Игры для детей с моторной алалией — как развиваем речь ребенка в игре

Алалия у детей

Наиболее тяжелым в плане лечения и симптоматики среди нарушений речи у детей является развитие у них алалии. Алалия или отсутствие речи – это состояние, связанное с поражением головного мозга, проявляющееся отсутствием у ребенка способности к разговору.

При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью.

Обратите внимание

В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации.

У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.

Причины алалии

Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.

Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов.

В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного.

Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями.

В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее.

Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.

Симптомы алалии

Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга.

Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих.

В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.

Важно

Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами.

Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы.

Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку.

Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.

Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» — чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.

Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» — Папа купил шарик Кате.

Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.

Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов.

Совет

Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги.

Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.

Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом.

В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия.

При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос.

Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.

Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения.

Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры.

Обратите внимание

Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.

Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.

Лечение алалии

Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока.

Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний.

Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.

Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек).

Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.

Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами.

Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка.

Важно

Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.

Врач педиатр Литашов М.В.

Источник: https://7gy.ru/rebenok/razvitie-rechi/679-alaliya.html

Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка: обследование, лечение, занятия дома

Алалия – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

Алалия у детей сопровождается нарушениями сразу нескольких компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматический строя. Дети с таким заболеванием имеют очень небольшой словарный запас или совсем не говорят.

Алалия – редкое и тяжелое речевое нарушение. Дети-алалики нуждаются в комплексной медико-психологической коррекции.

Обследование детей с алалией показало, что данному заболеванию больше подвержены дошкольники, в меньшей степени младшие школьники. Также специалисты отмечают, чаще диагноз алалия ставят мальчикам, нежели девочкам.

Причины алалии

Причин данного нарушения может быть множество:

  • Патологии внутриутробного развития (гипоксия плода, перенесенные заболевания матери, травмы)
  • Генетическая предрасположенность
  • Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование
  • Травмы головы
  • Отравления токсичными веществами

Алалия: виды и симптомы

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

Причины:

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии).

Родителям важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», «афазия», «дисфазия», «афазия развития», «задержка речевого развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.

Читайте также:  Сроки прорезывания зубов зависят от типа вскармливания

Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Обследование и коррекция

Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

Для этого нужно посетить следующих специалистов:

  • Невролог – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

Обследования:

ЭЭГ (электроэнцефалография)
ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)
Регнгенография черепа+

МРТ головного мозга

  • Отоларинголог – проверить слуховой и речевой аппарат.

Обследования:
Отоскопия
Аудиометрия

Исследование функции слухового анализатора

  • Также полезно посетить детского психолога и логопеда. Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.

При коррекции алалии важен комплексный подход, которые включает:

  1. Медикаментозное лечение
  2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается.

Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

Занятия с логопедом

Коррекционная работа с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

Логопедический массаж часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

  1. Используются следующие приемы:
    Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
  2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
  3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

Педагогическая работа строится поэтапно:

  1. Работа над возникновением звуков.
  2. Вызывание слогов в речи.
  3. Связывание слогов в слова.

Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

Упражнения:

  • Маятник
    Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы.
    Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда.
    Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
  • Надувание щек
    Логопед просит малыша надуть щеки.
    Надуй щеки как сердитый медвежонок.
    Давай спрячем «яблочки» за щечки!
  • Трубочка
    Логопед просит вытянуть губы трубочкой.
    Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

Мимические упражнения

  • Весна пришла
    Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
  • Медведь в домике
    Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

Упражнения для мышц шеи

  • Цветочки
    Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
  • Солнышко
    Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

Домашние занятия

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки.

Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

  • Переложи игрушки
    Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
  • Сделай бусы
    Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы.

Игра “Сделай бусы” для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

  • Закрой коробочки
    Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
  • Поймай шарик
    В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
  • Узор из пуговиц
    Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.

Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

  • Кто что делает
    Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

Карточки для занятий:
Карточки для работы с алаликами часть 1
Карточки для работы с алаликами часть 2
Карточки для работы с алаликами часть 3
Карточки для работы с алаликами часть 4

Рекомендации родителям

Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме.

Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.

Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу.

С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы.

С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.

Какие есть плюсы обучения в специализированной школе:

  1. Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
  2. Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
  3. Небольшое количество учеников в классах.

Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/alaliya-u-detej

Упражнения с водой, как один из способов «запустить» речь у ребёнка с моторной алалией

Умейте открыть перед ребёнком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал.

Сухомлинский В.А.

Настоящая статья написана с целью поделиться опытом, который я получила при работе с ребёнком с тяжёлым нарушением речи.

Ко мне на занятия ходит Матвей — мальчик с заключением невролога — моторная алалия. Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития.

Совет

При первичной диагностике было выявлено, что все подсистемы языка находятся в рудиментарном состоянии и функционируют аномально. В экспрессивной речи использует ограниченное число слов и звуков-псевдослов. Флексии (окончания) отсутствуют. Слоговая структура слов преимущественно строится по моделям согласный-гласный (СГ).

Часто произносится только ударный слог или гласный из ударного слога. Гласные присутствуют, число согласных минимально (смычные [п],[п'],[б],[б'],[т],[т'],[д],[д'] и сонорные [м],[м'],[н],[н']).

Основным средством коммуникации выступают экспрессивные компоненты интонации, звукоподражания, звуковые жесты и неречевые звучания (смех, крик).

После диагностики мною была выстроена система по работе с ребёнком. В своей работе я опиралась на пособие Пятницы Т.В., Башинской Т.В. «Система коррекционного воздействия при моторной алалии» и Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В.

«Учимся говорить», но продвижения в формировании речи были незначительные.

После постоянных попыток найти такие формы и методы, которые послужили бы «пусковым механизмом» для речи, я решила просто «идти» за ребёнком – за его желаниями и потребностями.

Я заметила, что у Матвея появляется речевая активность только в том случае, когда затронуты его положительные эмоции. Такого эмоционального подъема можно было достичь только в игре. Игра для Матвея является не только ведущим видом деятельности, но и одним из важнейших путей познания окружающего мира.

В играх мы используем объекты неживой природы (песок, глину, воду и др.), так как они ценны для развития чувствительности пальцев рук, кинестетических ощущений, совершенствования моторных возможностей ребенка. Но больше всего Матвей любит играть в воде.

Наблюдая за Матвеем, когда он погружал руки в таз с водой, я заметила, что он не только с удовольствием плещется там, но при этом ведёт свой разговор или начинает с радостью повторять за мной слова простой слоговой структуры.

Обратите внимание

Из своих наблюдений я сделала вывод, что занятия с Матвеем нужно строить в игре с использованием воды. Погружая обе руки в тёплую воду, ребёнок снимал мускульное, психоэмоциональное напряжение.

Наше занятие проводится на основе ознакомления с окружающим миром. Каждый раз Матвей знакомится с каким-нибудь животным (насекомым). Всё зависит от интересов и предпочтений ребёнка на данный момент.

На занятии обязательно использую резиновую или пластмассовую игрушку, похожую на настоящее животное, чтобы ребёнок мог её потрогать, рассмотреть и поиграть с ней в воде.

Ниже приведено моё занятие – знакомство с крокодилом.

Сначала я провела небольшое ознакомление с крокодилом: описала его внешний вид, затем вместе с ребёнком мы посчитали количество лап, определили его цвет, место обитания и чем питается, назвали крокодила в ед. и мн. числе, его детёнышей. Во время описания смотрели презентацию про крокодила и сравнивали его с нашей игрушкой (чем похожи и чем отличаются).

Затем я ввела игровую ситуацию: «Крокодил живёт в природе и очень много времени проводит в воде, значит, и наш крокодил будет жить в воде» и предложила Матвею набрать в тазик воды: «Матвей, набери нашему крокодилу тёплой воды, чтобы ему было не холодно».

Когда Матвей набирал воду в таз, я спрашивала: «Какую воду ты сейчас открываешь? А, если вода будет холодной, что будет с крокодилом? А какую нужно воду еще открыть, чтобы она стала тёплой?» Затем Матвей опустил крокодила в воду и сразу же начал с ним разговаривать.

Я следила за тем, чтобы его речь обязательно сопровождалась движениями (играй и говори одновременно), для этого я также включилась в игру, используя игрушку другого животного (ранее изученного) и начала строить диалог с ребёнком, задавая ему вопросы от имени игрушки.

Читайте также:  Трудности адаптации первокласников в школе - советы родителям

Во время игры мы прослушивали звуки, которые издаёт крокодил и Матвей с большим удовольствием их повторял, «плавая» с крокодилом в воде. Затем крокодил «попросил» ребёнка повторить за ним простые слова, которые он «выучил» у себя на болоте (произнесение слов простой слоговой структуры).

Важно

Затем знания о животном закреплялись на бумаге: вместе с Матвеем мы сделали аппликацию крокодила. Далее ребёнок обвёл шаблон животного с использованием светового стола – это была «фотография» крокодила, которая была раскрашена пальчиковыми красками (в это время я читала стих про крокодила). В конце занятия был просмотрен мультфильм про крокодила, у которого болели зубки.

В качестве домашнего занятия я предложила сказку для прочтения про крокодила, игру «четвёртый лишний», игру-лабиринт «помоги крокодилу добраться до болота», слепить крокодила из глины.

Такие занятие с ребёнком проводятся постоянно, только меняется изучаемое животное (чтобы ребёнок не потерял интерес). Если Матвей «не в настроении», то просто «плюхаясь» в воде он повторяет за мной слова различной слоговой структуры.

Чтобы новые слова (фразы, предложения) закрепились у ребёнка, я повторяю одно и то же слово (фразу, предложение) снова и снова. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях, но всегда с использованием воды.

Благодаря таким занятиям речь Матвея была «запущена» и процесс формирования речи пошёл «скачками». Он стал больше сливать звуки в слоги, слоги в слова, а затем в простые предложения. Сейчас ребёнок строит предложение из 2-х – 3-х слов, делает попытки вступить в диалог. Также во время «водных» игр при изучении змеи, жука были поставлены шипящие звуки.

Таким образом, используя вышеописанную систему работы с использованием воды, я достигла определённых успехов в формировании речи ребёнка с моторной алалией, которую я увидела, проведя повторную диагностику речевого развития:

  • появились искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, однословные и двухсловные предложения;
  • ребёнок стал различать некоторые грамматические формы, но только лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; поет — поют).

Всего комментариев:

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5072

Учебно-методический материал по развитию речи по теме: Моторная алалия

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?

Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?

Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?

Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?

Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?

Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?

Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.

«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».

«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»

«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»

«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»

«Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь…»

«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»

«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»

«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»

«Покажи вазы, стоящие на ( одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»

Большой – маленький (-ая)

Узкий – широкий (-ая)

Длинный – короткий (-ая)

Низкий – высокий (-ая)

Толстый – тонкий (-ая)

Вниз (внизу) – вверх (вверху)

Далеко (близко)

Вперёд (впереди)

Назад (сзади)

По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».

«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.

«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.

«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).

Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, — плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем

продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).

«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.

«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».

Совет

Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».

«Сосчитай фрукты» и т. п.

«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:

Мальчик.

Мальчик идёт. И т.п.

«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»

Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.

«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.

«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.

«Укачивание». А-а-а-а-а…(с понижением голоса).

«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».

Проговаривание предложений типа:

Ася умывается.

Алла ушла.

Инна идёт.

Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).

Произносить слова, фразы, выражая голосом разные чувства.

«Хочу!» — гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.

«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.

Отражённое проговаривание предложений.

Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.

Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).

«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.

«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:

Курица с цыплятами: // ///

Утка с утятами: // //

Гусыня с гусятами: / / ///

Ребёнку предлагается повторить.

Логопед: Сели птицы на деревья и запели:

«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)

ти-ти-ти, (пауза) ти.»

Затем повтор с усилением голоса на заданный слог.

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти,

Ти-ти-ти, ти-ти-ти.

«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук — тук, тук — тук-тук».

«Мамы и детки». Условием игры является то , что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.

Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)

Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)

Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».

Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».

Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».

Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».

Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.

«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

«Какой предмет издаёт такой звук?»

«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.

«Где гудит пароход?». «У-у-у» — далеко (тихо) или близко (громко).

«Кто плачет?». «А-а-а» — низким голосом (мальчик), высоким (девочка).

«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)

Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.

Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.

«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»

Папа – сидит, идёт, стоит.

Девочка – прыгает, плачет, читает.

Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.

Дедушка – спит, лежит, читает.

Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.

Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.

Птичка – прыгает, летает.

Самолёт – летит, гудит.

«Кто быстрее принесёт картинку».

На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:

«Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).

Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).

Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).

Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).

Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).

Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).

Обратите внимание

Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).

Читайте также:  Рвота у новорождённого, детей до года и после года - все причины и первая помощь, если ребёнка рвёт

Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).

Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).

Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).

Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).

Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;

— найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;

— посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.

Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается ,вытирается, причёсывается.

Мальчик идёт – мальчики идут.

Мальчик бежит – мальчики бегут.

Девочка стоит – девочки стоят.

Мальчик спит – дети спят.

Девочка поёт – дети поют.

Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».

Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Светит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.

Кто там топает по крыше?

— Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

— Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

— Топ-топ-топ.

Может кошек подковали?

— Топ-топ-топ.

Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.

Дождик, дождик…

Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу).

И по грядкам..

Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы).

По дорожке…

Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу).

А по лужам…

Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу).

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)

Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу).

Где сучок давно засох,

Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).

Где листок к листку прилип,

Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).

Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки.)

Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца , его показ.)

Испугались зайца.

Мы (показать на себя)

Ходили (три шага)

По грибы, (руками сделать гриб)

Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются)

Убежали за дубы, (ладони на уровне лица)

Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить»)

Все (помахать раскрытыми ладошками)

грибы (руками сделать гриб),

А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей)

— Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог).

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.

Массаж шестигранным карандашом:

— «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола);

— «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям);

— «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).

«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются»).

«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки).

Игры со счётными палочками.

Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики.)

Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки.)

(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед.)

Листья берёзы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберём,

маме осенний букет отнесём.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу),

Нашим пальчикам поможем

Важно

Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх).

«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук.)

«Ладушки».

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы.)

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/04/19/motornaya-alaliya

Игры и игровые упражнения для детей с алалией

ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Широко открываем рот, громко поём:

  • А-а-а!

  • Как мама укачивает малыша?

  • А-а-а!

Округляем губы, громко поём:

  • О-о-о!

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

  • О-о-о!

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

  • У-у-у!

  • Как гудит паровоз?

  • У-у-у!

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

  • И-и-и!

  • Как кричит лошадка?

  • И-и-и!

Дети заблудились в лесу.

Они кричат:

  • Ау! Ау!

Малыш плачет:

Ослик кричит:

  • Иа! Иа!

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и

опускается по лесенке (повышение и понижение тона):

— О-о-о! И т.д.

Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ

Это корова. Корова мычит:

  • Му-му-му!

Как мычит корова?

Это коза. Коза кричит:

Как кричит коза?

Это кошка. Кошка кричит:

  • Мяу! Мяу!

  • Как кричит кошка?

Это овечка. Овечка кричит

— Бе! Бе! Бе!

— Как кричит овечка?

Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:

— Пи! Пи!

— Как пищит цыплёнок?

Это собака. Собака лает:

  • Ав! Ав! Ав!

  • Как лает собака?

Это курочка. Курочка кричит:

  • Ко! Ко! Ко!

  • Как кричит курочка?

Это гусь. Гусь кричит:

Как кричит гусь?

Это кукушка. Кукушка кукует:

  • Ку! Ку!

  • Как кукует кукушка?

Это лягушка. Лягушка квакает:

Ква! Ква! Ква!

— Как квакает лягушка?

Это утка. Утка крякает:

— Кря! Кря! Кря!

— Как крякает утка?

Это петушок. Петушок поёт:

-Ку-ка-ре-ку!

— Как поёт петушок?

Мальчик играет на дудочке:

— Как играет мальчик?

Мальчик играет на барабане:

  • Бум! Бум! Бум!

— Как играет мальчик?

Машина гудит:

  • Би-би-би!

  • Как гудит машина?

Девочка звонит в колокольчик:

— Динь! Динь! Динь!

— Как звонит колокольчик?

Папа стучит молотком

— Тук! Тук! Тук!

— Как папа стучит молотком?

ВЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ

Мячик упал в воду:

Ах! Ах! Ах!

У мальчика болит зуб:

— Ох! Ох! Ох!

Девочка качается на качелях:

— Ух! Ух! Ух!

Миша рубит дрова:

— Эх! Эх! Эх!

Девочка погоняет лошадку:

Как девочка погоняет лошадку?

Малыш не хочет есть:

  • Не! Не! Не!

  • Как капризничает малыш?

Проговаривание слогов

— НУ-НУ-НУ

— НЯ-НЯ-НЯ

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями

Улыбнись-нахмурься (перед зеркалом)

Тучки-солнышки (сжать кулачки-это тучки, поднять ручки вверх- это солнышко)

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:

Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:

Ребёнок отвечает:

Малыш топает:

— ТОП-ТОП-ТОП

— Как топает малыш?

Вода капает.

— КАП-КАП-КАП

— Как капает вода?

Часы тикают.

-ТИК-ТАК!

— Как тикают часы?

Часы бьют

-БОМ-БОМ

-Как бьют часы?

Охотник стреляет

-ПИФ-ПАФ

-Как стреляет охотник?

Зайчик прыгает

-ПРЫГ-ПРЫГ.

-Как прыгает зайчик?

Лошадка скачет

-ЦОК-ЦОК

-Как скачет лошадка?

Погремушка гремит

-ДОН-ДОН

-Как гремит погремушка?

Мальчик качается на качели

КАЧ-КАЧ

Мальчик кушает

-НЯМ-НЯМ

Мальчик спит

-БАЮ-БАЙ

Мальчик заблудился в лесу. Он кричит:

  • Папа! Ау! — Дядя! Ау!

  • Мама! Ау! — Катя! Ау!

  • Тётя! Ау! — Нина! Ау!

Помоги мальчику, покричи вместе с ним.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»

Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!

  • Катя, дай Лялю!

  • Тётя, на Лялю!

Просим ребёнка повторить.

Показываем ребёнку картинку, рассказываем:

  • Это Вова. У Вовы би-би.

  • Вова, дай би-би.

  • Тётя, на би-би.

  • Мама, на би-би.

  • Папа, на би-би.

Просим ребёнка повторить.

Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:

Ребёнок показывает и называет.

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

Вот идут, идут, идут.

Ружья на плечах несут,

Вот несут, вот несут.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

  • Тра-та-та! Тра-та-та!

  • Тра-та-та! Тра-та-та!

Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:

  • Вот охотник в лес идёт,

Он идёт, он идёт.

Волка серого убьёт,

Он убьёт, он убьёт.

Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

Пиф-пиф-паф!

Пиф-пиф-паф!

  1. Складывание пирамидок по образцу и по памяти.

  2. Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.

  3. Выкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов

Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:

Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

Далее проговаривает один взрослый:

Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:

Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.

Задавайте ребёнку вопросы:

  • Где мама?

  • Где папа?

  • Где баба? И т.д.

Пусть показывает и называет.

Подберите фотографии для составления простых предложений:

Папа сидит. И т.д.

Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.

Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:

  • Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.

Показывайте и называйте:

  • Это кубик. Это мяч. И т.п.

Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.

Работаем над простыми предложениями:

  • Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.

Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти

Расскажи по картинке

Рассматриваем картинку и проговариваем: «Вот Аня. Вот Коля. Дети в лесу. Тут сова. (Находим , показываем). А тут кто? (показываем на уши зайца).Тут заяц.

Это мак,

Это кот,

Это мяч,

Это сок,

Это ты,

Это я,

Это мама моя.

Таня, Таня, где ты?

Я тебя ищу.

Таня, Таня, тут ты!

Я тебе пою «ля-ля-ля»

Глаголы повелительного наклонения

Оля, кати.

Ляля, лови.

Тата, иди.

Ната, мой.

Коля, спи.

Дима, беги.

Толя, неси.

Ваня, плыви.

Расскажи историю. Наша Аня.

Глаголы третьего лица.

Маша идет гулять

Костя поет «ля-ля—ля»

Даша моет руки.

Вика возит куклу.

Витя несет сумку.

Митя едет.

Зина льет воду.

Источник: https://infourok.ru/igri-i-igrovie-uprazhneniya-dlya-detey-s-alaliey-1379934.html

Ссылка на основную публикацию