Ребенку 4 месяца – что должен уметь делать четырехмесячный малыш

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.

Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.

В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Обратите внимание

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.

После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Оценка статьи:

(9

Источник: https://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-4-mesyatsa

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца

В 4 месяца родители отмечают новый этап в развитии ребенка – он становится гораздо активнее физически, каждый день учится чему-то новому, а внешне начинает походить на ребенка из рекламы – отросшие волосы и толстые щечки делают 4-х месячных детей невероятно умилительными.

В этом возрасте уже становятся видны результаты усилий родителей по воспитанию и развитию в первые 3 месяца жизни ребенка: если им мало занимались или воспитывали по устаревшему принципу «не бери на руки, а то привыкнет», такой малыш будет менее развит физически и эмоционально, хотя, может быть гораздо спокойнее по поведению.

В 4 месяца уже можно достаточно точно оценивать темпы развития ребенка и их соответствие существующим нормативам, итак, что должен уметь ребенок в 4 месяца?

Физическое развитие

Если в первые 3 месяца малыш прибавлял по 800 -1000 гр ежемесячно, то, начиная с 4-х месяцев, прибавки в весе будут не такими значительными и составят 500-700 гр, а рост ребенка увеличивается на 1,5 – 2,5 см. Изменяется его двигательная активность и уменьшается длительность дневного сна – теперь ребенок спит около 14-15 часов в сутки, засыпая на 1,5-2 часа 2-3 раза в день, и может бодрствовать до 2-х часов после сна и кормления.

В 4 месяца становится заметна двигательная активность ребенка – он активно интересуется своим телом, повторяет разные движения, во время бодрствования малыш пытается переворачиваться с боку на бок, к концу 4-го месяца многие дети уже умеют переворачиваться на живот, поднимать верхнюю половину туловища и немного ползти вперед, подтягивая туловище на руках.

В 4 месяца ребенок уверенно держит голову, спокойно поворачивает ее в разные стороны, лежа на животе и удерживает ее в положении сидя.

Важно

В этом возрасте более уверенными и целеустремленными становятся движения младенца – он пытается захватить и потащить в рот любые яркие или интересные предметы, попадающие в его поле зрения, а также схватить висящую игрушку или потрясти погремушкой.

Читать ещё  Что можно давать ребенку в 4 месяца

Нервно-психическое развитие ребенка

К 4-м месяцам ребенок уже начинает различать цветовые оттенки и обращает внимание на предметы, расположенные на расстоянии нескольких метров, его слух и зрение совершенствуются и малыш обращает внимание на любой услышанный звук или новый предмет, попавший в поле его зрения.

В этом возрасте ребенок начинает активно «говорить» — во время бодрствования он постоянно гулит, агукает, издает какие-то звуки, кричит или смеется.

Очень важно не пропустить этот период речевой активности и как можно больше говорить с ребенком, называть все предметы, находящиеся рядом с ним, комментировать все действия, которые происходят с малышом, читать ему детские стишки и петь песенки.

Даже если ребенок еще не способен понимать смысла слов и предложений, он будет внимательно слушать их, реагировать на тональность звучания, эмоциональную окраску произведений и просто на голос матери. Чем больше и активнее взрослые в этом возрасте будет общаться с ребенком, тем более развитым он вырастет и раньше начнет говорить и читать.

В четыре месяца общение ребенка с окружающими выходит на «новый уровень», он уже понимает, что своими действиями может добиться какой-то реакции у взрослых и пытается понять, что и как нужно делать, чтобы получить желаемое.

Например, в этом возрасте дети могут специально кидать игрушки на пол, чтобы родители подавали их ему или требовать голосом и плачем свою любимую игрушку, не соглашаясь на замену.

Больше всего в этом возрасте дети ценят общение с мамой или человеком, ее заменяющей, они постоянно пытаются привлечь внимание взрослых, оживленно агукают, смеются и гулят при виде родителей и могут пугать или начинать плакать, если их берут на руки незнакомые люди.

Читать ещё  Что должен уметь ребенок в 5 лет

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Если вы хотите быть точно уверенными, что ваш ребенок растет и развивается соответственно возрасту, проверьте, что из нижеперечисленного он уже умеет делать. Большинство детей к концу 4-го месяца:

  • Вырастают на 1,5 -2 см, а их вес увеличивается на 500-700 гр;
  • Уверенно держат голову, удерживая ее самостоятельно в положении лежа на животе и сидя;
  • Могут схватить и удержать игрушку;
  • Переворачиваются с боку на бок;
  • Подтягиваются и приподнимаются на руках, когда лежат на животе;
  • Упираются ножками и пытаются «ходить», когда их ставят ножками на твердую поверхность и придерживают;
  • Могут сидеть несколько минут, опираясь на подушки;
  • Узнают близких людей, радуюсь их появлению;
  • Внимательно следят глазами за предметами, пытаясь отыскать неожиданно исчезнувшую из поля зрения игрушку или что-то подобное;
  • Слушают музыку, проявляя оживление, услышав любимую песенку или знакомую мелодию;
  • Активно агукают, гулят, произносят гласные буквы, первые слоги и лепечут;
  • По-разному реагируют на окружающих людей и игрушки – у ребенка уже есть любимые предметы и люди, которые ему не нравятся, пугают его. Например, малыш может испугаться, увидев человека в большой шапке, с бородой или большую яркую игрушку, которая издает громкие звуки;
  • Играют с висящими на кроватке или коляске игрушками, изучают свои пальчики, ножки, лицо и волосы мамы.

Тревожные признаки

Стоит обратить внимание, если ребенок в 4 месяца не может:

  • держать голову самостоятельно или поворачивать ее в разные стороны, лежа на животе;
  • приподнимать верхнюю половину туловища, лежа на животе;
  • удерживать ладонью игрушку;
  • фокусировать взгляд или концентрировать свое внимание несколько секунд подряд на одном предмете;
  • агукать, гулить и издавать разнообразные звуки.
Читайте также:  Дислексия: виды, причины, методы коррекции, мнения специалистов

Считается не очень хорошим признаком, если ребенок в это время не обращает внимания на окружающих людей, не проявляет комплекса оживления при виде мамы или других близких родственников, не смеется, не пытается петь или подражать услышанным звукам, не смотрит на яркие картинки и не слушает стихов и песен. Это может быть признаком небольшого отставания в развитии, связанного с тем, что ребенку уделяется слишком мало внимания или быть первыми проявлениями характера малыша.

Читать ещё  Питание ребенка в 4 месяца

Источник: https://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-4-mesyaca.html

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца и влияет ли недоношенность на эти навыки

Вы, наверное, замечали, что ни один уважающий себя психолог или педиатр, отвечая на ваш вопрос: «Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?» — не скажет: «Вот то-то и то-то!» А построит фразу таким образом, что этот месяц окажется посередине, между 3-м и 5-м. Например: «До 4-х месяцев ваш малыш учится тому-то и тому-то, а с возраста 4-х месяцев он постигает то-то и то-то!»

И дело тут не в профессиональной этике, дело в самом малыше: каждый младенец развивается индивидуально, а этот месяц является «мостиком» между ранним младенчеством и тем временем, когда ваш малыш перестаёт быть просто новорожденным младенчиком, а становится карапузиком – живым и щекастым человечком маленького роста. И этот человечек, «вооружённый» накопленными за эти 15 — 17 недель жизни умениями смотреть, слушать, осязать, вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с окружающим его миром.

Совет

Четыре месяца – переходный возраст приспособления, когда кроха уже «стремится» покинуть колыбель, но ещё не способен обследовать новый для него мир без вашей помощи. Он развивается, а степень его развития зависит не только от наследственности, но и от факторов окружающей среды и от индивидуального темпа роста.

Недоношенные детки, которым пришлось несладко при рождении, к четырём месяцам, как правило, уже мало отличаются от своих сверстников, и их труднее выделить взглядом. К тому же особенности величины массы тела и его длины уже перестают отражаться на общем развитии крохи, как это было при рождении.

Возрастные изменения

Ребенок лежит на полу и тянет ручки к игрушке

  1. Мышечная гипертония. Где-то в 3,5-4 месяца у деток постепенно уменьшается мышечная гипертония – повышенное напряжение мышц-сгибателей рук и ног. К 4,5-5 месяцам она исчезнет полностью, установив равновесие между сгибательными и разгибательными мышцами, что позволит ребёнку совершать новые для него произвольные движения.
  2. Вертикальное положение. Поскольку к 4-м месяцам практически все малышата уверенно держат головку, когда находятся на руках у взрослых, то они часто рефлекторно занимаются зарядкой самостоятельно в вертикальном положении: сгибают туловище в разные стороны, «взбрыкивают» ногами, резко разгибая их полностью, беспорядочно и радостно машут ручками. Думаю, что совет держать взрослеющего кроху почаще на руках не покажется странным, особенно если родители умеют брать его правильно: не прижимая к себе рукой вдоль спинки, а подсунув ему ладони под подмышки. Так у него увеличивается «зона обзора», да и привычные предметы выглядят совершенно по-иному, чем в положении лёжа.
  3. Интерес к окружающему. Малыш и сам стремится изменить угол обзора: выложенный на животик, старается как можно выше поднять головку, глубоко прогибая пока ещё хрящевой позвоночник, повертеть ею в разные стороны.
  4. Новые движения. Учится опираться на ручки, лёжа на пузе, крепко расставляя их на уровне плеча. У самых «продвинутых» получается даже не только «приподняться – зафиксироваться», но и «приподняться – зафиксироваться – выкинуть вперёд одну ручку на несколько секунд». С 4-х до 5-ти месяцев обучается переходить на положение с животика на бочок и обратно. Пытается освоить переворот со спинки на животик и легко сделает это, если вы окажете ему помощь, аккуратно потянув за ручку. Но и лёжа на спине, продолжает совершенствовать свой навык по держанию головы: приподнимает её и старается удержать на весу. И это у него получается!
  5. У ребёнка появляется потребность в движении. Лёжа на спинке и кряхтя, пытается занять положение сидя. Но не стоит торопиться помочь крохе в этом нелёгком деле, особенно, если кроха – девочка. Потребность в движении присутствует и у недоношенных деток, но потребность ещё не значит умение! Придётся подождать 2-3 недели, они обязательно всему научатся!

В возрасте 4-х месяцев ребенка интересуют уже не только погремушки, но и разные сидячие и лежачие мягкие игрушки

Первые 10 дней после рождения младенцы вообще видят всё вверх ногами, а к 4-м месяцам уже различают цвета по интенсивности (тёмно-жёлтая уточка на ярком светлом, опять-таки, жёлтом фоне), любят контрастное сочетания цветов (оранжевая погремушка-цветочек на зелёной ручке-стебельке) и пр.

К тому же если до 4-х месяцев грудничок мог разглядывать лишь те игрушки, которые висели у него «перед носом» на расстоянии 20 — 30 см (до 3-4 месяцев этого вполне достаточно), то теперь он становится «зорким соколом», и ему очень нравится «окидывать взором» гораздо большие пространства, попутно развивая своё зрение-умение дальше.

Мышцы глаза становятся также совершеннее, чем у новорожденного, и карапуз может плавно переносить свой взгляд с одного предмета на другой, провожать и встречать глазами, а главное — теперь он может распознавать любимых и родных не только по голосу и запаху, но и по лицам.

Смешных случаев с «косоглазием» становится гораздо, гораздо меньше, а к 5-ти месяцам это младенческое ложное косоглазие и вовсе сойдёт на нет.

Взаимодействие и эмоции

Получив возможность разглядывать лица, малыш ещё издалека радостно приветствует мать или отца, повернув к ним голову, улыбается, активно и вразнобой размахивает-сучит ручками и ножками, всем своим поведением излучая переполняющее его счастье от встречи.

Если вы пройдёте мимо, то на лице малыша отразится самая настоящая растерянность, которая быстро сменится расстройством и вполне может завершиться горьким плачем.

Эмоции крохи тоже совершенствуются! Но стоит вам лишь заговорить с роднулей ласковым голосом, как плач утихнет, и малыш вновь начнёт «оказывать» вам знаки внимания, внимательно следя за вашей реакцией.

Обратите внимание

 Так же радостно он будет встречать вас, даже если вы покинули его всего минуту назад.

В период с 3-го по 5-й месяц нарастает и окончательно закрепляется привязанность малыша к тому, кто ухаживает за ним и общается. В правильном варианте, это, конечно, мама.

Отношение к людям

Попробуйте ласково заговорить с любым 3-месячным незнакомым малюткой. Он обрадуется, оживится и заулыбается.

  • В начале 4-го месяца малыш уже сначала прислушается к вам, замрёт, а потом, скорее всего, ответит теми же эмоциями, что и 3-месячный младенец – улыбнётся.
  • Но к концу 4-го — в начале 5-го месяца вы можете получить совершенно иную реакцию: вместо радостной улыбки – отчаянный плач как призыв о помощи.

В четыре месяца ребёнок действительно начинает не просто сообщать плачем о своих нуждах, он «призывает» того, от кого привык получать защиту и успокоение.

В содружестве с рукой

Ребенок в 4 месяца радуется любому человеку, а в особенности маме и папе

Ваше чадо-чудо ещё в 3-месячном возрасте, беспорядочно водя ручкой вокруг себя, случайно коснувшись игрушки, крепко схватывает её пальцами почти инстинктивным движением. И замирает.

 В 4 месяца младенец уже не замирает, а начинает второй ручкой ощупывать то, что сумела захватить первая, и пытается отправить «добычу» в рот, ощутить вкус победы, так сказать.

 Это – начало «разумного действия» руки.

Раз начало положено, нужно дать «пищу» для дальнейшего развития – материал для действия в виде всё тех же игрушек. И мы обязательно повесим яркие игрушки разных размеров и на разном расстоянии от чада.

Сначала карапуз будет случайно наталкиваться на «материал», но, вдохновлённый удачей, начнет стремиться к повторению раз за разом, пока не научится захватывать мелкие игрушки одной рукой и перекладывать их из руки в руку, потом пробовать на вкус и вновь отодвигать от лица для подробного изучения «на глаз». А это уже отточка координации движений!

При дальнейшем развитии этой координации вы заметите, что ручка малыша 4-5-ти месяцев уже не двигается хаотично, пытаясь натолкнуться на игрушку, которую он видит и жаждет получить, а движется конкретно по направлению к желанной цели. Признаем честно: движение это производится пока не по кратчайшей прямой, а по дуге, выписывая петлю в воздухе.

Хаотичными остаются лишь движения сбоку, если карапуз выронил вожделенный предмет, и тот пропал из зоны видимости. Тогда малютка будет настойчиво шарить руками по бокам, пытаясь его нащупать, и крутить головой, стараясь найти предмет глазами. Когда он увидит, где лежит «потеря», то немедленно завладеет ею не дрогнувшей рукой.

Взаимодействие глаз – предмет – рука успешно освоено! Новый полезный навык приобретён!

Важно

Возраст от 3,5 до 4,5 месяца — ответственное время стремлений хватать, удерживать и определять расстояние. Все эти навыки очень пригодятся чудному человечку, когда он начнёт пробовать стоять и ходить.

А как иначе он научится браться руками за сетку манежа или перекладину кроватки и крепко держаться за неё?! Правда, кроха будет одинаково хватать все предметы, независимо от их формы, пытаться прижать их пальчиками к ладошке.

Зато он уже вполне может сам справиться с бутылочкой, нужно лишь научить его этой манипуляции!

Недоношенные детки обязательно научатся делать то же самое, но позже на 2-3 недели. И пусть это вас не расстраивает!

Слух и первые осознанные звуки

Если до 3-3,5 месяцев малыш, вслушиваясь в ваш голос, воспринимал лишь его тембр (по которому, кстати, прекрасно ориентировался, кто конкретно из родных над ним «воркует»), то в возрасте 3-4 месяцев он уже слышит отдельные звуки, из которых состоят ваши слова, охотно и с радостью откликается на собственное имя, поворачивая голову и активно суча ручками и ножками: «Это – я! Я – здесь!»

Источник: https://prochado.ru/razvitie/fiz/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-4-mesyaca.html

Дети в 4 месяца что должны уметь

Главная » Ребенку 4 месяца » Дети в 4 месяца что должны уметь

К четвертому месяцу жизни малыш начинает по-настоящему ощущать и познавать мир. Проходят колики и запоры, настроение ребенка теперь зависит не от самочувствия, а от внешних факторов. Изменяется режим сна. Движения становятся более осознанными и сосредоточенными.

В этом возрасте дети начинают издавать первые осмысленные звуки, «говорить» на своем языке. Многие молодые мамы, начитавшись информации о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, порой начинают паниковать, если их малыш не демонстрирует навыки, свойственные этому возраста.

Ничего страшного нет в том, что ребенок еще чего-то не умеет! Несмотря на то, что существует общая картинка, развитие каждого ребенка – очень индивидуальный процесс. Одни дети к концу четвертого месяца жизни умеют все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, другие немного отстают, третьи – наоборот, опережают своих сверстников.

Если ваш малыш не успел приобрести характерных для его возраста навыков, ваша задача – постараться помочь ему в этом.

Восприятие мира

Достигнув четырехмесячного возраста, ребенок начинает более осознанно воспринимать мир. Его взгляд более сосредоточен, рефлексы более выражены. Малыш внимательно рассматривает игрушки, начинает выделять из всего их числа самые любимые.

И не только игрушки! В этом возрасте дети с интересом рассматривают свои пальчики, осознанно двигают ими, наблюдая за каждым движением. К этому времени происходит развитие и укрепление эмоциональной связи с родителями.

Мама и папа ассоциируются у ребенка с лаской и заботой, воспринимаются им как источник внимания, а кормящая мама – еще и как источник пищи.

Именно поэтому малыш, видя маму или папу, начинает вполне осознанно улыбаться и даже произносить звуки, в которых многие молодые родители слышат то, что им больше всего хочется слышать – «мама» или «папа».

Физиология

Физиологическое развитие ребенка в четыре месяца характеризуется формированием пищеварительной системы, мышц, тельце становится более пропорциональным.

Малыш проявляет физическую активность, начинает самостоятельно держать головку, рассматривая все вокруг. Режим сна становится более стабильным – ребенок может спать непрерывно до 11 часов ночью, давая возможность поспать и родителям.

Утренний и дневной сон у четырехмесячного грудничка длится до двух с половиной часов.

Совет

Полезно знать. Несмотря на то, что у большинства детей первые зубы прорезаются к шестимесячному возрасту, бывает и так, что «зубки» начинаются уже к концу четвертого месяца жизни.

Если ваш малыш, прежде веселый и спокойный, начинает капризничать, повышается температура, стул становится жидким, не поленитесь осмотреть его ротик. Обнаружив там покраснение на десне, можете быть спокойными – это верный признак того, что режется зуб.

Для того, чтобы ребенок не капризничал, можно воспользоваться специальными детскими препаратами с анестетическим эффектом. Такие препараты продаются в аптеках.

Социальная адаптация

Четыре месяца – это тот возраст, в котором малыш познает мир и испытывает осознанные эмоции. Дети в этом возрасте начинают реагировать на свое имя. Приобретаются и социальные навыки.

Например, среди большого количества людей ребенок легко узнает своих родителей и других близких родственников, которые с самого рождения постоянно принимали участие в его воспитании. Это могут быть и бабушки-дедушки, и старшие братья и сестры, и дяди-тети. Реакция грудничка на незнакомых ему людей и детей может быть совершенно разной.

Так, одни дети в четыре месяца чрезвычайно любопытны и общительны, другие пугаются даже при виде родной бабушки, если та не так часто навещает любимого внука. В этом возрасте малыш начинает ощущать привязанность к родителям, осознанный страх.

И если ребенок начинает хныкать или плакать, стоит маме отлучиться от него, это означает, что он боится оставаться один без мамы. Чтобы помочь ребенку справиться с этим страхом, который, конечно же, будет мешать вам заниматься домашними делами, рекомендуется делать следующее:

  • Знакомьте ребенка с окружающим пространством. Показывая ему игрушки, называйте их названия. Нося его по комнате, показывайте ему различные предметы и также произносите их названия. Малыш в этом возрасте внимательно слушает и воспринимает информацию.
  • Поскольку к концу четвертого месяца жизни дети уже способны различать цвета, можно знакомить ребенка с первыми книжками. Это могут быть как просто книжки с картинками, так и интерактивные книжки с картинками и звуками. Интерес к новым вещам может быть настолько сильным, что, увлеченный новыми звуками и изображениями, малыш даже не заметит вашего недолгого отсутствия.
  • Музыка, музыка и еще раз музыка! Развитие зрения и слуха, эмоциональное развитие, восприятие внешнего мира не только через изображения, но и через звуки – все это делает музыку замечательным отвлекающим фактором. Малыш внимательно слушает звуки музыки, реагирует на особо понравившиеся, а некоторые дети даже пытаются подпевать мелодии, звучащей из колонок. Кстати, помимо традиционных детских песен, существует целая серия переложений композиций известных рок-групп (например, The Beatles или Nirvana) для малышей.
Читайте также:  Гипервитаминоз у детей – симптомы, причины, диагностика, последствия

Перевернемся?

Четыре месяца – это тот возраст, когда ребенок начинает ощущать свое тело.

Поскольку координация еще не развита, он не может долго держать любимую игрушку на весу, но уже может проделывать с ней различные действия – тянуть в рот, стучать ею по кроватке или, наоборот, положить ее на подушку и стучать по ней ручками.

Самостоятельно сидеть в этом возрасте малыш еще не может, и родителям не рекомендуется сажать его даже с опорой – в четыре месяца опорно-двигательный аппарат ребенка развит недостаточно, и попытки сидения могут привести к последующим дефектам в развитии.

Обратите внимание

Зато первые перевороты с живота на спину или со спины на живот начинаются именно на этом этапе жизни. Многие мамы даже боятся оставлять ребенка одного на диване, поэтому перекладывают его на пол или в манеж.

Для того, чтобы стимулировать физическое развитие ребенка и давать ему развивать умение переворачиваться, можно разложить по всему манежу его любимые игрушки, чтобы он сам добирался до них. Таким образом, кроха учится не только переворачиваться, но и предпринимает первые попытки к ползанию, стараясь, лежа на животе, отталкиваться ножками от пола. Ползать, конечно, в этом возрасте он не будет, но первые задатки получит.

Агу!

Если до четырех месяцев малыш умел издавать лишь нечленораздельные звуки, то именно в этот период он может осознанно «беседовать» с родителями.

До человеческой речи, понятное дело, еще далеко, но каждой маме следует знать: четырехмесячный малыш уже способен испытывать эмоции и передавать их с помощью звуков.

Поэтому родителям нужно научиться понимать язык своего чада, поддерживать с ребенком «диалог» и всячески одобрять любые попытки к «разговору». Кроме того, что ребенок гулит и смеется, он уже способен произносить отдельные слоги, которые чаще всего слышит в быту – «ма», «па», «ба».

«Я уже большой, я сам!»

Четырехмесячный малыш стремится взять в руки все, что видит вокруг себя. Это и игрушки, и подгузники, и одежда, и бутылочка для кормления, и мамина грудь.

В этом возрасте ребенок уже держится за молочную железу матери при грудном вскармливании, а также начинает сам поддерживать бутылочку при кормлении из нее. Кроме того, чадо стремится «помогать» родителям менять подгузники или надевать шапочку, хватаясь за вещь и как бы подавая ее.

Такие действия всегда нужно поощрять. Они еще больше укрепляют эмоциональную связь ребенка и родителей и закладывают фундамент отношений в более позднем возрасте.

Интересный факт. Многие молодые мамы наблюдают интересную тенденцию: детки, которые родились в холодное время года, не особо капризничают во время одевания, а «летние» малыши этот процесс не любят.

Чтобы отвлечь внимание ребенка во время одевания, воспользуйтесь его любимой погремушкой. Малыш отвлечется на хорошо знакомый и приятный ему звук, и это позволит вам минимизировать трудности с одеванием.

Когда бить тревогу

Как уже было сказано выше, развитие малыша – индивидуальный процесс, и к одним деткам те или иные навыки приходят раньше, к другим – позже. Однако же, есть некий общий знаменатель (таблица ниже), к которому сводится развитие ребенка.

Не стоит паниковать и переживать, если, например, у вашей приятельницы чадо начало поддерживать бутылочку уже к концу третьего месяца жизни, а ваша кроха на середине четвертого не предприняла такой попытки. Если во всем остальном ребенок развивается нормально – не переживайте, недостающие несколько навыков придут со временем.

Сигналом для тревоги и немедленного похода к специалисту могут быть следующие моменты:

  1. Ребенок не держит голову самостоятельно.
  2. Нет явных проявлений эмоционального развития.
  3. Полное равнодушие к игрушкам.
  4. Отсутствие реакции на посторонние звуки.
  5. Нет реакции на свое имя.

  6. Ребенок не гулит, не предпринимает попытки «разговаривать».
  7. Улыбается редко, спонтанно и неосознанно.
  8. Не пытается перевернуться.
  9. Отсутствует физическая активность.

  10. Взгляд рассеянный, не сосредоточенный.

Если вы замечаете подобные симптомы – значит, развитие ребенка идет неправильно. Что именно не так – может сказать только специалист. Поэтому не откладывайте визит к врачу в долгий ящик и помните, что при таких тревожных сигналах форумы и сообщества молодых родителей в интернете – не выход.

Таблица развития ребенка в четыре месяца

Данная таблица является обобщением навыков и реакций, которые должны быть у ребенка в четыре месяца.

Навык Проявления
Физическое развитие  — держит голову — переворачивается — поддерживает бутылочку — приподнимается на руках, лежа на животе — способен непродолжительное время удерживать игрушки на весу
Зрение  — различает большие предметы на расстоянии до 3 метров — внимательно следит за движущимися предметами — различает лица, любимые игрушки
Слух  — реагирует на имя — поворачивает голову в сторону, откуда слышен звук — разная реакция на разный характер музыки
Речь  — звуки становятся осознанными — гуление, лепет — произношение отдельных слогов
Социальная адаптация  — легко узнает родственников, родителей — реагирует звуками и эмоциями на обращения взрослых
Психологическое и эмоциональное развитие  — ощущает эмоции — осознанно выражает их звуками (улыбается, гулит, хнычет и т.д.)

Источник: http://babysovet.ru/rebenku_4_mesyaca/deti_v_4_mesyaca_chto_dolzhny_umet.html

Календарь развития четырехмесячного малыша

Просмотры: 5 559

Ребенку уже четыре месяца – многое изменилось в его жизни. Нормализовалась работа пищеварительной системы, прошли колики. Более стабильным стало психоэмоциональное состояние малыша. Кроха развивается, изучает мир, окружающий его. Показывает свои первые реакции на предметы, людей, природу.

Физиологическое созревание

Вес и рост в четыре месяца

Четырехмесячный ребенок еще только начинает активно двигаться. Поэтому прибавка в весе у него остается еще достаточно большой – до 200 граммов в неделю.

В 4 месяца нормальным считается вес от 6 до 7 килограммов.

Рост увеличивается небыстро, и в четыре месяца он доходит до 63 сантиметров (в зависимости от первоначального роста младенца он может различаться на 3 см в большую или меньшую сторону).

Двигательные рефлексы

В возрасте 4 месяца у малыша уже не так явно проявляются рефлексы новорожденных. Следует обратить внимание и проконсультироваться с невропатологом, если после 4-5 месяцев рефлексы у ребенка сохраняются и не угасают.

К ним можно отнести:
— Рефлекс Робинсона или хватательный рефлекс на основе него у младенца формируется свободное хватание предметов. Малыш все еще пытается схватить своими ручками предметы, но к 4 месяцам рефлекс уже немного угасает. Присутствие рефлекса после пяти месяцев может говорить об отклонениях в ЦНС.

— Рефлекс Моро или рефлекс испуга проявляется, если стукнуть на расстоянии 15-20 сантиметров от лежащего ребенка. Малыш немного приподнимет таз и раскинет в стороны разогнутые ножки и ручки. После четвертого-пятого месяца рефлекс должен угасать.

— Рефлекс спонтанного ползания Бауэра – если слегка надавить на основания стоп ребенка, лежащего на животике, своей ладонью, он будет отталкиваться от нее и пытаться ползти. Как и другие физиологические рефлексы, после 4 месяцев рефлекс ползания должен угасать.

— Рефлекс Галанта проявиться, если провести пальцем по паравертебральной линии позвоночника, малыш начнет изгибаться и разворачивать позвоночник дугой. Рефлекс заметен уже на первых днях жизни младенца. Но к 5 месяцам должен угаснуть у здорового малыша.

Умения и навыки

Если малыш здоров и развит физически, в четыре месяца он должен иметь следующие навыки:
— легко переворачиваться на спинку или на бочок из положения «лежа на животике»;
— должен хорошо держать голову и уверенно подниматься на ручках лежа на животике;
— если взять кроху за ручки и потянуть вверх, он должен слегка присаживаться.

Полностью сажать не нужно, так как позвоночник и мышцы спинки еще не достаточно крепкие;
— взяв ребенка под мышки, он должен крепко и уверенно опираться на поверхность стопами и делать ножками шаги на месте;
— гипертонус ручек ослабевает и даже совсем исчезает, но в ножках еще может проявляться напряжение;
— ручки ребенка почти всегда открыты, он хлопает ладошками по поверхности или просто складывает их вместе;
— в этом возрасте младенец может удерживать в ручке различные предметы около 20-30 секунд и даже слегка трясти ими, например, он может греметь погремушкой;
— кроха может специально засовывать в рот пальчик;
— при кормлении ребенок хватается за грудь матери ручками и самостоятельно поддерживает ее.

Психическое и эмоциональное развитие малыша

В четыре месяца ребенок уже может реагировать на мамин голос или какой-нибудь яркий предмет, улыбаться и даже смеяться. Кроха активно изучает новый мир – интенсивно двигает ручками и ножками, оживляется, кричит, пытается произнести первые звуки. Малыш начинает узнавать свое имя и отражение в зеркале.

В это время мышление начинает формировать первые простые связи между явлениями. Например, если ребенок увидел грудь матери, он понимает, что скоро будет кушать.
В четыре месяца младенец все четче начинает проявлять свои эмоции. Он уже испытывает радость, любопытство, боязнь.

Он постоянно изучает свое тело, разглядывает конечности, играется с пальчиками, тащит их в рот. Малышу интересно щупать свои волосы и тело.
В возрасте четыре месяца ребенок четко понимает и отличает близких людей, особенно маму. С мамой у него устанавливается особая эмоциональная связь. Настроение матери передается ребенку.

Важно

Так, например, если мама радостная, то и ребенок весел и счастлив. И наоборот, если маме грустно, то и ребенок будет в плохом расположении духа. Очень важно в этот период постоянно контактировать с ребенком, чаще подносить его к груди и просто гладить.
Посторонних людей четырехмесячный малыш боится. Незнакомцы пугают и удивляют его.

Даже если мама наденет очки или шапку, он может не узнать ее в новом облике. А потом, когда она их снимет, будет сильно удивлен, увидев ее прежнюю.
В связи с интенсивным развитием зрения и слуха у ребенка происходит психологическое развитие. Теперь он не просто видит предметы, он пытается проследить за ним взглядом, если предмет начинает двигаться.

Но когда вы уберете предмет из его поля зрения, ребенок быстро забывает о его существовании. Когда вы покажете спрятанный предмет, кроха тут же его вспомнит и узнает.

Зрение

В 4 месяца ребенок начинает воспринимать и различать цвета. Поначалу малышу нравятся все оттенки красного и желтого, потом его начинает привлекать синий и зеленый цвет. Конечно, он еще не обращает внимания на сочетания и смесь цветов. Поэтому не стоит давать ему предметы, содержащие больше четырех цветов. Он будет быстро уставать от такого перенасыщения.

Слух

Одним из основных помощников в новом мире для ребенка является его слух. В четыре месяца малыш уже четко различает знакомые голоса, слышит голос мамы и выделяет его среди других. Он хорошо чувствует музыку, машет ручками и головкой в такт мелодии. Ему даже может нравиться или, наоборот, не нравится определенная песенка.

Ребенок больше любит спокойные низкие звуки, чем высокие кричащие. Также хорошо действуют на кроху ритмичные мелодии. Можно вместе с ним хлопать ручками в такт под такие песенки. Предпочтение также следует отдавать музыке и произведениям, исполняемым одним инструментом, а не множеством.

В период с четырех месяцев нужно постоянно беседовать с малышом. Рассказывать ему обо всех происходящих событиях, описывать всё, что его окружает. Читать, ему книжки, демонстрировать карточки со словами и картинками. Чем больше и чаще это делать, тем быстрее ваш малыш заговорит самостоятельно.

Подражайте звукам, которые произносит малыш, и вскоре он тоже будет пытаться повторить ваши слова.

Если ребенок, что-то не умеет в 4 месяца

Все перечисленные навыки и умения могут проявиться у младенца немного раньше или немного позже. Но есть то, что ребенок должен обязательно уметь к четырем месяцам.

Если что-то из указанного ниже ребенок не может сделать, родители должны проконсультироваться с педиатром:
— малыш должен уметь хватать и держать в ручках небольшие предметы;
— переворачиваться со спинки на животик;
— подниматься и стоять на ладошках в положении «лежа на животе»;
— если приподнять ребенка за ручки вверх, головка не должна отклоняться назад;
— когда держите ребенка под мышки, нужно чтобы он опирался пальчиками ступни;
— ребенок в четыре месяца должен показывать свои эмоции, реагировать на знакомые предметы и людей. Должен смеяться, показывать страх и радость.

Питание и отдых ребенка

На ГВ

Если у матери хватает грудного молока и ребенок хорошо набирает вес, то лучше продолжать кормить его по требованию. Что касается прикорма, то мнения педиатров на этот счет разделились.

Большинство говорит, что молоко матери способно полностью насытить растущий организм малыша всеми необходимыми витаминами и минералами. Другие считают, что полезнее будет начинать прикорм уже с 4х месяцев.

Но если вы решили всё-таки вводить прикорм, то лучше начинать его с овощных, нежели с фруктовых соков и пюре. Овощи содержат больше клетчатки и меньше сахара. А также у некоторых детей может появиться аллергия на фрукты.

На искусственном вскармливании

Если ребенок на искусственном вскармливании, то можно начинать прикорм уже с 4хмесячного возраста. Делать это нужно постепенно увеличивая дозу.

Поначалу порция прикорма не должна быть больше 1 чайной ложки в день.
Находясь на искусственном вскармливании также можно продолжать кормить ребенка по его требованию.

Примерный объем смеси за одно кормление должен быть до 200 мл, и за день не превышать одного литра.

Сон четырехмесячного малыша

Малыш в четыре месяца спит много. Нормальный сон малыша может доходить до 16 часов в сутки. Продолжительность ночного сна составляет не меньше 10 часов, днем же ребенок спит около 6 часов. На отдых днем приходится обычно три периода сна.

Читайте также:  Pampers premium care pants - первые трусики в жизни малыша

Укладывать спать ребенка лучше в 8-9 часов вечера. Иначе ребенок может слишком переутомиться. Многие малыши просыпаются ночью для дополнительного кормления через каждые 3-4 часа. А некоторые могут проспать всю ночь напролет. Все дети разные.

Как помогать малышу развиваться

В четырехмесячном возрасте для нормального полноценного развития ребенку необходимо много контактировать с мамой. Она должна постоянно разговаривать с малышом, описывать все происходящее вокруг. Чаще берите кроху на руки, гуляйте на свежем воздухе в коляске или слинге.

Но до шестимесячного возраста не использовать кресла и переноски, где ребенок постоянно находится в сидячем положении. Это большая нагрузка на пока еще слабые мышцы крохи.
Ведите беседу с вашим чадом. Ребенок будет понимать, что вы его слушаете, и будет стараться все больше и больше вам «рассказать».

Совет

Показывайте малышу различные предметы и описывайте их цвет, форму, для чего они используются. Давайте младенцу пощупать, понюхать, кинуть, взять в рот разные безопасные предметы.
Для игр используйте различные игрушки – погремушки, куклы, музыкальные коврики, игрушки с наполнителями.

Для развития сенсорики игрушки должны быть сделаны из различных по фактуре материалов – резиновые, тканевые, шерстяные, шелковые, гладкие, шершавые, в пупырышки.

Игровые занятия с 4-месячным ребенком

В четыре месяца можно проводить с ребенком следующие простые игры.
— Игра в прятки или «Ку-Ку». Суть игры знакома всем. Прячете глаза руками, а потом неожиданно открываете, при этом говоря: «Ку-ку! Вот ты где!»
— «Ладушки-ладушки». Игра улучшает моторику рук и помогает раскрытию ручек младенца.

Возьмите ладошки малыша и начинайте ими хлопать, при этом повторяя стишок: «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку. Что пили? Бражку!»
— Игра-потешка «Коза». Вызывает обычно смех у малышей. Указательным и средним пальцами имитируем бодание козы, щекоча ребенка по животику и приговаривая: «Идет коза бодатая за малыми ребятами.

Кто каши не ест? Кто молоко не пьет? Забодаю, забодаю, забодаю!
— «Варим кашку». Водим по кругу пальчиком по ладони малыша – «варим кашку». Затем «кормим» героев потешки, загибая пальчики малыша со словами: «Сорока-ворона кашку варила, детей кормила, этому дала, и этому дала, а этому не дала» При этом каждый пальчик хорошо разминаем и массажируем.

Игра полезна для развития моторики и сенсорики ручек детей

Также способствует физическому развитию ребенка закаливание, гимнастика и массаж. Главное не утомлять ребенка различными занятиями и обучением. Все делать в меру.

prikormrebenka.ru 2017-03-19

(1

Источник: https://prikormrebenka.ru/rebenok-v-4-mesyatsa-kalendar-razvitiya/

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Дети развиваются с такой скоростью, что иногда даже не успеваешь заметить все перемены, происходящие в жизни крохи.

Но все равно родителям нужно следить за развитием ребенка помесячно, чтобы в случаи каких-либо серьезных отклонений была возможность что-то скорректировать, пока что еще не упущено время.

Первые месяцы жизни самые ответственные, но какие сферы развития задействованы и что должен уметь ребенок в 4 месяца по средним критериям оценки. Но даже если ребенок дотягивает не до всех «норм», не нужно на него давить — лучше проконсультируйтесь с врачом, как можно помочь малышу догнать сверстников.

Изменения на физиологическом уровне

Первое что стоит отметить – это конец коликам, которые так мучают малышей. Теперь они могут больше времени тратить свою энергию и внимание на знакомство с миром и людьми.

На физиологическом уровне уже четко наблюдаются:

  1. Укрепленные мышцы шеи, спины и улучшенная координация. Именно благодаря этому ребенок активно учится переворачиваться. К сожалению, кроха еще не научился сидеть, но это остается лишь вопросом времени.

    Помните! Малыш еще не умеет сидеть, потому не стоит пытаться пробовать его садить с поддержкой подушек. Это может ему навредить!

  2. Большинство детских рефлексов исчезли или начинают исчезать. К примеру, у малыша не наблюдается рефлекс Моро и ползанья. Гипертонус тела наполовину пропал. Ручки свободно сгибаются и выпрямляются, а ножки еще пока что немного зажаты.
  3. Развитие ребенка в 4 месяца отличается тем, что активно проявляется работа слезных желез. Теперь вы можете наблюдать, что во время плача у дитя появляются слезки, чего не было ранее.
  4. Зрение ловит намного больше цветовых оттенков, нежели до этого. Сейчас наступает приятное восприятие желтого, синего, зеленого и красного цветов. Если вдруг после родов у вашего сына или дочери наблюдалось косоглазие, к четырем месяцам оно должно пропасть, ведь глазные мышцы к этому периоду должны быть укреплены.
  5. Кроме зрительных чувств у малыша развивается и слуховое восприятие. Что должен уметь делать малыш – это уверенно поворачивать головку в сторону, где слышен звук. Более того, он различает знакомые родные голоса от чужих, тем самым проявляя соответственные эмоции. Когда в помещении или на улице будет слышна музыка, карапуз может начать подтанцовывать в такт, качая головой. По статистике, большинству маленьких будут нравиться низкие тона с активной ритмической музыкой, нежели высокие пищащие.
  6. В большинстве случаев колики уже не наблюдаются, а пищеварительная система налажена и работает стабильно.
  7. Вы можете наблюдать постоянный поток слюней, которые невозможно успевать вытереть. Этот феномен связан вовсе не с усилением работы желез или процессу появления первых в жизни зубов. Объясняется все тем, что с четырех месяцев ребенок начинает постоянно тянуть в рот все что попало, начиная от собственных рук, заканчивая посторонними предметами.
    Будьте весьма бдительны и следите за тем, чтобы вокруг малыша не находились мелкие предметы, которыми можно подавиться!
  8. Интересным является тот факт, что волосы и ногти крохи в этом возрасте растут просто феноменально быстро.

Родителям стоит знать, что в возрасте четырех месяцев ваш малыш уже крепок и очень нуждается в общении и связи. Особенным человеком является, конечно же, мама, и потому он всегда остро реагирует на смену ее настроения.

Физическое развитие

Поскольку ребенок двигается еще не настолько активно, значительное прибавление в весе весьма возможно. Примерный показатель составляет около 750-800 грамм. В росте малыш стает выше на 2-3 сантиметра, при этом окружность грудной клетки и головы уже на одном уровне.
Несмотря на то, что все детки абсолютно индивидуальны, примерные показатели параметров указаны в таблице.

Помните, что если вдруг параметры кардинально отличаются, это первый сигнал о том, что стоит проконсультироваться с врачом.

Рефлексы в четырехмесячном возрасте

Маленькие дети после рождения обладают некими рефлексами, которые через время начинают исчезать. Процесс стартует с третьего месяца развития, но у каждого ребенка это происходит в свой определенный срок.
Примерно в три месяца вы уже почти не наблюдаете хоботкового, поискового или рефлекса Бабкина. После четырех месяцев угасают такие феномены, как:

  • Хватательный рефлекс. До этого возраста, если малышу вложить в ручку палец взрослого человека, он моментально его крепко хватал и некоторое время не отпускал. Теперь же это контролируется маленьким ребенком, ведь он осознает силу в руках и может целенаправленно взять за палец.
  • Рефлекс ползать. Во время того, как вы положите ребенка на животик и плотно поставите ладошки к ножкам, дите рефлекторно захочет поползти. Это так сказать подготовительная основа к тому, чтобы научится ползать в будущем.
  • Рефлекс Моро. Даже ярые противники пеленания соглашаются с тем, что иногда это лучше сделать, иначе при таком рефлексе дите вскидывает ручки над головой, и, пугаясь их ночью, начинает громко плакать. Такой эффект может случиться от громкого звука, яркого света или влияния каких-либо внутренних раздражителей.

Постепенно рефлексы угасают, но на их место приходят другие (их называют установочными). Также к четырем месяцам формируется рефлекс Ландау. Он проявляется в том, что малыш начинает поднимать верхнюю часть туловища, находясь в положении на животике. Теперь он может удерживаться в таком положении некоторое время, при этом опираясь на руки.

Психическое и эмоциональное развитие

И так, рассмотрим вопрос того, что должен уметь ребенок в 4 месяца и как себя вести на психоэмоциональном уровне.

  1. В этом возрасте у карапузов легко и быстро возникает комплексная радость и оживление в тот момент, когда он видит своих родителей или близких людей. Дите сразу начинает улыбаться, активно двигается и гулит.
  2. Особенное отношение проявляется к матери. Именно ее малыш выделяет среди всех остальных людей.
  3. Теперь видя свое отражение, ребенок начинает улыбаться ему в ответ.
  4. Вы удивитесь тому, сколько уже умеет 4 месячный ребенок, но он уже кроме общего бульканья может членораздельно говорить отдельные слога, к примеру «ма», «ба», «па» и другое. К сожалению эти слога еще пока не осознаны и не являются обращением к родным людям. Но это уже первые шаги к развитию коммуникации.
  5. Очень ярко наблюдаются проявления разных эмоций, связанных с настроением или влиянием внешних факторов. Теперь присутствует не только грусть или радость, к ним добавляются также обида, страх и гнев.
  6. В поведении наблюдаются проявления дифференциации. Когда малышу нравится игра или любое другое занятие, он это ярко выражает своей улыбкой и довольством. Но как только вы отберете у него игрушку или прекратите процесс игры, дите немедленно отреагирует на такой поворот событий громким плачем или криком. Более того, карапуз уже четко разделяет свои любимые игрушки от не любимых, что означает проявление и первые шаги к пониманию выбора чего-либо.
  7. В 4 месяца ребенок умеет четко определять и поворачивать головку в направление звука. В этом возрасте стает заметно, что дети начинают воспринимать музыку и отлично реагируют на мелодические и ритмические мелодии.
  8. Сложно не заметить, что они реагируют на то, когда взрослые называют их имя вслух или обращаются к ним. Во время этого можно видеть, как крохи прислушиваются или сосредотачиваются.
  9. В четыре месяца ребенок начинает знакомиться со своим телом и чувствовать его в пространстве. Очень трогательно следить за мелкими, когда они пристально рассматривают свои ножки или ладошки.
  10. Зрительные процессы у детей уже практически на уровне взрослого человека. Они различают несколько цветовых оттенков, а именно желтый, синий и красный.

Обратите свое внимание на то, что вовсе не стоит утомлять зрение ребенка красочными яркими игрушками. Это создает напряжение на органы зрения и негативно влияет на процессы, связанны с нервной системой.

Перечень того, что должен уметь ребенок в 4 месяца

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается по-своему, есть условный перечень, что нужно уметь в 4 месяца девочке и мальчику. Среди обязательных навыков должны присутствовать:

  • Уверенное держание головки. Теперь, когда ребенок лежит на животике, он вполне способен держать голову и оглядываться по сторонам. Более того, он может приподнимать верхнюю часть туловища и опираться на ладошки.
  • Малыш быстро учится и теперь умеет переворачиваться со спинки на животик. Некоторые проворные карапузы наловчились делать это и наоборот. Кроме того ребенок в четырехместном возрасте уже совершает попытки ползать на животике, помогая себе и отталкиваясь ножками.
  • Возникают первые попытки полноценно садиться. Малыш лежа на спинке уже поднимает головку вместе с плечевым суставом.
  • Ручки достаточно контролируемы. Сейчас уже способен обнимать мамину грудь или бутылочку во время кормления.
  • Если вы повесили какие-либо игрушки над кроватью, маленький смело может ухватиться за них руками. Это большое достижение по сравнению с предыдущими месяцами.
  • Эмоции ребенка очень динамичны и ярко выражены. Он может их проявлять во время игры, прогулки или любых других повседневных дел.

Это основные отличия и достижения малыша, которые он проявляет в 4 месяца. Обратите внимание, что стоит немедленно обратиться к врачу если:

  1. Карапуз не может схватить и удержать предмет хотя бы на короткое время.
  2. Не удается приподняться и опереться на ручки тогда, когда лежит в положении на животе.
  3. Когда вовсе не умеет совершать переворот на животик.
  4. В том случаи, если не опирается на ножки при поддержке под руки.
  5. Когда голова начинает отклоняться назад в то время, когда вы подтягиваете его за две ручки.
  6. Абсолютно не реагирует на присутствие людей, даже самых близких. Отсутствуют эмоциональные проявления и оживленность.

Занятия для развития ребенка

Кроме природного развития родителям обязательно нужно дополнительно заниматься своим чадом. На сегодняшний день существует множество разных методик, занятий и других рекомендаций, связанных с этой темой. Вот несколько из самых популярных и простых упражнений:

  1. Для развития и минимальной самостоятельной зарядки подвесьте несколько цветных игрушек так, чтобы малыш мог к ним подтянуться и пощупать.
  2. Старайтесь развивать навык ощущения разных предметов и их поверхность. Предложите малышу поиграть с погремушкой, мягкой подушкой, резиновой или музыкальной игрушкой и т.д.
  3. На этом этапе развития с ним уже можно играть в прятки. Закройте свое лицо руками, а затем откройте и произносите «ку-ку». Это приведет карапуза в дикий восторг и на личике, несомненно, появится улыбка.
  4. Вспомните старые детские «сорока-ворона», когда водишь по ладошке пальцем и рассказываешь короткую историю. Эта забавная игра не только приносит восхищение у малышей, но и стимулирует работу кишечника и мышц, так как на ладони находятся центры, которые отвечают за эти участки.
  5. Постоянно ведите диалоги с ребенком. Пускай он учится воспринимать и пародировать речь. В будущем это весьма поможет в развитии коммуникации.
  6. Проводя время с малышом за любым занятием, старайтесь рассказывать короткие детские стишки или петь песенки.
  7. Для минимальных физических тренировок возьмите ребенка за ручки и поднимите вверх, после чего опустите вдоль тела вниз и, скрестив руки в районе грудей, разведите их вбок. Это простое упражнение отлично поддерживает физическое здоровье карапуза.
  8. Наденьте на одну из ножек цветной носочек (можно дополнительно повесить небольшой колокольчик). Эти предметы будут стимулировать маленького дотянуться до ножки. Каждый раз, когда он это сделает, не забудьте его похвалить!

Мы рассмотрели, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Важно понимать, что в данный период развития обязан знать малыш на физиологическом, физическом, психическом и других уровнях.

Если вдруг вы заметили какие-то серьезные отклонения, рекомендуется в любом случаи проконсультироваться с врачом по всех возникающих у вас вопросах.

В таких вопросах лучше лишний раз спросить, чем замолчать возможную проблему.

Источник: http://lazy-mama.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-4-mesyatsa.html

Ссылка на основную публикацию