Сказкотерапия для детей: как лечить сказкой психологические проблемы у детей.

Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей

Добрый день всем читателям блога Ирины. У большинства людей детство ассоциируется с куклами и машинками, песочницей и, конечно же, сказкой.

Мы с удовольствием читаем деткам перед сном маленькие истории, покупаем новые книжки, разыгрываем сюжеты любимых сказок.

А сейчас еще и добавились новые возможности – аудиосказки, которые помогают развивать внимание и речь ребенка, в то время, пока мама занята другим делом.

Обратите внимание

Да и можно ли представить себе ребенка, который никогда не слышал сказок? Ведь именно на них выросли мы сами, наши родители и бабушки с дедушками. Наверное, что-то в этом есть, правда, если времена меняются, а связка «детство – сказка» остается?

И вот уже в который раз мы перечитываем крохе полюбившиеся «Теремок» и «Курочку Рябу», «Рукавичку» и «Огниво». И, только голос затихает, вместо мирного посапывания слышим: «Мамочка, а можно еще разочек? Ну, пожалуйста!». В чем же магическая сила сказки? Давайте подумаем вместе.

Что сказка дает детям?

Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку.

Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок сам непременно сделает правильные выводы.

Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.

Чему учат сказки наших детей? Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:

Воспитание хороших человеческих качеств

На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.

Мягкое обучение без насилия

Из сказок малыш узнает что-то новое, ранее неведомое. Есть даже специальный тип сказок – дидактические сказки – которые пишутся для обучения ребенка в игровой форме.

В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, другие абстрактные символы, — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь герою.

Важно

Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление материала. Заметьте, никакого назидания и зубрежки! А знания будут получены.

Но, конечно же, не только дидактические сказки обучают. Фактически все сказки содержат образовательный аспект, только порой он более завуалирован.

Проживание эмоций

Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.

Привитие извечных ценностей

Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.

Понимание мира вокруг и отношений между людьми

Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.

Мягкая коррекция поведения ребенка

В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми. А также заботливыми мамочками. И мы с вами сегодня познакомимся с примером такой сказки.

Лечение души

Иногда человеку, пусть даже маленькому, не хватает жизненных ресурсов, понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки – глубокие истории, которые в буквальном смысле лечат душу. Они помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, осознать глубинный смысл происходящего.

Расслабление, набор положительного опыта

С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.

Виды сказок в сказкотерапии

Итак, мы с вами выявили основные функции сказок, и теперь давайте систематизируем знания, перечислив основные виды сказок в сказкотерапии. К ним относятся:

  • Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека.
  • Дидактические или обучающие сказки.
  • Психокоррекционные сказки, призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением.
  • Психотерапевтические сказки – для более глубокой, «лечебной» работы.
  • Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта.

Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.

Как работает сказкотерапия для дошкольников: реальные примеры

Вот, например, одна история, написанная мною в помощь одной чудесной мамочке, для мягкого отлучения уже подросшего ребенка от груди.

Как Медвежонок стал кушать мед

Жила-была большая Медведица. И однажды она стала самой счастливой Медведицей на свете, потому что у нее родился маленький Медвежонок. Поначалу Медвежонок был очень маленьким и слабеньким, и мама носила его на ручках и поила своим молочком. Медвежонку было очень вкусно, уютно и совсем не страшно. После еды Медвежонок засыпал, и мама могла в это время убираться в берлоге, или охотится.

Но иногда маленький Медвежонок просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не поила его молочком.

Медвежонок рос, и вскоре у него выросли большие крепкие зубки. Однажды, когда Медвежонок вновь заплакал, мама попыталась накормить малыша; но Медвежонок нечаянно укусил ее. Мама вскрикнула от боли.

Медвежонок испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его голодным. Тогда мама взяла его на ручки и понесла в кухню.

Там она показала ему бочонок с медом, и сама зачерпнула оттуда большую ложку.

— Попробуй! – сказала мама Медвежонку, и сунула ему в рот ложку.
Медвежонку стало так вкусно и приятно, что он заурчал от удовольствия. А после еды мама дала ему бутылочку с молоком, и он от души напился.

Потом Медвежонок с мамой долго играли, обнимались и веселились. А вечером они пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали к себе. Медвежонок убежал играть, но потом забыл и прибежал к маме снова просить молочка. И в этот раз он укусил ее еще больнее. Мама опять вскрикнула, и предложила Медвежонку бутылочку с молочком.

Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Медвежонок не идет к деткам за стол кушать мед. Ведь большие мишки уже не пьют мамочкино молочко! Медвежонок совсем испугался и спрятался у мамы на груди.

День за днем Медвежонок рос, и росли его зубки. Теперь они были очень острые. Медвежонок начал очень много кушать, и маминого молочка ему не хватало. Он понемножку стал кушать мед, орехи, малинку и прочие вкусности.

Совет

Медвежонку очень хотелось вместе с другими детками бегать по зеленой полянке возле дома, строить куличики из песка, и тут же кушать мед, но так страшно было уходить от мамы.

Ему так хотелось все время быть с ней рядом, прижиматься к ее груди и чувствовать ее тепло, он все еще хотел быть маленьким.

Однажды утром мама-Медведица ушла в магазин. Медвежонок проснулся, увидел, что мамы рядом нет, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Медвежонок увидел соседских мальчиков, которые сидели за столом и ели мед из большого бочонка, на блюде лежали лесные орехи, а в миске была сладкая малина. Им было очень весело. А Медвежонок был очень голодным.

Он перестал плакать и решил, что тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе. Он наелся меда, а потом бегал и прыгал вместе с друзьями.

А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить по делам и в магазин — ведь Медвежонок уже совсем не боится оставаться один, без мамы и ее молочка. У него есть свой бочонок с медом, и он всегда может покушать, даже когда мамы нет дома. Медвежонок знает, что днем мама может быть занята своими делами, но по вечерам она обязательно поиграет с ним, и они полежат, крепко обнявшись.

Казалось бы, незамысловатый сюжет, простые слова. Но, тем не менее, они сделали свое дело, без насилия и обид. И теперь обе – и мама, и дочка – счастливы.

Вот еще один пример сказкотерапии. Эта сказка для деток, которые дерутся и обижают друзей.

Полет на Луну

В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой.

И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить.

Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.

А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.

— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!

Обратите внимание

На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:

— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.

Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.

— Почему ты плачешь?- спросил чей-то голос из темноты.

— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?

— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.

Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.

— А разве тебе кто-то нужен? – раздался голос младшего брата. – Мы вот сами по себе. И нам никакие друзья и даром не нужны.

— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!

А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.

– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.

— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул . – Без них – никак!

— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?

Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.

— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.

Тигренок повернулся и увидел мышку.

— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!

— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?

— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.

— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!

Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.

«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!

Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.

С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.

И напоследок – теплая и нежная сказка на ночь, которую я частенько читаю сыну перед сном.

Читайте также:  Как оформить ребенка в сад: документы, справки, заявления

Медвежонок Топа и волшебный полет

Жил-был маленький медвежонок Топа. Он очень любил играть в песочнице, рисовать яркими красками и гулять вместе с мамой. А еще он всегда помогал по дому – убирал свои игрушки, мыл овощи на суп и подметал в берлоге. Мама очень радовалась такой помощи, и всегда хвалила медвежонка. И потом они вместе шли творить: рисовать чудесные картины, лепить из соленого теста и делать аппликации.

Так, в творчестве и веселых заботах, пролетал день. И вот уже солнышко начинало садиться за горизонт, и на земле появлялись большие тени. Медвежонок очень радовался, ведь в это время к нему прилетал добрый сказочник. Он садился на одеяло к Топе, и они вместе улетали в волшебную страну снов.

И вот они уже поднимаются высоко-высоко. Где-то внизу остаются шумные города и дороги, леса и поля. А перед ними – огромное ночное небо! Мимо плывут звездочки. Они тихо шуршат, и, кажется, даже напевают негромкую песенку «Сон-сон, сон-сон».

— Послушай, Топа! Звездочки поют! Значит, мы уже совсем близко! – улыбается сказочник.

— Ура! – радостно отвечает медвежонок. Ему так хорошо и тепло на мягком одеяле. Так и хочется потянуться, с клубочком и задремать.
Небо вкусно пахнет ванилью. Топа с мамой всегда добавляют ваниль, когда пекут ароматные булочки к чаю. Ням-ням. Какие же они вкусные!

Рядом проплывает маленькое облачко.

— Можно, я его потрогаю? – спрашивает медвежонок.

— Попробуй. Ведь это твоя сказка!

Важно

Топа прикасается к облачку, и его лапки погружаются во что-то мягкое и нежное. И снова появляется чудесная музыка.

«Баю-бай! Баю-бай! Спи, сыночек, засыпай!», — звучит в воздухе, и медвежонок закрывает глазки. Теперь он в стране снов, где его ждут волшебные единороги, мишки и тигрята, нежные цветочки и зеленые полянки. Полеты на радуге и тихие разговоры с луной и звездочками. Здесь все возможно.

Топа очень любит бывать тут. Ведь он знает, что утром проснется свежий и бодрый, и снова будет играть и творить. А пока что его ждет волшебное путешествие. Ура… Глазки слипаются. Баю-бай…

Друзья, этими примерами сказкотерапии я хочу показать вам, что сказка на самом деле способна творить чудеса! И почему бы нам не пользоваться такими ее свойствами?

Очень здорово, что существует такой волшебный метод помощи ребенку, как сказкотерапия. Большое спасибо его автору, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, и всем замечательным учителям, которые несут сказку в мир.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯКак жить полноценной жизнью без желчного пузыряУзнать больше …

Источник: https://yazdorov.win/malyshi/skazkoterapiya-kak-lechit-skazkoj-psihologicheskie-problemy-u-detej.html

Психологические сказки для детей | Психологическая консультация Татьяны Блиновой

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.

Продолжить чтение

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам.  У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

Продолжить чтение

Для детей 6-11 лет.

Рассматривает проблему:  Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.

Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили про него: “Так, какой-то костерчик”. Ему очень обидно было слушать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого всего получится, поэтому и боялся.

Вдруг у него ничего не выйдет, только все будут смеяться над ним: как он старается, потрескивает, раздувает свои язычки. Некоторые люди, проходившие мимо, говорили: “Что от него толку – ни обогреть, ни осветить не может”, а другие и вовсе хотели его потушить,- зачем, мол, он тут горит такой никчемный.

Продолжить чтение

Для детей 4-7 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники,  а потом отправился в гости.

Совет

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок —  Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой.

Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.

Продолжить чтение

Для детей 4-6 лет.

Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.

Продолжить чтение

Для детей 6-10 лет.

Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.

Продолжить чтение

Мальчик Женя не умел говорить букву «р».

Ему говорят:

— Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».

А он говорит: «палоход».

Продолжить чтение

Для детей 5-9 лет.

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Продолжить чтение

Для детей 6-9 лет.

Рассматривает проблему: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.

Продолжить чтение

Для детей 5-10 лет.

Рассматривает проблему: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя “белой вороной”.

Продолжить чтение

Источник: https://www.blinova-sp.ru/materialyi/stati/psihologicheskie-skazki-dlya-detey-dlya-vzroslyih-pritchi/psihologicheskie-skazki-dlya-detey

Сказкотерапия для лечения агрессивности ребенка

Давайте разберемся, что же такое сказкотерапия и зачем она нужна. А главное — кто ее использует. Не совсем понятно, правда?

Сказкотерапия — терапия, как способ «лечения» сказками. Используют такой метод в основном психологи в работе с проблемными детьми.

Родители часто сталкиваются с трудностями воспитания детей. Они бывают разной направленности:

  • Нестандартное поведение:
    • Истеричность;
    • Агрессия;
    • Плаксивость;
    • Эгоистичность;
    • Игнорирование взрослых;
  • Страхи:
    • В младшем дошкольном возрасте до 4-х лет — боязнь темноты, выдуманных персонажей или сказочных героев; высоты и глубины; животных, насекомых …
    • От 5-ти до 7-ми лет возможны страхи катастроф, катаклизмов — эти страхи свойственны и в более позднем возрасте, до 9-ти лет.

К этому возрасту можно отнести и страх не разрешенных конфликтов в детском саду или в семье.

  • В школьном возрасте, до 12-ти лет, доминируют страхи о смерти близких родственников или самого себя.

Не всегда хочется обращаться за помощью к специалистам, поэтому родители ищут пути преодоления детских страхов собственноручно. В вышеописанных проблемах может помочь сказкотерапия.

Методы и приемы реализации сказкотерапии

ВАЖНО:

  • Перед проведением сказкотерапии подготовьте зону (комнату или место);

Будет это множество игрушек, мягких подушек или воздушных шаров — решать вам.

  • Ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно;
  • НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ его участвовать в сказке, которую ВЫ выбрали! Дайте возможность ребенку проявить инициативу в выборе сюжета;
  • Реже используйте произведения уже написанные кем-то. Придумайте «лечебную» сказку сами. В ней у Вас больше возможностей менять ситуацию.

Пример сказки для решения проблемы агрессивности:

«Далеко в жарких тропических леса жила обезьяна по имени Маня. Она была капризной, не хотела делиться бананами с другими жителями тропиков, обзывалась обидными словами; обижала всех, толкалась и рушила чужие замки из песка.

 Слонята, львята и другие детеныши просили Маню не ломать их труды, не мешать играть. Даже приглашали ее к ним в команду. Но Маня была не исправима — она придумывала планы еще хуже предыдущих. Однажды забралась на дерево и стала бросаться оттуда палками.

Детеныши заплакали, обиделись на Маню и ушли в другое место играть. Туда, куда Маня никогда не ходила.

Вот ходит обезьянка одна, никто больше не играет у нее на виду, безобразничать не с кем… Заскучала она…. Так прошел не один день. Зверушки не хотели с ней дружить. Маня долго думала, почему так все происходит? Почему у нее нет друзей?

Однажды мимо песочницы, в которой сидела обезьянка, проходил детеныш бегемота Том. Он был добрый, никого не обижал. Жаль стало ему Маню.

— Давай дружить! — предложил он обезьянке.

— А это как? — спросила Маня.

— Это значит вместе играть, веселиться, никого не обижать и приходить на помощь другу! – объяснил Том.

Тогда Маня поняла из-за чего с ней никто не дружит! Она приняла предложение Тома, извинилась перед детенышами и больше не обижала никого. Ведь теперь у Мани много друзей, а друзей – не обижают!»

После подобной сказки можно обсудить с ребенком поведение героев. Выявить положительные и отрицательные моменты. Сопоставить поведение главного героя с поведением самого ребенка.

Подобную сказкотерапию можно и нужно проводить. Тем самым Вы не навязываете свою точку зрения и нормы ребенку. В данной методике ребенок самостоятельно понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Вы лишь помогаете ему сделать правильный выбор.

Обратите внимание

При регулярном использовании в коррекции поведения метода сказкотерапии происходят психологические изменения. Ребенок становится открытым, отзывчивым, дружелюбным.

Главное — не бросать начатое. Если после первого «занятия» ничего в малыше не изменилось, не отчаивайтесь! Продолжайте. И положительные результаты обязательно будут.

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/rabota-s-detmi/skazkoterapiya/

Сказкотерапия от детских болезней: как справиться с психосоматическими заболеваниями?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Сейчас уже ни для кого не секрет, что существует категория заболеваний, имеющих психологическую природу: так называемые психосоматические болезни.

Эти заболевания появляются в результате эмоциональных переживаний, страхов ребенка и требуют не столько медицинского, сколько психологического лечения.

Известный немецкий психотерапевт Берт Хеллингер среди прочих относит к психосоматическим болезням энурез, запоры и поносы, и в книге «Источнику не нужно спрашивать пути» предлагает родителям, которые столкнулись с подобными проблемами у своих малышей четырех-пяти лет, несколько исцеляющих историй. Они в деликатной форме помогают продвинуться к решению этих проблем, а возможно, и избавиться от них – в том случае, если причины болезни носят только психологических характер.

Как Берт Хеллингер использует сказки

Поскольку Берт Хеллингер работает с семейной системой, одна из задач, которую он ставит, – это выявление повторяющихся сюжетов, лежащих в основе судеб целой семьи.

«Задача психотерапии заключается в том, чтобы разоблачить ту или иную сказку, и тем самым прекратить ее воздействие на семью», – утверждает он.

А это значит, что выявить замаскированный в чьей-то жизни сказочный сюжет и правильно рассказать его – уже важная составляющая лечения.

В каких случаях помогают сказки?

Для вышеупомянутых деликатных детских проблем Хеллингер рекомендует определенную форму рассказа предлагаемых им сказок.

Дело в том, что ребенок, который, к примеру, писает в постель, и так знает о своей проблеме, поэтому слушать излишние напоминания о ней от других членов семьи для него очень болезненно.

С другой стороны, ребенок, несмотря на желание прийти к решению самостоятельно, на самом деле не знает, что делать, и ожидает помощи от взрослого. Но при этом помощи, которую он сможет принять – то есть такой, чтобы его достоинство не было унижено.

В противном случае, если ребенка ругать, он только еще больше замкнется или будет вести себя агрессивно. Проблема может только усугубится.

Истории о других персонажах с похожей проблемой, но в иносказательной форме, позволяют малышу пережить страх вместе с героем и одновременно с этим не чувствовать себя неловко – ведь это сказка о ком-то другом.

Примеры сказок для детей, страдающих энурезом

Рассказывая лечебные истории об энурезе, Хеллингер предлагает родителям включать в них эпизоды, в которых нужно закрыть кран, починить водосточный желоб или заделать какой-то другой мешающий источник воды, к примеру, дырку в крыше.

Сказка про Красную Шапочку:

Красная Шапочка, проделав большой путь через лес, подошла к дому бабушки. Она уже собиралась туда войти, когда обнаружила, что водосточный желоб сломан, и вода капает прямо перед дверью.

Тогда девочка решила, что вначале она починит протечку, а потом уже пойдет в гости. Она поставила корзинку с пирожками на лавочку, пошла в пристройку и взяла немного смолы.

Забравшись по лестнице, девочка замазала дырку в желобе, чтобы вода больше не текла. Взяла пирожки и радостно пошла в гости к бабушке.

Сказка про Белоснежку:

Утром, перед выходом на работу, один из семи гномов пожаловался Белоснежке, что всю ночь на него с потолка капала вода, и он проснулся мокрым. Белоснежка пообещала исправить проблему.

Когда все гномы ушли на шахту, она поднялась на крышу и заметила, что одна черепица просто съехала в сторону. Девочка положила ее на место.

На следующее утро гном уже ни на что не жаловался: он снова стал хорошо спать.

Примеры сказок для детей, страдающих заболеваниями кишечника

Если ребенок страдает от запоров, Берт Хеллингер предлагает рассказать ему сказку о тяжелом мешке, в котором проткнули дырку.

Сказка о гноме для лечения запоров:

Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало очень легко!

При поносе можно использовать тот же сюжет, но уже, напротив, с упором на те ценные вещи, которые могут оказаться в тяжелом мешке.

Сказка о гномах для лечения поносов:

Мама маленького гнома поручила сыну нести тяжелый мешок, но забыла сказать, что там внутри. Нес он его, нес, и очень устал. Тогда он решил проткнуть в нем дырку, чтобы освободить часть мешка. Что-то высыпалось, но гном даже не посмотрел, что это было.

Читайте также:  Как быстро и безопасно вывести бородавки у ребенка: эффективные средства

Он был очень рад облегчению ноши. Когда он рассказал об этом маме, она очень расстроилась – ведь мешок был полон золота! С тех пор гном решил, что он больше не будет протыкать мешок, и обязательно принесет его полным, даже если тот будет давить ему на спину.

Эти истории – основа сюжета сказки, которую вы можете придумать самостоятельно, разукрасив ее увлекательными подробностями из жизни героев.

Важно

Вы можете заменить Белоснежку, гномов и Красную Шапочку на других любимых персонажей малыша, рассказать об их характере, радостях и переживаниях.

Подробнее о том, как это сделать, Я – Родитель рассказывал ранее в материале «Сказкотерапия: воспитание детей сказкой».

Наталья Нарышкина

Состояние иммунитета ребенка

Иммунитет – это способность организма противостоять различным заболеваниям. Насколько силен иммунитет вашего ребенка? Ваш малыш часто болеет? Или все эпидемии проходят для него незамеченными? Пройдите тест и получите рекомендации специалистов.

Пройти тест

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/skazkoterapiya-ot-detskikh-bolezney-kak-spravitsya-s-psikhosomaticheskimi-zabolevaniyami/

Сказкотерапия как метод психологической коррекции для взрослых и детей

Чтение сказок — одно из самых любимых детских занятий, с помощью которого оказывается воздействие на психику, корректируется поведение, устраняются психосоматические расстройства. Существует несколько направлений, рассчитанных на детскую и взрослую аудитории. Выбирается наиболее подходящий вариант сотрудничества исходя из проблемы, которую пытаются решить родители ребенка.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы.

В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки.

Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Суть метода

В некоторых случаях силовые методы воспитания оказываются неэффективными и наносят еще большую травму. Поэтому воздействовать на сознание и подсознание малыша необходимо косвенно, показывая ему примеры конструктивного поведения, которое позволяет мирно решить проблему взаимодействия с родителями, социумом.

Сказкотерапия один из методов, который разрешен в работе с детьми самого маленького возраста. Необходимо понимать — ребенок осознает историю, рассказанную взрослым, через некоторое время, поэтому моментальные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это можно считать удачей.

Совет

Плюс метода в том, что он не имеет возрастных ограничений — подходит для сформировавшихся личностей, малышей, подростков. Правда, при этом подбираются разные литературные жанры — романы, детективы, сказки, былины, притчи.

В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами. Психолог с помощью сказок проводит первоначальную диагностику, коррекцию, профилактику мышления и поведения.

Методы сказкотерапии

Для полного раскрытия личностных качеств применяются различные методы работы с литературным текстом:

  1. Чтение истории или сказки психотерапевтом. Это помогает ребенку расслабиться, молчапослушать, привыкнуть к голосу и манере поведения психолога. В первые 10–15 минут происходит налаживание контакта.
  2. Обсуждение рассказа. Когда контакт состоялся, малышу или подростку легче включиться в работу. В этот момент начинается постепенное раскрытие личности. Специалист наблюдает за клиентом, учитывает тон голоса, движения рук, корпуса, мимику.
  3. Доверительные отношения — повод дать возможность ребенку самому сочинить рассказ. Иногда этот момент необходимо перенести на следующий сеанс работы, дать время обдумать ситуацию, перестроить сознание.
  4. Если клиент стесняется, переживает, специалист дает ему возможность выразить отношение к героям сказки в творчестве: нарисовать цветными карандашами персонажей, слепить скульптуру. В этом процессе отображается настроение человека в данный момент. Иногда в работе используются оба приема — в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет более светлый.

При длительных занятиях психолог с детьми создают кукол, которых впоследствии используют для постановки театрального спектакля, где проигрываются ситуации.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Как подбирать сказки для метода

Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.

Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги.

Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании. Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью.

Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.

Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

Обратите внимание

Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.

Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.

Медитативные сказки

Это расслабляющие рассказы, которые обычно читают детям на ночь. Сюжет должен быть спокойным, бесконфликтным. Важно правильно подобрать цвета в описании, чтобы малыш представил их и спокойно уснул. Зеленый, синий, голубой цвета помогут расслабиться, снизить частоту сердечного ритма, расширить капилляры.

Медитативные сказки по своему воздействию близки к гипнозу, что вводит человека в состояние альфа, в котором решаются самые сложные задачи, устраняются противоречия, происходит скачок в умственном развитии.

В состоянии альфа и тета-ритмов сознание работает, а тело полностью расслаблено. В будущем ребенок будет искать это волшебное состояние, чтобы снять стресс после рабочего дня, разрешить семейные конфликты.

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Используя данный метод, психолог воздействует на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения.

Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме. Одновременная работа с родителями малыша дает подсказки, как правильно общаться с ним в будущем. Согласнорезультатам исследований, психологические сказки для детей помогли избежать проблем в школьном подростковом возрасте.

Слушание сказок о животных учит ребенка проявлять заботу о домашних питомцах, веря, что они герои его истории.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ.

Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей.

Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами. В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов.

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Польза для детей

Воздействие на волю человека, неуверенного в себе, обычно вызывает противодействие. Сказка дает несколько вариантов решения проблемной ситуации, поэтому дети выбирают сами, что им больше нравится, запоминают алгоритм действий.

Литературные произведения способны показать, как нужно работать в команде. Это влияет на руководящие способности человека в будущем. Бизнес тренеры часто используют выдуманные истории при проведении семинаров для торговых представителей, менеджеров, агентов. Заложенные в детском возрасте основы способствуют становлению лидерских качеств человека.

Способность развиваться, учиться, меняться — основная цель сказкотерапии, как метода коррекции. На смену злости, капризам приходит конструктивный подход, желание выйти победителем, испытав при этом радость.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/skazkoterapiya.html

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо.

Важно

Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования.

Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Совет

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Дидактическая игра

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Читайте также:  Коляска thule sleek – характеристики и отзывы о прогулочной коляске

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.

Источник: https://bestlavka.ru/skazkoterapiya-dlya-detej-kak-metod-psixologicheskoj-korrekcii/

Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей.

Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства.

Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках.

Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Обратите внимание

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе.

Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться.

Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять.

Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!

Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.

Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – удивился он.

— Есть хочу.

— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?

— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.

— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.

— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.

— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.

— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.

— Это не я, — захныкал он.

— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.

— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…

— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.

Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.

— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…

— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.

Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.

— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.

Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить.

Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…

Важно

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.

И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения.

Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны.

Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить.

Совет

Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно.

Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов.

Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться.

Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш.

До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина  избушка»).

Обратите внимание

Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Видеопримеры добрых детских сказок:

Источник: https://azbyka.ru/deti/vospitanie-skazkojj-skazkoterapiya-dlya-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию