Когда начинать учить ребенка читать, чтобы не навредить — советы специалистов

Когда учить ребенка читать: мнение психологов

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается ранним развитием своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Обратите внимание

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение Ачков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало осмысленное чтение и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Читайте также опыт мамы, практивовавшей методику обучения чтения Глена Домана.

Источник: http://pozdnyakova.org/kogda-nachinat-uchit-rebenka-chitat/

Осваиваем чтение – во сколько лет учить ребенка читать

Все без исключения родители радуются, когда их малыш учится чему-то новому.

Любые, даже малейшие, победы становятся поводом для гордости, о них непременно рассказывают всем знакомым и друзьям.

Для многих мам и пап научить ребёнка читать раньше сверстников становится важной целью и напоминает какое-то соревнование.

А зачем вообще ребёнку читать? Ответ очевиден: чтобы познавать окружающий мир, ориентироваться в море информации и стать образованным человеком. Но когда же правильно начинать это обучение и стоит ли торопить это событие?

Возрастные и психологические особенности ребёнка

Многие современные психологи отрицательно отзываются о раннем развитии ребёнка, так как считают, что в этом процессе не учитываются психологические особенности.

Развитие и состояние психики ребёнка 100 лет назад и сейчас не имеют каких-либо отличий.

Ни один родитель или педагог не в состоянии ускорить или другим образом повлиять на психологические процессы в организме своего ребёнка.

Важно

Абстрактные образы, такие как буквы или цифры, ребёнок не способен воспринимать до 6 лет. Его нервная система имеет программу, которая генетически заложена, и в определённые моменты приходит момент развития тех или иных структур мозга.

В 5-6 лет у ребёнка развито наглядно-образное мышление. Он воспринимает только то, что мог видеть и чувствовать на протяжении своей маленькой жизни.

В 3-4 года такие понятия, как буква, слово, слог, не воспринимаются ребёнком. Он может сложить буквы в слоги и механически запомнить их написание. Но прочитать какое-то простенькое предложение и тем более его понять для малыша пока невозможно.

Ещё одним важным аспектом является то, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно игры готовят малыша чувствовать окружающий мир, понимать людей, выражать свои мысли. Если неосознанно, а тем более необдуманно нарушить эту «игровую» деятельность, можно достаточно сильно навредить становлению личности ребёнка.

Швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет три периода психологического развития у детей:

  • сенсорно-моторный (от рождения до двух лет) –  формирование тактильных чувств и физических ощущений;
  • образный (от двух до семи лет) – на первом плане игра и освоение языка, формируется самооценка;
  • логический (от семи лет до одиннадцати лет) – выстраиваются логические умозаключения.

Конечно, для освоения чтения лучше всего подходит третий период. Но несмотря на это, многие современные родители стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать.

Раннее развитие: плюсы и минусы

Последнее десятилетие  словосочетание раннее развитие можно всё чаще услышать из уст новоиспечённых родителей.

Сторонники такого развития утверждают, что самым оптимальным является возраст от 3 месяцев до 3 лет.

Японская Ассоциация раннего развития даже выпустила книгу  под названием «После 3 уже поздно», которая убеждает современных мам и пап в необходимости такого развития.

Психологи считают, что такое стремление – как можно быстрее научить ребёнка всему и сразу – продиктовано неуверенностью родителей. Ими движет собственная нереализованность и жизненная неудовлетворённость. Поэтому сделать из своего чада вундеркинда становится просто целью всей их жизни.

Раннее развитие имеет не только свои плюсы, как утверждает Ассоциация, но и минусы. В качестве плюсов можно выделить:

  1. Общение с ребёнком. Какими бы сложными ни были занятия и уроки чтения, малыш проводит время с любимыми родителями. Такое общение необходимо и положительно сказывается на психологическом развитии ребёнка.
  2. Новая информация. Во время занятий чтению ребёнок узнаёт много нового и интересного для себя. Конечно, он и без раннего чтения познакомится с предметами и явлениями. Но развивающие книжки сделают этот процесс интереснее.
  3. Развитие мозга. Так как занятия по обучению чтению развивают ребёнка, его мозг тренируется без напряжения и всё схватывает на лету. Это поможет в школьные годы уменьшить нагрузку и успешнее справляться с учебными задачами.
  4. Приобретение полезных навыков. Раннее развитие – это тренировка мышления, освоение новых умений и навыков, развитие логики. Это «фундамент» для дальнейшего обучения. Следующие знания не смогут занять прочное место, если нет подготовки.
  5. Повышение самооценки. Похвала нужна и мамам и деткам. Когда родители занимаются с малышом, то осознание, что они делают что-то полезное, поднимает настроение. Да и ребёнок, чувствуя гордость родителей и слыша ласковые слова, стремится к новым победам.

Минусы:

  1. Родители увлекаются. Для них раннее развитие – своеобразная гонка и способ самореализации. Они хотят показать окружающим, каких высот может добиться их ребёнок и какой вклад в это был внесён с их стороны.
  2. Знания требуют сил и времени. Это относится и к мамам, и к детям. Занимаясь с ребёнком, мама может забывать о себе и посвящать время только занятиям для того, чтобы добиться лучших результатов. Да и ребёнку, в силу  возрастных и психологических особенностей, трудно долго концентрировать своё внимание.
  3. Не учитываются интересы малыша. Главная деятельность раннего дошкольного возраста – игровая. И конечно, ребёнку интереснее играть в игрушки, смотреть мультики, общаться с домашними питомцами, чем сидеть за развивающими книжками и учиться читать. Важно учитывать желания ребёнка.
  4. Неподготовленность к новым знаниям. Мозг воспринимает ту информацию, которая соответствует возрасту и потребностям ребёнка. Если такое раннее обучение проводить с неподготовленным ребёнком, то в дальнейшем это плохо скажется на обучении в школе. Да и никакого желания ходить в образовательное учреждение у ребёнка не будет.

Каждый родитель самостоятельно принимает решение об оптимальном возрасте обучения чтению своего ребёнка. Но лучше при выборе учитывать плюсы и минусы раннего и своевременного развития.

Чтение в удовольствие: когда же начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических особенностей ребёнка, которые стоит учитывать:

  1. Обязательным условием начала обучения является речь ребёнка. Он должен говорить не только словами, но и предложениями. Понимать то, что он говорит и для чего. Очень опасно начинать обучение, когда малыш ещё плохо разговаривает.
  2. Ребёнок без труда может назвать слово, которое начинается на букву М и заканчивается на букву А? Выделяет общий звук в нескольких словах? У него хорошо развит фонематический слух. И это очень важно для начала обучения чтению.
  3. У ребёнка не должно быть логопедических проблем. Если он не выговаривает какие-то буквы алфавита, то это нарушает фонематический слух и затрудняет чтение.
  4. Малыш должен пространственно мыслить и знать понятия «лево», «право». Так как читать ему придётся слева направо. Если пространственные понятия незнакомы, то ребёнок начинает читать как ему нравится: с той буквы, которая наиболее интересна.

Примерно данные признаки и умения проявляются к пятилетнему возрасту. Но каждый ребёнок индивидуален, и это не стоит забывать.

Если родители каждый вечер читают сказки перед сном, прививают любовь к чтению, знакомят малыша со стихотворениями чтением вслух, то последующее обучение ребёнка будет успешным и желанным.

Методики обучения чтению: какую выбрать?

Для раннего обучения чтению существует несколько методик, которые имеют свои особенности и рекомендации.

Какую же выбрать, чтобы добиться максимальных результатов?

  1. Азбука –  каждая буква имеет картинку-помощницу, которая облегчает запоминание буквы. Например, А– это аист, М– молоко. Но такой способ плох для чтения, так как ребёнок совместно с буквой запоминает и образ, который относится к ней. Как ему понять, почему слово МАМА состоит из чередования аистов и молока, если он привык к таким картинкам?
  2. Букварь – это традиционный способ обучения. Современные буквари отличаются наличием ярких разнообразных картинок и героев. Но их принцип остался прежним – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Хороший букварь не должен сначала знакомить детей со всеми буквами алфавита, а потом учить их составлять слоги. Лучше, чтобы изучение букв и слогов шло параллельно, потому что из двух согласных и того же количества гласных можно составить уйму слогов. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно получать слоги из букв и слова из слогов.
  3. Метод целых слов – его автором является американский учёный Глен Доман. Он провёл эксперимент, который заключался в следующем. Взгляд у младенцев начинает фокусироваться примерно с двухмесячного возраста, и они с интересом наблюдают и познают окружающий мир. Как раз в таком возрасте им в быстром темпе показывались карточки с предложениями или словами. А мама или педагог читали то, что было написано на карточках, вслух. Продолжительность таких занятий поначалу должна была составлять максимум 10 минут, а потом это время увеличивали. Ребёнок запоминал целые слова благодаря такому методу. К карточкам, на которых были написаны слова, предъявлялись особые требования: размер и высота букв, объём информации строго отбирались. С появлением такой методики родители с энтузиазмом начали писать карточки и проводить такие «ранние» занятия со своими младенцами. Но через какое-то время интерес ребёнка пропадал, а энтузиазм родителей постепенно угасал.
  4. Кубики Зайцева – о них слышали, наверное, все. Петербургский педагог Н. А. Зайцев придумал поместить склады на кубики, что позволило детям в игровой форме учиться читать. Вроде бы и хорошо, что учитывается основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, но это не очень убедительное преимущество. А недостатков можно назвать несколько. Первый недостаток – стоимость комплекта. Кубики, таблицы-плакаты и аудиокассета могут влететь в копеечку «продвинутым» родителям. Второй недостаток – ребёнок лишается возможности понять, как появляются слоги, и использует уже готовый «материал».
  5. Система максимально раннего развития Павла Тюленева: девиз такой методики «Чем раньше, тем лучше». А конкретнее, П. Тюленев считает, что любой нормальный ребёнок к году легко научится складывать буквы в слова, а к двум освоит беглость чтения. Так же как и в методике целых слов используются карточки, которые зачитываются ребёнку с самого рождения. Важно следить, чтобы ребёнок не отвлекался на другие предметы. Если применять данную методику на практике, значит перескакивать все психологические этапы развития ребёнка и сразу переходить к выполнению умственных операций. А как же тогда игра и образное мышление?

Без игровых моментов в обучении научить ребёнка дошкольного возраста читать практически невозможно. Нужно стараться проводить занятия в игровой форме, использовать сказочных героев-помощников, составлять сценарии занятий.

Рекомендации родителям

  1. Важно не заставлять ребёнка читать, если он этого не хочет. Такие занятия должны вызывать положительные эмоции. Это будет полезным для дальнейшего обучения в школе и адаптации к получению знаний.
  2. Тщательно продумывайте задания, так как от этого зависит успешность обучения.

    Не нужно просить читать длинные предложения, пока не убедитесь, что ребёнок понимает смысл прочитанного.

  3. Продолжительность занятия должна составлять 10-15 минут. Помните – ребёнок быстро устаёт, тем более от нового вида деятельности. Если он потерял интерес, лучше закончить занятие и дать ему отдохнуть.

  4. Нужно следить за тем, чтобы «ученик» правильно сидел: спина прямая, ноги стоят на полу.
  5. Освещение играет огромную роль, так как уменьшает нагрузку на глаза. Свет должен падать с левой стороны.

Научить ребёнка читать – нелёгкий труд! И однозначного ответа, в каком возрасте стоит начинать такие занятия, просто нет.

Не стоит забывать, что малыш не инструмент вашей самореализации, а личность со своими потребностями и особенностями.

Важно понимать, какую цель преследует обучение, и тогда выбор подходящего времени начала таких занятий будет простым и очевидным. Успехов и терпения!

Видео на тему

Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-starshe-5-let/vo-skolko-let-uchit-rebenka-chitat.html

Как быстро научить ребенка читать

Программа современных начальных школ рассчитана на первоклашек, уже к началу учебы знающих буквы и умеющих читать по слогам.

Такой «педагогический» подход пугает многих родителей, и они достаточно рано начинают принуждать своих малышей к обучению.

Причем редко кто задумывается, насколько ребенок к нему созрел: многие пытаются равняться на соседей, у которых дети уже чуть ли не диссертации пишут. «Неужели их чадо глупее и тупее?»

Детские психологи не советуют форсировать события, даже если на носу вступительные экзамены в престижную школу.

Совет

В первую очередь, в приоритете должно быть здоровье детей, а в модное учебное заведение их можно перевести и попозже.

Как бы там ни было, попробовать научить своего ребенка читать в домашних условиях нужно. Главное только знать, когда и как это делать, чтобы не отбить охоту к чтению навсегда.

Когда начинать обучение

Нас окружает масса обучающего материала, разработанного для разных возрастных категорий: печатные издания с яркими рисунками, раскрасками, наклейками и интересными заданиями, говорящие игрушки, видеоролики и компьютерные игры, кубики, фигурные буквы, даже шарики. Но это не значит, что если в аннотации к ним написан возраст вашего малыша, то они обязательно ему подойдут. Все дети индивидуальны, и это нужно учитывать.

Пусть ваши знакомые занялись подготовкой к школе с момента рождения своего чада. Такие практики существуют, они развивают зрение, память, слух, но не учат чтению в чистом виде.

Вам не следует против воли ребенка следовать их примеру. Медики считают, что не стоит начинать серьезные занятия раньше 5 лет.

Связано это с тем, что для эффективного овладения навыками чтения необходим ряд условий, невыполнимых в более раннем возрасте:

  • фонематический слух – слух, позволяющий правильно воспринимать звуки;
  • понимание названий многих предметов, вещей, животных, которые могут быть изображены на обучающих материалах;
  • правильная грамотная речь без перестановки звуков в словах или добавления несуществующих;
  • умение строить короткие предложения и составлять небольшие рассказы, для чего необходим достаточный словарный запас;
  • пространственная (зрительная) ориентировка – право-лево, верх-низ, перед-зад;
  • отсутствие логопедических нарушений: ребенок, неправильно произносящий звук, будет неправильно читать букву (вам придется сначала научить его говорить букву Р, отучить шепелявить и т. д.)

Вряд ли малыш владеет этими навыками уже в 3 года, но выучить отдельные, чаще – гласные буквы он в состоянии. Во всяком случае, попытки будут результативнее, чем в 1 или 2 года. Но вот учить читать без его собственного желания все же не стоит: не забирайте у него детство, иначе оно вернется с толикой уже в школе, когда остальные будут старательно учиться.

Как определить физиологическую готовность ребенка к началу обучения чтению

Чтение требует аналитического мышления, поэтому у малыша на начало обучения должна быть хорошо развита игровая деятельность во всех ее формах.

  1. Так, например, если он активно и много рисует, используя всю цветовую гамму имеющихся карандашей и фломастеров, рисунки его состоят из множества деталей, а не из одного предмета, то, скорее всего, он будет с удовольствием учиться читать, и читать он будет хорошо.
  2. Это же касается и любителей разнообразных конструкторов: чем сложнее создаваемая конструкция, с осмысленным функционалом, разноцветными деталями и креативными идеями использования запчастей, тем выше аналитическое мышление, и тем быстрее они начнут читать.
  3. Ваш ребенок любит другие игры? Тогда обратите внимание на такие же детали: размах идеи, количество используемых средств, целесообразность и уместность отдельных частей, функциональность и нужность придуманного. Если он уже многого достиг, начинайте учить читать.

Развитое аналитическое мышление сделает из ребенка понимающего читателя. Но есть еще одно обязательное условие: вы не сможете эффективно учить его читать без налаженного с ним живого общения.

И пусть даже в 3 года малыш виртуозно нажимает на кнопки клавиатуры или целенаправленно водит курсором в поисках любимого мультфильма, без тесного контакта между вами мероприятие обречено на провал.

Читать он не захочет!

Только «глаза в глаза», «слово к слову», «рука в руке» хотя бы несколько раз в день, а не спасательный гаджет, позволяющий вам спокойно управляться по дому. Чем теснее контакт, тем больше уважения и авторитета вы завоюете. Следовательно, малыш будет стараться вам угодить, и не будет считать чтение наказанием.

Основные правила, чтобы не навредить

  1. Первое и главное правило – желание ребенка учиться именно в данный момент времени. Не стоит навязывать ему урок, если у него нет настроения, что-то болит, или вообще – просто не хочется сейчас заниматься.

    Обучение должно проходить в удовольствие, причем обоюдное: ваше настроение и готовность терпеть непонимание малыша также играет большую роль. Если вы устали, перенервничали или страдаете головной болью – отложите занятие.

  2. Второе правило – кратковременность импровизированного урока. Малыш не должен успеть утомиться.

    Как только он начнет отвлекаться на посторонние предметы, обучение стоит прекратить. Лучше остановить занятие, когда у малыша еще есть желание учиться читать. Так он с нетерпением будет ожидать следующего урока.

  3. Кстати – о посторонних предметах: их должно быть как можно меньше.

    Это третье правило: уберите с детских глаз любимые игрушки, с которыми ваше чадо готово играть днем и ночью, выключите все звуковые приборы (кроме холодильника, конечно), уединитесь от остальных членов семьи, в том числе, и от домашних любимцев.

  4. Четвертое правило – регулярность.

    Любой условный рефлекс закрепляется только при постоянно действующем раздражителе. Если занятия не будут регулярными, малыш будет забывать пройденный материал, и придется начинать все сначала. Но это не значит, что учиться читать вы должны строго в одно и то же время.

    Это еще не школа, и строгое расписание может запросто отбить охоту к обучению.

  5. Пятое правило – уместная (и не только) похвала. Хваля своего «ученика», вы стимулируете его к обучению. Все любят похвалу, от чего старания только приумножаются.

Методика обучения

Забейте в поисковике «учимся читать» или что-то в этом роде, и интернет сразу же предложит невероятное количество обучающих мультфильмов, игр, видеоуроков.

Все это, конечно, хорошо: в них вложен опыт педагогов, психологов, материал преподносится ясно, просто и красочно. Но любой гаджет притягивает, лишает чувства времени, портит зрение, напрягает мозговую деятельность.

Поэтому для уроков лучше пользоваться классическими методиками.

  1. Самый классический для современных родителей метод – тот, при помощи которого они сами учились читать – фонетический: показываем букву и произносим ее. Метод подходит для дошкольников, потому, как научить читать таким способом ребенка в 3 или 4 года очень тяжело: фонетика требует определенного уровня развития. Обученным фонетическим методом первоклашкам не придется переучиваться (в школе используют именно его), у них уже будет развит фонематический слух, и они избавятся от дефектов речи.
  2. С этого же возраста педагоги рекомендуют применение метода Кушнира. Он не требует от детей особых усилий: стараться должны взрослые. Нужно просто читать вслух книгу с адекватным размером шрифта, чтобы «ученик» следил за чтением. Сначала пальцем по тексту водит родитель, затем он уже водит пальцем ребенка, в конечном итоге, дошкольник сам пальцем следит за чтением взрослого. Начинают с медленного чтения, постепенно ускоряя темп. Методика разработана для обучения чтению «про себя».
  3. Если стоит вопрос, как научить ребенка читать по слогам, то лучшим пособием станут кубики Чаплыгина и Зайцева, или ребус-метод. В наборе Чаплыгина на стороне кубика написана только одна буква, но благодаря спаренным вращающимся конструкциям из них легко составить простой слог. На кубиках Зайцева сразу нанесены слоги, из которых можно сложить разные слова. Для ребус-метода достаточно иметь под рукой бумагу и карандаш. Взрослый произносит слово, просит ребенка озвучить только первый слог и записывает его большими буквами. Складывая первые слоги нескольких слов, можно получить новое слово, уже собранное детьми.
  4. По методу Монтессори сначала нужно учить писать буквы, а затем уже их озвучивать. И первые занятия начинаются с подготовки детской руки – обучения технике штриховать и обводить. Одновременно можно учить рисовать, ведь сначала дети будут именно «рисовать» буквы. Их делают фигурными из неоднородного материала: шероховатого, пушистого. Тут работает еще и тактильная память, которую Монтессори считала лучше слуховой и зрительной. После ознакомления с формой букв приступают к их написанию, затем – к составлению слогов и слов, а уж потом пробуют читать.
  5. Сесиль Лупан рекомендовала напевать звуки на мотив любимой песенки, развешивать написанные большими буквами названия окружающих предметов, записывать новые осмысленные слова малютки на большом ватмане, висящем на стене, и регулярно возвращаться к написанному.
  6. Хорошо, если в семье образное мышление передается по наследству, так как научить творческого ребенка хорошо читать еще легче! На образном мышлении построена методика Соболевой: буквы можно увидеть в разветвлении деревьев, строительных конструкциях, даже в луже растекшегося по поверхности воды бензина или в облаках. А можно сложить из листьев, веревочки, элементов конструктора, шишек, каштанов и т. д. Главное – не уточнять, что идет учебный процесс, а превратить все в игру.
  7. Для самых маленьких, не умеющих еще и говорить, существует метод Шароварова. Он заключается в том, чтобы окружить малыша буквами разных размеров и цветов: вывесить на стены, двери и дверцы, выложить на столешницы и т. д. И как только он окажется рядом с буквой, ее нужно произносить. Кроме того, рекомендуется первые сказанные малышом слоги записывать в альбомы или блокноты, периодически ему показывать, снова-таки, произнося написанное.
  8. Тюленев разработал собственную методику, по которой можно воспитать вундеркинда, способного уже в 4 года читать, писать, набирать текст на клавиатуре, знать названия и формы предметов, играть в шахматы. Начинать обучение он рекомендует с первых дней жизни. Что касается чтения, то уже с 2 месяцев нужно показывать «ученику» буквы и озвучивать их.
  9. Глен Доман придумал целый алгоритм о том, как научить ребенка читать бегло. Для этого он рекомендовал, начиная с 6 месяцев использовать карточки со словами, сначала простыми, а затем и посложнее. Их нужно, озвучивая, показывать малышу в течение нескольких секунд:
  • в первый день – 5 карточек 3 раза через равные промежутки времени;
  • на следующий день – добавить еще 5 карточек, и, соответственно, – еще 3 новых показа;
  • так, увеличивая количество карточек на 5 каждый день и добавляя по 3 показа на каждый новый набор карточек, необходимо дойти до 25 карточек;
  • затем рекомендуется добавлять по 5 новых карточек, убирая 5 старых из всех ежедневных комплектов по одной, т. е. остановиться на 25 карточках, но каждый день в виде свежего набора из старых и новых. С помощью аналогичных карточек Глен Доман рекомендовал —учить детей считать— и получать энциклопедические знания.

Основным преимуществом перечисленных методов является то, что они рассчитаны и на специалистов, и на родителей, не обладающих специальными педагогическими навыками. На это же рассчитаны и печатные издания, компьютерные диски и онлайн-программы.

Общие принципы для всех методик

Специалисты рекомендуют:

  • учить читать, играючи;
  • не зацикливаться на одной картинке, символизирующей определенную первую букву из названия нарисованного (иначе «С» будет только на картинке с собакой, а не с самолетом или слоном);
  • изучать сначала гласные буквы, которые лучше напевать просто так или на определенный мотив;
  • затем приступать к согласным, причем озвучивать их нужно в виде звуков, а не так, как они звучат по алфавиту (не «ЗЭ», а «З», не «ША», а «Ш»): так ребенку потом будет легче собрать их в слог;
  • одновременно учить писать пройденные буквы;
  • приступая уже к слогам, по возможности начинать с обратных (первая – гласная, вторая – согласная: «АМ», «УК») и состоящих из двух букв;
  • после обратных слогов приступать читать прямые (первая – согласная, вторая – гласная);
  • после слогов из двух букв переходить к слогам из трех;
  • слоги с шипящими изучать в последнюю очередь;
  • выискивать уже знакомые буквы и слоги в словах на витринах магазинов, в рекламе на билбордах или на транспорте, да и вообще – повсюду;

Советы, как приучить ребенка к чтению

  1. Читайте детям как можно больше. Они начнут понимать, что в книгах много интересного, нового, смешного и грустного, чудесного и познавательного.

    У них появится интерес к событиям, зашифрованным при помощи букв, и возникнет желание самостоятельно выучить каждый символ из алфавита.

  2. Подбирайте действительно интересные книги с яркими и понятными иллюстрациями.

  3. Никогда не контролируйте и не оценивайте результат, как бы вам этого ни хотелось.

Видео: как привить любовь к чтению

Вас перестанут беспокоить вопросы, как быстро и правильно научить ребенка читать, если он будет любить чтение. Ознакомьтесь с несколькими простыми правилами, которых придется придерживаться и вам.

Все без исключения авторы методик обучения чтению утверждают, что навык придет постепенно сам, если регулярно и ненавязчиво заниматься. А если еще и привить любовь к чтению, то скорость обучения увеличится в разы. Возможно, именно у вас так и случится!

А какая методика понравилась вам? С чего вы собираетесь начинать обучение? Напишите свое мнение в комментариях. Как правильно научить ребенка читать Ссылка на основную публикацию

Источник: https://okrohe.com/mama-i-rebenok/sovety-po-vospitaniyu-i-obucheniyu/kak-nauchit-chitat.html

«Как помочь ребенку научиться читать?» (рекомендации для родителей)

В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения на фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы.

Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий. Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, другим в шестом классе параграф по истории читает мама.

Один выучивается читать сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста распространяется у него до взрослого возраста. Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка.

На обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, нарушения взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.п.

Наша задача – диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка. Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в двоечники.

Зато холерик материал усвоит быстрее, но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся на всю жизнь. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению.

Как можно помочь ребёнку научиться читать?

  1. Нужно подбирать интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.
  2. Ежедневно выделите хотя бы полчаса в день для чтения вслух, старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.
  3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра.

    Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто скучен сам процесс. Попробуйте превратить чтение в игру. Разыгрывайте образы, ситуации, в которых требуется что – то прочесть: «Кто быстрее прочитает?»,  «Прочитай и найди соответствующую картинку», «Конкурс на лучшего чтеца» и т.д.

  4. Самое простое и эффективное средство привития у ребёнка любви к чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.

Когда нужно начинать учить читать? Никогда не рано и никогда не поздно.

Здесь важен не возраст, а готовность ребёнка к обучению чтению, и готовность сделать это грамотно. Возраст для обучения чтению у каждого ребёнка индивидуален. Готовить же к обучению чтению следует с самого рождения: тренировать слух, внимание, память, развивать речь.

По мере того, как развивается речь и мышление ребёнка, путешествие по огромному миру книг будет продолжаться. Дети очень любопытный народ, они желают знать всё обо всём, мучая бесконечным вопросом «почему?». Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка.

До тех пор, пока он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация соответствовала тексту, приведённому на той же странице. Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил вас почитать.

Основные правила при обучении ребёнка чтению:

  1. Обучение чтению должно идти через развитие слухового и зрительного восприятия, развития внимания, памяти, мышления, через развитие речи.
  2. Для каждого ребёнка метод обучения должен быть индивидуальный.

  3. Темп обучения у каждого свой и он должен соответствовать темпераменту, возрасту и уровню интеллектуального развития в данный момент.
  4. Обучение чтению должно проходить в игровой форме.
  5. Результаты чтения сравниваются со стартовой точкой обучения, поощряются незначительные успехи.

Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что другой ребенок уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать.

Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание научиться читать быстро и грамотно. Итак, наступает момент, и ребёнок начинает читать. Но для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать технику чтения.

Очень успешно можно использовать метод «Заплечного чтения». Поиграйте с ребёнком в диктора телевидения, ведущего телевизионной передачи. Есть ещё очень много методов тренировки чтения детей. Главное, чтобы это занятие не было скучным и навязывалось ребёнку.

Придумывайте игровые ситуации, разыгрывайте литературные эпизоды по ролям, проводите театрализованные выступления, привлекайте к читательским тренингам других членов семьи. То, как будет читать ваш ребёнок, зависит только от вас.

Обратите внимание

Включите своё воображение, сделайте чтение ребёнка интересным, а ребёнка – заинтересованным читателем!

Как привить ребёнку любовь к чтению? Этот вопрос волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению родителей.

Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто вы покупаете книги? Возьмите в руки любимую старую книгу, с интересом расскажите сюжет и предложите почитать вместе или просто почитайте ребёнку вслух.

Если вы начнёте читать с увлечением, то и процесс приобщения к книге станет приятным и интересным для вас обоих. Расскажите ему о своих любимых книгах, о книгах, которые вы читали в детстве. Порекомендуйте своему ребёнку какую-нибудь небольшую книгу, рассказав о её особенностях.

Но к выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью. Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения. Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно оформлена.

Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы можно было дальше подкреплять интерес его продолжением. У ребёнка обязательно нужно вызвать интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Попробуйте сами писать книги. Иллюстрации можно вырезать из старых журналов или нарисовать самостоятельно.

Ещё интересней, если вы делаете самодельные книжечки вместе с ребёнком. Составьте книжку про вашего сына или дочку, детям нравится слушать истории про самих себя.

Игровые моменты по привлечению ребёнка к чтению:

  1. После прочтения ребёнком книги проведите небольшую викторину, за все правильные ответы положен приз – новая книга, которую ребёнок выберет сам.
  2. Некоторые дети очень любят вести читательские дневники, в которых делают пометки, комментарии, и даже иллюстрации к главам книги.

  3. Очень интересно устраивать «громкие читки», разбивая текст по ролям или абзацам.
  4. Можно начать читать книгу вместе с ребёнком, затем остановиться на самом интересном месте и предложить дочитать самому.
  5. Также можно дочитать книжку до середины, до самого кульминационного момента, а затем предложить придумать продолжение.

  6. Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем сравнить, как это сделал автор.
  7. Если вы видите, что ребёнок устаёт, начните «играть в книжки». Прочитав стишок, попросите ребенка изобразить героя произведения. Показал – садись рядом, будем читать дальше.

  8. Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу прочесть гладко, соблюдая интонацию. Но и читать несколько раз одно и тоже ему скучно. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу» и т.д.

Не забывайте, что процесс привлечения к чтению должен быть постоянным, планомерным и ненасильственным. Только тогда чтение перейдёт в привычку

Для того, чтобы вырастить настоящего книголюба, родителям нужно следовать некоторым правилам:

  • Родители – первые собеседники и первые учителя ребёнка.
  • Хорошая семейная традиция – читать детям перед сном или же придумайте свой ритуал о необходимости в общении с книгой.
  • Приучайте своего ребёнка бережно обращаться с книгой.
  • Постарайтесь показать ребёнку преимущества чтения: возможность получать хорошие оценки по литературе, увлекательно провести время, не вставая с дивана и т. п.
  • Пробуждайте интерес к литературе силой собственного примера.
  • Не следует заставлять ребёнка читать. Создайте условия для того, чтобы он сам этого захотел. Найдите причину нежелания читать и устраните её.
  • Не сравнивайте его достижения в чтении с достижениями других детей.
  • Чтобы ребёнок полюбил чтение, он должен твёрдо усвоить, что чтение – не наказание, а поощрение. Если он видит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.
  • Помните, что ваш ребёнок ещё в самом начале пути в чудесный книжный мир и очень важно не упустить время, которое так благодатно для становления читателя.

Автор материала: Демидова Светлана Викторовна

Источник: https://www.prodlenka.org/stati-obr/sovety-roditeljam/3006-kak-pomoch-rebenku-nauchitsja-chitat-rekomend.html

С какого возраста начинать учить ребенка читать и писать

В каком возрасте учить ребенка читать и писать? Некоторые эксперты не советуют начинать постигать грамоту раньше первого класса, а другое разрабатывают методики раннего обучения чтению почти с пеленок. Мнение и тех, и других подкреплено весомыми аргументами. Давайте же разберемся во всем этом.

Можно ли начинать учить ребенка читать до поступления в школу

Многие родители заинтересованы в том, чтобы научить ребенка читать и писать ещё до начала обучения в школе. Ведь тогда ребенок будет быстрее усваивать новый материал, станет приносить домой хорошие отметки и будет активно участвовать в общественной жизни школы.

Нынешние стандарты образования позволяют отложить обучение грамоте до момента поступления ребенка в первый класс средней общеобразовательной школы. Сейчас, согласно законодательству, ребенок не обязан уметь читать на момент поступления в школу. Обучение детей грамоте — это и есть содержание учебного плана первого класса.

Дети в школе на уроке

Есть дети, которые умеют читать уже за 6-12 месяцев до начала обучения в школе. Как же родителям удается пробудить такой интерес к чтению? Как правило, дети начинают читать осознанно в возрасте после 5-6 лет. У наших мам и бабушек не возникало таких вопросов — «Когда учить ребенка читать?», потому что за всё отвечала школа. Но сегодня у современных родителей совсем другие возможности.

Важно

В крупных городах нашей страны работают многочисленные студии раннего развития. Некоторые из них предлагают научить ребенка читать с годовалого возраста. Учебный год здесь начинается так же, как и в обычной школе — в сентябре. Поступив в такой учебный центр ребенок научается уже к концу календарного года ориентироваться в словах.

Дети учатся читать слова целиком

Обучение начинается с самых простых и любимых слов — мама, папа, баба, деда. Это методика Глена Домана, который разработал эту программу. Детям показываются все слова целиком. И к концу года, как бы это не казалось невероятным, дети во всех изученных словах ориентируются, воспринимают слово целиком.

Педагог показывает ребенку табличку с написанным на ней словом и ребенок уже знает это слово и, соответственно, может его прочитать. До возраста трех лет мозг развивается очень интенсивно. Крайне важно не упустить этот момент.

Чаще всего детей обучают по методике Глена Домана, Марии Монтессори, Сесиль Лупан.

Однако, не все специалисты готовы согласиться с подобными методиками. Например врачи — они смотрят на обучение к чтению с традиционной позиции знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа: «Не навреди!».

Когда же можно начинать учить ребенка читать и писать — мнение врачей

Письмо и чтение — это очень сложные навыки, формирующиеся при обучении довольно длительно, медленно, постепенно. Чтобы письмо было безошибочным, чтение осознанным, а почерк четким — обучение стоит начинать не раньше возраста 4-6 лет. Именно к этому возрасту созревают моторика, память, внимание, речь.

Так советуют логопеды и психологи. Такой большой разброс в возрасте обусловлен индивидуальными различиями в темпах биологического созревания детей. Бывает так, что уже в 4 года у ребенка хорошо сформированы моторика, речь, восприятие, внимание, мышление, память.

Однако, чаще всего дети готовы к обучению чтению и письму только в 5-6 лет.

Логопеды считают, что только к возрасту 5 лет дети овладеваю необходимыми навыками:

  • Фонематический слух (слух на звуки)
  • Правильная, грамотная речь, умение говорить и составлять рассказы
  • Пространственная ориентировка (ребенок различает право и лево)
  • Отсутствие логопедических проблем (если ребенок не правильно произносит звук, значит он будет не правильно читать букву)

Ребенок учится читать вместе с мамой

По мнению педиатров, до возраста 8 лет не желательны повышенные зрительные нагрузки, потому что до этого возраста у детей идет формирование органов зрения. В качестве основ для подготовки к чтению служит различная игровая деятельность, в разных формах.

Родители должны уделить этому большое внимание, потому что это является фундаментом развития мышления и развития ребенка как понимающего читателя. Это очень серьезный момент. И второй, не менее важный — это момент развития общения.

Ведь сейчас, родители часто включают какое-то звуковоспроизводящие устройство, вместо колыбельной на ночь. На самом же деле это замедляет процесс звукоразличения речи.

Совет

Чтение — это навык, который нужно формировать. Даже если вы посещаете занятия, этого не достаточно. То есть, все-равно нужно тренировать этот навык дома.

Это прекрасный повод для того, чтобы ребенку побыть вместе с мамой и папой. Ни один преподаватель не научит так, как учат родители. Ведь то, что дает мама или папа — ребенок запоминает надолго.

Здесь важно терпение, силы, выдержанность родителей и последовательность.

Для начала нужно объяснять ребенку букву не целиком, а только звуком «ж», «з», «м», «л» и так далее. Все согласные буквы называются только так. До тех пор, пока ребенок не научится читать никаких школьных названий и букв не может быть.

Далее ребенка можно учить слоговому чтению — начиная с гласных и присоединяя к ним согласные. Сначала изучаем «ам», а потом уже переходим к изучению слога «ма». Буквы учатся не по алфавиту, в любом случае. И ещё одно правило — регулярность.

С ребенком нужно заниматься не один раз в неделю по полтора часа, а лучше каждый день по 5-10 минут. И самое главное правило — это обучение с удовольствием.

Ребенок учится складывать слоги — с гласных

Как понять ребенка, увидеть его способности к чтению на ранних этапах развития? По советам психологов стоит обратить внимание на то, как ребенок рисует. То есть, если в рисунке много разных деталей, то скорее всего ребенок будет читать хорошо. Буквы — это те же графические символы, которые нужно освоить.

Если ребенок читает медленно, не запоминает прочитанное или путает слоги — это можно исправить, вылечить. Но, по мнению психологов, лучшее лечение — это профилактика. Стоит больше рисовать, конструировать, собирать разрезанные картинки из журналов. Собирая такие картинки ребенок пытается понять где верх, низ, лево, право.

Он научается различать где часть, а где целое. Но не путайте такой метол с собиранием пазлов. Если бы мы сравнивали еду, то можно было бы сказать что пазлы — это фаст-фуд, а разрезные картинки — это домашняя еда. То есть, разрезные картинки более функциональны.

Обратите внимание

Если у ребенка получается собрать целые предметы на картинке, то он и буквы воспринимает легче.

Несмотря на аргументы той и другой стороны, выбор делают сами родители. Возможно, все же стоит полагаться на интуицию и особенности каждого ребенка.

Одни дети с удовольствием будут читать свои первые книжки уже в 4-5 лет, а другие не будут проявлять интереса к чтению и в 6 лет. Многие дети в возрасте 6 лет способны различать лишь только буквы, и чтение дается им труднее.

Не стоит ребенка заставлять, ведь так и вовсе можно отбить у него всякий интерес к чтению. Так что, решайте сами, опираясь на индивидуальные способности вашего ребенка.

Источник: https://advicefor.ru/s-kakogo-vozrasta-nachinat-uchit-rebenka-chitat-pisat/

Развитие ребенка: чему и когда учить?

Ребенок растет, и так хочется поскорее научить его всему самому важному! Но родителей одолевают сомнения: а не слишком ли он еще мал? Или, может, наоборот, стоит поторопиться? Всему свое время, утверждают эксперты.

Одни родители с пеленок нагружают ребенка разной информацией, считая, что чем скорее он получит необходимые для жизни знания, тем лучше. Другие, наоборот, не хотят торопить природный ритм развития. Спорить можно до бесконечности. Очевидно одно: лучше всего малыш усваивает те действия и навыки, которые повторяет за взрослым.

Легче всего запоминает то, что узнает ненавязчиво, в виде игры. Но имеет значение и врожденное упорство! Один ребенок готов часами тренироваться, лишь бы научиться завязывать шнурки. Другой плачет, как только сталкивается с неудачей. И тут уж наша задача: быть терпеливыми, настойчивыми и… спокойными.

Любое умение достигается упражнением!

Приучать к горшку

Производители одноразовых подгузников утверждают, что учи – не учи, а раньше положенного срока – 
1,5-2 лет – ребенок на горшок проситься не будет. Поэтому нечего мучить дитя и маму: пусть, дескать, спокойно делает свои дела в подгузник, пока не придет его время.

Это верно лишь отчасти. Опыт мам показывает, что если малыша с самого раннего возраста – чуть ли не с рождения – начать регулярно (после еды, сна) держать над миской, а позже высаживать на горшок, у ребенка установится условный рефлекс.

И пусть он сам еще не станет проситься, но пачкать штанишки будет намного реже своих сверстников. Позднее же приучение к горшку чревато тем, что ребенок и в три, а иногда и в четыре года отказывается им пользоваться и делает главные дела только стоя – привычка.

Наше мнение: высаживай кроху на горшок как можно раньше.

Отдавать в детсад

В советское время мамы вынуждены были сдавать детей в ясли чуть ли не с восьми месяцев. Такая разлука негативно сказывалась на психологическом состоянии малыша и его самочувствии.

Детские психологи говорят о том, что только к трем годам ребенок постепенно выходит из состояния симбиоза с матерью и готов оставаться с другими людьми. Вальдорфские педагоги утверждают, что лучший возраст для детского сада – 4 года.

В то же время некоторые педиатры (например, популярный Евгений Комаровский) справедливо замечают, что в два года ребенок легче отпустит маму, чем в три, поэтому с садиком лучше не затягивать.

На наш взгляд, все очень индивидуально, зависит от характера самого ребенка, готовности мамы расстаться с ним, ситуации в семье. Но с одним не поспоришь: с мамой малышу, конечно, комфортнее, уютнее и безопаснее.

Разрешать пользоваться опасными предметами (спичками, ножами)

Опасные предметы находятся повсюду, и прятать до совершеннолетия их от ребенка не будешь. Самый правильный путь – учить пользоваться ими под присмотром взрослых, но хранить в недоступных местах.

Так, резать неострым ножом фрукты, если мама рядом, ребенок может уже в три года. Поджигать конфорку, разжигать костер  – не раньше 7 лет, опять-таки, под бдительным оком родителя.

Спички и ножи – действительно опасные штуки, и детям об этом нужно говорить, объяснять. Но не запугивать.

Учить читать

«Легче научить читать годовалого ребенка, чем шестилетнего», – утверждает известный американский врач Глен Доман, автор серии бестселлеров по раннему развитию детей. Его методика построена на том, что малышу показывают не буквы или слоги, а целые слова.

Увидев слово несколько раз, кроха навсегда его запомнит, а увидев много слов, сам выведет правила чтения и начнет читать незнакомые тексты. За раннее обучение чтению выступает и Николай Зайцев, автор знаменитых кубиков Зайцева, апробированных на тысячах детей.

Да, ребенка абсолютно реально научить читать даже в два года. Но нужно ли это? Станет ли чадо книголюбом, как показывает практика, не зависит от того, насколько рано оно освоило чтение.

А последователи вальдорфской методики и вовсе считают, что ранние интеллектуальные занятия негативно сказываются на физическом развитии детей. До семи лет малыши должны играть и чувственно познавать мир, а не сидеть за азбуками – таково их мнение.

Важно

Сложно найти компромисс. Мы считаем, что обучать детей чтению в игровой форме вполне допустимо с трех-четырех лет. Вот несколько рекомендаций педагога Людмилы Бобровской.

-Приступайте к занятиям, когда устная речь ребенка уже достаточно развита. Если в речи есть неправильные звукопроизношения, обратитесь к логопеду.

— Когда учите с малышом буквы, лепите их из теста, пластилина, покупайте печенье в виде буковок, складывайте их из счетных палочек.

— Лучше всего дети обучаются, играя. Напишите на карточках названия зверей (кит, лев, пес) и попросите, чтобы малыш положил их возле соответствующих игрушек. Или после того, как он прочитает слово, рисуйте на карточке изображение зверя или птицы.

— Поощряйте ребенка читать вывески, рекламу на щитах, эмблемы, надписи на этикетках.

— Никогда не принуждайте ребенка к чтению! Если к занятиям он относится с неудовольствием, отложите учение на более поздний период.

Давать карманные деньги

Некоторые родители начинают снабжать чадо карманными деньгами чуть ли не с детского сада. Другие не спешат баловать. Кто прав? С одной стороны, чем раньше ребенок будет иметь собственные деньги, тем легче он научится распоряжаться финансами.

Ведь ему постоянно придется делать выбор: купить сегодня что-то вкусное или удержаться и накопить на более крупную покупку. Но с другой, обращает внимание Виолетта Левина, психолог Центра развития семьи, деньги – это дополнительный фактор риска.

Их могут отнять, ребенок может их потерять, в конце концов они с малых лет вырабатывают вредную привычку бесконечно тратить, закладывая основы ониомании (болезненное пристрастие к покупкам). Лучше, если до 10 лет ребенку будут выдавать фиксированные суммы на конкретные, заранее оговоренные покупки.

Потом можно перейти к системе карманных денег: ребенок получает небольшую сумму, которой распоряжается по своему усмотрению.

Начинать готовить

Находясь рядом с мамой, малыш с удовольствием повторяет все, что она делает. Не стоит ему мешать! Пусть подает овощи для чистки, перебирает крупу, лепит пирожки. Что-то прольется, рассыплется, из пирожка вытечет начинка – неважно. Так кроха учится готовить. Со временем он усовершенствует свои навыки.

7-летний ребенок вполне способен приготовить несложный завтрак для семьи: заварить чай, сделать красивые бутерброды, нарезать салат или взбить в блендере коктейль. 10-летний уже может пожарить омлет, сварить картошку. Учи и дочку, и сына всем кулинарным премудростям, показывай, как красиво накрыть стол, превратить трапезу в праздник.

Случается, мальчишки-подростки пекут такие вкусные торты, что не каждому взрослому под силу!

Отпускать 
в детский лагерь

Совет

8-9 лет – тот возраст, в котором стоит это попробовать, считает семейный психолог Татьяна Михеенко. Именно сейчас закладываются азы самостоятельности, и младший школьник воспримет поездку как приключение, а не как испытание.

Лучше всего, если для начала это будет школьный лагерь – с ночевкой дома. Или лагерь в пригороде, чтобы родители могли чаще наведываться. Психологи не рекомендуют в первый раз отпускать сына или дочь дольше, чем на две недели. И лучше с другом – так веселее.

Конечно, между вами должна быть постоянная связь: напомни сорванцу, чтобы вовремя заряжал мобильный. И будь готова к тому, что он начнет плакать и просить, чтобы его забрали.

Некоторые дети, чувствительные и привязанные к дому, только к 12-13 годам готовы расстаться с родителями. Заставлять ребенка недопустимо: важно, чтобы он сам хотел в лагерь.

Учить иностранный Доказано: чем раньше ребенок услышит иностранную речь, тем быстрее и легче он освоит второй язык.

Это как раз та ситуация, когда не стоит бояться перегрузить психику малыша: в 1-3 года, утверждает автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука, дите впитывает новые знания как губка, в то время как шестилеткам и семилеткам для изучения языка уже приходится прикладывать определенные усилия.

Но не будешь же ты заниматься с крохой по учебникам! Задача родителей, мечтающих, чтобы их дети освоили иностранный как родной, – создать в доме определенную языковую среду. Ольга Давыденко, преподаватель немецкого языка в лицее «Гранд», дает следующие советы. — Время от времени разговаривайте дома на иностранном языке.

— Возьмите няню, которая будет общаться с малышом несложными иностранными фразами. — Легче всего язык усваивается в игре. Рисуя, играя в песочнице, гуляя в парке, произносите названия игрушек и окружающих предметов сначала на родном языке, а затем на иностранном. — Читайте детские книги и смотрите мультики на разных языках.

— Любыми методами поддерживайте интерес к изучению иностранного: помогите найти друга по переписке из другой страны, приносите домой книги и фильмы на английском или немецком, организуйте поездку в страну, язык которой изучает ребенок.

Позволять 
не ночевать дома
Разрешить переночевать у друга, если ребенок задержался в гостях или родители уехали, можно и в 12 лет.

При условии, что вы хорошо знаете семью друга и поддерживаете с ней приятельские отношения. Но не прийти домой на ночь – прерогатива исключительно совершеннолетних (не раньше 18, на наш взгляд).

При этом родители все равно должны знать, где же и с кем коротает ночь их самостоятельное чадо.

Разрешать передвигаться по городу без взрослых Одно дело – выйти в соседний магазин за хлебом или принести воду из бювета.

Обратите внимание

Младшему школьнику вполне можно разрешать такие самостоятельные прогулки при соблюдении трех условий: мама и папа уверены, что ребенок хорошо знает маршрут; этот маршрут безопасен; у сына или дочери есть с собой мобильный телефон. Отпускать ребенка самого гулять раньше 9-10 лет не стоит.

При этом время и место должны быть четко оговорены: два часа в парке возле дома, за опоздание – наказание. Возраст, с которого ребенку можно позволить самому ездить по городу, зависит от того, насколько дите собрано, доверяешь ли ты ему.

Перед тем как отпустить в первую поездку, сделайте следующее: — проговорите и прорисуйте маршрут; — обсудите опасные ситуации, которые могут случиться в пути: заблудился, потерял телефон, столкнулся с  навязчивым незнакомцем. Решите, как нужно действовать в каждой из них;

— оговорите, что ребенок должен позвонить, когда доберется до места назначения.

Учить водить 
автомобиль


Интерес к машинам у современных детей проявляется чуть ли не с пеленок. По правилам дорожного движения, обучать подростка вождению мотоцикла можно только с 14 лет, автомобиля – с 16. Но начинать изучать теорию стоит гораздо раньше.

Уже младшим школьникам обязательно нужно объяснять ПДД, считает Инна Котула, старший инспектор УГАИ МВД Украины. Руководство управлений ГАИ, кстати, регулярно проводит «Уроки безопасности» для учеников младших классов и различные игры на знание правил дорожного движения.

Обращаем внимание на то, что родители, неукоснительно соблюдая правила, сами подают ребенку пример. В 16 лет сына или дочь уже можно отдать в юношескую автомобильную школу.

Сдать экзамен и получить права категории «В» ребенок может только после 18 лет (категории «А» – на вождение мотоцикла – после 16).

Говорить о смерти

Сложная тема, которой не избежать в общении даже с малышом. Ведь, увидев мертвого голубя, он наверняка спросит: «Почему птичка больше не летает?» Разговор о смерти нужно обязательно адаптировать к возрасту ребенка. Легче всего дети понимают объяснения в стиле: «Птичка умерла, и ее душа улетела на небо. Ей больше не нужно пить, кушать, спать, она не спустится на землю, а будет жить с такими же птичками, как она». Дети не могут смириться с тем, что живое существо вдруг перестает «быть», уверяет наш консультант – психолог Леся Антонова. Поэтому говорить о смерти нужно не как о небытие, а как о переходе в новое состояние – бестелесность. Мысль о том, что жизнь продолжается, пусть и в другой форме, успокоительна для малыша. Однако все равно стоит быть очень осторожным, чтобы не напугать сынишку или дочь.  

Оставлять самого

В законах ряда стран (Германия, США, Канада, Великобритания) четко прописано, что до 12 лет родители не имеют права оставлять ребенка без присмотра дома или в автомобиле. За это их могут даже временно лишить родительских прав. Сейчас такой законопроект готовят к рассмотрению и в российской Госдуме. Мамы и папы возмущены: ведь многие работают, а дети чуть ли не с семи лет сами возвращаются домой после школы. Психолог Леся Антонова считает, что решать такой вопрос следует индивидуально. Если ребенок самостоятелен, то уже с 8-9 лет оставлять его на час-два без присмотра – нормально. При этом, конечно, он должен знать правила безопасности и иметь возможность позвонить маме. Если же дите разболтано, то стоит прислушаться к законам прогрессивных стран.  

Говорить о сексе

Если ребенок до 8 лет сам не задает вопросов о сексе, не стоит спешить с просвещением, считают большинство детских психологов. Впрочем, в наше насыщенное эротическими сценами время интересоваться отношениями полов малыши начинают очень рано. Тут важно говорить правду (никаких «тебя нашли в капусте»), но не вдаваться в подробности и не усложнять, подсказывает Татьяна Михеенко.

С 9 лет у ребенка начинается половое созревание, и провести медицинский ликбез с сыном или дочкой все же придется.

Важно

Существует много прекрасных иллюстрированных книг, которые помогут родителям справиться с нелегкой задачей не краснея (например, двухтомник «Детям о сексе. Взрослые ответы на детские вопросы»).

При этом важно делать акцент на основе отношений мужчины и женщины (любовь, желание создать семью), а не только на физиологии. Не стоит быть ханжой: пусть ответы на сложные вопросы ребенок узнает от родителей, а не на улице.

Текст Виктории Витренко

Источник: http://edinstvennaya.ua/view/7803

Ссылка на основную публикацию