Что делать, если учитель невзлюбил ученика?

Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?

Как в и любых отношениях между людьми, во взаимодействии учеников и учителей иногда случаются недопонимания или конфликты. Мнение родителей о том, что педагог невзлюбил ученика, чаще всего возникает со слов ребенка. Чтобы решить эту проблему для наименьшего вреда для школьника, необходимо тщательно в ней разобраться.

Школа подразумевает взаимодействие трех субъектов обучения и воспитания: учителя, ученика и родителей. По мнению психологов, в школьном конфликте задействованы три стороны. Решение его также зависит от всех трех субъектов.

Прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо рассмотреть вариант того, что многие дети, как бы этого ни хотелось признавать, в связи с ленью или другими особенностями поведения в подростковом возрасте нестарательно относятся к учебе. Соответственно успеваемость понижается. Что не может не взволновать родителей. Причины этого некоторые дети могут объяснять предвзятостью учителя.

Обратите внимание

Необходимо удостовериться, обманывает ли ребенок или он действительно жертва негативного отношения со стороны педагога. Для этого нужно сначала провести беседы с родителями одноклассников и учителями по другим предметам с целью получения объективной картины.

Если жалоб на конкретного педагога от других родителей нет, а преподаватели не очень удовлетворены старательностью школьника, стоит провести определенную воспитательную работу с ребенком.

Однако она должна быть крайне осторожной, без агрессии и давления. Так как у него не должно возникать чувства, что вы ему не доверяете. Старайтесь больше внимая уделять проверке выполнения домашнего задания, проявите участие в подготовке к урокам.

Чаще интересуйтесь успеваемостью и поведением ребенка в школе.

Если ввиду полученной информации вы все-таки удостоверились в правоте ребенка, прежде чем приступать к решительным действиям, нужно спокойно и взвешенно подумать о конечном результате, которого вы хотите достигнуть.

Каждый родитель в этом случае скажет, что хочет, чтобы учитель перестал цепляться к ученику. Однако, если попытаться решить эту ситуации конфликтным путем, последствия для школьника в любом случае станут негативными.

Подобное отношение к ребенку, скорее всего, сформировалось по каким-то причинам. Их-то и нужно выяснить. Иными словами, понять, чем ребенок так не нравится педагогу. Первым делом необходимо побеседовать с учителем. Но стиль общения должен быть доброжелательным.

Вам необходимо показать свою обеспокоенность положением дел и предложить совместно поискать пути выхода. Скорее всего, разговор в мягкой форме и ваше участие положительно повлияют на собеседника.

Вероятно, преподаватель станет внимательнее и лояльнее относиться к вашему чаду.

Ни в коем случае нельзя проводить беседу агрессивно. Ведь вы не думаете, что если станете угрожать педагогу расправой или жалобами, он вдруг полюбит вашего ребенка и будет дарить ему замечательные оценки.

Важно

Если беседа с учителем так и не принесет результатов, крайней мерой воздействия является жалоба администрации. Однако, единственный выход, который она вам порекомендует – это перевод в другой класс. Адаптация к незнакомому коллективу, привыкание к требованиям новых педагогов может повлиять как на общее психологическое состояние ребенка, так и на уровень успеваемости.

Поэтому лучшим вариантом решения данной проблемы является разговор с учителем в мирной форме, который нужно построить настолько грамотно, чтобы он привел к положительным результатам.

Принимаясь за любые действия при решении проблемы предвзятого отношения учителя к школьнику, подумайте о том, в какие последствия это выльется для него, и достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку.

Улыбка и уважительный тон могут творить чудеса, не забывайте об этом.

Уважаемые посетители сайта, если Вас интересуют какие-либо темы, предложите их в комментариях, и если таких статей еще нет на нашем сайте, то мы обязательно напишем их.

Источник: https://ya-mama24.ru/shkola/chto-delat-esli-uchitel-nevzlyubil-rebenka.html

Что делать, если учитель невзлюбил ребенка

Фото:
WomanHit.ru

Бывает, что дети в школе сталкиваются с непониманием и критикой от того, кто должен их поддерживать. Пользуясь советами психолога, мирно решаем конфликт с учителем

Школа для ребенка — не только друзья, новые знания и полезные для здоровья уроки физкультуры. Это, прежде всего, стресс — незнакомая обстановка, первые конфликты со взрослыми и уроки жизни.

Не все дети могут быстро влиться в коллектив, да и учителя разнятся друг от друга — одни поддерживают ребенка, другие выступают против него.

Рассказываем, что делать, если ваш ребенок не может найти общий язык с учителем:

Поговорите с ребенком

Первое, с чего стоит начать решение проблемы, — откровенный разговор с ребенком. Устройте его в комфортной обстановке: сходите с малышом в батутный парк или кино, купите его любимые сладости и постепенно подходите к основной теме разговора.

Если вы не сможете расположить ребенка к разговору, он может отказаться говорить с вами или не расскажет всего, что на самом деле происходит. Узнайте о том, какие у них отношения с учителем, как он отзывается об учителе, любят ли его одноклассники.

Вам нужно понять обстановку — какое положение в коллективе занимает ваш ребенок и из-за чего мог возникнуть конфликт. Учтите особенности характера, которые вы ранее подмечали в ребенке: вспыльчивость, неусидчивость, грубость и неуважение к старшим.

Бывает, что дети сами провоцируют конфликт с окружающими, тогда ребенка нужно обследовать у невролога и психотерапевта, чтобы понять, что движет его агрессией. Если отношения ребенка с коллективом и большинством учителей хорошие, но один конкретный учитель невзлюбил его, тогда стоит переходить к следующему этапу.

Обратитесь к учителю

Если у ребенка конфликт не с классным руководителем, а, например, с учителем английского языка, то сперва предупредите классного руководителя, что хотите поговорить с преподавателем. Объясните ему ситуацию и договоритесь, чтобы он предупредил учителя о вашем визите.

Разговаривайте втроем — так классный руководитель будет вашим арбитром, так как тоже знает ребенка. К тому же учитель не сможет обвинить вас в грубости или оскорблениях, если вместе с вами будет присутствовать третий человек.

Совет

Лучше, если вы приобщите к разговору школьного психолога — это компетентный в разрешении конфликтов человек, который сможет подсказать оптимальный выход из ситуации. Разговаривайте спокойно и дружелюбно, сделайте акцент на том, что вы хотите разобраться в причине конфликта и устранить его. Не пытайтесь выгораживать ребенка, но и не терпите оскорблений.

Откажитесь от давления авторитетом, какое бы положение в обществе вы ни занимали, — это только усугубит конфликт и разозлит учителя. Не вздумайте брать с собой ребенка — это разговор взрослых, который только испортит ему нервы и заставит бояться учителя.

Переведите ребенка в другую группу

Не советуем полностью менять коллектив, если вас устраивает классный руководитель и одноклассники ребенка, да и он сам чувствует себя в их обществе комфортно. Однако неулаженный с учителем конфликт — весомый повод поменять учебную группу.

К примеру, вы можете перейти в другую группу английского языка в рамках класса. На крайний случай можно договориться с классным руководителем, что возьмете индивидуальные уроки по предмету в зачет предусмотренных школой — психологическое здоровье ребенка дороже денег, потраченных на репетитора.

В современных школах такая практика считается нормальной, никто не осудит вас как родителя.

Главное в любом конфликте — сохранение спокойствия сторон, трезвый ум и адекватные решения. Уверены, что ситуация решится мирным путем и все наладится.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/41703286-chto-delat-esli-uchitel-nevzlyubil-rebenka/

Что делать, если учительница невзлюбила ребенка?

Дети не всегда бывают честными рассказчиками. Неумно паниковать, когда первоклассник приходит домой и заявляет, что его учительница ненавидит его.

Но когда вы сами стали замечать признаки необоснованного недовольства, выявленные по отношению к вашему ребенку, нужно принимать меры. Но какие?

Уже пятый вечер подряд ваш школьник возвращается домой в слезах и с твердым убеждением в том, что учительница его невзлюбила.

Сначала вы ему не верите, но потом прислушиваетесь и соглашаетесь с тем, что его учительница не так уж и дружелюбна.

Начните действовать до того, как ситуация выйдет из-под контроля.

Поговорите с ребенком

Обратите внимание

Напомните ребенку о том, что независимо от того, как к нему относится в школе учитель, вы его любите и будете любить, невзирая ни на что.

Пообещайте в разговоре, что обсудите эту болезненную тему непосредственно с учительницей. Не настраивайте ребенка против учителя, не подпитывайте его ненависть, так будет еще хуже.

Просто дайте понять, что вы так этого не оставите.

Договоритесь о встрече

При первой возможности договоритесь с учительницей о встрече. Будьте учтивыми и доброжелательными, но настойчивыми. Если учительница откажет, назначьте ей встречу через директора школы.

Во время встречи

Не начинайте разговор с агрессивных обвинений, так вы только испортите ситуацию. Начните разговор с фразы: «Я знаю, мой ребенок не всегда бывает правдивым, потому хотела бы услышать правду от Вас». Позвольте учительнице описать событие.

Постарайтесь выяснить, что стало причиной таких отношений между вашим ребенком и учительницей. Не спешите делать выводы, попробуйте поставить себя на место учительницы.

Наметьте план дальнейших действий

Важнейший шаг — наметить цель, а уже потом выбирать средства ее достижения. Обсудите с учительницей общую линию поведения, договоритесь о том, кто и как должен вести себя, чтобы в дальнейшем избежать никому не нужных претензий.

Будьте позитивными

Если вы смогли найти общий язык с преподавательницей ребенка, то после беседы с ней поблагодарите её за то, что она смогла уделить вам время и помочь решить эту деликатную проблему.

Если же учительница не пожелала изменить в дальнейшем свое поведение, обратитесь за помощью в администрацию школы, пусть она рассмотрит этот вопрос.

Ребенок должен находиться в безопасном окружении, чувствовать любовь и поддержку близких. Переводить ребенка в другой класс или школу нужно только в том случае, если нет никаких других вариантов.

Важно

За всю свою жизнь ребенок еще не раз столкнется с людьми, которым он  не будет нравиться. Именно поэтому нужно научить его эффективно справляться с проблемами подобного характера, а не избегать их.

Источник: http://pogutelu.ru/uuch/27-unvr.html

Учитель невзлюбил ребенка, отношения детей, родителей, учителей

Последнее обновление: 24.12.18

Дети, родители, учителя, когда учитель невзлюбил ребенка

Если учитель невзлюбил ребенка. Что делать

Воспитатель в садике, учитель невзлюбил ребенка, по той или иной причине. В треугольнике дети, родители, учителя, ситуация довольно частая.

Что с них возьмешь, таков уровень подготовки и отбора (в особенности, сейчас) педагогических кадров.

Часто, они не ведают, что свои личные симпатии или антипатии, если уж они и появились, нельзя проявлять в своей работе. А уж, тем-более, показывать это детям.

Можно и нужно, конечно, в той или иной форме, показать этому педкадру, что мы это знаем. И нам это, мягко говоря, не нравится.

Но толку с этого будет мало, как показывает опыт.

Как и что объяснить ребёнку, если учитель невзлюбил ребенка

По-моему, если нет возможности перевести ребенка в другое место, когда учитель невзлюбил ребёнка.

Нужно, открыто и прямо, объяснить ребенку ситуацию, что дети, родители, учителя бывают разные — хорошие и плохие.

Конечно, здесь надо не забыть добавить, что:

— Ты и сам хорош, если бы не делал то-то и то-то, то этого могло бы и не быть.

Но, не перегибать палку, чтобы ребенок не почувствовал себя без вины виноватым.

Самое главное, надо сделать упор вот на что:

— Тебе в жизни еще будет попадаться много не очень хороших людей, которые будут к тебе плохо относиться.

— Но ты должен хорошо учиться (работать) невзирая на это: ведь ты делаешь это не для них, а для себя!

Конечно, рассчитывать на то, что ребенок вас тут же поймет и примет это как руководство к действию, особо не приходится.

Рассчитывать на взрослое понимание ребёнком отношений «дети, родители, учителя», не нужно и глупо.

Как правило, он будет продолжать «мстить» учителю (воспитателю) плохой учёбой и поведением.

Но, если эти тезисы станут вашим лейтмотивом при беседах относительно дел в школе, то есть надежда на успех.

Ну, а как ещё? Что ещё можно сделать? Может, вы знаете?

Если учитель невзлюбил ребенка. Пример из жизни

Ну, вот, например:

Мой сын ходит в третий класс. Вот именно, правильно сказать, ходит, а не учится — ребёнок плохо учится. (По неведомой мне причине, странно, но ходит с удовольствием.)

Не повезло нам с его учительницей: студентка, не опытная, пустые амбиции – ни призвания, ни желания – сплошное недоразумение.

В общем, отбила, притом несколько раз, у моего ребенка желание учиться, напрочь.

Как? А очень просто: я несколько раз ребенка вытягивал дома из этого состояния (занимался усиленно на каникулах).

Несколько дней в школе, и опять — тоже самое.

Ну, знаете, как это делается: повесила ярлычок ребенку – ты бестолочь.

Совет

Если у человека такой уровень развития, что он пытается таким образом самоутвердиться в своих глазах и глазах детей. Соответствующее отношение.

Не каждый взрослый такое выдержит.

Ну, вот, например, сделал письменное домашнее задание идеально. А оценка 6-7 — лишнее написал, больше чем надо, и прочее.

Весь класс ходит на ушах на уроке, А виноваты и наказываются 2-3 ученика, а мой ребёнок — в первую очередь.

Учитель невзлюбил ребёнка: ему постоянно навязывается роль ПЛОХОГО ребёнка со стороны учителя.

Горе будет, если родители в этом, встанут на сторону учителя и начнут делать то же самое.

Учитель невзлюбил ребёнка, в чём суть проблемы

«Вина» ребёнка в том, что, даже он, своим детским умом, не признаёт её авторитета. Ни как учителя, ни как человека, ни как воспитателя.

По сути, это уже противостояние личности ребёнка и личности учителя. Который, имея в руках власть, наказывает ребёнка за то, что не является авторитетом в его глазах.

Взрослые, обычно, в таких ситуациях начинают играть свою роль лояльного послушника. Бормоча про себя: Ну, что же, ты начальник — я дурак.

А дети ещё не научены этому лицедейству.

В первом классе, когда стало ясно, что учитель невзлюбил ребёнка, ещё пытались воздействовать на ситуацию.

Но, после нескольких разговоров с учительницей, стало ясно, что это бесполезно.

Ну, извините, не врубается человек о чём ему говорят: ты ей про своего ребёнка. А она про свои претензии и понты — я учительница.

Если родители «хороших» учеников у неё делают за неё контрольные работы и пишут рефераты для её учёбы в институте. О чём с таким человеком можно говорить!?

Учитель невзлюбил моего ребёнка, что делать

А время то идет, школьная программа продолжается, ребёнок всё больше вживается в образ «плохого парня» в школе.

Заставить ребёнка учиться из под палки – это невозможно.

Сидеть с ним часами и заниматься, устраивая дома школу номер 2: нет времени ни у жены, ни у меня.

Читайте также:  Ребенок эгоист: причины и методы перевоспитания

Да и уставать будет ребенок от этих двух школ.

А смысл? У него, пока, в голове сидит: Как ни учись в школе, хорошим не будешь. Так, зачем напрягаться?

Обратите внимание

Пока склоняюсь к тому, что дождаться окончания 4 класса. Избавиться, наконец, от этой учительницы.

Летом хорошо с ребенком предметно позаниматься. И в пятом классе, когда будут уже учителя предметники, сделать перезапуск отношения к учебе.

А пока поддерживать ситуацию как она есть, чтобы не стало хуже. Типа, чтобы прогуливать не стал, по коридорам или вокруг школы шляться, пока идут уроки и прочее.

А, может, кто-нибудь сталкивался с подобным, когда учитель невзлюбил ребёнка? И подскажет что-нибудь более оптимальное.

Только о переводах в другие школы и классы писать не нужно: в нашем городишке, это — менять шило на мыло.

И вообще, какой у вас опыт в этом треугольнике: Дети, родители, учителя? В особенности, если воспитатель или учитель невзлюбил вашего ребёнка.

Ещё статьи по этой тематике

Родители, дети, школа в обучении и в воспитании детей

Чему и как дети учатся в школе, и что делать родителям?

Подготовка детей к школе — ежегодные заботы родителей

Воспитание детей в семье: отношения ребёнка – это главное

Проблема воспитания в семье и школе — приучение жить в крайностях

Источник: https://love-family-life.info/uchitel-rebyonok/

Если вашего ребенка невзлюбил учитель

от 21.09.2016

Школьные проблемы вашего ребенка могут касаться не только учебы, но и взаимоотношений в коллективе ― и эта разновидность зачастую оказывается гораздо более серьезной. Ведь отношения могут не сложиться не только с кем-то из одноклассников, но и с преподавателем. И если в первом случае ребенок зачастую способен разобраться с проблемой сам, то во втором нередко требуется вмешательство родителей. Ведь общение детей между собой происходит примерно на равных, в то время как педагог обладает над ними некоторой властью.

Ребенок ли жалуется на несправедливое отношение к нему учителя, учитель ли сетует на неприемлемое поведение ребенка, недостаточный уровень усердия или знаний ― итог один: нужно разбираться.

Доверяйте, но проверяйте!

Никогда не забывайте, что каждый видит конфликт только со своей стороны, в то время как в нем их всегда минимум две. Современные психологи утверждают, что все мы собственное поведение склонны объяснять внешними обстоятельствами, в то время как чужое кажется нам проявлением личных качеств. Проще говоря, если мы сами кому-то нагрубили, то всему виной усталость, неприятности на работе и ссора с мамой, а если нам кто-то нагрубил, значит, такой вот он невежливый человек и явно плохо к нам относится. Слегка утрированно, конечно, но точно так же этот закон объясняет и конфликты между учителями и учениками. Если ученик постоянно вертится и не слушает объяснений учителя, тот обвинит его в невнимательности и неумении вести себя на уроке, в то время как сам ребенок будет уверен, что его отвлекали другие, да и вообще, как тут сосредоточишься на уроке, если все мысли только о грядущем обновлении в любимой онлайн-игре?

Важно

Поэтому всегда, абсолютно всегда вы должны выслушать обе версии. Даже если преподаватель уже не первый раз придирается к вашему ребенку и вы считаете, что незаслуженно. Возможно, именно в этот раз он действительно имеет на это веские основания. И пусть даже вы лишь убедитесь в том, что педагог снова неправ, возможно, побеседовав с ним, вы поймете, где искать ключ к решению проблемы.

Школьные учителя ― живые люди со своими достоинствами и недостатками, они так же часто бывают необъективны и предвзяты, как и все остальное человечество. И все же в не заладившихся отношениях с учеником вина ребенка очень редко составляет 0%. Конечно, бывают и исключительные случаи. Например, ваша дочь ― милая, безукоризненно воспитанная девочка, твердо знающая предмет, вся «вина» которой состоит в том, что она смеет учиться лучше дочери своей учительницы. Или, к примеру, преподавательница ― глубоко несчастная женщина с неустроенной личной жизнью, всеми фибрами души ненавидящая красивых старшеклассниц и устраивающая им настоящую травлю. Бывают и более оригинальные истории: учитель обожает «ставить на место» потенциальных медалистов, считая, что совершает благое дело, отсеивая недостойных, а на самом деле просто предъявляя к ним университетские требования.

Но на самом деле такие случаи редки. Гораздо чаще конфликты возникают как минимум по обоюдной вине. Например, у преподавателя высокие требования и нелегкий характер, а ребенок усугубляет ситуацию, вступая с ним в пререкания. Или считает его предмет маловажным и не хочет как следует учить ― а преподаватель обязан вложить в его голову какие-никакие знания, даже если сам относится к предмету скептически.

Работа над ошибками

Даже если вы считаете, что ваш ребенок ни в чем не виноват, с ним все равно придется провести беседу, и не раз. Объясните ему, что на жизненном пути любой человек встречает самых разных людей, в том числе злых, предвзятых или несчастных, «восстанавливающих справедливость» путем унижения тех, кто слабее. Сегодня это учитель, а завтра может быть начальник, теща, свекровь. Он должен знать, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не сделать себе хуже, и когда действительно стоит отстаивать свои права, а когда будет благоразумнее промолчать.

Источник: https://www.ladyandcity.ru/articles/shkola_i_nemnogo_bolshe/esli_vashego_rebenka_nevzlyubil_uchitel/

Учитель невзлюбил ребёнка: что делать и куда жаловаться на предвзятое отношение учителя

Отношения в классе могут вызвать беспокойство родителей не только, когда они касаются общения со сверстниками. Куда сложнее бывает ситуация, в которой имеет место несправедливое отношение педагога к школьнику.

Предвзятое отношение педагога к отдельному школьнику – проблема не частая, но она существует. Здесь необходимо понять причины несправедливого отношения, и сначала постараться урегулировать ситуацию своими силами.

Постоянно ходите на собрания, как родитель вы также имеете право присутствовать на занятиях. Постарайтесь составить мнение, абстрагируясь от личных симпатий или антипатий. Здесь нужна холодная голова. Вам необходимо убедится в словах своего отпрыска самостоятельно.

Что делать, если учитель невзлюбил ребёнка-старшеклассника

Прежде чем решать, как защитить школьника от несправедливого учителя, следует выяснить истинную картину происходящего. Существует несколько видов непониманий между педагогом и школьником. Одно дело если наставник придирается, другое, если ученик срывает изо дня в день уроки, хамит и заводит весь класс, превращая процесс образования в балаган.

Если вы имеете ситуацию, описанную в первом случае, то вам действительно надлежит определить, как защитить ребёнка от произвола учителя. Сначала выслушайте две стороны. С педагогом тет-а-тет разговор должен быть обязательно.

Побеседуйте с ним открыто и откровенно, ставьте целью вашего общения достижение консенсуса, а не обвинение и угрозы. Педагог такой же человек, в большинстве случаев личный разговор с наставником помогает исправить ситуацию.

С другой стороны, помните, что решая, как бороться с предвзятым отношением учителя, вы стоите на стороне интересов вашего сына или дочери.

Не заискивайте перед наставником и не бойтесь, что он сможет как-то влиять на весь процесс образования в школе.

В проблеме, что делать, если учитель заваливает сына или дочь, могут быть виновны и провоцирующие действия школьника и несправедливое отношение педагога к школьнику. С последним будет разобраться намного сложнее, как показывает практика. Но отстаивать права своего отпрыска нужно. Кто как не вы защитите маленького человека от грубости, тирании и незаслуженных двоек.

Куда пожаловаться при конфликте с учителем в школе

ВАЖНО: Целесообразно привести в качестве доказательств видеоматериалы или диктофонную запись, чтобы ваши обвинения не назвали огульными или беспочвенными. Вам должны ответить на жалобу и назвать срок её рассмотрения. После данной процедуры ждите результат, чиновники должны провести проверку по вашему заявлению.

Куда же писать жалобу на учителя школы? Сначала обратитесь к директору. Если он не примет никаких мер, нужно идти выше. Существуют инстанции, контролирующие процессы образования во всех типах образовательных учреждений.

Если попытка мирного урегулирования ни к чему хорошему не приводит, вы имеете право пожаловаться на учителя в департамент образования.

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/zdorove/konflikt-s-uchitelem-v-shkole-kak-dejstvovat/

5 типов школьников, которых ненавидят учителя • Чтиво • Сибдепо

Мы понимаем — само слово «ненависть» в контексте отношения учителя к ученику звучит кощунственно. Но давайте будем реалистами и оставим в стороне пафосные фразы в стиле «не имеет права ненавидеть, это его призвание». Призвание призванием, а ненависть никуда не деть. Остаётся только её скрывать и терпеть, пока ваш «любимец» отправится трепать нервы кому-то ещё.

Просим обратить особое внимание на то, что описанные ниже типы — это ничтожно малая часть учеников. Всех прочих педагоги, с которыми общался наш корреспондент, любят, не взирая на трудности и временные разногласия. Случаи ниже — это уникальная неудача учителя, даже педагоги с 20-летним стажем встречались с такими всего несколько раз за карьеру.

«Альфа»

Отличительные особенности: из названия понятно практически всё —  местный «доминатор» и непререкаемый авторитет. Класс будет вести себя так, как захочет «альфа», независимо от того, мальчик он или девочка (и ещё неизвестно, какой вариант страшнее).

В средних классах эту роль может занимать и обычный хулиган, а вот в старших это уже невозможно — у «альфы»-старшеклассника всегда очень неплохо работают мозги. Причём речь не об учёбе (хотя «альфа» может быть и отличником), а об умении доминировать, подавлять и манипулировать.

Самые талантливые «рулят» коллективом, оставаясь в тени. Естественно, хороший учитель, умеющий заинтересовать и расположить к себе, напрашивается на конфликт — изначально «альфа» видит в нём соперника.

Экземпляры, которые охотно идут на сотрудничество, встречаются реже, чем горные барсы в дикой природе.

За что ненавидят: за то что может превратить (и в большинстве случаев превращает) работу учителя в сущий ад, открыто или скрыто (с помощью своих «бета»-прихвостней) саботируя уроки. Может увести весь класс с занятий, сорвать контрольную или внеучебное мероприятие.

Совет

Отлично умеет находить самые уязвимые места оппонента (то есть учителя) и бьёт по ним со всей безжалостностью малолетнего зверёныша (а самые злые существа на этой планете — люди в возрасте от 12 до 17).

  Причём, находить такие места он умеет мастерски, потому что с малых лет самоутверждается посредством травли «омеги» — самого слабого/странного/бедного (любая инаковость подойдёт) ребёнка в классе. И эта травля ярче всего покажет учительскую беспомощность — со времён  написания «Чучела» ничего не поменялось.

А арсеналом Антона Макаренко учитель пользоваться не может, класс — это вам не колония.  В общем, о причинах ненавидеть «альфу» можно написать отдельную статью. Обычно в наших «списках ненависти» мы не присуждаем мест, но здесь «альфа» — однозначно первый. И с громадным отрывом.

«Первое, чему хочется научить школьника-«альфу», это не то, чтобы правилам этикета, нет, а просто по-человечески относиться к окружающим. Учитель, это не его собственность, не его домашний зверёк, которого можно то гладить, то мучить. Учитель даёт знания, которые пригодятся в жизни. Пусть не все, но пригодятся же.

И ни в коем случае «альфе» нельзя показывать свои страхи. И ладно, если он прознает, что ты мышей или пауков боишься, это ещё как-то пережить можно, но если он поймёт, что ты боишься его… Самым верным выходом из ситуации будет увольнение.

Школьника-то просто так из класса не выкинешь, не отчислишь», — рассказал Сибдепо один из собеседников.

«Мажор»

Отличительные особенности: тут нужна оговорка: далеко не все дети богатых родителей — «мажоры», но все мажоры — дети богатых родителей.

Наш герой считает себя представителем «высшей касты», публично гордится родительским кошельком, презирает плебеев, коими являются все окружающие, а в особенности — учитель (шутка «а какая у вас зарплата?» ему никогда не надоедает). По неизвестным науке причинам приписывает себе заслуги родителей и гордится ими безмерно.

Перманентно угрожает учителю жестокими карами, которой любящие папа и мама подвергнут педагога за «двойку» или замечание (от увольнения до реальных сроков). Других учеников задирает, но очень выборочно, по той простой причине, что любой «мажор» — трус, каких ещё поискать. Поэтому не задевает тех, от кого может исходить реальная угроза.

Зачастую «угасает», если дело-таки доходит до реального общения учителей с родителями. В различных гимназиях и лицеях, где обеспеченных детей много, группа таких «мажоров» может устроить весёлую жизнь отличнику из небогатой семьи.

За что ненавидят: за хамство и непроходимое невежество, щедро приправленные снобизмом. Следует добавить, что «мажора» учитель ненавидит в тандеме с родителями — такое поведение может иметь только одно происхождение.

«На самом деле учителю сложно общаться со школьником такого типа. Наша задача научить его всему, что умеем сами, вне зависимости от того, кто его родители и сколько у них денег.

Обратите внимание

Но иногда становится грустно от того, что современные дети слишком «продвинуты».

Например, в нашей школе ученики знают, что плохие оценки влияют на зарплату учителей, и что последние будут предпринимать кучу попыток, чтобы вытянуть школьника хотя бы на тройку», — рассказала Сибдепо учитель одной из кемеровских школ.

«Нюня»

Отличительная особенность: давит на жалость всеми доступными способами, главным из которых являются слёзы. Да и у мальчиков тоже. И в старших классах — не такая уж редкость (да, дорогой читатель, поколение тру-пацанов всё дальше от нас). Коронный номер — выбежать со слезами из класса.

Жалуется всем на всех: родителям — на учителя (предвзято относится); учителю — на родителей (мама убьёт), директору — оба предыдущих варианта. А самые продвинутые идут к детскому омбудсмену и жалуются на всю перечисленную выше компанию.

Читайте также:  Как ребенку объяснить, почему у него нет папы

И всё со слезами, причём искренними — «нюня» очень быстро начинает верить, что дело не в нём, просто мир слишком жесток.

Отдельный подвид — «буйный нюня» (термин «псих» без диагноза применять не будем даже к условному ученику). Всё точно так же, только по-голливудски широко: с воплями, как будто его режут, швырянием чего-нибудь (от собственного рюкзака до школьной мебели) и угрозами совершить Роскомнадзор. Отдельный бонус учителю — теперь ещё и попадёт на Youtube, пусть и не в главной роли.

За что ненавидят: за то, что его невозможно учить. Пока ты даёшь материал, «нюня» занят — жалеет себя. Проверяешь материал — начинает биться в истерике. Будешь жалеть — не простит остальной класс, не будешь — родители станут пилить сначала тебя, а потом директора. А потом ещё и директор начнёт пилить тебя с другой стороны, потому что достали.

«Почти в каждой школе есть приказ о том, что перед началом урока все школьники обязаны сдать гаджеты в специальный контейнер. Но у учеников-«нюнь» всегда есть второй телефон. «Нюня» умело его прячет и при каждой возможности жалуется родителям на несправедливость, с которой столкнулся.

На учителя почти мгновенно обрушивается родительская ненависть и критика, о том, что он не вовремя вызвал его ребёнка к доске, он не успел морально подготовиться. Или переболел недавно и не успел восстановиться, а тут учитель вопросы задаёт.

Но когда такой школьник получает плохую оценку, виноват тоже не он, а учитель, который не объяснил свой предмет должным образом и покалечил детскую психику», — поделился с Сибдепо учитель кемеровской школы.

«Мудрила»

Отличительная особенность: не забывает напомнить, что всё знает и без учителя. И он не из тех одарённых ребят, что намного обгоняют школьную программу и углубленно занимаются сами, таких педагоги ценят.

Нет, «мудрила» явно готовится стать чиновником средней руки — мастером по созданию видимости высокой квалификации и бурной деятельности. Он предпочитает выучить два-три основных правила по каждому предмету и делать вид, что всё знает.

А когда его ловят, начинает делать вид, что отлично ориентируется в ювенальном законодательстве (на деле это выражается в бесконечных «не имеете права», не более). Иногда, особенно с новым учителем, его приёмы «прокатывают».

«Мудрила» изобретателен, как матёрый алкоголик, он мастер скрывать плохие отметки. К примеру, меняет пароль для электронного журнала, а родителям говорит, что сайт сломался и поэтому невозможно проверить ни успеваемость, ни сообщения учителей почитать.

За что ненавидят: а вам понравится, если пустой трепач ежедневно будет пытаться обмануть и выставить дураком? Кроме того — просто обидно: объект ваших стараний применяет свои таланты не там, где нужно, понапрасну тратит свою энергию и время (и ваши тоже). Также «мудрил» не любят за то, что они почти в буквальном смысле живут в гаджетах, постоянно во что-то играют, при этом совершенно не замечают, что происходит вокруг них.

«Был у меня случай, когда вполне себе умный мальчик тратил время не на учёбу, а на игры в компьютер. Из-за этого стала хромать его успеваемость. Мы обратились за помощью к его матери, та обещала, что обязательно займётся сыном и всё изменится. И ведь правда занялась.

Пыталась его контролировать, вот только пользоваться компьютером она не умела и просила сына распечатать ей оценки из электронного журнала. Наш ученик не растерялся, он распечатывал матери оценки.

Правда, не те оценки, что были в журнале, а те, которые сам нарисовал в «фотошопе». Обман всплыл в конце четверти, когда мать подростка вызвали к директору.

Там-то на «очной» ставке школьник и признался, что специально подделывал оценки, чтобы ему не запрещали играть в компьютер столько, сколько он хочет», — рассказала одна из собеседниц онлайн-журнала.

«Заслуженный омега»

Отличительная особенность: а вы думали, если «альфа» — плохой, то «омега» — обязательно хороший? Это далеко не всегда так — любой опытный учитель подтвердит.

Действительно, многие дети подвергаются унижениям из-за необычной внешности, задержки в развитии, необычных хобби и так далее. Но зачастую «омеги» заслужили свой статус — это доносчики, воришки, сплетники — словом, у класса есть основания их не любить.

Другое дело, что «не любят» подростки очень сурово. А защищать «омегу» придётся учителю — плохой или хороший, а кроме педагога у изгоя в этом кабинете никого нет.

Но ссориться с двумя десятками подростков из-за «заслуженного омеги» в ущерб учебной программе это ещё полбеды. Он сам, как правило, никогда к урокам не готов и знаний у него не больше чем у парты, за которой «омега» зря просиживает штаны.

За что ненавидят: в этом случае ненавидят не самого подростка, взрослый человек не может не жалеть подростка, который стал объектом травли. Ненавидят атмосферу войны, которую учитель должен вести с классом, заступаясь за него.

Важно

Ненавидят постоянно находиться между ним и обидчиками. И не могут простить «заслуженному омеге» собственной пассивности. «Ну начни меняться, я помогу тебе» — говорит учитель. А в ответ — тупое безразличие.

И никаких подвижек, ни в учёбе, ни в личностном росте.

Источник: http://sibdepo.ru/reading/5-tipov-shkolnikov-kotoryh-nenavidyat-uchitelya.html

Что делать, если ребенка не любит учитель?

«Учительница по литературе категорически не любит мою дочку и постоянно занижает оценки, — написала обеспокоенная мама на одном из родительских форумов. — По всем остальным предметам дочь отличница, а сегодня пришла домой в слезах.

Говорит, что за год у нее всего лишь одна восьмерка! При этом она читает все книги по программе, пишет нормальные сочинения… Я никогда раньше в школу на разборки не ходила, но теперь хочется пойти и устроить скандал. Что бы вы сделали?».

Ох, чего только ей не насоветовали! И скандал устроить, и к директору «не с пустыми руками» прийти, чтобы посодействовал и повлиял.

Людмила Коровай — психолог с 13-летним стажем.

Предлагали даже папу подослать — пусть, мол, пофлиртует с учительницей! Чтобы окончательно разобраться в ситуации и понять, как правильно поступать в конфликтных ситуациях, «Комсомолка» обратилась к Людмиле Коровай — практикующему психологу и ведущей детских программ в Центре успешных отношений.

ЕСЛИ У УЧИТЕЛЬНИЦЫ С УЧЕНИКОМ КОНФЛИКТ, УСТРОЙТЕ ИМ ОЧНУЮ СТАВКУ

— Что делать, если учительница младших классов проявляет к ученикам явную нелюбовь?

— В такой ситуации взрослый должен помочь ребенку посмотреть на себя со стороны как на ученика — очень честно и достаточно критично.

Нужно помочь ребенку проанализировать свое отношение к учебе, поведение на уроках и на переменах, стиль и особенности общения со сверстниками и учителями и манеру проявления своих эмоций и чувств.

Ведь часто бывает так, что именно эти особенности ребенка и его поведение, и манера общения и своеобразное проявление эмоций вызывает со стороны учителя отношение, которое ребенок воспринимает как нелюбовь учителя к себе, — объясняет Людмила. — А это может быть просто более строгое отношение учителя к этому ученику.

— То есть родители все-таки должны вмешаться?

— Оставаться в стороне в такой ситуации родителям не стоит. Правда, спешить обвинять учителя, выказывать неуважение и ставить под сомнение его профессиональные или иные качества не стоит тем более! Это только усугубит ситуацию. Родителям необходимо поддерживать своего ребенка. Он должен чувствовать, что не одинок, что родители всегда готовы прийти на помощь.

— Так что именно нужно сделать?

— Лучше всего обсудить и разобрать сложившуюся ситуацию наедине ребенком, проанализировать, что происходит и, главное, почему. Затем вежливо и корректно, но твердо переговоритьс учителем.

Но не с позиции обвинения, а с позиции сотрудничества! Скажите учительнице: «Я пришла к вам посоветоваться, потому что я в отчаянии, а вы специалист и педагог, на вас последняя надежда.

Что вы посоветуете cделать?» Уточните сложившуюся ситуацию: для того чтобы беспристрастно в ней разобраться, нужно знать мнение обеих сторон! Самое главное — обсудить причины ее возникновения и то, что нужно в итоге сделать всем заинтересованным сторонам. А потом совместно (в присутствии ребенка) принять решение, которое поможет эту ситуацию исправить.

— А если все так запущено, что разговоры с учительницей не помогают?

— Если ситуация особенного отношения учителя к ребенку перерастает в конфликт, лучше всего обратиться к школьному психологу, если он есть в школе. Дело в том, что психолог сможет посмотреть на ситуацию объективно. И, кроме того, он обладает необходимыми знаниями и, скорее всего, опытом в решении подобного рода ситуаций.

УЧИТЕЛЬНИЦА ДОЛЖНА ХВАЛИТЬ ДЕТЕЙ НЕ ЗА ЗНАНИЯ, А ЗА ДОБРОТУ

Совет

Надо сказать, что существует и обратная сторона медали — любимчики. «Костя — круглый отличник, ему нравится учиться, педагоги его хвалят, ставят в пример, — изливает интернету душу другая родительница.

— Лучше бы они этого не делали! Сын получил от одноклассников прозвища «ботан» и «выскочка».

На переменках с ним никто не общается, а когда он подходит к ребятам, чтобы поговорить, все демонстративно замолкают…» — еще одна ситуация из реальной жизни.

— Как можно помочь такому ребенку?

— Самое лучшее, что могут в этой ситуации сделать взрослые, — это помочь отвергаемому ребенку в налаживании взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку, который очень хорошо учится, порой бывает сложно найти общий язык с одноклассниками, ведь при общении с ними он должен быть интересен и уверен в себе.

Учителю нужно постараться так организовывать совместную деятельность детей, чтобы они могли проявлять не только свои знания, но другие способности и особенности личности: доброту, щедрость, заботу, умение сопереживать, способность прийти в нужный момент на помощь и другие.

— А как же быть с прилюдной похвалой?

— А хвалить детей в большей степени не за знания и интеллектуальные способности, а за проявление положительных человеческих качеств, за стремление и старание, за проявление уважения, за признание таланта и способностей других.

— А родители могут что-то сделать?

— Если говорить о том, как в данной ситуации своему ребенку могут помочь родители, то им, как более опытным и мудрым людям, нужно подсказать своему ребенку секреты успешного общения и конструктивного взаимодействия со сверстниками. Они знают и сильные, и слабые стороны характера и личности своего ребенка, а на основе общеизвестных правил смогут сформулировать индивидуальные и неповторимые секреты успешного общения для своего ребенка.

— Какие например?

— Если ваш ребенок, скажем, любит много говорить, но совершенно не умеет слушать, такой секрет может звучать так: «Слово серебро, а молчание золото. Умей слушать других». Если он не проявляет к другим добрых чувств, скажите ему: «Все живое на планете тянется к теплу и свету.

Делись с другими своим теплом и светом, а не холодом и темнотой, тогда и ты всегда будешь окружен теплом и светом». Если ребенок не умеет или стесняется проявлять свои эмоции и чувства: «Все живые существа имеют право на проявление эмоций и чувств.

Говори о том, что сам чувствуешь и спрашивай других, о том, что чувствуют они». Если сын или дочь увлекается критикой других, но сам не очень-то самокритичен или постоянно жалуется на других: «В чужом глазу соломинку видим, а в своем и бревна не замечаем.

Если тебе хочется кого-нибудь покритиковать, подумай о себе, а ты всегда идеален?»

— А что делать, если ребенок грубит?

— Если ребенок иногда грубит, слишком часто очень серьезен и не понимает шуток, скажите: «Ничто не ценится так дорого и не стоит нам так дешево, как вежливость, украшенная приятной улыбкой. Будь вежливым и почаще улыбайся».

СПРАВКА «КП»

Людмила Коровай — психолог Центра успешных отношений с 13-летним стажем. В 1998 году закончила Московский открытый социальный университет по специальности «Психолог». Является сертифицированным тренером по сказкотерапии и арт-терапии. Обладатель премии Мингорисполкома.

Источник: https://www.kp.by/daily/25966.5/2904735/

Учительский буллинг глубоко травмирует ребёнка

Фото: «В средневековой школе» ( диафильм 1975 )

О теме учительского буллинга и о том, что делать, если ребёнок попал в такую ситуацию, рассказала специалист в области детско-родительских отношений, доктор филологии, создатель сайта mobbingu.net, посвящённого проблемам гонения и травли в подростковой среде и в киберпространстве, Дарья Невская.

— Дарья, сегодня о проблемах школьной травли говорят много: как дети обижают детей, как дети обижают учителей. За всем этим тема учительского деспотизма как-то стушевалась. Казалось, она осталась где-то в советских временах. И вот — новый всплеск. Выходит, никуда она не девалась…

— Как раз сейчас я готовлю статью на эту тему для своего сайта, собираю материал. И могу сказать точно: никуда не девалась. Потому что слышу много печальных историй о том, как учитель прессует ребёнка. Грубо или хитро, публично или скрыто. А порой — и не одного ребёнка, а целый класс.

А иногда ученики оказываются под прессингом сразу нескольких учителей, которые не устают напоминать детям, что те — «идиоты». Дети и подростки мне рассказывают о том, что эти оскорбления длятся годами.

Подросток мне рассказал, что когда они пожаловались директору, их попросили «потерпеть», так как учительнице осталось доработать два года до пенсии. Значит, директор был в курсе. Значит, эта история длилась годами.

Обратите внимание

Другими словами, это истории не о том, как у учителя однажды сдали нервы, а о том, что он годами свой негатив, свою профессиональную беспомощность, страх перед детьми и, возможно, свою жизненную неудовлетворённость вымещал на учениках.

Читайте также:  Мастер-класс детских причесок на волосы средней длины - пошаговые инструкции с фото

— Как проявляется учительский буллинг?

— В рассказах детей разного возраста, из разных школ и даже городов чаще всего встречается один «сюжет». Мне рассказывали его ребята из разных классов, разных школ и даже из разных городов. Учителя почему-то считают, что они вправе называть детей «идиотами», «недоумками», изо дня в день, внушая им, что «они ни на что не годятся», что «ничего в жизни не добьются».

Это такой способ мотивировать детей хорошо учиться по своему предмету? Тогда учитель расписывается в своей полной профнепригодности, потому что — это известно всем — унижение и оскорбления никогда не приводят к повышению мотивации. Но какой же тогда смысл в этом действии? Только в желании получить дисциплину и подчинение. Учитель морально угнетает детей.

Разумеется, класс, который постоянно сталкивается с подобным, свыкается с оскорблениями в свой адрес. Никто не пытается сопротивляться. И самое печальное, что у детей и подростков вырабатывается определённая модель поведения в данной ситуации: «взрослый прав, даже когда он совершенно не прав, но не стоит ему перечить, а то будет ещё хуже».

Часто эту мысль озвучивают родители, призывая своих детей… «потерпеть». Родители не хотят проблем для своего ребёнка, не хотят, чтобы учитель вымещала на нём свою злость, так как не собираются переводить ребёнка в другую школу. Их в этой школе всё устраивает. Школа-то престижная, а предметники хорошие. И родителей можно понять.

Они судят по своему школьному опыту, поэтому не хотят, чтобы именно их ребёнок стал «козлом отпущения» в классе. Пусть уж лучше весь класс прессуют, чем их сына или дочь. Но они не осознают, что утверждая это, они предают своего ребёнка, оставляют его один на один с проблемой, которая может разрастаться.

И их ребёнок в любой момент при такой учительнице может стать жертвой травли. А ребёнок, взяв на вооружение этот тезис, не станет жаловаться родителям на учителя и будет воспринимать уже личные нападки на себя как норму. И всё это может продолжаться годами.

В результате учительского буллинга у ребёнка падает самооценка, ему не интересен предмет, он скатывается в учёбе. Ребёнок, которого постоянно шпыняют, теряет интерес ко всему.

Родители не отдают себе отчёта в том, что это стратегическое непротивление эмоциональному насилию, «необходимая тактика выживания в школе», влияет на неокрепшее сознание ребёнка, который формируется как личность, готовая смириться с любыми проявлениями агрессии, лишь бы его не трогали. И даже когда начинают трогать, срабатывает либо инерция непротивления, либо ребёнок идёт вразнос. И с ним никто не может уже справиться ни дома, ни в школе.

— Наверное, любому, кто учился в советской школе, такая история покажется знакомой. Но вы сказали, что учительский буллинг принимает разные формы…

— Да. Есть и другой способ воздействия учителя на ученика, и он гораздо более опасный. Это воздействие неявное, без оскорблений, без криков. Воздействие путём манипулирования, при котором доказать, что воздействие совершается, почти невозможно. Но оно есть, и оно по-настоящему способно навредить психическому здоровью ребёнка.

Важно

Для примера расскажу реальную историю, о которой узнала недавно. Мне рассказали её дети. В их классе учится мальчик, назовём его Дима. Отличник, староста, со всеми в хороших отношениях. Одним словом, лидер. И вот почему-то вдруг его невзлюбила учительница. И тут Дима заболел.

И вот, во время его отсутствия учительница начинает говорить детям о нём гадости при любом удобном случае, исподволь.

В итоге, когда мальчик вернулся после болезни, он столкнулся с тем, что весь класс к нему стал относиться по-другому — плохо! И вы знаете, что сказали мне об этом подростки, его одноклассники? «Мы не знаем, почему так получилось, не понимаем, почему наше отношение к нему изменилось».

То есть они понимают, что манипулирование мнением класса имело место. По сути, это история о том, как личная травля — буллинг — переросла в общественную травлю — моббинг. И сделала это учительница, используя свою силу, власть, возможности и способности. Она руководствовалась старым принципом «разделяй и властвуй».

Она подточила авторитет лидера. У детей не изменилось к нему отношение, но у них появился страх. Они стали бояться, что учительница сможет когда-то и с ними так расправиться. Они увидели, что может произойти с человеком, который совсем ещё недавно всех устраивал. Поэтому они перешли на «тёмную сторону» без какого-либо сопротивления. Вот такие ситуации по-настоящему страшны.

— Почему? В чём их опасность?

— В том, что дети не понимают, кто и как ими управляет. В том, что ребёнок-жертва не понимает причины изменившегося к нему отношения класса. А это — колоссальный удар по психике ребёнка, потеря уверенности в себе. Это значит — он будет искать причину в себе, будет стараться устранить её, будет считать себя «каким-то не таким», будет пытаться угодить одноклассникам.

Детям очень важно в этом возрасте чувствовать себя частью группы, поэтому изгойство для них — самое страшное наказание. Учительница пошла на это для того, чтобы поддержать свою власть и авторитет в классе. Она показала, что любая «звезда» может упасть. Поэтому не надо «выпячиваться», надо молчать и не высовываться.

Ведь одно неосторожное движение — и ты сам можешь оказаться в роли гонимого. И вот такой скрытый, потаённый учительский моббинг — он, на мой взгляд, самый опасный. И последствия для психики ребёнка-жертвы могут быть очень тяжёлыми.

Например, бывают ситуации, когда ученику нравится учитель, он является для него авторитетом, а тот позволяет себе издеваться над ребёнком: публично глумится над его ошибками, внешним видом, подсмеивается. Ребёнок старается учиться хорошо, хочет понравиться учителю и даже не хочет переходить в другую школу или к другому учителю. Он не понимает, за что его травят.

Совет

Он признаётся, что «любит свою учительницу». Такая привязанность к своему мучителю напоминает «стокгольмский синдром». Конечно, в этой ситуации страдают его самооценка и психика. И очень трудно доказать в обоих случаях, что имеет место травля.

— Но вообще складывается такое впечатление, что отношения учеников с учителями бывают такой запутанной историей, что разбираться надо в любом случае, причём очень тщательно и подробно…

— Разбираться, и очень аккуратно, надо обязательно. И не только потому, что идти с претензиями нужно всегда вооружившись конкретными фактами, которых часто просто нет, так как дети не рассказывают всей правды. Но и потому, что в процессе расследования могут всплыть и совершенно другие факты.

Так, в похожей ситуации, которую тоже рассказывали мне реальные люди, когда родители стали разбираться, почему сын всё время жалуется на учительницу, всё оказалось как в сюжете одной из моих любимых книг, которую я советую читать всем родителям и детям, — «Битвы по средам» писателя Гэри Шмидта.

Там герой всё время жалуется своей семье, что учительница миссис Бейкер его ненавидит. Это лейтмотив. А потом оказывается, что во всей его школе она, вообще-то, его единственный друг. Но она оставляет его после уроков, она заставляет его читать Шекспира. Она строга и требовательна.

А избалованные дети очень часто принимают это за личные придирки. В книге учительница и ученик подружились, стали лучшими друзьями, и даже благодаря ей он выиграл в соревнованиях. Но это хеппи-энд, а я, к сожалению, знаю примеры, когда таким учителям приходилось уходить из школы по навету детей.

И это оборотная сторона проблемы, о которой мы сейчас говорим.

— Когда ребёнок жалуется на учителя, а на самом деле жертва совсем не он…

— Такое, к сожалению, тоже бывает. Потому что некоторые дети — тоже превосходные манипуляторы. В какой-то момент они понимают, что маска жертвы — это очень удобно: и всё внимание на тебя, и многое можно выторговать под песню «Пожалейте меня, меня все обижают».

Поэтому на любую подобную ситуацию родители обязательно должны научиться смотреть без шор, без родительской идеализации, постараться увидеть её трезво. Тем более что ведь это правда: есть совершенно невозможные дети, очень сложные, с которыми очень трудно справиться и которые объективно мешают учителям работать.

Однако, когда учителя пытаются пожаловаться на это родителям, с их стороны встречают страшное возмущение: «Да вы что! Мой ребёнок идеальный! Он не мог такого сделать!» Но увы, такие родители сами не знают, каким становится их ребёнок за пределами своей квартиры.

Родители, которые не знают, что ждать от своего ребёнка, которые его идеализируют, подвержены его «чарам», склонны обвинять во всех проблемах ребёнка учителя. Я знаю истории, в которых учителя теряли работу в двадцать четыре часа по навету хитрых деток-манипуляторов.

Вся школа не могла справиться с одним парнем, который, чувствуя свою безнаказанность, хамил учителям и задирал одноклассников, не давал прохода девочкам. Учитель физкультуры просто по-мужски поговорил с парнем — и потерял работу. На самом деле, учителя поставлены в очень сложную ситуацию. И, честно говоря, ситуация «ученик против учителя» бывает запутаннее той, где учитель буллит ребёнка.

— Да, тут нетрудно запутаться, ошибиться, не перепутать виновного с жертвой. Но каков выход?

— Выход есть. Но для того, чтобы решать подобные ситуации справедливо, в школе должны работать хорошо подготовленные и очень опытные психологи, социальные работники. И решения в подобных ситуациях они должны принимать взвешенно, основываясь на серьёзных фактах, в тесной связке с родителями и администрацией школы.

Обратите внимание

На мой взгляд, в школах должны создаваться комиссии, состоящие из родителей, имеющих юридическое и медицинское образование, школьных психологов, социальных работников и администрации школы. Каждый такой случай должен быть рассмотрен на комиссии. Пока же такого нет, многое зависит от родителей.

От их трезвого взгляда на ситуацию, от их уровня эмоционального интеллекта, от умения вести переговоры и ещё — человечности. И всему этому они должны учить детей. Они должны учить детей выявлять явный или скрытый буллинг/моббинг, так как существуют стереотипы гонения, по которым можно опознать травлю. Об этом нужно вести с детьми разговоры даже в профилактических целях.

Родители должны предупреждать детей о том, что необходимо им рассказывать обо всех случаях эмоционального насилия со стороны учителя. Должны учить ребёнка заступаться за себя, отвечать вежливо и твёрдо: «Почему вы говорите со мной таким тоном? Вы не имеете права на меня кричать». Ребёнок не должен бояться последствий таких своих слов. Он должен быть уверен, что родители будут на его стороне.

А ещё родителям самим нужно не нарушать границ своих детей и позволять им защищать границы. Родителей, которые будут учить детей защищать собственное достоинство, я хотела бы предупредить, что они должны быть готовы к тому, что ребёнок им однажды тоже скажет: «Ты не имеешь право со мной так разговаривать!» Модели как агрессивного, так и и виктимного поведения наших детей закладываются в семье.

Если родители будут давить на ребёнка, если будет иметь место эмоциональное насилие, я не говорю уже о физическом, то ребёнок окажется в «группе риска». В ситуации моббинга такой ребёнок, скорее всего, станет жертвой или моббером.

Я советую родителям читать с детьми хорошие книги на эту тему (список книг постоянно обновляется на нашем сайте), смотреть фильмы и обсуждать их с детьми, честно отвечая на их вопросы. Необходимо объяснять детям природу этого явления. Ведь понимая её, им проще ей противостоять.

Когда дети спрашивают меня, почему Мария Ивановна так себя ведёт, я всегда им объясняю, что потому, что в своё время её, скорее всего, тоже кто-то гнобил и не считался с ней. И вот результат — жертва превратилась в агрессора и компенсировала свою травму. И я вижу, что в момент объяснения отношение детей к Марии Ивановне чуточку меняется. Она перестаёт быть в их глазах «демоном», облечённым огромной властью, и становится человеком, у которого проблемы, как у всех людей. И всё становится проще.

— Это для профилактики. А что посоветуете делать, если беда уже случилась?

— Во-первых, не держать ребёнка в этой токсичной, агрессивной среде, добиваясь правды от учителей и администрации. Если имеет место травля со стороны учителя, а учителя невозможно «вывести на чистую воду», то, скорее всего, не имеет смысла продолжать борьбу с учителем. Нужно срочно спасать ребёнка.

До тех пор, пока ребёнок остаётся во власти этого учителя, травма усугубляется. И дальше сложнее будет его вывести из этого состояния. Ну а перевоспитать учителя — это точно невозможно. Поэтому переходите в другую школу.

Важно

Включайте сарафанное радио, ищите в своём городе не лучшую школу, не лучших предметников, а доброго, человечного, настоящего учителя, который задаст нужную планку, правильный камертон отношениям с ребёнком, поможет ему компенсировать эту травму. Это касается и поиска школы для первоклассника.

Первый учитель, сумевший стать ребёнку другом и наставником, закладывает основу для поведенческих моделей «ученик — учитель», «ребёнок — взрослый», «я — другой», «я — тот, у кого власть».

Будет учитель хорошим — и в будущем, в средней школе ребёнок будет точно опознавать любое отклонение от нормы во взаимоотношениях между людьми. Формирование такого «камертона» может оказаться полезным и во взрослой жизни.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2017/12/1/quality/1171-uchitelskiy_bulling_gluboko_travmiruet_rebyonka

Ссылка на основную публикацию