Трудности адаптации первокласников в школе — советы родителям

Трудности адаптации первоклассников к школе

Особенности социально-психологической адаптации детей к школе

Начало обучения в школе – это не только новые контакты, отношения, обязанности, новый статус ученика, но и принципиально новые условия деятельности, большие физические (и, прежде всего, статические), эмоциональные и умственные нагрузки. И чтобы освоиться в школе по-настоящему, ребенку необходимы не неделя, не две. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За этот период походит и наиболее острая физиологическая адаптация.

Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к.

Обратите внимание

им трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются – ребенок становится учеником.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем. Не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа– дети, у которых социально-психологическая адаптация связанна со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.п.

Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко «третируют детей», «мешают работать на уроке», их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном

лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничении во времени. «Перегруженные» дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх «не успеть» и в результате – «жертвуют» качеством любой работы.

Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся «отверженными». Это, в свою очередь, рождает реакцию протеста: они «задирают» детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву и нарушению психического здоровья.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

— формирование адекватного поведения;

— установление контакта с обучающимися;

— овладение навыками учебной деятельности.

Помните!

В течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность! Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние!

Источник: https://studopedya.ru/2-64005.html

Рекомендации психолога по адаптации первоклассников

Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу, он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. 

Важно

Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребенка. Новая обстановка, новые знакомые, учебные нагрузки, даже необходимость сидеть на одном месте в течение 40 минут — стресс для ребенка. Помощь в этот самый момент очень важна.

Ваша родительская интуиция и любовь лучше любого психолога подскажут вам, как лучше поступить в той или иной ситуации.

И все же, если вы хотите, чтобы ваш малыш как можно быстрее прошел этот сложный период адаптации к новой, почти взрослой жизни, обратите внимание на рекомендательный список «Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников».

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников:

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14 – 16 часов.
  8. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15 – 20 минут занятий необходимы 10 – 15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  9. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) – необходимы. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
  10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  12. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  13. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  15. Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7 – 8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
  16. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений. 
  17. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
  18. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку. 
  19. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
  20. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
  21. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
  22. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
  23. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Источник: http://mou43.com/index.php/sovety-psikhologa/74-rekomendatsii-psikhologa-po-adaptatsii-pervoklassnikov

Проблема адаптации детей к школе. Адаптация первоклассников к школе

Наверх

Как проходит адаптация первоклассников к школе? Как помочь своему малышу освоится в школе, и привыкнуть к школьным нагрузкам? Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Даже взрослому человеку порой страшно браться за новое дело, а что говорить о ребенке? Ведь в школе от малыша требуется активация многих его качеств одновременно:
— сосредоточенность;
— внимание;
— соблюдение порядка и дисциплины;

— умственный труд.

К этому всему добавляется необходимость тихо и спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности. А это все так не просто…

И не стоит надеяться на то, что адаптация первоклассников к школе сама собой пройдет успешно. Ребенку нужно помогать.

Проблема адаптации детей к школе

Все дети по-разному привыкают к новым школьным порядкам и условиям: некоторые легко – на протяжении 1-2 месяца после начала учебы, другие – адаптируются дольше и сложнее.

Дети, которые относятся к первой группе, испытывают сложности только в освоении новых правил и норм поведения.

Ну а дети, которые относятся ко второй группе, не готовы прислушиваться к требованиям учителя. Они играют на уроках, разговаривают. На замечание педагога могут расплакаться, обидеться. Школьная программа им дается сложно.

А вообще выделяют два вида трудностей адаптации детей к школе:
— физиологические;

— психологические.

Да, все дошколята с нетерпением ждут первого звонка. Но проходят дни и эмоциональная приподнятость исчезает. Ведь дети сталкиваются с первыми трудностями. У малышей не все получается так, как бы хотелось, они разочаровываются и это естественно.

Читайте также:  Все о развитии музыкальных и эстетических способностей детей дошкольного возраста

Почему появляется проблема адаптации детей к школе?

В новых условиях ребенок теряет свою непосредственность, наивность. Он переходит от привычных норм поведения к другим, которые до конца еще не освоил. У беззаботного крохи появляются обязанности. Он уже не сам распоряжается своим временем, должен подчиняться определенным нормам и правилам, дисциплине.

После беззаботной жизни, проведенной в игровой форме, школьные занятия не всегда интересны и часто даже утомительны.

В чем же состоит суть физиологических условий адаптации ребенка к школе?

1. Меняется режим дня.
2. Увеличивается нагрузка.
3. Меняется система учебной деятельности ребенка дома.
4.

Появляется необходимость создания удобного рабочего места малыша.
5. Меняется рацион и график питания.
6. Меняется время и система проведения досуга.
7.

Воспитываются в ребенке такие качества, как самостоятельность и ответственность.

В чем же состоит суть психологических условий адаптации ребенка к школе?

1. Создание благоприятного климата в семье.
2. Повышение уровня самооценки ребенка.
3. Повышение ценности ребенка для родителей.
4.

Создание атмосферы, в которой родители проявляют интерес к обучению, школе, классу и каждому прожитому ребенком в школе дню.
5. Знакомство ребенка с одноклассниками и общение с ними после занятий.
6.

Исключение физических мер воздействия на малыша: критики, запугивания, телесных наказаний, лишение удовольствий.
7. Предоставление ребенку самостоятельности в учебе под четким контролем.
8.

Учет темперамента карапуза во время адаптации к школе. Малообщительным и медлительным детям сложнее привыкнуть к новым условиям.
9. Поощрение достижений ребенка.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе?

Очень важный фактор в этот период – это атмосфера в семье и эмоции, которые в ней царят. Обратите внимание, на следующие методы воспитания, которые вызывают у деток положительные эмоции:
— поощрения;
— похвала;
— одобрение;
— поцелуи;
— ласка;
— улыбка;
— сопереживание;
— восхищение;
— приятные сюрпризы;

— подарки.

А вот методы воспитания, которые вызывают у ребенка отрицательные эмоции:
— упреки;
— унижение;
— обвинение;
— осуждение;
— позор;
— одергивание;
— подавление;
— отвержение;

— физическое телесное наказание.

Правила, которые помогают детям в общении:

1. Попросили – дай, отнимают – защищайся.
2. Без причины не дерись.
3. Не забирай чужое, береги свое.
4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения.
5.

Будь внимателен везде.
6. Играй только честно.
7. Никого не дразни.
8. Не ябедничай.
9. Будь аккуратным.
10.

Будь гордым, без причины не плачь.

Как вести себя с ребенком, помогая ему адаптироваться в школе?

1. Спокойно утром будите малыша. Рано проснувшись, он должен услышать Ваш нежный голос и увидеть улыбку.

2. Провожая в школу, пожелайте удачи и скажите несколько ласковых слов.

3. Не встречайте малыша со словами: «Что ты получил?». Дайте ему возможность расслабиться и отдохнуть.

4. Если ребенок пришел из школы расстроенным и ничего не рассказывает, не мучайте его расспросами. Отдохнет и расскажет все сам.

5. Если малыш получил замечание от учителя, не устраивайте сразу взбучку. Разберитесь в чем причина.

6. Сразу после уроков не усаживайте малыша за домашнее задание. Дайте ему возможность 2 часа отдохнуть.

7. Выполняя домашнее задание, не заставляйте ребенка делать все сразу. Занятие должно длиться 20-30 минут и 10-15 минут – перерыв.

8. Во время выполнения домашних заданий не стойте «над душой». Дайте малышу возможность проявить самостоятельность. Если ему понадобиться Ваша помощь, он об этом скажет.

9. Ежедневно находите хотя бы полчаса свободного времени, чтобы принадлежать только своему крохе.

10. Будьте внимательны к карапузу, детям нельзя переутомляться.

Для того чтобы адаптация первоклассников к школе проходила быстрее и легче родители должны помогать деткам и поддерживать их, обеспечивать все необходимые условия для обучения и проживания.

Источник: https://karapysik.ru/problema-adaptatsii-detej-k-shkole-adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole/

Советы родителям по адаптации первоклассников к школе

Советы родителям по адаптации первоклассников к школе.

                                         Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…

                                         как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

                                                                                                          Л.Кьюби.

      Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель,  и воспитатель, а также  родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.

   Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

     Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.

    Адаптация — привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду.  

Совет

    Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться.

Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации.

Совет третий: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

   Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать.

Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

    Спасибо вам уважаемые родители, будьте счастливы, радуйтесь жизнью!

Рекомендации родителям по адаптации детей

в начальной школе


  1. Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.
  2. Развивайте двигательную активность ребенка, т.к. выносливый ребенок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.
  3. Не потакайте всем прихотям ребенка, не злоупотребляйте лаской, т.к. это может привести к упрямству и капризности.
  4. Не подавляйте тягу к самостоятельности.

  5. Постарайтесь отвечать на все вопросы ребенка, т.к. любознательность в этом возрасте не знает границ.

  6. Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.
  7. Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т.к. он боится лишний раз огорчить родителей.
  8. Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашайте в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.

  9. «Это заветное желание каждого отца, каждой матери -чтобы детям хотелось хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребенка хорошо учиться можно, побудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем.» (Сухомлинский В.А.)

Источник: http://dogmon.org/soveti-roditelyam-po-adaptacii-pervoklassnikov-k-shkole.html

Адаптация первоклассника к школе: 22 совета родителям

Чтобы адаптация первоклассника к школе прошла быстро и безболезненно для него, любящие родители должны знать немало. И не только знать, а еще и применять те советы по облегчению процесса адаптации, которые дают родителям первоклашек психологи.

Неправильно думать, что только от учителя зависит, как ребенок будет ходить в школу: с радостью или с отвращением.

Обстановка в семье и помощь самых близких в этот такой сложный период просто необходимы маленькому школьнику.

  И в данной статье мы разберем, что же должны сделать родители, бабушки и дедушки, чтобы психологическая и физиологическая адаптация к школе у первоклассника прошла успешно.

Психологическая адаптация

Когда вы разговариваете с ребенком о школе, он с удовольствием и радостно рассказывает о том, как проходили уроки, чем дети занимались, и о том, что нового он узнал? Если да, то можно считать, что психологическая адаптация проходит успешно. Если же он делится своими мыслями неохотно, с грустью или, вообще, со слезами на глазах, тогда родителям нужно обязательно помочь своему ребенку обрести интерес к школе.

  1. Внимательно, а не «в одно ухо» слушайте все, о чем рассказывает вам ребенок о проведенном дне в школе.
  2. Не высмеивайте его «вселенские проблемы», а относитесь к ним со всей серьезностью, даже если вам кажется, что «все это детские глупости». При этом обязательно дайте мудрый совет, как решить конкретную проблему, и объясните, почему не стоит переживать из-за того или иного нюанса.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными в чем-то детьми. Допустимо сравнивать только своего ребенка «сегодняшнего» со своим ребенком «вчерашним».
  4. Чтобы первоклассник чувствовал себя уверенно, хвалите его за каждый успех.
  5. Не критикуйте, иначе ребенок замкнется, разуверившись в своих  силах, и приобретет комплекс неудачника.
  6. Не выполняйте вместо школьника то, что он должен и может сделать сам. Если есть необходимость, просто покажите или немного помогите, но основную работу он должен сделать самостоятельно.
  7. Создайте в семье благополучную и спокойную атмосферу. Ребенок не должен  слышать скандалов родителей и их споров.  (Читайте, как правильно спорить.)  
  8. Обязательно играйте с ребенком каждый день. Пусть это будет всего полчаса, но ежедневно.
  9. Не допускайте рукоприкладства, унизительных шлепков и подзатыльников, если ваш первоклассник провинился в школе. Это очень сильно подрывает самооценку ребенка и закладывает негативное отношение к школе и учебе в целом.
  10. Учитывайте темперамент ребенка и его характер при выстраивании отношений с ним.
Читайте также:  Бутылочки для кормления новорожденных: виды, обзоры лучших брендов, советы по выбору и использованию, отзывы

Физиологическая адаптация к школе

Наиболее распространенные проблемы со здоровьем, которые могут быть спровоцированы стрессом при привыкании к школьной жизни, — это головные боли, пониженное давление, плаксивость, капризность и другие проявления невротических состояний. Поэтому, если ваш первоклассник начал слишком часто лениться или капризничать перед или после школьных занятий, прежде чем ругать его, проверьте, все ли хорошо у вашего малыша с физиологической точки зрения.

  1. Обязательно устанавливайте четкий режим дня. Если он слишком отличается от того, к которому привык ваш ребенок, делайте это постепенно.
  2. Не делайте уроки с первоклассником поздно вечером.
  3. После школы ребенок должен обязательно погулять на улице не менее часа-двух.
  4. Следите за тем, чтоб дома ваш малыш не сидел долго за просмотром мультфильмов и игровым пультом. (Читайте, как справиться с компьютерной зависимостью у ребенка.)
  5. При выполнении заданий не забывайте о физкультминутках.
  6. Большое значение имеет правильно организованное место для выполнения домашнего задания и его освещение.
  7. Оптимальное время выполнения домашних заданий – около 40 минут.
  8. Проводите закаливающие процедуры.
  9. Следите за осанкой ребенка. (Читайте, как сделать неправильную осанку правильной.)
  10. Стимулируйте двигательную активность первоклассника, чтобы при адаптации к школе у него были сбалансированы разные виды деятельности.
  11. Уделяйте внимание правильному питанию. При необходимости, давайте ребенку витаминные комплексы.
  12. Следите за тем, чтобы ваш ребенок спал ночью не менее 9.5 часов. Дневной сон также имеет огромное значение для шести-, семилеток.

Кроме перечисленных выше психологической и физиологической, существует еще и социальная адаптация первоклассников к школе.  О том, что она из себя представляет, и какова роль родителей в успешной социализации первоклассника и в том, как быстро он «вольется» в новый коллектив, читайте в одной из следующих наших статей.

  Рекомендуем почитать:

_________________________

Источник: https://happydiva.ru/o-detyah-i-dlya-detei/272-adaptatsiya-pervoklassnika-k-shkole-22-soveta-roditelyam

Родительское собрание Проблемы адаптации первоклассников в школе

Родительское собрание Проблемы адаптации первоклассников в школе.

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В. А. Сухомлинский

Закон семьи Ед. тр. + Тр. уч. + Зн. похв. + + Разд. благ

Закон семьи I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку. II закон. Закон значимости похвалы для ребенка. III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи. IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Современный первоклассник имеет следующие особенности: 1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. 2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. 3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение 4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. 5. У современных детей более слабое здоровье. 6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры.

Обратите внимание

Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение. Задачи построения такого обучения: Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование. Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми. Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться: • • • уметь принимать учебную задачу; находить способы её решения; отбирать нужные средства; контролировать свои шаги; самому оценивать полученные результаты.

Каждый день интересоваться школьными событиями. Что сегодня было самое интересное? , Чему вы учились на уроке чтения? , Что веселого было на уроке физкультуры? , В какие игры вы играли? , Чем вас кормили сегодня в столовой? , С кем ты подружился в классе?

«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому» . Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Необходимо только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Уровни адаптации Содержание Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. — Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи. — Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения Высокий учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. уровень — Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). — Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. — Занимает в классе благоприятное статусное положение —

— Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. — Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. — Усваивает основное содержание учебных программ. — Самостоятельно решает типовые задачи. Средний — Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, уровень поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. — Общественные поручения выполняет добросовестно. — Дружит со многими одноклассниками

— Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. — Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. — Наблюдаются нарушения дисциплины. — Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. — Самостоятельная работа с учебником затруднена. Низкий — При выполнении самостоятельных учебных заданий не уровень проявляет интереса. — К урокам готовится нерегулярно. Для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. — Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. — Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

Вывод: Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо» . Часто такой груз становится непосильным для ребёнка. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обычно Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Опасно Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность. Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Радуется, когда не надо делать Делает уроки только «из-под палки» . домашнее задание. Время от времени хочет остаться Нежелание ходить в школу и вообще учиться дома, пропустить уроки. выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома. Иногда выражает недовольство Очень не любит или боится учителя, испытывает учителем или опасения по его поводу. по отношению к нему страх, бессилие или агрессию. Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

• Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой» . Школьник, не задающий вопросов, — это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных» . • Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком. • Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.

• Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. • Необходимо развивать внимание и память ребёнка. • Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. • Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

“Ребёнку очень важно знать, что родители небезразличны к его школьным делам, ведь школа играет важнейшую роль в его жизни. Отношение взрослых к родительским собраниям сказывается на отношении учащегося к учебе, так как родители личным примером показывают, насколько серьезно они воспринимают школьную жизнь детей. Поделиться своими мыслями ребенку психологически легче, когда он видит заинтересованность родителей, их сопричастность происходящему. Огромное значение имеет для ребенка и мнение старших о школе, об учителях. Нельзя от детей требовать выполнения школьных правил, а самим их игнорировать” — так считает психолог Ирина Приклонских.

Как же могут участвовать родители в повседневной жизни класса? Совместно с учителем продумать проведение дней именинника (составить программу праздников, наметить подарки). Предложить маршруты экскурсий и своё сопровождение детской туристической группы. Предложить экскурсию на своё предприятие, в организацию, фирму, если сфера её деятельности будет интересной детям этого возраста и безопасной для них.

Важно

Советы родителям Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку или няню. Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание. С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.

Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации. Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах. Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.

Читайте также:  Что делать, если ребенок засунул в нос мелкий предмет - первая помощь

Список использованной литературы: • Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. , 1988. • Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой, М. , 1987. • Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк: БАО, 1998. • Хрестоматия по педагогической психологии. М. , 1995. • Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе» . Авторские материалы МОУ № 52 г. Петропавловск – Камчатский 2010 г

Источник: https://present5.com/roditelskoe-sobranie-problemy-adaptacii-pervoklassnikov-v-shkole/

Трудности адаптации первоклассников к школе

Автор: Ребрина Любовь Николаевна

Цель:

  • Познакомить родителей с особенностями адаптации первоклассников к первому году обучения.
  • Обсудить вопрос «Физиологические и психологические трудности адаптации».
  • Обсудить вопрос «Взаимоотношения с ребёнком в семье в период адаптации».
  • Познакомить родителей с результатами педагогической и психологической стартовой диагностики.
  • Практические советы психолога по адаптации ребёнка к школе.
  • Родительский практикум по проблеме «Жизнь ребенка и его школьные успехи».

Ход собрания1. Вступительное слово классного руководителя.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50–60 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей.

У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни.

Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу.

Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации. Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

2. Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе»
Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.

Совет

Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.Организация правильного питания ребенка.

Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка,Приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

3. «Психологические условия адаптации ребенка к школе»
Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.Поощрение ребенка и не только за учебные успехи.

Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.«Взаимоотношение с ребёнком в семье».Шкала общения родителей с ребенком.Прежде всего, Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций.

А климат семьи – индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.

(Слайд 4) Методы воспитания, вызывающие у ребенка:положительные эмоции отрицательные эмоцииПо этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.Правила, которые помогут ребёнку в общении.

(Слайд 5)Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.

Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.- Не дерись без причины.- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.- Играй честно, не подводи своих товарищей.

— Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.- Старайся быть аккуратным.- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения:
— Я тысячу раз говорил тебе, что…- Сколько раз надо повторять…- О чём ты только думаешь…- Неужели тебе трудно запомнить, что…- Ты становишься…- Ты такой же как,…- Отстань, некогда мне…

-Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет…

Рекомендуемые фразы для общения (слайд 7):
— Ты у меня умный, красивый (и т.д.).- Как хорошо, что у меня есть ты.-Ты у меня молодец.- Я тебя очень люблю.- Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.- Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

— Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Физминутка

Упражнение для родителей «Снежинка»

Обратите внимание

Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие – не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:- сложите лист пополам- оторвите правый верхний уголок- опять сложите пополам снова, оторвите правый верхний уголок- сложите лист пополам, оторвите правый верхний уголок- продолжите эту процедуру, пока она будет возможна.- теперь раскройте свою красивую снежинку.

— сейчас я попрошу вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете?

Вывод: дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.Родителям предлагается рассмотреть выставку детских рисунков «Мои первые дни в школе».

Выступление классного руководителя и психолога школы с результатами стартовой психологической и социальной адаптацией обучающихся.

Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки».
— Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

— Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

— Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

— Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».

— Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.- Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

— Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

А теперь я предлагаю посмотреть, оценить организацию школьной жизни ребенка в семье. Тест «Жизнь ребенка и его школьные успехи»
Инструктаж: на каждое утверждение надо дать ответ «да», «нет».- Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.

— Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.- Я приучаю ребенка (с минимальной помощью, и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.

-Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу)- Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.- Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам. — Я приветствую игры и общение ребенка с друзьями.

— Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.- Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом)

— Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня.

Источник: https://open-lesson.net/6257/

Ссылка на основную публикацию