Дисграфия у детей: причины, тесты для диагностики, эффективные методы коррекции.

Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов

Главная / 7 — 10 лет / Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов

В ходе статистического исследования, проведенного Психолого-педагогическим центром «Здоровье» в г.

Санкт-Петербурге в 2000 году, выяснилось, что в обычных школах дисграфией страдают около 37% учащихся, а в гимназиях — около 20% детей. Директор СОШ № 2009 г. Москвы  Д.М. Гесслер в своем публичном докладе  за 2009/10 учебный год констатировал, что дисграфия выявлена у 67% учащихся.

Обратите внимание

В статье речь пойдет о том, как выявить и какие методы можно использовать для коррекции дисграфии у детей.

Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.

Дисграфия выражается в стойких и типичных ошибках письма, которые ребенок постоянно повторяет.

Как проявляется дисграфия у детей: виды нарушений и симптомы

Таблица №1. Виды дисграфии у детей

Виды дисграфии Особенности детей с данным видом дисграфии
Акустическая Акустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха.  При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.
Моторная Моторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма. Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.
Оптическая Такой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга. Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную.
Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.
При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в  воспроизведении даже изолированных букв.

Почему возникает дисграфия  у детей?

  1. Наследственность. Нередко дети с дисграфией наследуют от своих родителей качественную незрелость головного мозга в определенных зонах, которая может проявляться в задержке развития каких-то функций.

  2. При возникновении такой проблемы как дисграфия играют роль функциональные причины, из-за которых происходит задержка психоречевого развития, и дислексия. К ним относятся продолжительные соматические заболевания.

  3. Еще одной причиной возникновения дисграфии может быть поражение или недоразвитие головного мозга.

    Такое нарушение могло развиться еще в пренатальном, постанатальном и натальном периоде в результате следующих проблем:

    • патологий при беременности;
    • асфиксии;
    • родовых травм;
    • инфекции;
    • менингита;
    • тяжелых соматических болезней, в результате которых нервная система ребенка истощается.
  4. Если говорить о социально-психологических факторах, которые могут спровоцировать возникновение дисграфии, то ним относятся:
    • неправильная или нечеткая речь окружающих;
    • двуязычие в семье;
    • дефицит контакта речи;
    • невнимательно отношение взрослых к речи ребенка;
    • раннее обучение грамоте при отсутствии психологической подготовки ребенка.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

При подозрении на дисграфию надо пройти обследование у окулиста, невролога и ЛОР-врача. А определить уровень сформированности речевых функций поможет логопед. Важно выяснить является ли неправильное написание слов и букв дисграфией или это обычное незнание правил правописания.

В ходе обследования детей на дисграфию проверяют:

  • Развитие устной речи. При обследовании ребенка на дисграфию очень важно уделить внимание следующему: произношению звуков и их различию, фонематическому синтезу и анализу, особенности грамматического построения речи, словарному запасу.
  • Письменную речь. Когда устная речь полностью изучена, можно приступать к исследованию письменной речи. Проводится анализ и изучение письменных работ ребенка. Ребенок должен выполнить задание, которое состоит из нескольких этапов: переписывание текста (печатного и рукописного), написание под диктовку, описания по картинкам, чтение слов по буквам и слогам.
  • Слух, зрение, ЦНС. Чтобы выяснить причины дисграфии у ребенка,  проводят проверку слуха, зрения и состояния ЦНС.
  • Состояние ручной и речевой моторики, строение артикуляционного аппарата.

Для выявлении дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста часто используется метод определения навыков фонематического анализа речи.

В этом случае ребенку предлагают несколько заданий, которые помогут понять, насколько хорошо он умеет анализировать звуковой состав слов устно.

Тесты включают в себя задания, в ходе которых ребенок должен показать свою способность:

  • различать и выделять определенный звук в слове;
  • придумывать слова;
  • подбирать картинки, чьи названия начинаются с определенного звука;
  • распределять картинки, чьи названия начинаются со звуков, чаще всего смешиваемых ребенком;
  • делить предложения на слова, слоги и фонемы;
  • сравнивать слова по звуковому составу;
  • самостоятельно выявлять искажения звуков в словах, которые произносит он сам либо другой человек;
  • повторять за взрослым нескольких слогов в последовательности (например: па-ба-па, па-по-пу);
  • выделять из цепочки звуков или слогов определенного вида слоги или звуки.

Для проверки ребенка дошкольного возраста на предрасположенность к дисграфии специалисты рекомендует обратить внимание на его отношение к рисованию и на качество рисунков малыша. Если ребенок 3-4 лет не любит и не умеет рисовать, то это может свидетельствовать о склонности малыша к дисграфии.

Это может быть связано с тем, что у ребенка плохо развита моторика, слабо развита мускулатура пальцев и ему трудно делать согласованные сложные движения пальцами рук.

Рисунки ребенка с дисграфией отличаются наличием рваных, дрожащих, прерывистых линий, сделанных слишком слабым или слишком сильным нажимом карандаша.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существует несколько эффективных методов коррекции дисгафии у детей младшего школьного возраста:

  1. Схема слова. Ребенку дают картинку, на которой изображен предмет и схема слова. Школьник должен назвать предмет, а после по порядку все звуки слова. После этого каждый звук нужно соотнести с буквой и написать слово.
  2. Узнавание звуко-буквы. Данная методика состоит из нескольких вариаций:
  • Запись большого количества букв в тетради.
  • Подчеркивание слов с определенным звуком и записывание их в тетрадь.
  • Поиск определенной буквы в слове, предложении, тексте и ее зачеркивание.
  • Выбор нужной картинки, в названии которой есть отрабатываемый звук.
  1. Методика Эббигауза. Ребенку предоставляются уже отработанные слова, но в них пропущены буквы. Задача ребенка — вставить пропущенные буквы, прочесть его и записать.
  2. Соотношение начальной буквы с картинкой и словом. Ребенок сам выбирает слова (слово) и картинки (картинку) на определенный заданный ему звук, который он должен обозначить буквой.
  3. Звуко-буквенный анализ. Ребенку дают картинку. Он должен назвать изображенный на ней предмет и записать слово, поставить в нем ударение, определить, сколько в этом слове слогов и назвать их. Каждый слог в слове нужно отделить черточкой. После ребенок должен назвать по порядку все звуки слова и отметить их соответствующим цветом. Согласные буквы в слове надо подчеркнуть – тонкий звук одной чертой, глухой – двойной чертой. После этого ребенок должен сравнить количество букв и звуков в слове.
  4. Структурный метод. В предоставленном слове школьник должен определить количество гласных и согласных. Сделать это нужно последовательно. После ребенок составляет схему слова: гласные буквы обозначены контурными кружками, согласные – заштрихованными. Начать лучше с односложных слов без стечения согласных и постепенно усложнить задание.
  5. Исправление ошибок. Ребенку предоставляется несколько слов с ошибками. Слова должны быть соотнесены со звучащей моделью слова. Задача ребенка найти ошибки и исправить их, правильно переписать слова.

Упражнения для устранения дисграфии

Есть упражнения, которые родители могут проводить в домашних условиях с ребенком, в перерывах между занятиями у специалиста:

  • Корректурная правка. Для этого упражнения нужен объемный текст, из которого необходимо вычеркнуть заданную букву. Следующий этап задания – подчеркнуть одну букву и вычеркнуть другую. Упражнение помогает развивать внимание и запомнить зрительный образ буквы.
  • Пропущенные буквы. В большом тексте необходимо вставить пропущенные буквы. Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание.
  • Лабиринты. Упражнение тренирует крупную моторику руки. Ребенок должен провести безотрывно длинную линию. Важно своевременно менять руку.

Также полезно объяснять ребенку расстановку в тексте знаков препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами написания. Занятия с логопедом могут проводиться в виде игры. Можно использовать магнитные буквы для создания слов, проводить написание диктантов для улучшения восприятия звуков.

Стоит уделить особое внимание при выборе ручек для письма и карандашей. Лучше отдавать предпочтение ручкам с неровными поверхностями. При письме такой ручкой одновременно проводится массаж дистальных кончиков пальцев рук и к мозгу посылаются дополнительные сигналы. Карандаши и фломастеры должны быть с негладкой поверхностью, например треугольными в сечении.

Профилактика — как научить ребенка правильно писать

  • Важным условием является распознавание у ребенка признаков дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверить слуховую дифференциацию речевых звуков. При затруднениях необходимо начать ее развивать.
  • Нередко родители начинают обучать ребенка иностранным языкам с 3 лет. При неправильном подходе к обучению детей английскому или другому языку  может развиться и дисграфия, и дислексия.
  • Важно, чтобы все член семьи произносили звуки и слова правильно. Если взрослы будут повторять произношение за ребенком (например: мячик – мясик, люблю — лублу) и изменять слоги и звуки, это может привести к проблемам при формировании правильной речи и письма.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу.

И в случае если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. (Е.А. Логинова «Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития»)

Логопед,  сурдопедагог, ученый Парамонова Л.Г.:

Акустическая дисграфия, связанная с неразличением на слух каких-то определенных звуков, может быть преодолена лишь после овладения ребенком слуховой дифференциацией этих звуков.

Точно так же и оптическая дисграфия не исчезнет до тех пор, пока у ребенка не будут на должном уровне сформированы зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. Если этого не было сделано в дошкольном возрасте, то придется наверстывать упущенное уже в школе.

Иными словами, для устранения любого вида дисграфии необходимо убрать ту ближайшую и вполне очевидную причину, которая лежит в ее основе.

Учитель-дефектолог И.С. Пшенникова:

В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок — недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

Овладение письменной речью — это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного.

Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии.

Важно

Взрослые, прекратите тратить дошкольное детство вашего малыша на изучение программы младших классов. В школе у него будет достаточно времени, чтобы научиться красиво и грамотно писать. Лучше уделите внимание развитию его изобразительных способностей.

Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом.

Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской — и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! (соучередитель РОО «Дислексик+», педагог, учитель-дефектолог, логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений Т. Гогуадзе)

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/7-10-let/disgrafiya-u-mladshix-shkolnikov-effektivnye-metody-korrekcii-uprazhneniya-mneniya-specialistov.html

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Дисграфия обычно выявляется, когда ребёнок отправляется в школу. Суть патологии состоит в нарушении письменной деятельности. Проблемы возникают из-за дефицита сформированности всех функций психики, которые несут ответственность за контроль и выполнение письма.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример.

Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение».

У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок.

Совет

Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками.

Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

  • ребёнок пропускает строчки или буквы;
  • присутствует слитное написание предлогов со словами;
  • отсутствуют отступы между словами и предложениями;
  • ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;
  • ребёнок не может определять написание временных границ;
  • почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;
  • буквы написаны коряво;
  • безударные гласные пишутся неправильно;
  • присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии.

Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга.

Они могут быть получены в результате:

  • родовой травмы;
  • асфиксии;
  • внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте.

Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление.

Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть.

Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

  • постоянно читать ребенку книги с момента рождения;
  • начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;
  • записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией.

Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений.

Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

  1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.
  2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.
  3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.
  5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.
  6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.
  7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.
  8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.
  9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать память и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

  • улучшение всех познавательных сфер;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирования связной речи;
  • устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога.

Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии.

Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения:

  1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.
  2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.
  3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесут.

Читайте также:  Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?

Источник: http://zdorrov.com/bolezni/disgrafiya-u-shkolnikov.html

Онлайн тест на дислексию и дисграфию

Вопросы и коэффициенты взяты с теста центра Дейвиса.
Дорогие родители, этот тест не для постановки диагноза, его цель лишь обратить ваше внимание на имеющиеся проблемы. 

Полную диагностику вы можете пройти у меня на консультации, стоимость которой 5000 рублей.

Под тестом есть форма для отправки результатов на вашу электронную почту.

Если 3 любые проблемы превышают 30% есть вероятность, что это дислексия.

После прохождения теста я рекомендую посмотреть вам моё видео, которое подробнее расскажет о полученных результатах теста на дислексию.

Вопрос Часто Часто Иногда Иногда Никогда
1 Производит впечатление очень умного и сообразительного, хорошо выражает свои мысли, но при этом неспособен читать и писать на уровне своего класса.
2 Его считают ленивым, невнимательным, глупым, отстающим в развитии, непослушным или не уделяющим достаточно времени учёбе.
3 Имеет высокий коэффициент умственного развития, но не всегда показывает хорошие результаты в учёбе, устные тесты проходят гораздо лучше, чем письменные.
4 Считает себя глупым, имеет низкую самооценку, скрывает свои слабые стороны с помощью оригинальных компенсирующих стратегий.
5 Легко расстраивается и переживает по поводу чтения вслух и тестов в школе.
6 Талантлив в сфере искусств, либо в музыке, либо в спорте, либо в танцах, либо в механике, либо в коммерции, либо в бизнесе, либо в дизайне, либо в строительстве и инженерном деле, либо хороший рассказчик и актёр.
7 Часто погружается в мечты, грезит наяву, легко теряется и забывает о времени.
8 С трудом удерживает внимание, отличается мечтательностью или гиперактивностью.
9 Лучше всего усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдение и наглядные пособия.
10 При чтении жалуется на головокружение, тошноту или головную боль.
11 Приходит в замешательство при виде букв, цифр, слов, последовательностей, а также при необходимости что-либо объяснять вслух.
12 На письме и при чтении заметны повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и/или слов.
13 Чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания.
14 Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме.
15 Обладает на редкость острым зрением и наблюдательностью, при этом отсутствует периферическое(боковое) зрение.
16 Читает и перечитывает практически не улавливая смысла.
17 Пишет «как слышит», правописание непоследовательное.
18 Отличается хорошим слухом. Способен слышать то, что не было сказано или неуловимо для других, легко отвлекается на различные звуки.
19 Испытывает трудности при выражении своих мыслей, говорит с запинками или не заканчивает предложения, или при волнении заикается, или неправильно произносит длинные слова, или меняет местами словосочетания, слова и слоги.
20 Сложности с написанием и переписыванием текстов, необычно держит карандаш
21 Почерк изменчивый или неразборчивый.
22 Неуклюжий, отличается плохой координацией движений, не удаются игры с мячом и командные виды спорта, испытывает трудности с мелкой и/или крупной моторикой
23 Подвержен морской болезни и укачиванию при езде.
24 Одинаково хорошо владеет как правой, так и левой рукой.
25 Путает право/лево, над/под.
26 Испытывает затруднения при определении и расчёте времени, опаздывает, с трудом усваивает упорядоченную информацию и задания, связанные с последовательностью.
27 При вычислениях полагается на счёт с помощью пальцев и другие приёмы.
28 Умеет считать, но испытывает трудности при счёте предметов и операциях с деньгами.
29 Легко делает арифметические вычисления, но испытывает трудности с пониманием задач. Знает ответы, но не может делать вычисления на бумаге.
30 Отличная долговременная память на впечатления, места и лица.
31 Плохая память на последовательность событий или вещей, факты и информацию, которая не была получена на практике.
32 Думает, в основном, с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов (практически отсутствует внутренний диалог).
33 Отличается крайней неорганизованностью или навязчивой методичностью.
34 В классе может быть шутом, задирой или молчуном.
35 Через этапы развития (такие как ползание, говорение, ходьба, завязывание шнурков) проходил очень быстро либо чрезвычайно медленно.
36 Подвержен ушным воспалениям, разборчив в еде, восприимчив к пищевым добавкам и химической продукции.
37 Спит очень крепко или очень чутко.
38 Мочится в кровать до позднего возраста.
39 Имеет необычно высокий или наоборот низкий болевой порог.
40 Обладает острым чувством справедливости и эмоциональной восприимчивостью, стремится к совершенству.
41 Число ошибок и симптомов резко возрастает в периоды замешательства и эмоционального стресса, а также при спешке или ослабленном здоровье.

Вы также можете отправить результаты теста себе на почту, чтобы в дальнейшем с ними прийти ко мне на консультацию.

Проблема легкая | умеренная | тяжелая %
Дезориентация
Чтение
Удержание внимания
Математика и время
Координация и почерк
Самооценка

Источник: http://dyslexia-kids.ru/test

Дисграфия, пробы для определения

Пробы для определения дисграфии

(Более 7 ошибок характеризует наличие дисграфии)

1. Прослушайте слова и запишите только те, которые начинаются с согласного звука

(Слова прочитываются не более двух раз)

-антилопа

-тюлень

-утконос

-бизон

-дельфин

-носорог

-рысь

-олень

2. Запишите правильно предложение (читается один раз)

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.

3. Составьте слова из предложенных букв

АЛПАК

4. Диктант

У нас живет собака. У Бульке два щенка. Мы их звали Тим и Томка. Мы с семьей очень любим их.

5. Перепишите текст, правильно разделив слова.

Наулиценаступилавесна. Солнцесталооченьярким. Ручьибежали веселоизадорно.

6. Запишите на память.(повторить один раз)

П-б-п

Т-д-т

Ш-с-ш

1. Каждый день пишите маленькие диктанты карандашом. Ошибки выписывайте на полях зеленой или черной ручкой, не в коем случае не красной. Затем пусть ребенок сотрет не правильные букв. А правильные впишет ярко ручкой.

Виды дисграфииОсобенности детей с данным видом дисграфии

Акустическая

Акустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха.  При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически.

 При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов.

Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.

МоторнаяМоторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма.Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными.

В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия.

Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.

ОптическаяТакой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически.

Обратите внимание

 Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга.

 Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную.

Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.

При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в  воспроизведении даже изолированных букв.

Рубрики

  • Активити
  • Безопасность
  • Беременность
  • Воспитание
  • Детское питание
  • Здоровый малыш
  • Развиваемся и учим
  • Калькулятор беременности
  • Контакты
  • Реклама

Топовые записи

02
ДЕКАБРЬ

Нормы сна детей с рождения до 18 лет в таблице

Сколько должны спать дети разных возрастов? Когда осуществляется переход на один дневной сон? Сколько в норме дети должны спать ночью, не просыпаясь?

Все нормы сна детей от рождения и до 18 лет — в таблице.

30
ИЮЛЬ

Массаж новорожденного малыша

Выполнять массаж новорожденному ребенку необходимо правильно, поэтому мы подготовили для вас подробный поэтапный фотоурок.

05
НОЯБРЬ

Скоро месяц: чему научился и как развивается ребенок четырех недель от рождения?

Впереди у вашего человечка – целая жизнь! А пока вам только пошла 4 неделя. Время вашей особой родительской ответственности и время, когда малыш начинает привыкать к жизни вне материнской утробы.

  Главная/7 — 10 лет/Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов

ДИСГРАФИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ, УПРАЖНЕНИЯ, МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Источник: https://multiurok.ru/files/disgrafiia-proby-dlia-opredeleniia.html

Дислексия и дисграфия у младших школьников: причины, проявления и способы коррекции

Дислексия и дисграфия ия у младших школьников – это психоневрологические нарушения, выражаемые в нарушении письма (дисграфия) и чтения (дислексия), что выражается в стойких ошибках по определённому типу.

Что такое дислексия?

Итак, начнём с рассмотрения понятия дислексии. Под ней подразумевают стойкие нарушения детьми, которые они допускают при чтении. Однако, не все ошибки подходят под это понятие. Основные ошибки связаны с плохим соотнесением звуковых фонем и обозначений этих звуков. Однако Лалаева исследовала эту проблему подробно и в результате получила целых пять видов дислексий у детей.

  1. Фонематическая дислексия может быть связана:
  • с проблемами распознания важных признаков фонем языка. Например, мягкости и твёрдости, звонкости или глухости буквы. Таким образом, малыш не будет понимать почему «коса» не может читаться как «коза», и не видеть разницу между словами «мел» и «мель»;
  • искажение структуры слова пропусками букв или добавлением лишних, например, из «марки» может получиться «мака», а «росла» измениться в «росала»;
  1. Семантическая дислексия связана с механизацией чтения, без понимания и смысловой обработки. Таким образом девочка как осознанный образ будет отличаться от механического его обозначения. И малыш прочтёт «де-воч-ка», не связывая эту структуру с самим словом и понятием. Здесь неверное соотнесение фонем и звуков идёт в контексте недосформированных процессов обобщения.
  2. Аграмматическая дислексия наслаивает на несформированный процесс обобщения морфолдогический момент. То есть, в этом случае, ребёнок будет путаться с падежными окончаниями, соотнесением времён и родов в контексте. Таки образом получаются фразы типа «мой кошка», «такая город», «книга интересный», «он потом сделал» и т.д. Кроме того, малыш может «застревать» или «предвидеть» букву. Например, «на траве траса» или «на раре роса».
  3. Мнеститечкая дислексия выражается в сложности воспроизведения ряда последовательных символов (букв, слов). Ребенок может пропускать звуки, сокращать количество слов в предложении. В последствии малыш стремиться использовать очень короткие фразы.
  4. Оптическая дислексия выражается в смешении схожих букв. Например, таких которые различаемы небольшим дополнением «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». А также тех, что имеют «зеркально» похожие виды: «З» и «С», «Р» и «Ь» или состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: «Т»-«Г» и «Н»-«П».

Симптомы и причины дислексии

Конечно, основными симптомами дислексии можно считать трудности в овладении чтением как таковым. Однако существуют и ряд других показательных симптомов:

  • нарушение координации, неуклюжесть, плохая способность планировать движения;
  • плохое запоминание слов и рифм, даже с которыми только что столкнулся;
  • часто не понимает того, что прочитал (при этом общее интеллектуальное развитие не страдает);
  • имеет Синдром Дефицита Внимания, плохо планирует деятельность и понимает (выполняет) просьбы;
  • ребёнок при чтении может тереть глаза, косить, теребить книжку, близко подвигать её к глазам, прикрывать один глаз, жаловаться на плохое зрение (при объективно диагностируемой норме);
  • при чтении быстро устаёт, жалуется на головную боль;
  • под любым предлогом пытается избежать чтения;
  • имеет так же проблемы с выделением похожих геометрических фигур.
Читайте также:  Как научить слушать ребенка, который постоянно перебивает

Наиболее часто встречающиеся теории утверждают причиной дислексии особенности развития ЦНС, а также в особенностях структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Всё более популярными так же становятся теории о «семейных» дислексиях. Редко проблема может выступать в виде социальной запущенности. Но, дислексия не связана с проблемами зрения и слуха. А также движений как таковых.

Есть ещё один подход, который говорит о возможности возникновения дислексии в сфере неправильного развития плода.

Например, при недостаточном снабжении плода кислородом (обвитии пуповиной, проке сердца у матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.).

А также – при серьёзных болезнях во время беременности (краснухи, герпесе, кори), интоксикации или отравлении (алкогольном, наркотическом, медикаментозном).

Как лечить

Как правило, дислексия не предполагает медикаментозного лечения. Однако, возможно назначение тех препаратов, которые устраняют проблемы конкретного ребёнка.

Например, при ярко выраженном дефиците внимания или сильных головных болях. Поэтому помните, что лечение в таких случаях должен назначать исключительно ваш лечащий врач.

И то, что будет показано одному малышу, может совсем не подходить другому.

А вот коррекция дислексии часто имеет более универсальные комплексы. Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию произношения звуков, соотнесение буквы и звука с помощью игровых наглядных примеров. Подобным образом при аграмматической дислексии происходят занятия по формированию словообразований. Дополнительно так же развиваются слухоречевое восприятие, анализ и синтез материала.

Важно

Стоит сказать, что обычная наработка навыков является изнурительной и не всегда продуктивной.

Поэтому важно использовать нестандартные визуальные подходы, формирующие специфичекие образы с помощью игровых и демонстрационных методов.

Например, метод Рональда и Дейвиса предполагает обучению, при котором печатным символам присваиваются мысленные образы, с помощью которых убираются «белые пятна» восприятия.

Что такое дисграфия?

Дисграфия же является похожей проблемой, но связанной с проблемами написания слов и текстов. Некоторые виды дисграфии принято рассматривать, как возможное продолжение проблемы дислексии. Другие же часто выделяются в отдельный вид проблем. Итак, принято выделять пять видов дисграфии.

  1. Артикулярно-акустическую принято более всего связывать с дислексией. В этом случае считается, что подмена символов при написании происходит, прежде всего, из-за того, что ребёнок так произносит (и читает) слова. Например, ребёнок и в речи заменяет «р» на «л». Но, не потому, что имеет несовершенство речевого аппарата, а потому, что не видит разницы. Таким образом «рот» превращается в «лот».
  2. Чистая акустическая форма предполагает, что в устной речи ребёнок правильно произносит и разделяет буквы. Но, при этом, смешивает близкие буквы при письме. Чаще всего это проявляется в подмене «д-т», «б-п», «с-ш», «ц-ть» и прочие.
  3. Нарушение анализа и синтеза в виде дисграфии приводит изменению структуры слов, их слиянию, слитного написания предлогов и отделению приставок, исчезновению окончаний и т.д.
  4. Аграмматическая дисграфия затрагивает проблемы в согласовании слов в словосочетаниях, знаки препинания, заглавные буквы. Одним словом, страдает грамматический строй.
  5. Оптическая дисграфия образует феномен неадекватного восприятия и передачи составляющих частей буквы. В принципе, буква представляет собой сочетание чёрточек, крючочков и кружочков. Однако, малышу, страдающему таким видом проблемы, сложно усвоить и уловить разницу в их наборе: то лишнюю палочку в «Ш» нарисует, то упорно не воспринимает крючочек в «Щ».

Однако, чаще всего проявляются несколько форм дисграфии. Помимо перечисленных, стоит обратить внимание на следующие симптомы:

  • ребёнок часто не может решить какой рукой стоит писать;
  • у ребёнка неимоверно плохой почерк, сложно выделить в нём элементы;
  • малыш может жаловаться на головные боли во время выполнения письменных работ;
  • слова плохо ориентированы относительно клеточек или линий тетради («скачут»);
  • возникает явная проблема с элементарными знаками препинания (точками) и заглавными буквами (после точки, имена).

Причины патологии

Учёные до сих пор не имеют единого мнения на этот счёт. Достоверно известно, что навыки письма хорошо развиваются в случае достаточно развитых составляющих, таких как чёткое произнесение звуков, лексика, грамматика, обобщение. Если что-то из перечисленного, страдает, то может страдать и письмо.

Кроме того, дисграфию часто связывают с тяжёлым течением беременности, родовыми травмами ребёнка, тяжёлыми заболеваниями (менингитом, инсультом, энцефалитом), перенесённой инфекцией и интоксикацией.

Из социальных факторов стоит отметить крайнюю степень социальной запущенности и многоязычные семьи. Кроме того, отмечается наследственная предрасположенность к дисграфии.

Способы диагностики дисграфии: обследования у врачей и домашние тесты

Итак, если ещё у малыша дошкольного возраста вы заподозрили что-то неладное, попробуйте подтвердить или развеять свои опасения путём несложных домашних заданий. Прежде всего, попросите нарисовать что-нибудь карандашом и проанализируйте его рисунок.

У дисграфиков контур рисунка будет представлять рваные, дрожащие линии. Они могут быть еле-еле заметны, а могут быть, наоборот, с сильным нажимом. Так же малыш может упорно отказываться рисовать, ссылаясь на то, что у него при этом «болят ручки».

Это свидетельствует о физиологической недосформированности данного навыка.

Для школьников же существуют экспресс-тесты, состоящие из нескольких заданий. Задание номер один включает в себя постановку нужных окончаний. Можете сами придумать несколько таких словосочетаний.

Например, «вишня спел…», «пруд глубок…», «груши вкусн…» и т.д. Во втором задании нужно подобрать пару по принципу один-много (шар-шары, рот-…., спит-…., читает-….) В третьем задании нужно составить предложение по заданным словам.

Например, «повар, готовить, ужин» должно трансформироваться в «повар готовит ужин».

Четвертый шаг предполагает составление слов из разрозненных слогов: «ба со ка» — «собака», «ка лож» — «ложка». Задание № 5 просит составить из букв слово: «о г к а р» — «горка», «е ч в е л к о» — «человек».

Шестое задание проверяет возможность ориентировки между приставкой и предлогом. В этом случае необходимо открыть скобки «(по)ехал (по)дороге», «(от)летел (от)окна». Далее даётся небольшие диктанты.

Совет

Причём в одном из них необходимо употребить собственное имя, чтобы была возможность вставить.

Можно просто дать канву с основным текстом, куда под диктовку стоит вставить несколько слов. В итоге получим оценку на возможное наличие подозрений на аграмматическую, акустическую и дисграфию на фоне анализа и синтеза.

Однако, сами подозрения ещё не являются реальным диагнозом. Поэтому, стоит обязательно обратится к специалисту. Ведь помимо обнаруженных проблем, обязательно нужно убедиться в отсутствии проблем со слухом и зрением, нормальным функционированием конечностей. Возможно для уточнения диагноза нужно будет сделать МРТ или прочие исследования функционирования головного мозга.

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Существуют множество методов для работы с дисграфией. Например, методика «схема слова» предполагает соотнесение картинки написанному слову.

Сперва школьник называет предмет по картинке, затем видит название написанным и соотносит звук и букву, а затем уже наоборот, при произнесении звука, пишет букву. Методика Эббингауза в различных вариациях предполагает заполнение пропуска необходимой буквой.

Методика «начальная буква» позволяет находить как картинки, так и слова, которые начинаются на определённую букву.

Метод «структура» углубляет нас в анализ слова: ребёнок считает количество гласных и согласных. Можно так же предложить школьнику исправить ошибки в тексте, или составить слово из букв, которые есть.

Стоит отметить, что некоторые задания могут быть выполнены более успешно, а некоторые – очень тяжело или вообще не выполнены. Не отчаивайтесь. Начинайте с самых простых заданий и скрупулёзно объясняйте малышу как правильно. Поверьте, он не понимает вовсе не для того, чтобы вас позлить.

Занимайтесь постоянно, даже в перерывах между походами к специалисту. Для этого так же существуют домашние упражнения.

Домашние упражнения для устранения дисграфии

Отличный метод называется «корректурная правка»: в объёмном тексте необходимо искать и вычёркивать одну и ту же букву. Так же необходимы задания на развитие моторики. Для этого чертите или распечатывайте побольше лабиринтов, по которым школьник должен вести карандашом, чтобы найти выход.

Однако, помимо специальных заданий, малыша стоит приобщать к спортивным тренировкам, которые способны развивать координацию и движения: настольный теннис, бадминтон и т.д.

Игровые способы коррекции дислексии и дисграфии

Потрясающим трудом, который предлагает все возможные игровые методы коррекции упомянутых проблем принадлежит И.Н. Садовникову и называется «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников».

Этот подход состоит из пяти интересных блоков, которые можно подать малышу как весьма увлекательный процесс.

Первый блок направлен на формирование устной речи, второй – оптико-пространственных представлений, третий – на развитие временных представлений, четвёртый – развитие ритмических способностей, ну а пятый – развивает руки для письма.

Обратите внимание

Приведём лишь часть примеров таких заданий. Например, при развитии устной речи, применяется упражнение «хлопок», во время которого школьник должен хлопать, если слово начинается на определённую букву. Или перевести звуки в «кружки», с помощью которых можно составить все возможные слова.

Таким образом, ребёнок не будет выполнять «сухие» задания, он будет «распутывать» буквы от других букв, следить за стрелками, ходить и двигаться.

Многие из этих упражнений так же можно взять за основу профилактических мероприятий. Рассмотрим ещё некоторые.

Профилактика дислексии и дисграфии

К самыми простым способам профилактики можно отнести следующие:

  • следите, чтобы вы и члены семьи правильно произносили слова;
  • следите, чтобы ребёнок побольше рисовал, причём даже простым карандашом или ручкой, чтобы вовремя заметить и устранить связанные с этим проблемы (неправильный нажим, плохая моторика, невозможность определиться с ведущей рукой и т.д.);
  • побольше читайте малышу с возможностью ему следить за читаемыми словами, так происходит соотнесение звука и буквы;
  • поощряйте пересказы, они должны быть логичными, с правильным сочетанием родов и времён, а также поправляйте при необходимости окончания множественного числа;
  • отвечайте ребёнку на его вопросы более полными предложениями;
  • в случае подозрений на Синдром Дефицита Внимания или упомянутых проблем у кого-то из родственников, пройдите раннюю диагностику у специалиста.

Полезные рекомендации

Полноценное развитие ребёнка – главный залог его нормального функционирования в целом. Малыш должен иметь возможность играть со сверстниками, и при этом – слышать правильную речь и поучительные истории.

Во всех этих сферах можно заметить какие-то особенности малыша, которые должны вас насторожить. Неуклюжесть, неспособность остановиться или услышать просьбу, нежелание рисовать и играть, односложные фразы и замена букв в словах – всё это повод обратиться за консультацией к специалисту.

Тем более, это стоит сделать, если кто-то из близких имеет такие-же проблемы.

Поэтому, на вопрос: дисграфия и дислексия что это такое? Можно ответить, что это, прежде всего, психоневрологическая особенность вашей крохи, а не его «глупость». Поэтому, коррекция должна быть продуманной и постоянной. А крики и оскорбления должны покинуть жизнь ребёнка навсегда.

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/670-disgrafiya-i-disleksiya-u-mladshix-shkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию