Все о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

ДЕТСТВО-ГИД

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста»

Брылёва Анастасия Александровна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Зачем нужно развивать моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка — тонких движений кистей и пальцев рук — один из показателей психического развития ребёнка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе.
  • Мелкая моторика — основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

 При недостатках развития мелкой моторики:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрические фигуры).
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Тремор.
  • Очень медленный темп письма.

Рекомендации:

— пальчиковая гимнастика,

— пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,

— пальчиковый театр,

— лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.),

— нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д.,

— конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО,

— различные виды аппликаций,

— рисование по трафаретам,

— штриховка,

— дорисовка (по принципу симметрии),

— лабиринты,

— дидактические игры,

— шнуровка,

— игры с мелкими предметами,

— пазлы, мозаика.

 Развитие мелкой моторики в быту

(советы для родителей)

Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить  мандарины.
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  • Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
  • Лепить из теста печенье.
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать   ботинки.
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
  • Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  • Помогать перебирать крупу.
  • Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  • Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  • Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  • Включать и выключать свет.
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Перелистывать страницы книги.

Источник: http://detstvogid.ru/razvitie-melkoy-motoriki-u-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta/.html

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста — TOП — ШКОЛА

Автор: Аминова Расима Булатовна,
учитель-логопед
МДОБУ «Детский сад «Теремок»,
г. Сибай, Республика Башкортостан

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Обратите внимание

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные.

К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое)).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

  • формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  • развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики. Доступность материала позволяет разнообразить работу логопеда. Игры с нетрадиционным оборудованием можно рекомендовать родителям для работы дома.

***
Бусы

– Перебирать бусы, считать количество бус (в прямом и обратном порядке);

– Нанизывать бусинки на нитку;

– Опускать в коробочку с маленьким отверстием и т.д.
***
***
Пуговицы

– Выложить неваляшку, снеговика, цветок, бусы, буквы, цифры

– «Вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться делая по шагу на каждый ударный слог;

– Разложить пуговицы: самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.

***
Бельевые   прищепки

Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.

– Цеплять прищепки к натянутой веревке;

– Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику,  ветки к ёлочке  и т.д.)

– Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест», «Кто где живёт».

***
Резинки   для   волос

– Надеваем и снимаем резинку на большой палец,

– На указательный,

– На средний,

– На безымянный,

– На мизинец.

Игры  с  резинками  развивают   зрительное восприятие: дети  по образцу надевают на пальцы  разноцветные  резинки.

***
Пробки

– Положить резьбой вверх. На них поставить указательный и средний пальцы. Можно «ходить» одной, двумя руками одновременно (4 пробки);

– Разложить по цвету

– «Рисовать» цветы и т.д.

Подбираем пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываем рисунок сами, затем просим малышей сделать тоже самостоятельно. После того как дети научатся выполнять задание самостоятельно, предложим им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

***
Вывод

Таким  образом, использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.

При разработке нетрадиционных приёмов используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:

  • многофункциональность;
  • экономическая выгода;
  • общедоступность.

Источник: http://xn—-8sb3aemcew1d.xn--p1ai/netraditsionnye-tehnologii-v-razvitii-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Семинар – практикум для родителей на тему: «Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В данной работе представлен сценарий родительского собрания, проведенного в нетрадиционной форме.

Тема родительского собрания: «Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Предметная область:

Номинация:

  • «Сценарий родительского собрания».

Цель:

  • донести до родителей (законных представителей) необходимость применения пальчиковых игр и упражнений для наилучшего психического и интеллектуального развития ребенка.

Задачи:

  1. Подвести родителей к осознанию своей роли в развитии сенсомоторных навыков и повышения уровня и речевого развития детей.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
  3. Создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Форма проведения мероприятия:

Время проведения мероприятия:

Участники семинара – практикума:

  • учитель – логопед, воспитатели, родители (лица их замещающие), дети.

Предварительная работа:

  1. Индивидуальные беседы с родителями по данной теме.
  2. Оформление памятки для родителей: «Игры для развития мелкой моторики».
  3. Консультация для родителей: «Забавы для пальчиков».

Материал:

  • карандаши;
  • белый картон;
  • пластилин;
  • бусины;
  • крупа.

Ход семинара – практикума

(Родители (законные представители) присутствуют на семинаре — практикуме вместе с детьми).

— Здравствуйте уважаемые родители!

— Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.

— Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, как Вы считаете, для чего необходима пальчиковая гимнастика? И, вообще, нужна ли она?

(Ответы родителей).

— Хорошо! А сейчас я немного расскажу Вам о том, для чего необходимо развивать ручки вашего ребенка.

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно со II в.до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.

На кончиках пальцев находится большое количество нервных окончаний, которые стимулируют работу головного мозга.

Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с древних времен применяются специальные упражнения с каменными и железными шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Важно

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Рифмованные пальчиковые и жестовые игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.

Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Так же они развивают автоматизм движений, и очень пригодятся ребенку при развитии навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний; завязывания шнурков и т.д.).

Движения правой и левой рукой контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, необходимо научить его выполнять те же движения другой рукой.

Можно предложить ребенку пальчиковые игры с разнообразными мелкими подручными предметами – бусинами, карандашами, тканью, бумагой.

Я предлагаю Вам использовать в домашней обстановке следующие виды игр для пальчиков:
выкладывание букв из различных материалов.

  • игры с пластилином.
  • игры с бумагой.
  • игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
  • поделки из природного материала.
  • рисование.
  • графические упражнения.
  • шитье, вязание, плетение.
  • игры со счетными палочками.
  • игры на кухне. (приложение 1)

Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.

Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки – сгибания и разгибания пальчиков. Она поможет разогреть ручки ребенка и ввести его в игровую ситуацию.

Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уделять внимание их расслаблению.

В последнее время многие педагоги внедряют массаж пальцев рук. Даже самый примитивный массаж заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.

Совет

Существуют массажные движения, выполняющиеся с помощью простого предмета – карандаша. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

— А сейчас Вы вместе со своими детьми попробуете выполнить некоторые виды массажа для рук с помощью карандаша.

Раздаются детям и родителям по одному карандашу и выдается памятка с видами массажа сопровождающимся веселыми стихами. (приложение 2)

Я очень медленно показываю правильность выполнения того или иного упражнения.

Родители по ходу действий задают свои вопросы. Обговариваем ошибки при выполнении упражнений, для того, чтобы родители вместе с детьми закрепляли правильность выполнения пальчикового массажа.

После выполнения массажа для пальчиков родители вместе с детьми приступили к выполнению следующих упражнений.

— А сейчас мы Вам раздадим картон, на который Вы будете наклеивать разные фигурки или буквы из пластилина, а затем выкладывать на нем бусины, крупу. По вашему усмотрению.

(Совместная работа с родителями вызвала у детей бурю положительных эмоций).

— Уважаемые родители! Помните, что только совместными усилиями мы сможем с Вами добиться положительных результатов в развитии наших детей.

— Если у кого-то возникли вопросы – задавайте!

— Большое спасибо Вам за сотрудничество!

Литература:

  1. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.
  2. БелаяА.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999г.

Приложение 1

Сожми и пощупай!

Для игры необходимы твердые и мягкие мячики разной фактуры.

Силач.

Для игры понадобятся резиновые игрушки. Предложите ребёнку сначала сжимать игрушку двумя руками. А затем — одной.

Читайте также:  Ребенка кладут в больницу одного - что предусмотреть и дать с собой?

Сборные матрешки.

Прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, это традиционная народная дидактическая игрушка.

Пирамидки.

Выбирая в магазине пирамидку, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка разовьет не только пальчики Вашего малыша, но и логическое мышление. Можно построить пирамидку из стаканчиков от йогурта, надев их один на другой.

Обведи по контуру.

Обратите внимание

Игра проводится в два этапа. 1 этап — карандашом обводится фигура; 2 этап — контур выкладывается горохом или крупой.

Трафареты.

Это треугольники, прямоугольники, круги из тонкого картона или пластмассы. Ребенок с Вашей помощью пальцем или карандашом должен водить по краям лежащей на столе фигурки. Так приучают чувствовать фиксированную линию.

Мозаика, конструктор.

Величина деталей зависит от навыков Вашего малыша. Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из конструктора помогите построить башню, затем кукольную мебель и прочее.

Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (ёлочки, машинки, домики и т.д.) Соблюдайте правило — при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребёнком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос и уши!

Бусы.

Сейчас продаются готовые комплекты для игры, куда входят шнурок, разноцветные бусы разной формы и даже пластмассовая иголочка. Но эту игру мамочка может сделать сама.

Шнуровки.

Рисуем пальцем.

Сейчас в продаже встречаются специальные краски для такого авангардного «искусства». Можно использовать любые другие (нетоксичные) краски. Рисуйте сначала линии прямые, кривые, волнистые, затем геометрические фигуры, простейшие узоры.

Шершавая неровная поверхность.

Маленькому ребёнку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, ситечку, камню. Предложите ему вдобавок закрыть глаза, тогда тактильные ощущения обострятся. Не поленитесь и вырежьте для малыша буквы из наждачной бумаги: тогда каждую он действительно «почувствует», и Вы одним выстрелом двух зайцев «убьёте»: и буквы кроха узнает, и мелкую моторику разовьет.

Разноцветные прищепки.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок — глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Золушка.

Важно

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут — будут из печи

булочки и калачи».

Пластилин.

В Вашем доме коробочка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: мнет, крутит колбаски, шарики — массирует точки на пальцах и ладонях.

Забавные картинки.

На листе картона равномерно распределите слой пластилина. Горошинами или другой крупой ребенок выкладывает различные картинки: цветы, море (волны), рыбки, и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.)

Солёное тесто.

Вместо пластилина для лепки можно использовать тесто. На 1 стакан муки: 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель. Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите овощи, фрукты, хлеб, булочки и т.д.

Узоры из счетных палочек.

Цветные пуговицы.

Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, машинку.

Приложение 2

Нестерова Е.В.,
учитель-логопед

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/neobhodimost-razvitiya-melkoy-motoriki/.html

Мелкая моторика рук дошкольников

Поступление ребёнка в школу означает собой очередной новый период в жизни дошкольника, который называется «учебная деятельность» и будет являться ведущей деятельностью на протяжении всего периода учёбы.

  Начало обучения – это сложный этап в жизни детей дошкольного возраста: это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Адаптацию детей к школе облегчает, как показали исследования психологов, пребывание их в детском саду.

«Незрелые школьники», посещавшие детский сад встречаются вдвое реже, чем «домашние дети».

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Одной из обязательных задач, среди множества задач подготовки детей к школе, является развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников.

В условиях детского сада развитие мелкой моторики рук дошкольников формируются на занятиях по изобразительному искусству, в процессе конструирования и выполнения трудовых действий.

Ставятся воспитателями перед  детьми и специальные  задачи  типа: обвести геометрические фигуры по точкам, различные линии, контуры зверей, животных, птиц.

Дома родители должны создать своим детям условия для занятий изобразительной деятельностью (рисование, лепка), конструированием, ручным трудом, а так же обязательно приучить ребят к некоторым видам домашнего труда. При этом важно обращать внимание на то, что ребёнок уже что-то знает, что у него лучше получается.

Тем самым вы стимулируете интерес ребёнка к письменным упражнениям. Все перечисленные виды занятий способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук у детей. Желательно, чтобы ваш малыш пришёл в школу со «зрелой» моторикой.

Что такое зрелость моторики?  Это ловкость пальцев и кистей рук, а так же  чёткая координация их движений.

Развитие мелкой моторики рук цели и задачи

Цель развития мелкой моторики рук:

  1. Подготовка руки ребенка к письму (развитие координации движений руки и глаза, моторики кисти и пальцев рук).
  2. Совершенствуя движения рук детей, мы развиваем у них внимание, мышление, памяти, речи, слухового и зрительного восприятия.
  3. Формировать у детей умение действовать в соответствии со словесными указаниями взрослых.
  4. Воспитывать умение работать в соответствии с замыслом при изготовлении сувениров, деталей костюмов, различного рода аппликаций и прочее.

Задачи развития мелкой моторики рук для детей – формировать навыки учебной деятельности, готовить руку ребёнка к письму, поддерживать детскую инициативу в самостоятельных играх и занятиях.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Если нет  ловкости и чёткой координации движений пальцев и мелких мышц кистей рук, необходимо делать следующие упражнения:

  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
  • Занятия рисованием, лепкой, умение работать ножницами, завязывания и шнурование. Застёгивание пуговиц и прочее.
  • Занятие конструированием (работа с различными мозаиками, мелкими предметами, виды ручного труда), изготовление поделок из бумаги и картона, природного материала, различные виды шитья (в т.ч.вышивание)
  • Обведение контуров предметов, геометрических фигур по точкам, чёрточкам, различные виды закрашивания, штриховки и т.п.

Упражнения для развития мелкой моторики рук для детей

Хотелось бы подробнее остановиться на пальчиковой гимнастике, которая полезна для развития мелкой моторики рук, которая тесно связана со многими центрами коры головного мозга.

Дети, с которыми занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, более точной координацией движений, силой и ловкостью рук, скорее успокаиваются после стрессов.

Приведу вашему вниманию, в качестве примера, упражнения на мелкую моторику рук у дошкольников, которую используют в своей работе воспитатели детского сада «Рябинка»:

  1. Крепко сжать обе кисти рук в кулачки, а затем с силой растопырить пальцы в стороны (повторять 8-10 раз).
  2. Легко сжать обе кисти руки в кулачки и медленно вращать их круговыми движениями, постепенно ускоряя вращение ( 8-10 раз).
  3. Сомкнуть большой и указательный палец руки, остальные пальцы максимально растянуть. Сделать щелчок указательным пальцем, далее делаем щелчки всеми пальцами руки по очереди. То же самое сделать другой рукой (по 5 раз каждой рукой).
  4. Знаменитое упражнение «Коза», которое мы все помним с детства.
  5. «Сорока — белобока» — игра, в которой массируются все пальчики по очереди.
  6. Положить ладони на стол, барабанить всеми пальчиками по столу, затем – каждым пальцем по очереди. Далее можно предложить детям поочерёдно поднимать каждый пальчик вверх.
  7. Стоя, глаза закрыты, руки разведены в стороны, затем вы предлагаете ребёнку коснуться указательным пальчиком правой руки кончика носа. И так повторить каждым пальчиком. Затем упражнение повторяется левой рукой;
  8. Касание мочки левого уха пальцами правой руки, правого уха – пальцами левой руки.

Игры для развития мелкой моторики рук дошкольников

  • Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук типа – «Два весёлых гуся», «Мы сварили суп», «Пальчики здороваются» и т.п., кроме того игры с чтением стихов.
  • Различные штриховки, раскраски.
  • Лепка из глины и пластилина.
  • Игры с прищепками, мелкими игрушками, клубочками.
  • Собирание пазлов, конструкторов.
  • Занятие конструированием, ручным трудом.

Так же для разминки кистей рук и пальцев предлагайте своим малышам разрывать листки бумаги на мелкие кусочки в виде квадратов, прямоугольников, кружочков, веточек  и т.п. Далее пусть дети складывают из этих маленьких кусочков различные узоры на листе бумаги или дощечке.

Интересными получаются аппликации из порванных цветных кусочков по темам «Цыплёнок», «Медведь», «Волк», «Лиса», «Сова» и прочее. Эти животные пушистые и аппликации с помощью обрывания смотрятся очень оригинально и красиво.

Как можно чаще давайте детям возможность работать  ножницами, пусть они раскрашивают  картинки в книжках-раскрасках, штрихуют нарисованные геометрические фигуры, фигуры зверей, птиц, животных, лепят, плетут изделия и прочее.

В последнее время модным стало слово «креативность», оно обозначает, примерно, то же самое, что и «оригинальность», «нестандартность», «неординарность», ещё проще говоря – «творчество». Ребёнка надо учить творчеству и созиданию. Это поможет ему в дальнейшем обучении в школе, а так же и во взрослой жизни.

Источник: http://bukvic.ru/melkaya-motorika-ruk-doshkolnikov/

Развитие различных видов мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Практически каждый родитель, имеющий детей в возрасте до 7 лет, знает о том, что физическое развитие детей дошкольного возраста должно идти в соответствии с нормативами данной возрастной категории.

Все знают, что мелкую моторику детей необходимо развивать, однако не всем известно, что необходимо для ее развития.

С физиологической точки зрения, мелкая моторика — это работа небольших мышц, которые расположены в кистях рук.

Для чего необходимо развивать моторику

Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения конечности кисти.

Следовательно, если мы активно стимулируем один из этих центров, то вместе с ним активируется и другой.

Кроме того, есть и еще одна не менее важная причина, на основании которой необходимо развивать мелкую моторику. Полученные навыки пригодятся ребенку в дальнейшем, когда ему будет нужно самому застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, с какой скоростью ребенок научится держать в руках карандаш, кисточку и ручку.

Развитие мелкой моторики дошкольников

Уже с самого раннего возраста можно развивать детские пальчики при помощи легкого массажа, тем самым оказывая воздействие на речевые зоны.

Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики.

Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания.

Совет

Ну а в возрасте 6-7 лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой частью учебного процесса, так как на данном этапе просто необходимо подготовить руку ребенка к нагрузкам, с которыми он столкнется в школе.

Если вы решили развивать мелкую моторику своего малыша, то при подборе упражнений обращайте внимание на физическое развитие ребенка, так как каждый этап развития маленького человечка имеет свои особенности.

Упражнения для развития мелкой моторики

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития детей дошкольного возраста. Самыми распространенными из них являются:

  • Гимнастика для пальцев — пальчиковые игры — являются самыми известными и эффективными упражнениями, благодаря которым сенсомоторное развитие происходит в интересной и увлекательной форме.

Постепенно, исходя из возрастных особенностей детей, игры усложняются и могут дополняться различным реквизитом, например, кубиками, домиками и прочими мелкими предметами.

Из всего разнообразия лучше всего выбирать те игры, где тренируется каждый палец в отдельности, а также существуют чередующиеся элементы расслабления, напряжения и растяжки. Во время тренировки необходимо выполнять упражнения в полную силу, иначе ожидаемого результата не будет.

Читайте также:  5 увлекательных экспериментов и опытов по астрономии для детей

Однако, давая нагрузку, учитывайте особенности физического развития детей, не требуйте от них сразу многого.

Пальчиковая гимнастика — это великолепное средство для повышения тонуса коры головного мозга, поэтому, занимаясь с детьми, имеющими судорожную готовность повышенного уровня, нужно быть крайне осторожными.

Чтобы привлечь внимание детей, во время занятий можно использовать различные иллюстрации, стихи, рассказы или другой наглядный материал.

Можно предложить ребенку выучить потешку или прибаутку наизусть, тем самым, помимо мелкой моторики, вы разовьете еще и память.
Продолжительность занятий зависит от возраста и физического развития детей.

Для малышей оптимальное время для гимнастики составляет от 3 до 5 минут, а для старших дошкольников — до 15 минут.

Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Они могут быть как частью образовательного процесса, так и элементом домашних дел.

  • Игры с различными мелкими предметами. Для подобных занятий идеально подойдут:
    • крупа;
    • бусинки;
    • пуговицы;
    • маленькие камешки.

Игры такого типа полезны не только для моторики, но и для общего развития детей. Существует большое количество вариантов тех заданий, которые можно придумать, используя эти предметы.

Можно предложить ребенку угадать предмет на ощупь, покатать его между большим и указательным пальцами, надавливать на предмет каждым пальцем по очереди, нанизывать пуговицы на нитку или придумать еще множество других увлекательных занятий.

  • Песочная терапия. Полезные свойства песка известны уже очень давно, не зря его активно используют в своей работе опытные психологи, педагоги и другие специалисты. Работа с песком помогает ребенку проявить себя и раскрыть творческий потенциал.

Для того чтобы организовать деятельность с песком, вам понадобится большая коробка, наполовину засыпанная песком. Лучше использовать речной песок, только его нужно для начала вымыть и высушить.

Возьмите небольшую игрушку, покажите ее ребенку, пусть малыш отвернется, а вы в это время спрячьте игрушку в песке, после этого попросите ребенка найти спрятанный предмет.

Со временем количество игрушек можно увеличить.

  • На развитие мелкой моторики благоприятно влияют фигуры, вырезание ножницами. Для начала необходимо предлагать ребенку вырезать фигуры, которые имеют прямые линии. Это может быть квадрат или прямоугольник. Постепенно нужно усложнять задания и научить ребенка вырезать снежинки, хороводы, силуэты и так далее.

Можно совместно с ребенком украсить дом к празднику, вырезав листочки или цветочки.

  • Аппликация. Подобное занятие позволит вам вместе с ребенком создавать различные картинки, открытки или другие оригинальные композиции. Для занятия вам потребуются цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, картон и старые журналы.
  • Оригами, плетение бумажных ковриков. Подобные занятия необходимы для развития памяти и глазомера. Кроме того, создавая из бумаги фигурки животных, букеты цветов, кораблики и так далее, ваш ребенок развивает воображение и усидчивость.

Для плетения ковриков можно использовать ивовые прутья, солому, шпон, бумагу или картон, ткань, ленты и тесьму.

Кстати, оригами — довольно популярное занятие. Эту технику в своих занятиях активно используют психологи и педагоги.

  • Лепка. Все дети очень любят лепить из пластилина. Для того чтобы сделать это занятие не только приятным, но и полезным, можно предложить ребенку сделать поделку из глины или соленого теста. Такие фигурки получаются более крепкими и долговечными, к тому же они очень красиво смотрятся.

Можно разнообразить занятия, к примеру, покрыть пластилином бутылку или тарелку, а потом добавить элементы их природного материала: семечки, веточки, фисташки, ореховые скорлупки или что-нибудь другое.

  • Сегодня стали набирать популярность всевозможные шнуровки. Можно выделить несколько видов:
    • Сюжетные;
    • Художественное плетение;
    • Тканевые шнуровки.

Сюжетные шнуровки — чаще всего это незаконченная картинка, которую необходимо закончить, присоединив недостающую деталь при помощи шнурков.

Художественное плетение — создание картины на цельном предмете. Основа картины чаще все сделана из дерева или других безопасных материалов. К таким играм обязательно прилагается инструкция и веревочки.

Тканевые рисунки — игра представляет собой пазл, части которого необходимо соединить между собой при помощи шнуровки.

  • Рисование и раскрашивание картинок. Эта деятельность очень полезна для детей, имеющих такие отклонения физического развития, как слабый двигательный аппарат активной руки. Такие дети очень плохо держат ручку, плохо контролируют свою деятельность. Рисование позволяет устранить этот дефект и укрепить пишущую руку.

С чего начинается развитие детского воображения

Во время рисования происходит развитие детского воображения, прививается интерес к искусству, ребенок учится различать цветовую гамму и так далее. На занятиях можно использовать разнообразные техники, тем самым расширяя детский кругозор.

Начинать лучше всего с таких заданий как:

  1. Обводка по контору.
  2. Рисование по точкам.
  3. Рисование второй части рисунка.
  4. Рисование элементов, не отрывая руки.
  • Графические упражнения. Если ребенок посещает детский сад, то подобные упражнения входят в обязательную программу. Однако для более успешного развития мелкой моторики необходимо закреплять полученные знания и дома.

Благодаря графическим упражнениям ребенок лучше ориентируется на листе бумаги, а также получает хорошую подготовку руки для учебы в школе.

  • Штриховка. Подобные занятия необходимо выполнять на чистом листе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отрывал руку от бумаги во время ведения линии. Многие считают, что штриховка — это один из наиболее легких упражнений, однако это не уменьшает ее эффективности.

Выделяют несколько видов штриховок:

  1. Короткая и частая.
  2. Мелкая штриховка с возвратом.
  3. Центрическая.
  4. Длинная параллельная.

Каждый вид штриховки подразумевает определенные правила.

Как можно развивать моторику рук дома

Сегодня довольно важным является физическое развитие детей дошкольного возраста, однако не стоит забывать и о других критериях. Если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение, не стоит огорчаться, так как развивать мелкую моторику можно и в домашних условиях.

Не нужно быть профессионалом, чтобы придумать полезное и увлекательное занятие для своего любимого чада.

К примеру, можно попросить его перемотать клубок с нитками или завязать, а потом развязать ленточку, застегнуть пуговицы, перебрать крупу и многое другое.

Старайтесь давать ребенку больше возможностей, чтобы проявить себя, не забывайте его хвалить, так как похвала и уважение близкого человека являются залогом развития личности. Но будьте осторожны, с похвалой не стоит перебарщивать.

Источник: http://moyasna.ru/3-7/razvitie-melkoj-motoriki.html

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Каждый малыш младшего дошкольного возраста должен иметь полноценное развитие. Чтобы интеллект и психофизическое состояние ребенка было развитым, обязательно нужно проследить за тем, чтобы у ребенка была сформирована мелкая моторика рук.

Становление мелкой моторики рук помогает в развитии мышления, речи и сознания. Развитию мелкой моторики нужно уделить отдельное внимание, чтобы в будущем у детей не было проблем с одеванием, рисованием, письмом и другими бытовыми действиями.

Пальчиковая гимнастика способствует:

  • Расширению словарного запаса;
  • улучшению памяти;
  • развитию речи;
  • развитию воображения;
  • активизации мыслительной деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения

Существует огромное количество упражнений и вариаций игр для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет. Первую игру можно создать своими руками, для этого вам нужно будет подготовить некоторые средства и инвентарь.

В помощь вам придут пуговки, подойдут для игры даже те, которые пришиты к вашему пальто и пальто ребенка. Собираясь на прогулку, вы можете попросить малыша застегнуть ваше и его пальто на все-все пуговки. Главное не торопите вашего ребенка, пусть он занимается этим сосредоточено и спокойно.

Пальчиковые игры для детей

Игры с пуговками здорово полезны для рук детей 3-4 лет, поэтому стоит взять старое одеяло и нашить на него своими руками пуговки разного размера и формы.

Обратите внимание

Из плотной ткани, к примеру, кожи или фетра, вы можете вырезать петельки для пуговок. Получится прекрасная забава для  ребенка раннего дошкольного возраста.

Нужно всего лишь просунуть пуговичку в петельку, но это занятие может увлечь ребенка надолго.

Существуют коротенькие игры для развития мелкой моторики у детей трех-четырех лет:

  1. Познакомьте ребенка с вашими ручками, поиграйте пальчиками, здороваясь каждым пальчиком со своим тезкой из другой руки, переплетая пальчики и предлагая крохе сделать то же самое.
  2. Вместе с малышом сложите ручки вместе и потрите ладошки одну о другую.
  3. Своими руками для легкого массажа пальцев и интересного упражнения вы можете взять слабенькие бельевые прищепки. Начните читать для ребенка младшего дошкольного возраста следующее стихотворение:

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает — это не пальчик, а мышь.

Ведь я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь».

Слегка «покусывайте» каждый пальчик малыша прищепкой произнося слово. Делайте это максимально аккуратно, чтобы кроха чувствовал только легенькое и стимулирующее кровообращение сдавливание. Прищепка должна быть гладкой и слабенькой.

  1. Предложите малышу покрутить в руках карандашики, катушки с нитками, гладкие деревянные или металлические палочки. Посмотрите, чтобы сначала кроха пользовался всей ручкой, а потом только пальчиками.
  2. Приготовьте для игры несколько баночек и предложите крохе откручивать в них пробки.
  3. Перебирайте с малышом в ручках горох, фасоль, рис, катайте их по столу и перекладывайте в мисочки. Следите, чтобы вам подопечный не засовывал мелкие предметы себе в нос и не тащил их в рот.
  4. Чрезвычайно полезно для развития мелкой моторики рук чтобы дошкольник трогал разные поверхности и запоминал и чувствовал разные тактильные ощущений. Давайте детям трех-четырех лет возможность трогать разные ткани, ребристые поверхности и так далее.

Пальчиковые игры с ребёнком

Пальчиковые рисунки

Рисунки, созданные при помощи пальцев не только получаются очень красивые, но еще и будут великолепными помощниками в таком деле как становление мелкой моторики рук. Детям дошкольного возраста будет интересно рисовать специальной безопасной краской по большому ватману.

Пальчиковые краски. Рыбка в море. Весёлый рисунок пальчиковыми красками

Желательно, чтобы, рисуя пальчиковые картинки, на малыше была одежда, которую абсолютно не жалко испачкать, ведь сам процесс будет очень марким, но творческим и интересным.

Дети любят рисовать:

  • Животных;
  • растения;
  • цветы;
  • листья;
  • домики;
  • герои мультфильмов.

Помогайте вашему малышу дошкольного возраста использовать пальчиковые краски как определенный нужный и очень важный этап развития.

Совет: Вы можете самостоятельно изготовить своими руками пальчиковые краски для своих детей младшего дошкольного возраста и не переживать по поводу аллергии и безопасности.

Массаж ладоней и пальцев рук

Для ребенка раннего дошкольного возраста, трех-четырех лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.

Существует огромное количество типов такого массажа, но мы предлагаем вам массаж при помощи колючего небольшого шарика. Кроха будет сам заинтересован покрутить новый предмет, и массаж будет проходить на ура.

Чтобы сделать массаж, нужно:

  • Положить мячик между ладоней рук крохи, придать пальчики друг к другу и покатать мячик взад и вперед.
  • Исходное положение то же, только теперь движения мячика будут по кругу.
  • Предложите держать мячик подушечками пальчиков и покрутите его по столу, как будто крутите крышку на бутылке.
  • Опять держите мячик подушечками пальчиков и надавите на него несколько раз.
  • Попробуйте предложить крохе подкинуть мячик и поймать его при помощи пальчиков рук.
  • Зажмите мячик между ладошками рук, переплетите пальчики и сдавите мячик ладошками.
  • Попробуйте перекидывать мячик из одной ручки в другую, постепенно наращивая темп.

Такой массаж вполне подойдет для детей раннего дошкольного возраста, ведь они уже вполне могут управлять своими руками и такие стимуляции будет очень полезны для развития.

Массаж подушечек пальцев рук “Звери”

Развивающие игры для дошкольников

Родителям будет очень полезно узнать, какие варианты игр будет полезны для развития мелкой моторики рук детей трех-четырех лет.

Первая увлекательная игра называется «Найди выход из лабиринта». При помощи карандашика и лабиринта попросите кроху найти выход из простенького лабиринта. Пока малыш раннего дошкольного возраста выполняет поставленное задание, расскажите ему коротенькую сказку про человечка, который идет по лабиринту, кого он там встречает и куда держит свой путь.

Для деток трех-четырех лет очень полезными будут упражнения с бумагой. Нарисуйте для малыша контур фигурки на цветной бумаге, например, снеговика. Дайте крохе младшего дошкольного возраста ножницы с закругленными концами и попросите его вырезать фигурки. Вместе потом приклейте их на бумагу. Можете сочинить рассказ о приключениях ваших фигурок.

Читайте также:  Виды семейного досуга для детей и родителей – 10 идей активного и спокойного

В возрасте четырех лет дети вполне успешно справляются с пластилином. Предложите вашему малышу слепить из пластилина разные фрукты и овощи, потом вместе из картона вырежьте тарелочки и красиво разложите получившиеся у вас дары природы.

Деток трех лет очень забавляют упражнения с прищепками. Возьмите удобную коробочку с тонкими и ровными краями и вместе с малышом начните надевать на края прищепки. Как только малыш освоит этот навык, перестаньте ему помогать и пусть он играет самостоятельно, но под вашим присмотром.

Источник: https://razvitieiq.ru/melkaya-motorika/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-3-4-let.html

Развитие моторики у детей

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак).

Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информацияКак мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В течение первого года в ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей.

Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка.

Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи.

Важно

Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важноИгры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый.

Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос.

Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих.

Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается.

Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок.

К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания.

Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.

  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу.

    Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.

  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы. Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.

  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки. Всегда руководствуйтесь принципом «от большого — к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек. К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку». Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики. Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением. Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада.

Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка.

Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/fizicheskoe/motorika/

Ссылка на основную публикацию