Ребенку 1 год и два месяца – изучаем особенности развития малыша после года

Развитие ребенка в четырнадцать месяцев

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца происходит по индивидуальному графику, поэтому точно спрогнозировать изменения не получится. Тем не менее, анализируя нормы показателей для этого возраста, детские врачи и родители могут делать вывод о том, не отстает ли кроха в развитии и не нужна ли помощь специалистов.

Дети в 14 месяцев в большинстве своем уже откликаются на имя, причем некоторые из них умеют его произносить на свой лад, знают названия некоторых предметов, способны показывать на них и приносить их по просьбе взрослых.

Кроха в один год и два месяца уже умеет проявлять эмоции, выражая недовольство отчаянным криком, требуя понимания и признания взрослых. Происходят определенные изменения и в физической активности.

Обратите внимание

Малыш в этом возрасте увереннее ходит, учится бегать, встает и садится без помощи.

Но главная особенность этого периода — неутомляемость малыша: он не устает после бурно проведенного дня и готов заражать всех вокруг огромной лавиной энергии.

После годика дети становятся более общительными, с удовольствием идут на контакт с окружающими, не вызывающими у них подозрения, активно познают мир через тактильные ощущения. Родители не должны мешать проявлению инициативы ребенка, поощряя его желание знакомиться с окружающими его предметами и объектами, объясняя и показывая.

Считается, что дети должны научиться писать, читать, считать, бегать в определенные сроки. Незначительные отклонения от этих сроков обычно списываются на индивидуальные особенности развития малыша. Но существенные отклонения чаще всего считаются признаками задержки в развитии.

Своевременное выявление задержек и их корректировка позволит наладить процесс развития малыша. Основная форма обучения малыша в возрасте 1 года и 2 месяцев — игровая. В ходе игры кроха лучше усваивает материал, а система поощрений стимулирует у него интерес к происходящему.

Особенности физического развития малыша

Что умеет кроха в 1 год и 2 месяца, помимо ходьбы? Конечно же, в этом возрасте дети все еще помнят навыки ползанья и с удовольствием ими пользуются. Малыши с легкостью преодолевают препятствия, включая лестницы, залезают на стул, стол, пробуют ходить задом, учатся слезать с дивана и со стула, ходят без поддержки в большинстве случаев.

Чадо после года тратит уйму сил и времени на то, чтобы исследовать как можно больше территории в доме, где находится.

Малыш с одинаковым удовольствием «путешествует» по комнатам у родителей, у бабушки с дедушкой или в гостях у незнакомых людей. Он уже достаточно уверенно может сидеть на обычном стуле.

Важно

Он играет с мячом как ногами, так и руками, поэтому у ребенка должно быть несколько мячей для игры дома и на улице.

В этот период малыш начинает использовать в жизни бытовые предметы, включая столовые приборы, зубную щетку. Ребенок уже пробует сам умываться, вытирать руки и лицо полотенцем, чистить зубы и самостоятельно кушать.

Одним из самых любимых занятий ребенка является исследование содержимого шкафов. Малыш не только вынимает с полок разные предметы, но и пробует их на вкус. Во время одевания и раздевания кроха делает попытки помогать родителям, застегивая молнии и просовывая руки и ноги в рукава и штанины.

Особенности психологического развития в год и два месяца

В 1 год и 2 месяца кроха внимательно наблюдает за взрослыми, перенимая их манеру поведения. Малыш старается быть похожим на маму, на папу, на старших брата или сестру, открыто выражает чувства и эмоции. Впрочем, в 14 месяцев ребенок уже способен на пусть и примитивное, но лукавство. Он, конечно, не способен врать, но уже вполне осознанно манипулирует взрослыми для получения желаемого.

В этом возрасте родители особенно радуются проявлениям чувств малыша по отношению к ним. Дело в том, что в 14 месяцев ребенок особенно активно показывает свою любовь к родителям. Он часто обнимает, целует, старается говорить ласковые слова не только маме, но и папе, бабушке или дедушке.

В 1 год и 2 месяца ребенок хорошо знает лица и имена знакомых ему людей, узнает их по фото и голосу. Если малыш слышит знакомое имя в разговоре, он может попробовать принять участие в разговоре, показывая, что имя упоминаемого человека ему знакомо. В словаре активной речи малыша в этом возрасте уже около 20 простых слов, которыми он пользуется.

Если кроху заставлять делать то, что ему не нравится, он будет выражать протест, и это нормально. В 1 год и 2 месяца у малыша уже проявляется собственное «я», поэтому родителям нужно научиться находить компромисс с ребенком, не подавляя его личностных качеств.

С малышом в этом возрасте уже нужно начинать работать над развитием моторики и творческих способностей – заниматься рисованием, лепкой, примитивной аппликацией. Конечно же, для детей в этом возрасте существует целый ряд развивающих игр, с помощью которых можно стимулировать их психоэмоциональное развитие.

Рацион питания в 14 месяцев

После года малыша уже можно переводить на общий стол и трехразовое питание. Между основными приемами пищи малышу можно давать перекусы в виде фруктов, соков или кефира. Между обедом и ужином малыша нужно накормить полдником, в который также могут входить фрукты, несладкое печенье, кисломолочные продукты.

Блюда для малыша в этом возрасте нужно стараться готовить таким образом, чтобы в них сохранялось как можно больше полезных питательных веществ. Если это котлеты, то они должны быть приготовлены на пару, если омлет, то запеченный в духовке или приготовленный на водяной бане. Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от рациона питания на каждом этапе его жизни.

Чтобы кроха проявлял интерес к еде, родителям нужно стараться готовить не только вкусные, разнообразные и полезные блюда, но и красивые. Если мама украсит котлетку для малыша глазками и ртом из лука-порея и яичного желтка, а пюре окрасит в разные цвета натуральным соком свеклы, моркови и шпината, то ребенок проявит гораздо больше энтузиазма за столом.

Совет

Пить ребенку этого возраста  можно давать обычную воду, а также натуральные соки, кисели, кисломолочные продукты и компоты с минимальным содержанием сахара.

Острые, консервированные, с излишком специй продукты (колбасные изделия, копчености, сушеную и маринованную рыбу) давать малышам в этом возрасте запрещено. В 1 год и 2 месяца ребенка можно продолжать эпизодически прикладывать к груди для поддержания иммунитета и сохранения эмоциональной связи с матерью.

Как правильно воспитывать кроху в 14 месяцев?

В возрасте 1 года и 2 месяцев для детей особенно важно чувствовать себя частью семьи, равноценным ее членом. Именно этой потребностью можно объяснить острое желание чада есть только вместе со взрослыми за общим столом. Родителям не нужно препятствовать этому. Куда более правильным станет стимулировать интерес крохи к процессу приема пищи интересными блюдами и похвалой.

Если у ребенка пока не получается есть самостоятельно аккуратно и быстро, важно не пытаться ему помогать, тем самым подтверждая его личную беспомощность в этом деле. Пусть малыш учится на примере взрослых и на своих ошибках – рано или поздно у него все получится.

В 1 год и 2 месяца, несмотря на активное развитие, малыш по-прежнему нуждается в поддержке и защите близких людей. Кроха может попросить защиты в самый невинный на первый взгляд момент – очень важно в этом случае ему не отказывать и конечно же, не насмехаться.

Дети в один год и два месяца достаточно быстро передвигаются по дому, достают до предметов в шкафах, на полках, бросают вещи и игрушки, не способны сосредоточить внимание на какой-то определенной деятельности. Кроме того, в этом возрасте малыши становятся маленькими бунтарями, часто делают что-то родителям назло, чтобы проверить границы дозволенного. Именно так проявляется кризис первого года.

Родителям нужно быть готовыми к его проявлениям. К двум годам острые углы сгладятся, и малыш снова станет покладистым и послушным.

Как играть с малышом в 14 месяцев?

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца имеет одну особенность: малыш уже готов развлекать себя самостоятельно, чем значительно упрощает жизнь родителям. Именно игра в одиночестве считается ведущей деятельностью малыша в этом возрасте.

В процессе игры происходит активное развитие ребенка, который учится выстраивать причинно-следственные связи, повторяет поведение взрослых, знакомится с примитивными законами физики.

Как только малышу становится скучно, он зовет родителей принять участие в игре.

Обратите внимание

Принимая во внимание небогатый игровой опыт ребенка, родителям необходимо подавать ему новые идеи для игр. Например, можно предложить ему поиграть в ролевые игры с мягкими игрушками, которых можно кормить, укладывать спать или водить на прогулку.

Также можно играть с малышом кубиками, пирамидкой, матрешками. Дети в этом возрасте с удовольствием пробуют:

  • строить башни;
  • собирать и разбирать пирамидки;
  • складывать матрешку;
  • играть с игрушками-вкладышами и пр.

Развлекать малыша можно также обычными машинками, устраивая мини-гонки, куклами, играя в детский сад или больницу (это нравится как мальчикам, так и девочкам), а также мячом, книжками в твердом переплете.

О медицинском сопровождении

После года малыши должны получить несколько прививок:

  • против краснухи;
  • против кори;
  • против гепатита В;
  • против эпидемического паротита.

Если у родителей есть подозрения, что развитие ребенка проходит со сбоями и его физические, психические показатели не соответствуют норме, то им необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу. Также стоит следить за реакцией организма малыша на введение новых продуктов в рацион питания. Частые аллергии должны стать поводом для консультации у детского аллерголога.

Памятка для родителей

Развитие детей в 1 год и 2 месяца, каким бы индивидуальным оно ни было, подразумевает наличие у них любимых и нелюбимых занятий. Малыши особенно любят делать следующие вещи:

  • купаться;
  • принимать участие в массажных процедурах с элементами игр;
  • наблюдать за животными и птицами;
  • копаться в песке и земле;
  • смотреть мультфильмы;
  • слушать музыку и танцевать;
  • бросать и раскидывать игрушки;
  • контактировать с домашними питомцами.

Есть у малышей и нелюбимые занятия в этом возрасте. Дети обычно не проявляют энтузиазма, когда им нужно:

  • одеваться;
  • кушать;
  • демонстрировать речевые навыки по требованию.

Вывод. Понимая, что развитие ребенка в 1 год и 2 месяца имеет свои особенности, родители должны проявлять терпение, окружать кроху лаской и заботой, способствуя становлению его личности.

В этот период очень важно не обесценивать маленькие победы и достижения ребенка, понимая, что именно так происходит его развитие. Вместе с тем нужно следить за процессом взросления крохи, своевременно отмечая задержки развития, если они имеют место.

Помните о том, что каждый ребенок уникален и нуждается в особом подходе.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/razvitie-rebenka-v-chetyrnadtsat-mesyatsev.html

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

1 голос, средняя оценка: 5,00 из 5

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца преподносит родителям все новые сюрпризы. Малыш уверенно ходит, меняет положение своего тела, манипулирует с различными предметами. Он активно познает мир, интересуется всем, что попадет ему на глаза.

К началу второго года жизни дети осознают свое отдельное от мамы «я», активно отстаивают собственную точку зрения. У них появляется интерес к сверстникам, малыши усваивают первые навыки социального общения.

Рацион детей более разнообразный, периоды бодрствования длятся 3,5-4 часа подряд, нескорые малыши уже приучены к горшку.

Особенности развития ребенка в 1 год и 2 месяца

Физическое развитие ребенка

В возрасте одного года и двух месяцев рост ребенка составляет 74-82 см. Вес его в среднем 10-13 кг. Охват головы – 46-48 см, охват груди – 48-41 см. Начинают все ярче проявляться индивидуальные особенности развития.

Показатели нормы могут отличаться у мальчиков и девочек. Вес зависит от типа питания, аппетита и активности малыша. Узнать, сколько точно ребенок должен весить и каким должен быть его рост, поможет специальная таблица.

Дети в год и 2 месяца уверенно ходят, карабкаются на небольшие возвышенности, легко меняют свое положение тела. Они могут без проблем присесть и подняться, кувыркаются, пробуют бегать. Ребенок носит в руках большие игрушки, толкает и тянет их за веревочку, пробует играть мячиком в футбол.

Координация движений значительно улучшается, малыш уже не так часто упускает из рук предметы, падает. Может спокойно открывать и закрывать ящики стола, дверцы тумбочек и шкафов. Вытаскивает оттуда все понравившееся ему вещи. Не удивляйтесь, если застанете кроху возле шкафа в окружении своей одежды или папиных инструментов.

Не кричите на малыша, это может его расстроить. Ведь он не понимает, почему мама сердится.

Читайте также:  Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?

Игры ребенка становятся более разнообразными. Он начинает складывать конструктор лего с крупными деталями, возит машинки, качает маленькую лошадку, нажимает на кнопочки. Если нужно что-то достать, спокойно вскарабкается на стул или диван. Некоторые дети уже догадываются, что можно поставить два предмета друг на друга, чтобы добраться к нужной вещи, находящейся слишком высоко.

Для игр используют дополнительные инструменты. Например, толкают мячик палочкой. Активно копируют движения родителей и старших детей. Уверенно показывают вещи, которые хотят получить, подчеркивая свои желания словами или требовательными восклицаниями. В начале второго года и второго месяца у малыша значительно возрастает способность к обучению, чем стоит воспользоваться родителям.

Социальное, эмоциональное и умственное развитие ребенка

Малыш все больше интересуется окружающими людьми. Он с удовольствием начинает играть со своими сверстниками.

Дети одногодки, не зависимо от месяца рождения, активно общаются, они разговаривают на своем языке, пытаются обменяться игрушками или просто забирают их друг у друга, иногда могут подраться. В основном малыши изучают реакции друг друга на те или иные действия.

Со взрослыми ребенок ведет себя осторожнее. Если на него обращают внимание, старается быть ближе к маме. Это нормальная реакция, ведь ребенок еще не слишком уверенно чувствует себя во внешнем мире.

Малыш утверждается как личность

Важно

Изменяются у малыша отношения с родителями. Он все больше утверждается как самостоятельная личность. У него появляется слово «нет», даже на самые простые просьбы он может отвечать отрицанием. Иногда ребенок становится очень капризный, даже агрессивный.

Старается требовать и добиваться своего в любой ситуации. Но это не означает, что малыш ведет себя так всегда. Родители по-прежнему являются для него авторитетом, возле мамы с папой кроха чувствует себя защищенной.

Просто в начале второго года в его эмоциональной сфере проходят очень сложные процессы, с которыми крошке еще непросто справляться.

Словарный запас ребенка одного года и второго месяца значительно увеличивается. Это относится, в основном, к пассивной лексике. Малыш понимает все больше слов и понятий, может выполнять по просьбе много действий. Показывает в книжке животных и разные предметы.

В этом возрасте дети могут произносить до десяти слов, чаще одно- или двухсложных. Например, «мама», «папа», «кися», «дай», «няма». Многие предметы и действия они называют по-своему, используя их основные признаки. Если ребенок не может выговорить все слово, он повторяет только ударный слог.

Животных дети называют по звукам их голоса, собаку «гав-гав», овечку «бе-бе», курицу «ко-ко».

Годовалый ребенок – это активный исследователь. Он изучает все вещи, попадающиеся на его пути, пытается достать те, которые вы от него прячете. Правда внимание свое он еще концентрирует плохо.

Совет

Очень быстро переключается с одного дела на другое, бросает игрушку, чтобы достать со шкафа чашку или «почитать» книжку. Родителей не должно беспокоить такое поведение, ведь малышу нужно столько узнать.

В этом возрасте ему достаточно поверхностного изучения предмета, чтобы составить о нем понятие.

Режим и питание ребенка

Рацион ребенка в год и два месяца довольно разнообразный. Многие дети утром, вечером, иногда ночью получают грудное молоко. Согласно последним рекомендациям отлучать от груди детей нужно ближе к концу второго года. В меню ребенка присутствуют практически все «взрослые» продукты.

Он уже пьет коровье молоко, хотя давать его следует в разбавленном виде. Некоторые педиатры рекомендуют кормление адаптированными смесями для детей 1-3 лет. Обязательно должны присутствовать в рационе кисломолочные продукты, это поможет улучшить состояние кишечной флоры и пищеварение.

Важное место в меню занимают каши, их не обязательно готовить в жидком виде, можно давать уже просто хорошо разваренные крупы. Овощи предлагают в супах или в гарнирах к мясным блюдам. Основные протеиновые продукты для ребенка – мяско, яйцо, творожок, рыбка. Нельзя забывать о фруктах, ребенку понемножку можно давать цитрусовые.

Хотя главный упор нужно сделать на яблочки, груши, ягодки. С осторожностью дают клубнику, она может вызвать аллергию. Не стоит включать в меню слишком много винограда, так как он стимулирует процессы брожения в животе.

Овощи разрешены практически все, с осторожностью кормят детей только бобовыми, так как они усиливают газообразование.

Контролируйте питание

Калорийность рациона должна составлять 1300 кКал, объем пищи – 1000-1200 мл. На каждый килограмм должно приходиться 4 г белков, 4 г жиров и 16 г углеводов, 70% протеинов должны быть животного происхождения. Питается ребенок 4-5 раз в день. Очень важно кормить его в одно и то же время. Вот приблизительное дневное меню для малыша одного года и второго месяца жизни:

  • Утренний прием пищи. Макароны мелкие, творожок, чай
  • Обед. Супчик из кабачка и цветной капусты, пюре из картошки, паровая котлетка из курочки, сок фруктовый
  • Полдник. Яблочко, йогурт, сухое печенье
  • Вечерний прием пищи. Кашка молочная, хлебушек с маслом.

Спит малыш второго года жизни два раза в день. Первый сон должен быть длиннее второго. Некоторые дети в этом возрасте могут ложиться спать только раз. Если ребенок после двухразового сна плохо засыпает вечером, слишком долго играет, попробуйте класть его в кроватку только раз в день.

Важны для крохи прогулки, в теплое время года с ним нужно гулять два раза, не менее, чем по 2-3 часа. Зимой прогулки сокращают до часа. Очень полезно выводить малыша на улицу перед сном, хотя бы на пол часика.

Дети после года и второго месяца редко спят на свежем воздухе, они активно играют, бегают, когда едут в коляске, разглядывают все вокруг, комментируют происходящее.

Занятия с ребенком

Занятия с малышом после года должны проходить в форме игры. Ни в коем случае нельзя заставлять его что-то делать, тогда у крохи пропадет интерес к обучению. Не старайтесь сделать все за малыша, покажите только как нужно играть самостоятельно. Очень важно развивать сейчас навыки взаимодействия и манипуляции с разными предметами.

Купите малышу кубики, матрешки, конструктор, пирамидки, специальные рамки для фигур и сортеры. С помощью кубиков можно строить башенки, домики, научить ребенка вкладывать их в коробку и вынимать. Очень понравится малышу игра с матрешками или колпачками, которые вставляются друг в друга. Он сможет научиться сопоставлять размеры предметов, их соотношения.

Это занятие улучшает развитие эмоционально-сенсорной сферы малыша.

Устраивайте для ребенка небольшие инсценировки. Покажите, как можно загрузить в машинку кубики лего, перевезти их в другое место и там разгрузить.

Обратите внимание

Продемонстрируйте, как зайчик приходит к медвежонку в гости, уточка идет на речку плавать. Увидите, что через некоторое время малыш будет повторять такие игры самостоятельно.

Они стимулируют развитие воображения, помогают совершать крохе более сложные действия.

Видео и фотоВсе видео и фото

Цветовое восприятие хорошо развивает рисование. Детки второго года жизни могут хорошо рисовать пальчиками. Купите малышу краски и бумагу и порисуйте вместе с ним. Тренировать мелкую моторику можно с помощью пластилина.

Лепка – одно из любимых занятий малышей в этом возрасте. Многие дети любят играть с разными сыпучими предметами, например, крупами. Насыпьте гречневую или рисовую крупа в ведерко, положите туда орех, горошину и пусть ребенок их достанет.

Такое занятие отлично стимулирует развитие тактильной чувствительности пальчиков.

Не забывайте читать ребенку книги. После года он становится активным участником чтения.

С удовольствием показывает предметы и животных на страничках, старается повторять стих, при этом говорит вашими интонациями. Полезным будет купить обучающие видео.

Короткие сюжеты позволят освоить ребенку много новой информации. Он начнет учить цвета, основы счета, есть даже специальные программы для изучения иностранных языков.

Не забывайте, что каждый ребенок развивается индивидуально. Его навыки могут отличаться от умений сверстников.

Важно

Как пойдет развитие зависит не только от интенсивности занятий, но и от его природных способностей, активности, пола и даже веса. В этом возрасте дети усваивают новые навыки на протяжении нескольких дней.

Так что через некоторое время ситуация может поменяться, и во многих умениях ваш карапуз обгонит своих друзей.

Источник: https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-1-god-2-mesyaca.html

Ребенку 1 год и 2 месяца: 1 год и 2 месяца развития ребёнка

Ребенок в возрасте 1 год и 2 месяца жаждет тренировки двигательных навыков. Ползать, ходить, перелезать через мелкие преграждения – все это увлекает! Но еще интересней, когда в подвижной игре есть цель – достать игрушку, дотянуться к куколке или зайчику.

Так малыш одновременно удовлетворяет и свой исследовательский интерес – это вторая по значимости потребность после необходимости в безопасности.

И конечно, ребенок в 1 год и 2 месяца хочет понимать и осваивать речь, учиться разговаривать в меру возможностей.

И он отлично станет слушать ритмические потешки, если они вам нравятся, повторять за вами облегченные слова вроде «ав-ав», а также без конца изучать ваши портреты.

И еще обратите внимание на те игры, в которых вы поддерживаете с малышом телесный контакт («Я летаю в облаках», «У меня есть… Что?», «Изучаем портрет»).

Такие игры в возрасте 1 год и 2 месяца важны – это незаменимый способ в игровой форме поддерживать эмоциональный контакт и передавать чувство радости от вашего общения. Малыш лучше всего узнает свое тело и ощущает его именно так, через ваши ласковые прикосновения.

Подвижные игры

(развитие крупной моторики, координации, навыков ходьбы и ползанья)

Игра «Посмотри в окошко»

Поставьте спортивный обруч на ребро и встаньте с малышом по разные стороны обруча, придерживая его рукой. Заранее приготовьте мягкую игрушку.

Совет

Теперь загляните в обруч, как в окошко, и скажите: «Ой, какое большое круглое окошко! Давай в него посмотрим! Ку-ку!» и чуть-чуть приподнимите его над полом.

Сначала вы заглядываете в «окошко», а затем — малыш. Посмотрите в окошко по очереди несколько раз.

Теперь опустите обруч, поставьте мягкую игрушку с вашей стороны на расстоянии 50–70 см от ребенка и предложите: «Пролезай через окошко! Там тебя ждет зайка! Смотри!». И помогите малышу перешагнуть внутри обруча к зайке.

1 День Игра «Чехарда на подушках»

Что развиваем?

Освободите пространство посередине комнаты и сложите туда все подушки в доме, чтобы из них получилась большая мягкая гора. Теперь вы с малышом можете залезать на нее и спрыгивать, перелезать через подушки, пролезать под ними, падать на них с веселым смехом.

Игра «Поход за куклой»

В этом упражнении сразу три развивающих игры! Перед тем, как отправиться в поход за куклой, сядьте с малышом на пол и спросите: «А где же наши ножки?!». Вместе с малышом вытяните ножки и наклонитесь вперед, стараясь достать их пальчиками рук. И обрадуйтесь: «Вот они, наши ножки!».

Затем предложите: «А сейчас давай пойдем за куклой! Она ждет, когда мы придем за ней! Только надо идти по мостику!». Поставьте малыша у одного края дивана, а на другой конец посадите куклу. И предложите ребенку пройтись к ней от края до края.

Когда вы дойдете до куклы, скажите ей: «Привет!» и погладьте ее.

«Сюрприз под мостиком! Проползем?»

Предложите малышу пройти новый этап ваших приключений. Повесьте веревку между двумя стульями (высота — 50 см, расстояние — 1, 5 м). В конце «мостика» поставьте эту же куклу. Предложите: «А теперь давай проползем под мостиком».

Игра «Я летаю в облаках»

Лягте на спину, подтяните колени к груди, а малыша животиком положите на голени лицом к себе. Захватите его ладошки своими руками и слегка выпрямляйте ноги. Затем снова подтягивайте ноги к груди. Если ребенок не боится, начните приподнимать ноги выше.

Читайте также:  Ребенок ревнует: как понять и помочь

И если снова все получилось, усложните упражнение еще немного — двигайте ногами вправо-влево, держа ноги на той же высоте или слегка опуская их.

Обратите внимание

После таких упражнений, если делать их регулярно, ваш пресс окрепнет, а ребенок научится держать равновесие. Делая это упражнение регулярно, сохраняйте небольшую страховку, поддерживая его.

Игры для развития слухового восприятия (понимание чужой речи, развитие активного и пассивного словаря, памяти)

Игра «У меня есть… Что?»

Лягте или удобно устройтесь сидя рядом с малышом. Приговаривайте потешку и одновременно прикасаясь к разным частям тела:

У меня есть глазки, чтобы видеть. У меня есть ушки, чтобы слышать. У меня есть носик, чтобы нюхать. У меня есть ротик, чтобы кушать. У меня есть ножки, чтобы бежать. У меня есть ручки, чтобы ими махать.

А носик у меня только один.

У меня есть язычок, чтобы «здравствуйте» сказать. (покажите язычок)

И румяные щечки, которые можно пощекотать.

Игра «Кто на фотографии?»

Кто на фотографии? Покажите малышу семейный фотоальбом. Рассматривайте вместе фотографии и показывайте всех родственников, задавайте вопросы: «А это кто?».

Попросите показать ребенка, где у мамы/папы/дедушки/бабушки нос, ротик, ушки, глазки, волосы.

Изучаем мамин портрет. Теперь предложите показывать части вашего лица, которые вы будете называть.

Пусть он еще не умеет говорить, зато может пальчиком дотрагиваться до вашего лба, щек или носа.

Игра «Как говорят домашние животные»

Важно

Найдите в книжках картинки, которые изображают домашних животных — собачку, кошку, корову, поросенка, овечку и козу. Разберите каждую картинку с малышом: «Это кто? Киска! Как она говорит? Мяу-мяу!».

Обязательно называйте и полный вариант слова — «мяукает» — и звукоподражание.

Так вы вводите в активный словарь ребенка облегченные слова: «ав-ав», «мяу-мяу», «му-му», «ме-е», «бе-е-е».

Предлагайте малышу повторять все звуки животных за вами.

Источник: Глава «1-вый год и 2-ой месяц развития ребенка» из книги «Развивашка. Веселые игры для мамы и малыша», автор — Татьяна Аптулаева

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/500518556-436613811/

☀ Как происходит развитие ☀ ребенка по месяцам после года ☀

Прошёл год, ребёнок становится всё более интересным и предсказуемым. Мама лучше понимает, почему капризничает и чего хочет её любимое чадо. Малыш пробует произносить первые слова, понимает просьбы и неустанно познаёт окружающий мир. Разберёмся, что является в развитии нормой для ребёнка после года.

Учтём, что каждый ребёнок развивается по своему индивидуальному пути: в чём-то он опережает своих сверстников, а где-то отстаёт. Не стоит волноваться по этому поводу. Придёт время, и ребёнок всему научится. Скорость развития детей может зависеть даже от пола: учёные доказали, что девочки примерно на 3 месяца развиваются быстрее мальчиков.

Однако из этого правила в жизни есть множество исключений.

Малыш в 1 год активно познает мир

Независимо от индивидуальности, в развитии существуют критерии определения физического и нервно-психического детского развития, которые нужно знать, чтобы вовремя отреагировать в случаях отклонений, обратившись к специалистам.

Общая характеристика развития ребёнка к одному году

В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка. К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.

Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.

Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опору

Он хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя. Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка. Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.

Ребёнку 13 месяцев (1 г. 1 мес.)

После 1 года и 1 месяца до двух лет ребёнок начинает говорить, иногда произнося стройные, но не совсем понятные предложения.  Часто ребёнок тем самым имитирует взрослую речь и её интонации.

В это время его развитие зависит от количества и качества общения. Чем больше с ним играть, разговаривать, петь и читать, тем развитей у него будет память, богаче словарный запас. У него формируется набор слов, которые он понимает, но пока не произносит.

Он с лёгкостью покажет, к примеру, котика, если его об это попросить.

В 13 месяцев малыш может играть самостоятельно довольно долго

Примерно в это время малыш постигает назначение вещей, различает их не только по форме и размеру, но по цели использования. Он становится более независимым от родителей, некоторое время он может оставаться один, играя.

После 13 месяцев некоторые дети встают на ножки, а самые смелые ухитряются нести при этом какой-нибудь предмет. Родителям, пока ребёнок не освоится в новом для него положении, необходимо убрать все опасные предметы вокруг.

Прошло 14 месяцев (1 г. 2 мес.)

До 1 года двух месяцев ребёнок осваивает окружающее пространство, узнаёт свойства предметов. Его интересуют подвижные игрушки и вещи. Он уже не несёт в рот предметы, как раньше.

Жесты становятся всё более понятные для окружающих, требования громче и выразительней. В своём поведении он копирует поведение взрослых.

Если вокруг него всегда была спокойная обстановка, он переймёт этот тип поведения.

Малыш в 14 месяцев пробует все делать сам

Малыш, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг, с интересом наблюдает за действиями мамы. Он хорошо поддаётся обучению.

Пятнадцать месяцев (1 г. 3 мес.)

После 1 год и 3 месяцев ребёнок точно понимает, что несъедобные предметы не нужно тянуть в рот. Ему нравится толкать перед собой коляску или везти за собой нагруженный игрушечный грузовик и т. п., играть с кубиками. Он сможет собрать башенку из нескольких кубиков. Если дать ему пирамидку, он разберёт её и соберёт, не соблюдая размеров колец.

К 15 месяцам у ребёнка формируется словарный запас из 5-6 простых, часто употребительных слов: баба, деда, папа, мама, рыбка, дай. Из-за неумения произносить слова он активно даёт понять, что ему нужно, жестами.

В 15 месяцев малыш может кушать сам

Совет

Дети в этот период ходят без помощи родителей. Не нужно сразу бежать к ребёнку, если он не удержался на ногах, тогда он будет понимать свою ответственность за дальнейшие действия, не будет ждать помощи.

По просьбе родителей он выполнит до трёх действий: «найди то-то», «положи туда», «принеси то-то». При этом он понимает не интонацию, а смысл слов, и хорошо понимает принадлежность вещей. Различает своё, мамино, папино, может распределить вещи по кучкам.

Ребёнку исполнилось 16 месяцев (1 г. 4 мес.)

К 1 году 4 месяцам малыш наращивает скорость движений. Он активно осваивает навыки бега, с интересом изучая движения свои ног. Он хорошо удерживает игрушки, но если уронит, то остановится, осторожно присядет на корточки и сам поднимет её, самостоятельно, пока неуклюже, выпрямляясь.

После 16 месяцев ребёнок забирается на низкие сидения диванов, стульев и кресел и слезает обратно.

В 16 месяцев ребенок проявляет стойкий интерес к книгам

Попробуйте дать ему в руки карандаш, он обхватит его ладошкой и попытается что-нибудь «изобразить», абстрактно, на радость взрослым.

Ребёнок уверенно с помощью двух рук держит чашку, но поставить её на ровную поверхность пока не может. Ложку он берёт всей ладошкой и неумело пытается ею нести себе пищу в рот. В это время нужно следить, чтобы у него в руках не оказались острые предметы: вилки, ножи и пр.

17—19 месяцев (1 г. 5—7 мес.)

После 1 года 5 месяцев у большинства детей наблюдают взрыв развития речевых навыков. Он умеет выразить свою обиду, повторяя поведение того, кто дольше всего находится рядом с ним.  Малыш знает, что его пугает, и даёт понять это окружающим. Раньше страхи были неопределёнными.

В полтора года надо малыша приучать к горшку

После 1 года 6 месяцев ребёнка очень интересуют мелкие предметы и детали. Это признак развития мелкой моторики. Любимое занятие — что-то открыть и закрыть, открутить и прикрутить, досконально изучить отверстия. Он показывает, где у него глазик, ручка, носик, ножка, животик и т. д. Его страшит тёмное пространство.

К 18 месяцам малыш должен уметь ходить

До полутора лет ребёнок

  • должен научиться ходить;
  • знать несколько слов;
  • различать своих и чужих людей;
  • плакать или волноваться в отсутствие мамы.

Если этого не происходит, нужно обратиться к врачу, чтобы предупредить отставание и помочь малышу.

В полтора года дети активно играют друг с другом

Если всё идёт хорошо, ребёнок расширяет диапазон понимания вещей и явлений по критерию «можно — нельзя».

Он может активно сопротивляться требованиям родителей: не хотеть есть пить, ходить на горшок, противиться сну. Сфера эмоций до двух лет претерпевает изменения.

Ребёнок не просто активно познаёт окружающий мир, но стремится к общению с другими детьми, постигая правила общения. Он доверяет родителям и ищет в них защиту.

Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)

После 1 года и 8 месяцев развитие ребёнка позволят взрослым затевать с ним творческие и интеллектуальные игры в любом месте на кухне, во время прогулок, в общественном транспорте и т. д.

Никаких пособий и предметов для этого не нужно, понадобится только фантазия.

Игра «Кто я?» заключается в изображении взглядом, звуками, жестами жука, птицу, кота, кого-то из близки, а ребёнок должен угадать, кто это.

С полутора лет до 1 году 8 месяцам он может знать до 100 и более слов, легко запоминает людей, места, предметы. С ним интересно общаться, объяснять всё, на что он обращает внимание.

В 20 месяцев дети понимают смысл игры

После 1 года и 9 месяцев изменяется фигура ребёнка, до двух лет он становится стройнее. Его слова становятся понятнее для окружающих. Речь пока состоит только из простых предложений. Он уже способен руководить эмоциями, например, остановить плач.

Желания его порой неразумные и неисполнимые, но с ним можно договориться. Его чаще посещает страх, в действиях он почти всегда проявляет осторожность. По неизвестным причинам для него может стать страшным какой-либо предмет или игрушка. Его творческая жажда может обернуться разрисованной стенкой.

Воевать не нужно, разумнее оставить ему для этого место.

Во время еды малыш отвоёвывает свою независимость. Ест он аккуратней, повторяя за взрослыми, пользуется кухонными приборами: ложкой, чашкой, вилкой, тарелкой. Движения его целенаправленны. На этом этапе специалисты рекомендуют потерпеть и не делать особых поправок в поведении ребёнка. Он должен привыкнуть самостоятельно есть.

22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)

После 1 года и 10 месяцев ребёнок сильно привязан к родителям, он болезненно переживает их отсутствие. Игрушки его не сильно интересуют, ему больше нравится возня со «взрослыми» предметами.

Есть самостоятельно малыш не так любит, как в компании. Его можно постепенно приучать к горшку.

Он сможет самостоятельно одеть на себя что-нибудь, подолгу изучает заинтересовавший его объект или предмет.

В 22 месяца надо предлагать игры на развитие моторики

Родителям нужно постараться, чтобы у ребёнка была возможность утолять жажду познания.

Обратите внимание

Для развития воображения рекомендую поиграть с ним в игру «Наоборот», построенную на антонимах. Взрослый называет явление или предмет, а ребёнок должен придумать и назвать нечто противоположно.

Например, «огонь — вода», «темно-светло» и т. д. Он усваивает повелительное наклонение, употребление множественного числа, склонение.

Девочки начинают разговаривать немного раньше мальчиков, быстрее соединяют слова во фразы.

К 1 году 11 месяцам до двух лет ребёнок социализируется, он учится общаться и его интересуют такие же, как он. В этом возрасте у детей различают три линии поведения «на — дай», обособление, созерцание.

В два года ребенок активно пользуется жестами и словами

Заниматься с ребёнком до двух лет лучше только в форме игры. Он бессознательно оттачивает свои моторные навыки и потому помногу раз повторяет одно и то же действие. Перебирает кубики и с удивлением познаёт, что их ставят не только один на другой, но и в ряд, их можно положить куда-нибудь, переложить с одного места на другое.

Современные исследования показали, что в этот период, независимо от пола ребёнка, нужно купить куклу средних размеров, до 40 см. Хорошо, если у неё двигаются ручки — ножки, закрываются глаза, чтобы её можно было сажать, укладывать спать, переодевать.

Читайте также:  25 неделя беременности: что происходит с малышом и мамой?

Куклу используют тогда, когда с ребёнком нужно договориться о чём-то, объяснить, избежать каприз и др.

Ребёнку 2 года, в каких случаях нужно обратиться к психологу

В период от одного до двух лет самое важное — это то, что он учится говорить. Первые слова усваиваются медленно, между годом и 7-11 месяцами скорость усвоения достигает до 25 слов в месяц. Важно показывать ребёнку, что вы его понимаете. Если не поддерживать его эмоционально, интерес к разговорам может утратиться.

Если до двух лет ребёнок не начал говорить, нужно уделить этому больше внимания: больше гулять и разговаривать. Если он говорит на непонятном языке, значит, скоро появятся членораздельные слова.

Нормы развития дошкольников

У него выразительный взгляд, и мастерски умеет обратить на себя внимание. Умеет пользоваться указательным жестом, подтвердить несогласие мотанием головы из стороны в сторону, и согласие — киванием.

Важно

Важно в это время вместе разглядывать картинки в книжках, разговаривать, петь или давать слушать музыку. Он с интересом слушает сказки и с радостью узнаёт в картинках знакомые предметы и животных.

Развитие ребёнка от года до двух лет является неправильным:

  • если ребёнок играет в одни и те же игрушки и не интересуется новыми;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда откликается на своё имя;
  • не чувствует настроения взрослых и не понимает, о чём его просят.

В этом случае нужно, не откладывая, обратиться к психологу.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/rebyonok-posle-goda-po-mesyatsam.html

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца: основные навыки и умения

В 1 год и 2 месяца физическое и психическое развитие ребенка идет не менее интенсивно, чем в предыдущий период его жизни. Теперь у маленького непоседы есть возможность самостоятельно передвигаться, а это значит, что он значительно расширит освоение территорий.

Основные навыки

Дети в этом возрасте уже многое умеют:

  • ходить без чьей-либо помощи;
  • узнавать родных людей и различать их голоса;
  • производить несложные действия с предметами (например, катать машинку или ездить на детском автомобиле, отталкиваясь ножками, а также открывать дверки, нажимать на кнопки);
  • произносить звуки, которые «говорят» животные (коровка— «му-у-у», собачка —«ав» и т. д.)
  • понимать обращенные к ним просьбы и просить о чем-то, иногда изображая действиями (например, чтобы взяли на ручки) или используя знакомые слова («дай»);
  • произносить коротенькие словечки или просто слоги (на, дай, ням-ням, мама, баба и др.)

В это время значительно расширяется пассивный словарный запас малыша. Он уже понимает почти все слова, обращенные к нему. Может что-то показать, принести, дать или взять.

И все же каждый новый день для деток в этом возрасте полон открытий. Каждую минуту они узнают что-то новое, чему-то учатся. Их любопытству нет предела.

Особенности развития когнитивной сферы

Когнитивная сфера включает в себя следующие психические процессы:

  • мышление;
  • восприятие;
  • понимание;
  • память;
  • внимание.

В год и 2 месяца у детей преобладает наглядно-действенная форма мышления. Она заключается в том, что ребенок выполняет практические действия с реальными предметами и объектами, изменяя окружающую действительность. Именно поэтому дети все тянут в рот, пытаются бросить или сломать — так проявляются первые попытки исследовательской деятельности и понимания устройства окружающего мира.

Для малышей этого возраста нет более любимого занятия, чем выгрести из кухонных шкафов все, что попадется под руку и от души погреметь крышками и кастрюльками. Не спешите ругать за это кроху, ведь это часть его развития.

Таким способом ребенок получает знания об окружающих его предметах и их свойствах. Расскажите сыну или дочке, как называются эти предметы и для чего они нужны. Попросите повторить названия и обязательно похвалите за любые попытки их произнести.

Тем самым вы будете способствовать развитию речи.

Сензитивные периоды

Возраст 1 год и 2 месяца одновременно входит в несколько сензитивных периодов развития ребенка:

  • восприятия порядка (от рождения до 3 лет);
  • развития речи (от 1 года до 3 лет);
  • сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);
  • развития движений, действий и крупной моторики (от 1 года до 4 лет)

Сензитивный период — значит наиболее благоприятный, когда малыш в большей степени чувствителен к получению тех или иных навыков и умений. Если сензитивный период пропущен или, наоборот, еще не наступил, а ребенка пытаются учить, то результаты будут достигаться с большим трудом.

Чтобы узнать, развитию каких навыков следует уделить особое внимание в 1 год и 2 месяца, рассмотрим более подробно каждый из сензитивных периодов.

Восприятие порядка

Порядок для ребенка означает не совсем то, что для взрослого человека.

Вещи, лежащие на отведенных для них местах, определенное расписание, по которому проходит каждый день, одежда, аккуратно сложенная на стульчике по вечерам, — все это для ребенка означает стабильность мира. Это значит, что в доме и семье все хорошо, все спокойно. Соответственно, бояться нечего, для беспокойства нет причин.

Деткам в этом периоде проще всего привить первые навыки самообслуживания и аккуратность. Малыши сами стремятся помогать маме во всем, и нельзя им в этом отказывать, даже если это порой идет вразрез с вашими планами.

Позвольте крохе помочь вам вытереть пыль, разгрузить стиральную машинку или «подмести пол», привлекайте его в игровой форме к уборке игрушек. И, конечно, не забывайте хвалить.

Если вы будете терпеливы и последовательны, то в будущем вам не придется ругаться на неряху подростка, раскидывающего свои вещи по всем углам.

Развитие речи

В возрасте от 1 года до 3 лет очень интенсивно развивается устная речь. Пассивный, а затем и активный словарный запас ребенка растет с каждым днем.

Этот период самый благоприятный для усвоения языковых норм. Именно поэтому нельзя сейчас сюсюкать с малышом, коверкать слова, даже если они и звучат забавно. Запомните: именно сейчас вы даете своему ребенку образец правильной и красивой речи. Говорите четко и ясно, если хотите, чтобы и ваш ребенок говорил так же.

Сенсорное развитие

В этом периоде у ребенка развивается умение слышать, видеть, различать запахи и вкусы. Это все происходит естественно, как бы само собой, в повседневной жизни, но родители могут способствовать более интенсивному развитию сенсорных способностей.

Для этого нужно обеспечить малышу как можно больше разнообразных зрительных, вкусовых и тактильных ощущений. Самый простой и эффективный способ — игры.  Очень хороша, например, игра в «Волшебный мешочек».

В непрозрачный пакет кладем самые разные предметы:

  1. кусочки ткани (шифон, бархат, брезент);
  2. бумаги (салфетка, тетрадный листочек, картон, наждачная бумага);
  3. небольшие игрушки, изготовленные из металла, дерева, пластика и т. д.

Затем предлагаем малышу на ощупь достать что-то из мешочка, называем материал и фигурку. Вместе рассматриваем «добычу», трогаем, гладим и производим другие возможные действия, обязательно сопровождая объяснениями.

Массажные коврики, по которым так приятно ходить босиком, и маленькие мячики с шероховатой поверхностью будут сейчас тоже очень кстати.

Привлекайте малыша к слушанию разнообразных звуков: например, постучите ложечкой по стеклянному стакану, а потом по металлической кастрюльке и деревянному столу, сравните эти звуки. Пошуршите бумажкой, поскрипите дверью, похлопайте в ладоши, послушайте шум дождя или ветра, красивую музыку — все это сейчас очень интересно и важно для развития вашего ребенка.

Развитие движений, действий и крупной моторики

Все родители знают, насколько подвижны малыши, недавно научившиеся ходить. Они стремятся освоить все вокруг, поэтому постоянно куда-то забираются, лезут, карабкаются. В этот период совершенствуется координация движений, детки учатся управлять своим телом, осваивают новые движения.

Очень важно сейчас предоставить ребенку возможность свободного перемещения по квартире, максимально обезопасив его. Пусть он забирается на диван и слезает с него, пусть прыгает, спускается и поднимается по лестнице.

Обеспечьте маленькому непоседе разнообразие движений. Для этого у него должны быть:

  • мячи разного диаметра – маленькие мячики можно катать, пинать ножкой или кидать, а на больших можно прыгать или кататься самому;
  • кегли – эта игра хорошо тренирует координацию движений, глазомер и крупную моторику;
  • всевозможные каталки, кукольная коляска – благодаря им ребенку интереснее ходить, он становится более уверенным в своих движениях;
  • ступеньки или наклонная поверхность для ползания;
  • большой мягкий валик — по нему ребенок может ходить с поддержкой взрослого, тренируя координацию движений, или, лежа на валике животом, кататься вперед и назад;
  • большая машина-каталка для тренировки ножек и обучению ориентирования в пространстве.

Самостоятельность

Дети после года уже стремятся к самостоятельности. Они во многом пытаются подражать взрослым. Используйте это стремление правильно: учите малыша держать ложку и пить из кружки, расчесываться, надевать шапочку, использовать по назначению зубную щетку и другие предметы, которыми пользуются взрослые.

Доверяйте крохе складывать в коробку его игрушки, выгружать купленные продукты из пакета. Это поможет ему чувствовать себя большим и сильным.

Установление причинно-следственных связей

В возрасте после 1 года у ребенка увеличивается способность видеть причинно-следственные связи (например, если толкнуть мячик, то он покатится; если нажать кнопочку на музыкальной игрушке — запоет песенка)

Развитию этой способности помогают всевозможные музыкальные игрушки, игрушки с выпрыгивающими фигурками, машинки с веревочкой, водяная мельница, «Зайкина горка» и др.

Нахождение общих признаков и обобщение

На втором году жизни ребенка активно развивается интеллектуальная сфера (память, мышление, внимание). Малыш учится сравнивать предметы, находить в них общие и отличительные признаки, узнает о размере, форме и цвете, проявляет интерес к своему телу.

Помочь ребенку в этом нелегком процессе вы можете, играя с ним в домино с картинками, собирая крупные детские пазлы, находя парные мемо-карточки, собирая пирамидки и игрушки-вкладыши (стаканчики разного диаметра, матрешки).

Развивая и обучая ребенка, ни в коем случае не навязывайте ему насильно какие-либо знания или умения. Проводите все развивающие занятия исключительно в форме веселой и интересной игры, тогда процесс обучения будет гораздо эффективнее и принесет удовольствие и вам, и малышу.

Примеры развивающих игр с использованием привычных игрушек

Не всегда у родителей есть возможность купить дорогие развивающие игрушки. Но это не беда: даже самые простые и привычные игрушки прекрасно способствуют развитию ребенка, если использовать их с фантазией.

Главное сейчас для малыша — научиться соотносить то, что видят глазки, с тем, что делают ручки. Поэтому сначала учимся просто ставить один кубик на другой; если получается, то пробуем поставить еще один. После можно показать ребенку, как строить паровозик, мостик, пирамиду, домик для маленькой игрушки, ну и, конечно, высокую-превысокую башню.

Сложить пирамидку легко для взрослого, но не для крохи, которому чуть больше года от роду. Учим малыша сначала складывать колечки от самого большого к самому маленькому, потом наоборот. При этом проговариваем цвета и называем размер «большое, среднее, маленькое».

Совет

Из колечек пирамидки можно выкладывать на столе или на полу различные фигурки, например цветочек или мишку.

Игра с сортером сама по себе является развивающим занятием. Объясняем и показываем малышу, как вставлять фигурки в отверстия. Он должен понять, что фигурка входит только в отверстие, подходящее по форме. Обязательно озвучиваем названия фигурок. Если у малыша все получается, радуемся и хвалим его.

Вашему ребенку 1 год и 2 месяца – он еще такой маленький, но уже такой большой. С каждым днем он становится все сообразительнее и любопытнее, все активнее и сильнее. Задача родителей в этот период — поддерживать, учить и всесторонне развивать малыша. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом нелегком, но увлекательном и благодарном деле.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-rebenka-v-1-god-i-2-mesyatsa

Ссылка на основную публикацию