Ребенок 2-5 лет не хочет одеваться и капризничает: что делать родителям?

Что делать родителям, когда ребенок капризничает — Психологос

Капризы детей — вещь неприятная, но естественная, по крайней мере в наше время и в наших условиях. Дети чаще капризничают, когда они плохо себя чувствуют и когда чувствуют, что капризничать им — можно. Нередко бывает, что с мамой ребенок капризничает, а с папой — нет, потому что от папы схлопочешь, а мама только грозится.

Что делать с капризами? Понятно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети действительно капризничают реже.

Глядя на капризы, думайте о будущем

Каприз капризу — рознь.

Одно дело — привычка мстить за то, что сделали не по ее, другое — проба сил, исследовательская деятельность: «насколько я могу уже делать по своему? Могу ли я где-то оказаться сильнее мамы или бабушки?» Привычка мстить — плохое приобретение с точки зрения будущего ребенка, а пробовать свои силы — нормально для растущего маленького человечка. К пробе сил можно отнестись с юмором и позитивно: «Ух ты, хочешь по своему, как взрослый!», а вот мстительность поощрять нельзя. Глядя на капризы, думайте о будущем.

Внимание физическому самочувствию!

Обратите внимание

Плохо поспал днем, перебегался вечером, долго ждать в очереди или в дороге, слишком много новых впечатлений, просто заболел — плохое физическое самочувствие обычно создает почву для капризов. Здоровые дети капризничают реже — позаботьтесь о здоровом образе жизни вашего ребенка.

Если ваш ребенок раньше не капризничал, а сегодня его как будто подменили — обратите внимание, он не заболел? Это действительно важно. К сожалению, и здесь не все просто: более всего пекутся о физическом самочувствии детей тревожные мамаши, и как раз у тревожных мамаш чаще всего капризные дети.

В чем разгадка? О здоровье детей не нужно тревожиться — о здоровье детей нужно заботиться. Разницу почувствовали? Надо не переживать, а думать и делать все по уму.

Например, маленькие дети очень не любят, когда их одевают и раздевают: если ваш ребенок будет закален, эта процедура будет проще и реже, а жизнь ребенка и ваша — радостнее.

Свобода в обрамлении порядка

Если ребенку все нельзя, но за этим никто не следит, а папа и мама между собой делят власть и выясняют отношения, капризы будут обязательно.

Лучшая воспитательная модель для предупреждения капризов — просторный дом, мир разумных ограничений. Если вы запрещаете ребенку все на свете, тут не ребенок капризный, а вы недальновидный.

Если вы разрешаете ребенку все что угодно, он вырастет не капризным, но психопатом.

Тотальное Да тому, что в капризе разумно

Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который плохо владеет земным языком и пытается донести что-то до вашего сознания.

Важно

Помните, что положение ребенка осложняется еще и тем, что у него, в отличие от инопланетянина, нет «родного языка», которым он владел бы совершенно свободно. Постарайтесь понять, что ребенок от вас хочет на самом деле, и поищите возможность согласиться с тем, в чем он прав.

Дайте ему то, что дать ему можно. Хочет самостоятельности — дайте ему самостоятельности, только чтобы она была ему по росту.

Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу.

Классическое «Я сам!» Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. Пытается сам завязать шнурки, потом всей семьей полчаса распутываем. Упорно надевает штаны задом наперед и так порывается идти в садик. При попытке исправить ситуацию — злится, кричит. Это тоже не капризы.

В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то.

Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.

Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».

Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».

Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей.

Совет

В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.

Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка:

— Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печенинку хочешь?

Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.

Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.

Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.

Для этого есть один единственный способ — родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка.

Уже трехлетний ребенок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать:

— Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается.

Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете (прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына).

Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.

И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи.

Обратите внимание

И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.

Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки — от состояния здоровья, а у дяди — от отметок, которые ребенок получил в школе… И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване…

Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети.

В семье, где много народа и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку.

Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на основе достигнутых соглашений имеет смысл даже составить итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.

Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.

Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.

Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции.

Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка — это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать.

Чем может помочь специалист?

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием.

Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка.

Особенно это относится к детям, страдающим пренатальной энцефалопатией и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД).

Важно

Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и таких грозных осложнений, как детский церебральный паралич (ДЦП).

Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

Если причиной капризности ребенка являются внутрисемейные конфликты, то имеет смысл обратиться к такому методу, как семейная психотерапия. Даже краткосрочная позитивная семейная психотерапия, проведенная квалифицированным специалистом, часто позволяет существенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить отношения в семье.

Капризный ребенок. Пример работы психолога

Понятно, что в семье Ларисы и Гали капризы проистекали от неумения матери внятно донести до дочери свою воспитательную позицию.

Подвижная, смышленая девчушка уже вовсю изучает окружающий мир (и личность матери в том числе), а Галя все еще воспринимает ее как свое физическое продолжение. При этом как бы подразумевается, что для Ларисы «само собой понятно» все то, что очевидно для Гали. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/chto-delat-roditelyamzpt-kogda-rebenok-kapriznichaet

Капризный ребенок

Капризный ребенок – это всего-навсего повод, побуждающий взрослое воспитывающее окружение малышей задуматься о собственных действиях, устремленных на воспитательное воздействие, а также напоминание о значимости для детей родительского внимания.

Зачастую капризность детей свидетельствует о попустительстве их взрослого окружения. Взрослая среда родственников, занимающаяся воспитанием малышей, позволяет крохам вести себя в таком духе, не подчиняться требованиям и завоевывать желаемое при помощи плаксивости и истерик.

Однако существует противоположная сторона ребяческой капризности, которая может указывать на присутствие хронического недуга или о появлении острого процесса.

Кроме того, детское неповиновение, капризы и плачи зависят и от темперамента, сиюминутного эмоционального настроя крох и общего физического состояния.

Как правило, со всевозможными проявлениями детской капризности в свое время соприкасаются абсолютно все родители в процессе педагогического воздействия и становления детских личностей.

Ребята, начиная с самых ранних детских лет, выражают собственные желания по-разному.

Одни посредством использования некоторых общих жестов, а другие прибегают к «вымогательству», используя при этом исключительно доступные для них средства, а именно слезы, разбрасывание вещей, крики.

Другими словами, детский каприз является стремлением малыша получить желаемое, при условии, что он соматически здоров.

Капризный ребенок 2 года

Капризность и изредка истеричное поведение считаются, по сути, естественным способом и практически единственной возможностью, посредством которой чадо старается продемонстрировать свои внутренние ощущения. Подобным поведением дети пытаются объяснить, что не так с ними.

По какой причине неожиданно ребенок 2-х лет стал капризным и плаксивым? Как вести себя родным и каким образом можно помочь малышу?

В двухлетнем периоде капризность взаимосвязана с потребностями детей (например, пить, кушать) или ощущением ими дискомфорта (например, обувь меньшего размера жмет ногу). Нередко проявления капризности могут иметь связь и с внутренним состоянием ребят.

Совет

В случае болезни они могут ощущать беспокойство, болевые ощущения, которые дети не в состоянии даже понять, а объяснить взрослым – и подавно. При любых непонятных дискомфортных ощущениях малыши, в первую очередь, стараются их подавить, вследствие чего требуют выполнения то одного «хочу», то другого.

Однако дискомфорт не уходит, поэтому они ударяются в слезы. Подобное поведение родители могут расценивать, как каприз.

Нередко после перенесенного недуга дети продолжают капризничать, требуя к своей персоне такого же повышенного внимания, которое было и во время их болезни.

Вследствие чего для множества родителей насущным становится вопрос, как воспитывать капризного ребенка? Для этого воспитывающим взрослым необходимо уяснить, что двухлетняя кроха уже способна адекватно воспринимать запреты, запоминать правила и их выполнять.

Поэтому рекомендуется родителям избрать линию поведения, которая будет базироваться, в первый черед, на последовательности и единстве.

Последовательность в воспитательном воздействии означает, что один раз запретив что-либо малышу в дальнейшем необходимо придерживаться этого.

Единство – заключается в согласованности стратегии воспитания между всеми участниками данного процесса. Другими словами, если папа за какие-то действия наказал малыша, то маме следует поддержать папу. В случае если она не согласна с его действиями, следует обговорить сложившуюся ситуацию, но только, чтобы малыш не слышал.

Читайте также:  Детские ролики: обзор лучших моделей для детей 3-12 лет, правила выбора.

Также нужно учитывать, что капризные дети любят публику. Поэтому если оставить ненадолго малыша одного в комнате, истерика затихнет сама собой. Таким поведением родители демонстрируют свою позицию, которая является четким сигналом для малыша, что подобными действиями он не сможет ничего добиться. Следовательно необходимость себя вести подобным манером исчезнет.

Капризный ребенок 3 года

В случае детских капризов в 3 года родителям, для начала, рекомендуется вспомнить, что они гораздо старше собственных чад, а значит и умнее. Поэтому не нужно играть с крохой в игру под названием «кто кого переспорит». Можно уступить малышу в какой-то мелочи, чтобы отстоять собственную позицию в чем-то более значимом.

Также прежде, чем ругать малышей, когда они капризничают, нужно разобраться с причинами, отвечающими на вопрос, почему ребенок стал капризным? Главным образом, проблема капризности трехлетнего возраста заключается во взрослении малышей и преодолении ими естественного кризиса развития. В трехлетнем периоде крохи часто делают все навыворот, будто бы назло старшим.

Подобным поведением они просто стремятся отстоять собственное право на независимость и отделить собственную персону от матери. Поэтому, зная такую особенность малышей, можно использовать ее в своих интересах. Например, разрешив крохе делать то, что не хотели бы разрешать.

Обратите внимание

На фразу малыша: «я не пойду мыться», ответить: «хорошо, тогда папа пойдет лежать в ванне и играть игрушками вместо тебя».

Во избежание затяжных истерик, вследствие неудовлетворенного каприза, можно воспользоваться еще одной характерной чертой ребят трехлетнего возраста – их стремительную переключаемость на новые действия.

Поэтому, если родитель замечает, что ребенок зациклился на одном из «хочу» психологи рекомендуют незамедлительно постараться переключить внимание. Своевременное переключение внимания малышей приведет к пониманию ими, что истериками от взрослых ничего не добьешься.

Вследствие чего необходимость в истериках отпадет за ненадобностью.

Также рекомендуется взрослому окружению стараться не заострять внимание на вызывающем поведении крох. Так как детям неважно хорошее или нехорошее внимание направлено в их сторону, главное, что оно есть.

Таким образом, если вдруг ребенок стал капризным, то не нужно паниковать, прежде всего, необходимо понять причину такого поведения, а затем попытаться использовать его в собственных целях, при этом без применения бесполезных криков.

Капризный ребенок 4 года

Четырехлетние малыши уже довольно самостоятельные личности. Они ходят в дошкольное учреждение, имеют любимые занятия, у них есть собственные предпочтения. А также четырехлетние дети уже достаточно большие, чтобы при помощи слов сформулировать свои «хочу», выразить ощущения и потребности.

Тогда почему ребенок стал капризным в 4 года? Возможно, его капризность является своеобразным копированием модели поведения традиционной для данной семьи? Ведь, если таким образом между собой взаимодействуют взрослые, то чего же можно ожидать от их чада? Поэтому нужно стараться, чтобы малыш не присутствовал при ссорах и конфликтных ситуациях родни. Также не следует общаться с ним на повышенных тонах.

Истерики, показное непослушание, капризность трехлетнего периода являлись для детей своеобразной пробой манипуляций родителями. Аналогичное поведение в четырехлетнем возрасте свидетельствует, что такая манера себя вести стала уже привычной. Ведь для малышей четырех лет капризность является проверенным способом добиться желаемого от старших. Так зачем же им пренебрегать?

Важно

Нередко при помощи капризов ребенок всего лишь пробует привлечь родительское внимание. Наряду с этим чрезмерно заласканные дети также часто бывают капризными. Избыточное внимание, перерастающее в гиперопеку, утомляют детей, вследствие чего они становятся неуправляемыми и добиваются своего истериками.

Капризный непослушный ребенок в большинстве случаев – это результат неправильного воспитательного воздействия на крох в раннем возрастном периоде. Однако нередко причиной подобного поведения выступает возрастной негативизм.

Воспитание четырехлетнего капризного ребёнка не отличается кардинально от воспитательного воздействия на трехлетнего капризулю, но усилий для коррекции устоявшейся манеры поведения и терпения необходимо задействовать гораздо больше. Поэтому главным оружием в борьбе с детской капризностью должна быть последовательность в запрещенных вещах и разрешенных, а также единство воспитательной стратегии.

Капризный ребенок 5 лет

Если капризность трехлетнего возраста принято считать нормой, то подобное поведение дошкольников свидетельствует о педагогической запущенности. И, в первый черед, в этом виноваты родители и все прочие взрослые, активно принимающие участие в воспитании малыша. Поэтому постоянные капризы дошкольника должны родителей подтолкнуть к размышлениям о правильности выбранной модели воспитания.

Нередко капризы в пятилетнем возрасте могут указывать на зреющее недопонимание между ребенком и его взрослым окружением.

Непомерная настойчивость на грани упрямства и чрезмерная плаксивость детей при стремлении добиться желанного, в большинстве своем, является следствием неправильно выстроенных взаимоотношений с ними. И тут речь не ведется исключительно об их избалованности.

Ведь нередко капризы пятилетнего дошкольника показывают то, что он просто не умеет по-иному сообщить о собственных переживаниях. Скорее всего, истерика для него является привычным средством, направленным на привлечение внимания родителя.

Также потакание всем желаниям детей и незамедлительное исполнение их требований может восприниматься малышами в качестве проявления родительской любви.

Часто родители, будучи чрезмерно загружены работой, при помощи удовлетворения капризов малышей стремятся компенсировать дефицит времени, уделяемого им. Однако подобная стратегия не только не способна решить проблему, но и ведет к вседозволенности, отсутствию границ и избалованности. Таким малышам будет довольно сложно адаптироваться к школьной среде.

Совет

Как воспитывать капризного ребенка 5-ти лет? Прежде всего, взрослому окружению дошкольника необходимо научиться говорить ему четкое «нет» при этом, вразумительно аргументируя причину отказа.

Капризный непослушный ребенок 5-ти лет нуждается в том, чтобы старшие донесли до него, что капризность и непослушание являются не лучшими средствами получить желаемое. А также продемонстрировали данный постулат на практике, удовлетворяя лишь те желания, которые выражены спокойным тоном в виде просьбы и игнорируя те, которые сопровождаются криком, плачем, топаньем ног.

Капризный ребенок — что делать

Многие родители жалуются на то, что ребенок стал капризным и плаксивым. Чрезмерная плаксивость и непослушание детей представляют собой довольно распространенное явление, которое легко поддается коррекции при условии выполнения родителями простых рекомендаций.

В первый черед взрослым следует выяснить причину подобного поведения и исключить наличие соматического заболевания.

Если ребенок стал капризным, но при этом абсолютно здоров, то его капризность является ответной реакцией на окружающую среду, родительское поведение, их методы воспитания и т.п.

Поэтому взрослым необходимо научиться реагировать грамотно на проявление детского неподчинения и капризности:

— не следует в качестве воспитательной меры использовать крик и ругань;

— иногда лучше уступить крохе в меньшем, чтобы запретить в большем;

— необходимо предоставить малышу право на проявление самостоятельности;

— наилучшим методом борьбы с капризностью считается общение с детьми, поэтому необходимо стараться больше уделять времени общению на равных, без использования менторского тона;

— перед тем, как наказывать кроху за капризное поведение, следует разобраться в мотивах его действий;

— также следует стараться договариваться с малышом, а не добиваться от него нужных действий, давя родительским авторитетом или криком;

— любой запрет необходимо доступно аргументировать малышу;

— нужно научиться различать детские капризы (в одном случае каприз может свидетельствовать об исследовательской деятельности малыша, а в ином – желание делать наперекор).

Ребенок стал капризным — что делать? Для формирования гармонично-развитой личности малыша родителям необходимо понимать, что дети не являются их личной собственностью, что не существует одинаковой модели поведения для всех детей, каждая кроха индивидуальна и поэтому требует такого же подхода. Далеко не всегда капризность свидетельствует о непослушании или упрямстве, часто она может извещать о внутреннем дискомфорте, дефиците родительского внимания, гиперопеке и т.д.

Источник: https://psihomed.com/kapriznyiy-rebenok/

Системно-векторная психология. Ребенок не любит одеваться

Вопрос:

Добрый день. Мальчику 5 лет. Не одевается на улицу (все неудобно, одежда просто вызывает физические страдания). Не выходим на улицу по несколько дней. Имеются с раннего возраста (заметили, когда начал сидеть) навязчивые движения — качается, (монотонно) сидя на диване, отталкиваясь спиной или подпрыгивает на мяче.

Прекращает, если хотим снять на видео. Очень трудно (через уговоры, слезы) переодеть одежду, поменять на чистую. Не кричим, не ругаем. Договариваться пытаемся, или что-то разыгрываем, стараемся чем-то интересным мотивировать. Но нередко — тщетно.

Что делать??? Можно ли показать ребенка, получить квалифицированную консультацию?

Отвечает Ольга Князева:

Здравствуйте! К сожалению, в данном описании проблемы остается много неясностей, чтобы сделать четкие и точные выводы о ребенке и его особенностях, векторальном наборе, но вполне достаточно для того, чтобы задать правильные вопросы и наметить пути поиска ответов.

Обратите внимание

Итак, главный запрос родителей (мамы) – ребенок не любит одеваться, также ее беспокоит то, что он монотонно качается. Очевидно, что поведение ребенка – это проекция его внутреннего состояния. И оно не может не вызывать тревоги – ребенку явно плохо. Теперь разберемся почему.

Каждый из нас рождается с определенными психическими свойствами, требующими развития и реализации по мере взросления ребенка. Социальные условия, в которые попадает ребенок, в частности отношение к нему в семье, методы воспитания, применяемые родителями, способствуют либо его комфортному росту и развитию, либо, как в нашем случае, вызывают ситуацию стресса и дискомфорта.

Дисбаланс между внутренним и внешним миром, отсутствие определяющего на раннем этапе взросления человека чувства защищенности и безопасности (какая тут защищенность, если, раскачиваясь, ребенок пытается снять внутреннее напряжение, а родители стараются запечатлеть это на видео!), в конечном итоге и приводят к печальным последствиям в виде психосоматики, когда одежда приносит физические страдания ребенку.

Дело в том, что у мальчика определенно есть кожный вектор. Кожа — чувствительная (эрогенная) зона для кожника. Именно кожник любит поглаживания, просит чтобы его легонько «почесали», в норме они нежные и ласковые. Им важно, чтобы одежда была мягкой, приятной на ощупь, любые швы и ярлычки могут раздражать нежную кожу.

В состоянии стресса кожник может болезненно относиться к прикосновениям, не хочет, чтобы его кто-то трогал, даже может быть агрессивен, если кто-то попытается это сделать. Гиперчувствительность в плане одежды указывает на крайний стресс в его кожном векторе.

Но скорее всего проблема глубже, и ребенок ваш не одновекторный, а значит нужно разбираться, учитывая все составляющие.

Важно понимать, что описанные вами симптомы — внешнее проявление внутренних проблем в психическом ребенка, которые не появляются сами по себе, это последствия неправильного родительского воспитания.

Первый шаг — понимание

«Не кричим, не ругаемся» — это не означает, что понимаем природу своего ребенка и воспитываем его сообразно заложенному природному потенциалу.

Согласитесь, если Вы будете заботиться о котенке, не понимая, что он вовсе не котенок, а, скажем, рыбка, то при самых лучших намерениях результаты будут плачевны.

Так и с ребенком, мы видим его внешнее сходство с собой и наивно предполагаем, что этого достаточно, чтобы воспитывать его по своему разумению. Он же мой ребенок! Я лучше знаю, что ему надо!

Реальность же другая: дети по внутренним свойствам существенно могут отличаться от своих родителей, вектора по наследству не передаются, время не стоит на месте, и каждое новое поколение рождается с бОльшим потенциалом. А значит, если мы хотим правильно воспитать ребенка, создать благоприятные условия для его развития – в первую очередь меняться нужно нам самим.

Важно

Да, да не ребенка надо показывать специалисту – ну, сводите вы его к психоневрологу, невропатологу, ну, пропишут Вам медикаменты для «успокоения нервной системы», снятия раздражения кожи, только это все поможет ненадолго (если вообще поможет).

Так как то, что ребенок не любит одеваться и испытывает страдания от одежды — последствия, а причина – его внутренние переживания – останется, она никуда не исчезнет со временем, не рассосется сама по себе, если отношение родителей, условия воспитания ребенка не изменятся.

Вывод – маме нужно нужно получить знания, позволяющие увидеть природные особенности своего дитя и понять, как его воспитывать правильно.

Чтобы точно разобраться в ситуации и понять поведение своего ребенка, приглашаю вас послушать бесплатную онлайн лекцию по кожному вектору, на ней вы узнаете об особенностях кожных людей, как правильно воспитывать ребенка с кожным вектором, и, что не менее важно, чего нельзя делать никогда относительно маленького человека с кожным вектором.

Там же вы сможете задать свой вопрос Юрию Бурлану напрямую онлайн.

В ожидании лекции Вы можете почитать статьи о кожном векторе:

http://www.yburlan.ru/biblioteka/kozhniy-vektor

http://epsychology.ru/articles/deti-s-kozhnym-vektorom-harakter-povedenie-vospitanie/

Ольга Князева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Ответы на вопросы

Источник: http://svp.expert/otvety-na-voprosy/rebenok-ne-lyubit-odevatsya/

Капризы ребенка в 2,5 года

  • Город: Иваново Виды деятельности: психолог-консультант Специализация в психологических подходах и направлениях: психоанализ, клиент-центрированная психотерапия
    Здравствуйте, Люда. То, что Вы сейчс переживете — очень распрострнённое явление практически для каждой семьи, где  появился ребёнок. Очень понимю Вас,  воспитние первого ребёнка наполнено огромной ответственностью. Хочется так много дать ему, всё успеть.Проблема капризности малыша обусловлена, с одной стороны осозннием ребёнка своего «Я» в возрасте около трёх лет. Это новшество раздвигает границы возможного для ребёнка, который непременно воспользуется открывшейся способностью влиять на других людей — на маму, например. «Шлифуйте» эту способность, приближая к социальным нормам, это очень пригодится ей во взрослой жизни. Добавляйте к воспитательным мерам положительное подкрепление и других проявлений взросления дочери. С другой стороны, этот же период приходится на пик усталости мамы после родов и ухода за ребёнком. Возможно Вам, Люда, требуется хороший отдых или коррекция психологического состояния. Дочка, кстати, предоставляет Вам возможность заняться собой, если папа, конечно, не против. И очень замечательно, что дочка слушается папу, это будет не раз Вас выручать. Оптимизацию состояния можно провести в кабинете психологической разгрузки, можете обратиться туда. Помогут и ежедневные аутогенные тренировки после пробуждения и перед засыпанием. Инструкцию можно получить, обратившись на мой электронный адрес.Авторитет мамы уронить нереально сложно, но если упал интерес к развивающим занятиям, целесообразно включить в образовательный процесс новые темы. Спросите дочку, знает ли она, откуда берутся маленькие зайчатки, утятки, как появляеся цветок. Считается, что в этом возрасте дети активно размышляют и над другими подобными вопросами.  Будет проосто шикарно, если Вы сможете удовлетворить интерес ребёнка сейчас. Далее, что у Вас в игровой сфере? В 2,5 года дочке нужен простор для фантазии — колбаски, холодильники, различные домики, кроватки, укладывайте с ней  всех подряд спать, варите «супчики», стройте вместе башенки, ломайте и стройте снова. Я думю, что Ваши отношения скоро наладятся.
  • Город: Серпухов Виды деятельности: психолог-консультант Специализация в психологических подходах и направлениях: процессуально-ориентированная терапия, гештальт-терапия, онлайн, эмоционально-образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия
    Здравствуйте, Люба! Хочу еще немного добавить к ответу коллеги. Осознание своего «Я» в том возрасте, который сейчас проходит Ваша дочь, — это переход от младенческого слияния с матерью к чувству самостоятельной личности. Но  для многих мам  слияние с ребенком, которое было поначалу, очень трудно закончить. Часто женщины, сами недополучившие в детсве чувства единства с мамой и защищенности (например, кого рано отдали в ясли или бабушкам), испытывают потребность в таком слиянии с родным существом, и не могут вовремя «отпустить» ребенка. Тогда ребенок начинает сильно протестовать, и формируется так называемый «кризис 3-х лет». Проанализируйте свои чувства, посмотрите на свои действия по отношению к дочке как бы со стороны — словно рядом с Вами какая-то другая достаточно большая девочка. Не навязываете ли Вы ей ласки и общение, желая оставаться и дальше в состоянии слияния с ней?  Чтобы отделиться от Вас и развивать свою волю, ей , в таком случае, приходится прибегать к таким вот агрессивным мерам.  Постарайтесь увидеть в ней отдельную от себя Личность, спрашивайте, что она хочет, предоставляейте действовать самостоятельно, всячески расширяйте возможности для ее самостоятельности. Одобрительно отзывайтесь о ее достижениях, даже в самом малом.    Еще один важный момент: в этом возрасте ребенок начинает впервые испытывать амбивалентные чувства (когда он и любит родителей и вдруг страшно злится на них). Очень важно уделить внимание этому, разъяснить ребенку, что так бывает, и что это нормально. Например, когда вы сами сердитесь на свою дочку, вы можете так ей и говорить: «Я тебя очень люблю, но сейчас я очень сердита на тебя».    Проявляя уважение к ее Личности, требуйте взаимного уважения к своей. Обсуждайте это, учите границам свободы.  Не страйтесь ВСЁ сделать для нее. ищите возможности, чтобы и она что-то делала для вас, принимайте это уважительно и благодарите ее за это.  Это подаст ей пример действовать так же и в отношении вас.
Читайте также:  Как выглядит папиллома новорожденных и как лечат папилломы у детей сегодня?

   Что касается отношений с папой — здесь есть тонкий момент. Вроде бы, еще рановато, но сейчас дети развиваются быстрее, поэтому вполне может быть, что уже она вступает в период «романтической любви» — очень важный для формирования умения любить противоположный пол и быть им любимой.

Обычно это происходит в возрасте с 3 до 6 лет. Объектом первой любви у мальчиков являяются мамы, а у девочек — папы. Соответственно, мама для дочки в этой ситуации явялется соперницей.  Не обижайтесь на нее за невольную неприязнь, связанную с этими переживаниями.

Дайте понять дочке, что вы понимаете, как она любит папу. Если вы почувствуете, что она уже может понимать, ненавязчиво объясняейте ей, что когда она вырастет, у нее будет муж, а папа навсегда останется папой, и вы с ним муж и жена.

Совет

Ребенку приходится смиряться с этим фактом, и если он чувствует, что его чувства понимают и не отвергают, то  в нем формируются здоровые семена будущих семейных отношений.

   Если у Вас будут трудности при преодолении своего желания быть в слиянии с дочкой, Вам лучше обратиться к психологу для небольшой индивидуальной работы, т.к. это означает, что для Вас могут быть трудности и в других отношениях, и лучше это поправить. Вы можете найти психолога в своем городе или в режиме он-лайн.

Источник: http://www.chelpsy.ru/psyonline/kaprizy-rebenka-25-goda

Сборы на прогулку: что делать, если ребенок не хочет одеваться?

Ваш ребенок не хочет одеваться на прогулку и, едва завидев, как вы подбираетесь к нему со штанишками или платьицем, ударяется в слезы или уползает под диван? Знакомая ситуация? Я вас уверяю, что ребенок так поступает не из вредности и не из желания вас разозлить и выйти на улицу в подпорченном настроении. Предлагаю вам представить себя на месте ребенка, а также выяснить, как же одеть своего непоседу быстро и без слез.

Почему ребенок не хочет одеваться?

Слезы, крик, выражение недовольства при виде мамы с ворохом одежды в руках объясняется очень просто. Ребенок во время одевания испытывает неудобство и элементарный дискомфорт.

Как бы нежно и аккуратно вы не пытались втиснуть его в одежду, малышу все равно нужно напрягать ручки, сгибать и поднимать ножки, напрягать шею и вытягивать голову, пытаясь влезть в узкие штанины и рукава.

К тому же одевание отвлекает от интересных занятий и приходится долго находиться в нужном маме положении. Кому ж это понравится?

Также психологи доказали, что ребенок не хочет одеваться, потому что ощущение скованности и закрытости собственного тела противоречит природной свободе и естественности малыша. А то, что для ребенка неестественно и неприятно, конечно, вызывает бурный протест.

Особые чудеса самозащиты, сопровождаемые громким криком, мама видит и слышит, когда сильно спешит и нервничает,  и, пытаясь ускорить процесс, начинает понукать ребенка, повышать на него голос и применять «грубую» силу. Сложно довести до сведения ребенка, что он может замерзнуть, если у него нет опыта переохлаждения. Перспектива выйти на улицу раздетым ребенка совершенно не пугает.

Поэтому родителям придется нужно на некоторые хитрости, если ребенок не хочет одеваться добровольно.

Как одеть ребенка на прогулку?

Советы родителям:

  • Если подходя к ребенку с одеждой, вы думаете: «ну вот, сейчас начнется!», то даже не сомневайтесь – начнется обязательно. Поэтому не программируйте события и не расстраивайтесь заранее.
  • Пока ребенок играет и занимается своими делами, соберете все вещи для прогулки в одном месте, соберите коляску и игрушки и оденьтесь сами.
  • А заостряйте внимание на сборах и не объявляйте, что сейчас вы будете его одевать.
  • Начните одевать ребенка, не отвлекая его от игры, пока это возможно.
  • Усадите малыша к себе на колени, рассказывайте сказку, потешки или пойте песенку и одевайте.
  • Шапку надевайте в самую последнюю очередь, многие дети очень не любят шапки, видимо, у них еще свежи воспоминания о прохождении по родовому каналу.
  • Постарайтесь избегать кофточек и свитерков с узкими горловинами и тесными рукавами. Если же надо надеть именно этот свитерок, растяните хорошенько горловину. Надевание чего-либо через голову вызывает самые бурные протесты. Можно поиграть с ребенком в прятки. Выгляните и посмотрите на малыша сквозь горловину его свитерка, потом «спрячьтесь» и быстренько натяните одежку на ребенка с возгласом «А вот и я!».
  • Если ничего не помогает, и ребенок не хочет одеваться в любом случае, используйте весь свой творческий потенциал и актерские данные, при этом одевая ребенка максимально быстро. При этом постарайтесь оставаться спокойной и доброжелательной. Считайте, что это особая психотерапия, как для вас, так и для ребенка.

Хорошей прогулки!

Источник: http://yoga-mama.ru/pervyj_god/sbory-na-progulku-chto-delat-esli-rebe/

Ребенок все время капризничает 2 года

Большинство родителей оказываются неготовыми к таким переменам. Происходящее с ребенком застигает их врасплох. Даже если у малыша есть старшие брат или сестра и родители уже прошли через что-то подобное, все равно вечно закатывающий истерики, нервный ребенок создает невыносимую атмосферу в доме.

Родители, напуганные мыслью, что у малыша, возможно, серьезные проблемы со здоровьем, ищут помощи у опытных знакомых. Однако мало кто решается обратиться к специалисту и получить советы детского психолога.

Советы обывателей в таких случаях даются однотипные. Большинство склоняется к мысли, что ребенку просто нужно «задать, как следует», чтобы знал, как себя вести. Однако пользы подобные методы не приносят.

Обратите внимание

Не обращать внимания – это, пожалуй, самый разумный совет, который можно дать родителям, переживающим вместе с ребенком его первый кризис. Стоит на время забыть о том, что правильно и неправильно, и позволить ребенку приобрести свой собственный опыт. В меру разумного, конечно.

«Я сам» ─ эту фразу родителям приходится теперь слышать чаще всего. Сам оденусь, сам буду есть, сам пойду гулять. И неважно, что на улице 30, а ребенку захотелось надеть на улицу теплые рейтузы. Переговоры с упирающимся малышом закончатся бурной истерикой.

Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, – это просто разрешить ребенку надеть то, что он хочет. Пусть идет на улицу в теплых рейтузах. Просто захватите с собой легкую одежду, и когда малышу станет жарко, переоденьте его. Попутно объяснив, что сейчас светит солнышко, и нужно одеться полегче.

Похожая ситуация повторяется в обед. Ребенку может захотеться есть сладкую манную кашу, макая в нее соленый помидор. Попытка накормить его «правильно» приведет только к тому, что он откажется и от того, и от другого.

Давайте ребенку больше свободы и не обращайтесь с ним, как с игрушкой. Он такой же человек, как и вы, и он тоже имеет право совершать ошибки. Ваша задача – не ограждать его от всех неприятностей, а помочь приобрести свой собственный жизненный опыт.

Конечно, значительно легче одеть ребенка самому, чем ожидать, пока он сделает это самостоятельно. Просто выделите на сборы несколько больше времени. Помимо этого, старайтесь прислушиваться и к мнению самого ребенка.

Ведь он тоже человек и имеет право на то, чтобы к нему прислушивались. Если наступило время обеда, а ребенок отказывается есть, то, скорее всего, он еще не голоден. Пойдите ему навстречу. Скорее всего, он вскоре проголодается, и вы без проблем его накормите.

Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния карапуза. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно “переполнение” психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

Семейный микроклимат

Когда кроха начинает понимать, что творится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведения может скрываться в полученной информации извне. Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша.

Он выражает свой протест истериками. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства. А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в семье готовятся к появлению прибавления.

Чтобы избежать конфликтов в будущем необходимо правильно подготовить старшего карапуза к появлению новорожденного. Как это сделать читайте в статье “Ревность старшего ребенка: как ее избежать? Советы, которые помогут воспитать психологически стойкую личность!”.

Важно

Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь.

Такие действия “по сдуванию пылинок” приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и “не спешит” взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

Возрастные изменения

Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше.

Читайте также:  Физкультура при диабете у детей: комплекс упражнений, польза, противопоказания

Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его “напрягают” и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш.

Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

  • кроха дует губки и обиженно всхлипывает;
  • может рыдать навзрыд;
  • громко визжит;
  • монотонно хнычет;
  • проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с карапузом предлагает семь основных правил основанных на детской психологии.

Правило №1. Если капризный малыш, может, виноваты сами?

Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы.

Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами “Я сам”, а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

Правило №2. Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции

Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции.

Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит.

Правило №3. Не применяйте в воспитании шантаж

Многие родители шантажируют ребенка словами:

  • “Не замолчишь, любить не буду…”;
  • “Не перестанешь плакать, не дам игрушку…”.

Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо.

Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте:

  • “Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться…”;
  • “Уйду из дому, если будешь ругать за двойки…”.

А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

Правило №4. Всегда следуйте выбранной тактике

Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя.

Через время, даже когда малыш начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

Правило №5. Не упрекайте плохими поступками

Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет.

  1. Взрослым стоит понять, почему ребенок начинает капризничать. Причина может быть в поведении родителей, например, когда мама торопится, и сама надевает на ребенка ботинки, но при этом малыш хотел сделать это сам. Тогда провокатором является взрослый. Достаточно проявить немного терпения.
  2. Взрослые должны держать свои эмоции в руках, если родители начнут кричать на ребенка, то и малыш будет заходиться в плаче еще больше. Следует контролировать свои эмоции и держать себя в руках

Предлагаем ознакомиться:  Как применять мирамистин новорожденным в горло

Стоит заметить, что шантаж не всегда действует на ребенка положительно. Лучше не шантажировать и не пугать ребенка, а стараться переключить его внимание.

https://youtu.be/Y3mIzBtZMVk

Источник: https://baby4u.ru/rebenok-vremya-kapriznichaet-goda/

Капризы маленького ребенка до 4 лет: как бороться родителям?

Если ваш малыш не хочет ложиться спать, завтракать, идти за руку по улице, обходить лужи — это все типичные капризы ребенка в 2 года, как бороться с ними? На этот вопрос иногда не могут ответить даже опытные родители.

Самый распространенный совет, который можно получить, не углубляясь в психологию, касается того, что ребенок просто перерастет этот возраст и капризы.

Каждому возрасту соответствуют свои проблемы, которые лучше решать своевременно, чтобы они не накапливались и не привели к весьма серьезным последствиям.

Причина капризов

В обычной жизни каждый из нас часто слышит о том, что дети есть дети и в 1 год, и в 4 года, и в 5 лет. Большинство взрослых сами повторяют эту фразу, когда стараются справиться с капризами, упрямством и непослушанием малыша. На самом деле это мнение является ошибочным, ни один ребенок не рождается капризным.

Склонность к упрямству и непослушанию связна с возрастными особенностями детей, ведь в младшем возрасте они еще не умеют контролировать эмоции, вся несдержанность и возбудимость проявляются в них очень ярко.

При этом основная причина такой черты, как капризность, все же кроется в неправильном подходе к воспитанию малыша.

Совет

Любые хотения, желания, отказы ребенка очень логичны, хотя со стороны это выглядит просто как беспричинная смена настроения.

Новорожденный и ребенок 1 года жизни капризничать не может и не умеет. Криком или плачем он доносит до родителей свою проблему. Например, у него сырой подгузник, он хочет есть, находится в неудобном положении.

Однако со временем даже младенец понимает и привыкает к тому, что именно криком можно добиться желаемого, потому что взрослые не умеют или не понимают, как предупредить плач.

Это и есть благодатная почва для дальнейшего развития капризности.

Капризныи ребенок в 3 года — это отнюдь не проявление скверного характера. Так он может давать понять, что ему холодно или жарко, хочется есть или спать и т.д. Сам малыш может и не осознавать, что не так, но чувствует он себя плохо и пытается донести это до родителей.

Очень часто капризы детей в год, два, три, четыре говорят о том, что малыш заболевает, чувствует недомогание. Он не может справиться с этим, постоянно капризничает и плачет, хочет найти выход из такого состояния, поэтому и нужно ему то одно, то другое.

Аналогичное состояние у детей наступает при выздоровлении после болезни. Играть уже хочется, но слабость еще не позволяет сделать этого. Ограничение в движениях вызывает плач, тем более за время болезни малыш уже привык к повышенному вниманию и быстрому решению его проблем.

Можно говорить о том, что капризы — это не всегда особенности характера детей или способ выражения своего недовольства. Зачастую это вполне ясный сигнал, поэтому нужно уметь понимать малыша и прислушиваться к нему.

Воспитание ребенка

Сконцентрировать внимание стоит на капризах, которые явились следствием неправильного воспитания, потому что они занимают большую часть от остальных, выражающих состояние дискомфорта и естественных нужд. Что делать для того, чтобы избавиться от них?

Если ребенок постоянно плачем привлекает внимание родителей, которые только в этом случае начинают предпринимать какие-то меры для удовлетворения его желаний, то формируется привычка. Она со временем закрепляется и превращается в черту характера взрослеющего человека. Про него начинают говорить, что он очень капризный.

Дети младшего возраста обычно хотят заполучить что-то, что давать в руки им нельзя из-за опасности самого предмета или возможности его повреждения.

Обратите внимание

Словесные запреты ими не воспринимаются, а когда мама или папа убирают это из поля зрения, начинается настоящая истерика со слезами. В 1 год это еще можно отнести к неосознанным негативным проявлениям.

Но чем старше становится малыш, тем больше его действия и капризы приобретают преднамеренный характер, они становятся средством достижения желаемой цели.

Кстати, очень многие проявления нервозности, вроде кидания игрушек, топанья ногами, лежания на полу, на самом деле являются полноценными осознанными действиями для того, чтобы оказать давление на взрослого.

Что делать с капризами ребенка?

Для того чтобы эффективно решить проблему капризов ребенка в 1 год, 2 и 5 лет, стоит придерживаться некоторых рекомендаций о том, как реагировать на них.

Успех предприятия состоит в том, чтобы всегда занимать одну и ту же позицию в подобных ситуациях и быть уверенным в своих действиях. Даже ребенок 2 лет очень умен. Он может очень тонко чувствовать настроения родителей.

О том, насколько проницательными могут быть дети 4 лет и 5 года жизни, даже говорить не приходится.

Рекомендации, которые помогут в решении проблемы постоянных капризов малыша:

  • Оставить ребенка одного — это первый способ. Речь идет о том, чтобы лишить его зрителей, и при этом реагировать на капризы максимально спокойно (хотя бы внешне). Когда малыш поймет, что крики и вопли не просто никому не интересны, но и еще не вызывают реакции, то со временем он перестанет вести себя таким образом.
  • Выясните, чего хочет ребенок. Если он не может вам внятно объяснить, то, скорее всего, крики и плач являются сигналом для удовлетворения потребности. Вариантов может быть очень много: у него замерзли ноги, он плохо себя чувствует, устал от незнакомой обстановки и т.д. Необходимо убедиться, что он хорошо себя чувствует.
  • Уделяйте ребенку внимание и не скупитесь на проявления родительской любви. Он не должен специально вызывать вашу заинтересованность, иначе крики и плач вполне могут стать способами достижения этой цели.
  • Не повышайте голос до крика. Если вы не будете сдерживаться, а позволите себе кричать на малыша, предотвращая какие-то его действия, то скоро он начнет поступать точно так же. Скорее всего, уже в песочнице ваше чадо будет повышать голос на всех, кто делает, по его мнению, неправильные вещи. Ваш ребенок всегда берет с вас пример, учится и следит за реакциями, даже если это незаметно.
  • Никогда не оставляйте запрет без объяснений. Очень часто малыш просто не понимает, почему нельзя, когда ему очень хочется. На самом деле даже ребенок двух лет очень умен, и если вы спокойно и доступно объясните, он поймет. Не умаляйте его способностей, а постарайтесь поменяться местами. Задайте себе вопрос о том, как бы вы поступили, если бы вам просто запретили делать что-то и не объяснили, почему нельзя.

Чего в борьбе с капризами делать нельзя?

Если ваш ребенок капризничает, вы готовы на все, чтобы его перевоспитать. Никогда не ущемляйте малыша. В раннем возрасте дети начинают активно познавать мир.

Хватать все, что представляется им интересным — это нормально. Вы не должны сердиться и отбирать свой телефон, ключи, соседскую машинку. Ваша задача состоит в том, чтобы объяснить просто и понятно, что свое, а что чужое.

То же самое касается понятий «нельзя, опасно» и «можно».

Иногда вы можете воспользоваться следующим «воспитательным трюком»:

  • он схватил ваш телефон;
  • вы возьмите его любимую игрушку;
  • предложите обмен;
  • объясните, что мамин телефон брать не нужно без разрешения.

Никогда не потакайте капризам ребенка. Если решили купить куклу уже после того, как была устроена истерика, разворачивайтесь и уходите, не стоит отвечать на его действия в состоянии каприза. Дети схватывают информацию на лету, это касается даже ребенка 2 лет.

Если получилось один раз, то выйдет и в следующий. Этого допускать никак нельзя, иначе вам придется серьезно задуматься, что делать дальше. Дети все быстро понимают, 5-летний малыш уже многого может добиться от родителей, если они будут потакать его капризам.

Выключая телевизор или компьютер, предложите альтернативное занятие. Если не переключить внимание, то ребенок начнет кричать и плакать. В итоге вам будет проще сдаться, а он запомнит, что помогло ему добиться желаемого.

Если вашему ребенку больше 3 лет, поменяйтесь местами. Этот прием психологами оценивается как не педагогичный, но действенный. Просто ведите себя так же, отвечайте таким же тоном, как и он, топайте ногами, плачьте, требуйте.

Только делать это нужно так, чтобы не напугать малыша. Обычно дети быстро соображают, что от них требуется, и понимают, как себя вести. Они начинают принимать игру, капризы отходят на второй план.

Этот метод эффективен и для детей 5 года жизни.

Большинство психологов говорит о том, что капризничающего ребенка не стоит наказывать. Тем более, если вы предпочитаете шлепать по попе или сразу ставить в угол. В момент, когда он начинает плакать, хныкать и кричать, его состояние уже нельзя назвать эмоционально стабильным, поэтому наказание вряд ли возымеет действие.

Противопоказано наказание и в том случае, когда вам не удается понять причину капризов ребенка. Возможно, есть проблема, которую нужно разрешить, помочь малышу, накормить его или уложить спать.

Важно

Если вы повышаете голос, то он начинает сильнее нервничать и даже бояться. Здесь уже ни о каком воспитании речи не идет.

Никогда не забывайте о том, что с ребенком нужно говорить спокойно и пытаться понять его.

Источник: https://roditeliz.ru/preschool/kapriznyj-rebenok-4-goda-chto-delat-kak-reagirovat.html

Ссылка на основную публикацию