Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: как определить и лечить сдвг

Сдвг (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей и взрослых

Главная » Публикации » Болезни » СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Сдвг – что это такое?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство, которое характеризуется невнимательностью (неспособностью концентрироваться) и гиперактивностью (импульсивностью), которая является постоянной и крайне неуместной.

СДВГ поражает от 4% до 12% детей школьного возраста, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ может наблюдаться и во взрослом возрасте, по статистике это расстройство поражает от 3% до 4% взрослых.

Неспособность интегрироваться в социальные, учебные или связанные с работой условия — это проблема, наблюдаемая у людей с СДВГ. В детстве человек с СДВГ может иметь социальные проблемы, а также отставать в учебе, так как это состояние влияет на способность человека сосредоточиться на задачах.

Обратите внимание

Поскольку дети с СДВГ не могут сконцентрироваться на учебе, то они могут отвлекать других детей в классе.

Люди с СДВГ особенно чувствительны к сенсорным раздражителям, таким как шум, осязание и визуальные сигналы. Их легко переутомить, что приведет к изменениям в поведении, которые могут включать агрессивность.

Причины СДВГ

Биологические факторы являются причинами СДВГ. В частности, считается, что неврологический дисбаланс в мозге вызывает симптомы, проявляющиеся у человека с СДВГ.

Химические вещества в мозге, называемые нейротрансмиттерами, помогают передавать сообщения по всему телу. Научные исследования показывают, что некоторые нейротрансмиттеры наличествуют в меньшем количестве или отсутствуют у людей с СДВГ.

Даже при том, что неврологический дисбаланс присутствует у людей с СДВГ, точная причина неясна. Во многих случаях СДВГ, по-видимому, в значительной степени генетическое заболевание, так как дети с СДВГ в четыре раза чаще имеют близких членов семьи с таким же диагнозом. Также было обнаружено несколько генов, связанных с СДВГ.

Во время беременности или после родов определенные факторы могут повредить мозг и изменить его функцию. Во время беременности к этому состоянию может привести влияние на развивающейся мозг ребенка радиации, алкоголя или других факторов.

Низкий вес при рождении может также увеличить риск СДВГ.

После рождения наличие некоторых инфекционных заболеваний, влияющих на ткани мозга, таких как менингит или энцефалит, может повлиять на то, как мозг посылает сигналы, и способствует развитию симптомов, связанных с СДВГ.

Некоторые специалисты связывают употребление пищевых добавок и сахара с возникновением СДВГ. Однако большинство экспертов не считают, что СДВГ может быть вызвано пищевыми факторами.

Симптомы и осложнения СДВГ у детей и взрослых

СДВГ официально считается расстройством. Чаще всего симптомы СДВГ замечают учителя, опекуны или родители.

Симптомы СДВГ делятся на 2 большие категории: невнимательность и гиперактивность.

9 симптомов, связанных с невнимательностью:

  • ребенок не обращает внимания на детали или делает небрежные ошибки;
  • он с трудом сохраняет внимание;
  • часто не слушает, когда говорят напрямую;
  • ребенок часто не выполняет задания или не может следовать инструкциям;
  • возникают трудности с организацией заданий;
  • частое избегание или сильное нежелание выполнять задачи, которые требуют постоянных умственных усилий;
  • ребенок часто теряет вещи;
  • он постоянно отвлечен;
  • забывчивость.

9 симптомов, связанных с гиперактивностью:

  • ребенок часто суетится или корчится;
  • он не может сидеть долго на одном месте;
  • часто бегает и лазает, когда это неуместно;
  • не играет спокойно;
  • он постоянно «на ходу»;
  • много говорит;
  • он выкрикивает ответы на вопросы, которые не были завершены;
  • он с трудом ожидает своей очереди;
  • ребенок часто мешает и постоянно отвлекает.

Дети с СДВГ гораздо чаще обычных детей сталкиваются с рядом других проблем:

  • неспособность к обучению (у 20-50% детей с СДВГ она присутствует, несмотря на нормальный интеллект);
  • тиковые расстройства (такие как синдром Туретта);
  • языковые проблемы (например, недостаточный словарный запас);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство;
  • расстройства поведения;
  • аутизм;
  • тревожные расстройства;
  • депрессия.

У некоторых детей симптомы исчезают по мере взросления. Тем не менее, многие дети с СДВГ будут иметь сходные симптомы и в зрелом возрасте. У взрослых с СДВГ симптомы могут быть немного другими.

Например, они могут чувствовать себя очень беспокойно, а не быть гиперактивными (бег, лазание и т. д.).

Взрослые могут также иметь меньше симптомов, но, вероятно, все еще будут иметь проблемы с вниманием и импульсивностью.

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ диагностируется на основе комбинации симптомов, перечисленных выше.

Эти симптомы должны серьезно мешать, по крайней мере, двум основным сферам жизни человека, таким как школа, дом или другое окружение (например, внеклассная деятельность).

Кроме того, ребенок должен проявлять эти симптомы постоянно в течение как минимум 6 месяцев, и они должны отрицательно влиять на социальное, интеллектуальное или профессиональное функционирование.

Важно

Не существует специальных обследований, которые особенно полезны при постановке диагноза. Врач определяет, являются ли поведенческие проблемы, связанные с состоянием, постоянными, и требуют ли они лечения. Это можно определить пообщавшись с человеком, родителями и учителями, также может помочь вопросник и рейтинговая шкала.

Чтобы поставить диагноз, должно быть не менее 6 симптомов невнимательности или гиперактивности, и должны быть соблюдены следующие критерии:

  • симптомы должны присутствовать более 6 месяцев;
  • по крайней мере, некоторые симптомы должны проявиться до 12 лет;
  • симптомы должны присутствовать как минимум в двух ситуациях (например, дома и в школе);
  • симптомы должны проявляться на работе, дома или в школе.

У некоторых людей СДВГ может не диагностироваться, пока они не станут подростками старшего возраста или взрослыми. Люди в возрасте 17 лет и старше могут иметь меньше симптомов и, следовательно, требуют не менее 5, а не 6 симптомов невнимательности или гиперактивности для подтверждения диагноза.

Лечение и профилактика СДВГ

Важно лечить это состояние. При отсутствии лечения СДВГ может серьезно повлиять на отношения, работу и успеваемость в школе. Родители, дети которых имеют СДВГ, не должны чувствовать себя виноватыми, если у ребенка есть проблемы в школе. Люди с СДВГ такие же умные и способные, как и все остальные, и могут вести счастливую, успешную жизнь при правильной поддержке.

Лечение СДВГ может включать медикаментозное лечение, психическую терапию, смену школы или дома, возможно, их комбинацию.

Есть ряд лекарств от СДВГ. Эти лекарства полезны для лечения основных симптомов СДВГ (гиперактивность, импульсивность и невнимательность).

Стимуляторы, такие как Метилфенидат, Лиздексамфетамин, Декстроамфетамин, стимулируют участки мозга, которые не имеют достаточного количества нейротрансмиттеров для производства необходимых химических веществ.

Другое лекарство, используемое для лечения СДВГ, называется Атомоксетин, оно помогает повысить уровень нейротрансмиттера, называемого норадреналин. Обратите внимание, что все лекарства могут иметь побочные эффекты. Лучше всего обсудить преимущества и риски лекарства с вашим лечащим врачом.

Некоторые родители настороженно относятся к этим лекарствам. Тем не менее, прием лекарств по назначению врача, краткосрочный или долгосрочный, может помочь детям поддерживать высокую функциональность. Некоторым детям могут потребоваться другие виды лекарств. Порой дети могут обходиться без лекарств.

Также можно использовать немедикаментозные методы лечения, такие как поведенческая терапия, консультирование и обучение родителей и учителей. Поведенческая терапия особенно полезна для улучшения социальных взаимодействий и поведения (например, следование правилам, мотивация).

Совет

В дополнение к другим видам лечения люди с СДВГ могут получать пользу от здорового образа жизни, включая регулярные физические упражнения, правильное питание и сон (например, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, избегать употребления кофеина, обильного приема пищи и стрессовых ситуаций перед сном).

В целом, после того, как лечение будет проведено, дети с СДВГ должны научиться использовать свою вновь обретенную концентрацию с максимальной пользой.

Поделиться

Поделиться

Источник: http://www.mosmedic.com/sdvg-sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detej-i-vzroslyh.html

Синдром дефицита внимания у детей — признаки, терапия препаратами, процедурами и работа с психологом

Самая распространенная причина проблем в учебе и нарушений поведения у ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство наблюдается в основном у школьников и детей дошкольного возраста.

Маленькие пациенты с таким диагнозом правильно воспринимают окружающее, но являются непоседами, проявляют повышенную активность, не доводят начатое до конца, не предвидят последствия своих поступков.

С таким поведением всегда связан риск потеряться или получить травму, поэтому врачи расценивают его как неврологическое заболевание.

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, формирующееся в детском возрасте. Основными проявлениями синдрома дефицита внимания у детей являются сложности в сосредоточении, гиперактивность, импульсивность. Невропатологи и психиатры расценивают СДВГ как стихийное и хроническое заболевание, для которого еще не найден эффективный способ лечения.

Синдром недостатка внимания наблюдается в основном у детей, но иногда недуг проявляется и у взрослых. Проблемы болезни характеризуются разными степенями выраженности, поэтому недооценивать ее нельзя.

СДВГ влияет на взаимоотношения с другими людьми и качество жизни в целом.

Заболевание носит сложный характер, поэтому у больных детей наблюдаются проблемы с выполнением каких-либо работ, обучением и освоением теоретического материала.

Синдром дефицита внимания у ребенка – это трудности не только с умственным, но и с физическим развитием. Согласно биологии СДВГ является дисфункцией ЦНС (центральной нервной системы), которая характеризуется формацией головного мозга.

Обратите внимание

Такие патологии в медицине считаются самыми опасными и непредсказуемыми. В 3-5 раз чаще СДВГ диагностируют у мальчиков, чем у девочек. У детей мужского пола болезнь проявляется чаще агрессией и непослушанием, у женского – невнимательностью.

Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.

Патологическое влияние происходит по следующим причинам:

  • курение матери;
  • прием лекарств во время беременности;
  • преждевременные или быстрые роды;
  • неправильное питание ребенка;
  • вирусные или бактериальные инфекции;
  • нейротоксическое действие на организм.

Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.

По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают.

Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках.

Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.

Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство.

Читайте также:  Как оформить ребенка в сад: документы, справки, заявления

У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность.

Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.

Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:

  • нарушение сосредоточенности и внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • повышенная нервозность и раздражительность;
  • постоянные движения;
  • трудности обучения;
  • отставание эмоционального развития.

Виды

Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:

  1. Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
  2. Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
  3. Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.

Диагностика

Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники.

Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам.

Другие действия специалиста:

  • Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
  • Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
  • Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).

Лечение

Основа терапии СДВГ – коррекция поведения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания назначают амбулаторно и самых в крайних случаях, когда без них улучшить состояние ребенка не удается. Сначала врач разъясняет родителям и учителям суть расстройства. Улучшить качество жизни помогают беседы с самим ребенком, которому в доступной форме разъясняются причины его поведения.

Когда родители понимают, что их малыш не испорченный или балованный, а страдает от неврологической патологии, то сильно меняется и отношение к своему чаду, что улучшает взаимоотношения в семье, повышает самооценку маленького пациента. К лечению школьников и подростков часто применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную и немедикаментозную терапию. При диагнозе СДВГ применяются следующие методы:

  1. Занятия с психологом. Врач применяет методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения тревожности пациента. Ребенку с нарушениями речи показаны занятия с логопедом.
  2. Двигательная активность. Следует для школьника подобрать спортивную секцию, в которой не предусмотрено соревновательной деятельности, статических нагрузок, показательных выступлений. Лучшим выбором при дефиците внимания будет лыжный спорт, плавание, езда на велосипеде и прочие аэробные нагрузки.
  3. Народные средства. При СДВГ медикаменты назначают на длительный период, поэтому время от времени следует синтетические препараты заменять натуральными успокоительными. Отличным успокаивающим действием обладает чай с мятой, мелиссой, валерианой и другими травами, которые положительно влияют на нервную систему.

В настоящее время не существует лекарств, полностью избавляющих от синдрома дефицита внимания. Врач назначает маленькому пациенту один медикамент (монотерапия) или несколько препаратов (комплексное лечение), исходя из индивидуальных особенностей и течения заболевания. Для терапии используются следующие группы лекарственных средств:

  • Психостимуляторы (Левамфетамин, Дексамфетамин). Медикаменты увеличивают выработку нейромедиаторов, что приводит к нормализации активности мозга. Вследствие их приема уменьшается импульсивность, проявление депрессии, агрессивность.
  • Антидепрессанты (Атомоксетин, Дезипрамин). Накопление активных веществ в синапсах снижает импульсивность, повышает внимание за счет улучшенной передачи сигналов между клетками головного мозга.
  • Ингибиторы обратного захвата норадреналина (Ребоксетин, Атомоксетин). Уменьшают обратный захват серотонина, дофамина. В результате их приема пациент становится спокойнее, усидчивее.
  • Ноотропные (Церебролизин, Пирацетам). Улучшают питание мозга, обеспечивают его кислородом, помогают усваиваться глюкозе. Применение этого вида препаратов повышает тонус коры больших полушарий, что способствует снятию общего напряжения.

Самые популярные лекарства при медикаментозном лечении СДВГ у детей:

  • Цитраль. Рекомендуется применять для лечения патологии у дошкольников. Это анальгезирующее, противовоспалительное, антисептическое средство, которое изготавливается в виде суспензии. Назначается детям с рождения в качестве успокоительного средства и лекарства, снижающего внутричерепное давление. Категорически запрещается применять препарат при гиперчувствительности к компонентам.
  • Пантогам. Ноотропное средство с нейротрофическими, нейропротекторными, нейрометаболическими свойствами. Повышает устойчивость мозговых клеток к воздействию токсических веществ. Умеренное седативное средство. В период лечения СДВГ у пациента активизируется физическая работоспособность, умственная деятельность. Дозировка определяется врачом в соответствии с индивидуальными особенностями. Строго запрещено принимать препарат при индивидуальной непереносимости веществ, входящих в его состав.
  • Семакс. Ноотропный препарат, обладающий механизмом нейроспецифического воздействия на ЦНС. Улучшает когнитивные (познавательные) процессы мозга, повышает умственную работоспособность, память, внимание, обучаемость. Применяют в индивидуальной дозировке, указанной доктором. Не назначают препарат при судорогах, обострении психических отклонений.

Физиотерапия и массаж

В комплексной реабилитации СДВГ применяются самые разные виды физиотерапевтических процедур. Среди них:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используется в детской практике. Часто применяются сосудистые препараты (Эуфиллин, Кавинтон, Магний), рассасывающие средства (Лидаза).
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитных полей на организм человека. Под их влиянием происходит активация обмена веществ, улучшается кровоснабжение мозга, снижается тонус сосудов.
  • Фотохромотерапия. Метод лечения, при котором происходит воздействие светом на отдельные биологически активные точки или определенные зоны. В результате нормализуется сосудистый тонус, уравновешиваются возбуждения ЦНС, улучшается концентрация внимания, состояние мышц.

Во время комплексной терапии рекомендуется проводить точечный массаж. Как правило, делается он курсами 2-3 раза/год по 10 процедур. Специалистом массируется воротниковая зона, ушные раковины. Очень эффективен расслабляющий массаж, который врачи советуют освоить родителям. Медленные массирующие движения способны привести к уравновешенному состоянию даже самого беспокойного непоседу.

Как уже упоминалось, самая эффективная терапия – психологическая, но для стойкого прогресса может потребоваться несколько лет занятий с психологом. Специалистами применяются:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Заключаются в формировании с пациентом разных моделей поведения, выбирая впоследствии самые правильные. Малыш учится понимать свои эмоции, желания. Когнитивно-поведенческие методы помогают облегчить адаптацию в обществе.
  • Игровая терапия. Происходит формирование внимательности, усидчивости в форме игры. Пациент обучается контролю повышенной эмоциональности и гиперактивности. Набор игр подбирается индивидуально с учетом симптоматики.
  • Арт-терапия. Занятия с разными видами искусства снижают тревожность, усталость, освобождают от излишней эмоциональности и негативных мыслей. Реализация талантов помогает маленькому пациенту поднять самооценку.
  • Семейная терапия. Психолог работает с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания. Это позволяет понизить число конфликтов в семье, сделать более легким общение всех ее членов.

Видео

Источник: https://vrachmedik.ru/959-sindrom-deficita-vnimaniya-u-detej.html

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью? | Милосердие.ru

Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад).

Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

Важно

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель).

Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов.

Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект.

Совет

Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание.

Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания.

Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ.

Читайте также:  Все эффективные методы определения овуляции

(«Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Обратите внимание

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой.

Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой.

На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

  • Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
  • Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
  • Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
  • Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
  • Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
  • Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
  • Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это поднимет его самооценку и будет способствовать развитию социальных навыков.

В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.

Источники:

ADHD Diets

Facts About ADHD

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-lechit-sdvg-sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu/

Cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей – причины и клиническая картина расстройства поведения

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (в отечественной неврологии наиболее используема аббревиатура СДВГ) представляет собой хроническое расстройство поведения, первые проявления которого приходятся на детский возраст. Традиционно заболевание рассматривают в рамках детских болезней, хотя патология также встречается среди лиц старше 18 лет.

Первое описание феномена чрезмерной детской активности и невнимательности датируется концом XVIII века. Однако сам термин «СДВГ» вошел в употребление только в начале 80-х годов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей рассматривается как медико-социальная проблема, затрагивающая вопросы неврологического, психологического и педагогического профиля.

Распространенность СДВГ во всем мире достигает 5-20%. Актуальность проблемы усиливают полиморфность клинических проявлений расстройства, вероятность возникновения нежелательных последствий заболевания во взрослом возрасте, а также неоднозначность диагностики и лечения.

Определение

Суть заболевания заключена в самом термине – характерными нарушениями являются снижение внимания и гиперактивность у ребенка. В последующем такие проявления опасны в плане развития нарушений обучения, девиантного поведения, снижения качества жизни. Патология относится к этиологически гетерогенной патологии, то есть причины СДВГ могут быть различны.

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В связи с этим термин «синдром СДВГ» неприменим.

Первые признаки СДВГ, как правило, возникают у детей старше 5 лет. Хотя изначально может иметь место субклиническая стадия заболевания с манифестацией в более позднем возрасте. Существует теория, согласно которой СДВГ, дебютируя в детстве, не купируется впоследствии, а лишь претерпевает ряд изменений.

Важно

Коррекция состояния может повлиять только на количественную и качественную трансформации. Действительно, существуют некоторые отличия объективных проявлений СДВГ у детей разных возрастных групп. У дошкольников и учащихся начальной школы преобладают гиперактивность и агрессивность в общении с окружающими.

Для подростков более характерными считаются дефицит внимания, тревожно-фобические расстройства, вызывающее поведение. 

Причины

В основе СДВГ лежат процессы нарушения обработки внешней и внутренней информации, что и приводит к клиническим выраженным нарушениям внимания и гиперактивности. Однако четкие позиции относительно причин возникновения таких изменений до сих пор не сформулированы. Считается, что синдром имеет полиэтиологическую природу.

Изначально синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей рассматривался, как последствие органического поражения церебральных образований в результате перинатальной патологии нервной системы. Однако позже были описаны случаи развития синдрома рассеянного внимания и у детей, не имеющих структурных изменений головного мозга.

Оправданной считается и нейромедиаторная теория развития СДВГ. Согласно ей, причины гиперактивности и дефицита внимания у детей скрыты в дисфункции обменных процессов нейромедиаторов (в большей степени дофамина и норадреналина).

Также существует наследственная модель развития СДВГ. Ее сторонники указывают на более высокую частоту встречаемости расстройства среди родственников. На сегодняшний день установлено, что в формировании СДВГ участвует достаточно большое количество генов, различное сочетание которых обеспечивает вариабельность клиники.

Кроме того, не стоит упускать социальную обусловленность нарушений. Неблагоприятная обстановка в семье, конфликты с родственниками и сверстниками не выступают в качестве прямой причины СДВГ, но зачастую являются пусковым фактором развития расстройства.

Классификация и диагностика

Полиморфизм клинических проявлений синдрома дефицита внимания у детей объясняет трудности формулировки клинико-диагностических критериев. Обязательными проявлениями расстройства считаются детская гиперактивность, импульсивность и дефицит внимания. Преимущественное проявление одного из этих трех симптомов классифицирует патологию на:

  • СДВГ с преобладанием нарушений внимания;
  • СДВГ с преимущественными проявлениями гиперактивности и импульсивности;
  • комбинированную форму расстройства, в которой сочетаются клинические проявления двух предыдущих вариантов.

При этом в Российской Федерации для постановки диагноза СДВГ требуется подтвердить наличие всех трех групп симптомов. Другими словами, должна быть проведена комплексная диагностика гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. В этом случае может быть выявлена лишь сочетанная форма патологии. Поэтому данная классификация не нашла широкого применения в отечественной неврологии.

Кроме того, необходимыми характеристиками для заключения диагноза СДВГ считают:

  • длительность клинических проявлений не менее полугода;
  • постоянство симптомов;
  • влияние проявлений болезни на все сферы жизни;
  • выраженность нарушений;
  • проблемы в обучении и социальных контактах ребенка;
  • исключение других расстройств, объясняющих имеющуюся клинику.

Специфических тестов и лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не разработано.

Клиническая картина

Основные клинические симптомы СДВГ сводятся к нарушениям внимания, гиперактивности у детей и импульсивности. Такие расстройства влекут за собой неспособность к обучению у детей с сохранным интеллектом. В первую очередь страдают речь, навыки письма, чтения и счета.

Ребенок не справляется со школьными заданиями, делает множество ошибок из-за невнимательности, не способен самостоятельно выстроить приоритетные задачи, отказывается от помощи и советов взрослых.

Крайне показательной является приверженность гиперактивных детей к фильмам и компьютерным играм с быстрой сменой кадров.

Кроме этого, ребенок становится источником постоянного беспокойства для окружающих. Он способен вмешиваться в разговоры взрослых, перебивать собеседника, брать чужие вещи без разрешения, неадекватно вести себя в обществе.

Возникают трудности при общении со сверстниками, нередко проявляется агрессивность, возникают конфликты. Ребенок не может адекватно анализировать свои поступки и предугадывать их последствия.

Совет

В последующем (чаще в подростковом возрасте) это может спровоцировать асоциальное поведение.

Синдром дефицита внимания у ребенка выражается главным образом в непоследовательности его действий, отсутствии активного слушания при обращении к нему, трудностях организации учебного процесса или игр, забывчивости. Дети с СДВГ обычно с охотой берутся за новые задания, но крайне редко заканчивают их до конца, стараются избегать скучных задач, часто теряют вещи, рассеянны.

Гиперактивность у детей проявляется различными формами двигательной расторможенности. Ребенок постоянно ерзает, забирается на мебель, деревья, притоптывает ногами, барабанит пальцами.

Дополнительными признаками гиперактивности могут выступать нарушения сна. Как правило, дети с СДВГ спят намного меньше, чем сверстники, и крайне импульсивны.

Гиперактивность чаще выявляется у детей школьного возраста и дошкольников и порой требует серьезного лечения.

Характерной особенностью неврологического статуса при этом служит отсутствие выраженного очагового дефицита.

Лечение

Терапия пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должна носить комплексный и индивидуальный характер.

Невозможно изолированное лечение гиперактивности у детей без воздействия на симптомы недостатка внимания или без нормализации функции контроля над поступками.

Читайте также:  Жидкий стул и повышенная температура у ребенка. что делать?

В программе коррекции имеющихся расстройств должны обязательное принимать участие неврологи, психологи, педагоги и родители.

Обратите внимание

Основная помощь ребенку сводится к модификации поведения методами психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозное лечение СДВГ как у детей, так и у взрослых считается нецелесообразным.

Оно может быть оправдано только в случаях отсутствия эффекта от проводимой нефармакологической терапии или наличия органической природы расстройства. В этом случае прибегают к нейропротекторам, вазоактивным средствам, антиоксидантам, ноотропам.

Все препараты, применяемые для устранения симптомов СДВГ, подбираются индивидуально исключительно лечащим врачом.

Преимущественная помощь предусматривают коррекцию СДВГ по следующим направлениям:

  • работа с нарушениями внимания, контролем поведения и чрезмерной двигательной активностью;
  • оптимизация социальных отношений с взрослыми и сверстниками;
  • борьба с агрессивным поведением, гневом и зависимостями (при наличии).

До того, как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью, необходимо выяснить социальные факторы патологии и постараться нивелировать негативные психологические влияния в окружении ребенка.

Нейропсихологическую работу в первую очередь направляют на повышенную отвлекаемость и недостаточную организацию деятельности. Родителям и педагогам рекомендуют по возможности игнорировать вызывающие действия ребенка, максимально ограничить отвлекающие факторы во время занятий.

Отдельно должна быть продумана система поощрений за хорошее поведение. Распорядок дня составляется в соответствии с возрастом и занятостью ребенка и четко выполняется. Во многом этому способствует ведение специального дневника или календаря, где отмечаются выполненные планы.

Обязательным условием должно стать соразмеренное сочетание умственной нагрузки с физической активностью.

В настоящее время дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не редкость. Этому способствуют и высокие требования к современному образованию, и интенсивно развивающиеся технологические достижения, и частые социальные конфликты в семьях.

При своевременной грамотной коррекции СДВГ течение патологии благоприятное. Однако задержка лечебно-диагностических мероприятий способна видоизменить симптомы болезни, сделав их более выраженными и грубыми.

Подобные проявления значительно нарушают повседневную жизнь человека, мешают его социальным контактам и существенно снижают качество жизни.

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/sindrom-deficita-vnimaniya-u-detej.html

Синдром дефицита внимания и гиперактивности с вынесением диагноза неврологом, методы лечения

В этой статье мы попробуем разобраться, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, его симптомы, разновидности и методы лечения. Термин этот появился совсем недавно, в конце прошлого века, хотя эти симптомы были описаны ещё в XIX веке.

СДВГ — это неврологическо-поведенческая болезнь, обычно развивающаяся у детей.

Синдром этот не так сложно распознать, наблюдая более внимательно за поведением ребёнка.

  1. Во-первых, ребёнок очень невнимателен и не может сконцентрироваться над решением какой-либо задачи.
  2. Во-вторых, он становится очень активным, причём все его движения суетливые и не подлежат логики. По данным статистики, один ребёнок из десяти подвергнут такому диагнозу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается у ребёнка с самого раннего детства. Особенно заметен он начинает быть в возрасте 4—5 лет, но диагноз определяется чуть позже, годам к 7 или 8.

Согласно статистическим данным, риску заболеть СДВГ мальчики подвержены в 4 раза больше, чем девочки.

В каждом младшем классе школы 1 или 2 ребёнка страдают этим заболеванием и только четверть от них проходят курс лечения.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

В настоящее время известны три вида диагноза СДВГ:

  1. Диагноз, когда преобладает синдром дефицит внимания.
  2. Когда преимущественно выражается гиперактивность.
  3. Когда в диагнозе выражаются оба фактора.

Отчего же может развиться этот синдром? На это может влиять неполноценность развития долевых частей мозга с нарушением работы подкорковых структур. Происходит это ещё на стадии становления плода в утробе матери и влиять могут разные внешние факторы: экология, курение матери, употребление алкоголя, химическое отравление и т. д.

Большую роль в возникновении синдрома дефицита внимания у детей играет его наследственность. Если родители страдали этим заболеванием, то очень большая вероятность, что и ребёнок будет подвержен СДВГ. На появление этого диагноза также может повлиять поражение нервной системы ребёнка во время беременности матери или в результате травмы, полученной во время родов.

Немаловажную роль на развитие синдрома дефицита внимания оказывают преждевременные роды или различные проблемы, возникшие во время беременности. А также родители ребёнка могут сыграть роль развития этой болезни, если они придерживаются неправильного воспитания. К этому можно отнести чрезмерную строгость, физические наказания и постоянные ссоры в семье.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых

СДВГ — что это такое у взрослых и в чём это проявляется:

Отсутствие концентрации внимания и собранности. Людям с таким диагнозом очень тяжело идти в ногу со временем. Они постоянно опаздывают на работу, из-за рассеянности попадают в нелепые ситуации, из которых не могут найти выход. Поведение такого человека хорошо описал в своём стихотворении С.

Маршак «Вот какой рассеянный». Его также постоянно преследуют провалы в памяти. Он всё время забывает телефонные номера, адреса, имена, где и что лежит у него дома. С таким человеком сложно поддерживать связь, ему нельзя поручать выполнение каких-либо просьб.

Всё равно у него ничего не получится и он сделает всё по-своему.

Ему характерны импульсивные действия и движения. Практически все его деяния не обдуманы, скоропалительны, совершённые под действием эмоций, которые могут повлечь кучу неприятностей или закончится несчастным случаем.

Для них характерны частые смены настроений, независимо от происходящего вокруг.

Важно

Он может смеяться без причины и через секунду впасть в уныние, часто его поведение может быть слишком агрессивным, что опасно для его окружающих людей.

Взрослым, болеющим синдромом дефицита внимания и гиперактивности, характерны высокие критические отношения к себе, они недооценивают свои возможности и как часто у них не складывается личная жизнь.

Присутствие синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых влияет на их мотивирование совершения поступков.

Они не понимают значимости своих действий и в итоге теряют работу, ходят неопрятные, дома у них беспорядок и непонятен смысл дальнейшей жизни.

Гиперактивные люди находятся в постоянном беспокойстве, совершают множество бесполезных действий и в итоге они ничего не успевают сделать.

Влияние СДВГ на детей школьного возраста

Этот синдром превращает учёбу в школе для детей в непосильный труд. Рассмотрим некоторые симптомы, с которыми надо бороться:

Ослабленное внимание. Ребёнок с таким диагнозом не способен сконцентрировать своё внимание на том, о чём рассказывает учитель, ему трудно усидеть на месте в течение урока.

Большинство своих ошибок в письменных заданиях он совершает из-за своей невнимательности.

Такой ученик постоянно откладывает важные задания на потом или сразу хватается за несколько дел, а в итоге ничего у него не получается.

Гиперактивность. Ребёнка, страдающего гиперактивностью, можно сравнить с юлой.

Совет

Он чересчур общителен, непоседлив, руки у него постоянно чем-то заняты, всегда хочет куда-нибудь залезть, даже не осмысливая, что он делает.

Гиперактивные дети не занимаются на отдыхе тихими играми, они всё время шумят и болтают без умолку. Много позже у него, конечно, пропадают эти симптомы, но это не означает, что он выздоровел.

Импульсивность. Импульсивность в связке с гиперактивностью чрезвычайно опасны для детей этого возраста. Все действия их абсолютно непродуманны, что часто приводит к несчастным случаям. Они неожиданно могут выбежать на проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

Их действия часто связаны с правонарушениями: они могут вывести из строя чью-нибудь собственность, демонстрируя смелость перед своими сверстниками, не задумываясь о последствиях.

На уроках они часто пытаются ответить на вопрос учителя не дослушав его до конца и отвечая первое, что пришло им в голову.

Очень часто дети, страдающие синдромом дефицита внимания, в разговорах перебивают своих друзей, тем самым превращая разговор в простую болтовню. Дети стараются не поддерживать с такими сверстниками отношения, что бьёт по самолюбию больных.

Определение наличия СДВГ у ребёнка

Для того, чтобы определить у ребёнка наличие синдрома дефицита внимания, надо установить наблюдение за его поведением во всех сферах, в которых он общается (дом, детский садик, школа и т. д.).

Затем, по оценочной шкале должны быть проведены анализы поведения детей и сделаны выводы. Всем этим должен заниматься детский невролог в непосредственном контакте с родителями и учителями или воспитателями.

Результатом должен быть анализ оценки следующих критериев:

  1. Сделанные ошибки из-за невнимательности.
  2. Поведение во время разговора с собеседником.
  3. Отношение к решению сложных умственных задач.
  4. Как часто теряет личные вещи.
  5. Отвлечение на посторонние шумы.
  6. Поведение во время разных игр.
  7. Много ли он говорит.
  8. Как он сидит на стуле (ёрзает или сидит смирно).
  9. Хочет ли быть первым во всём.
  10. Совершат ли бездумные поступки.
  11. Выказывает беспокойство в ожидании своей очереди.

Грань между вынесением диагноза синдрома дефицита внимания и другими психическими заболеваниями очень тонка, поэтому очень сложно иногда сделать правильный вывод.

Лечение синдрома дефицита внимания

Многие родители безответственно относятся к серьёзности поставленного их ребёнку диагноза синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Поэтому врачам обязательно надо провести разъяснительную беседу с родителями.

Лечение этого заболевания включает в себя комплекс мер и значение здесь поведения родителей имеет большое значение. Родителям надо усвоить следующие методы, помогающие выздоровлению ребёнка.

Правда, специалисты утверждают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности полностью нельзя вылечить, а только откорректировать поведение ребёнка.

Что надо делать родителям в первую очередь:

Обратите внимание

Стараться развивать у своего ребёнка ответственность и самоконтроль. Ему надо поручать несложные задания по домашнему хозяйству, а именно: выносить мусорное ведро, поливать цветы, самостоятельно делать уборку в своей комнате и не забывать поощрять каждый детский успех.

Стараться строго выполнять распорядок дня. Приучить его вставать утром и ложиться спать в одно и то же время. Ограничить время проведения за телевизором и компьютером, так как это слишком возбуждает его.

Установить рамки поведения. Ребёнок точно должен знать, что ему можно делать, а что нельзя.

Развивать заинтересованность к выполнению заданий. Ребёнок должен понять всю важность выполняемых им заданий, но нельзя заставлять делать его что-нибудь насильно.

Надо периодически давать ему возможность выплеснуть накопившуюся энергию. Этому хорошо помогает посещение спортивных кружков, да и простые прогулки по городу никак не навредят.

В комплексе с этими мероприятиями можно применять и лекарственные препараты, но только прописанные врачом. К ним относятся: Кортексин, Пантогам, Пироцетам, Фенибут. Но главное, не напоминайте ребёнку, что он больной, потому что это может нанести непоправимый вред его здоровью.

Итак, в этой статье мы уяснили, что такое СДВГ и как с ним бороться.

Источник: https://mama.guru/detskie-zabolevaniya-i-medikamenty/sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detey.html

Ссылка на основную публикацию