Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?

Как объяснить ребенку вычитание и сложение двузначных чисел

Обучение ребенка вычитанию и сложению – сложный, многоэтапный процесс, начинающийся с изучения однозначных чисел и переходящий в двухзначные, с постепенным изучением моментов, когда происходит переход через десяток.

Чтобы научить ребенка быстро считать двузначные числа следует пройти каждый этап последовательно.

Использование разных способов обучения, преимущественно в игровой форме, дает возможность сделать весь процесс интересным для малыша, что положительно скажется на результатах.

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

Объяснить ребенку вычитание двузначных чисел легче с использованием игровых методов. Это позволит сконцентрировать внимание на процессе и улучшит усвоение пройденного материала.

Не стоит сразу начинать с больших чисел, лучше начать первые шаги с минимальных чисел, постепенно увеличивая.

Важным является такой момент – ребенок не сможет сразу считать в уме, даже когда речь идет о небольших числах.

Обратите внимание

Лучше использовать листок бумаги, части конструктора, компьютер или другие дополнительные средства, где малыш сможет делать требуемые пометки. Следует уделить внимание изучению порядка образования десятков, вплоть до ста.

Это поможет при обучении сложению и вычитанию с переходом через разряд, а не только в пределах одного десятка. Освоив счет в пределах десяти, можно переходить к изучению более сложных действий, используя одну из методик или комбинируя их.

Разделение чисел при вычете

При вычете из двузначного числа однозначного с переходом через разряд можно использовать разделение. Объясните ребенку, что от целого десятка отнимать будет легче, и достаточно разделить однозначное число таким образом, чтобы отняв одну из его частей получить 10, и уже потом вычесть вторую часть.

В результате чадо быстро освоит такой счет, научившись правильно разделять числа и получать конечный результат.

Такой способ хорошо подходит в тех случаях, когда освоен счет до 10, а также малыш знаком с числами минимум до 20.

Проводить занятия следует в игровой форме, используя расходные материалы или специальные компьютерные игры.

Использование геометрических фигур для визуализации чисел

Распространенный вариант, когда десятки обозначаются треугольниками, а единицы – точками. Достаточно объяснить ребенку значение фигур и привести несколько примеров. После этого можно приступать к тренировкам, начиная с простых заданий, используя числа до 20, постепенно усложняя их.

Для начального уровня это подходящий вариант, позволяющий проводить расчеты быстро и понятно. Однако может возникнуть сложность, когда при вычете следует отнимать дополнительный десяток (например, 54-35=19). Важно объяснить малышу тонкость такого момента.

Отнимать двузначные числа таким способом лучше, избегая подобных ситуаций или же регулярно показывать примеры ребенку для лучшего освоения.

Отнимание с помощью Lego

Для применения этого способа можно использовать Lego Duplo, рассчитанный для этих целей, или обычные кубики конструктора, предварительно пронумеровав их. С их помощью можно решать сложные задачи, включая те, в которых происходит переход через десяток.

Достаточно отобразить требуемые числа с помощью соответствующих цифр (например 25-19). Чтобы понятнее ребенку объяснить тонкость, достаточно разделить их на более мелкие (10,10, 5 и 10, 5, 4). Ребенок легко усваивает, что 10-10=0, и сможет убрать лишние десятки. Оставшееся уравнение в дальнейшем решается легко (10 и 5 – 5 и 4).

Ребенку остается посчитать 10-4, получив конечный результат.

Сложение двухзначных чисел

Объяснить ребенку сложение двузначных чисел обычно проще, нежели вычет, даже в тех случаях, когда идет прибавление дополнительного десятка после сложения. Способов обучения вполне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для вашего малыша. Важно – занятие всех детей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме.

Разделение чисел

Одним из простых способов обучения является разделение чисел на десятки и единицы. Это помогает и в том случае, когда происходит прибавление десятка после сложения единиц.

Например 25+36 ребенок запишет как 10+10+10+10+10+6+5 и получит результат 50+5+6. После этого происходит сложение 5+6=11. Снова разложив 11 на 10+1 получается 50+10+1=61.

Дети легко воспринимают такой способ и быстро учатся использовать его даже при подсчетах в уме.

Используйте решение «в столбик»

Это значительно упростит процесс подсчета вашему малышу. Так ребенок проще воспринимает десятки и единицы, может делать пометки о дополнительных десятках и прочие необходимые записи. Прибавлять двузначные числа таким образом легче и вскоре ребенок сможет проводить необходимые операции в уме.

Использование этого метода возможно и для изучения вычета.

Применение онлайн-игр для обучения

Сегодня существует множество мини-игр, которые направленны на помощь родителям в обучении ребенка. Их использование дает возможность малышу быстро и с интересом освоить основные азы счета, включая случаи, когда происходит сложение двухзначных чисел с переходом через разряд.

Решать примеры с двузначными числами таким образом довольно легко, ведь в большинстве случаев на первом этапе идет пояснение того, как следует проводить все действия, показываются примеры, и только потом можно приступать к решению заданий. Можно использовать вариант, когда в игре предложены варианты ответа, однако в таком случае ребенок может пытаться угадывать правильный ответ не проводя подсчеты. В случае ошибки, необходимо помочь ребенку понять, почему он ее совершил, и объяснить, как стоит делать правильно.

Онлайн флеш-игра по математике «Двузначные числа» генерирует случайные двузначные числа, которые ребенку следует просуммировать и выбрать правильный результат. Также можно вписывать его вручную, с помощью мыши или цифровой панели клавиатуры.

Научить ребенка складывать и вычитать двузначные числа на самом деле несложно. Достаточно проводить регулярные занятия, длительность которых будет 10-20 минут, и уже через небольшой промежуток времени ваш малыш добьется неплохих показателей. Использование тренировочных заданий в повседневной жизни позволит лучше усвоить все правила и быстрее развить возможность счета в уме даже больших двухзначных чисел.

Источник: http://yaroslavl.itlandia.ru/blog/kak-obyasnit-rebenku-vychitanie-i-slozhenie-dvuznachnykh-chisel/

Учим детей математике сами. Часть 2 «Сложение и вычитание двухзначных чисел.»

?

Мужской взгляд на воспитание (papa_karl0) wrote,
2014-04-08 12:03:00 Мужской взгляд на воспитание
papa_karl0
2014-04-08 12:03:00 Categories:
Продолжение. Начало здесь: Учим детей математике сами. Часть 1 «Знакомство»
Традиционно А зачем всё это? А какой в этом толк?

Сын в 4 года научился САМ находить закономерности десятичной системы.Что девятка отнимает от числа при сложении 1. То есть 11+9=20.

Что 13+14 проще сосчитать как 3+4=7, а потом +10 и +10 и = 27 ! И всё в уме.Как я узнал, что он именно так думает? Так я же слышу, что он говорит. И я знаю, как считаю я сам, помню из собственного детства, как овладевал цифрами, правда, мне было лет 8 уже. И это то же самое! Я натурально узнаю тот же ход мыслей.

Счёты

Очень полезным для нас оказалось освоение счёт. В сети легко найти алгоритм пользования ими.Сложнее было найти нормальные счёты. Купили в икее.Я фломастером раскрасил пятую и шестую костяшки в каждом ряду, чтоб они отличались. Так удобней. Сын понемножку начал отходить от пересчитывания точек на доске к оперированию числами в уме.

Сложение двузначных чисел

Важно

Снова использовал Excel, чтоб сделать листики с заданиями:Сюда же сунул и вычитание. И специально сделал пропуски на месте уменьшаемого и вычитаемого. Сын стал интуитивно ориентироваться в примере. Потом будет проще решать уравнения.

Столбиком

Простой пример 25+64=89, когда числа в каждом столбике не выходят за пределы десятки. С таких начинали.Сложый пример 74-36=38, когда приходится «занимать» и «держать в уме».Сын долго не понимал, как числа складываются и особенно вычитаются столбиком. Путался.

На две недели мы сделали перерым в математике. Когда вернулись, всё стало само получаться. «Надо давать паузу, – как говорил Жванецкий, – а то до народа не доходит».Вот думаю: нас научили в детстве складывать числа до десяти в уме. Двузначные не требуют в уме – можно столбиком.

Трёхзначные и больше – можно и калькулятором.А если не говорить детям, что можно на калькуляторе, а пусть в уме считают? Что-то мне подсказывает, что сосчитают:)Научился человек мало-мальски складывать числа в пределах ста. Не надо дрючить его до стопроцентной решаемости подобных примеров.

Переходите к более сложным. Там ему это сложение точно понадобится, как простейшее действие. И натренируется.

Я сначала сидел, смотрел, как он считает, называет мне ответ, а я говорил, правильно, или нет. Теперь ухожу. Пусть сам пишет ответ на доску. Приду – проверю.

Так появляется малюсенькая пока ответственность за свои расчёты. Нужно же принять своё решение, какой ответ написать.

https://www.youtube.com/watch?v=KvV1ovT0SIA

Разработали систему поощрений. Даю десять примеров на доске. Решил пример правильно, получаешь +1, а если неправильно, то получаешь –1.

Задачки

Цифры складывать хорошо! А как на счёт прикладного счёта? У Паши было пять яблок, два он потерял… Нужны задачи, чтоб ребёнок сам вычленил важное. Задачи нашёл в сети. И много интересных тестов.

Очень приятно узнать, что мой сын в пять лет получает пятёрку по математике за первый класс.А ведь ещё надо прочитать условие задачи, вникнуть и потом только решать. Так ещё и чтение потренировали.

Учебники

Совет

Если вы занимаетесь с ребёнком математикой, сверяйтесь со школьными учебниками. Там есть много мелочей, которые кажутся сами собой разумеющимися, например, измерение длин линейкой. Незнание таких мелочей, не будь они разобраны с ребёнком, могут неожиданно всплыть, и напомнить вам о том, что учебники писались отнюдь не зря.Глупость какая-то с современными учебниками по математике. Во-первых, их слишком много. Во-вторых, зачем-то они в двух-трёх томах на учебный год. В-третьих – их невозможно понять. Мне, взрослому человеку с двумя высшими образованиями непонятны элементарные вещи: нарисованы черепахи и листья, а на следующей картинке черепах стало меньше, а листья стали зачёркнутыми. Никаким понятным мне способом я не могу объяснить, что произошло между этими картинками. Сын тоже ответа не дал.Достали через тёщу учебник 1988 года. Вот это класс! Он на весь год, а размером с один из современных томов. Картинки в нём живые и интуитивно понятные. Ощущается течение учебного года: вот первое сентября, вот годовщина Революции, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Первомай, День Победы. Конечно, педагогу к этому учебнику обязательно полагается хрестоматия. Её я не нашёл, но, сдаётся мне, советский вариант и тут выиграет у современных.Складываем, вычитаем столбиком десятизначные числа. Сыну чуть больше 5 лет.

Скоро будем умножать.

Источник: https://papa-karl0.livejournal.com/41070.html

Сложение двузначных чисел

Педагогам в школе не всегда хватает терпения и времени на индивидуальные занятия с каждым ребенком, чтобы убедиться в том, что материал усвоен качественно и ребенок действительно разобрался в теме.

Иногда родителям приходится своими силами, не имея специальных навыков, использовать различные методики, позволяющие ребенку усвоить те или иные правила и принципы.

В первую очередь это касается математики, поскольку в этом предмете упущение в одной из тем неизбежно приведет к отставанию по предмету, и в результате, к значительному снижению успеваемости в целом.

Для того, чтобы ребенок усвоил азы процесса сложения и вычитания, необходимы совместные усилия как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны родителей в процессе контроля за выполнением домашнего задания. Обучение проходит в несколько этапов:

  • Сложение однозначных чисел.
  • Сложение двузначных чисел в соседних десятках.
  • Сложение двузначных чисел через десяток.

Именно последовательность этих этапов поможет ребенку легко усвоить принципы сложения. Кроме того, положительных результатов в обучении проще достичь, если предлагать ребенку материал в игровой форме. Когда малыш заинтересован, он намного быстрее схватывает новую для себя информацию.

Читайте также:  Чем лечить опрелости у новорожденных - проверенные средства избавиться от опрелостей у ребенка

Детям, как правило, намного легче понять сложение двузначных чисел, нежели вычитание. Особенно если речь идет о прибавлении в пределах следующего десятка.

Обратите внимание

Если малышу тяжело сразу усвоить необходимую информацию, рекомендуется использование различных способов обучения, пока не будет достигнут желаемый результат.

И, конечно, не стоит забывать об игровой форме обучения – можно сказать, что это уже половина успеха.

Разделение чисел

Для того, чтобы второкласснику проще было разобраться с тем, в чем заключается принцип сложения, рекомендуется разбивать числа на десятки и единицы. К примеру, чтобы сложить 26 и 35, необходимо написать 10+10+10+10+10+5+6. Как правило, детям очень легко дается такой принцип сложения и в будущем они используют его для ведения расчетов в уме.

Сложение в столбик

Такой способ считается одним из самых простых, базовых. Благодаря его изучению во 2 классе, как это заложено в школьной программе, для ребенка значительно упрощается восприятие десятков и единиц.

Кроме того, такой способ предусматривает возможности для дополнительных пометок в случае необходимости, что также способствует визуализации.

Примеры на сложение таким способом решаются быстро и приводят к правильному результату.

Помимо сложения, такой способ используется для вычитания. Специалисты в сфере образования рекомендуют начинать знакомство с таким способом именно со сложения, которое дается детям проще.

Онлайн-игры как инструмент обучения

В помощь родителям сегодня создано огромное количество мини-игр, которые также направлены на упрощение процесса обучения сложению двузначных чисел во 2 классе. Их применение помогает детям в кратчайшие сроки, а также с интересом освоить даже тот материал, понимание которого давалось с трудом. Это касается и примеров на сложение с переходом через разряд.

Такой способ упрощает понимание процесса для детей благодаря тому, что с каждым следующим заданием примеры становятся все сложнее. К примеру, начинают с упражнений на сложение в пределах 20 и переходят к более сложным.

При таком способе происходит усиление нагрузки, а многократное повторение способствует закреплению материала. Сначала детям демонстрируются примеры, только потом предоставляется возможность решать задания самостоятельно. В некоторых упрощенных вариантах ребенку предлагаются варианты ответов.

Важно

Это наталкивает ребенка на правильное решение, но с другой стороны, дети очень сообразительны и зачастую пытаются просто угадать ответ.

Если ребенок допустил ошибку, ни в коем случае не следует ругать его, даже если он не прилагал достаточно усилий. Следует объяснить ему, в чем именно заключается проблема, а также помочь справиться с задачей.

Примеры на сложение двузначных чисел в большинстве случаев не вызывают сложностей у школьников. Их изучение происходит поэтапно, и дети, благодаря своей любознательности, с легкостью усваивают новую для себя информацию.

Источник: https://nach-shkola.ru/slozhenie-dvuznachny-h-chisel.html

Как научить ребенка решать примеры с двузначными числами?

Для начала учат сложению, считать и оперировать числами до 10.

Далее переход к сложению двух чисел вплоть до максимальной суммы не больше 20:

  1. Учимся считать до 20.
  2. Прорабатываем переход к второму десятку, скажем, от 9 до 10-11. В первом классе это могут делать с помощью счетных палочек. Принцип следующий. Важно дополнить первое число до полоного десятка, заняв часть из второго числа:

9+2=9+1+1=10+1=11

9+3=9+1+2=10+2=12

и тд

При регулярных занятиях(1-3 раза в неделю) на это достаточно потратить месяца — двух, устных или письменных упражнений по 3-5 примеров.

  1. Далее переходим наращивая первое число до двузначного, а второе слагаемое оставляем

однозначным решаем:

17+5=17+3+2=20+2=22

и тп

добавляем постепенно чередование: 6+30; 8+25. Плавно наращиваем большее число до 90.

чередуем сложность примеров: самые простые это прибавить к круглому числу, сложнее к числу с окончанием, самые сложные это переход в следующий десяток.

На это тратим 2-6 месяцев.

  1. Переходим к сложению двузначного числа с двузначным. Важно объяснить, что есть единицы, а есть десятки, единицы считаем отдельно, десятки отдельно и складываем. Далее можно вернуться к старому принципу — складывая сначала единицы первого числа и при надобности его увеличивая, потом прибавляя круглое число.

Формулируем простые задачи. Здесь важна не сложность счета, а понимания принципа, что с чем складываем, что из чего вычитаем.

Добавляем вычитание по той же схеме: сначала до 10, потом до 20, далее 20+ и однозначное.

Принцип счета, как сложение только наоборот: для однозначного вычитаемого сначала уменьшаем до круглого числа, потом занимаем десяток и складываем, что осталось; для двузначного, сначала вычитаем десятки, потом единицы при необходимости занимая десяток у уменьшаемого.

4-6 месяцев, наращиваем количество примеров за один раз до 5-10(5 на сложение 5 на вычитание), примеры должны быть разные, как на сложение однозначных, так и из последних тем, чтобы при недопонимании находить ошибки и объяснять заново. Добавляем одну задачу.

  1. далее можно сразу объяснить, что такое отрицательные числа, и что число может быть не только положительным, но и отрицательным. Скажем, если Кате дали 5 яблок, а потом дали 5 груш, — значит это положительные числа.

А если у Оли было 10 фруктов, а у нее забрали(заберут, должна отдать) 5 апельсинов, то она может съесть только 5. Значит апельсины это отрицательное число. Стоять оно может как до уменьшаемого, так и после. Так как Оля может сначала съесть потом отдать, что задолжала, или может сначала отдать подом съесть.

решаем примеры, такие как:

5-6

20-28

и тп

Короче за год, при регулярных занятиях можно научить счету до 100 ребенка 6-7 лет.

Если все усваивается хорошо, можно добавлять дополнительное слагаемое/вычитаемое,

чередовать знаки и тп. Если нет, со спокойствием прорабатывать все с начала, только в более быстром темпе, начиная с пункта 1. Это дает ребенку возможность еще раз усвоить материал и понять то, что он еще не успел.

Успех зависит от регулярности практики.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2648173-kak-nauchit-rebenka-reshat-primery-s-dvuznachnymi-chislami.html

Научить ребёнка сложению и вычитанию

Большинство родителей знает, что научить ребёнка сложению и вычитанию в дошкольный период желательно по многим причинам, но сделать это не просто. Для начала нужно набраться терпения, ибо процесс предстоит не самый простой, зато очень важный для будущей жизни подрастающего поколения.

Здесь потребуются различные предметы, которые только смогут заинтересовать ребёнка – кубики, палочки, шишки, яблоки, камешки, куклы и абсолютно все, что поддаётся счёту.

Заранее стоит отметить, что обучение должно проходить исключительно в игровой форме, поэтому всегда нужно следить за реакцией ребёнка и моментально прекращать игру, если она ему становится скучной или неинтересной.

Совет

Знаки «+», «-» и «=» придётся изготовить из палочек либо доверить этот процесс ребёнку.

Начинать лучше с самого простого, т.е. как объяснить ребёнку сложение. Но в этот процесс в любом случае придётся включать и вычитание, поэтому удастся «убить сразу 2-х зайцев»:

  1. Начинать надо с объёмных объектов, которые непременно привлекут внимание. Т.е. первую неделю идёт лишь подготовка, где ребёнок слышит фразы, типа «у тебя было одно яблоко, я дала тебе ещё одно, и у тебя стало их два».
  2. На второй неделе уже можно давать ребёнку возможность самостоятельно подводить итоги подсчётов. В 2 года почти любой человек способен произвести подобные операции вплоть до 9. При правильном подборе времени для такой игры, её усвоение происходит от 1 недели до 1 месяца.
  3. Как только появились первые успехи в сложении, можно начинать вычитание. Чтобы узнать, как объяснить ребёнку вычитание, нужно изначально давать в избытке, чтобы не было момента «не отдам». Дайте ребёнку 3 шишки, после чего предложите поделиться одной с кем-нибудь или просто отложить её в сторону. Если ребёнок не готов делиться в сию минуту, то лучше подождать немного, после чего урок пройдёт по уже привычной программе.

Данный шаг самый ответственный, поэтому ребёнок должен получать максимальное удовольствие от игры. Запоминание должно происходить бессознательно, но в исключительных случаях ребёнок сам заинтересовывается процессом, благодаря чему дальнейшая работа упрощается в разы. Если попробовать заставлять, то этим можно лишь вызвать антипатию к дальнейшему обучению.

Работа с бумагой

Все дети очень любят рисовать, к тому же все они любят положительную реакцию родителей на это. После того, как удалось обучить ребёнка теоретическому подсчёту, нужно переходить к практической работе.

 Чтобы было проще объяснить ребёнку, почему каждая цифра пишется именно так, то следует запомнить одно простое правило – у каждой цифры своё количество углов. Т.е.

у единицы всего 1 угол, тогда как у восьмёрки их 8.

Подобный наглядный пример достаточно легко сможет сориентировать дитя, но в процессе нужно быть готовым к «изобретению» новых чисел, которые ни в коем случае нельзя забраковывать. Пусть будут – потом сами отпадут.

Для начала желательно приобрести любые детские обучающие тетради, которых с каждым годом становится всё больше.

 Основное их удобство – это наличие уже готовых рисунков, благодаря чему ребёнок будет видеть, что именно он складывает или вычитает.

Результаты можно доверить записывать самостоятельно, хотя и первые попытки будут весьма неуклюжими. Со временем в этих же тетрадях яблоки и шишки будут заменяться на цифры, что станет новым шагом в развитии.

Загадки и головоломки

Нет такого ребёнка, который бы не хотел быть лучше других. Предложите ему решить простенькие задачки:

  • У меня было 3 яблока, а после прихода папы (мамы) стало 7. Сколько яблок дал папа?
  • Я задумала цифру, после чего прибавила к ней 2, и вышло 5. Угадай, какую цифру я задумала?

Подобные задачки обычно имеют место вне учебного процесса, т.к. в этом случае они гораздо быстрее схватываются и обрабатываются. Если возникают трудности подсчёта, то нужно написать возможный вариант, который поможет в решении.

Самое последнее, что используется при написании – синяя ручка, а в идеале карандаши, мелки, йод, крошки и все то, что не будет напоминать сам процесс обучения.

Большой популярностью пользуются симпатические чернила, которые проявляются на свете, либо наоборот блёкнут, ибо приведённый таким образом пример запомнится ребёнком очень надолго.

Обратите внимание

Лишь на данном этапе можно ребёнку запускать специальные обучающие игры в компьютере. Для ребёнка уже не будет ничего нового в этом, но качественно проработанные программы достаточно легко доведут обучение сложению и вычитанию до трехзначных чисел.

Все игры подбираются заранее, т.к. в ряде случаев присутствуют элементы жестокости. Желательно выбирать игры по мультфильмам, интересным подрастающему поколению, т.к. они особенно привлекут его внимание.

Что ещё нужно помнить

Чтобы научить чему-то ребёнка, всегда нужно пытаться его полностью прочувствовать, чтобы обучение проходило в лёгкой и непринуждённой обстановке. Никогда нельзя проявлять агрессию, даже если 10 раз ничего не выходит.

Каждый новый шаг всегда даётся с некоторыми осложнениями, поэтому не стоит торопить события, а лучше просто совместно получать удовольствие от обучения.

Развивающий мультфильм «Лунтик, математика для малышей» поможет освоить сложение и вычитание с ребёнком:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/obuchenie-gramote/nauchit-rebenka-slozheniyu-vychitaniyu.html

Вычитание столбиком: урок с примерами, карточками и видео

Если в вычитании чисел меньше 10 нет ничего сложного, то с двузначными и трёхзначными всё немного сложнее. Требуется зрительное восприятие ребёнком символов. Перед тем как переходить на сложение и вычитание столбиком двузначных и трёхзначных чисел, нужно хорошо изучить устный счёт.

Вычитание чисел столбиком: правила и советы

Результат вычитания можно проверить сложением

Перед усвоением нового способа вычитания, следует объяснить ребёнку, что такое разрядность числа.

Пример: 1385 — четырёхзначное число, где:

  • 5 — единицы;
  • 8 (80) — десятки;
  • 3 (300) — сотни;
  • 1 (1000) — тысячи.

Соответственно, самые младшие разряды (единицы) находятся справа, чем левее разряд относительно единиц, тем он старше — десятки, тысячи и т. д.

Читайте также:  25 неделя беременности: что происходит с малышом и мамой?

Принцип действий при вычитании столбиком таков:

  1. Записываем первое число.
  2. Строго под ним пишем второе число, но так, чтобы единицы оказались под единицами, десятки — под десятками, сотни — под сотнями.
  3. Согласно правилу, сначала из единиц вычитаются единицы. В случае когда число, из которого вычитаем, меньше вычитаемого числа, нужно «занять» десяток из следующего разряда. Чтобы избежать путаницы, над тем разрядом, из которого «брали» десятку, нужно поставить точку.
  4. Операции с остальными разрядами проводятся так же.

Главное — не забывать про те разряды, из которых брали десятки, их значения уменьшаются на единицу.

Вычитание столбиком начинается с самой правой цифры

На уроках для формирования практических навыков в решении примеров на вычитание столбиком можно раздать детям распечатанные карточки.

Для учеников 2 класса подойдут карточки с примерами на вычитание столбиком двухзначных чисел.

Большее число (уменьшаемое) записывается в столбике сверху

С помощью раздаточного материала на уроке можно проводить небольшие проверочные работы.

Все упомянутые действия по решению примеров на вычитание столбиком выполняются в уме

Отдельно можно порешать примеры без перехода через десяток.

Черта в столбике означает знак равенства

Ученикам 3–4 класса следует практиковаться в решении примеров с трёхзначными и четырёхзначными числами.

Если при вычитании столбиком над нулём стоит точка, ноль превращается в 9

Для учеников среднего звена полезными будут более сложные примеры.

Вычитание в столбик полезно при выполнении действий с большими числами

Вычитание в столбик — простая арифметическая операция. Для закрепления знаний нужна лишь практика.

Источник: http://volna.org/poleznyie-uroki/primery-na-vychitanie-v-stolbik.html

Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Позанимайтесь с детьми

Вторник, 18.03.2003. Выпуск 38

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ

Игры-упражнения для школьников младших классов:

  • Сложение и вычитание в уме
  • Игра-упражнение «Муха» (тренировка устойчивости внимания)
  • Игра-упражнение «Феноменальная память»
  • Игра-упражнение «Воображаемая картина»

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В УМЕ

Школьники начальных классов должны уметь производить в уме несложные арифметические вычисления. Например, дети должны уметь складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа.

У взрослых сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел не вызывает затруднений, так как взрослый человек самостоятельно выработал для себя способы элементарного устного счета.

Ребенку считать в уме трудно. Многие дети затрудняются использовать для устного счета способ вычисления столбиком на бумаге.

Важно

Родители часто озабочены тем, что их дети не способны осуществлять в уме такие простые вычисления.

Я знаю родителей, которые нанимают репетиторов по математике первоклассникам!

Между тем, складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа очень просто и вы можете самостоятельно обучить этому своего ребенка.

Описанные ниже способы, в принципе, не отличаются от вычисления столбиком, зато гораздо понятнее детям.

Для облегчения счета в уме числа примера следует преобразовать так, чтобы одно из чисел примера содержало ноль.

Легкие примеры:

20 + 13 = 33
100 — 13 = 87

УВЕЛИЧЕНИЕ (УМЕНЬШЕНИЕ) ЧИСЕЛ ПРИМЕРА НА ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО

Этот способ можно применять к примерам на вычитание.

23 — 17 = 6

Вы можете увеличить (или уменьшить) уменьшаемое и вычитаемое на одно и то же число. Разность от этого не изменится. Но будет намного проще считать в уме, если, скажем, вычитаемое превратится в число 20. Или уменьшаемое преобразовать в число 20.

23 (+3) — 17 (+3) = 26 — 20 = 6

или

23 (-3) — 17 (-3) = 20 — 14 = 6

Обратите внимание ребенка на то, что увеличение (или уменьшение) обоих чисел примера на одинаковое число допустимо только в примерах на вычитание.

Применять это правило в примерах на сложение нельзя. Если увеличить на одинаковое число слагаемые в примере, сумма изменится.

(11 — 3) равняется (10 — 2) равняется (18 — 10)

НО

(11 + 3) не равняется (10 + 2) не равняется (18 + 10)

ПЕРЕНОС

Этот способ можно применять к примерам на сложение.

49 + 16 = 65

Единичка от числа 16 переносится на число 49. В результате считать в уме становится гораздо легче.

50 + 15 = 65

Другие примеры:

13 + 19 = 12 + 20 = 32 (единичка отнимается от 13 и прибавляется к 19)

27 + 58 = 25 + 60 = 85 (двойка отнимается от 27 и прибавляется к 58)

34 + 57 = 31 + 60 = 91 (тройка отнимается от 34 и прибавляется к 57)

РАЗБИВКА ОДНОГО ИЗ СЛАГАЕМЫХ

Совет

Когда сумма слагаемых превышает сотню, ребенок может испытывать затруднения в устном счете. Счет в уме в этом случае облегчит способ разбивки одного из слагаемых на два числа, одно из которых дополняет другое слагаемое до сотни.

80 + 67 = 80 + (20 + 47) = (80 + 20) + 47 = 100 + 47 = 147

ОТДЕЛЕНИЕ РАЗРЯДА ЕДИНИЦ ПРИ ВЫЧИТАНИИ

80 — 67 = 80 — 60 — 7 = 20 — 7 = 13

КОМБИНАЦИИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ

78 — 49 79 — 50 (прибавление к числам единицы)

70 — 50 + 9 = 20 + 9 = 29 (отделение разряда единиц)

79 + 68 80 + 67 (перенос единицы с числа 68 на число 79)

80 + 67 = 80 + 20 + 47 = 100 + 47 = 147

Аналогичными способами легко складываются и вычитаются в уме и трехзначные числа.

157 + 238 (100 + 200) 300 + 57 (+3) + 38(-3) (перенос тройки с 38 на 57) 300 + 60 + 35

300 + 95 = 395

387 — 129 (300 — 100) 287 (+1) — 29 (+1) (прибавление единицы к уменьшаемому и к вычитаемому)

288 — 30 = 258

419 — 297 (400 — 200) 219 (+3) — 97 (+3) (прибавление тройки к уменьшаемому и к вычитаемому)

222 — 100 = 122

Вы можете самостоятельно составить примеры на каждое правило и отработать устные вычисления с ребенком. Составляя примеры, постепенно увеличивайте сложность заданий. Чтобы ребенок, выполняя ваши задания, не испытывал трудностей. Чтобы ребенок чувствовал, что у него все отлично получается.

И главное. Не разрешайте ребенку пользоваться калькулятором, карандашом и бумагой для вычисления суммы и разности двузначных и трехзначных чисел.

УПРАЖНЕНИЕ «МУХА» (ТРЕНИРОВКА УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ)

Чтобы ребенок успешно осуществлял разнообразные умственные действия, необходимо тренировать у него устойчивость внимания. Внимание в норме обладает способностью самопроизвольно переключаться. Ребенок начинает что-то делать в уме, но внимание перескакивает на что-то другое и начатое умственное действие прерывается.

Упражнение «Муха» позволит вам постепенно натренировать устойчивость внимания ребенка. Время выполнения упражнения следует увеличивать постепенно. В первые дни занимайтесь по 1-2 минуте.

Обратите внимание

Затем увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. В любом случае следите за тем, чтобы ваш ребенок не уставал.

Поддержание внимания на выполнении умственных действий требует больших затрат энергии.

Сначала объясните ребенку смысл выполнения упражнения (смысл игры). Нарисуйте на бумаге клетчатое поле из 9 клеточек (3 х 3).

В центре нарисуйте муху. Ребенок должен представить это игровое поле у себя в воображении. Вы будете последовательно давать ему одну из четырех команд: вверх, вниз, налево, направо.

Ребенок должен удерживать клетчатое поле в своем воображении и в соответствии с вашими командами перемещать муху по клеточкам.

После выполнения нескольких команд попросите ребенка показать (на чистом клетчатом поле) где сейчас находится муха.

Например: вниз, направо, вверх, вверх, налево, вниз. Где сейчас находится муха? Покажи.

Постепенно увеличивайте количество команд и количество серий команд. Следите за тем, чтобы ребенок отслеживал перемещение «мухи» исключительно в своем воображении. Подглядывать на нарисованное клетчатое поле нельзя.

Важно

Когда на поле из девяти клеточек ребенок будет отслеживать перемещение «мухи» слишком легко, увеличьте размер игрового (воображаемого) поля до 16 клеточек (4 х 4).

Если и это не будет вызывать трудностей у ребенка, вы можете увеличить размер воображаемого поля до 25 клеточек (5 х 5).

Если ребенок немного устал от вашей игры, поменяйтесь с ним ролями. Пусть теперь он дает серии команд, а вы в воображении отслеживайте перемещение «мухи». Иногда и взрослым данное упражнение бывает весьма полезным.

«ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»

Самое простой прием запоминания в мнемотехнике — это прием «Цепочка».

Вам достаточно объяснить ребенку правила соединения двух образов в воображении, и ребенок сразу получит результат: он сможет безо всякой тренировки последовательно запоминать десятки слов, воспринимаемых на слух.

Такая «феноменальная» память обычно очень вдохновляет детей, и они с удовольствием играют в эту игру.

Как запоминать

Образы следует соединять парами. Самый надежный способ запоминания — это когда второй образ пары проникает в первый образ пары. Допустим, нужно соединить апельсин и карандаш.

Ребенок должен представить в воображении как карандаш протыкает апельсин.

Объясните ребенку, что когда он будет вспоминать эту картинку, сначала нужно назвать образ «апельсин», а затем «карандаш», который находится внутри апельсина.

Чтобы запомнить связь между словами «карандаш» и «автомобиль», пусть ребенок представит карандаш очень большим, в виде трубы, внутри которой находится автомобиль с включенными фарами.

Совет

Чтобы запомнить связь между словами «автомобиль» и «жираф», нарисуйте в воображении ребенка следующую картинку: из окна автомобиля торчит шея жирафа.

Чтобы соединить «жирафа» и «фотоаппарат», «вмонтируйте» фотоаппараты в глаза жирафа: у жирафа из глаз торчат объективы.

Как вспоминать слова по картинкам

Объясните ребенку, что ничего специально вспоминать не нужно. Пусть просто вспомнить первую картинку (напомните ее ребенку). Первая картинка — апельсин. Чтобы вспомнить следующее слово, ребенок должен внимательно рассмотреть апельсин в своем воображении. Он сразу увидит карандаш.

Затем нужно оставить в воображении только карандаш и рассматривать его внимательно. Сразу вспомнится автомобиль. В воображении следует оставить только образ автомобиля. Тогда в голове появляется жираф, которого вы туда посадили. Теперь оставьте в воображении только образ жирафа и внимательно его рассмотрите.

Вы сразу вспомните, что вместо глаз у жирафа — фотоаппараты.

Подбирайте для этого упражнения простые слова, чтобы ребенок мог легко представить их в виде конкретных зрительных образов.

Начинайте упражнение с 10 слов. В дальнейшем, если ребенок будет проявлять интерес к этой игре, вы можете увеличивать количество запоминаемых слов.

Обычно, запоминать на слух более 50 слов уже становится скучно. Но если вам не лень составить список из 100 слов, ваш ребенок с удовольствием их запомнит под диктовку. Диктуйте слова не слишком быстро.

Делайте паузы между словами примерно 10 секунд.

Примеры слов для запоминания

яблоко — авторучка — телефон — ворона — мотоцикл фотография — гиря — слон — вилка — книга гитара — настольная лампа — кассета — дерево — куртка компакт-диск — тетрадь — ластик — котенок — кукла машинка — носок — лыжи — магнитофон — дверь ванна — голубь — свисток — светофор — солнце журнал — ключи — вишня — колесо — майка подушка — мыло — руль — конфета — кепка телевизор — чашка — березка — бабочка — шнурки

веник — колбаса — окно — кукла — пакет молока

Что тренирует это упражнение

Обратите внимание

Ребенок на практике убеждается, что запоминание — это сознательное действие. Ничего само по себе запоминаться не будет.

Ребенок понимает, что для эффективного запоминания нужно преобразовывать слова в образы и соединять образы в воображении.

Это упражнение хорошо тренирует устойчивость внимания и развивает визуальное мышление.

ВООБРАЖАЕМАЯ КАРТИНА

Это групповое упражнение. Для игры нужно несколько человек. Смысл упражнения заключается в том, чтобы словами рисовать картину на чистом листе бумаги.

Например, взрослый берет в руки чистый лист бумаги и говорит: «Я нарисовал в верхнем левом углу солнышко». Затем следует передать чистый лист бумаги второму участнику игры. Он говорит: «А я нарисовал внизу синее море».

Чистый листок передается третьему участнику игры: «По небу плывут облака и летают чайки».

Читайте также:  29 неделя беременности: что происходит с малышом и мамой

Листок снова берет взрослый: «По морю плывет большой пароход».

Второй участник: «Я нарисовал пляж с разноцветными зонтиками в нижнем правом углу».

И так далее, пока картина не будет «нарисована».

После этого следует дать чистый листок бумаги одному из участников игры (одному из ваших детей или его приятелей) и путь он самым подробным образом опишет то, что нарисовано на «картине».

Важно

Данное упражнение отлично развивает визуальное мышление и умение рассказывать по представляемым в воображении зрительным образам. Это умение является важнейшим для формирования способности пересказывать своими словами текстовой материал.

Упражнения «Муха» и «Воображаемая картина» позаимствованы из книги Н.В.Цзен, Ю.В.Пахомова «Психотренинг: игры и упражнения», Москва, Физкультура и спорт, 1988.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon

Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/

Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов — по согласованию с Козаренко В.А.

Источник: http://mnemotexnika.narod.ru/arch/0038.htm

Как научить ребенка считать в столбик

Сегодня в большинстве случаев дети осваивают простейшие математические действия еще в дошкольном возрасте. Родители стараются самостоятельно обучить малышей основам математики, чтобы при поступлении в школу у них уже была сформирована небольшая, но основательная база знаний. Одним из навыков, которые можно легко изучить дома, является счет в столбик.

Подготовка к обучению

Прежде чем начать изучение счета в столбик, родителям необходимо удостовериться в готовности ребенка к занятиям. В первую очередь юный математик должен без проблем считать от 0 до 10 и легко различать все эти числа на письме.

Если навык еще не закреплен или вообще не освоен, нужно обязательно заняться восполнением пробела. Наиболее эффективные методики представлены в статье «Учим ребенка устному счету».

Кроме того, ребенок уже должен понимать принципы простых математических действий, а именно сложения и вычитания.

Тренироваться следует ежедневно, оттачивая навыки на находящихся рядом предметах — игрушках, конфетах, яблоках, счетных палочках и т. д. Как только ребенок будет достаточно уверенно складывать и вычитать однозначные числа, можно переходить к более сложным задачам.

Считаем в столбик

Понятно, что сложение и вычитание однозначных чисел в столбик бессмысленно — эти действия ребенок, как правило, выполняет в уме. Сложности же возникают при работе с двузначными числами — начинающему математику трудно сконцентрироваться и просчитать все без визуального представления. В этом случае на помощь ребенку приходит проверенная несколькими поколениями методика — счет в столбик.

Конечно, учителя математика знают, как научить ребенка считать столбиком, а вот родители чаще всего даже не представляют, с чего начать занятия. А начинать надо с базы — объяснения такого математического понятия, как разрядность.

Ребенку важно понимать, каким образом составляются двузначные (а затем — и трехзначные) числа и как они записываются при счете столбиком. Сразу же можно выполнять очень простое, но эффективное упражнение — запись в столбик однозначных и двузначных чисел. Задача такого упражнения — научить ребенка правильно располагать числа с разной разрядностью друг под другом.

Малыш должен понимать, что единицы пишутся под единицами, десятки — под десятками, сотни — под сотнями и т. д.

Освоив этот базовый навык, ребенок может переходить к следующему этапу — непосредственно счету. Необходимо объяснить малышу, что складывать и вычитать числа нужно по разрядам — единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.

Причем счет нужно вести обязательно от единиц, т. е. справа налево.

Некоторые трудности возникают при сложении чисел, цифры которых в сумме дают больше «10», например, 24 + 18. Ребенку нужно рассказать, что в данном случае сумма единиц — «4» и «8» составляет «12». При этом под единицами в итоговой сумме записать нужно тоже только единицу, т. е.

«2». А десятки — «1» — необходимо «оставить в уме». При сложении уже десятков — «2» и «1» в данном примере — нужно обязательно добавить и «оставленную в уме» десятку, т. е. «1». В итоге сложение десятков выглядит как 2 + 1 + 1 и дает в сумме «4». Конечная сумма составляет «42».

Аналогичные действия необходимо совершать и при вычитании, когда цифры уменьшаемого меньше цифр вычитаемого. Например, 41 — 15. Только в этом случае нужно «оставленные в уме» цифры не добавлять, а отнимать.

Общие советы для занятий

Итак, сама по себе методика обучения ребенка счету в столбик достаточно понятна. Но помимо нее, родителям следует ознакомиться с общими советами, которые помогут сделать занятия с малышом более эффективными:

  • Будьте последовательными и терпеливыми. Многие взрослые считают, что этапы развития ребенка определяются возрастом и скоростью освоения нового учебного материала. Однако заставлять детей заниматься по ускоренной программе не стоит. До счета в столбик нужно «дорасти», изучив сначала основы, о которых уже было сказано выше.
  • Повторение — мать учения. Успех занятий зависит от количества времени, посвященного практике. При каждом удобном случае обращайтесь к ребенку «за помощью» — просите его посчитать числа в столбик и обязательно благодарите, когда получите результат.
  • Используйте дополнительные материалы. Детские книжки по математике, рабочие тетради, схемы и картинки помогут детям быстрее усвоить материал, т.к., как правило, они лучше воспринимают информацию, представленную наглядно.
  • Переведите учебу в игру. Этот совет является универсальным для всех учебных занятий. Если у вас есть возможность включить в процесс обучения игровой элемент, ребенок будет более внимательным и увлеченным.

Важно понимать, что умение считать в столбик не определяет готовность ребенка к школе. Поэтому не стоит предъявлять к малышу высокие требования — он обязательно сможет самостоятельно выполнить математические действия столбиком, когда сам будет к этому готов.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/kak-nauchit-riebienka-schitat-v-stolbik

Как научить ребенка сложению и вычитанию в пределах 20

Некоторые детишки не успевают за школьной программой. Особенно трудно приходится малышам, которые часто болеют. Или инертным детям  — тем, которым на усвоение нового требуется больше времени, чем  одноклассникам. Как научить ребенка считать в пределах 20? Читайте советы для родителей, которые обязательно помогут!

Основной прием счета в пределах 20, изучаемый в школе

Прежде, чем приступить к объяснению алгоритма, необходимо подготовить почву – заострить внимание ребенка на тех знаниях, которые ему понадобятся.

Изучаем числа второго десятка

Приготовьте наборы одинаковых предметов — до 20 штук. Предложите ребенку отсчитать десять предметов и выложить их в ряд слева направо, как пишем в тетради.

Объясните малышу, что десять – это по-другому десяток, или «дцать».
Поиграйте с десятком – положите на первый ряд еще один предмет и расскажите, что это один – или единица. Мы выложили «один» на «дцать», значит один» на «дцать» — будет одиннадцать.

Подбираем цифру, соотносим ее с данным количеством — кладем рядом.
Проделайте тоже самое с разными числами, постройте ряды «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так далее, пока ребенок не поймет принцип  образования чисел от 10 до 20.

Усваиваем алгоритм образования сотни

Как научить ребенка считать десятками? Для этого занятия нам понадобятся картонные полоски одинаковой длины и ширины. Их можно нарезать самому, или купить готовые в магазинах для детского рукоделия.

Выкладываем десять палочек, вспоминаем, что это десяток или «дцать».

Выкладываем второй ряд и говорим, что это два «дцать», тоесть – двадцать.

В числе «Двадцать» двадцать единиц или два десятка – это необходимо понимать. Не забываем подбирать соответствующие цифры.

Точно также образуем число 30 (40, 50, 60, 70, 80 – по порядку, можно не за один день).

Совет

Числа 40 и 90 составляем в свою очередь, но заостряем внимание ребенка, что у этих чисел необычные имена – сорок и девяносто. Их нужно запомнить.

В итоге, ребенок должен понять правило – десятками считают точно так же, как и единицами, но с приставкой «дцать».

Когда малыш усвоит количество (10), название и состав числа 10, десятки нужно связать в пучки. Вместе с ребенком отсчитайте по 10 палочек и «расфасуйте» их. В дальнейшем, вы будете пользоваться понятием «десяток», не пересчитывая палочки.

Как научить ребёнка считать до 20? Если малыш не понял предыдущее объяснение,  попробуйте еще один метод. Считайте «по ролям» – слово Вы, слово первоклассник:

Вы: ДВА…
Ребенок: …ДЦАТЬ!
Вы: ТРИ…
Ребенок: …ДЦАТЬ
Вы: ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТКА

Ребенок: Сорок!

И так далее. Параллельно можно выкладывать счетные предметы и/или цифры.

Для устного счета полезно прибавлять и отнимать числа по десяткам: четыре десятка плюс два десятка, получим шесть десятков.

Кроме того, счет десятками (10, 20, 30 — до ста и наоборот) повысят узнаваемость числа и улучшат ориентацию ребенка в таких понятиях, как десятки и сотня.

Так как ребенок-первоклассник все еще зависим от предметной деятельности (действий с предметами), для занятий обязательны наборы одинаковых предметов для счета, которые можно взять в руки и посчитать предметно. Для счета в рамках 20 наиболее удобны кубики. Их можно выстраивать в несколько этажей, обеспечивая наилучшую воспринимаемость материала.

Как научить считать до 20 правильно? Пока малыш не усвоил соотношение десять=десять единиц, не стоит считать «кучками» и  связками. Лучше выстраивать десятичный ряд снова и снова. Скорее всего, школьник усвоит данную аксиому за пару занятий.

Обратите внимание

Выстраиваем ряд из 10 кубиков и кладем сверху еще три (а мы помним, что ряд в математике всегда начинается с левого конца). Вспоминаем, что это ТРИННАДЦАТЬ.

Неподалеку выстраиваем число 14. Рассказываем, что сложить 13 и 14можно очень быстро,  если отдельно десятки прибавлять отдельно: Один десяток и еще один десяток – будет..? –Два десятка, или «два – дцать», ДВАДЦАТЬ! Единицы мы приплюсуем отдельно – три и четыре, будет 7.

В итоге мы имеем числа 20 и 7 (параллельно объяснению оперируем кубиками). Двадцать и семь — будет ДВАДЦАТЬ СЕМЬ!

Полезно будет пересчитать все кубики, что бы школьник убедился, что вы все сделали правильно.

Как научить ребенка считать до 20? Отниманию учим в той же последовательности. Пока ребенок не усвоил счет раскладыванием числа на десятки и единицы, к счету с переходом через десяток (17+15, 16-7) не приступаем.

Таким образом, работаем с десятками в пределах первой сотни.

Необычный помощник в обучении счету

Чтобы ребенок мог увидеть числовой ряд от 0 до ста, предложите рассмотреть портняжий сантиметр. По сути, сантиметр – это большая мягкая линейка, которую удобно хранить. С помощью этого нехитрого приспособления, малыш легко выполнит непростые для него упражнения:

  • Посчитать с помощью десятков до ста и от ста к нулю
  • посчитать от 87 до 93 и в обратном порядке
  • доказать, какое число больше или меньше (меньше то, которое при счете говорим раньше и то, которое пишется левее — ближе к нулю)
  • выполнить простое сложение и вычитание
  • повторить порядковый счет (первый, второй…сотый)
  • улучшить математический словарь

Считаем в пределах 20 с переходом через десяток

Как ребенка научить считать двузначные числа? При сложении и вычитании чисел с переходом через десяток, необходимо суметь пояснить школьнику, что одно из слагаемых раскладывается так, что бы добавить другое слагаемое до  10 и уже к нему приплюсовать остаток:

17+5

Возьмем 17, это десять и семь, запишем:

(10+7)+5, оставляем число 10 в покое и работаем только с единицами:

10+7+5

Сколько семерке не хватает до 10? (тут нам очень пригодится состав десяти) – не хватает трех. Расписываем пятерку, как 3 и 2 (состав числа 5), получаем:

10+7+3+2

В итоге у нас появляется запись:

10+10+2

Это десяток и десяток – два десятка, да еще 4 единицы – двадцать два.
При вычитании работаем по тому же алгоритму.

Важно

Возможно, малыш поймет не сразу. Смело пользуйтесь таблицами «Состав числа». Научившись понимать принцип добавления числа до десяти, школьник с легкостью сможет делать это устно, без таблиц.

Во время счета, уделяйте особое внимание терминологии. Изучайте названия разрядов, заполняйте разрядные таблицы. Раскладывайте число на разряды устно и письменно.

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1206-kak-nauchit-rebenka-slozheniyu-i-vychitaniyu-v-predelakh-20.html

Ссылка на основную публикацию