Отправили ребенка на пмпк. как повлияет заключение психолого-медико-педагогической комиссии на судьбу ребенка?

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка?

«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.

! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям.

Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

Ирина Балаева, учитель начальных классов.

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

Обратите внимание

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы идают задания.

Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два.

Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.

Подготовка ребенка к  прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики.

Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами.

Важно

Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

  • Сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.
  • Рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.
  • Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Злоупотребление ПМПК

К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

Источник: http://pedsovet.su/publ/90-1-0-5162

Пмпк или про то как ставят диагнозы детям

Пмпк или про то как ставят диагнозы детям

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»

И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание.

И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.

Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

Совет

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз.

Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным.

И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием.

Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям.

Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии.

Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Обратите внимание

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо».

«А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя.

А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками.

Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка.

И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.

От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда.

И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Важно

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество.

И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто.

И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной.

И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.

Источник: https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/

Кто делает из детей недоумков?


Под пристальным вниманием чужих взрослых ребенок проходит проверку своего психического развития на ПМПК.

В последнее время участились жалобы родителей из разных городов на то, что из-за неуспеваемости в школе детей направляют на психолого-медицинские комиссии. Там зачастую им навешивают психиатрические диагнозы, которые впоследствии оказывают огромное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. 

Это — веяние новейшего времени, поскольку раньше неуспевающий ребенок — это, скорее, просто сигнал для более внимательной работы учителя и родителей. Да и учебные программы почему-то были составлены так, что с ними мог справиться каждый. 

Читайте также:  Токсикоз у беременных излечим: причины, признаки и лечение

Мало кто, учившийся в советской школе, вспомнит случай, когда слабому ученику ставили психиатрический диагноз и переводили в коррекционную школу. Как-то умели работать с учениками с разными способностями. 

Однако в современной школе постановка диагноза ребенку из-за неуспеваемости превращается в стройную систему, где задействованы все органы так называемой «защиты прав детей».

Вот письмо в редакцию одной мамы, Екатерины Ш. из Твери:

«Мне хотелось бы рассказать свою историю, чтобы предупредить других родителей, чьи дети слабо учатся, о системе образования, которая вместо развития личности приводит к её деградации. Начну с начала. Город Тверь.

Год 2007: дочь надо отдавать в 1 класс, школа требует пройти психолога, ребёнок слабо отвечает на вопросы, и звучит заключение – не обучаема. Ребёнок всё же охотно ходит в 1 класс.

Год 2008: во 2-м классе учительница ею крайне недовольна, заявляет, что «этот ребёнок портит весь класс, а ей нужны хорошие показатели успеваемости». Ребёнок напуган. Ищем другую школу.

Год 2009: один из директоров школы рекомендует пройти ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию, где нам «просто дадут советы по обучению дочери». 

Мы с мужем соглашаемся на ПМПК, не понимая, что в составе комиссии есть психиатр, и может быть поставлен психиатрический диагноз. Заключение комиссии зашифровано: F83. На словах говорят у вашего ребенка ЗПР (задержка психического развития) VII вид. Мы очень расстроены. Заключение лежит дома. 

Находим другую обычную школу, переводимся из школы №4 в школу №9 в конце 2-го класса.

Год 2010: учеба проходит нормально, заканчиваем 3-ий, а потом и 4-ый класс.

Год 2011: беда перед 5-ым классом: в школу приезжает ПМПК, всех слабоуспевающих отправляют на комиссию, родителей уговаривают, что у детей будет облегчённая программа обучения, что это «для их блага». 

В результате, из одного обычного «А» класса делают два: «А» — для нормальных, «Б» — для проблемных, и все слабоуспевающие дети оказываются в одном спец. классе 7 вида. 

Условия спец. класса: продленка навсегда, то есть нельзя уйти со школы после уроков, уроки делать только там. Уставшие, ослабленные дети вынуждены сидеть над уроками до четырех-пяти вечера.

Год 2012: Наступает 6 класс. Атмосфера в классе тяжеленная. У меня сохранилась характеристика на дочь в 6 «Б» классе, стиль этой характеристики говорит сам за себя.

Год 2013: наступает 7 класс. Мы с дочерью делаем попытку вырваться из этой школы, но оказалось, что это невозможно: 7 вид как приговор, перевод возможен только в 7 вид. 

В Твери есть школа целиком 7 вида, но нас туда не берут, сказав что мы не такие. Дочь долго болеет, психологическое давление пережить ребенку-подростку очень трудно. На меня также давят, в кабинете директора так называемые педагоги уверяют меня, что «вот-вот она совершит что-то, сорвётся, они почти уверены, они ждут», и я понимаю весь ужас ребенка. Какая уж тут учеба. 

В Управлении Образования мне угрожают, мол только дёрнись – изымем детей из семьи. А у меня двое несовершеннолетних. Приходиться молчать.

Год 2014: наступает 8 класс. Зимой к нам домой приходят классный руководитель и соц.педагог, осматривают квартиру, делают замечание, что у нас жарко, выпытывают почему мы не перекрываем батареи ( у нас старые вентели, и нет средств на их замену), допрашивают на какие средства мы живем – это ужасное вторжение в семью. 

В конце учебного года меня, мужа и дочь вызывают на некую пед. комиссию, на которой присутствуют психолог, класс.руководитель, завуч по классу коррекции и участковый полицейский по делам несовершеннолетних. 

Совет

Вопрос: зачем там участковый? Потом дети рассказали, что почти весь класс стоит на учете. 

Как это они оказались такими неблагополучными? 

Так вот здесь они от нас требовали медицинские диагнозы, пройти всех врачей, иначе не допустят в 9 класс. Но мой ребенок уже нашел способ защиты – игнорирование.

Год 2015: 9 класс. Класс выпускной. Все требуют вести дочь к психиатру и вновь проходить ПМПК. 

Нас принуждают к психиатрическому освидетельствованию. Психолог говорит, что направление школы и решение школьного ПМК консилиума отправят в психоневрологический диспансер в электронном виде. 

Мне, как законному представителю несовершеннолетней, доступа нет до этих заключений и нет доступа в личное дело ребёнка. Написала заявление в прокуратуру. Прокуратура пока молчит, в школу опять вызывали – требования, давление, уговоры, дали записку с телефонами психиатров.

Екатерина Ш.

15 марта 2016 год.

Количество комментариев к элементу:  5
Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~uaGup

Источник: https://ivan4.ru/news/yuvenalnaya_yustitsiya/kto_delaet_iz_detey_nedoumkov/

Особенности прохождения обучающимися психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Когда родители получают рекомендации о необходимости прохождения детьми психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), они нередко находятся в растерянности и не знают, как им поступить. Возникают вопросы: Обязан ли ребенок проходить ПМПК? Каким детям рекомендуют прохождение ПМПК? Какие «страшные» последствия ожидают детей, которые прошли ПМПК?

Федеральными нормативными актами, регулирующими деятельность ПМПК являются:

Если учитель или психолог школы предложили Вашему ребенку прохождение ПМПК, то нужно подробно выяснить у специалистов школы, с чем связана такая необходимость.

Чаще всего на ПМПК комиссию направляют детей, испытывающих трудности в развитии и социальной адаптации, которые не могут успешно обучаться, имеют академические задолженности и нуждаются в адаптированной программе обучения. Еще одной категорией детей, которым необходимы рекомендации ПМПК могут быть подозреваемые/обвиняемые или подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние (ст.42 Закона).

Могут ли родители отказаться от прохождения ПМПК?

Психолого-педагогическая, медицинская или социальная помощь может быть оказана только на основании заявления или согласия в письменной форме родителей/законных представителей (ст.42 Закона).

Помощь, которую могут оказать центры ПМПК, включает в себя:

  • ​ психологическое консультирование родителей, детей и педагогов;
  • ​ коррекционно-развивающие и логопедические занятия с детьми;
  • ​ помощь в профориентации;
  • ​ реабилитационные и медицинские мероприятия;
  • ​ выбор оптимальных методов обучения и воспитания учащихся, испытывающих трудности в обучении;
  • ​ выявление потенциальных препятствий к обучению;
  • ​ помощь детям, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • ​ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов психолого-педагогическая помощь является составной частью образовательной программы и т. д.

По результатам обследования детей ПМПК подготавливают рекомендации по оказанию помощи. Результатами обследования может стать выявление отклонения психического/физического развития, поведения. Помимо этого ПМПК могут подтвердить, уточнить или изменить ранее данные рекомендации.

Например, рекомендации ПМПК могут включать в себя и обучение по индивидуальному плану, и обучение по адаптированной программе, и создание специальных условий обучения, и направление ребенка в специализированные школы различных видов, и различные формы получения образования и т. д.

Информация, полученная в результате прохождения ПМПК, является конфиденциальной.

Что могут включать в себя специальные условия обучения?

  • Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы.
  • Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
  • Предоставление услуг ассистента.
  • Беспрепятственное обеспечение доступа в здание образовательной организации.
  • Адаптированные образовательные программы и методы обучения и воспитания.
  • Проведение коррекционных занятий со специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и т. д.

Чтобы обучающемуся создали такие условия, необходимо заключение центральной ПМПК города/района.

Стоит отметить, что Закон предусматривает прохождение ПМПК, как последствия не ликвидации академической задолженности по предмету. Если обучающийся вовремя не ликвидировал академическую задолженность, то по усмотрению родителей он может пройти ПМПК и получить рекомендации для обучения по индивидуальному плану или по адаптированной образовательной программе (п.9 ст. 58 Закона).

Документы необходимые для проведения обследования ребенка.

  • ​ Документ, удостоверяющий личность родителей/законных представителей.
  • ​ Заявление о согласии на проведение обследования в комиссии.
  • ​ Копия паспорта или свидетельства о рождении ребенка.
  • ​ Характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией.
  • ​ Письменные работы по математике/русскому языку, результаты самостоятельной продуктивной деятельности.
  • ​ Подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации.

Помимо обязательных документов родители могут предоставить в ПМПК заключение комиссии о ранее проведенных обследований, заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы, специалиста осуществляющего соответствующее сопровождение ребенка в образовательной организации, направление из образовательной/медицинской организации.

Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Это означает, что комиссия может рекомендовать обучение в специализированной школе, но последнее слово и решение останется за родителями ребенка.

Обратите внимание

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

  • Автор —
    Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.04.2016
  •   Все консультации автора

Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/osobennosti_prohozhdeniya_obuchayuwimisya_psihologomedikopedagogicheskoj_komissii_pmpk

Что такое ПМПК комиссия (психолого-медико-педагогическое заключение) — в 2019 году, программа прохождения для ребенка, вывод

Некоторые дети сталкиваются с проблемными моментами при обучении или общении с ровесниками. В этом случае им могут порекомендовать прохождение комиссии. Данное предложение выносится обычно педагогами и психологами.

Само понятие «психолого-медико-педагогическая комиссия» обычно пугает родителей. Они начинают тревожиться, переживать за результаты исследования.

Консилиум специалистов собирается для изучения отдельных умений, достижений и личностных качеств ребенка. При этом проводится комиссия в некомфортных для него условиях. Поэтому часто в результате выносится ложный вердикт. Важно знать, на что нужно обратить внимание родителям и как подготовить ребенка к прохождению ПМПК в 2019 году.

Что это такое

Далеко не все родители знают, что такое ПМПК комиссия. Под данным термином подразумевают комплекс диагностических мер, направленных на постановку того или иного диагноза ребенку. Проводится она с участием различных специалистов, в сферу профессиональных интересов которых входят умственная отсталость, задержка психического развития.

Обследование имеет конкретную цель. В результате специалисты должны определить, может ли ребенок обучаться в стандартном образовательном учреждении, после того, как окончит детский сад. Если ответ будет отрицательным, потребуется коррекционная школа.

Допускаются к обследованию не только дошкольники, но и уже обучающиеся на начальном уровне дети. В период с первого по четвертый класс становится понятно, имеются ли какие-либо препятствия к получению образования ребенком в обычной школе. Инициаторами направления на комиссию могут являться различные люди.

К ним относятся:

  • учитель;
  • завуч;
  • специалист по психологии;
  • родитель;
  • официальный представитель ребенка.

Общие требования к комиссии

Программа комиссии предусматривает прохождение нескольких основных этапов. Она основывается на доказательной базе, которая необходима для достижения цели ПМПК.

Многие считают, что прохождение ПМПК является унизительным для их ребенка. Ведь в ходе нее специалист может поставить не совсем радужный диагноз. Однако не все догадываются, что данный метод позволяет скорректировать программу развития школьника или дошкольника.

Работа данных комиссий регулируется на законодательном уровне. Опираются специалисты на научные исследования. Поэтому проверка ограничений способностей ребенка производится несколькими доступными методами.

Среди них выделяют инструменты:

  • медицинской;
  • психологической;
  • педагогической направленности.

От того, какие специалисты соберутся в комиссии, зависит достоверность поставленного диагноза. В связи с этим и определяются дальнейшие действия, которые влияют на судьбу несовершеннолетнего. Поэтому привлекать требуется высококлассных педагогов, психологов, которые имеют богатый опыт.

Родителям важно знать, что предвзятое отношение к их ребенку должно быть исключено. Ведь специалисты несут ответственность за сделанный вывод после обследования. Если он оказывается спорным, то вопрос решается в пользу ребенка.

Основным документом, регулирующим проведение ПМПК, является Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

В нем отмечается, что проводится она для:

  • обследования детей, возраст которых составляет от 0 до 18 лет с целью выявления особенностей в развитии психики и физического здоровья;
  • подготовки рекомендаций по поводу оказания помощи детям, у которых выявлены отклонения;
  • консультирования родителей и законных представителей, работников образовательных учреждений, медорганизаций.

Процедура проводится на бесплатной основе. Чтобы начать ее прохождение, нужно предоставить специалистам определенный пакет документов.

В него входят:

  • удостоверение личности законного представителя ребенка;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего или паспорт после достижения им возраста 14 лет;
  • удостоверение опекуна (в случае установления опеки);
  • выписка, подготовленная педиатром медицинского учреждения, по форме Ф-12;
  • заключение, составленное офтальмологом;
  • медицинский документ, подготовленный отоларингологом;
  • заключение от невропатолога;
  • выписанная психиатром бумага;
  • заключение от ортопеда при наличии нарушений опорно-двигательной системы;
  • характеристика, составленная классным руководителем;
  • документ, который составил логопед, психолог;
  • тетради по русскому языку и математике;
  • рисунки для детей дошкольного возраста в количестве четырех штук.

Удостоверяющие здоровье справки должны быть оформленными на отдельном бланке каждая. На них ставится штамп медицинской организации, а также личная печать врача, его подпись. Документы имеют ограниченный годом срок действия. Исключение составляет справка от психиатра, выдаваемая на полгода.

Принцип работы

Проверка, на каком уровне находится развитие детей, производится в установленном порядке. Ребенку могут задать вопросы из стандартного перечня, а также допускается выполнение им заданий.

Чем обычно интересуются

Выделяют несколько основных блоков, вопросы в рамках которых могут задавать детям. Одним из них является рассказ о себе.

Ребенок должен:

  • представиться сам, рассказать о родителях и друзьях;
  • назвать адреса, возрасты описываемых;
  • отметить наличие домашних животных;
  • рассказать об учителях, воспитателях.

Важно, чтобы ребенок поделился знаниями об окружающем мире. Он должен разделять противоположные понятия, иметь представление о временах года, смене дня и ночи, цветах, формах.

Комиссии нужно проверить уровень логического мышления ребенка и способность к обобщению. В рамках этого задания выбирается лишний предмет, группируются понятия.

Проводится тестирование памяти. Дети должны повторить названные слова, поиграть в мемори-игру.

При проверке речи оцениваются:

  • правильность построения предложений;
  • произношение звуков;
  • соблюдение времен глаголов, родов существительных.

Кроме того ребенок должен привести примеры антонимов, синонимов и омонимов.

Испытуемые должны показать, как они умеют справляться со своими обязанностями. Проверяется умение выразить желание поесть, поспать, сходить в туалет.

Отдельным пунктом является проверка координации. Ребенка могут попросить пнуть мяч, попрыгать на одной ноге.

Возможные задания

Отзывы многих родителей позволяют подготовить ребенка к прохождению комиссии. В рамках проверки даются некоторые задания, которые малыш или школьник должны выполнить.

При проверке чтения отводится текст на половину страницы. Ребенок должен не только воспроизвести его, но и рассказать основную мысль.

Читайте также:  21 неделя беременности: что происходит с малышом и мамой

Следующим этапом является проверка понимания пословицы. Однако часто специалисты вместо предложения «объяснить» суть, спрашиваю, «почему» так говорят. Это в корне меняет ответы детей.

После этого ребенка могут попросить воспроизвести аналогичную вышеназванной пословице. Таким образом он должен привести утверждение, которое бы имело одинаковый смысл с уже озвученной.

В ходе проверки математических знаний ребенок должен был решить задачу, состоящую из двух действий. Некоторым детям задавали вопросы по таблице умножения.

Порядок проведения

Родителям, которые хотят отправить ребенка в общеобразовательный класс, назначается дата проведения комиссии. В этот день они должны явиться с испытуемым, взяв с собой полный пакет документов.

Заседают все специалисты в одном помещении. Иногда они сидят вместе, а в некоторых случаях делятся на несколько столов. В последнем случае ребенок общается с ними по очереди.

Общение устанавливается в виде заданного вопроса и полученного на него ответа. Несмотря на то, что беседа чаще дружественная, дети ощущают себя в ходе нее не комфортно. Усугубляет проблему и то, что на испытание отводится около двух часов.

Нюансы характеристики

Если ребенок направляется на ПМПК, то в наличии должна быть в обязательном порядке составленная педагогом характеристика. В ней классный руководитель, воспитатель могут прописать все недостатки ученика. Также описывается полная картина, характеризующая состояние несовершеннолетнего. Некоторые моменты не нужно пропускать.

Среди них выделяют:

  • характер затруднений, которые имеет ребенок;
  • предпринятые меры;
  • реакция ученика на воздействие.

Важно отмечать не только отрицательные, но и положительные стороны.

При составлении характеристики можно прописать количество лет, в течение которых ребенок обучается в школе, посещает детский сад. Приводятся факты из биографии семейного характера, отражаются личностные данные. Важно указать, какая успеваемость у данного ученика по всем предметам.

При составлении документа нужно помнить о важных разделах и определенной последовательности:

  • фамилия, имя, отчество ученика;
  • место, где он обучается;
  • сведения о семье;
  • нюансы учебной деятельности;
  • личностные, психологические характеристики;
  • разъяснение по всем направлениям учебной деятельности.

Последующие формальности

После того как комиссия будет пройдена, родители получают на руки результат. Многие не знают, можно ли отказаться от обучения в специальной школе при подтверждении ОВЗ.

Что делать с результатами

Определить дальнейшие действия после получения результатов должны сами родители.

Итогом заседания комиссии может быть решение о необходимости:

  • обучения в обычной школе;
  • изучения специализированной программы, посещения специальной школы;
  • занятий ребенка с одним из узких специалистов.

Некоторые родители не совсем согласны с мнениями врачей и педагогов. В этом случае им нужно попытаться восстановить нарушенные права детей.

Нарушение прав детей

Члены комиссии не всегда благосклонно относятся к детям, которые тестируются ими. Они иногда осуждают матерей за то, что те пытаются отправить ребенка в обычную школу. Поэтому нередко выражается пессимизм в отношении положительной динамики.

Дети, которые приходит на комиссию, обычно помимо проблем с речью, психикой, имеют еще и заниженную самооценку. Они считают себя не такими, как все. Поэтому они не хотят проходить тестирование, получать новую травму за счет того, что их в очередной раз назовут неполноценными.

Недобросовестные члены комиссии специально еще больше навевают ужас. Они торжествуют над беспомощностью детей и выражают собственную власть.

Важно

В момент прохождения проверки ребенок волнуется. При нервном напряжении все знания вылетают у него из головы.

Часто специалисты ПМПК не только не консультируют родителей, но и предоставляют им ложную информацию. Они уверяют, что ребенку требуется лечь в стационар на лечение. В этом случае члены комиссии попросту снимают с себя ответственность за обучение таких детей с остальными школьниками.

Родители имеют право отказаться от прохождения комиссии. Если же ребенок все же прошел тестирование, то перевести его насильно в специализированную школу никто не вправе.

Заключение комиссии имеет рекомендательный характер. Если родители не знают своих прав, они могут растеряться и начать оформление ребенка в спецклассы.

Подготовка ребенка

Чтобы ребенок не испугался и не растерялся при прохождении комиссии, родители должны провести с ним беседу и правильно подготовить его. Ведь вопросы составляются на основании возраста ребенка и установленного диагноза.

Важно выяснить, что должен знать несовершеннолетний в каждый из периодов жизни. На основании этого составляется план подготовки.

Важно после получения результата выяснить, почему ребенок не справился с заданием. Виной этому может быть волнение или другие причины. Именно поэтому предварительная подготовка чрезвычайно важна.

Если права несовершеннолетнего нарушаются, родители могут обратиться в вышестоящие инстанции. Действия специалистов, входящих в состав комиссии, а также поставленный диагноз подлежат обжалованию.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Источник: https://jurjur24.ru/chto-takoje-pmpk-komissija/

Если родитель не согласен с «необязательными» ПМПК, он нарушает права ребенка | Милосердие.ru

Фото ds3-radyga.ru

Начнем с того, что медико-социальная экспертиза (МСЭ) и психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) преследуют разные цели и относятся к разным ведомствам. МСЭ – детище Минтруда, а ПМПК – министерства образования.

МСЭ устанавливает инвалидность и разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.

ПМПК рекомендует детям с «ограниченными возможностями здоровья» тот или иной вариант образовательной программы, указывает, в помощи каких специалистов они нуждаются, и какие особые средства обучения им нужны.

Совет

Например, кому-то может быть нужен логопед, кому-то психолог, кому-то тифлопедагог. Кому-то – специальная мебель (при болезнях опорно-двигательного аппарата) или звукоусиливающая аппаратура.

Кому-то – особые, порой дорогостоящие, учебные пособия.

Статус «обучающийся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» тоже устанавливается специалистами ПМПК. Причем ребенок с ОВЗ может не иметь инвалидности. Но ему, по мнению ПМПК, нужны особые условия обучения. Для таких детей разрабатываются адаптированные образовательные программы. Они имеют по несколько вариантов для разных типов нарушений.

Одни варианты подразумевают инклюзивное обучение, другие – обучение в специальных школах или даже по индивидуальным программам. Программы школы готовят самостоятельно, но в соответствии с государственными стандартами. Кстати, с 1 сентября вступают в силу новые стандарты начального образования для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.

Новые критерии, по которым специалисты ПМПК должны принимать свои решения, еще обсуждаются. Возможно, в итоге мы получим нечто, напоминающее критерии установления инвалидности.

Зачем перед МСЭ вести ребенка на ПМПК

Фото МБОУ г.о. Балашиха «ЦПМСС «Радуга»

Один из параметров, которым руководствуется МСЭ при установлении инвалидности, – способность к обучению. Для того, чтобы оценить, насколько эта способность снижена, МСЭ нуждается в помощи специалистов ПМПК, сказала Евгения Жукова, заместитель руководителя Центра социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики ФБ МСЭ.

По ее словам, согласно приказу Минтруда, степень ограничения способности к обучению МСЭ может установить только по заключению ПМПК. С другой стороны, среди основных задач ПМПК, перечисленных в приказе Минобрнауки, – содействие МСЭ в разработке индивидуальных программ реабилитации.

В ИПРА есть специальный раздел, где учитываются рекомендации ПМПК – «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации». Как раз туда и вписывают рекомендации, как организовать обучение ребенка-инвалида, какую психологическую помощь в школе ему нужно оказать, и какую провести профессиональную ориентацию.

Готовая ИПРА отправляется, в том числе, и в территориальные органы управления образованием. А потом сведения о ее выполнении должны быть переданы обратно в местное бюро МСЭ. Возможно, поэтому школы требуют от родителей детей-инвалидов предоставления ИПРА (хотя родители вовсе не обязаны на него реагировать): чтобы потом правильно отчитаться.

Еще о пользе ПМПК

Фото kolomnaonline.ru

Рекомендации ПМПК могут оказаться полезными для получения некоторых технических средств реабилитации. Например, многие родители, по словам Евгении Жуковой, просят вписать в раздел товар и услуг, приобретаемых за счет материнского капитала, дорогостоящие приспособления и пособия, необходимые для обучения ребенка-инвалида.

Особенно важны подобные рекомендации для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, считает Ирина Левченко, зав. лабораторией инклюзивного образования Московского городского педагогического университета.

Если ребенок не удерживает вертикальное положение сидя – ему нужна специальная мебель. Если он не может самостоятельно передвигаться – ему нужен помощник.

Обратите внимание

Если плохо двигаются руки, может быть, не имеет смысла учить его писать ручкой, лучше сразу использовать компьютер или планшет – а это особое рабочее место.

Все эти рекомендации надо вписывать в заключение ПМПК, чтобы затем МСЭ включила их в ИПРА, и ребенок мог получить все необходимое бесплатно. «Если ПМПК не сумеет это оборудование прописать в своих рекомендациях, то оно не попадет в ИПРА, и ребенок этого не получит», – подчеркнула Ирина Левченко.

По закону «Об образовании», детские сады и школы должны создавать детям именно такие условия, какие прописаны в ИПРА и рекомендациях ПМПК, а власти региона обязаны выделять на это средства.

«Несколько дел по этому поводу уже рассматривались в суде, одно из последних – в Ивановской области, – рассказал юрист РООИ “Перспектива” Линь Нгуен.

– Ребенка с синдромом Дауна направили в “подходящий” детский сад далеко от дома, но суд обязал ближайшее учреждение принять его и обеспечить необходимые условия».

Ему в институт поступать, а в заключении «тяжелое нарушение речи»

Фото гуо.абакан.рф

По словам Евгении Жуковой, иногда качество заключений ПМПК оставляет желать лучшего. Например, ребенку с эпилепсией одна из таких комиссий дала всего лишь одну рекомендацию: посетить поликлинику.

Нередко ПМПК подходит к оценке состояния ребенка формально. Например, детям с расщелиной губы и неба как начинают писать с детского сада «тяжелые нарушения речи», так и продолжают до окончания школы, даже если недостаток уже компенсирован. «Ему в институт поступать, а у него в заключении “тяжелое нарушение речи”», – возмущается Жукова.

Родители также имеют претензии к специалистам ПМПК. «Тестировали ребенка сразу четыре человека, – пишет одна мама. – Видимо, и психолог, и логопед, и педагог, и кто-то еще.

Ребенка отводят от родителей на другой конец комнаты, сажают его спиной к ним и беседуют наедине. Там мне ничего не объясняли. Просто после собеседования сказали, что ребенку дадут направление в профильный сад.

Мол, езжайте домой и ждите распределения.

В направлении было просто написано, что у нас общее недоразвитие речи. Ни точного диагноза, ни причин, ни точных рекомендаций дано не было… Я долгое время думала, что ребенку просто необходим логопед для постановки звуков.

А оказалось, что у нас довольно тяжелая неврологическая патология, и ею нужно было заниматься параллельно с посещением сада.

Поэтому старайтесь сразу после собеседования как можно больше узнать о вашем диагнозе и необходимых методах лечения».

«Жаль потраченного времени», – пишет другая женщина. Она столкнулась с трудностями уже при записи на прием. Поскольку ребенок посещает дошкольное учреждение, комиссия должна проходить на его базе, объяснили ей.

«Пришлось врать, что мы не посещаем садик», – призналась она. Однако логопеда ребенку так и не порекомендовали.

«Такое впечатление, что к ним от скуки приехали, а не из-за наличия проблемы и рекомендаций других специалистов», – возмущается женщина.

Особенно много проблем возникает при прохождении ПМПК детей с аутизмом.

Важно

По мнению Сергея Морозова, ведущего научного сотрудника ФГАУ «ФИРО», председателя РОБО «Добро», для подготовки качественного заключения по такому ребенку в настоящее время не хватает ни методик, ни специалистов.

Чтобы дать полезные рекомендации, необходимо по крайней мере хорошее обследование, которое может занять от двух до четырех недель, но в условиях ПМПК это сделать невозможно.

«Очень хорошо помню случай, когда я водил ребенка на ПМПК… Он буквы знал, до пяти считать мог, цвета знал.

Но на ПМПК он ни на один вопрос не реагировал, в результате было выдано заключение, что это ядерная шизофрения на дефектной основе. Рекомендации были очень простые: обучаться в коллективе он не сможет никогда.

В дальнейшем в вуз он поступил», – рассказал Сергей Морозов. В составе ПМПК специалистов по аутизму просто нет, отметил он.

У ПМПК свой взгляд на родителей

Фото uobr.ru

Впрочем, с точки зрения специалистов ПМПК, родители тоже не идеальны. Прежде всего, они склонны настаивать на обучении своих детей по программам массовой школы, когда это совершенно нецелесообразно.

«Нельзя идти на поводу у родителей и писать первый вариант программы», – считает Татьяна Соловьева, директор Института детства МПГУ. (Вариант, о котором идет речь, предполагает обучение глухих детей вместе со слышащими сверстниками и в те же сроки).

«Как только пишете первый вариант, он теряет всю большую индивидуальную линию занятий по развитию слуха и произношения, развитию лексико-грамматического строя», – пояснила она. В результате ребенок с нарушением слуха уже в первом классе «выпадает из образовательной среды».

По мнению Татьяны Соловьевой, неудачный опыт обучения в обычной школе приводит к тому, что ребенка все равно отправляют в специальное образовательное учреждение, но он попадает туда уже «переростком», утратившим навыки, полученные ранее. «Специальная школа – это не место, где собирают неудачников. Специальная школа – это место с цензовой программой», – подчеркнула она.

Детям с нарушением зрения объективно труднее читать и писать, чем здоровым детям, поэтому они могут отставать по темпам развития, и им необходимы специальные условия, особые сроки усвоения материала, считает тифлопедагог Лидия Фомичева. По ее мнению, найти общий язык с родителями на эту тему будет проще, если концентрировать внимание не на нарушениях в развитии ребенка, а на его особых образовательных потребностях.

С точки зрения других специалистов ПМПК, неправильное воспитание в семье может быть одной из причин отставания детей в развитии. Так, Тамара Исаева, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства МПГУ отметила, что интеллектуальные нарушения могут быть вызваны как «органической» причиной, так и просчетами родителей.

Читайте также:  Плоскостопие у детей: симптомы, виды, лечение, профилактика

С ней согласна Ирина Мясина, ведущий специалист Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы. «Если ребенок в пять лет приходит в памперсах и не умеет пользоваться ложкой, этому может быть две причины», – подчеркнула она.

Обязаны ли родители вести ребенка на ПМПК

Фото 5psy.ru

В любом случае, родители, казалось бы, не обязаны выслушивать неприятные выводы членов комиссии. Обследование ребенка на ПМПК проводится только с их согласия, а заключение комиссии носят для них рекомендательный характер.

Родители имеют право присутствовать на процедуре и высказывать свое мнение. Но, скажем, препятствовать образованию ребенка они не могут, даже если тот находится в очень тяжелом физическом состоянии.

«Мы должны учить всех детей, – сказала Ирина Терехина, заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки. – Если родитель не согласен, он нарушает права ребенка».

Со всеми вытекающими последствиями.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/esli-roditel-ne-soglasen-s-neobyazatelnymi-pmpk-on-narushaet-prava-rebenka/

Инклюзия в вопросах и ответах: всё о ПМПК

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета.

Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др. ), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе.

На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК — это не приговор, а руководство к действию.

Как подготовить родителей к ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Советы родителям

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

Совет

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК? 

На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался,  знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:

— рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях  друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.

— рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ориентация в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое,  в цветах, формах предметов и их расположении (на столе, под столом и т.д.).

— показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Проверяют умение обобщать и логику — умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка — дочка — почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

— сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

— рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.

— нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

— обеспечить получение детьми общего образования;

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности? 

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случах нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Обратите внимание

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст.

79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);

— находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);

— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;

— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г.

№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г.

№ 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г.

№ 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

— направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

— приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/inkluzia-v-voprosah-i-otvetah-vse-o-pmpk

Ссылка на основную публикацию