этого времени. Ребенок уверенно держит голову в любом положении. Умеет поднимать туловище из положения лежа на животе, опирается при этом на локти или на выпрямленные руки. Переворачивается с живота на спину и наоборот. Некоторые малыши уже могут передвигаться перекатами или даже по-пластунски. Гуление теперь активное и продолжительное, малыш осваивает новые интонации.
5 месяцев Ребенок распознает несколько чистых цветов, но оттенки его зрению пока недоступны. Может узнавать знакомые предметы по их частям. Отличает близких людей от посторонних. Теперь малыш не только воспринимает звуки речи окружающих, но и делает первые попытки повторить их самостоятельно. Ребенок почти готов научиться сидеть – полулежа на бедре, опирается на одну руку. Изучает свои ножки – хватает ступни и тянет их в рот. Ползает по-пластунски. Кроха спонтанно произносит целые цепочки звуков, гуление певучее, активное.
6 месяцев Если до этого кроха исследовал предметы, ощупывая их и пробуя на вкус, то теперь ему интереснее их рассматривать. Он воспринимает видимые предметы трехмерно, осознавая их размеры, объем и цвет. Большинство малышей в полгода либо чуть позже начинают реагировать на свое имя, по интонациям речи улавливают настроение окружающих.  Интересуются необычными звуками, в том числе тихими – шуршанием бумаги или целлофана, стуком клавиатуры. Малыш предпринимает первые попытки сесть. Лежа ни животе, пытается встать на колени. Если ему это удается, начинает раскачиваться вперед-назад на четвереньках. Может перекладывать предметы из одной ручки в другую, держит их крепко и уверенно. Начинается стадия лепета. Ребенок осваивает первые согласные, спонтанно произносит слоги, сочетая согласные с гласными. Любит многократно повторять один и тот же слог.
7 месяцев Зрение становится все более «цветным». Ребенок учится распознавать геометрические формы (шар, конус, куб, пирамида). Удаленные от него предметы (например, в другом конце комнаты) все еще видит размытыми. Поворот головы в сторону звука происходит теперь быстрее, чем в 4-6 месяцев, — всего за секунду. Некоторые музыкальные композиции приводят малыша в восторг. Передвигается по-пластунски или на четвереньках. Может несколько минут сидеть с прямой спиной. Держа в каждой руке по предмету, может стучать ими друг об друга, бросать. Развивается мелкая моторика. Кроха подолгу лепечет, все так же любит монотонно повторять слоги. С подачи мамы учится подражать звукам животных («ав-ав», «му-му»).
8 месяцев Малышу видны все цвета. При взгляде вдаль пока еще все размыто, но дальность восприятия предметов постепенно увеличивается.Радужная оболочка глаз приобретает свой постоянный цвет. Многие малыши уже чувствуют ритм мелодии и могут даже стучать игрушкой в такт простым, ритмичным песенкам. Активно лепечут, подражая речи взрослых. Карапуз доползает до опоры и пытается встать (это пока не всегда получается). Если поставить его, будет стоять, держась за опору. Активно передвигается на четвереньках, может садиться из этого положения. Умеет складывать игрушки в коробку, хлопать в ладоши. Может пританцовывать в такт музыке. Громко и четко произносит самые разные слоги. Многие в этом возрасте, повторяя за взрослыми, произносят первое слово, состоящее из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба».
9 месяцев Ребенок учится фокусировать взгляд на удаленных предметах, но видит их пока недостаточно четко. Малыш начинает не просто запоминать, но и осмысливать услышанное. Понимает слово «нет». Речь развивается параллельно со слухом, кроха «играет в разговор». Ребенок учится подниматься на ножки, все увереннее передвигается вдоль мебели, опираясь на нее. Ползая на четвереньках, легко разворачивается и начинает двигаться в другую сторону. Пытается дотянуться до любого предмета, который попадает в поле зрения. Учится мять и рвать бумагу – это полезно для мелкой моторики. Накапливает пассивный словарь, понимает просьбы «дай», «положи» и т. д. Подражая взрослым, запоминает и воспроизводит все новые слоги.
10 месяцев Малыш все лучше оценивает расстояние – чтобы взять игрушку поблизости, протянет руку, а за находящейся вдали поползет. Лепет малыша приобретает все новые интонации, что говорит о правильном развитии слуха. Ребенок может ставать и стоять без поддержки. Свободно ходить еще не умеет, но пытается. Умеет садиться из положения стоя, ползает очень проворно. В руке может держать до трех небольших предметов. Становится понятно, какая рука у малыша ведущая.Может кидать и катать мячик, вкладывать предметы друг в друга, манипулировать одним предметом при помощи другого (толкать мячик погремушкой). Пытаясь выговорить уже знакомые ему слова, кроха часто заменяет их одним слогом, как правило ударным («ко» вместо «кот», «ти» вместо «птичка»).
11 месяцев Ребенок любит рассматривать и исследовать мелкие детали. Пытается отрывать пуговицы, небольшие фрагменты игрушек. Возрастает расстояние, на котором ребенок воспринимает звук, – сейчас это около 6 метров. Лепет малыша по-прежнему служит индикатором развития слуха. Большинство детей делают первые шажки без поддержки, стремятся к активному передвижению – ползают, ходят с опорой, садятся, встают.Время начала самостоятельного использования столовых приборов. Появляются первые осмысленные «разговоры». Хотя малыш и не может вести полноценный диалог, он понимает, что от него хотят, и реагирует на вопросы собеседника.
12 месяцев Острота зрения еще не достигла своего максимума, но годовалый ребенок видит все достаточно четко как вблизи, так и вдали. Продолжает оттачивать координацию между зрением и движениями тела. Примерно в годик малыш начинает внимательно вслушиваться в разговор взрослых, который ведется при нем.На этом этапе, чтобы проверить слух, ребенку можно задавать простые вопросы: «Где мама? Где мячик?» – в ответ он будет показывать пальчиком или хватать названный предмет. Ребенок умеет ходить, может приседать, чтобы взять что-то с пола. Учится перешагивать через предметы – сначала с помощью мамы или папы, затем самостоятельно.Ест ложкой, пьет из чашки, умеет снимать носочки. Понимает практически все, что ему говорят. Отлично считывает настроение собеседника и легко поддается ему. Большинство детей к году могут произносить до 10 простых слов.
Читайте также:  Ребенка укусила собака - эта инструкция поможет 100%

Календарь развития ребенка от года до трех лет

Возраст Зрительное восприятие Слуховое восприятие Двигательные навыки Речевое развитие
Год Малыш различает все цвета, формирование бинокулярного зрения завершено.В связи с тем, что ребенок теперь активно двигается сам, происходят изменения и в зрительном восприятии пространства – мозг учится сопоставлять расстояние, на которое переместилось тело, с зафиксированным сетчаткой изображением. Этот процесс предполагает активную работу глазных мышц, полную согласованность движений глаз и интенсивную мозговую деятельность. Развитие слуха как такового проходило до года, и если у малыша есть проблемы, они уже отмечены родителями и педиатрами.Если же все в порядке, настало время развития фонематического слуха – способности слышать и узнавать отдельные звуки речи.Понять, есть ли проблемы с фонематическим слухом, пока невозможно, но уже можно предлагать ребенку игры для его развития. Ребенок уверенно стоит без опоры. В начале года ходит, держась за что-либо одной рукой. Затем учится ходить без поддержки, но двигается неуклюже, часто падает, делает широкие шаги и легко теряет равновесие. При этом малыш активен, стремится исследовать окружающее пространство, легко меняется положение тела – садится, ложится, перекатывается, встает на ноги или на четвереньки. После года продолжается накопление пассивного словаря, развивается и активный. Нормой считается, если ребенок в год говорит около 10 слов.
Полтора года Ребенок уже привык воспринимать мир трехмерно, хорошо видит как вблизи, так и вдали. Но острота зрения, как и цветовосприятие, продолжает совершенствоваться. Теперь развитие зрения зависит не только от заложенных природой механизмов, но и от познавательной активности ребенка. Подтверждением правильного развития слуха на этом этапе становятся звукоподражательные слова, которые любят повторять детки в полтора года. Движения ребенка все еще неуклюжи, центр тяжести смещен вверх. Координация движений только начинает совершенствоваться. Малыш передвигается от одной опоры к другой, «обнимая» дверные косяки, углы мебели, ноги взрослых. Учится без поддержки перешагивать через препятствия, садится теперь не только на пол, но и на детский стульчик и прочие предметы похожей высоты. Малыш произносит до 25 слов (словами считаются не только «литературные» лексемы, но и любые буквосочетания, которые все время произносятся ребенком в одном и том же значении – например, «ава» или «бака» вместо «собака»). В лексиконе в основном существительные. Речь малыша развивается, но пока понятна только его близким.
Два года У большинства малышей в этом возрасте начинаются качественные изменения восприятия пространства. Это связано с тем, что происходит скачок в развитии речи и формирование абстрактного мышления. Развитие фонематического слуха продолжается. Ребенок различает фонемы родного языка, хотя правильно произнести многие из них пока не в состоянии. Уверенно ходить малыш научился, теперь он осваивает бег, учится прыгать, подниматься на носочки. Умеет забираться на кровать и даже на «взрослый» стул. Гораздо лучше держит равновесие, этот навык продолжает совершенствоваться. Пассивный словарь преобразуется в активный, малыш учится разговаривать не словами, а фразами. Предложение чаще всего состоит из 3-4 слов. Развитию речи способствуют активная языковая среда, вовлечение ребенка в диалог, чтение сказок.
Три года Поле зрения ребенка все еще несколько уже, чем у взрослых (примерно на 10%). Эта характеристика будет сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста. Путем естественной тренировки слуха малыш достиг этапа, когда уже способен отмечать неправильно произнесенные звуки в чужой речи. К концу третьего года он сможет отмечать дефекты и в собственном произношении. Пропорции тела ребенка меняются, происходит смещение центра тяжести. За счет этого движения становятся более уверенными и «взрослыми», малыш учится быстро менять направление движения, ходить по наклонной плоскости, легко подниматься и спускаться по лестнице. Ребенок знает несколько стишков наизусть, помнит любимые сказки, может их пересказать. Может придумывать слова (полотенце – «вытиральник»). Речевому развитию помогают игры, задействующие мелкую моторику, и активное общение со взрослыми.

Источник: https://Razvivashka.online/kalendar-razvitiya-rebenka

Календарь развития ребенка до года в помощь мамам

Для того чтобы обеспечить необходимые условия для здорового психического, эмоционального и физического развития детского организма, нужно знать, в какой возрастной период какие качества формируются.

Хорошим помощником в таком сложном деле может стать календарь развития ребенка по месяцам.

Одним из самых насыщенных в плане активного роста и становления является первый год жизни ребенка. Буквально каждый месяц происходят существенные изменения в физиологии ребенка, а еще появление различных новообразований в его психике.

Внимательно изучив календарь развития ребенка, молодая мама будет точно знать, что, как и когда должно формироваться и какие есть закономерности роста ее здорового и счастливого малыша.

Календарь развития поможет, отталкиваясь от имеющейся в нем информации, организовать правильный режим жизнедеятельности малыша и обеспечить ему грамотный уход.

Календарь до момента наступления первого года его жизни предлагает информацию о психофизиологических изменениях детского организма по месяцам.

В момент рождения физиологические параметры ребенка должны быть такими:

рост — 50-51 см;

вес — 3,3-3,5 кг;

окружность головы малыша — 34-36 см;

окружность груди — 32-34 см.

У новорожденного малыша уже формируется слух и зрение. Наблюдается активное проявление всех врожденных рефлексов.

Первый месяц первого года

Это самый сложный месяц как для ребенка, так и для его мамы. Его начало характеризуется так называемым кризисом новорожденности.

Появление этого кризиса вызвано огромным количеством новых эмоций и впечатлений и закономерностями роста.

Окончание кризиса именуется комплексом оживления, который представляет собой появление активных двигательных реакций, первых звуков, а еще появление осмысленной улыбки, вызванной видом маминого лица.

Обратите внимание

К другим характерным умениям этого возраста относится различие основных ярких цветов, умение зафиксировать взгляд на лице склоненного над малышом человека, возможность сосредоточить взгляд на статическом предмете.

В возрасте одного месяца ребенок пытается, лежа на животе, приподнять и удержать в вертикальном положении голову.

Приблизительно к третьей неделе жизни можно наблюдать у ребенка, помимо врожденных безусловных рефлексов, формирование условных. Ярким примером этого может стать крик до тех пор, пока не появится мама. Если такое поведение будет поощряться, то оно закрепится.

Читайте также:  Полезные развивающие и веселые игры для небольшой компании детей 3-4 лет

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 3,4 кг, верхняя — 5,8 кг;

Рост: 50,8 см и 58,6 см соответственно.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 3,2 кг, верхняя — 5,5 кг;

Рост: нижняя граница — 49,8 см, верхняя — 57,6 см.

Второй месяц первого года

В возрасте двух месяцев развитие ребенка достигает нового уровня.

Он уже реагирует на голос и лица людей, активно улыбаясь. Может зрительно проследить за движущимся предметом, а после его остановки сфокусировать на нем взгляд.

Услышав какой-либо звук, поворачивает голову в сторону его источника и пытается найти его взглядом.

Делает более успешные попытки удержания головы в вертикальном положении, лежа на животе. Может удерживать ее в течение 1 минуты.

Осваивает умение переворачиваться с бока на спину.

Активно реагирует на общение с ним, отвечая «комплексом оживления».

Но главным методом общения со взрослыми для малыша пока остается плач. Плачет малыш для того, чтобы обратить на себя внимание, чтобы с ним поиграли, пообщались, показали что-то неизведанное и новое.

В этот период развивается больше эмоциональная сфера, нежели физическая, а значит, и внимание ей нужно уделять больше.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 4,3 кг, верхняя граница — 7,1 кг;

Рост — 54,4 см и 62,4 см соответственно.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 3,9 кг, верхняя граница — 6,6 кг;

Рост — 53,0 см и 61,1 см соответственно.

Третий месяц первого года

Третий месяц первого года развития детского организма характеризуется тем, что малыш уже свободно удерживает свою головку на протяжении 5-6 минут, уверенно ею управляет.

К тому же, лежа на животе, он уже может приподняться, при этом опираясь на локти и предплечья.

Уже активно переворачивается со спины на бок, а еще свободно меняет положение своего тела. Только малышу все еще трудно координировать свои движения.

Реагирует на движущиеся предметы, визуально может за ними следить.

Реагирует на знакомые голоса поворотом головы и поиском источника взглядом.

Важно

Проявляет двигательную активность и попытки координации своих движений: протягивает руку за игрушкой, может засунуть в рот пальцы.

Третий месяц характеризуется активным освоением малышом смеха. Смеяться он любит громко и долго.

Тем не менее также громко он способен кричать, если чем-то недоволен.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 5,0 кг, верхняя — 8,0 кг;

Рост: нижняя граница — 57,3 см, верхняя — 65,5 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 4,5 кг, верхняя — 7,5 кг;

Рост: нижняя граница — 55,6 см, верхняя — 64,0 см.

Четвертый месяц первого года

Закономерности роста ребенка обуславливают тот факт, что на четвертом месяце малыш уже смело поднимает голову и держит ее в вертикальном положении, лежа на животе.

При условии поддержки может упираться ножками в вертикальном положении.

Может запросто переворачиваться со спины на живот.

В положении лежа на животе может приподниматься, опираться на ладони. В этом же положении может следить за движущимися предметами.

Вообще, все движения более координированы.

Малыш запросто отличает основные цвета и различные музыкальные звуки, которые разнятся друг между другом в 4-5 тонов.

Постепенно развивается мелкая моторика: уже может схватить и удержать в руке мелкий предмет.

Осмысленно играет с игрушками, которые висят над кроватью, изучает их на ощупь, тянет в рот.

У малыша уже появились те игрушки, которые он любит, и те, которые не любит.

Малыш уже способен узнать маму. Ее он хочет видеть чаще остальных и испытывает положительные эмоции от общения с ней.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 5,6 кг, верхняя — 8,7 кг;

Рост: нижняя граница — 59,7 см, верхняя — 68,0 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 5,0 кг, верхняя — 8,2 кг;

Рост — 57,8 см и 66,4 см соответственно.

Пятый месяц первого года

На пятом месяце малыш уже более уверенно сидит с поддержкой взрослого, но держать спинку самостоятельно еще не может.

Если держать ребенка под мышки, он может уверенно стоять на ножках.

Совершает попытки переворотов с живота на спинку.

Схватив предмет, может более длительное время его удерживать, бросать, тянуть, ощупывать его.

Для развития ребенка на пятом месяце характерно узнавание матери, ее голоса. Появляется нежелание идти на руки к незнакомым или чужим людям.

Ребенок еще не понимает смысла слов, но уже реагирует на эмоциональный окрас речи.

Совет

Малыш может некоторое время играть самостоятельно, без привлечения внимания взрослых к своей активности, несмотря на то что этот возраст характеризуется желанием постоянно общаться со взрослыми.

Он проявляет неподдельный интерес к той пище, которую едят взрослые. Малыш может выхватывать ее из рук и посуды, а также пристально смотреть на нее.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 6,0 кг, верхняя — 9,3 кг;

Рост: нижняя граница — 61,7 см, верхняя — 70,1 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 5,4 кг, верхняя — 8,8 кг;

Рост: нижняя граница — 59,6 см, верхняя — 68,5 см.

Шестой месяц первого года

Это своеобразный юбилей и для малыша, и для мамы. Прошло полгода жизни.

Эмоциональная привязанность уже сформировалась. Малыш может выражать желание, чтобы его взяли на руки, протягивая свои ручки к маме.

На шестом месяце, для того чтобы сесть и удерживать ровной спинку, малышу больше не нужна помощь взрослого. Он делает это самостоятельно.

К этому времени ребенок умеет переворачиваться с живота на спинку.

Если поддерживать его за руки, он свободно встает на ножки и даже пытается совершать похожие на шаги движения.

Уже может переложить игрушку из одной руки в другую, поднимает ее, размахивает ею.

Делает попытки ползать на четвереньках, а еще самостоятельно вставать, держась за какую-либо опору.

Появляются первые осмысленные звуки. Зачастую они складываются в простые слоги. Пытается имитировать звуки, которые слышит.

При наличии желаемой цели, к примеру, игрушки, может самостоятельно целенаправленно ползти к ней. Расстояние, правда, пока не превышает 20 см.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 6,4 кг, верхняя — 9,8 кг;

Рост: нижняя граница — 63,3 см, верхняя — 71,9 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 5,7 кг, верхняя — 9,3 кг;

Рост — 61,2 см и 70,3 см соответственно.

Седьмой месяц первого года

Закономерности роста обуславливают возможность на седьмом месяце жизни освоить новые навыки и совершенствовать уже имеющиеся.

Ребенок уже хорошо понимает смысл большинства произносимых окружающими слов, а не только эмоциональный окрас речи.

К этому возрасту развивается эмоциональная привязка к матери: малыш начинает испытывать страх в моменты расставания с мамой, плачет.

Уже умеет стоять возле опоры. Держась за нее, делает ножками первые шажочки.

Обратите внимание

Учиться сидеть и ползать самостоятельно. Это значит, что границы его передвижений значительно увеличиваются, в то же время повышая риск травм.

Малыш уже освоил навык переворачивания с живота на спину, и наоборот.

Большинство малышей уверенно произносят звуки, которые имитируют животных.

На этом этапе происходит освоение жестов. Ребенок в состоянии указать пальцем на необходимый предмет, помахать рукой на прощание, кивнуть в знак согласия и другие жесты.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 6,7 кг, верхняя — 10,3 кг;

Рост: нижняя граница — 64,8 см, верхняя — 73,5 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 6,0 кг, верхняя — 9,8 кг;

Рост: нижняя граница — 62,7 см, верхняя — 71,9 см.

Восьмой месяц первого года

На восьмом месяце робкие попытки ползать превратились в активные действия. Малыш шустро на четвереньках штурмует пространство.

Различает, понимает и выполняет простые просьбы наклонить голову, дать руку и другие.

Эмоциональная привязанность очень сильна. Расставания с матерью вызывают приступы страха.

Резкие и громкие звуки могут вызвать испуг.

Малыш изучает свое отражение в зеркале, идентифицируя себя с ним.

Малыш полностью овладел способностью самостоятельно сидеть, ходить и стоять, держась за опору.

Развиваются жевательные способности: ребенок может откусить мягкую пищу и пережевать ее. Это значит, что можно с пюреобразной пищи переходить на измельченную.

Малыш может указать взрослому на предмет, какой ему нужен. Может захватить мелкий предмет большим и указательным пальчиками.

На этом этапе характерно появление первых страхов: страха остаться без мамы, страха оказаться в незнакомой обстановке.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 6,9 кг, верхняя — 10,7 кг;

Рост — 66,2 см и 75,0 см соответственно.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 6,3 кг, верхняя — 10,2 кг;

Рост — 64,0 см и 73,5 см соответственно.

Девятый месяц первого года

На девятом месяце малыш свой простой лепет переводит на новый уровень: он практически бесконечно что-то бормочет, перебирая знакомые и не очень слоги, кричит, агукает, смеется.

Активно развивается эмоциональная сфера ребенка: появляются все новые и новые ее разновидности. Это может быть и печаль, и страх, и гнев, но превалируют положительные эмоции, такие как радость, удивление.

Знает некоторые части тела и может показать на них на себе, другом человеке или кукле.

Важно

Развивается моторика, как мелкая, так и крупная: малыш может перевернуть толстые страницы из картона, может порвать и смять бумагу, засовывает пальцы в разные дырки.

Что касается его передвижений, то он уже уверенно ползает на четвереньках. Может даже покорять небольшие высоты и преодолевать препятствия в виде подушек и детских лесенок.

Держась за опору, делает несколько шагов прямо, а может даже сделать несколько приставных шагов.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 7,1 кг, верхняя — 11,0 кг;

Рост: нижняя граница — 67,5 см, верхняя — 76,5 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 6,5 кг, верхняя — 10,5 кг;

Рост — 65,3 см и 75,0 см соответственно.

Десятый месяц первого года

На десятом месяце малыш активно слушает речь взрослого и пытается повторять некоторые звуки.

Может выделить из общей речи какие-то смешные звуки и отреагировать на них.

Положительно реагирует на подшучивания, соотносит их с собой.

Что касается игр, то он очень любит играть. На этом этапе малыш любит играть с более мелкими предметами. Может запросто вставлять один предмет в другой.

Оперируя разными предметами, может достать одну вещь с помощью другой.

Любые предметы или игрушки может осознанно выбрасывать.

Очень нравится играть с машинками и мячом, катить их и толкать.

Абсолютно уверенно ходит возле опоры, а стоять уверенно уже может и без нее.

Возможно, некоторые малыши смогут научиться, сидя на корточках, вставать на прямые ножки. Но это необязательное умение, и не стоит переживать, если этого не произойдет.

Что касается еды, то малыш не переживает касательно расставания с грудью матери и может запросто пережевывать мелко порубленную еду.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 7,4 кг, верхняя — 11,4 кг;

Рост: нижняя граница — 68,7 см, верхняя — 77,9 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 6,7 кг, верхняя — 10,9 кг;

Рост: нижняя граница — 66,5 см, верхняя — 76,4 см.

Одиннадцатый месяц первого года

На одиннадцатом месяце малыш распознает из общего речевого потока разговоры, которые относятся непосредственно к нему. Он уже может понимать, о чем разговаривают взрослые.

Оттачивает навыки с помощью постоянных повторений.

Большинство малышей к возрасту одиннадцати месяцев уже умеют ходить и активно пользуются этим новым навыком, не давая родителям покоя.

Ребенок этого возраста крайне зависим от положительных или негативных реакций значимых взрослых на его действия.

Совет

Активно пользуется знакомыми жестами: машет и кивает головой в знак согласия или несогласия, машет рукой на прощание.

Двигательная активность интенсивно развивается. Малыш может подняться по ступенькам или спуститься с них, может повисеть на ручках на перекладине около 1 минуты.

Что касается еды, то малыш учится пользоваться столовыми приборами самостоятельно и уже умеет пить из чашки.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 7,6 кг, верхняя — 11,7 кг;

Рост: нижняя граница — 69,9 см, верхняя — 79,2 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 6,9 кг, верхняя — 11,2 кг;

Рост: нижняя граница — 67,7 см, верхняя — 77,8 см.

Двенадцатый месяц первого года

Последний месяц первого года характеризуется большими достижениями как для малыша, так и для его мамы. Этот период — это вторая юбилейная ступенька, через которую перешагивает ребенок.

К этому времени он уже много чего достиг.

Что касается приемов пищи, малыш может откусить и пережевать твердую еду. Он свободно орудует столовыми предметами, пьет из чашки.

Малыш научился ходить и может делать это без опоры и поддержки взрослого. Без этой же опоры может стоять, наклоняться, приседать, выпрямляться.

Он может залезать на различные поверхности: диваны, кресла — и спускаться назад.

Его словарный запас расширился до 10-15 слов. Пока это простые слова, которые он понимает, или чуть более сложные, но он их еще не понимает, а просто повторяет.

Эмоциональный окрас его поведения носит не только положительные черты, но и отрицательные.

Все свои занятия разделяет на те, которые ему нравятся, и те, которые не нравятся.

Физические параметры для мальчиков этого периода:

Вес: нижняя граница — 7,7 кг, верхняя — 12,0 кг;

Рост: нижняя граница — 71,0 см, верхняя — 80,5 см.

Для девочек:

Вес: нижняя граница — 7,0 кг, верхняя — 11,5 кг;

Рост: нижняя граница — 68,9 см, верхняя — 79,2 см.

Источник: http://moyasna.ru/0-1/kalendar-razvitiya-rebenka-do-goda.html

Ссылка на основную публикацию