Что делать родителям при моторной алалии у ребенка — план действий для родителей ребенка с алалией

Что такое алалия? консультация для родителей подготовил учитель-логопед: некрылова о.а. — презентация

1 ЧТО ТАКОЕ АЛАЛИЯ? Консультация для родителей Подготовил Учитель-логопед: Некрылова О.А.

2 АЛАЛИЯ — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%,а среди детей школьного возраста — у 0,6-0,2%. Ведущую роль в возникновении алалии играют при родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного аппарата.

3 Признаки моторной алалии: Прежде всего, при моторной алалии может наблюдаться задержка формирования всех двигательных умений. Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы. И в то же время он неуклюж, он плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, т.е в разной степени выражены нарушения образования двигательных умений. Особенно резко бывают выражены нарушения в образовании умений, связанных с ротовой полостью и артикуляторным аппаратом. Это может выражаться в таких действиях как: ребенок 5-6 лет не умеет целовать (ребенок сначала чмокнет, а потом приложит губки, или сначала прикладывает губки, потом отнимает их от щеки и чмокает), плохо дует, не умеет высунуть язык; причем речь идет не о параличе он может все это выполнить непроизвольно (например, слизать варенье с верхней губы), но по просьбе взрослого или по подражанию не может поднять язык и сделать губы «трубочкой». НЕ умение дуть, чмокать, двигать языком встречается у большинства моторных алаликов, хотя они выражены не одинаково и обычно проходят раньше, чем появляется речь. О нарушении двигательных умений врач, дефектолог часто узнает только из анамнеза. Дети с моторной алалией, испытывая нужду в общении, прибегают к жестам. Анализ этих жестов показывает, в какой мере ребенок готов к речи и как он стремиться к коммуникации, в какой мере он способен изобретать новые жесты. Важный жест, который имеет значение для развития речи, это указательный жест. Наличие указательного жеста (если жест правильно делается указательным пальцем) свидетельствует о достаточной двигательной умелости, (в норме появляется у детей до года) и о желании коммуникации (обратить внимание окружающих на определенное явление).

Обратите внимание

4 Наличие указательного жеста у здоровых детей предшествует речи. Правильное использование данного жеста говорит о том, что речь скоро появиться. У детей с моторной алалией указательный жест является важным способом общения с окружающим миром. У детей с моторной алалией своеобразно нарушено повторение звуковой речи. В тяжелых случаях не удается добиться повторение ни одного звука, даже гласных А и О. Но это не означает, что ребенок не может произнести эти звуки, потому что иногда он произносит их совершенно чисто и без носового оттенка, без затруднений. Нарушено именно произвольное произведение звука по образцу или по просьбе взрослого. Особенно часто наблюдается нарушение воспроизведения звуковой цепи, даже цепи состоящей из 2-х звуков: АУ, УА. При этом иногда повторение может удаваться один или 2 раза, а если настаивать на дальнейшем повторении, то у ребенка начинают наблюдаться перестановки звуков местами и (или) добавление лишнего звука. Например: вместо АУ, говорит «А и У». У детей с моторной алалией, которые уже начали говорить и овладели бытовой речью, так же выявляются сложности повторения. Чем сложнее структура слога (слова) тем позже становиться возможность его повторения. При воспроизведении сложно структурированных слов пропускают сочетания звуков (стечение согласных, йотированные гласные, слоги состоящие из артикуляторной сложных звуков) разбивают слова, вставляя между ними звуки(КУ-КА-РЕ-КУ- «КУКА и РЕКУ»), не договаривают слова (КУ — кушать). Очень затруднено повторение слов, даже хорошо знакомых ребенку, т.е. слов которые он использует в собственной речи, тем более затрудненно повторение фраз. Затруднение в повторении фразы свидетельствует о неполноценности памяти.

5 Эти нарушения могут выявляться и тогда, когда ребенок начал говорить, и алалия кажется компенсированной. Имеет значение не только длина фразы, но и сложность ее построения. Например, ребенок легко повторяет фразу: «На полу играл маленький белый котенок», но не может повторить: « На ветке дерева гнездо птицы». Нарушение повторения является одним из ярких симптомов моторной алалии и медленно исчезающим, поэтому его надо иметь ввиду при решении вопроса о характере речевого дефекта. Характеристика речи детей с моторной алалией: В большинстве случаев у не говорящих детей звонкий и даже выразительный голос. Слова появляющиеся у детей с моторной алалией очень долго сохраняют лепетный характер, слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмический рисунок слова, а иногда только ударный слог. Когда ребенок с моторной алалией начинает говорить фразами, то первые фразы — это «фразы» только по своему ритмическому рисунку, а именно, на месте стоит только смысловое ударение, подчеркнуто действие или состояние, но структура слова не заполнена или заполнена не полностью. Причем эти дефекты произношения не могут быть объяснены дефектом произношения отдельных звуков, так как в одних словах не хватает одних звуков, в других — других звуков, т.е. нарушение произношения звуков нестабильно. Произношение звуков зависит от того, в каком контексте они произносятся.

6 Искажение структуры слова у детей с моторной алалией сохраняется очень долго, причем, чем длиннее предложение, которое он произносит, чем менее знакомы ему слова, тем резче выступает эта особенность. Долго сохраняется недоговаривание слов, иногда произноситься только ударный слог (здоровые дети тоже проходят этот этап развития речи, но в более ранние сроки). Во фразовой речи дети с алалией не используют законов построения речи, т.е. не изменяют слов согласно грамматическим правилам, не используют предлоги, союзы — фразы выглядят необычно, например, вместо того чтобы сказать: «Хочу кататься на горке», говорит: «Горка я». Нарушение грамматического строя речи сохраняется дольше, чем нарушение произношения. Они проявляются на той стадии развития речи, когда все звуки, когда все звуки произносятся, словарный запас увеличивается, а грамматический строй речи остается несовершенным. Особенностью речи детей с моторной алалией является неумение вовремя ее использовать. Дети знающие слова, далеко не всегда могут их сказать тогда, когда это нужно, т.е когда он знает слова «Есть» и «тарелка», но когда хочет есть он ведет взрослого на кухню, показывает на еду и ничего не говорит. Такие дети не привыкли к пользованию речью и поэтому им трудное произвольно сказать те слова, которые ему нужны. Особенно трудно для них называние предметов, а еще труднее произношение слов в ответ на вопросы, когда предмета, обозначаемого этим словом, у них перед глазами нет.

7 Неумение использовать знакомые слова отличает ребенка с моторной алалией от ребенка, страдающего умственной отсталостью. Речь умственно отсталого ребенка может быть очень бедной, но слова, которые он понимает и может повторить, ребенок использует тогда, когда это ему нужно. Особенности поведения детей с моторной алалией: Эти особенности не одинаковы. Одни дети чрезмерно подвижны, двигательно суетливы, не в состоянии как будто спокойно «сидеть на месте». Одни перебирают плечами, другие качаются, третьи встают и садятся, причем эти движения не похожи на «нервный тик». Эти движения как будто на что-то направлены и обычно являются повторением каких-то незавершенных действий. Дети теребят игрушки, то бросят ее, то снова возьмет, то катает. Двигательное беспокойство бывает особенно выражено у детей до 5-ти лет, но у некоторых не проходит и к школьному возрасту. Другой тип нарушений поведения прямо противоположен первому: дети скованы, заторможены, мало подвижны. Сильнее всего у них заторможена речь. Они не произносят тех слов, которые узнают, и иногда можно часами не услышать от них не одного звука. Дети с моторной алалией различаются и по способности вступать в общение с окружающими, способности коммуникации. Одни из них общительны, охотно играют с детьми и взрослыми, не боятся новых людей. Другие чрезмерно застенчивы, избегают общения, боятся новых людей, предпочитают игру в одиночестве. Эти особенности поведения в большей степени зависят от того, как оценивается ребенок свое состояние. Необщительность часто поддерживается тем, что ребенок боится осуждения, считает себя неполноценным. Он не верит в свои силы и бывает очень удивлен, если ему что-нибудь удается или он получает одобрение.

8 Часто встречающейся особенностью в поведении ребенка с моторной алалией является то, что он быстро истощаем, внимание его неустойчиво, ему трудно сосредоточиться, быстро утомляется. Иногда это сочетается с другими симптомами: нарушением сна, аппетита, плаксивостью, частой сменой настроения. Прогноз по преодолению моторной алалии, благоприятный, но он зависит от того, как проводятся занятия, каковы условия воспитания, причем чем раньше начата работа, тем скорее можно ждать хорошего результата. развитие речи у ребенка иногда происходит скачком, буквально за несколько недель ребенок начинает овладевать связной речью, но эта речь еще не лишена недостатков. Зато ребенок уже говорит! Это создает новую атмосферу в семье, меняет отношение ребенка со сверстниками. pedagogika/library/2013/11/01/konsultatsii-dlya-roditeley- alaliya

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1302557/

Диагностика и лечение алалии у детей

Алалия — заболевание речи, связанное с недоразвитием коры головного мозга или ее поражением. Ее диагностируют у 1-2 % дошкольников. Иногда правильный диагноз удается установить уже в школьном возрасте. У мальчиков заболевание наблюдается несколько чаще.

Поражение головного мозга может произойти еще до рождения малыша или в первые 3 года жизни. При данном заболевании дети могут совсем не разговаривать, но гораздо чаще встречаются более легкие формы недуга. В этих случаях приходится сталкиваться с недоразвитием речи.

Выделяют сенсорную и моторную алалию. Иногда заболевание может иметь признаки обоих типов.

Важно

При сенсорном типе недоразвития речи ребенок плохо понимает, о чем говорят люди. Он прекрасно слышит своих собеседников, но зачастую не может понять, о чем именно идет речь. Такие дети могут довольно хорошо разговаривать, но при этом их речь представляет из себя несвязанный набор слов. Это происходит по причине того, что малышам сложно уловить смысл воспроизводимых слов, предложений.

При моторном типе алалии дети хорошо понимают то, о чем говорят собеседники и знают, что хотят сказать сами. При этом речь дается им с огромным трудом.

Причины возникновения алалии

Нередко поражение речевых центров головного мозга малыша происходит в период его внутриутробного развития. К основным причинам поражения относятся :

  • гипоксия плода
  • внутриутробные инфекции
  • токсикозы
  • заболевания будущей мамы
  • падения во время беременности

К причинам патологии также относятся :

  • тяжелые роды с наложением акушерских щипцов
  • родовые травмы
  • преждевременные роды
  • асфиксия новорожденных

В первые 3 года жизни заболевание могут спровоцировать :

  • энцефалиты
  • менингиты
  • рахит
  • ОРВИ
  • операции под общим наркозом

Также болезнь может вызвать социальная запущенность малыша в совокупности с другими неблагоприятными факторами. Алалия гораздо чаще встречается у детей, растущих в неблагополучных семьях. Родители таких малышей не занимаются их развитием. У таких детей наблюдается дефицит речевого контакта.

Симптомы алалии

Самостоятельно диагностировать алалию в некоторых формах ее проявления довольно сложно.

Самостоятельно диагностировать алалию в некоторых формах ее проявления довольно сложно. Эта болезнь достаточно коварна, так как многие родители обнаруживают ее у своего ребенка достаточно поздно. Ведь случаи, когда речь отсутствует полностью, довольно редки. Чаще приходится иметь дело с ее грубыми нарушениями.

Многие родители полагают, что все маленькие дети развиваются по-разному, и, если малыш не говорит в 2 или даже 3 года, это не является показателем его отставания в развитии. Это мнение неверно. Конечно, темпы развития у каждого маленького человека разные. Но общепринятых стандартов никто не отменял. Отклонение от этих стандартов должно настораживать.

Читайте также:  Как выглядит папиллома новорожденных и как лечат папилломы у детей сегодня?

Так, например, в 2 месяце малыши начинают гулить, в 3-4 месяца у них появляется лепет, а в 6-8 месяцев они начинают произносить первые слова. Если ребенок сильно отстает от сверстников по подобным показателям, это означает, что его родителям нужно обратиться к специалисту.

Так, к примеру, если к 2 годам словарный запас малыша ограничивается всего несколькими словами, — пора бить тревогу.

  • Симптомы сенсорной алалии

При сенсорной алалии дети не понимают смысла речи взрослых или понимают ее не полностью. Такие малыши могут говорить достаточно хорошо и много, но чаще всего они просто повторяют слова, произносимые другими людьми. Их собственная речь представляет из себя набор несвязных слов. К примеру, ребенок может говорить не «мама варит кашу», а «мама, каша, варить».

Зачастую такие дети составляют слова из слогов совершенно разных слов. Малыши могут проговаривать не слово целиком, а только его первый слог или даже окончание. При общении такие ребята часто используют мимику, жесты.

Совет

Сенсорный тип алалии достаточно опасен. Он приводит к задержке развития личности. Такие дети очень трудно социализируются. У них возникают непреодолимые трудности в общении. Им сложно удержать свое внимание, сконцентрировать его на чем-то одном. Нередко такие дети отличаются низкой успеваемостью.

Моторная алалия встречается чаще, чем сенсорная. В данном случае у детей очень сильно страдает координация движений. Такие малыши неповоротливы, малоактивны. Но в некоторых случаях наблюдается и гиперактивность таких детей. Нередко им сложно застегнуть пуговицы на одежде, завязать шнурки, сложить пазл, мозаику. В более раннем возрасте можно заметить нарушения координации движений.

Отставание в развитии при моторной алалии вторично. Оно происходит на фоне задержки речевого развития. Если речевые навыки удается улучшить, постепенно ребенок догоняет своих сверстников по всем показателям.

При моторной алалии словарный запас ребенка очень сильно ограничен.

При моторной алалии словарный запас ребенка очень сильно ограничен. В большинстве случаев в речи преобладают существительные в именительном падеже. При помощи этих слов малыш и пытается выразить все свои мысли.

Такие дети с трудом строят предложения. Если им это удается, такие предложения состоят из 2- 3 слов. Малышам сложно определить причинно-следственные связи некоторых событий. Очень часто наблюдается заикание.

В некоторых особо тяжелых случаях речь может отсутствовать полностью.

Лечение алалии

Лечение алалии должно проходить под контролем специалистов. Лучше, если оно будет комплексным. Добиться хорошего результата помогает медикаментозная помощь, а также помощь логопеда, психолога. При этом нельзя недооценивать и роль родителей.

Лечение алалии проводится в домашних условиях. После нейропсихологического обследования малыша и постановки диагноза лечащий врач дает соответствующие назначения. Лечение особо тяжелых может осуществляться в специальных учреждениях.

Как правило, это касается детей более старшего возраста. Далеко не всегда алалию удается обнаружить на самых ранних этапах развития ребенка.

Больные дети получают квалифицированную помощь в медицинских учреждениях, специальных школах, санаториях.

Медикаментозное лечение алалии должно быть направлено на стимуляцию созревания мозговых структур. Больным назначают лекарственные препараты, а также физиопроцедуры : лазерною терапию, магнитную терапию, электростимуляцию.

В большинстве случаев малышам назначают витаминные препараты или даже витаминно-минеральные комплексы.

После диагностики алалии больному должна быть оказана логопедическая помощь. Родителям нужно позаботиться о своевременном посещении специалиста. Логопед помогает малышу расширить словарный запас, поработать над произношением. Также специалист помогает детям работать над связанной речью. В некоторых случаях очень полезным оказывается логопедический массаж.

Обратите внимание

При сенсорной алалии логопед помогает малышу учиться понимать речь взрослых, ее смысл. В данном случае специалисты применяют специальные методики. В результате занятий ребенок учится сопоставлять определенные слова с предметами, действиями.

При алалии у ребенка может возникнуть ряд отклонений. Психолог проконсультирует родителей, ответит на все их вопросы и поможет скорректировать поведение ребенка.

Родителям ребенка, страдающего алалией, нужно уделять особое внимание самостоятельным занятиям с малышом дома. Можно спросить у логопеда или психолога о том, как это сделать правильно. Специалисты могут посоветовать методическую литературу.

При лечении моторной алалии очень полезна пальчиковая гимнастика

При лечении моторной алалии очень полезна пальчиковая гимнастика. На кончиках пальцев находится множество рецепторов, отвечающих за речевое развитие человека.

Пальчиковая гимнастика помогает стимулировать определенные отделы головного мозга. Если проводить ее регулярно, ребенок заговорит гораздо быстрее.

Если алалия была выявлена в очень раннем возрасте, можно просто массировать малышу кончики пальцев.

С малышом нужно стараться разговаривать как можно чаще. При этом речь взрослого не должна быть чрезмерно быстрой, она не должна быть перегружена непонятными словами. Нужно стараться говорить простыми предложениями.

Между ними следует делать паузу, чтобы ребенок смог понять, о чем идет речь. Также очень полезно задавать малышу наводящие вопросы, просить повторить определенные слова и предложения. Для детей, страдающих сенсорной алалией, важна наглядная демонстрация.

Важно

К примеру, можно читать совместно с малышом книги для самых маленьких, в которых очень много картинок.

При алалии врачи рекомендуют раннее обучение грамоте. Чем быстрее ребенок научится читать и писать, тем быстрее будет происходить его развитие.

Родителям следует позаботиться о социализации малыша. Дети, которые рано идут в детский сад, развиваются быстрее сверстников. Если посещение детского сада по каким-то причинам невозможно, можно записать ребенка в студию раннего развития. Такие занятия рассчитаны на посещение ребенка вместе с мамой.

Профилактика алалии

Чтобы алалию не пришлось лечить, лучше всего заранее позаботиться обо всех профилактических мерах. Особое внимание стоит уделять своей беременности.

К ней нужно обязательно готовиться, предварительно сдав анализы на наиболее опасные инфекции. Во время ожидания малыша нужно есть только полезные продукты, избегать стрессовых ситуаций.

Особое внимание нужно уделить своему здоровью именно в первом триместре беременности.

Малыша также нужно по возможности оберегать от различных инфекций и своевременно показывать специалисту. Регулярно нужно посещать не только педиатра, но и невролога. Если у мамы или папы возникают хоть какие-то сомнения по поводу правильного развития малыша, им нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Лучше лишний раз подстраховаться, чем запустить болезнь.

Алалия, обнаруженная вовремя, поддается лечению. При отсутствии должной коррекции у ребенка может развиться вторичная интеллектуальная недостаточность.

Источник: https://pervenets.com/zdorove/bolezni_lechenie/diagnostika-i-lechenie-alalii-u-detej.html

Консультация для родителей «Моторная алалия»

Консультация для родителей

«Что такое моторная алалия»

Учитель-логопед: Романова Светлана Анатольевна

АЛАЛИЯ — полное или частичное отсутcтвие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

— моторная алалия — ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. (Про таких детей родители говорят: «Он все понимает, а сказать не может»).

— -сенсорная алалия — Ребенок не понимает обращенную к нему речь (нарушение восприятия и понимания чужой речи). У таких детей наблюдаются эхолалии — автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Поговорим о моторной алалии.

Алалия моторная — это системное недоразвитие произносительной стороны речи, возникшее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, выраженное затруднением процессов порождения речевых высказываний (в овладении активным словарем и грамматическим строем речи) при достаточно сохранном понимании речи.

Проявления моторной алалии могут быть обнаружены уже на первом году жизни ребенка. Однако они обычно проходят незамеченными окружающими.

Малыш ведет себя так же как и остальные дети, но в отличии от здоровых он мало лепечет, и лепет его  часто бывает однообразным.

Родители начинают    замечать  задержку только на втором году жизни ребенка и в этот момент окружающие обычно их успокаивают, говоря так:

— Не беспокойтесь, перерастет, вот пройдет еще несколько месяцев и он заговорит;

— Мальчики всегда начинают говорить позже девочек;

Совет

Однако в ряде случаев ребенок не начинает говорить и к 2 и к 3 и к 5 годам или произносит только лепетные слова.

.

Признаки моторной алалии:

            Прежде всего, при моторной алалии может наблюдаться задержка формирования всех двигательных умений. Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы.

Но он плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы.

Особенно резко бывают выражены нарушения в образовании умений, связанных с ротовой полостью и артикуляторным аппаратом.

        Дети с моторной алалией, испытывая нужду в общении, прибегают к жестам. Анализ этих жестов показывает, в какой мере ребенок готов к речи и как он стремится к коммуникации, в какой мере он способен изобретать новые жесты.

Важный жест, который имеет значение для развития речи, это указательный жест. Наличие указательного жеста (если жест правильно делается указательным пальцем) свидетельствует о достаточной двигательной умелости, (в норме появляется у детей до года) У детей с моторной алалией указательный жест является важным способом общения с окружающим миром.

            У детей с моторной алалией своеобразно нарушено повторение звуковой речи. В тяжелых случаях не удается добиться повторение ни одного звука, даже гласных А и О. Но это не означает, что ребенок не может произнести эти звуки, потому что иногда он произносит их совершенно чисто и без носового оттенка, без затруднений.

У детей с моторной алалией, которые уже начали говорить и овладели бытовой речью, так же выявляются сложности повторения. Чем сложнее структура слога (слова) тем позже становиться возможность его повторения. разбивают слова, вставляя между ними звуки.

            Характеристика речи детей с моторной алалией:

В большинстве случаев у не говорящих детей звонкий и даже выразительный голос.

Обратите внимание

Слова, появляющиеся у детей с моторной алалией очень долго сохраняют лепетный характер, слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмический рисунок слова, а иногда только ударный слог.

Когда ребенок с моторной алалией начинает говорить фразами, то первые фразы — это «фразы» только по  своему ритмическому рисунку, а именно, на месте стоит только смысловое ударение, подчеркнуто действие или состояние, но структура слова не заполнена или заполнена не полностью.           

Искажение структуры слова у детей с моторной алалией сохраняется очень долго, причем, чем  длиннее предложение, которое он произносит, чем менее знакомы ему слова, тем резче выступает эта особенность. Долго сохраняется недоговаривание слов, иногда произноситься только ударный слог

слова, далеко не всегда могут их сказать тогда, когда это нужно, т.е когда он знает слова «Есть» и «тарелка», но когда хочет есть он ведет взрослого на кухню, показывает на еду и ничего не говорит.

Такие дети не привыкли к пользованию речью и поэтому им трудное произвольно сказать те слова, которые ему нужны.

Особенно трудно для них называние предметов, а еще труднее произношение слов в ответ на вопросы, когда предмета, обозначаемого этим словом, у них перед глазами нет.

Неумение использовать знакомые слова отличает ребенка с моторной алалией от ребенка, страдающего умственной отсталостью. Речь умственно отсталого ребенка может быть очень бедной, но слова, которые он понимает и может повторить, ребенок использует тогда, когда это ему нужно.

Прогноз по  преодолению моторной алалии ,благоприятный, но он зависит от того, как проводятся занятия, каковы условия воспитания, причем чем раньше начата работа, тем скорее можно ждать хорошего результата.

Важно

развитие речи у ребенка иногда происходит скачком, буквально за несколько недель ребенок начинает овладевать связной речью, но эта речь еще не лишена недостатков.

Зато ребенок уже говорит! Это создает новую атмосферу в семье,  меняет отношение ребенка со сверстниками.

Читайте также:  Переход в другую школу: как помочь ребенку адаптироваться?

            ИТАК, ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МОТОРНООЙ АЛИЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛИ, ИМЕЮЩИЕ РЕБЕНКА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ, ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО СУДЬБА ИХ РЕБЕНКА В ИХ РУКАХ.

ЕСЛИ РЕБЕНОК БУДЕТ В БАЛГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ, ТО ОН МОЖЕТ СТАТЬ ЗДОРОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ЗАЙМЕТ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ.

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ОКАЗЫВАЮТ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ САДЫ; ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ И НЕВРОПАТОЛОГИ В ПОЛИКЛИНИКАХ.

Некоторые дети успевают в дошкольном возрасте настолько продвинуться в речи, что идут в массовую школу, где все-таки не так легко обучаться, особенно первый год. А другие дети с моторной алалией идут в речевую школу.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/konsultatsiya-dlya-roditelej-motornaya-alaliya.html

Алалия у детей симптомы и лечение в домашних условиях

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия.

Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша.

Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Основные типы и симптомы заболевания

Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования.

Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:

  • Сенсорным;
  • Моторным;
  • Смешанным.

Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.

Сенсорная алалия

Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение.

Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:

  • У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
  • Развивается интеллектуальная недоразвитость;
  • Плохое восприятие речи на слух;
  • Подмена некоторых букв в простых ловах;
  • Произношение двух-трех слов, как одно;
  • Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
  • Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.

Моторная алалия

Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.

Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:

  • Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
  • Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
  • Словарный запас очень скудный;
  • Наблюдается плохая координация движений;
  • Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
  • Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.

Лечение алалии необходимо, так как прогрессирование этого заболевания может сделать вашего ребенка умственно отсталым.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга.

Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Из-за чего возникает алалия у ребенка?

Причины развития алалии у детей могут быть разные. Все зависит от того, на каком этапе формирования организма ребенка возникла эта патология. Болезнь может поразить плод еще на этапе внутриутробного развития. В этом случае алалия у детей возникает из-за:

  • Заражения внутриутробной инфекцией;
  • Гипоксии;
  • Сильного токсикоза, вирусных или хронических заболеваний будущей матери;
  • Механических травм плода, которые привели к возникновению угрозы выкидыша.

Нормальное протекание беременности не гарантирует вам рождение здорового ребенка. Причинами возникновения алалии у новорожденного младенца могут быть:

Преждевременные роды;
Асфиксия пуповиной;

Внутричерепные повреждения из-за неправильного применения медицинских инструментов во время родов.

Чаще всего патология развития речи у ребенка возникает в возрасте от 1 до 3 лет. В этом случае провоцирующим фактором заболевания может быть:

  • Менингит, энцефалит;
  • Всевозможные соматические заболевания;
  • Травмы головы;
  • Тяжелые вирусные заболевания;
  • Рахит;
  • Операции, проведенные под наркозом.

У некоторых детей с алалией наблюдается врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с алалией.

Чтобы малыш рос здоровым, нормально развивался, ему нужен правильный уход, забота, внимание родителей. Несмотря на постоянную занятость на работе, не забывайте разговаривать с крохой – рассказывайте ему интересные истории, интересуйтесь его делами, читайте сказки перед сном.

Чтобы вовремя обнаружить патологию и начать лечение алалии, нужно регулярно посещать врачей, проходить плановое медицинское обследование.

Методы диагностики алалии

Если вы заметили тревожные симптомы алалии у своего ребенка, нужно незамедлительно обратиться за помощью к докторам. Крохе понадобится консультация сразу нескольких специалистов – педиатра, логопеда, психолога, невролога и отоларинтолога.

Такие медики смогут провести осмотр, изучить особенности развития речи у крохи, и поставить правильный диагноз. Специалист обязательно должен внимательно изучить состояние не только ребенка, но и матери в период беременности.

Диагноз алалия может окончательно подтвердиться только после проведения полного обследования:

  • Рентгена головы;
  • МРТ, ЭЭГ;
  • Эхоэнцефалографии.

Все эти методы диагностики абсолютно безболезненные. Ждать результатов вам придется совсем не долго.

Каждый тип алалии имеет свои особенности, поэтому методы диагностики могут незначительно отличаться. К примеру, сенсорную патологию можно легко спутать с тугоухостью.

Если малыш не понимает, что вы ему говорите, не отзывается на ваш голос, первым делом нужно провести аудиометрию или отоскопию.

Как избавиться от патологии?

Лечение алалии у ребенка обязательно должно быть комплексным. Врач выбирает способ лечения, в зависимости от типа патологии и степени ее развития. Не стоит ожидать, что малыш сможет быстро справиться с дефектами речи. Алалия плохо поддается лечению, но шанс полного выздоровления есть. Существует несколько способов лечения патологии, а именно:

  • Прием медикаментов. Невролог или логопед может назначить прием метаболических и ноотропных препаратов (Кортексин, Нейроксон и пр.).Использовать такие медикаменты без предварительной консультации с врачом строго запрещено.
  • Развивающие занятия с логопедом. Эта методика считается наиболее эффективной. Чтобы улучшить развитие речевого аппарата у ребенка, нужно не только водить его на занятия к специалисту, но и тренировать его речь в домашних условиях. Выполнение простых упражнений позволит значительно увеличить словарный запас, улучшить связную речь крохи, научить его понимать простые выражения.
  • Микротоковая рефлексотерапия. При помощи специального оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа пораженной зоны коры головного мозга. Такая процедура не доставит больному ребенку никакого дискомфорта, разрешена с 6 месяцев.
  • Лечебный массаж – улучшает функционирование мышц речевого аппарата.
  • Физиотерапия – процедуры с использованием специального медицинского оборудования (лазерная, магнитная, электростимуляция).

Занятия с логопедом отличаются высокой эффективностью. Специалист хорошо знает, какие упражнения нужно выполнять для всестороннего развития речевого аппарата. Они должны стимулировать речевую активность и способствовать формированию большого словарного запаса у ребенка. Регулярные посещения логопеда позволят вашему малышу в кратчайшие сроки развить логоритмику, связную фразовую речь.

Чтобы ребенок быстрее избавился от патологии и догнал своих сверстников в развитии речи очень важно одновременно использовать все методики лечения, рекомендованные врачом.

Домашняя терапия

Хотите, чтобы ваше чадо как можно быстрее избавилось от недуга? Тогда нужно приложить максимум усилий для его выздоровления. Не игнорируйте лечение алалии в домашних условиях, ведь оно очень часто бывает самым действенным. Воспользуйтесь эффективными советами логопедов, чтобы разработать индивидуальную систему домашних занятий с больным алалией ребенком.

  • Малыш должен воспринимать вашу речь на слух. Назовите предмет и попросите кроху показать его. Если он делает это неправильно, покажите верный вариант и повторите упражнение. Одновременно он должен произносить вслух название предмета (хотя бы с ошибками). Для занятий вам понадобятся разные игрушки, фигурки и прочие предметы. Чем больше названий выучит малыш, тем быстрее пополнится его словарный запас.
  • Если ребенок уже успел выучить довольно много слов, поработайте над их произношением.
  • Старайтесь разговаривать с больным ребенком как можно больше. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. Если кроха страдает от сенсорной алалии, слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте ребенку буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

Купите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Также могут помочь развивающие компьютерные игры. Можно предложить поиграть в цветоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». С обязательным проговаривание получившихся предметов на картинке.

Профилактика алалии

Молодая мама должна заботиться о здоровье своего малыша еще до его рождения. Доказано, что патология может поражать кору головного мозга детей еще на этапе внутриутробного развития. Беременной важно в точности соблюдать все рекомендации гинеколога, быть предельно осторожной, избегать падений и травмирования плода.

Обязательно придерживайтесь следующих советов медиков, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от опасного недуга.

  • Во время беременности регулярно посещайте врачей, проводите обследования, сдавайте все необходимые анализы.
  • Бережно относитесь к своему здоровью и заботьтесь о самочувствии и гармоничном развитии крохи.
  • Если доктор назначает беременной дополнительный прием витаминов и лекарственных препаратов, следовать его советам нужно неукоснительно.
  • Родовая деятельность должна начинаться точно в поставленные сроки. Если есть значительная задержка, нужно настоять на медикаментозной стимуляции родов.

После рождения крохи нужно создать максимально комфортные и благоприятные условия для его гармоничного развития. Если вы будете четко следовать всем вышеперечисленным правилам, поводов для беспокойства за здоровье малыша у вас не возникнет.

Дигностика алалии на ранней стадии позволит сделать лечение патологии максимально эффективным. Именно поэтому родители должны внимательно следить за развитием речи у своего чада, и незамедлительно обращаться к врачу при обнаружении малейших отклонений от нормы. От сенсорного типа недуга ребенок может избавиться намного быстрее, чем от моторного.

Если врачи в обычной поликлинике не могут установить точную причину неправильного развития речи у ребенка, обратитесь в платную частную клинику. Чаще всего в таких медицинских учреждениях есть инновационное оборудование для диагностики алалии. Не нужно пытаться экономить свое время и деньги, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос полноценной личностью.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/lechenie-alalii-u-detej.html

Моторная алалия

Беспокоитесь, что ваш ребёнок никак не начнёт говорить? Одной из причин молчания может быть моторная алалия, с проявлениями которой подробнее поможет ознакомиться наша статья.

Уже с первого полугодия жизни дети начинают радовать родителей началом своего речевого развития. Сначала это гуление и лепет, затем произношение первых слогов, слов и постепенное расширение словарного запаса.

Обычно дети разговорчивы, склонны весело и активно подражать речи взрослых, что, хотя и способно порой немного утомить окружающих, является важным этапом развития ребенка и становления его речи. К сожалению, бывают ситуации, когда речь у детей с самого начала отсутствует.

Читайте также:  Тимомегалия у детей: причины, степени, признаки, диагностика, лечение, последствия.

В этом случае стоит подумать о моторной алалии. Давайте разберемся, что же это за состояние, которое приводит к такому опасному молчанию, каковы его причины и признаки.

Совет

Моторная (экспрессивная) алалия – это отсутствие или выраженное недоразвитие речевой функции у ребенка при сохраненном интеллекте и отсутствии проблем со слухом. При этом способность восприятия и понимания речи не страдает.

Особенностью моторной алалии, которая отличает ее от других речевых патологий, является то, что она возникает на фоне органических повреждений определенных участков коры головного мозга, ответственных за речь (центр Брока и его проводящие пути). И если при афазии Брока утрачивается уже сформировавшаяся речевая функция, при алалии речь не формируется изначально. Основные причины возникновения таких повреждений:

  • Пренатальные (дородовые): тяжелые токсикозы, внутриутробное инфицирование, внутриутробная травматизация, обменные нарушения и другие состояния, которые негативно воздействуют на плод;
  • Интранатальные (родовые): асфиксия новорожденного, преждевременные роды, родовые травмы, неудачное использование инструментальных акушерских пособий и другие осложнения;
  • Постнатальные (послеродовые): черепно-мозговые травмы у ребенка, менингиты, энцефалиты и другие заболевания, при которых страдает мозг.

К возникновению рассматриваемого состояния может привести всего одна из перечисленных причин, но часто в анамнезе присутствует комплекс из нескольких факторов.

Проявления алалии у ребенка

Дети с моторной алалией имеют интеллектуальные и физические возможности для полноценной речи, но не могут ими воспользоваться.

Часто первые признаки видны с первых месяцев жизни малыша: такие этапы становления речи как гуление, лепет, произношение первых слов и фраз могут сильно задерживаться или вовсе отсутствовать. В дальнейшем ребенок слышит и понимает все обращенные к нему слова, но возможности экспрессивной речи нарушены.

Словарный запас формируется медленно и с большим трудом, он беден и ограничен. Дети неправильно используют слова, заменяют их на похожие по звучанию. Характерны такие проявления как выпадения звуков и слогов или их замена на другие. Встречается контаминация (смешивание слов): например, «хонан» — «хочу банан».

Моторная алалия сопровождается такими грамматическими дефектами как невозможность согласовывать слова, использовать предлоги, верно строить фразы и предложения. Большие трудности связаны с изучением новых слов и, главное, включением их в активное использование. Затруднено также формирование связи между объектом и обозначающим его словом.

Помимо речевых проявлений, моторная алалия приводит к расторможенности, неловкости, нарушениям мелкой моторики, речевому негативизму (осознанный отказ от речи), нарушению координации и эмоционально-волевой сферы.

При отсутствии специализированной помощи, ближе к школьному возрасту, данное состояние способствует возникновению дислексии (нарушение способности к чтению) и дисграфии (нарушение способности к письму), расстройствам внимания и работоспособности.

Часто дети, из боязни ошибиться и подвергнуться насмешкам, начинают избегать общения и бояться говорить, становятся замкнутыми и капризными. Следствием всего этого может быть вторичное нарушение интеллектуального развития и нервные стрессы. Поэтому важно, как можно раньше обнаружить патологию и приступить к лечебно-восстановительной работе.

Обратите внимание

Опытный логопед сможет определить степень и характер дисфункции речевого аппарата и оказать квалифицированную помощь.

Прогноз зависит от степени органических поражений и своевременно начатой коррекции. К счастью, если моторную алалию не игнорировать и вовремя оказать ребенку систематическую логопедическую и, при необходимости, неврологическую помощь, то проявления сглаживаются и регрессируют, а в ряде случаев речевая функция полностью восстанавливается.

Помимо работы со специалистами, важным элементом является внимание родителей к здоровью и развитию ребенка: рекомендуются регулярные посещения педиатра, совместные игры, развивающие занятия в домашних условиях, избегание (по возможности) падений и ушибов.

Таким образом, даже если у вашего ребенка диагностирована моторная алалия, не стоит отчаиваться: состояние, хоть и требует внимания, но успешно контролируется, поэтому ребенок сможет активно расти, развиваться и общаться.

Записаться на занятия с детским логопедом можно по телефону:

+7(495)999-03-17

Источник: http://dc-logos.ru/articles/2017/05/07/alalia-motoria.html

Детский сад №48

Уважаемые родители!

Многие дети приходят к нам с диагнозом Алалия (выход из моторной алалии). Некоторые из вас обеспокоены появлением в речи ребенка запинок, которые становятся чаще и сильнее, переходя в «заикание».

Попробую прояснить ряд вопросов, которые часто возникают у родителей.

Алалию врачи всё чаще стали ставить детям, у которых речь к трём-четырём годам так и не появилась. Вообще не появилась. У логопедов в ходу другой термин – «задержка речевого развития». Именно его они и пишут в речевых картах, но подразумевают-то, по большей части, всё ту же алалию.

Если у ребёнка в норме слух, интеллект, но полностью или частично отсутствует речь, тогда и делается предположение о наличие у него алалии: сенсорной или моторной.

Подтвердить это могут энцефалограмма и эхограмма головного мозга.

Если в процессе обследования выявляется недоразвитие или поражение речевых областей в левом полушарии головного мозга, предположение становится уже обоснованным диагнозом.

Врачи и логопеды будут выявлять причины, которые привели к поражению головного мозга ребёнка. Это могут быть внутриутробные инфекции, интоксикация, травмы. Либо заболевания (инфекционные, вирусные), ушибы и сотрясения головного мозга в первый год жизни малыша.

Алалия может быть моторной, или сенсорной.

Алалия моторная — недоразвитие экспрессивной речи. В её основе лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Тонкие и сложные артикуляционные движения заменяются на более грубые и примитивные.

Ребёнок не чувствует движения своих артикуляционных органов, не может или управлять. Затруднение вызывает сам процесс говорения (артикулирования звуков), а вот способность понимать звучащее слово, как правило, сохраняется. О таком ребёнке говорят: «Всё понимает, только молчит».

Простейшая фраза у него появляется после 4 лет.

Нередко о моторной алалии говорит отсутствие лепета в предречевом периоде (до года). Внимательные родители обращают внимание на то, как накапливается активный словарь их малыша.

У ребёнка-алалика он пополняется крайне медленно и к трем годам состоит всего из пары аморфных слов. Фраза появляется лет в пять, но строится аграмматично, без учёта правил согласования и управления слов, предлоги в речи практически отсутствуют.

Подобные речевые головоломки не могут сразу расшифровать даже опытные педагоги.

Важно

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса (ориентировка в пространстве) и расстройств общей и мелкой моторики. У детей с подобным нарушением нередко отмечается двигательная расторможенность, расстройство внимания и памяти, снижение работоспособности.

При моторной алалии затруднено овладение активным словарным запасом и грамматическим строем языка. Отмечается отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм (причастий, деепричастий), перестановка слогов и звуков внутри слова и т.д.

Имеет место выраженная бедность словарного запаса.

Алалия сенсорная — недоразвитие импрессивной речи. Ребенок не понимает речи окружающих. Наблюдается разрыв между смысловой и звуковой оболочкой слов. При этом у малыша хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи (к артикулированию звуков). Грубо нарушаются фонетические процессы: отсутствует возможность дифференцировать звуки.

В силу чего экспрессивная речь также резко нарушается. Ребёнок искажает слова, смешивает сходные по произношению звуки, не прислушивается к речи окружающих, не откликается на зов. Но одновременно — прекрасно реагирует на отвлеченные шумы (стук, плеск, звонок и т.д.). Отмечаются эхолалии (механический, бездумный повтор слов за кем-то).

Составить самостоятельно даже простейшую фразу – такому ребёнку бывает не по силам.

Как победить алалию?

Было бы утопией полагать, что в домашних условиях и без посторонней помощи родители справятся с проблемой по имени «алалия». Только комплекс мер, куда входят: медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия, способны существенно помочь ребёнку-алалику.

Не очень сведущие мамы и папы очень часто отказываются «от таблеток», мотивируя это тем, что «не хотят травить ребёнка химией». Физиотерапии они также не доверяют. Таким образом, их малыш не получает самой необходимой на первых порах помощи.

В дальнейшем, в школьном возрасте, медико-физиотерапевтическая помощь будет уже не столь эффективна, и лучшее время для успешной борьбы с алалией будет безвозвратно потеряно.

Вопрос заниматься или не заниматься с логопедом в семьях, где есть ребёнок-алалик, к счастью, не стоит. Даже очень амбициозные родители понимают, что без систематических логопедических занятий их ребёнку не обойтись.

Совет

Если медико-педагогические мероприятия проводятся целенаправленно и регулярно, наблюдается положительная динамика: ребёнок-алалик начинает пополнять свой словарный запас, учится строить фразу.

Но, несмотря на эти обнадёживающие результаты, отставание в речевом развитии от сверстников у него всё же остаётся.

Заикание на выходе из моторной алалии.

В три-четыре года у ребёнка-алалика ярко прослеживается стремление заговорить. Но это желание не всегда находит возможность реализоваться. Родители же, видя потребность ребёнка в общении, начинают «грузить» его всевозможной информацией, принуждают говорить сложные слова и фразы.

Это может привести к прямо противоположному результату: малыш-алалик попросту откажется от речи. Возможно и иное развитие событий: ребёнок будет «тянуться» к недостижимому для него (пока) речевому результату, перенапрягать свою нервную систему и заработает логоневроз.

Логопеды называют подобное явление «заиканием на выходе из моторной алалии». Родители дают этой ситуации такое описание: «Не говорил, не говорил, а потом вдруг – сразу предложениями. Но, появились запинки».

Отсюда вывод: чрезмерная поспешность в деле обучения ребёнка-алалика чревата печальными последствиями.

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома?

Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать в повседневной жизни. Например, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков. Папа или мама многократно называют различные действия, которые выполняет ребенок, перечисляют предметы, которыми он при этом пользуется.

Ребенок-алалик должен приобрести определенный запас слов. Подбирайте простые по произношению, но часто употребляемые слова: названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и т. д. Очень хорошо перечислять всё это, рассматривая картинки — иллюстрации в детских книжках.

Обратите внимание

Во время прогулки, взрослый каждый раз называет встречающиеся по пути предметы. Если ребенок отказывается повторять какое-то слово за взрослым, не надо настойчиво требовать от него ответа сию же минуту.

Взрослый включает это слово в различные контексты: в процессе игр, в бытовых ситуациях (причём неоднократно!). Со временем ребенок без принуждения начнет повторять нужное слово.

Каждое проявление речевой активности малыша следует поощрять.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия (глаголами), можно научать его пользоваться простым предложением. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью.

Например, уложив куклу, он говорит: «Ляля спит» (существительное + глагол). После нескольких повторов, можно попросить ребёнка повторить это предложение. Затем в предложение вводят прилагательные и другие части речи: «Маленькая Ляля спит», «Тихо, Ляля спит!».

Так, постепенно, у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.

Надо постоянно учитывать речевые возможности ребёнка. Побуждать малыша к разговору можно, а вот принуждать – нельзя!

Детский сад.

Помощь малыш-алалик может получить в специализированном детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Здесь с ним будут заниматься на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. В кабинете логопеда малыш сможет восполнить недостатки в своём речевом развитии, он получит навыки общения, расширит кругозор.

Начиная с 4-х лет домашние задания даются еженедельно и выполняются либо в специальных тетрадях, либо устно. Конечно, если родители выполнять с ребёнком подобные задания не желают, они вправе от них отказаться. Но вряд ли это поспособствует успешному восстановлению речи.

Важно

На логопедических занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) восполняются пробелы в речевом развитии, проводится работа по совершенствованию коммуникативных навыков. Логопед обязательно учитывает речевые и личностные особенности ребенка.

Когда появляется положительная динамика, ребенок начинает проявлять активность, заинтересованность. Он осознанно подходит к занятиям, критично относится к собственной речи.

Тесный контакт с логопедом родители должны поддерживать весь период нахождения малыша-алалика в детском саду.

Источник: http://primdou-48.ru/rukovodstvo-pedagogicheskij-sostav/spetsialisty/logoped-yurtaeva-alina-khalimovna/178-konsultatsiya-dlya-roditelej-alaliya-zaderzhka-rechevogo-razvitiya

Ссылка на основную публикацию