Как проявляется аутизм у детей от рождения до 6 лет

Симптомы аутизма у детей 7 лет

Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики.

Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.х дней жизни – это главное условие коррекции развития и социализации в обществе детей с этим заболеванием.

Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим.

Обратите внимание

Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе).

На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

  • первых слов к 16 месяцам;
  • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).
  • Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен.
    Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

    Признаки в возрасте 1 года

    1. Ослабленная иммунная система, которая приводит к частым заболеваниям.
    2. Непостоянное возникновение судорог.
    3. Задержка развития крохи.
    4. Периодическое проявление нарушения слуха.
    5. Неправильная работа сенсорного восприятия.
    6. Расстройство работы желудка и кишечника.
    7. Проявление аллергических симптомов.

    Аутизм у ребенка до 3-х лет

    Полная картина болезни обычно видна у ребенка к 3 годам, хотя некоторые первые признаки аутизма у детей можно заметить уже в период 8-10 месяцев его жизни.
    Физически малыш с аутизмом здоров, по внешнему виду его не отличить от обычного ребенка. Очень часто дети аутисты внешне очень привлекательны. Проявления их болезни выражается не в физическом состоянии, а определяется на уровне поведения и необычных реакций либо отсутствии каких-либо реакций вообще.
    Аутичные дети почти не реагируют на свет и посторонние звуки, не радуется маминому появлению, у них отстраненный взгляд, направленный мимо человека или красивой игрушки. Аутисты — совершенно другие малыши. Всеми силами они стараются не привлекать к себе внимание окружающих, такие детки желают находиться в своем собственном мире.

    В возрасте 4 лет и старше

    Проявления заболевания можно проверить уже в первые годы жизни ребенка. При тщательном и внимательном анализе поведения малыша даже в самом юном возрасте можно выявить первые характерные признаки синдрома аутизма. Для этого заболевания есть особые психологические черты и особенности.
    Основные характеристики болезни можно разделить на несколько основных категорий:

  • Нежелание создавать новые социальные контакты.
  • Нарушенные интересы или использование специальных игр.
  • Повторение типичных действий многократно.
  • Нарушение речевого поведения.
  • Изменение интеллекта и разный уровень психического развития.
  • Изменение собственного ощущения личности.
  • Нарушение психомоторных функций.
  • У детей в 7 лет

    Малыши с аутизмом в России посещают обычные школы. В нашей стране для таких детей отсутствуют специализированные образовательные программы. Обычно детки, страдающие аутизмом, хорошо учатся. У них наблюдается склонность к различным дисциплинам. Многие ребята даже показывают высочайший уровень владения предметом.
    Такие детки часто сосредотачиваются на каком-то одном предмете. По другим же дисциплинам, которые не находят отклика во внутреннем мире ребенка, они могут иметь весьма посредственную успеваемость.
    Малыши с аутизмом достаточно плохо концентрируются, а также отличаются недостаточной концентрацией внимания сразу на нескольких предметах одновременно. Малыши могут часами играть на различных музыкальных инструментах. Некоторые детки даже самостоятельно сочиняют различные произведения.
    Дети, как правило, стараются вести достаточно замкнутый образ жизни. У них мало друзей. Они практически не посещают различных развлекательных мероприятий, на которых может присутствовать огромное количество людей. Нахождение дома для них более комфортно.
    Очень часто у малышей наблюдается приверженность к определенным продуктам питания. В большинстве случаев, возникшая в раннем детском возрасте. Малыши, страдающие аутизмом, кушают в строго отведенное время по собственному графику. Все приемы пищи сопровождаются выполнением какого-то определенного ритуала.
    Они часто едят только из привычных для них тарелок, стараются избегать посуды новых цветов. Все столовые приборы обычно раскладываются ребенком на столе в строго определенной последовательности.
    Малыши с проявлениями аутизма могут весьма успешно окончить школу, показывая отличные знания по какой-то одной дисциплине.

Источник: http://knowpeople.ru/simptomy-autizma-u-detej-7-let/

Аутизм у детей – признаки и проявления от рождения до подросткового возраста

Развивающийся аутизм у детей, признаки которого можно выявить не сразу, часто является причиной обращения к врачу. Нарушение сопровождается отсутствием внимания, проблемами в социализации. Учитывая этот факт, нередко неявные симптомы аутизма определяются, когда малыш идет в дошкольное учреждение.

Аутизм – что это за болезнь?

Аутизм, синдром Каннера – патология психического развития, сопровождающаяся расстройством моторики, речи, умственного развития. Это приводит к нарушению социального взаимодействия, что оказывает влияние на раннее развитие ребенка и жизнь человека в дальнейшем.

Аутизм не сопровождается изменениями в работе внутренних органов и систем, поэтому опередить его с помощью лабораторных и аппаратных исследований невозможно.

Диагноз специалисты выставляют на основании данных, полученных при наблюдении за ребенком, процессом его общения с окружающими.

Данное психическое состояние сопровождается выраженным нарушением социализации. Дети с аутизмом не хотят заводить друзей, трудно идут на контакт, отдавая предпочтение одиночеству.

Зачастую при общении вместо слов они используют жесты, практически никогда не отвечают не улыбку родных и близких.

Согласно статистике, аутизмом преимущественно болеют мальчики – нарушение у них фиксируют в 4 раза чаще.

Причины аутизма

По какой конкретно причине возникает аутизм у детей – ученые не смогли установить даже после многочисленных исследований. При этом специалисты сделали вывод, что аутизм провоцируется одновременно комплексом факторов, а не единственной причиной. Среди возможных стимулирующих агентов, дающих предпосылки для развития аутизма, психиатры называют следующие причины аутизма у детей:

  1. Модификации генного аппарата.
  2. Органические поражения ЦНС (аномалии головного мозга, энцефалит).
  3. Нарушение процесса обмена веществ, гормональный сбой.
  4. Воздействие на организм вирусных и инфекционных агентов.
  5. Отравление ртутью.
  6. Длительный прием антибактериальных средств.
  7. Воздействие на материнский организм во время беременности химических факторов.

Формы аутизма

В большинстве случаев врачи диагностируют детский аутизм. Признаки нарушения могут фиксироваться в раннем возрасте. Особо внимательные родители нередко предполагают отклонения у малышей еще в грудном возрасте. В зависимости от того, как проявляется аутизм у ребенка, степени отклонения выделяют следующие виды:

  1. Синдром Каннера (синдром раннего детского аутизма). Для данной формы характерно 3 основных расстройства, которые сильно нарушают нормальную жизнедеятельность: проблемы с социализацией, снижение коммуникативной способности, стереотипное, однообразное поведение.
  2. Синдром Аспергера – по клиническим проявлениям схож с описанным выше, однако в данном случае дети обладают хорошо развитой логикой. Заинтересовавшись чем-либо, ребенок будет упорно добиваться своего. Сконцентрироваться на неинтересных задачах такой аутист не может. Дети хорошо владеют речью, однако не имеют коммуникативных навыков.
  3. Синдром Ретта – самая тяжелая из существующих форм аутизма. Развивается постепенно. Сперва дети интересуются окружающим миром, а затем внезапно теряют интерес, вместе с ним и речевые навыки. Со временем аутист теряет способность к мышлению, нарушается его память. Некоторые дети забывают, как ходить, и начинают ползать на четвереньках. Данный синдром аутизма практически не поддается коррекции.

Аутизм у детей – признаки, симптомы

Как утверждают специалисты, первые признаки аутизма можно обнаружить еще в грудном возрасте. Однако в большинстве случаев нарушение диагностируется в промежутке от 1 года до 3 лет. Заподозрить аутизм у детей, признаки болезни родители могут пот одновременному наличию сразу трех симптомов:

  1. Трудность социального взаимодействия.
  2. Нарушение процесса коммуникации.
  3. Стереотипное, повторяющееся, однотипное поведение ребенка.

Для более точной постановки диагноза нейропсихологи проводят специальное исследование. Для оценки состояния психики ребенка используют критерии международных классификаций психических расстройств:

  • МКБ-10 – Международная классификация болезней;
  • DSM-5 (DiagnosticandStatisticalManualofmentaldisorders) – Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.

Внешние признаки аутизма у детей

Первые признаки аутизма у детей можно заметить еще в грудном возрасте. Внешний вид таких малышей отличается постоянным отсутствием улыбки, мимики, реакции на происходящее вокруг.

При виде мамы или близкого человека грудничок не выражает радости, как обычные дети. Малыши не проявляют большой двигательной активности, безразличны к своим сверстникам, не идут на контакт.

Зачастую мамы могут заметить, что взгляд малыша обращен постоянно на один предмет. В остальном ребенок выглядит полностью здоровым, не имеет внешних нарушений.

Поведение детей при аутизме

Отличной чертой ребенка-аутиста является однотипное поведение. Стереотипии при аутизме преобладают. Такие дети живут в своем мире, постоянно повторяют одни и те же движения.

Зачастую это разнообразные раскачивания из стороны в сторону. Стоит отметить, что стереотипии проявляются как в поведении малыша, так и в речи.

Однообразные повороты головы, сгибание пальцев, подергивание плеч сразу бросаются в глаза и наводят на мысль о патологии.

Важно

Диагностируя аутизм у детей, признаки нарушения, врачи обращают внимание на ограниченные интересы, особенности игры. Порядка 20 % больных аутизмом ребят полностью игнорирует игрушки, любые виды игровой деятельности.

Если малыш проявляет интерес, то чаще это одна игрушка. Игры его однообразны и однотипны. Из-за нарушения коммуникации дети играют самостоятельно всегда, не желая принимать в игру даже родителей или хорошо знакомых людей.

Получаемая повседневная сенсорная информация воспринимается ребенком неправильно, вызывая у малыша постоянный стресс. Атипичный аутизм всегда сопровождается подобным нарушением. Малыши имеют недостаточную или избыточную чувствительность.

Происходящее вокруг они воспринимают без должного участия, словно это их не касается. На просьбы родителей и близких они зачастую не реагируют, поэтому их приходится повторять по нескольку раз.

При тяжелых формах детей приходится повсюду сопровождать.

Развитие ребенка при аутизме

Характерной чертой аутизма является противоречивость и неоднозначность проявлений. Аутист может быть как одаренным, так и умственно отсталым, обладать исключительными способностями или не уметь выполнять простейших арифметических действий.

Ситуация, при которой ребенок-аутист имеет выраженные умственные способности, называется савантизмом. Большинство из родителей, имеющих такого ребенка, что такое савантизм, представляют с трудом. Термин происходит от французского «savanta» – ученый.

Ребята с синдромом Саванта имеют выраженное умственное расстройство, которое сопровождается нарушением восприятия окружающего мира.

Развивающееся под влиянием определенных преобразований отклонение в развитии компенсируется организмом появлением уникальной способности иметь так называемый «остров гениальности».

Согласно наблюдениям специалистов, зафиксированы случаи, когда при савантизме дети дословно воспроизводили до 4 страниц впервые услышанного текста.

Рассказывая про аутизм у детей, перечисляя признаки, отдельно необходимо рассказать об особенностях речевого развития. Речь таких малышей отличается механичностью, незавершенностью.

Совет

Ребята часто по несколько раз повторяют одинаковые фразы, используя их не к месту.

Врачи описывают это явление как эхолалирование – отсроченное, частое повторение услышанной ранее фразы, не имеющей связи с текущей ситуацией.

Когда проявляется аутизм у детей

Ранний детский аутизм может диагностироваться на первом году жизни малыша. Однако на практике нарушение обнаруживается после года, когда в норме малыш должен начать активно взаимодействовать с окружающими, своими сверстниками, однако не проявляет интереса к коммуникациям. Первые отклонения в развитии может заметить сама мама по нехарактерным для грудничков поведенческим особенностям.

Малыши с аутизмом редко или совсем не прижимаются к маме, избегают взаимодействия со взрослыми.

Дети никогда не просятся на руки, не протягивают своих ручек родителям, практически не смотрят им в глаза, избегают прямого взгляда – преобладает периферическое зрение.

Ребенок лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку. Дети с аутизмом не реагируют на свое имя, обращение к ним, что заставляет предположить у них нарушение слуха.

Как распознать аутизм у ребенка?

Чтобы при подозрении на нарушение исключить аутизм, симптомы патологии должны быть известны каждой маме. При этом необходимо помнить, что признаки аутизма могут варьироваться. Специалисты утверждают, что при классическом течении заболевания первые симптомы аутизма у детей проявляются в течение первых 3 лет жизни.

Как распознать аутизм у новорожденного?

Рассказывая о том, как проявляется аутизм, врачи замечают, что диагностировать его у новорожденного нельзя.

Патология не сопровождается физическими нарушениями здоровья ребенка – младенец выглядит абсолютно здоровым, имеет характерные для новорожденных антропометрические параметры.

По мере роста и развития грудничка прогрессирует и аутизм у детей, признаки которого у грудных малышей следующие:

  • 1–3 месяца – плач плохо интерпретируется, напоминает крик, гуление отсутствует, двигательное оживление при виде игрушки и взрослых отсутствует;
  • 3–6 месяцев – малыш не использует различные интонации голоса – вокализация при аутизме отсутствует;
  • 8–10 месяцев – малыш не повторяет слоги «ма-ма», «па-па», указательные жесты отсутствуют;
  • 10–12 месяцев – малыш практически не реагирует на обращение, не указывает на предметы, не подражает взрослым.

Как распознать аутизм в раннем возрасте?

Разобравшись с тем, как проявляется аутизм у детей до года, отметим, что после этого возраста диагностировать нарушение проще. Заподозрить аутизм можно по наличию следующих признаков:

  1. Отсутствие визуального контакта.
  2. Отсутствие реакции на обращение по имени.
  3. Не обращает внимания окружающих на заинтересовавший его предмет.
  4. Не просит помощи у мамы, не зовет ее.
  5. Проявляет агрессию по отношению к другим детям.
  6. Играет одной игрушкой.
  7. Неадекватно реагирует на звук и свет.
  8. Не допускает к своим занятиям других.

Как распознать аутизм у подростка?

Психологи, рассказывая, как распознать аутизм в скрытой форме у детей старшего возраста, рекомендуют обратить внимание на следующие признаки:

  • отсутствие желания общаться со сверстниками;
  • агрессия по отношению к окружающим;
  • частые депрессии, эпилептические припадки;
  • отставание в бытовых вопросах (редко).

Диагностика аутизма

Для выявления заболевания проводится тест на аутизм. Он предполагает оценку поведенческих реакций у детей младшего возраста и наблюдение за поведением детей постарше.

Отдельно проводят опрос родителей, используя специальные вопросы. Западными специалистами составлен специальный Опросник для диагностики аутизма ADI-R (AutismDiagnosticInterviewRevised).

Однако в странах СНГ чаще диагноз выставляется на основании обследования нескольких специалистов:

  • педиатра;
  • невролога;
  • психиатра;
  • психолога.

Аутизм у ребенка – что делать?

Лечение аутизма у детей направлено на нормализацию поведенческих реакций и формирование коммуникативных навыков. При этом могут использоваться западные методики: «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (FloorTime), ТЕАССН.

Родители должны придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Прививание необходимых жизненных навыков должно основываться на повторении одинаковых действий.
  2. Избегать резкой смены обстановки и привычек ребенка.
  3. Устанавливать контакт путем постоянных повторений, обращений, исключая грубый голос и наказания.
  4. Исключить переутомления: при длительных занятиях нужны перерывы.
  5. Не подавлять инициативу, не торопить при выполнении действий.

Источник: https://womanadvice.ru/autizm-u-detey-priznaki-i-proyavleniya-ot-rozhdeniya-do-podrostkovogo-vozrasta

Аутизм у детей — признаки и причины возникновения

Расстройство психики – аутизм – выражается как дефицит взаимодействия с обществом. У аутистов восприятие мира не такое, как у обычных людей, особое, так как уже у маленьких имеются нарушения в развитии. Важно запомнить некоторые признаки заболевания аутизма и точно понять, что это такое.

Как и когда проявляется аутизм у детей? Во-первых, должно насторожить слабое развитие речевого аппарата.

Во-вторых, аутизм проявляется даже в нежелании общаться с другими детьми из-за разных интересов, других стереотипов.

Обратите внимание

Как выявляют аутизм у детей – признаки включают неумение радоваться за окружающих и сопереживать друзьям. Самый распространенный ранний признак детского аутизма – это полное отсутствие каких-либо чувств и эмоций.

Как проявляется аутизм у детей до года? Есть несколько важных моментов, которым стоит сразу же обратить внимание:

  • простейший тест – отсутствие улыбки и эмоций;
  • взгляд грудничка зафиксирован на одной точке;
  • если сравнивать новорожденного с остальными ребятишками, то он малоподвижен и неактивен;
  • малыш не просится на ручки;
  • грудничок не гулит и не лепечет, он молчит;
  • может играть сам с собой, теребя соску или игрушки;
  • в развитии малыш очень поздно начинает опираться на ручки, вставать на ножки и делать первые шаги.

Признаки аутизма в 2 года у ребенка таковы:

  • он очень закрыт, не проявляет эмоций;
  • малыш почти не говорит и лепечет что-то неразборчивое;
  • взгляд постоянно отведен в сторону, нет зрительного контакта;
  • дети говорят о себе часто в третьем лице, называя свое имя;
  • резкое расстройство речи;
  • если малыш ходит, то, в основном, на цыпочках;
  • постоянное раскачивание на стуле;
  • появление странных увлечений и интересов: включить и выключить свет/воду и т.д.;
  • нет реакции на падение, отсутствие слез даже на физическую боль.

Как заметить аутизм у детей – признаки просты. Малыш боится всего, даже звука пылесоса и дверного звонка, в среднем это проявляется раньше, чем в полтора года.

Как определить аутизм у ребенка 3 лет? Детское мышление формирует своеобразные ранние страхи: их надо понять каждому родителю, чтобы он начал контактировать хотя бы с мамой и папой. Для ребенка самое главное – понимание близкими его собственного мира.

Если дитя необходимо отправить в садик и подготовительную группу, то стоит отдать малыша в ясли, где 4-5 человек – так ребенку будет спокойнее.

Детский сад не должен восприниматься как форма стресса, а для этого важно сказать воспитателям, что у вас особенный малыш. Нюансы:

  1. В 3 года проявляются первые ранние попытки контакта с собеседниками, но все это может быстро исчезнуть в этом возрасте, если над аутистом начнут смеяться и тыкать пальцем, считая, что он больной. Это часто делают малыши.
  2. Конфликтов вообще не должно быть, чтобы дети-аутисты не замкнулись в себе окончательно.
  3. На прогулке важно разговаривать с малышом, показывать на интересные в окружающей жизни вещи – это развивает дошколят и немного выводит их из этого состояния.

Проявления и симптомы аутизма у детей 4 лет выражены намного острее, чем предыдущие. Пугливость и другие страхи становятся ощутимее и ярче.

Сын или дочь могут постоянно мыть руки, считая, что через пару минут они обязательно будут грязными. Появляются странные последовательности в еде, играх.

Часто в 4 годика малыш гиперактивен, а реакция все равно остается заторможенной. Ребенку этого возраста редко удаются простые движения:

  • завязать шнурки;
  • застегнуть пуговицы;
  • удержать карандаш в руке.

5 лет

Признаки аутизма у детей 5 лет почти такие же, что и в 4 годика. Добавляется только:

  • чрезмерная активность;
  • малышам этого возраста сложно усидеть на одном месте;
  • малышу всегда хочется куда-то убежать, уйти, скрыться от всех.

7 лет

Признаки аутизма у детей 7 лет разнообразнее. Диагностировать их важно. Поможет знание, каковы ранние признаки аутизма:

  1. Школьник не сможет учиться в слишком шумном классе, где много учеников. Для аутиста оптимальное количество обучающихся – 6-7 человек, не более.
  2. Как правило, такие детки больше склонны к творчеству, но сфокусировать свое внимание на уроках в школе у них не получается.
  3. Малыши-аутисты плохо читают даже обычные слоги, с большими трудностями проговаривают и запоминают их.
  4. Младший школьник или подросток проявляет агрессию, если окружающие не понимают их.
  5. Дети могут кушать пищу, основываясь на цветовых предпочтениях. Для них становится важной визуализация еды.

Как проявляется аутизм у новорожденных

Как обнаружить аутизм у детей – основные признаки: по только что родившемуся грудному малышу или во время беременности очень сложно понять, есть ли у него какие-либо симптомы. Самый тесный контакт с мамой.

Кто, как не она, может не только распознать близкую болезнь, но и описать ощущения, как ведет себя ее малыш. Вот несколько моментов, как проявляется аутизм у новорожденных, исходя из наблюдений внимательных мамочек.

Первые признаки аутизма у детей:

  • в напряжении у младенца почти все тело, нет расслабления и реакции на укачивание;
  • в младенчестве нет эмоций и даже легкого крика, ощущение полного безразличия ко всему, очень вялые мышцы;
  • фокусировка и распознавание лиц с первого месяца очень медленная и малозаметная.

Все симптомы одновременно никогда не проявятся. Определение по 2-3 признакам – это максимум, который можно увидеть со стороны. Если у малыша есть хотя бы 1 критерий – не нужно сразу же считать, что он является аутистом. Детки все разные, развитие не одинаковое. Самое главное, как распознать аутизм у ребенка, что можно выявить самим – это нарушение восприятия реальности.

Проявляется это в том, что малышу не нужно общение со сверстниками, безразлично поведение окружающих, и еще будто не ощущается физической боли.

Важно

Если замечен легкий симптом, обязательно стоит обратиться к врачу, здесь поможет профессиональная диагностика аутизма. Не стоит относиться к таким детям как к чему-то странному.

Аутизм – не диагноз, чтобы не замечать проблему или избегать общения. Лучший способ помочь – это начать эффективное лечение и коррекцию.

Видео

Источник: https://sovets.net/8259-autizm-u-detey-priznaki.html

Аутизм у детей: первые признаки, симптомы, причины и лечение

Аутизм у детей ­ врождённое психическое расстройство, при котором возникают отклонения в поведении, сложности в познавании мира и неспособность формировать отношения с людьми. Рано проявляется и может включать в себя симптомы развивающейся шизофрении.

Когда проявляется аутизм

При рождении почти все дети с этим расстройством считаются здоровыми и нормальными.

В большинстве случаев симптомы проявляются уже в 3–6 месяцев. Хотя для постановки точного диагноза требуется достижение ребёнком минимум 2 лет.

В таком возрасте признаки становятся более явными, и легко увидеть разницу с другими детьми. Некоторые исследователи утверждают, что сразу после появления на свет малыша возможно заметить слабовыраженные неврологические аномалии.

Некоторые из аутичных детей обладают одарённостью в какой-то области. У кого-то фотографическая память, кто-то управляет цифрами или пишет гениальные стихотворения. И только лишь 25% достигают показателей низкой границы интеллектуальной нормы.

На сегодняшний день точные причины возникновения этого психического расстройства не установлены. Существует много версий, но ни одна из них не имеет клинического подтверждения.

  • Наследственный фактор. Существует версия, что наследственность играет существенную роль в возникновении аутизма. Особенно если учитывать тот факт, что расстройство начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Исследователи расходятся во мнении. Одни считают, что возможность развития аутизма очень велика, при условии, что в семье уже есть ребёнок с таким же заболеванием. Другие опровергают, утверждая, что такие случаи крайне редкие, когда воспитывают сразу нескольких детишек с аутизмом. Поэтому считают, что процесс развития расстройства не связан с наследственностью.
  • Перинатальная патология. Для развития данного заболевания необходимы органические изменения строения головного мозга. Причины их возникновения – вирусные инфекции, перенесённые матерью во время беременности. Это может быть оспа, краснуха или корь. Порой сильные нервные потрясения и частые стрессы. Родовые травмы и стремительные преждевременные роды.
  • Действие ядовитых веществ. Повлиять на органические изменения могут отравление солями тяжёлых металлов и радиоактивное облучение. Негативно отражается излишнее употребление антибиотиков как матерью во время беременности, так и ребёнком в младенчестве. Эти чужеродные компоненты излишне активизируют иммунную систему малышей. Существует также версия, что толчком развития заболевания может послужить вакцинация. Медицина пытается отрицать этот факт, опираясь на отсутствие чёткой статистики. Однако связь между частотой возникновения аутизма и увеличением числа прививок существует.
  • Гормональный фактор. Причины возникновения этого расстройства могут брать начало в нарушении гормонального баланса. Повышенный уровень такого мужского гормона, как тестостерон, может привести к угнетению левого полушария мозга. Возможно, именно поэтому чаще всего аутизм диагностируют у мальчиков. Угнетение одного полушария вызывает активную функциональность второго, для того, чтобы компенсировать дисбаланс в работе. По этой причине мы можем наблюдать гениальных или одарённых личностей с данным заболеванием. Ещё аутизм у детей может провоцировать недостаточное количество норадреналина и адреналина. Которые и вызывают такие симптомы, как невозможность контактировать с окружающими, выраженная апатичность и отсутствие интереса к реальности.
  • Особенности воспитания в семье. Причины нарушения психического здоровья ребёнка могут составлять также отклонения в поведении родителей. Такие как частая напряжённая обстановка в семье и чрезмерные физические наказания малыша. Чтобы защититься и оградить психику от жестокой реальности, головной мозг блокирует основные процессы развития. Что со временем и формирует симптомы аутизма, такие как простые стереотипные поступки и повторяющийся механизм действий.

Симптомы заболевания

Признаки аутизма обычно заметны даже неспециалисту. Ребёнок отгорожен от окружающей действительности, погружён полностью в свой внутренний мир. У него плохо развивается способность к фантазированию.

Не умеет играть и использует игрушки не по назначению. Языковые навыки чаще всего полностью отсутствуют. Дети с данным заболеванием склонны к самоизоляции, им совсем неинтересна окружающая реальность.

Попробуем рассмотреть все признаки поподробнее.

Нарушение коммуникативной функции речи. Мы уже говорили о том, что аутичный ребёнок избегает общения, а это со временем может ухудшить возможности его речевого развития. Им свойственно проживать такую болезнь, как эхолалия. Её симптомы проявляются в повторении фраз без понимания того, о чём идёт речь. Чаще всего просто неосознанное повторение последнего слова из сказанной вами фразы.

Совет

Его речь недостаточно связана с окружением или ситуацией, она автономна. Характеризуется отсутствием или поздним появлением местоимений в первом лице.

То есть когда голодны просто скажут «хочу есть», в то время как здоровые дети заявляют о своих желаниях с употреблением местоимения «я». Или довольно-таки часто путают местами, если всё-таки используют.

В таком случае могут на себя сказать «он», а на собеседника «я». Могут проявиться склонности к словотворчеству.

Таким деткам трудно начинать разговор, как и продолжать, если всё-таки начало проложено. Возникают трудности в понимании собеседника. Они не различают юмор и им сложно осознать происходящий диалог.

По статистике, не разговаривает примерно 40% детей с этим заболеванием.

Социальное взаимодействие и отношения

Оторванность ребёнка от мира и невозможность осознать своё место в нём составляют симптомы отсутствия здорового взаимодействия.

Они не смотрят в глаза при общении, потому что это вызывает огромный уровень тревоги, с которым невозможно справиться.

Может присутствовать привычка принимать определённое выражение лица или позу. Построение дружеских отношений также отсутствует. По причине того, что нет возможности разделить с другими людьми свои интересы. Порадоваться вместе при каких-либо достижениях. Им трудно понимать чувства других, поэтому отсутствие сопереживания входит в симптомы аутизма.

Но эти все признаки не исключают наличия привязанности у аутистов. Они проявляют её и любовь своим отдельным способом, непривычным для окружающих.

Поведение и ограниченность в деятельности

Симптомы аутизма проявляются в неумении концентрироваться на объекте в целом. Они сосредотачивают своё внимание на отдельных деталях. Если вы покажете ему свою фотографию, ребёнок не увидит целостный образ, а лишь, к примеру, ухо или пуговицу на рубашке. То же самое и с игрушками, она не заинтересует его целиком, а привлечёт отдельной своей деталью.

Если увлекаются, то весь интерес сконцентрирован лишь в одной теме. К примеру, может быть увлечён только цифрами или видеоиграми, а остальное оставлять без внимания.

Присутствует острая необходимость в однообразной деятельности или сохранении определённого режима. Если идёт на прогулку, то строго по одному и тому же маршруту.

Обратите внимание

И при малейшем отклонении от него может отчаянно и до упора сопротивляться. В процессе еды также может сохранять один и тот же ритуал.

Если вдруг ему дадут не ту тарелку, с которой он привык есть, проявляет агрессию вплоть до нападения.

Предпочитают предметы, которые можно поворачивать, крутить или открывать. И на это они готовы тратить много часов. К примеру, без конца включать и выключать свет, или каждый день крутить кубик — рубик.

Нередки случаи, когда такие детки проникают «любовью» к какому-то неодушевлённому предмету и никогда не расстаются с ним. Для обычного человека это может быть мелочью, например, кнопка или листочек, в то время, как для аутиста это будет самым ценным и значимым.

Предугадать его реакцию обычно невозможно. Порой совсем незначительный нюанс, такой как, пуговица на рубашке, может вызвать бурю злости и паники.

Диагностика аутизма

Чаще всего родители первыми замечают какие-либо симптомы начиная с самого раннего возраста. На таком раннем этапе развития каких-либо серьёзных подозрений не вызывают. Поэтому чаще всего к специалистам обращаются по истечении нескольких лет. В тот момент, когда их опасения возрастают и не находят ответов.

Как мы уже говорили, постановка диагноза невозможна в первые месяцы жизни ребёнка. Но по достижению им трёхлетнего возраста врачи вполне могут определить саму степень аутизма.

При лёгкой степени дети вполне могут казаться для окружающих нормальными и иметь минимальные отличия и отклонения. Что же касается тяжёлой, то чаще всего полностью нарушена функция мозга.

Важно

Такой ребёнок не в состоянии функционировать нормально.

Степень тяжести аутизма варьируется от лёгкой степени к тяжёлой. При лёгкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжёлой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

Первые признаки

Чаще всего начинают беспокоиться, когда не получают обратной реакции от малыша. В возрасте 3 месяцев детишки обычно узнают близких и проявляют радость при их появлении. Улыбаются, оживляются и пытаются издавать какие-либо звуки.

Малыши с расстройством психики никого не узнают и с ними порой невозможно установить зрительный контакт. Он может смотреть как бы сквозь человека, не воспринимая за живой объект.

Не минуют сложности также матерей, которые решили кормить малыша грудью. Он будет сосать или очень вяло или совсем от неё отказываться.

Инстинкт выживания, вложенный природой, заставляет малыша всячески оживляться при приближении взрослого, который о нём заботится. Он протягивает ручки и прижимается к груди, когда его обнимают. Для детишек с аутизмом попытка взять его на руки равна невыносимой пытке. Он будет всячески препятствовать и изгибаться, пока взрослый не оставит его в покое.

В определённый период развития у малышей происходит процесс перестройки сна, вырабатывается режим. У аутистов же возникает бессонница. Они не капризничают, но при этом лежат с открытыми глазами. И вот так бодрствовать могут очень длительное время.

Очень пугаются всяческих электроприборов, их шум вызывает ощущение паники. И, вообще, для них невозможным является нахождение в большой компании.

При этом порой родители беспокоятся, что у ребёнка отсутствует слух, потому что он может не реагировать на громкий звук или когда его зовут. Это происходит потому, что посторонний звук для него неинтересен, если не вызывает страха.

Совет

Он настолько погружён в свой внутренний мир, что совсем равнодушен к внешним раздражителям.

Когда ребёнок с данными нарушениями научается сидеть, он зачастую раскачивается из стороны в сторону или выполняет монотонные однообразные движения, к примеру, в виде хлопанья в ладоши.

Что делать родителям после постановки диагноза

На сегодня не изобрели методы, которые делают возможным лечение аутизма у детей. Но при этом существует много методик для того, чтобы помочь им стать полноценными членами общества. Развив навыки социальной адаптации, и научив их самостоятельности в бытовых вопросах и самообслуживании.

Даже деток, у которых присутствуют признаки тяжёлой формы умственного расстройства, вполне реально научить основам общения с другими. Это должна быть совместная и слаженная работа родителей, психологов, детских врачей и психиатров.

Обычно с помощью лекарственных средств и даже применению такого метода, как дельфинотерапия, вполне можно повысить интерес к окружающему миру.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/autizm-u-detej-priznaki-simptomy-prichiny-i-lechenie.html

Проблемы диагностики и лечения аутизма у детей

Нарушения психомоторного развития становятся серьезным препятствием к взаимодействию ребенка с окружением в детстве, отражается на его социализации.

Проявляется аутизм у детей, как правило, на втором–третьем годах жизни повторением моделей поведения, отсутствием типичных навыков общения с взрослыми, сверстниками. Неизвестен точный механизм развития этого состояния.

Считается, что причины аутизма у детей связаны с врожденными дефектами мозга, нарушениями биохимических процессов в коре ГМ. Определенную роль также играют генетические факторы, инфекционные заболевания.

Особенности аутичных детей

Термин «аутизм» одним из первых предложил швейцарский психиатр Э. Блейлер в 1911 году, только в 1940-х годах ученые приступили к поиску лекарственных средств для лечения аутичных детей.

Современные теории объясняют причины возникновения этого состояния несколькими факторами, в том числе генетическими. Детям-аутистам трудно обрабатывать информацию и общаться, вступать в межличностные отношения.

Они часто демонстрируют стереотипные модели поведения, хотя диапазон признаков очень широкий. Практически невозможно найти двух ребят с диагнозом аутизм, у которых были бы идентичные симптомы.

Всемирная организация здравоохранения предложила следующие виды расстройств аутистического спектра (РАС):

  • Классический аутизм.
  • Атипичный аутизм.
  • Синдром Аспергера.

Проблемы с речью присутствуют при всех формах аутизма у детей и других РАС. Среди ребят встречаются способные к быстрому обучению различным навыкам и те, кто не могут учиться.

Они как будто не замечают окружающих, не идут на зрительный контакт, не понимают шутки, намеки.

Аутисты не сопереживают чувствам другого человека, но при заинтересованности в какой-либо конкретной теме посвящают ей много времени.

Обратите внимание

Существует возрастная периодизация развития, отражающая типичные изменения в физиологии и психологии. Способность лепетать, изъясняться жестами развивается у детей до года при отсутствии поражений головного мозга, родовых травм, тяжелых заболеваний. Между тем, грудничок с аутичным расстройством к 9 месяцам не имитирует звуки, к 12 не жестикулирует.

Основными проявлениями РАС в раннем возрасте считается неспособность малыша улыбаться и смотреть в глаза маме, неумение выражать эмоции с помощью мимики.

Если у детей до 1 года или после 12 месяцев начинаются такие отклонения, то уже можно распознать: это синдром Аспергера, атипичный или классический аутизм. Первые два состояния врачи считают «облегченным вариантом» проявления третьего. Обычно дети-аутисты не реагируют на свое имя, тогда создается впечатление, что у них проблемы со слухом.

Признаки аутизма у детей легче диагностировать в возрасте от 3 до 6 лет. Чаще отмечается легкая форма нарушений в развитии — примерно у одного малыша из 100 детей. Тяжелым отклонениям подвержено около у 2% населения. Родителям необходимо учиться общаться с аутичными детьми:

Признаки и симптомы аутизма у детей разного возраста

Как правило, первые слова малыши произносят до 2 лет, используют ключевые фразы в 24 месяца. Признаком аутизма у детей 2 лет считается ограниченность словарного запаса, произнесение одних и тех же слов или словосочетаний.

Такая же особенность проявляется в отношении бытовых ситуаций, рутинных событий, движений. Например, симптомы у детей до 3 лет — выкладывание предметов в одном и том же порядке.

Если у ребенка 4 лет отмечаются нарушения речевого взаимодействия, проявляется склонность к стереотипным движениям и рисованию одного и того же образа, то родителям следует обратиться к специалистам.

Дети, страдающие аутизмом, необычно реагируют на типичные бытовые ситуации, шум, громкие звуки, определенные запахи или внезапные перемены в окружающей среде. Проблема заключается в том, что аутистам сложно подготовится к изменениям.

Объятия, поглаживания или другие тесные контакты могут застать таких ребят врасплох.

Однако, проявления заболевания очень специфичны, некоторые очень счастливы, когда их обнимают самые близкие люди (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки).

Источник: http://ZdorovyeDetei.ru/psixika/problemy-diagnostiki-i-lecheniya-autizma-u-detej.html

Признаки аутизма у детей: базовые симптомы и специфические проявления

Благодаря доступности базовой информации сегодня многие люди понимают, что такое аутизм, но, несмотря на это, диагноз оказывается для большинства родителей шоком, кажется им приговором. Если знать, каковы признаки аутизма у детей, и понимать, что это вообще за состояние, можно довольно рано обнаружить в поведении малыша первые подозрительные симптомы.

В случае подтверждения диагноза специалистом будет назначена профильная коррекция, которая в значительной степени облегчит жизнь ребенка, сгладив некоторые характерные черты его характера. Да и родителям будет намного проще понять своего особенного малыша и подстроиться под его нужды.

Что такое аутизм и с какого возраста он может проявиться?

У понятия «аутизм» есть несколько сложных определений, обильно снабженных медицинскими терминами. Если упростить все по максимуму, то получится, что это один из типов расстройства психики, для которого характерен недостаток взаимодействия с окружающими.

Аутичные люди живут в собственном мире фантазий, любые попытки окружающих проникнуть в него воспринимаются пациентами как назойливость крайней степени.

Состояние протекает без ремиссий, первые признаки его обычно появляются уже у новорожденных, но диагноз ставится не раньше 2-2,5 лет.

Условно аутизм у ребенка разделяют на следующие стадии:

  • Период раннего детского аутизма – до 3 лет.
  • Период детского аутизма – от 3 до 11 лет.
  • Период подросткового аутизма – после 11 лет.

Черты заболевания и его клинические проявления меняются у детей в зависимости от их возраста. При этом они не обязательно дают о себе знать именно в указанные временные рамки. Случается, что характерные симптомы становятся очевидны только в 3-4 года или после 5-6 лет.

В последнем случае уровень интеллекта малыша будет намного выше. У него даже сохранятся базовые навыки общения с окружающими, но такие аутичные черты, как попытки изолироваться от мира никуда не уйдут.

Примечательно, что именно при таком развитии событий уже в ранние годы у ребенка можно распознать необычайно высокий уровень интеллекта.

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Симптомы, характерные для аутизма, могут быть очень разнообразными. Но есть определенные черты, которые присутствуют в поведении всех особенных детей, независимо от того исполнилось им 2 года или 12 лет.

  • Нарушение социального взаимодействия. Проявляется в 100% случаев и наблюдается уже у новорожденных. Ребенок живет в своем мире, пытается уйти от внешнего. Аутичные дети некоммуникабельны даже в возрасте года, когда все их должно интересовать. Груднички инертны, малоподвижны, не стремятся на руки взрослых, обладают слабой реакцией на звуки, свет, игнорируют новые игрушки. Детки постарше также мало на что реагируют, родители даже начинают подозревать у них глухоту. Далее симптомы никуда не пропадают, к ним только присоединяются новые: малыши не просят помощи, избегают прямого контакта, на попытки общения могут реагировать довольно агрессивно.
  • Особенности игр и ограниченность интересов. Некоторые аутичные детки, особенно в 2-3 года, вообще не воспринимают игры и игрушки. Если какие-то интересы и есть, то они очень ограниченные (одна игра, игрушка, песня, телевизионная передача). Груднички способны долгое время рассматривать вещи, не проявляя к ним никакого интереса. Малыши способны в течение нескольких лет выполнять одни и те же действия (например, расчесывать волосы кукле в определенное время в течение конкретного количества минут). Попытки заменить одну игрушку другой могут привести к сильнейшей истерике или ввести ребенка в состояние ступора.
  • Склонность к повторению действий. Может проявляться в действиях или речи. Первые нередко носят черты постоянного повторения определенных телодвижений (покачивание головой, заламывание рук). Помимо этого, особенность проявляется в раскачивании предметов мебели, пересыпании круп, переливании жидкостей, разрывании бумаги, «играх» со светом, последовательном счете. Помимо этого, аутичные дети могут несколько раз задавать один и тот же вопрос, даже получив на него ответ. Уже с детского возраста такие люди стараются придерживаться определенных схем поведения (одна одежда, одна дорога для прогулок, одна еда).
  • Проблемы в сфере вербального общения. Речь развивается с заметной задержкой или не развивается вообще. Случается, что ребенок, заговорив, потом молчит в течение года и более. Бывает и так, что малыш не общается с окружающими, но ведет беседы с самим собой. По мере взросления нужные навыки все же появляются, но их сопровождают определенные черты. Речь маленького человечка не экспрессивна, он не использует жесты, говорит монотонно.

Совет: Многим родителям даже нравится, когда их ребенок очень тих, спокоен, не требует внимания и не доставляет хлопот.

Нужно учесть, что, когда появится необходимость социализировать кроху (отдать его в сад или школу), начнутся серьезные проблемы.

Поэтому чем раньше обратиться за помощью к специалистам и установить причины такого поведения, тем выше шансы на его нормальное развитие и продуктивную жизнь в обществе.

  • Расстройства или особенности интеллектуальной сферы. Для 75% детей характерно неравномерное умственное развитие или очевидная интеллектуальная отсталость. Из-за отсутствия заинтересованности, такие дети плохо учатся, им сложно руководствоваться логикой или абстрактными понятиями. А вот тесты на визуальные навыки и манипуляции таким деткам даются намного проще, чем сверстникам. Встречаются дети, которые хорошо себя проявляют в определенных дисциплинах.
  • Нарушение или отсутствие чувства самосохранения. Обычно дети, независимо от того, сколько им лет, после получения неприятного опыта стараются не попадать в ту же ситуацию повторно (это касается падений, порезов, ожогов и т.д.). Аутичные детки такими свойствами не обладают, они способны раз за разом повторять неудачный опыт и ничему при этом не учиться. Некоторые специалисты объясняют наличие этой черты низким порогом чувствительности к боли.
  • Особенности движений. Мало того, что уже с детского возраста аутисты привыкают к определенным маршрутам, они нередко стараются ходить по ним определенным способом. Где-то медленнее или быстрее, приставным шагом или очень широким, раскачиваясь на носочках или даже бегом. Со стороны это смотрится странно, нелепо и неловко, но попытки внесения изменений заведомо обречены на провал.

Если у деток в 1-2 года у деток наблюдаются практически одни и те же черты, то с 3-4 лет к ним могут присоединяться самые необычные специфические симптомы. И причины этого могут быть самыми разными – от постоянно повторяющегося стресса до одиночного яркого впечатления.

Внешние признаки аутизма – возрастные особенности

Ребенка-аутиста можно распознать даже по внешним признакам, не наблюдая за его поведением в течение длительного времени. Для каждого возрастного периода существуют свои характеристики:

  • Малыши до года. Улыбка и мимика отсутствуют, эмоции практически никак не проявляются. Малыш нередко фиксирует взгляд на одном предмете. Ведет себя тихо, стараясь не привлекать внимания. Он не просится на ручки, не копирует эмоции окружающих, ни к чему не проявляет интереса. Нередко состояние сопровождается рядом неврологических отклонений.
  • Дети до 3 лет. Ребенок закрыт в себе, не говорит совсем или сводит общение к минимуму. При разговоре не смотрит в глаза, о себе может говорить в третьем лице. Часто повторяет фразы за окружающими. Характерна походка на цыпочках с размахиванием рук. Жесты очень необычные и не всегда понятные. Ребенок равнодушен к игрушкам, зато может часами лить воду или переспать сахар. Аутичные дети нередко боятся темноты или шума.
  • Дети до 6 лет. Начинают все явственнее проступать симптомы проблем с социальной адаптацией. Ребенок не принимает новую обстановку, сторонится детей, даже проявляет по отношению к ним агрессию. Свои вещи дети в этом возрасте начинают сортировать в определенном порядке, который нельзя нарушать. Появляются ежедневные ритуалы, которые должны выполняться от начала и до конца (мытье рук, особенности приема пищи. Даже самые простые действия могут быть перевернуты с ног на голову.
  • Дети старше 6 лет. Могут появляться новые симптомы, связанные с необходимостью посещения школы. В зависимости от выраженности проблем детки могут посещать как специализированные, так и общие учебные заведения. Во втором случае малыш определяет любимые предметы, которые даются ему хорошо, к остальному не проявляет интереса. Нередко именно в это время у него выявляются особые таланты и предрасположенности.

Введение техник адаптации может происходить на любом из перечисленных этапов. Чем раньше это произойдет, тем проще будет малышу.

Тесты, позволяющие диагностировать состояние

С обращением к профильному специалисту лучше не затягивать. Специальные тесты позволят быстро исключить или подтвердить аутизм, предпринять наиболее эффективные меры.

Чаще всего для диагностики используют следующие меры:

  • Тест M-CHAT. Предназначен для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Родителям задают 23 вопроса, после чего оценивают результаты. Если хотя бы по 3 пунктам была выявлена связь поведения малыша с аутизмом, проводится более детальное обследование.
  • Работа со шкалой аутизма CARS. Объемное исследование, в составе которого несколько разделов, затрагивающих различные сферы жизни маленького пациента. Максимальная эффективность от опроса достигается путем подключения не только родителей, но и других близких людей малыша, что позволяет точнее выявить или исключить определенные черты.
  • Тестирование ASSQ. Скрининговый тест, по результату которого суммируются баллы и оценивается степень риска развития аутизма у конкретного ребенка.

Несмотря на то, что все перечисленные тесты находятся в свободном доступе (с расшифровкой показателей) и можно пройти их без визита к врачу, не стоит относиться к таким результатам, как к истине в последней инстанции.

Лучше изначально сделать все правильно и посоветоваться со специалистом при возникновении малейших подозрений на присутствие проблемы.

Диагностические программы совершенствуются с каждым годом и позволяют быстро получить ответ на столь серьезный вопрос.

Причины аутизма у детей и методы его лечения

Даже сегодня специалисты не могут перечислить причины, лежащие в основе развития детского аутизма. Правда, выделено около трех десятков факторов, которые предположительно провоцируют специфические расстройства. К ним относят:

  • Аномалии на хромосомном уровне, сбои в развитии нейтронных структур еще на стадии формирования плода.
  • Биохимические реагенты и неблагоприятное воздействие окружающей среды.
  • Все чаще в докладах ученых фигурирует гипотеза, согласно которой в крови матери вырабатываются особые антитела, влияющие на формирование детского мозга.
  • Традиционно в качестве причины выступает наследственность (аутичные черты действительно нередко проявляются у нескольких поколений одной семьи). Правда, специфический ген до сих пор не выделен.
  • Не стоит отметать гормональные нарушения и иммунные реакции, а также совокупность всех приведенных факторов.

Независимо от причины развития заболевания, родителям стоит подготовиться к тому, что полностью его вылечить невозможно. Все методы коррекции направлены на облегчение состояния ребенка, повышение его шансов на адаптацию в обществе.

Терапия должна быть комплексной и постоянной, ее нельзя прерывать даже если кажется, что все нормализовалось. Единого плана лечения не существует, в каждом случае подход подбирается индивидуально.

В перечень мероприятий обычно входят образовательные подходы, приемы сенсорной интеграции, биомедицинские процедуры, диета без казеина и глютена. Неплохо себя зарекомендовали аудио тренировки.

Источник: http://TheRebenok.ru/zdorove/treatment/autizm-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию