Домашнее задание на каникулы – правомерны ли действия учителя?

Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений

Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе.

Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично.

Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа).

Обратите внимание
Обратите внимание

На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу.

[/su_box]

Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.

Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,

в 4 — 5 классах — 2 ч.,

в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,

в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Важно
Важно

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

[/su_box]

Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых.

Каникулы — время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?

В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного.

Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка.

При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Совет
Совет

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

[/su_box]

В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании).  Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

— начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

  • Автор —
    Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.04.2015
  •   Все консультации автора

Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/dopustimye_normativy_vypolneniya_domashnih_zadanij_dlya_uchawihsya_obrazovatelnyh_uchrezhdenij1

Вопрос экспертам: должны ли дети выполнять на каникулах домашнее задание

Рассказываем, имеют ли учителя право задавать на летние каникулы домашнее задание и спрашивать его с учеников в новом учебном году.

Сколько каждый год родительских нервов тратится и детских слез проливается, когда речь заходит о домашних заданиях, которые школьники получили на лето.

Родительские форумы переполнены вопросами «Может ли учитель давать уроки на каникулы», «Должен ли ребенок вести читательский дневник», «Имеет ли право учитель поставить школьнику двойку за задание на лето», которые так и остаются без ответов.

Тревога взрослых понятна, ведь об уроках на каникулы дети вспоминают в лучшем случае за две недели до 1 сентября. Что это значит? Что за 10-14 дней ученик должен выполнить объем работ, который учитель давал ему на 2-3 месяца. Звучит как утопия.

В итоге последние дни отдыха, который уже сложно назвать таковым, проходят в атмосфере суеты и смятения. Родители пытаются взять ситуацию под контроль: усаживают ребенка за тетрадки, ругаются с ним, в конце концов, берутся за дело сами и выполняют все упражнения за ребенка.

Мы подумали, что, вероятно, родители хотели бы избежать суеты в этом году, и попросили учителей из разных школ рассказать, дают ли они своим детям задания на каникулы и требуют ли от них его обязательного выполнения.

Давайте рассмотрим этот вопрос со всех сторон.

Обратите внимание

Итак, если следовать букве закона, то Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

То есть никаких заданий в каникулы быть не может. И родители, и дети могут спать спокойно.

Вот только цель летних заданий вовсе не получение образования как такового, а повторение уже пройденного материала.

Зачем? Чтобы 1 сентября ребенок легко вошел в учебный процесс.

Так, некоторые семьи считают приемлемым потратить определенное количество времени в летние каникулы на разбор тем, которые вызвали у ребенка затруднение.

Получается, что домашние задания на лето должны быть необязательными, а носить лишь рекомендательный характер.

Самое главное — решение о выполнении того или иного задания и его объеме обсуждается только на семейном совете.

Если же было принято решение «заданиям быть», то родители и дети могут быть уверены, что учитель работу проверит. Обратная связь крайне важна, так дети будут чувствовать заботу и неравнодушие педагога и поймут, что и летом трудились не зря.

Давайте разберемся с понятиями. Что значит задания на лето?

Дети, которые в полном объеме освоили образовательную программу, переходят в следующий класс. В течение учебного года ребята в соответствии с планом, установленным школой, проходят промежуточные аттестации.

Если что-то пошло не так и кто-то из учеников получил за аттестацию неудовлетворительную оценку, это считается академической задолженностью, которую ребенок обязан ликвидировать в течение года с момента ее появления.

Сроки «погашения» задолженности определяет школа.

Часто школьники в начале лета ходят на дополнительные консультации с учителем, а затем получают задание на лето.

Его выполнение обязательно и будет проверено преподавателем в начале учебного года.

Важно

Если речь идет о литературе, то чтение — важное подспорье в дальнейшей учебе. И превратить его можно в интересную игру, если вести дневник. Можно бумажный, с картинками и наклейками, а можно электронный, превратив его в своеобразный блог, обсуждая с друзьями и т. п. Такая переписка — дополнительная практика в русском языке.

Летние задания необходимы, но должны быть не механическими и скучными, а полезными и практико-ориентированными.

Чего не стоит делать? Не стоит перегружать ребенка учебой летом. Не лишать удовольствий. Не попустительствовать. Не пугать школой, как полицейским.

Задание на лето от меня получают только те школьники, которые планируют выбрать физику в качестве предмета для экзамена. Это касается только десятиклассников.

Для них в июне я устраивала дополнительные занятия (посещение — по желанию), на которых мы разбирали сложные темы. После каждого занятия школьники уходили с домашним заданием.

И на лето они тоже получили несколько упражнений, решение которых я обязательно потом спрошу.

Конечно, я не могу ставить эти задания им в обязанности и считаю, что все зависит от желания человека.

Я стараюсь заинтересовать детей, вместе с ними найти мотивацию.

К тому же у многих школьников в конце года еще есть силы немного поработать.

А если есть силы, почему бы не позаниматься?

В свое время, когда я сама училась в школе, я летом занималась, и это мне очень помогло в учебе. ЕГЭ по физике экзамен сложный, и он требует тщательной подготовки.
Что касается ребят помладше, я на них не наседаю.

Совет

Если у них есть желание, они могут решать задачи на сайте «Решу ОГЭ», но это необязательно.

Задания на лето от учителя могут носить исключительно рекомендательный характер. И адресованы они родителям, в зависимости от того, какие моменты в обучении они хотели бы улучшить и закрепить.

Детям можно озвучить совет или пожелание в соответствии с их интересами и возможностями.

Учебный год можно начать с предложения детям проявить инициативу: рассказать о книгах, о своих летних увлечениях, открытиях.

Недопустима критика и неодобрение в адрес детей, которые подобную инициативу проявить не готовы.

Контроль за летними дневниками по чтению, дневником наблюдения за природой, пособиями, прописями создает стресс для детей с первых учебных дней, разрушает и без того хрупкий позитивный настрой к школе и учебе. И в корне бессмысленно.

Читайте также:  Книги монсики психолога виктории шиманской - серия по развитию эмоционального интеллекта (eq) у детей

Потому что, если ребенок успешно и с увлечением занимался, он будет рад об этом рассказать и без контроля. А если подобная работа не проводилась, то ребенок будет испытывать давление, неуверенность, страх перед осуждением, что сильно повредит его учебе в дальнейшем.

В конце учебного года родители моих учеников поинтересовались, как заниматься с детьми на каникулах. Сейчас издается много пособий для подготовки и повторения материала, и я отправила несколько таких PDF-файлов по русскому и по математике в школьный чат. Также посоветовала выполнять упражнения на портале «Учи.ру», если у ребят будет желание.

Разумеется, есть и список литературы на лето (сказки, рассказы, повести).

У детей было два варианта: короткий, включающий 21 произведение, для тех, кому чтение дается нелегко, и расширенный (из 37 пунктов) — для ребят, которые любят книги.

В начале лета, пока я еще была в школе, предложила своим ученикам приходить ко мне на дополнительные занятия, чтобы подтянуть знания по предметам, в которых они чувствуют себя неуверенно. И на эти занятия ходили те, кому это было действительно нужно (всего 15 человек!).

Я считаю, что такая форма работы отлично показывает себя именно в младшей школе. Многие дети в первый месяц лета не уезжают из города и в лучшем случае выходят погулять раз в неделю. Поэтому занятия для них не только шанс подтянуть знания, но и возможность пообщаться с друзьями. Встречи получаются в удовольствие.

Обратите внимание

Проведение дополнительных занятий летом в комфортном для школьников режиме представляется мне хорошей идеей. Ведь за три месяца каникул ребята многое забывают и возвращаются в школу tabula rasa. Приходится начинать все сначала. Чтобы избежать полного выветривания полученной за год информации, нужно, чтобы ребята хотя бы немного подпитывали себя знаниями.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-dolzhny-li-deti-vypolnyat-na-kanikulakh-domashnee-zadanie.htm

Домашнее задание на каникулы

Может ли учитель задавать домашнее задание на каникулы?

Что говорится в действующем законодательстве и новом законе об образовании по поводу занятости учащихся в каникулы школой? Учеников часто привлекают к различным мероприятиям. Является ли нарушением прав на образование выдача ученику домашнего задания на каникулы? Согласно п. 10.3, п. 10.10 СанПиН 2.4.2.

2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» одна из целей каникул – профилактика переутомления обучающихся.

Федеральный закон 273-ФЗ относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком (п. 11 ч. 1 ст. 34).

В каникулярное время образовательная организация вправе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся (с круглосуточным или дневным пребыванием) (ч. 5 ст. 28 Федерального закона 273-ФЗ).

Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ в области физкультуры и спорта, их спортивной подготовки образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными или непосредственно образовательными организациями (ч. 8 ст. 84 Федерального закона 273-ФЗ). Как старый Закон РФ «Об образовании» (п. 16 ст. 50), так и Федеральный закон 273-ФЗ в ч. 4 ст. 34 гарантирует обучающимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (по новым правилам – в соответствии локальным нормативным актам организации). Это означает, что привлекать учащихся в каникулы к каким-либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а применительно к несовершеннолетним обучающимся – с согласия их законных представителей. Исходя из данных правовых норм возложение на обучающихся обязанностей по освоению общеобразовательной программы (по выполнению домашних заданий, привлечение к мероприятиям, не предусмотренным учебным планами) в каникулярный период можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся, что может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.57 КоАП РФ.

Подробнее на Правовед.RU: pravoved.ru/question/1032659/

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ
С целью предупреждения перегрузки учащихся запрещается домашние задания на воскресенье если следующий за субботним уроком – очередной в понедельник.

Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни.

Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу, за исключением предметов имеющих объем 1-2 часа в неделю и на первой неделе после каникул.

На заметку о домашних заданиях

Несанкционированный учебной частью перенос зачета, контрольной работы в графике зачетов и контрольных работ, самостоятельное проведение контрольных работ и зачетов не предусмотренных графиком являются грубым нарушением прав учащихся и поводом к дисциплинарному взысканию педагогу.»

Домашние задания на каникулы нарушают право детей на отдых. За данное нарушение предусмотрено наказание в соответствии с КоАп РФ

Конвенция о правах ребенка Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Важно

Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ. Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: …

11) каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

КоАП РФ

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

2.

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. base.garant.ru/12125267/5/#block_557

Записки сумасшедшей учительницы 1

Любовь Папкова-Заболотская

А в школе любит так детей,

Что те любовью тяготятся…

Это история педагогических курьёзных случаев из жизни учительницы, для которой  школа, дети были главным смыслом жизни, потому что профессию она выбрала по велению души и идейным соображениям. А идейные соображения были воспитаны пионерским детством, комсомольской юностью, государственными лозунгами и… неправильным воспитанием младшего брата родителями.

Во время педагогической практики юная практикантка была принята в деревне при условии, что, кроме русского языка и литературы, она будет преподавать географию. Не боги горшки обжигают. Она согласилась. Хорошо выучить по учебнику физическую географию материков и континентов. Но знать экономическую географию для 9 класса по учебнику – это маловато.

Памятью Бог не обидел. Она выучивала тексты, сверялась с картами. Урок. Экономика Китая, вернее Китайской народной республики, которая образовалась в 195…, не помнит, каком году.

Уверенно начав рассказывать, она запнулась на дате, покраснела от отчаяния, и… вдруг слышит с первой парты шёпот веснушчатого подростка. Подсказывает. И так, чтобы класс не слышал. Стыдно. Надо признаться.

— Спасибо, Саша.

Допустимые нормативы выполнения домашних зааданий для учащихся

Правильно. В 49 году.

Работа по направлению в другой деревенской школе. Тоже 9-ый класс. Юноша на задней парте поднял руку: — Можно выйти. Покурить! — Нельзя. — А что вы делаете сегодня вечером? Выскочила в слезах из класса с жалобой к заместителю директора.

— Учитесь ставить хулигана на место. Покидать поле боя не следует. Найдите нужные слова.

35 лет стажа. Проходя по классу, провела рукой по макушке мальчика за первой партой. Машинально, увлёкшись рассказом. Он возмущённо дёрнул головой. — Ой, прости, Паша. Неужели нельзя по головке погладить? — Смотря по какой!

…Оторопела от неожиданности. Растерялась. Беспомощно смотрит на класс.

-Не обращайте внимания, — говорит другой ученик.- Каждый высказывается по мере своей испорченности. И тогда она находит, что сказать: — Милый, не рано ли думаешь о гениталиях?

 Инцидент, как говорится, «исперчен».

Снова деревенская школа. Пошла в поход с шестиклассниками. Прошли километров пять. Поставили огромную (очень тяжёлую) палатку. Дети собирают дрова, жгут костёр, готовят обед.

Совет

Учительница вошла в палатку, чтобы достать из рюкзаков сладости, хлеб, крупу. И обнаруживает две огромные бутылки вина «Солнцедар». Выходит на поляну, находит  крепкое дерево на краю. Размахнувшись, кидает одну, потом другую бутылки.

Они со звоном разбиваются. Молчание. Как ни в чём не бывало, все продолжают готовить обед.

Отправилась с семиклассниками в турпоездку в село Шушенское. Родители наказывают следить за детьми, не разрешать купаться в незнакомом месте, кормить.

Впервые дети едут так далеко, сначала поездом, потом автобусом. Чтобы по приезде отчитаться за потраченные деньги, учительница должна собирать все билеты и чеки в столовых. Разместились в поезде в трёх купе.

Пошла посмотреть, как устроились Ребята играют в карты.

— Как? Вы же пионеры! Это некрасиво! Это мещанство – играть в карты. Давайте поиграем в города. Всю дорогу играют в города. Карты конфискованы.

Учительнице 30 лет. Городские ребятишки едут с нею в поход, в горы. Семиклассники. Электричка полна народа. В одно купе набилось до десяти человек. Кто на рюкзаках, кто по четверо на сидениях. Играют вместе с учительницей в карты на желание.

Проигравшие кричат какую-то чепуху в окно, идут знакомиться с соседями, снимают и надевают по одной кроссовке с товарищей. Хохот. Крики. В соседнем купе возмущаются старушки: — Как не стыдно! Сплошное хулиганство! Сама учительница развращает детей! Голова болит от криков. — Ну, что вы? Это же дети.

Они должны веселиться. Они же вас не оскорбляют. Зачем вы так.. .? Кто-то вступается:

 Да пусть играют. Будто вы «в дурачка» не играете!

Снова юная учительница  в Шушенском. Она обнаруживает, что у двух мальчиков мокрые брючишки сзади. — Купались? — Нет. Мы на лодке катались, а она затонула. — Вода ведь холодная! Что я вашим родителям скажу, если вы заболеете? Всё. Переодевайтесь и сидите в палате.

Обратите внимание

Мальчишки покорно полдня сидели на кроватях. Она боялась, что ослушаются, ходила проверять, на месте ли. А вечером всем купила мороженое, а двоим нельзя. Думала, вдруг простыли! А мальчишки поняли как двойное наказание, рассказав ей об этом уже седыми «дядьками» при встрече.

 В столовой, выстояв длинную очередь, заказывает обеды и ужины. — Ребята! Хватит есть борщи и котлеты. Давайте закажем пельмени, сырники со сметаной. Может, кто-то молоко хочет? — Нет. Борщ. Котлеты и компот, — упрямо заказывают одно и то же. Учительница сокрушается.

Что это они одно и то же едят. От салатов отказываются. А там ведь витамины.

Не понимает вчерашняя студентка, отвыкшая от дома, что пельмени, молоко, сметану, творог и овощи деревенские дети дома каждый день видят. А столовская еда: борщ, котлеты и компот — для них деликатес.

Городская школа. Молодая учительница живёт с родителями. Замуж выйти не за кого. Всю свою любовь обращает на свой пятый класс, катается с ними с горы на клеёнках, каждую неделю устраивает тематические вечера с танцами. Класс дали трудный, пять неблагополучных мальчишек. Вторая смена.

Остаётся заниматься дополнительно. Уставший пацан Геночка (он маленького роста, и она его так называет) вдруг залезает под парту и молча сопит, вылезать не хочет. — Хорошо. Иди, Геночка, домой. Молчание. — Ты родителей боишься?  Тебя побьют, накажут? Молчание. — Я не буду «двойку» ставить в дневник. Молчание.

-Уже поздно. Иди домой. ?! — Я ухожу. Только она закрывает дверь, как слышит топот. Открывает и видит мальчишку на подоконнике и открытое окно. Третий этаж! Ловит мальца. Выходит в коридор и зазевавшегося старшеклассника простит  отнести записку родителям. Тот возвращается с ответом: -Мать его сказала, что не пойдёт.

Читайте также:  Рвота без поноса и температуры у ребенка, болит живот – причины и первая помощь

В подъезде темно, она бандитов боится.

Пришлось вызывать милицию и отвозить напуганного ребёнка домой, в 10 часов вечера, где четверо мальчишек, грязные велосипеды на коврах, совершенно трезвая неработающая мать. Она весело принимает чадо, даёт ему лёгкий подзатыльник и невозмутимо выслушивает выговор милиционера.

Классная руководительница опекает детей каждый день. Они должны после уроков заходить к ней в кабинет и честно отчитываться, как прошёл день. Каждый, кто получил «два» в этот день, должен честно об этом сказать. Называется это «Пятиминутка». Но в пять минут отчёты не укладываются. Дети называют эту процедуру «Сорокапятиминутка» и пытаются улизнуть.

Уроки труда проходят у мальчиков на первом этаже. Классная мама спускается с третьего и ждёт. Только кто-нибудь заворачивает к выходу, как она молча, укоризненно, склонив голову, смотрит на ослушника. А сзади уже кто-то вопит: — Любушка! Мальчишки покорно поднимаются на третий этаж.

Важно

Позднее, встретившись через 15 лет после окончания школы у неё дома, они признаются:

— Знаете, мы так мечтали, чтобы вы поскорее вышли замуж и любили своих детей. Тогда на нас бы у вас не хватало времени.

Но видит Бог, дети её любили и удивлялись её привязанности. После 8-го класса – в поход, после 10-го класса – тоже. Кроме своих, напрашиваются ребята из параллельных классов. — Это правда, что вы нас так любите?

— Правда. Судьба каждого из вас мне дорога.

Она вышла замуж. У неё шестилетний сын и дочка двух лет. Дочь остаётся с мужем и бабушкой, сына берёт с собой и везёт 9-ый класс в поездку на Украину. Это Днепропетровская область. Три года назад был взрыв на Чернобыльской АЭС.

Их с ещё  одной учительницей убеждают, что это юг страны, радиоактивное облако сюда не попало. В маленьком городке прямо на улицах растут, плодоносят  абрикосы. Сибирским детям это странно и соблазнительно. Абрикосы спеют, падают на землю, и никто их не собирает.

В первый же день, отпущенные погулять на час, ребятишки принесли пакеты, полные абрикосов. Она предупреждает: — Ребята, деревья могли быть в радиоактивной пыли. Нельзя абрикосы есть. Почему местные жители их не собирают? — А у них во дворах такие же деревья стоят.

Они там собирают и кормят свиней. Мы видели. А мясо свиней ведь едят! Видя, что невозможно запретить, она сдаётся:

— Хорошо. Только мойте их тщательно. На дорогах и простой пыли от машин достаточно поднимается и оседает на деревьях.

В первый же вечер, после отбоя в 11 часов, коллеги посмотрели телевизор в своём номере, выключили и услышали крики, топот по коридору. Пошли по номерам: девочки в гостях у мальчиков, мальчики в гостях у девочек. Время час ночи. — Ребята! Спать! Завтра экскурсия в 8 часов утра. -Не хочется! — Вы же не проснётесь! — Проснёмся.  Юность беспечна.

Пришла дежурная по этажу  гостиницы, повозмущалась. Пришлось разогнать всех по своим номерам и закрыть на ключ каждый номер. Три дня было спокойно. На четвёртый  пришёл сторож магазина напротив и сказал, что ребята пробираются в окна по электрифицированным буквам названия гостиницы. — Боже! Что они творят! Как никого не убило! Вы понимаете, что это опасно для жизни.

Совет

Кто это делал? Молчание. — Если не признаетесь, мы сегодня же отправляемся домой! Саша, коренастый, спортивный мальчик, сын родителей — спортсменов, хмуро признаётся: — Ну, я лазил. — Зачем? — К девчонкам! — Ты понимаешь, что это опасно? — Я ж не дурак. На провода не наступал. — А если буквы оборвутся? ?! — Клянись, что больше не будешь! — Обещаю.

Позднее ребята признались, что Саша взял огонь на себя. Лазили парни все.  Но потом обещание сдержали.

                               (Продолжение будет)

© Copyright: Любовь Папкова-Заболотская, 2012
Свидетельство о публикации №212021301057

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Любовь Папкова-Заболотская

Рецензии

Написать рецензию

Да, воспоминаний у нас много, но у всех по-разному, конечно, проходили учительские будни и праздники. Мои дети (ученики) вовсе не тяготились вниманием и любовью, а наоборот. Могли вдруг на выходные предложить поездку в профилакторий с ночёвкой. У меня, естественно, вопрос: «А как же мои личные планы?» Отвечают: «А давайте совместим наши планы.

Мы уже поговорили с В.П., он не против.» И действительно, семья у меня была, увы, на втором месте.

Но я всегда чётко ставила условия, проводила разные профилактические беседы и говорила: «Если хоть одно из наших правил будет нарушено и я не смогу вам доверять, то ответственность за вас станет непосильным грузом, и в таком случае придётся отказаться от наших походов, поездок, школьных вечеров и так далее».

Действовало стопроцентно, поэтому директор школы мне разрешал любые мероприятия даже без дежурств родителей и специальных «дружинников». Повезло также в том, что в советское время с воспитанием дела были гораздо лучше, не помню ни одного случая хамства.

Нарушения дисциплины на уроке были, конечно, любителей побездельничать всегда хватало, но удавалось вернуть их к реальности. Иногда помогали старшеклассники, которые «проводили воспитательную работу с несознательными» тайком от меня. И потому любовь была взаимной. Хорошее было время, и много доброго осталось в памяти учеников, о чём рассказывают при общении и в переписке. Спасибо за воспоминания, Люба. Всего Вам доброго!

С уважением

Зоя Орлова   10.11.2016 12:01     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Милая Зоя, конечно же, ученики любили меня. Ведь если любишь детей и отдаёшь им душу и время, то отклик не заставит себя ждать. Меня постоянно приглашают на встречи мои выпускники, даже те, кого я выпустила в 8 (9) классе. Видите ли, очень боюсь хвастовства и поэтому обо всём пишу с иронией. Ирония — моя защитная маска, и я втайне надеюсь, что люди поймут это. А Вы почитайте дальше…

Источник: https://gragdanskii-advokat.ru/domashnee-zadanie-na-kanikuly-2/

Можно ли задавать домашнее задание на каникулы

В данной статье подробно рассказывается можно ли задавать домашнее задание на каникулы. Самой важной и большой причиной перегрузки детей в школе, считается достаточно большая домашняя работа. В современном мире школьникам приходится выполнять огромную нагрузку в школе. Некоторые дети уже приходят, со школы перегружены, поэтому у них нет сил даже на выполнение домашней работы.

А вся это перегрузка может прийти к тому, что школьники просто начнут игнорировать на все планы и требования учителя или просто будут делать только часть заданной работы. И уже в скором времени у школьника будут плохие оценки, и он начнет отставать от программы.

Возможно, некоторые дети и могут выполнить уроки, дома за час — два, но в реале мало детей с этим справляются.

Обратите внимание

Поэтому многие родители учат уроки со своими детьми весь вечер. И от суда возникает вопрос, а вообще возможно ли выполнить работу за два часа? Очень часто родители говорят о том, что детям очень много задают задание или домашнею работу очень сложное не только для учеников, но и для родителей.

Поэтому стоит обратить внимание на нормы, которым придерживаются учителя во время дачи работы на дом.

Документы, по которым составляется домашнее задание, и какое количество времени потребуется для его выполнения.

Для составления работы учитель использует нормативные требования. Если соответствовать всем требованиям, то для учеников первого класса обучение проходит по без бальной системе и работа детям не задается.

Для остальных классов в санитарных правилах указаны следующие нормы:

  • Вторые и третьи классы – должны затрачивать на домашнее задачи до 1,5 часа.
  • Для четвертого и пятого класса на планы на дом рассчитано – 2 часа.
  • С шестого по восьмой класс на подготовку работы предусмотрено – 2,5 часа.
  • А с девятого по одиннадцатые классы предусмотрено – до 3,5 часа.

Но помните, что все представленные данные являются примерными, так как за какое время выполнит задание ребенок, напрямую зависит от его темпа и особенностей. Очень часто родители говорят, что просто невозможно заставить ребенка сделать работу в течение 35-45 мин.

Он постоянно отвлекается на игры, телевизор и так далее. Но помимо таких отвлечений, уложится в это время не возможно из-за большого объема домашнего задания.

Из-за этого ребенок постоянно перегружен, а это может привести к нервно-психическим заболеванием или ослабеванием иммунной системы ребенка.

Правильно, ли поступают учителя, давая задания на каникулы.

Для того, чтобы ребенок хорошо и полноценно отдохнул в выходные дни, давать работу на понедельник недопустимо.

Но вот точного решения на отмену работы во время каникул нет. Но это может быть указано в положении школы. В конвенции о правах ребенка говорится, о том, что ученик должен отдыхать, так вот каникулы – это и есть отдых для ребенка, а не время для выполнения домашних работ.

Новый материал, для изучения дома.

Может ли учитель дать изучение нового материала дома? Если учитель, считает, что детям будет лучше закрепить выученный материал дома, то он задает, то план, которое подходит для его закрепления.

Но если учитель считает, что новая тема достаточно легкая и каждый ребенок сможет изучить её дома, то он может дать её в качестве конспекта. Так же новая тема в самостоятельном изучение, поможет ребенку развивать его творческие и исследовательские направления.

А уже после самостоятельного изучения учитель обсудит материал с учениками и объяснит более подробно, если что-то было не понято ребенком.

Какое количество домашнего конспекта дать ребенку указано в локальном акте школы или лицея. Все образовательные организации сами составляют положение о задании. Учитывая при этом критерии школы и методических материалов.

Если говорить о первых классах, то достаточно часто первоклашки придя в школу, уже умеют читать и писать. Поэтому многие родители считают, что задания уже должны быть.

Но если следовать всем требованиям СанПина, то задавать контрольные на дом для первых классов категорически запрещено. Но учитель может посоветовать или порекомендовать родителям, сделать какое-либо задание, но не в обязательном порядке.

Очень часто дети начальной школы, с большим удовольствием выполняют тесты учителя. Но помните, что тесты выполняется только по желанию.

Важно

Любое тестирование ребенок может выполнять с удовольствием, для этого достаточно найти нужный подход к вашему ребенку.

Так же учитель должен всегда давать задания в разумном количестве и правильном объеме, ему стоит учесть и количество других уроков на этот день.

Ведь если ребенок будет перегружен, то он может нервничать и просто будет, отрицательно на все реагировать, а это может привести к усталости и снижению успеваемости.

 В этой статье вы узнали, можно ли задавать домашнее задание на каникулы. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Источник: http://www.cherlock.ru/articles/mojno-li-zadavat-domashnee-zadanie-na-kanikyli-

Имеют ли право учителя задавать домашнее задание на каникулы – ответы и советы учителя

Домашнее задание – заклад успешного усвоения предмета. Ведь при его выполнении ребенок производит вторично то, что делал в классе, а значит – лучше запомнит. Некоторые педагоги находят, что эти действия должны выполняться регулярно, даже в каникулярное время. Правы ли они?

Читайте также:  Как определить готов ли ребенок к школе - тесты для детей на логику и внимание

Каникулы – пора отдыха

Согласно Федеральному закону каникулярное время считается плановым интервалом во время учебы, необходимым для отдыха или другой социальной цели, и относится к академическим правам ученика.

В этот этап учебное учреждение может организовать отдых и оздоровление детей, коротать мероприятия, не связанные с учебным планом.

Но посещение и привлечение к их проведению является правом (а не долгом!) школьника.

СанПиНы ставят перед каникулами одну из немаловажных задач: профилактику переутомления школьников. Вящая нагрузка на это время отнюдь не способствует достижению этой цели.

Следственно, возложение на детей любых обязанностей по усвоению общеобразовательной программы почитается незаконным и рассматривается как нарушение прав и свобод учащихся. За подобное поведение виновные могут быть привлечены к административной ответственности.

Конвенция, как и Федеральный закон, сообщают о наличии у ребенка прав на отдых, СанПиНы устанавливают нормы, с учетом каких организуется учебный процесс. Однако в этих документах нет запрета на домашние задания в каникулярное пора. Он может быть прописан только в Правилах внутреннего распорядка конкретного учебного заведения.

Значит, задание на дом во пора перерыва от учебы – не нарушение законодательства в том случае, если оно не обязательно. Педагог может лишь рекомендовать ребенку прочесть нужную литературу, выполнить определенные упражнения. Но наказывать и ругать за его невыполнение не имеет права.

Нужда домашнего задания на каникулы

Как уже выяснили, домашнее задание на каникулах – не долг ученика. Однако его ведь дают не просто так: ребенок получает возможность подтянуться по объектам, в которых испытывает сложности.

Конечно, никто не будет заставлять его мастерить (по крайней мере, не имеют права), но ведь от этого будет зависеть дальнейшая успеваемость:

  • Чтение литературы (в старших классах довольно объемной) позволит лучше понять смысл произведений при повторном изучении и развивать скорость и правильность чтения (особенно в начальных классах).
  • Знание таблицы умножения поможет скорее решить задачу или примеры.
  • Орфографические упражнения и списывания текста особенно здоровы для учеников начальной школы для формирования навыка письма.
  • Исследовательские задания позволят развивать ум ребенка и иные необходимые навыки.

Советы родителям

Конечно, ежедневный образовательный труд ребенка здоров в плане запоминания материала, развития самого школьника. Но переутомление и перенапряжение могут повергнуть к противоположному результату.

Поэтому стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Невозможно ребенка заставлять выполнять задание. Но можно мотивировать: похвалой, поощрением, перспективой развития.
  • Если он разрешил выполнить задание, то должен это сделать самостоятельно. Помогать нужно лишь тогда, когда он действительно будет нуждаться.
  • Не нужно стараться все выполнить за одинешенек день (обычно это бывает в последний день каникул, что приводит к нежеланию обучаться уже в первый рабочий день). Занятия лучше распределить равномерно на тяни период.

И, конечно, не забывать, что каникулы – это время отдых ребенка, восстановления его психического и физиологического здоровья. Поэтому, если у школьника вообще нет желания что-либо мастерить, то и заставлять его не нужно. Тогда он придет в школу отдохнувшим, готовым к дальнейшему труду.

Поделитесь с товарищами:

Источник: http://rutelo.ru/deti/razvivaemsya-i-uchim/imeyut-li-pravo-uchitelya-zadavat-domashnee-zadanie-na-kanikuly-otvety-i-sovety-uchitelya.html

Почему первоклассникам задают на дом так много: отвечают учителя

Карина Задикян,
психолог начальных классов школы №1354

Конечно, обязательного домашнего задания и жесткой оценочной системы в первом классе не должно быть, но я против полного отказа от работы дома. Педагог должен рекомендовать домашние занятия и обязательно давать обратную реакцию. Балльная система не нужна, потому что в первом классе дети не готовы ее воспринять, но обратную связь все равно надо давать.

Особенно если ребенок старается, как это можно не оценить? Обычно родители таких детей сами приходят и просят давать задания, интересуются, занимаются. А если ребенок отстал — например, болел и пропустил какие-то темы, это же не значит, что ему дома нельзя заниматься, чтобы нагнать класс.

Домашнюю работу задавать в первом

классе запрещено. Это закреплено в требованиях СанПиН к общеобразовательным учреждениям. Ни одна школа не может нарушить эти нормы.

Совет

Тем более что практически все дети усваивают уроки не полностью. У них еще не сформирован социальный статус ученика. Нужно удержать концентрацию, внимательно слушать, выполнить требования, усвоить информацию. Для ребенка это сложно — конечно, часть информации он теряет.

Все дети разные. В первом классе им особенно трудно, потому что все приходят с разным уровнем развития — интеллектуального, социального. Кто-то приходит из сада с уже хорошими коммуникативными функциями, кто-то приходит из дома, не может встроиться в коллектив, испытывает постоянный стресс, закрывается и не может погрузиться в учебный процесс. С этого все начинается, а потом проблемы налипают, как снежный ком.

Если родители дома хотя бы 15-20 минут не уделяют уже пройденному материалу, не повторяют его с ребенком в спокойной обстановке, то часть программы теряется и учебный процесс вязнет.

Занятия дома можно превращать в игру. Например, можно поиграть в Alias — он развивает и мышление, и чтение, и развитие речи, и аналогии.  Это не домашнее задание, это игра — но это отработка навыков. Родители должны заниматься с детьми, а учитель — давать обратную связь и говорить, на что нужно обратить внимание.

В первом классе в первую очередь надо работать с родителями. Нужно объяснять им, что происходит с детьми. Очень важно, чтобы они нас понимали, и нам важно показать родителям, что мы понимаем их. Нельзя допускать, чтобы они воспринимали учителей, как тех, кто находится по другую сторону баррикад. Мы заинтересованы в одном и том же — чтобы ребенок был успешным.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/domashnyaya-rabota-v-1-klasse

Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений

Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе.

Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично.

Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа).

Обратите внимание
Обратите внимание

На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу.

[/su_box]

Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.

Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.

Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,

в 4 — 5 классах — 2 ч.,

в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,

в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Важно
Важно

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов.

[/su_box]

Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых.

Каникулы — время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?

В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного.

Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка.

При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Совет
Совет

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам.

[/su_box]

В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права.

Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании).  Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

— начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

Источник: http://svegienovosti.ru/2018/12/24/dopustimye-normativy-vypolneniya-domashnih-zadanij-dlya-uchashhihsya-obrazovatelnyh-uchrezhdenij/

Ссылка на основную публикацию