Зпр у ребенка: как выявить задержку психологического развития у детей и помочь

Задержка психоречевого развития у детей лечение

За один день на Земле рождается примерно 365 тысяч детей, и население нашей планеты увеличивается на 200 тысяч. Появление в семье наследника – крайне важное событие. Каждый родитель уверен, что его малыш самый здоровые и уникальный, но статистика показывает, что у 10% детей встречается задержка психологического и речевого развития.

Показатель довольно высокий, поэтому мамочки и папочки должны быть внимательны, обязательно знать нормы развития и в случае каких-либо отклонений сразу же обращаться к специалисту, который сможет выявить заболевание на ранних стадиях и назначить соответствующее лечение. Чем раньше начинается борьба, тем больше шансов на успех.

Давайте же разберёмся по порядку, что это такое, как выявить, и, конечно же, причины и профилактику.

Задержка развития и её типы

Каждый малыш развивается индивидуально, но несмотря на это существуют определенные нормы.
ЗПР — это задержка психического развития — темповое отставание развития психических процессов у ребёнка.

ЗПР это общая аббревиатура, в частности различают задержки только речевого развития (ЗРР), задержки психического развития (ЗПР) и совместную форму заболевания — ЗПРР.

Типы ЗПР

В 1989 году К.С.Лебединская, советский детский психиатр и дефектолог, предложила классификацию, в основу которой легли причины возникновения данного заболевания.
Клара Самойловна выделила 4 типа ЗПР:

  1. Конституционного происхождения, еще одно название — гармонический инфантилизм.
    В данном случае причиной является наследственность, и проявляется как незрелость психики и телосложения. Ребёнок щупленький, очень эмоциональный и переменчивый в настроении и своём мнении.
  2. Соматогенного происхождения. Причинами являются ранее перенесённые заболевания или длительные аллергии, нервозны, оказавшие влияние на развитие головного мозга. В данном случае у детей не страдает интеллект, но наблюдаются сложности в коммуникации, боязливость, низкая работоспособность, повышенная утомляемость даже во время простых заданий.
  3. Психогенного происхождения. Причина: неблагоприятные социальные условия воспитания, это чаще всего касается сирот, или детей из неполноценных, либо малообеспеченных семей. К этой же категории относятся дети, которые подвержены излишней опеке. Из-за дефицита внимания или его избытка ребёнок становится несамостоятельным, неуверенным в себе, ранимым.
  4. Церебрального происхождения. Это самая тяжёлая форма ЗПР, её причиной является поражение головного мозга, возникающее при патологии беременности или после перенесённых на первом году жизни серьезных заболеваний. В данном случае ребёнок неэмоционален, у него бедное воображение, низкий уровень интеллектуального развития.

Нормы развития

Чаще всего задержки развития замечаются в дошкольный и школьный период, когда происходит столкновение с обучением. Но чаще всего заболевание можно выявить раньше, если быть немного внимательней. Для этого достаточно знать представленные ниже нормы.

Таблица 1. Средние значения правильного психического и физического развития.

2-4 месяца младенец учится держать головку, умеет удерживать и отпускать объекты, хорошо видит близко, улыбается и начинает смеяться, различает голоса родителей и распознаёт их на ощупь
полгода дите может поднять грудь и голову, перевернуться со спины на живот, начинает сидеть, у него повышено слюноотделение, начинают резаться зубки. Он подражает действиям других людей, звукам, различает родителей и боится незнакомцев
1 год ребенок начинает самостоятельно ходить, поднимать небольшие объекты, реагирует на своё имя, понимает простые команды, привязывается к игрушке, начинает играть в простые игры
1 год 6 месяцев малыш в это время уже может контролировать мышцы сфинктера, поднимается по лестницам, самостоятельно держит ложку, начинает имитироваться написание, слушает рассказы и смотрит фотографии, ощущается привязанность к взрослым и каким-либо личным предметам
2-3 года повышается концентрация внимания, появляются ощущения жажды, нужды, голода.В это время ваше дите задает множество вопросов, по подсчетам ученых, около 900 в день.
5 лет начинается формирование математических навыков, ребенок может сосчитать до 10, знает номер домашнего телефона, становится более ответственным и глубоко размышляет над различными вопросами

Очень важное значение имеет речевое развитие, именно неправильное формирование речи является главным фактором для постановки диагноза ЗПР.

Таблица 2. Нормы речевого развития

2-4 месяца в первые месяцы своей жизни грудничок должен прислушиваться к отдельным звукам, а также издавать свои — агукать
4-5 месяцев в произнесение звуков включается язык, малыш в этом возрасте старается подражать интонации взрослых, хоть и произносит ещё неопределенные звуки
6-10 месяцев произношение отдельных слогов путём подражания или в качестве игры, способность составить цепочку слогов из 2-5 сегментов, появляются первые, хоть и непонятные слова
11-12 месяцев цепочки с чередующимися слогами, появление первых слов, а также выделение некоторых слогов длительностью, высотой звука, это будущие ударения.
1 год только в это время ребёнок начинает произносить адресные слова конкретным предметам, людям или действиям. В его запасе примерно 10 слов.
1 год 6 месяцев запас слов малыша доходит до 50, он может различать называемые вслух предметы и понимает простые просьбы, такие как «возьми ложечку», «принеси игрушку».
2 года может составлять фразы, а словарный запас приближается к 300 словам
4 года может произносить полноценные предложения, даже если какие-то звуки произносятся неправильно.
5 лет речь уже полностью считается сформированной

Если вы боитесь вовремя не заметить какие-то особенности вашего дитя, то самым разумным будет периодически навещать своего педиатра для общего обследования, так вы можете быть спокойнее.

Врач сразу сможет заметить даже малейшие отклонения, что позволит вовремя приступить к лечению.

Ведь из-за высокого процента встречаемости, задержка психического развития у детей определяется довольно несложно.

Причины возникновения ЗПР

Задержка развития ребенка может возникнуть по множеству причин, все их подразделяют на две большие группы: биологические и социальные факторы.

Биологические факторы

Они проявляются как отклонения в созревании различных отделов головного мозга, а также как локальные повреждения ЦНС.

Это может произойти во время беременности, когда у будущей мамы сильной токсикоз, инфекционные заболевания, вредные привычки, также причиной может стать резус конфликт.

Резус конфликт – это реакция иммунной системы матери на чужеродный белок плода. Данный белок располагается на поверхности эритроцитов, и его наличие говорит о положительности резуса, у 15% людей он отсутствует, и это не оказывает никакого негативного влияния.

Резус конфликт происходит в случае, когда у резус-отрицательной матери должен родиться младенец с положительным резусом.

Обратите внимание

Здесь нужно быть очень внимательным, вы должны периодически сдавать анализы крови на антитела, и в случае их повышения вам вводится специальная сыворотка, мешающая возникновению конфликта.

Большое влияние могут оказать родовые травмы и недоношенность плода, а также перенесённые в раннем возрасте инфекционные длительные заболевания, черепно-мозговые травмы.
Известны случаи, когда ЗПР носит наследственный характер и передаётся из поколения в поколение.

Социальные факторы

Если с биологическими факторами все более или менее понятно, то что касаемо социальных причин, их огромное множество, хотя они напрямую зависят от воспитания родителями.

Итак, сюда относятся неблагоприятные условия воспитания, ограниченность активных движений, дефицит общения со взрослыми и сверстниками, а также излишняя опека со стороны родителей.

Этот список можно продолжать далее, но суть проблемы ясна.

Главное, как можно скорее выявить заболевание, и устранить фактор воздействия.

Изменения ребенка, страдающего данным недугом

Нарушение интеллекта у детей с задержками развития чаще всего незначительные, хотя встречаются, но больше всего страдают важнейшие процессы жизнедеятельности, такие как:

  • восприятие, оно замедленное и неточное, плохо формируются образы;
  • внимание — кратковременное, малыш трудно сосредотачивается и легко отвлекается на посторонние стимулы;
  • мышление — трудности с анализом информации, со сравнением и обобщением каких-либо фактов и предметов;
  • память — слабая, материал запоминается мозаично и сложно повторно воспроизводится;
  • речь — несвязная, непонятная, либо вообще отсутствует.

Дети с задержкой психического развития чаще всего легко внушаемые, тревожные, импульсивные, они предпочитают играть в одиночку, и редко соблюдают правила игры. Им присуща частая смена настроения, неуверенность, неуместные эмоции.

Если пустить ситуацию на самотек, то последствия данного заболевания крайне негативно отразятся на будущей личности, человек начнет отдаляться от общества, у него сформируется комплекс неполноценности, будут заметны сложности в усвоении навыков. Вряд ли он сможет быть полноценным членом общества. Разочарования будут постоянно преследовать его на работе, в личных отношениях.

Диагностика

Ранняя диагностика заболевания затруднительна, ведь она не проявляется физическими отклонениями у младенца. Поэтому задержка психоречевого развития у детей чаще всего становится заметной в дошкольный и школьный период.

Таких детей обычно педагоги видят сразу, ведь они либо плохо усваивают материал и становятся вечными двоечниками, либо не могут соблюдать общепринятые правила поведения. Для диагностики проводятся различные тесты, оценивающие психические и речевые показатели.

Их огромное множество, к ним относятся тест IQ, тест Когана, всевозможные методики. Иногда требуется проведение ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение

Лечение задержек развития процесс длительный, но что самое главное, возможно полностью восстановить все психические и социальные процессы ребёнка, все зависит от времени обращения, комплексного подхода, и последующей каждодневной борьбы.

Особенный ребёнок должен быть в специальной группе, классе, ведь он не способен воспринимать информация на одном уровне со сверстниками. Нужно понимать особенности детей с задержкой психического развития. Обязательны посещая занятий с логопедом, психологом, дефектологом.

Сейчас появился новые метод лечения путем воздействия электрическим импульсом на рабочие области мозга, он называется токовая рефлексотерапия.

Помощь своему чаду

Самое главное, вовремя обратиться к специалисту! Изучите вопрос с научной точки зрения, если осведомлен, значит вооружен! Выстраивайте хорошие отношения со своим дитем, он должен доверять вам и ощущать поддержку, создайте с ним крепкую эмоциональную связь.

Развивайте навыки вашего ребёнка, но для начала выявите, к чему именно у него склонности. Не нужно заставлять его заниматься тем, что кажется интересным вам, он вправе сам выбирать. Никогда не торопите ребёнка, чего бы это ни касалось.

Постоянно играйте с ребёнком в развивающие игры, задайте ему сложные вопросы, разговаривайте с ним.

От родителей зависит многое, а точнее практически всё! Уделяйте своему ребёнку достаточно времени, узнавайте, обучайте его, следите за его здоровьем.

Не нужно думать, что Ваш ребёнок сам вырастет, что позже сам заговорит и так далее. Да, бывают исключения.

Известны случаи, когда дети начинали говорить и в 5 лет, но им все равно не удавалось догнать своих сверстников, а в последствие наблюдались сложности с коммуникацией, чтением, письмом.

Важно понимать, что ребёнок с задержками развития не является умственно отсталым, он прекрасно осознает суть происходящего, но не может самостоятельно справиться, ему требуется ваша помощь.
Главное в этом деле не быть параноиком, стоит понимать, что каждый человек, даже самый маленький, индивидуален и его путь развития тоже. Здоровых вам деток!

Источник: https://pups.su/psihologiya/zaderzhka-razvitiya.html

Задержка психического развития у детей — на бэби.ру

Первый школьный год довольно часто становится тяжелым испытанием для родителей, особенно если их ребенку ставят диагноз задержка психического развития. По отдельности эти слова совсем не страшные, но именно в таком сочетании вызывают у взрослых страх и панику. Вопросы – как, почему – начинают крутиться в голове.

Естественно, с малышом начинает заниматься специалист, его переводят в специальный класс или школу, то есть начинается коррекция психического развития ребенка, которая может длиться довольно долгое время. Однако всего этого можно избежать, если вовремя диагностировать нарушения в психическом развитии ребенка.

Выявить отклонения в психическом развитии ребенка можно уже с первых месяцев жизни

Ведь именно в период раннего детства развитие идет как никогда бурно и стремительно: из совершенно беспомощного, ничего не умеющего делать существа, младенец превращается в относительно самостоятельную личность, следовательно, получают определенное развитие все стороны психики ребенка. Поэтому знание закономерных процессов и этапов, которые должен проходить ребенок в период становления, позволяет своевременно обнаружить нарушение психического развития у детей в довольно раннем возрасте.

Часто у малышей с задержкой развития отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы:
– после 3-х месяцев могут оставаться выраженные оральные автоматизмы (сосет палец, язык, губу, одежду). – зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2-х месяцев.

Читайте также:  Аптечка для новорожденного: список лекарств, средств гигиены и мед. приборов

– на звуковые раздражители дети либо не реагируют, либо реакции носят защитный характер. – снижена способность к фиксации взгляда на движущемся предмете. – первая улыбка появляется в 2-3 месяца, хотя должна появиться в первый месяц жизни малыша.

– с 3-х месяцев выявляются отклонения в процессах голосообразования, в связи с чем гуление возникает на несколько месяцев позднее; лепет может продолжаться до 2-х-3-х лет, а первые слова начинают произноситься в возрасте от 2-х до 4-х лет.

– задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мире.

В дальнейшем, при обучении грамоте выявляются дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушения счета), наблюдается низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия, памяти, мышления), несформированность эмоцианально-волевой сферы, недостаточность моторного развития, что приводит к различным нарушениям в речевой деятельности.

Чем может быть вызвана задержка психического развития у детей?

Важно

Проблемы психического развития детей, выражающиеся в задержке, могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.

К биологическим факторам относятся:
– различные нарушения течения беременности; – хронические заболевания матери или перенесенные во время беременности болезни; – увлечение беременной алкоголем, сигаретами и наркотиками; – наличие у родственников психических, психосоматических и неврологических заболеваний; – патологические роды (кесарево сечение, роды с наложением щипцов и т.д.),

– перенесенные малышом инфекционные заболевания в раннем возрасте.

К социальным факторам относятся: – гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком, – отсутствие телесного контакта с матерью, – агрессия со стороны взрослых и окружения, – психологические травмы и т.д.

Таким образом, если у мамы в анамнезе, например, есть сахарный диабет или она во время беременности перенесла инфекционное заболевание, если был поставлен резус-конфликт, были тяжелые роды, либо малыш в первый год жизни сильно болел, то следить за его развитием нужно особенно тщательно.

Для того чтобы правильно подобрать методы коррекции при задержке психического развития определения причины, вызвавшей нарушения, не достаточно. Нужно поставить клинико-психологический диагноз, который отражает причину и механизм нарушения развития и определяет пути и методы коррекционной работы.

В современной медицине задержка психического развития у детей подразделяется на четыре типа

Первый – ЗПР конституционального происхождения или психический инфантилизм. Для таких детей характерна беспомощность, бурное проявление эмоций, которые через минуту могут поменяться на противоположные. Такой малыш очень зависим от матери, ему трудно принимать самостоятельные решения, то есть наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Задержку в психическом развитии у таких малышей диагностировать достаточно сложно, так как его отставание не бросается в глаза, но если сравнить его со сверстниками, то становится понятно, что он младше своего возраста.

Второй – ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят дети, страдающие от постоянных инфекционных или хронических заболеваний, а также малыши, чьи родители ограничивают их во всем, то есть очень сильно опекают.

В первом случае постоянное болезненное состояние снижает познавательную активность, следовательно, темпы развития психики замедляются. Во втором – родители ограждают малыша от опасного мира, тем самым не давая его познавать, что приводит к незнанию, неумению, отсутствию самостоятельности.

Третий – ЗПР психогенного (неврогенного) происхождения. На малыша не обращают внимания, им не занимаются, то есть проблемы психического развития детей обусловлены социальными факторами.

Причиной также является деспотизм родителей, агрессия и грубость по отношению как к самому ребенку, так и к другим членам семьи. При таком типе ЗПР у детей часто нет даже элементарных знаний о моральных и поведенческих нормах, окружающем мире.

Четвертый – ЗПР церебрально-органического происхождения, его причина – органические поражения нервной системы, выражающиеся в мозговой дисфункции различной степени. Это один из самых частых и наименее благоприятных типов ЗПР.

В настоящее время ранняя коррекция нарушений в развитии признана основополагающим направлением специальной педагогики и психологии. Известно, что оказание медико-психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни позволяет достичь принципиально иных результатов, чем при начале коррекционной работы в дошкольном и, тем более в школьном возрасте. Отечественный и зарубежный опыт показал, что ранняя помощь позволяет: – компенсировать отклонения в психическом развитии детей группы риска; – сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений;

– способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

Источник: https://www.baby.ru/clubs/baby/blog/post/9033136/

Раннее выявление задержки психического развития у детей

Раннее выявление задержки психического развития у детей

      Недавно мне задали вопрос: как выявить в раннем возрасте задержку психического развития? Я подумал, что данная тема будет интересна и многим другим, и решил написать короткую заметку.

Читая свои ранее написаные статьи, я понимаю, что сейчас бы написал несколько по-другому, что меняется представления, появляются новые научные факты и т.д., и вот я решил писать небольшие заметки, не претендующие на академичность, а в стиле публикации как в блоге.

Думаю, никому не представляется сложным, определить умственную отсталость у взрослого человека.

Совет

Человек не знает простых, не говоря уже о более сложных вещах и процессах, неадекватно оценивает и интерпретирует обстановку и ситуацию, часто не может выполнять обычных бытовых приёмов, не говоря уже о профессиональной деятельности. Хотя, несомненно, степени умственной отсталости бывают разные.

    Для выявления ранней задержки психического развития нужно знать этапы психического развития. Что должен делать, понимать и т.д. в конкретном возрасте ребёнок.

Скажу сразу, что при выявлении определённых нарушений не стоит сразу с точкой давать прогноз.

Пластичность головного мозга у детей большая, и в ряде случаев при выполнении определённых мероприятий, задержку психического развития можно исправить. В данной заметке мы рассмотрим детей до трёхлетнего возраста.

    У новорожденного ребёнка существует ряд врождённых рефлексов, за счёт которых он и начинает осуществлять свою жизнь. Однако по крику ребёнка уже можно о чём-то думать (мне как-то встречалась статья, в которой по крику новорожденного исследователи пытались прогнозировать характер будущего ребёнка).

Вскоре у новорожденного уже появляется улыбка, чаще во сне, а это уже точно психоэмоциональное формирование личности маленького человечка. В 1 месяц ребёнок должен фиксировать взгляд на предмете и плавно за ним следить, прислушивается к звукам и это тоже говорит об определённом психическом развитии.

В возрасте ребёнка 40 – 45 дней, ребёнок начинает реагировать на интонацию взрослых. Если ласково с ним разговаривать, то он начинает улыбаться в ответ, если говорить с ребёнком грубо, то он будет плакать. Слух у новорожденных детей хороший. И в возрасте 3 месяца, ребёнок уже поворачивает голову на источник звука.

А вот в начале своего развития ребёнок видит плохо, несколько упрощённо можно сказать, что у него миопия, и острота зрения нарастает с возрастом. В возрасте 4 месяца ребёнок должен чётко видеть на расстоянии 50 см. от себя. В этот период они начинают отличать «своих от чужих».

Достаточно часто, когда я осматриваю детей в 4 – 5-месячном возрасте, вначале дети смотрят на меня настороженно, а потом часто начинают плакать. Ребёнок разглядел, что его трогает и берёт на руки чужой человек, и плач является защитным механизмом. А если ребёнок в тоже время увидит маму, он начинает ей улыбаться.

Обратите внимание

В 4 месяца ребёнок спокойно переводит взгляд с предмета на предмет и самое главное с интересом и радостью смотрит на лица своих родных.

     Очень важно оценивать социальное взаимодействие ребёнка, его отношение к другим детям, другим чужим взрослым. Это тоже говорит об определённом психическом развитии ребёнка. И нарушения социального взаимодействия, социальной адаптации могут наблюдаться у детей с расстройством аутистического спектра.

Однако хочу сразу сказать, что сейчас в России идёт волна гипердиагностики расстройств аутиститческого спектра. В последние годы увеличилось количество детей с такими нарушениями, но и увеличилось количество, не правомерно выставленных подобных диагнозов.

Если лет 5 назад ко мне приходили дети с явными аутистическими нарушениями, и их осматривали другие врачи и не ставили такой диагноз, то сейчас всё наоборот. Ко мне всё чаще приходят дети, которым подобные диагнозы выставили необоснованно.

Правильней говорить, что у детей могут отмечаться нарушения социального взаимодействия, нарушения поведения, причём в раннем возрасте, но при проведении определённых мероприятий, их можно нивелировать. Приведу несколько примеров. Ко мне обратилась педиатр с жалобами на то, что что двухмесячный ребёнок не фиксирует на ней взгляд.

Ребёнка осмотрел окулист и я – невролог. Ребёнок всё видел и на нас смотрел с интересом. Этот ребёнок игнорировал конкретного педиатра, конкретного человека! Родителям были даны определённые указания на проведения социализации ребёнка. Этого ребёнка я видел последний раз в 2 года, нарушений поведения не было.

Второй случай: на приём пришли молодые родители с 6-месячным ребёнком. Они сказали, что по всей видимости у ребёнка ранний детский аутизм, ведь они оценивали подобные нарушения читая статьи и сообщения в сети.

У ребёнка был интересный симптом, когда с ребёнком начинали говорить, он закрывал свои уши! Действительно, у детей с расстройством аутистического спектра часто негативное отношение к речи людей. Родители проводили определённые воспитательные моменты, социализировали, постепенно приучали к речи. И все симптомы прошли, мальчик стал хорошо относится к речи, а после 1 года стал говорить отдельные слова и нарушений поведения у него не было.

Важно

     И вот перейдём к речевому развитию ребёнка, как одной из частей психического развития. Ребёнок родился и у него есть сосательный рефлекс, он кричит и у него появляется определённая мимика. Важно в возрасте 1 месяц посмотреть уздечку языка, при её укорочении решить вопрос нужно ли её подрезать. Все эти моменты важны для правильно речевого развития.

Важно чтобы ребёнок слышал речь разных людей, с разной интонацией, песни, колыбельные, слышал разные звуки др. У ребёнка вначале появляются гласные звуки: «о», «а», «у». в возрасте около 2 месяцев ребёнок начинает гулить. И около 6 месяцев появляется лепет, говорит «ба», «ма»; ребёнок начинает реагировать на своё имя и понимает некоторые жесты взрослых.

В возрасте 1 год, у ребёнка активный лепет и он говорит несколько слов. Чаще в сети встречается утверждение, что в 1 год ребёнок ДОЛЖЕН говорить 10 слов. Действительно такие дети встречаются, но редко. В основном в 1 год дети говорят 2 – 3 слова, но самое главное у них должен быть указательный жест пальцем сопровождаемый взглядом.

Указательный жест пальцем появляется в возрасте 11 – 14 месяцев. Это очень важный признак правильного речевого развития.

     Если ребёнок в 1 год говорит 1 слово, но он хорошо слышит, понимает обращённую речь, у него есть указательный жест пальцем, то развитие речи будет правильное. А вот если ребёнку уже ближе к 2 годам и у него нет указательного жеста пальцем, или он использует руку матери, как указатель, то это тревожный симптом, и повод обратиться к неврологу.

У ребёнка вначале формируется центр импрессивной речи (центр понимания речи), а вот центр экспрессивной речи (активной речи) формируется к 3 годам. Центр Вернике – центр понимания речи (импрессивная речь) находится в височной области, а центр Брока – центр активной речи (экспрессивной речи) находится в лобной области головного мозга.

Хотя в процессе речи важны не только эти два центра, но и другие структуры, например, мозжечок. В возрасте 2 года бывает очень большой разброс. Кто-то уже говорит предложениями и читает короткие стихи, а кто-то говорит отдельные слова. И тут очень важно оценить, это патологическая задержка речевого развития или у ребёнка будет прогресс, и он, как говорится «разговорится».

Читайте также:  Анемия у детей до года и старше: причины, симптомы, диагностика, лечение

Чаще в возрасте 2-х лет отмечается задержка экспрессивной речи, которая проходит, а иногда бывает упущенным время, когда окружающие родственники начинают говорить, что разговорится, что папа ребёнка стал говорить в 4 года и т.п. Лучше обратиться к специалисту, чтобы он дал оценку действительно это так или здесь требуется лечение.

Совет

В любом случае задержки экспрессивной речи необходимо чтобы ребёнок общался с разговаривающими детьми, важно развивать мелкую моторику рук, с ребёнком не надо сюсюкаться, а говорить чётко и правильно.

Другие статьи И.А.Воронова, врача высшей категории, кандидата медицинских наук по неврологии, Вы можете прочитать здесь: http://ejeweek.ru/show_cat.php?id=13

Источник: https://ejeweek.ru/show_item.php?id=488

Что такое ЗПР у детей: симптомы и причины, виды и диагностика отставания, программа коррекции

Этот диагноз ставится детям, как правило в школьном или дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с систематическим и целенаправленным обучением.

Это вид задержки в психологическом развитии, которое требует коррекции.

При своевременной диагностике и правильном лечении, поведении родителей с ребенком от этого заболевания можно избавиться полностью и преодолеть проблемы в развитии.

Аббревиатура расшифровывается как задержка психического развития, по МКБ-10 имеет номер F80-F89. ЗПР у детей – это медленный тем совершенствования психический функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации, памяти, что при водит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.

Обнаруживается патология, как правило. в младшем школьном или дошкольном возрасте. Первые проявления ЗПР проявляются при тестировании, которое проводят перед поступлением в школу.

К конкретным проявлениям относят нехватку знаний, ограниченность представлений, затрудненная интеллектуальная деятельность, незрелость мышление, преобладание чисто детский и игровых интересов.

Причины появления патологии в каждом случае индивидуальны.

Дети с ЗПР в познавательной сфере испытывают незначительные проблемы, но они затрагиваются многие психические процессы, которые и формируют клиническую картину. К проявлениям ЗПР у детей относят следующие признаки:

  1. Специалисты характеризуют уровень восприятия у ребенка с ЗПР как замедленное, нет способности собрать целостный образ предмета. Часто страдает при заболевании слух, поэтому подача материала для детей с данным заболеванием должна обязательно сопровождаться картинками и наглядными примерами.
  2. Если ситуация требует устойчивости, концентрации внимания, то у ребенка возникают трудности, потому что любое внешнее воздействие отвлекает его.
  3. При диагнозе ЗПР наблюдается гиперактивность на фоне синдрома дефицита внимания. Запоминают дети информацию выборочно, со слабой избирательностью. Лучше работает наглядно-образный (зрительный) типа памяти, вербальный тип развит недостаточно.
  4. Отсутствует образное мышление. Дети используют абстрактно-логическое мышление только под руководство педагога.
  5. Малышу сложно сделать какое-то умозаключение, сравнивать вещи, обобщать понятия.
  6. Словарный запас ограниченный, речь характеризуется искажением звуков, пациенту сложно строить полноценные фразы, предложения.
  7. ЗПР в большинстве случаев сопровождается задержкой речевого развития, дисграфией, дислалией, дислексией.

Перед приемом в школу специалисты обязательно проводят тесты, которые проверяют уровень развития малыша. Если присутствует задержка психического развития у детей, то педагог обязательно это заметит.

Крайне редко у малыша с ЗПР нет никаких признаков заболевания, в кругу сверстников никак не выделяется. Самостоятельно родители не должны начинать лечение, нужна обязательно консультация у доктора.

К явным признакам ЗПР в дошкольном возрасте относят:

  • школьник совсем не может или с трудом одеться, покушать, умыться, застегнуть куртку, завязать шнурки, выполнять прочие ежедневные процедуры;
  • школьник не хочет участвовать в совместных играх, с опасной относится к одноклассникам, явно проявляет признаки замкнутости, не хочет общаться с коллективом;
  • любые его действия сопровождаются агрессией, нерешительностью;
  • ведет себя тревожно, боится постоянно даже самых простых ситуаций.

Родители не всегда понимают разницу между этими двумя патологиями, но они существуют, и они очень ощутимые. Если врачи у малыша после 4 класса продолжают наблюдать все признаки ЗПР, то появляется подозрение на умственную отсталость или конституциональный инфантилизм. Основные различия этих патологий следующие:

  1. Умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие носят необратимый характер. При ЗПР ситуацию можно исправить, если начать своевременно лечение, при надлежащем уходе за пациентом.
  2. При ЗПР школьник может использовать ту помощь, которую ему предлагает специалист, переносит ее на новые задания. При умственной отсталости этого не происходит.
  3. Дети с ЗПР пытаются понять прочитанное, при УО такое желание отсутствует вообще.

Причины

Классификация ЗПР проводится согласно тем факторам, которые спровоцировали патологию.

Один из возможных вариантов – локальные изменения в мозговых зонах, которые происходят еще на этапе внутриутробного развития.

Причиной этому становятся болезни матери соматической, токсической, инфекционной формы. Такие же изменения происходит при асфиксии ребенка во время прохождения по родовым путям.

Обратите внимание

Еще одним важным фактором является генетика, которая по законам природу может наградить ребенка природной предрасположенностью к медленному созреванию мозговых систем.

Часто патология носит неврологическую основу с признаками дистонии сосудов, гидроцефалией, сбою иннервации черепно-мозгового участка. На энцефалографии можно хорошо проследить все нарушения деятельности головного мозга, которые провоцируют замедленное развитие.

К характерным проявлениям ЗПР у детей относится активность дельта-волн, полное затухание альфа-ритмов.

Эмоционально-психологические причины развиваются, если школьник с раннего возраста воспитывался в неприемлемых условиях. Межличностные, психоречевые и прочие проблемы возникают, если:

  • наблюдается эмоциональная, материнская депривация (безнадзорность);
  • отсутствие внимание со стороны педагогов, что привело к запущенности;
  • у малыша не было необходимых стимулов для нормального развития;
  • алкоголизм родителей, недостаток внимания со стороны родителей в раннем возрасте;
  • не было условий, чтобы овладеть простыми навыками;
  • равнодушное, безразличное отношение со стороны педагога, не учитывались индивидуальные особенности;
  • частые, регулярные скандалы в семье, ограничение контакта со сверстниками, нестабильность;
  • скудное, плохое питание, которое не обеспечило растущий организм всеми необходимыми витаминами, минералами.

Виды ЗПР

Данное заболевание делят на 4 группы. Каждый тип провоцируют определенные факторы, обладает своими особенностями незрелости эмоционального характера, нарушениями познавательной деятельности. Выделяют следующие виды патологии:

ЗПР конституционального происхождения

Для этого вида патологии присуща ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, она отстает на несколько ступеней по сравнению с другими детьми.

Это называется психический инфантилизм, это не болезнь, его принято считать комплексом заостренных черт характера, черт поведения, которые могут ощутимо отражаться на повседневной деятельности ребенка.

Больше страдает учебная, адаптационная способность малыша к новым ситуациям.

При таком типе ЗПР ребенок часто несамостоятелен, привязан к маме, без нее чувствует себя беспомощным, тяжело адаптируется к новым условиям. Характерной особенностью выступает повышенный фон настроение, проявление эмоций бурное, но настроение неустойчивое. Ближе к школьному возрасту малыш на первый план по-прежнему ставит игры, а в норме должна появится учебная мотивация.

Без посторонней помощи ребенку сложно принимать решения, что-либо выбрать, совершить любое другое волевое усилие. Детям с ЗПР могут вести себя весело и непосредственно, в глаза отставание в развитии не бросается, но по сравнению со сверстниками они всегда кажутся младше. Педагоги должны уделять больше внимания таким школьникам, учитывая индивидуальные особенности.

Соматогенное происхождение

В эту группу попадают часто болеющие, ослабленные дети. Хронические инфекции, длительные болезни, аллергии, пороки врожденного характера провоцируют задержку психического развития.

Объясняется это тем, что под воздействием долгого течения заболевания, на фоне слабости организма у малыша страдает психическое состояние.

Важно

Это не дает ему полноценно развиваться, что приводит к низкой познавательной активности, притуплению внимания, повышенной утомляемости. Эти факторы приводят к замедлению темпов формирования психики.

Этой же группе относятся и школьники из семей с гиперопекой.

Слишком повышенное внимание к воспитанию ребенка приводит, когда буквально шагу не дают сделать без контроля, приводит к отсутствию развития самостоятельности, познанию окружающего мира, формирования полноценной личности.

Гиперопека присуща семьям, где дети часто болеют, постоянная тревога, жалость к малышу, стремление максимально облегчить ему жизнь в итоге приводят к задержке психического развития.

ЗПР психогенного происхождения

В этом случае главная роль отводится социальной ситуации при развитии малыша. Неблагоприятная обстановка в семье, психические травмы, проблемное воспитание приводит к ЗПР.

При наличии насилия, агрессии к крохе или членам семьи влечет за собой развитие определенных черт в характере вашего чада.

Это становится часто причиной несамостоятельности, нерешительности, безынициативности, патологической застенчивости и боязливости.

Этот тип причины ЗПР отличается тем, что опека практически отсутствует, недостаточное внимание к воспитанию. Растет школьник в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности.

Это приводит к отсутствие сформированного мнения о моральных и нормах поведения в обществе, малыш не может контролировать свое собственное поведение, не в состоянии отвечать за свои поступки, проявляется нехватка знаний об окружающем мире.

Совет

ЗПР — церебрально-органического происхождения

Самый распространенный тип патологии, имеет неблагоприятный прогноз развития по сравнению с вышеописанными видами. Основной развития болезни становится органические нарушения, к примеру, недостаточность нервной системы, которая развивается по следующим причинам:

  • родовая травма;
  • патологии беременности (резус-конфликт, травма, интоксикации, инфекции, токсикозы);
  • недоношенность;
  • нейроинфекции;
  • асфиксия.

Данный вид задержки психического развития сопровождается дополнительным симптомом – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Под этим понятия подразумевают комплекс легких отклонений в развитии, которые проявляются себя только в определённых случаях. Признаки сильно отличаются и могут появиться в разных областях психической деятельности малыша.

Осложнения и последствия

ЗПР отражается последовательно на личностном развитии больного в дальнейших жизненных ситуациях. Избежать значительных последствий можно только при своевременно принятых мерах по диагностированию отклонения, коррекции поведения, обучению существования индивидуума в социуме. Безразличие к задержке приводит только к усугублению имеющихся проблем, которые проявятся во время взросления.

Типичным осложнением становится замкнутость в себе, отстранение от сверстников, к ним начинают относится как к изгоям, что добавляет чувство неполноценности собственной личности, снижает самооценку.

Совокупность всех факторов приводит к крайне сложной адаптации, невозможности общения с противоположным полом.

Последствием становится снижение уровня познавания, усвоения новой информации, искажение речи и письма, сложность в поиске подходящей профессии, освоении простых рабочих приемов.

Диагностика

Для определения задержки развития необходимо провести всестороннее обследование крохи, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно ПМПК).

Диагноз ЗПР ставят по заключению логопеда, психолога, дефектолога, детского невролога, педиатра, психиатра. Специалист проводят сбор анамнеза, изучат его, анализируют условия жизни.

Далее проводят нейропсихологическое тестирование, изучение медицинской документации вашего чада, диагностическое обследование речи.

Обратите внимание

Обязательной частью диагностики становится беседа с малышом на предмет изучения интеллектуальных процессов, эмоционально-волевых качеств. Эти сведения становятся основанием для определения уровня развития малыша.

Члены ПМПК выносят заключение об отсутствии или наличии ЗПР, выдают рекомендации по дальнейшей организации воспитания, обучения вашего чада в условиях школы или других специальных образовательных учреждений.

В качестве инструментальных методов может применяться:

Коррекция

Лечение ЗПР начинают сразу после появления первых симптомов заболевания. Ранняя диагностика важна для эффективной схему коррекции, который включает комплексный подход, используются следующие основные лечебные методы:

  1. Рефлексотерапия. Электрические импульсы посылаются на мозговые точки. Методика воздействия микротоков эффективно при отставании развития после церебрально-органического поражения.
  2. Логопедический массаж, эффективные методики развития памяти, тренировка памяти, занятия артикуляционной гимнастикой, повышение уровня мышления. Все эти лечебные мероприятия проводятся специалистами дефектолог и логопед.
  3. Медикаментозные лекарства назначают только после обследования у невролога. Самостоятельно использование строго противопоказано, оно может навредить вашему крохе.
  4. При социальных факторах требуется консультация у психолога. Хорошо помогает общение с дельфинами, животными, лошадьми. Благополучные пары могут помочь малышу развить уверенность в себе (без формирования завышенной самооценки), поддержка должна помочь в развитии личности.

В качестве профилактических мер выступает предупреждение отклонений в развитии малыша. Необходимо провести точное планирование беременности, предотвратить негативное воздействие любых внешних факторов в период формирования и роста плода. Будущая мама должна избегать любых заболеваний, инфекций, проводить профилактику от них в раннем возрасте крохи.

Одной из главных задач молодых родителей становится социальная сфера развития чада. Создайте положительные условия для развития крохи, благополучной атмосферы в семье. С младенческого возраста нужно развивать и заниматься ребенком.

Для профилактики ЗПР нужно создать эмоционально-телесную связь крохи и родителей. Тогда дети чувствуют спокойствие и уверенность.

Это будет способствовать правильному развитию, поможет адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке.

Читайте также:  Топ 9 развивающих ковриков для новорожденного ребенка

Видео

Источник: https://sovets.net/16406-chto-takoe-zpr-u-detej.html

Задержка психического развития — это частый диагноз в современн..

Рада вас снова видеть, дорогие читательницы! Совсем недавно мы говорили с вами о синдроме недостатка внимания у детишек и взрослых. Сегодняшняя тема будет отчасти перекликаться с ним.

О чём вам говорит тревожная аббревиатура из трёх букв «ЗПР»? Уверена, больше половины из вас считают, что это диагноз детей с умственной отсталостью.

Важно

Именно поэтому все мы так боимся психолого-педагогической комиссии, которая проверяет малышей перед поступлением в школу, и якобы многих детишек «списывает» с диагнозом ЗПР в классы коррекции.

Но стоит ли так бояться этого неоднозначного по сути диагноза? Ведь задержка психического развития — это не тяжёлая патология речи, органов чувств или физическая инвалидность. О том, что же такое ЗПР, как она проявляется у деток, чем грозит и как отличить её от умственной отсталости, сегодня и поговорим. Хочу развенчать мифы и заодно развеять все ваши страхи.

Нелюдимость, тревога, агрессия

Простыми словами, ЗПР — это замедление темпа развития психики и связанные с этим проблемы с адаптацией в коллективе и обучением ребёнка в школе. В психологии этой проблеме уделено много трудов, и сейчас можно точно сказать, что факторов, влияющих на задержку множество, начиная от среды, в которой растёт малыш и заканчивая патологиями ЦНС.

Вернёмся к причинам чуть позже, а пока рассмотрим когда и как проявляется этот диагноз. Чаще всего мамочки слышат о замедленном психическом развитии, когда крохе исполняется 5-6 лет, то есть перед поступлением в школу. Строгая тётя-психолог приходит в садик, где каждого ребёнка тестируют на уровень психологической и интеллектуальной подготовки к школе.

Вот она вызывает Анечку из пятой группы и спрашивает: «А скажи-ка, как можно назвать предметы «платье», «носки», «кофточка», «свитер», «пальто»? Анечка долго вертится, теребит краешек сарафана от волнения и молчит…Потом всё-таки решается ответить: «Это то, что лежит на полке в шкафу». Психолог делает вывод, что у ребёнка проблемы с обобщением и анализом, да ещё и внимание рассеянно.

Многие мамы у дошкольников сейчас понимают, о чём речь, ведь современные дети через одного гиперактивны, неусидчивы и не готовы воспринимать и анализировать информацию. Куда уж там до того, чтобы вырастить юного гения? Тут бы по основной школьной программе всё успеть!

Задержка психического развития — это

Можно ли распознать ЗПР раньше, чем нагрянет комиссия и поставит это «клеймо» напротив фамилии вашего ребёнка? Доктора утверждают, что можно, и вот каковы основные симптомы начала задержки развития:

  • В грудном возрасте такие малыши позже начинают держать головку, топать ножками, говорить;
  • Ребёнок тревожен и иногда даже агрессивен, при этом во многих ситуациях нерешителен и боязлив;
  • Кроха замкнут, не любит находиться в коллективе, играть со всеми, сторонится даже родственников. (это может быть и симптомом аутизма);
  • Малыш не умеет делать элементарных вещей в своём возрасте: чистить зубки, мыть руки, обуваться, либо делает всё гораздо медленнее.

Другие признаки ЗПР выражаются в неразвитой эмоционально-волевой сфере. Такие детки долго «раскачиваются», не могут сосредоточиться и заставить себя делать что-либо, много двигаются и без умолку говорят, громко перебивают.

Таким образом, у малышей с ЗПР страдают как развитие речи, так и мышление и сфера эмоций. Могут встречаться как сочетание этих нарушений, так и только одно из них.

Виноваты ли гены в развитии

Специалисты говорят, что бывает и так, что замедленное психическое развитие почти себя не проявляет, и ребёнок не отличается от сверстников, но чаще диагностика определяет не только саму патологию, но и виды ЗПР:

  1. Психогенная (особенности этого вида: неблагоприятная среда жизни и воспитания ребёнка, обделённость вниманием и маминой любовью, безэмоционально общение близких родственников с малышом, либо его игнорирование).
  2. Конституциональная (генетический фактор; многие психологи утверждают, что ЗПР довольно часто передаётся по наследству);
  3. Соматогенная (многие перенесённые болезни негативно воздействуют на мозг и вызывают задержку развития: астения, инфекции, дизентерия, аллергия)
  4. Церебрально-органическая (связана с внутриутробными нарушениями и осложнениями: алкоголизм матери, токсикоз, родовые травмы и т.д.)

Как видим, на замедление психического развития могут повлиять как незначительные, так и более серьёзные факторы. Условно они подразделяются на биологические (недоношенность, гипоксия плода, травмы при родах, асфиксия в результате слабой родовой деятельности, поражения ЦНС) и социальные (неблагоприятная среда, педагогическое попустительство, травмы психики).

Чем внимательнее вы относитесь к своим малышам, чем больше времени им уделяете, играете, учитесь, тем быстрее вы распознаете ЗПР, тем легче вы с ним справитесь. Главное — не опускать руки и не причитать, что ваш ребёнок умственно отсталый! Это уже более серьёзная патология, которая отличается от ЗПР.

Если у школьников к 4-му классу сохраняются симптомы задержки развития, то врачей это очень настораживает. Однако если ребёнок проявляет интерес, откликается на вашу помощь, то доктор настаивает на том, что это не умственная отсталость, и коррекция может помочь выровнять темпы речи и мышления маленького пациента.

В школу, как на «каторгу»

Слово «школа» обычно страшит мам детишек с ЗПР, ведь занятия и уроки лягут непосильной ношей, педагоги будут стыдить и ругать малыша, а это ещё больше отвернёт его от учёбы. Сейчас в каждой общеобразовательной школе есть специальные классы коррекции для детей с отклонениями. Как правило, после начального звена ученики уже переходят в обычный класс.

Педагоги вместе с родителями и психологами работают с ребёнком, чтобы он смог догнать и перегнать сверстников. Специальная адаптированная программа позволяет вникать в школьный курс, лучше запоминать, привыкать выполнять задания самостоятельно. Постепенно малыш выздоравливает, и уже через год, а то и раньше, диагноз ЗПР полностью снимается неврологом или психологом.

Медикаментозное лечение применяется в тяжёлых случаях, и очень редко. Как правило, маленькие пациенты сами справляются с патологией, без таблеток и физиотерапевтических процедур.

Совет

Поэтому, дорогие мамы, никогда не отчаивайтесь. Задержка психического развития — это не самое страшное отклонение и легко преодолевается.

Не забывайте ласкать своих крох, больше беседуйте, гуляйте вместе, играйте в развивающие игры дома и на улице, а уже потом в процесс воспитания «вмешается» школа.

Известный психолог Лев Выготский говорил: «Обучение влечёт за собой развитие». Так подготовьте ребёнка к обучению, ведь вы — его главный и самый лучший педагог!

Надеюсь, я сумела развеять ваши страхи. Не так страшна ЗПР, как её малюют. И не с таким справлялись.
Прощаюсь с вами до следующей публикации, ну а вы оставляйте свои отзывы и комментарии и не забывайте делиться статьёй в соцсетях.

Источник: https://malysh-ma.ru/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-eto/

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу.

Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления.

В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Причины ЗПР

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

1. Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

2. Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Симптомы ЗПР

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация.

Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение задержки психического развития у детей

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной.

Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях — медикаментозную терапию.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику.

Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/zaderzhka-psixicheskogo-razvitiya-u-detej/

Ссылка на основную публикацию