Развитая речь у малыша – это реально! все о развитии речи у ребенка дошкольного возраста дома

Развитие речи дошкольников

Всем известно, что дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного речевого развития человека.

Именно в это время происходит развитие речи ребенка, формирование его устной речи и навыков речевого общения — основы для становления ребенка как личности.

Как реагируют родители, когда их ребенок произносит первое слово? Они очень радуются и начинают всем рассказывать об этом.

С первого детского слова начинается путь к овладению речи. В ближайшие годы малышом много будет освоено, и в ближайшие годы в речевом становлении будут сделаны еще более важные шаги.

Приблизительно к шести годам у ребенка завершается процесс развития речи.

Развитие речи ребенка — этапы

Первая половина 1-го года жизни

Развитие речи ребенка начинается, в сущности, уже с его первого крика в родильном зале. В крике ребенок тренирует не только свой голос, но и разделяет свои чувства с окружающей средой. Начинается общение с социумом. В этом возрасте ребенок понимает, что на его крик сейчас кто-то отреагирует и подойдет.

Спустя 12 недель, родители могут более точно различать разные виды крика ребенка. Начиная с трех месяцев наряду с криками проскакивают другие звуки. Это визг, воркование или лепет и другие. Такие звуки принято считать первыми фразами.

Также тон и громкость при этом могут быть разными. Слыша шум, малыш поворачивает голову в сторону источника звука или ищет его. При громком звуке малыш пугается.

Вторая половина 1-го года жизни

Ребенок все больше экспериментирует со своим голосом. Постоянно вслушиваясь в речь родителей, ребенок начинает произносить первые членораздельные словосочетания, например: ла-ла-ла. Ребенок сейчас лучше воспринимает речь окружающих. Почти год они ведут длинные монологи в своем собственном исполнении и на свой манер.

От года до полутора лет

К своему первому дню рождения ребенок воспринимает информацию не только по звуку голоса, а также через мимику и жесты, уже знает около 50-60 слов. Ребенок узнает теперь, что слова имеют значения и соответственно достигает некоторого уровня в развитии языка.

Отныне он идет очень быстро вперед в обогащении словаря. Он узнает свое имя и реагирует даже на простые задания, вроде «сядь туда» или «дай мне машину».

От полутора до двух лет

Ваш ребенок называет в это время много людей и предметы собственным именем. В его лексиконе не менее 50 слов. Некоторые дети уже произносят более 200 слов на данном этапе развития.

Интересно, что решительно сказанное «нет» воспринимается малышом не слишком охотно. Ребенок задает вопросы путем одного-двух слов, вопросительно произносит, как «машина сломалась?»

От двух до трех лет

Словарный запас ребенка существенно возрастает. Фразы из трех-четырех слов показывают, что ребенок развивается в плане языковой компетенции. При этом происходят, естественно, грамматические и синтаксические ошибки.

Первые придаточные предложения начинают прослеживаться в речи ребенка этого возраста. В этом возрасте дети создают совершенно новые слова творения.

От трех до четырех лет

Это время, когда ребенок интенсивно приобретает языковые знания. Дети уже составляют сложные предложения, используют много придаточных предложений. Можно слышать все больше местоимений в детских высказываниях. Теперь начинается фаза, в которой дети постоянно задают вопрос «Почему».

Пять-шесть лет

Теперь дети могут даже объяснить абстрактные понятия. Большинство детей теперь могут правильно сформировать теоретически все звуки. В этом возрасте дети могут пересказывать рассказы, почти правильно воспроизвести фразы логически и грамматически. Вы можете помочь своему ребенку в развития речи, например, через пальчиковые игры, песни или активное общение с ребенком.

Нарушения речи у детей

Причины нарушения речевого развития разнообразны и варьируются от медицинских причин, таких, как глухота, потеря слуха, аутизм, повреждения мозга или задержка умственного развития, наследственные причины или восприятие слабости до психосоциальных факторов, таких как недостаточное речевое восприятие или отсутствие контактов с другими людьми.

В случае подозрения обращайтесь сначала к педиатру. Пусть там уточнят, есть ли слуховые нарушения, определите уровень речевого развития согласно возрасту. Получите по возможности несколько мнений, не все специалисты в этой специфической области достаточно образованные.

Также нужно исследовать технические отклонения и расстройства развития речи, грамматический уровень. Типичными примерами являются неправильный порядок слов, например, „В детский сад иду я“ вместо „Я иду в детский сад“ или проблемы дифракции с именем и временем глагола, например, „бабушка едем в отпуск“ вместо „бабушка едет в отпуск“.

Обратите внимание

Бывает, что дети путают звуки, заменяют их на другие или совсем пропускают.

У родителей есть много возможностей, поощрять развитие речи ребенка в домашних условиях.

Внимательно слушайте своего ребенка, как можно реже прерывайте его.

Будьте терпеливы и мотивируйте ребенка на общение. Не используйте детский лепет. Не говорите с ним по-детски, коверкая слова. И самое главное: даже если услышите ошибку, не смейтесь по этому поводу.

Развитие речи ребенка — современные методы обучения

Успешное обучение и воспитание сегодня немыслимо без глубокого изучения и творческого внедрения в жизнь педагогического наследия В.А.Сухомлинского.

Изучая произведения.А. Сухомлинского для детей, мы видим, что в них на понятных детскому мышлению сюжетах раскрываются смыслы важнейших духовных сокровищ человечества: любовь к матери, ценить жизнь, связь с родословной, своей Родиной, любовь к родному языку, природе и др.

Их содержание является очень важным для приобретения детьми социального опыта,развития нравственных чувств (сопереживание, милосердие. доброты. заботы и др.), ответственности, прогнозирования последствий своих поступков.

Почти во всех произведениях сюжет очень четкий и ребенок может сразу понять где, когда, как долго происходило событие, сколько действующих лиц и кто они.

Основой сюжетов является описание краткосрочных ситуаций общения и взаимодействия между детьми, детьми и родителями, сказочными персонажами и тому подобное, в процессе которого возникает значимая морально-этическая или познавательная проблема.

Предлагаю рассмотреть возможности сказок В.Сухомлинского в развитии речи ребенка на примере использования некоторых предложенных программой произведений. «Весенний ветер» — пополнение словаря ребенка глаголами и прилагательными, в построении распространенных предложений.

Задавая вопросы по содержанию чаще употребляйте слово «Почему?», предоставляя возможность ребенку анализировать, делать умозаключения, строить распространенные предложения В пересказе сказки малышу поможет его собственный опыт из наблюдений за весенними изменениями в природе. Этим упражнением Вы включаете ребенка в построение предложений

Важно

Развивайте умение связной речи предложив, например, составить рассказ про клен, что растет у Вашего дома. «Как зайчик грелся зимой на луне» — с помощью сюжета этой сказки Вы продолжаете учить воспроизводить произведение по вопросам, упражнять в построении распространенных предложений, закрепляете названия диких животных и их признаков, продолжаете учить составлять небольшие рассказы.

Старший дошкольник много рассказывает, например, случаи из детского сада. Общаясь с другими, ребенок учится ориентироваться на собеседника. Словарный запас значительно увеличивается. Он формулирует свои собственные предложения. Он изобретает неординарные, точные названия, если не знает подходящих слов.

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/razvitie-rechi-rebenka.html

Особенности развития речи у детей

Человеческая речь – уникальный инструмент, она сложилась в процессе эволюции, и овладеть ею можно только в определенный период жизни, общаясь с другими людьми.

Владение навыками связной речи позволяет ребенку не только свободно общаться с окружающими, но и развиваться интеллектуально. Развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс длительный и не простой, требующий внимания родителей, а иногда и участия специалистов.

Последовательность работы над связной речью ↑

  1. Развитие осмысленного восприятия связной речи;
  2. Развитие диалогической связной речи;
  3. Развитие монологической состоит из этапов:
  • обучение составлению рассказа-описания;
  • обучение составлению рассказа по картинкам одного сюжета;
  • обучение составлению рассказа по отдельной картинке;
  • обучение составлению пересказа;
  • обучение составлению нового рассказа.

Приемы и методы ↑

  1. Регулярное общение с ребенком: беседа с использованием картинок, грамотного интонирования, жестов и мимики.
  2. Чтение сказок с последующим сопоставлением прочитанного с иллюстрациями к сказке. Ребенок отвечает на вопросы взрослого, показывает персонажи на картинке, делает попытки пересказать.
  3. Применение метода «усложненной» беседы.

    Его цель – сделать незаметным для ребенка переход от монолога к диалогу. Метод представляет собой чередование вопросов взрослого и ответов ребенка.

  4. Вовлечение ребенка в диалогическую речь, с соблюдением правил ведения диалога: собеседники говорят по очереди, следят за ходом мысли друг друга.

  5. Расширение словарного запаса при помощи метода «сравнения»: малыш сравнивает предметы, называя их признаки. В результате такой работы он будет готов к составлению рассказа-описания по схеме.
  6. Отследить развитие сюжета проще, если составлять рассказ по сюжетным картинкам. Такая методика позволит ребенку усвоить алгоритм построения рассказа.

Картинка для построения сюжета должна соответствовать ряду требований: 

  • быть привлекательной и красочной;
  • соответствовать «возрастному цензу»;
  • число действующих лиц должно быть ограниченно;
  • небольшое количество дополнительных деталей.

Алгоритм работы над пересказом: 

  1. Выразительное чтение доступного по содержанию рассказа.
  2. Выяснение того что «понравилось».
  3. Уточнение деталей с помощью наводящих вопросов.
  4. Объяснение незнакомых слов, выделения красивых оборотов речи.
  5. Просмотр картинок, повторное чтение.
  6. Нелишним будет дополнительное ознакомление с повадками животных, рассматривание фотографий.

Чтобы переход к самостоятельному составлению рассказа не стал проблемой, пусть первые из них будут о реально прожитом дне из жизни ребенка, о памятных для него событиях.

Этапы становления ↑

Любой здоровый ребенок с рождения обладает физиологическими предпосылками речи. Однако для реализации речевой деятельности маленькому человечку необходимо социальное окружение.

Подготовительный этап – от рождения до года

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/razvitie-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Как помочь ребенку развить речь?

Здравствуйте, дорогие читатели и просто гости блога!

Для большинства взрослых речь является неотъемлемой частью жизни. Мы можем излагать свои мысли устно, посредством языковых средств, задействуя различные системы органов, даже не задумываясь о тех процессах, которые происходят в этот момент.

Своевременное развитие речи у малышей является показателем здоровья, как физического, так и психологического. А также способствует успешному построению коммуникаций с окружающим миром.

Этапы развития речи у детей

Общение жизненно необходимо каждому человеку. Дети оповещают мир о своём появлении первым громким криком, который «включает» всю систему – мозг, речевой аппарат, дыхательные органы, с этого момента начинается путь к полноценной речи.

В возрасте до года дети только учатся издавать различные звуки. В самом начале это открытые гласные звуки – [а]; [о]; [у], обычно они оповещают маму о возникших потребностях.

Со временем происходит развитие организма, и появляются более сложные звуковые сочетания из нескольких гласных [ау] [оу], затем слоги с согласными [ля], [ня].

Ребёнок подошёл в новой стадии – гуление. Даже на этом, казалось бы, примитивном уровне, почти каждая мама может сказать, что её карапуз всё понимает и общается с ней, и это действительно так.

После полугода малыш начинает лепетать почти без умолку, появляются долгожданные [ма], [па], [ба], а совсем скоро и слова.

Поначалу они бессознательны, но уже в 7-8 месяцам он зовёт маму и папу, обращаясь к ним. К году ребёнок уже имеет небольшой запас слов и с удовольствием пытается повторять простые фразы за взрослыми.

От года до трёх лет начинается период активного включения речевого процесса. Дети молниеносно впитывают информацию, запоминают слова, жесты. И даже интонацию с которой родители произносили предложение.

Совет

Усиленно копируя, малыш к полутора годам может произносить довольно большое количество слов, а так же простые фразы, например «дай попить», «хочу ням-ням». Появляется звукоподражание и на вопрос «как говорит собачка?» кроха ответит «гав-гав».

К 2 годам он может безошибочно показывать части тела, геометрические фигуры, называя их при этом, имеет в своём арсенале хороший словарный запас.

Что влияет на речевой процесс?

Естественно всем родителям хочется поскорее пообщаться со своей крошкой. Когда ребёнок может рассказать о своих нуждах и желаниях становится намного проще всем вокруг.

А о невероятных перлах своего чада мамы и папы могут, говорить часами. Ведь так увлекательно и забавно слушать рассуждения взрослеющего человека.

Интересно, что существуют взаимосвязь раннего говорения с генетической предрасположенностью и средой, в которой происходит становление личности.

Если один из родителей заговорил рано, то, скорее всего и малыш начнёт говорить примерно в этом же возрасте.

Но большую роль в речевой активности играет окружение, в котором находится человек. Маленький «оратор» может заговорить абсолютно на любом языке, если с ним на нём общаться.

Дети с лёгкостью становятся билингвами, по той же причине – если с ними взаимодействуют на двух языках, то и результат соответствующий. С легкостью познают иностранные языки. А могут и не заговорить вовсе, если по какой-то причине не слышат речи.

Как помочь ребенку заговорить?

Для того чтобы активировать речевую активность и помочь успешно её развивать, в соответствии с нормами, родители могут прибегнуть к некоторым рекомендациям специалистов.

Основной акцент взрослым стоит сделать на общение с малюткой с самого рождения. Старайтесь произносить слова внятно, чётко при этом будьте обращены лицом к лицу, чтобы малыш мог видеть движение губ.

Сопровождайте все свои действия голосом, проговаривайте вслух, то, что вы делаете, это может казаться смешным, но смущаться не стоит, ведь странно находиться в одном помещении с родным человеком и не разговаривать с ним.

Обратите внимание

Потешки, маленькие стишки, песенки – это всё действенные средства, чтобы «разговорить», проверенные не одним десятилетием.

На вопрос «а что это?» и «почему?» не отмалчивайтесь, вступайте в диалог при любой возможности.

Доказано, что развитие физических данных напрямую связано с работой мозга и естественно речью, детям нужно вести активный образ жизни – это их будущее здоровье.

Эффективным методом является развитие моторики, как мелкой, так и крупной. Перебирание мелких предметов, конструирование, рисование в любом виде, игра в мяч, логические игры, даже обычные куклы, которые задействованные в целом ролевом спектакле могут улучшить речь вашего чада. Лепите из пластилина, теста и песка.

И конечно не забывайте, что, используя свои навыки в повседневной жизни, человек их оттачивает и улучшает. Опыт — лучший учитель, поэтому мотивируйте на общение с другими детьми, задавайте вопросы, будьте заинтересованы и очень скоро вы услышите ответные реплики.

Источник: http://polonskaya-blog.ru/kak-pomoch-rebenku-razvit-rech/

Развитие речи у детей раннего и дошкольного возрастов: этапы и методики

Обучение вербальному общению — процесс долгий, требующий терпения и систематических занятий. Вы можете сделать его увлекательным и интересным для вашего чада. К тому же это дополнительный повод провести время вместе с ребенком.

Что говорят младенцы

У речевого развития детей раннего возраста есть свои особенности: до года они произносят лишь некоторые звуки, помогая окружающим его понять посредством мимики и жестов.

Это заставляет сомневаться: где же тут речь?! На самом деле уже в 2-3 месяца кроха сообщает взрослым не только о своих потребностях, но и о собственных радостях и предпочтениях.

Например, знаменитое «агу» или «аку» малыш произносит только тогда, когда ему хорошо, комфортно, его ничего не беспокоит.

Важно

Улыбка и так называемый «комплекс оживления» — подергивание ручками и ножками, повороты головы и глаз вслед за движениями ухаживающего за ним — это уже непросто сигнал, а своего рода диалог.

По мнению ученых (в частности, доктора медицинских наук Е. Н. Винарской), так младенец стимулирует мать к эмоциональному общению с ним.

То есть, доброжелательному разговору негромким мягким голосом, немного нараспев.

В период раннего лепета (примерно после полугода) ребенок начинает запоминать звукокомплексы и ударные слоги, произносимые взрослым. Чуть позже он начинает им подражать, обращая внимание на окружающие его предметы. Со временем детский лепет выстраивается в цепочки, в которых уже угадывается подобие слов: ма-ма-ма-ма, ба-ба-на и другие.

Поздний лепет — около года — дополняется нечленораздельным, на первый взгляд, бубнением. Оно сопровождается мимикой и активной жестикуляцией. Такой «монолог» имеет определенный мелодический рисунок, ударные слоги и, как правило, звучит в ответ на обращение старших. Именно в этом возрасте рекомендуются игры в «Сороку», «Ладушки» и «В козу». Колыбельные и потешки — тоже отличные помощники.

Чтобы речь у детей раннего возраста развивалась правильно и своевременно, им необходимо слышать собственные речевые пассажи и соотносить их с образцами общения взрослых.

В то же время им необходимо отдыхать от звуков. Нельзя, например, размещать кроватку рядом с телевизором, радиоприемником и т. п.

— он может установить внутреннюю психологическую оборону от внешней среды, что замедлит коммуникацию.

Скорость формирования разговорных навыков индивидуальна для каждого малыша, но этапы развития речи у детей общие и имеют строгую последовательность. Зная ее и четко представляя характерные черты каждого из них, взрослые смогут вовремя уловить малейшие отклонения от нормы и обратиться к специалисту, предупредив возможные последствия.

3 этапа речевого развития ребенка

Источник: http://kids365.ru/razvitie-rechi-u-detej/

Самые эффективные советы по развитию речи у детей раннего возраста?

Доброго времени суток, уважаемые читатели нашего блога! Пока мой сын не заговорил, я активно бороздила просторы интернета, чтобы в этом помочь.

Признаюсь, было сильное беспокойство, ведь разговаривать он стал в 2 года 8 месяцев (на данный момент мы занимаемся с логопедом). Я сравнивала это с нашими ровесниками и очень расстраивалась.

Ведь к 1,5 годам малыш уже говорит около 100 слов. У нас такого не было.

Но теперь я точно знаю, что примерять к своему сокровищу общие рамки просто возмутительно и недопустимо! Но помогать, конечно, нужно. А теперь давайте поговорим, каким должно быть развитие речи у детей раннего возраста. Я расскажу Вам об этапах речевого развития и дам советы, как помочь Вашему чаду перейти на новый уровень.

Как формируется речь от рождения до трёх лет

Вы знаете, что многословность маленького сорванца формируется ещё на этапе беременности? Считается, что чем больше будущая мама разговаривает с крохой, тем раньше он начнёт свой лепет. Ну а когда новорождённый появляется на свет, необходимо напрямую влиять на речевой аппарат.

Основные моменты выделяются по месяцам:

  • 1―4 мес.
  • 4―12 мес.
  • 12―18 мес.
  • 18―24 мес.
  • 24―36 мес.

Первое, что слышат родители, долгожданное агуканье. Да, появляется оно до 4 месяцев. Помню этот радостный момент, наше «агу». С этого этапа ждёшь новых звуков. Обязательно подражайте малышку и он будет с радостью отвечать.

Когда после родов лежала в роддоме, нам раздавали много полезной литературы. В одной из брошюр было написано, что в период трёх недель новорождённый может повторить за мамой, если ты покажешь ему кончик языка. Знаете, это правда! Он повторяет.

Радует тот момент, что есть реакция.

Совет

Примерно в 6―8 месяцев карапуз начинает произносить коротенькие слова: ма-ма, ба-ба. Но какая же это огромная радость! А к году он уже понимает смысл, но не может произнести.

К полутора годам речь формируется активно. Словарный запас пополняется новыми элементами. А к двум годам кроха уже способен повторять услышанное. Дальше ― больше. Первые предложения, потом стишки.

Как помочь заговорить

У нас сынок заагукал вовремя, и слова первые произнес в 8 месяцев. А потом стоп-пауза. Нет, словарный запас пополнялся, но крайне медленно. Даже показывали опытному неврологу. А причина оказалась банальная ― лень на фоне нашей активности.

Мы потакали по каждому призыву. Он общался жестами, а мы исполняли. Когда же прекратили это делать, начались капризы, но вместе с ними новые слова! Поэтому роль родителей тут неоспорима. Но помогать необходимо посредством занятий, упражнений и игр.

Вас интересует, когда начинать заниматься с карапузом? Мой ответ, с самого рождения! Сначала грудничок видит на расстоянии 30 см, тут поможет элементарная мимика. А голос воспринимает ещё в утробе матери, поэтому обязательно разговаривайте с ним. Просто задавайте вопросы, и сами давайте ответы. Утром спросите: «А кто это у нас проснулся?».

И сразу ответ: «Наша Машенька!». Чем старше становится непоседа, тем сложнее задача. Обязательно вооружитесь короткими сказками и прибаутками. Но важный совет, слова произносите чётко, без коверканий. Многие мамы стараются вторить детям и сюсюкают. Поверьте, это закладывается в голове младенца.

Первые слова и без того будут ломанными, а за кем ему повторять, как не за Вами?

Упражнения для речи до года

Начнём с самых простых. Когда малышу ещё не исполнилось и полугода, Вам придут на помощь

  1. Мелкая моторика
  2. Фольклор
  3. Простейшие игры

Мелкая моторика

Роль моторики неоспорима. Благодаря простейшему массажу пальчиков подаются импульсы в головной мозг. Просто массируйте подушечки пальчиков на ручках. Это поспособствует лучшему формированию словарного запаса и интеллекта.

Фольклор

Прибаутки, короткие четверостишия всегда были неотъемлемой частью общения с детишками до года и старше. Рассказывайте с энтузиазмом и выражением. Сорванцу станет интересно, изучая мимику, жесты, первые простые слова. В 4 месяца непоседы уже способны реагировать на самые элементарные присказки. Главная цель ― заинтересовать общением.

Простейшие игры

Нет человека в нашей стране, который незнаком с забавной присказкой «коза ― рогатая» или «сорока ― сорока». Играйте весело и задорно. Детки это любят. А есть ещё одно продуктивное занятие с язычком. Говорю, основываясь на личном опыте.

Обратите внимание

Просто до года я не придала этому значение, а вот в 2 года занимались с удовольствием. После этих занятий мы стали говорить намного активнее. Особенность заключается в том, что Вы высовываете свой язык и водите им во все стороны, но медленно. Пусть дитя за Вами повторит.

Такие тренировки должны повторяться ежедневно.

Как помочь непоседе после года

Очень сложен вопрос, если кроха ещё не говорит после годовалого рубежа. Или говорит, но слабо. Тут нужна помощь специалиста. Это не значит, что есть отклонения или дефекты. Но мы, например, водили к специалисту своё чадо. Для меня лучше перестраховаться в таких вопросах.

Хоть я полностью убеждена в том, что каждый ребенок индивидуален. Знаю случаи, когда малыш в 3 года не разговаривал, но потом, что называется, «прорвало». Ну а как мы ещё поможем? Обязательно разговаривайте на всех этапах. Именно в периоде 1―3 года формируется речевой аппарат.

Отвечайте на вопросы терпеливо, когда настанет такая пора.

С года активно читайте книги. Просите повторять за Вами короткие слова. Поиграйте в животных. На примере игрушек пусть расскажет, кто как разговаривает. Показывайте картинки с животными, красочные иллюстрации. Просите маленького непоседу принести различные игрушки и положить их на диван или кресло.

А если хотите отдохнуть от говора, отвлеките его крупной мозаикой. Это снова методика, связанная с мелкой моторикой рук. Моя неугомонница очень любит собирать конструкторы всех типов. Очень интересно наблюдать, как она делает в этом успехи. Такие действия учат фантазировать, тренируя логику и мышление.

Как научить ребенка разговаривать или 10 «нужно» и 5 «нельзя» советы и рекомендации

Поговорим о дошколятах

Дошкольный возраст характеризуется любознательностью. На этом этапе сорванец уже говорит всё. Но кто-то не успевает за основной массой детей и немного отстаёт. Тут очень важным фактором служит общение со сверстниками. Ходите на детские площадки по возможности в платные кружки. Не пренебрегайте детским садом.

Но какие упражнения можно делать совместно в этот период? Да практически все. Он уже говорит и вовсю бегает. Усложняйте задачи, учите стишки, песенки. Ловите момент, пока дитя интересуется всем, направьте этот интерес в нужное русло.

Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет? Подборка лучших упражнений

Но не забывайте о роли мелкой моторики. В магазинах полно игр, направленных на интеллектуальное мышление. Лепите из пластилина, приобретите всевозможные наклейки со специальными журналами, пусть клеит на здоровье! Вообще, полезны те игры, где нужно что-то вынимать, вставлять ключики в замочную скважину, открывать двери.

Важно

Занятия для детей 5-7 лет подробнее.

Чуть позже может быть обнаружена проблема дефектов произношения. Это ближе к 5―6 годам. Например, злосчастная буква «Р». Борьбу с ней нужно вести ещё в детском саду. Но не самостоятельно, а при помощи хорошего логопеда. Нет, сами можете помогать специальными занятиями, направленными на правильное произношение. Но без специалиста не обойтись.

Что делать, если обнаружены серьёзные проблемы

Не паниковать! Вам известно, что волнение 100% передаётся крохе? Наряду с хорошим специалистом для такого малыша, должны быть созданы необходимые условия дома. Конечно, доброжелательная атмосфера.

И ни дня без упражнений, которые Вам покажет хороший врач в зависимости от степени тяжести дефектов. Но главное и основное, упражнения должны быть очень активными. Ваша поддержка и нацеленность на результат дадут плоды в совместной терапии с лекарствами.

Никаких поблажек. Занятия должны проходить в игровой форме.

Вы слышали, что главное условие тренировки речевого аппарата ― хорошая дыхалка? Вот и возьмите на заметку! Дайте драгоценному созданию шары, пусть себе дует, положите кусочек ватки на стол, устройте соревнование, кто дальше. Ему будет интересно, а Вы будьте уверены в результате.

На этой ноте позвольте попрощаться. Пусть Ваши родные будут здоровыми, а мысли позитивными. Всего доброго! Да, не забудьте, на обновления нашего блога возможна подписка.

Источник: https://my-happybaby.ru/dlya-vas-aktualno-razvitie-rechi-u-detej-rannego-vozrasta

10 МИФОВ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША

ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ СРАЗУ ПОСЛЕ СВОЕГО ПОЯВЛЕНИЯ НА СВЕТ, А ОСНОВЫ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧИ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ С РОЖДЕНИЯ. ВСЕ ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША? ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

УТВЕРЖДЕНИЕ №1: С МАЛЫШОМ ВАЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ ЕЩЕ ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ.

Верно! Сегодня уже признанный факт: ребенок способен узнавать голос матери задолго до своего появления на свет.

Ученым даже удалось доказать, что младенцы до рождения охотно слушают сказки! В одном из исследований грудные дети узнавали сказку, которую матери читали им до рождения.

Совет

Когда они слышали знакомую сказку, их сердечный ритм замедлялся. Можно сказать, что зародыш любит то, что ему знакомо, – это его успокаивает.

Однако не стоит активно использовать внутриутробный период, чтобы добиться ускоренного развития малыша.

Некоторые родители проявляют слишком большое рвение, читая зародышу сложную научно-популярную литературу, включая классическую музыку и держа наушники у маминого живота… Пока ни одно исследование не показало, что дети, которым родители до рождения напевали арии из опер или читали энциклопедию, оказывались впоследствии более развитыми. А ставя наушники на живот матери, мы рискуем сбить естественный ритм сна ребенка.

УТВЕРЖДЕНИЕ №2: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С МАМОЙ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Верно! Младенец готов к контакту, едва появившись на свет. У детей есть врожденная способность реагировать на мимику людей – каждый, у кого есть возможность понаблюдать за новорожденным младенцем, может в этом убедиться.

Малыши, которым всего несколько часов или дней от роду, уже копируют поведение взрослых. Подойдите к ребенку, наклонитесь над ним и высуньте язык, покачайте головой или подмигните – и вы увидите, что он сделает.

Даже когда вы прекратите эту имитацию, малыш попытается продолжить ее, повторяя те движения, которыми вы только что обменялись.

Вы убедитесь, что ваш новорожденный может намного больше, чем просто есть и спать. Он вступает в коммуникацию и учится у вас с первых дней своей жизни.

Исследования показывают, что грудные дети с рождения способны различать наши эмоции и даже подражать выражениям наших лиц. В одном из экспериментов младенцам, которым исполнилось всего 36 часов, показывали разные лица.

Обратите внимание

Просмотрев видеозапись, эксперты по движениям лба, глаз и рта новорожденных смогли сказать, каким выражениям подражают малыши. Дети явно предпочитали положительные эмоции!

УТВЕРЖДЕНИЕ №3: НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ ОСВАИВАЮТ РЕЧЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОЗДНЕЕ СВЕРСТНИКОВ.

Верно и неверно. Родители часто делают ошибку, сравнивая развитие ребенка, родившегося на сроке до 37 недель, с развитием ровесников, родившихся в срок. До двух лет для недоношенных малышей действует правило: надо вычитать возраст недоношенности.

То есть в два года развитие ребенка будет соответствовать одному году 10 месяцам. Существует масса различных методик, но главный принцип: вашему малышу нужно еще больше внимания, времени, общения и заботы, чем ребенку, прошедшему весь гестационный период.

Если же вам кажется, что ваш ребенок отстает в развитии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно: консультации специалистов: невролога, логопеда, детского психолога – не будут лишними.

При этом нередки случаи, когда дети, родившиеся на несколько недель раньше срока, ничем не уступают в развитии другим малышам.

УТВЕРЖДЕНИЕ №4: ВСЕ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ГОВОРИТЬ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ.

Неверно! Развитие речи проходит по-разному, это очень индивидуальный процесс. У некоторых детей долго формируется фразовая речь, зато к двум годам они осваивают произношение всех звуков родного языка.

Другие малыши рано начинают произносить длинные фразы, но не выговаривают многих звуков. Некоторые детишки много и с удовольствием говорят, но используют всего несколько слогов, и часто только мама может понять, что они сказали.

Многое зависит от здоровья ребенка, его пола, темперамента, а также от того, как родители общаются с ребенком, сколько с ним занимаются, играют.

Важно

Например, дети с хорошо развитой моторикой раньше начинают говорить и быстрее овладевают речевыми навыками. Детишки, с которыми после года-полутора родители продолжают разговаривать на «особом» младенческом языке, который взрослым иногда кажется очаровательным, могут иметь сложности с освоением языка.

В целом считается, что ребенок, не имеющий проблем со слухом и восприятием речи, с которым взрослые достаточно общаются, начинает говорить к 14–18 месяцам. Не следует постоянно экзаменовать ребенка и сравнивать его с другими детьми, особенно с родными братьями и сестрами.

Но если в 2 года ваш малыш вообще не говорит, необходима консультация специалиста.

УТВЕРЖДЕНИЕ №5: СЮСЮКАНЬЕ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ ВЕДЕТ К ТРУДНОСТЯМ В ОСВОЕНИИ РЕЧИ.

Верно! Сюсюкая, вы упрощаете слова и словосочетания, намеренно их искажаете. В целом коверканье слов и чрезмерное употребление уменьшительных форм слов мешает полноценному развитию речи.

В год ваш ребенок уже вполне готов к освоению «взрослой» речи. Нестрашно, если ребенок называет кошку «киса», со временем он привыкнет называть ее правильно, если будет слышать дома правильную, грамотную речь.

Поэтому обязательно обращайте внимание на то, что и как вы говорите.

УТВЕРЖДЕНИЕ №6: ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРАВИЛЬНО ПОВТОРЯЕТ СЛОВА, У НЕГО НЕ БУДЕТ ТРУДНОСТЕЙ С РЕЧЬЮ.

Неверно! Если малыш повторяет слова как попугай, это может быть как возрастной нормой, так и сигналом проблем в будущем. Повторение слов или фраз – эхолалия – до трех лет часто возникает, когда ребенок учится говорить и имитирует чужую речь. В более взрослом возрасте этот симптом требует обращения к специалисту.

ОСВОЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ РЕБЕНКОМ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ С ОСТАНОВКАМИ. НО ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЕРЕСТАЕТ ГОВОРИТЬ СЛОВА, КОТОРЫЕ УЖЕ ЗНАЕТ, ОБРАТИТЕСЬ К ПЕДИАТРУ.

УТВЕРЖДЕНИЕ №7: ЗАИКАНИЕ – ЭТО ПРОСТО ПОВТОРЕНИЕ ЗВУКОВ («ПИ-ПИ-ПИРОГ»).

Источник: http://www.podelkidetkam.ru/10-mifov-o-razvitii-rechi-malysha

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Вашему ребенку уже 5, и через пару лет он пойдет в школу. Легко ли ему будет даваться учеба, насколько ребенок будет вовлечен в школьную жизнь и сможет ли проявить себя в коллективе? Во многом это зависит от уровня развития речи, слухового внимания и памяти.

Как узнать, соответствует ли речь вашего ребенка норме? Как обогатить речь, развить память и внимание дошкольника? Как помочь подготовиться к предстоящим школьным нагрузкам уже сейчас? Об этом пойдет речь в этой статье.

Речь ребенка в 5-6 лет: нормы

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно).

Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над  своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

Совет

Речь становится похожа на речь взрослого человека. Но дети могут иногда допускать ошибки, особенно,  при склонении существительных по падежам и числам, неверно употреблять предлоги, неправильно ставить ударения.

Ближе к шести годам ребенок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шепотом или громко, с ускорением или замедлением.

Надо сказать, что словарный запас и грамматика речи детей 5-6 лет полностью зависят от воспитания и от стараний взрослых в предыдущие периоды. Если вы регулярно занимались и занимаетесь с ребенком, читаете ему книжки, много разговариваете, то, скорее всего, речевое развитие вашего ребенка шестого года жизни будет в норме. Давайте проверим?

Диагностика речевого развития детей 5 лет

Проверьте:

  1. Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглый, красный, резиновый – «мяч».
  2. Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?
  3. Как ребенок отвечает на ваши открытые(!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в зоопарке?» – «Всё» (краткий ответ), «Как плавал бегемот, олень кушал траву и бегал с оленятами…» (развернутый ответ)
  4. Составляет ли по картинке рассказ?
  5. Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)
  6. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Обследовать звукопроизношение поможет наша флешмоб-игра.

Возможно, вы заметили, что, отвечая на наши вопросы, ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить, а мы подскажем, какие упражнения лучше всего помогут подтянуть речевой уровень. Эти упражнения не будут лишними и для дошкольника, который полностью соответствует возрастной норме.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный  запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

В этом вам помогут следующие упражнения:

  1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
  1. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
  1. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
  1. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
  1. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.
  1. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
  1. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи J

В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе. Общайтесь с ребенком с удовольствием!

Источник: https://rechrebenka.ru/rechevoe-razvitie-rebenka-v-5-let/

Развитие речи ребёнка до рождения и в раннем возрасте — Развитие ДетОк

Речь — уникальное отличие человека от всех остальных представителей животного мира. Именно речь дает нам возможность быть полноценным человеком, общаться с другими людьми, получать новые знания, делиться опытом.

Развитие речи — одно из основных задач дошкольного периода детства. Важность этого процесса сложно переоценить, поэтому рекомендуем следовать несложным советам, которые приведут вас к желаемой цели.

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.

Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования  беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.

Обратите внимание

В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту.
Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность.

Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка.

В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша.

В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем.

Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции.

Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.

Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.

Важная функция предречевого периода – грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу.

В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки – появляется гуканье, потом гуление.

Важно

Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям.

Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту.

Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности.

Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.

То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни.

Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли.

Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.

Совет

Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит.

Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта.

Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина —  нахождение малыша в двуязычной семье.

Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость).

Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А.

В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом.

Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносит сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки.

Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые —  причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести «режим молчания».

Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло – стоит обращаться за помощью  к неврологу.

Обратите внимание

После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.

Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать.

При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины.

Главное – своевременно показаться врачу.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь.

У последних развитие слов направлено  на действие, у девочек – на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать – «Дай!», девочка попросит – «Мячик». Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей.

У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков.

У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.

Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь.

Важно

Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, — основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны.

Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание. Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова.
Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций.

Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки».
Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова.

Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия —  с учётом его возможностей и самочувствия.

Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы и возможные сбои в её развитии.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, потом желательно упрощённые слова ребёнка  сопровождать правильными названиями.

Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: « Да, поезд поехал». Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения  в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления.

Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. В области логопедии есть много полезных разработок.

Совет

Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.
Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор. В некоторых семьях он работает часами как  фон.

Малыш слышит быструю, непонятную речь – это может привести к психологическим и речевым комплексам. Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру.

Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту.

Главный принцип – польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт. Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё большею. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов.

Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям – некритично.

Речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата.

Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика.

От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша.

Обратите внимание

Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения,  домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.

Главное условие овладения речью — это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом.

Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет.

Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: «Скажи — часы, скажи — ложка». Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы:

  • диалог
  • имитация и звукоподражание
  • стихи
  • чтение

Диалог.
Инсценировки. 
Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы сопровождайте чтение жестами превращая это занятие в спектакль.

Пример:
Что ты ёж такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Вопросы. «Да-нет»
(Хочешь есть? Идём спать? Видишь  машину? Ты сидишь?, Ты не играешь?) заставляют ребёнка проанализировать утверждение  содержащееся в вопросе.
Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д.

Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.
Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама? Что делает собака? И т.д.
Команды.
Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах.

Наиболее значимые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей, ешь, встань….   Посторайтесь чтобы в течение  дня такие ситуации чаще возникали естественном образом.
Домашний театр.
Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.

«Куклы разговаривают», «Кормление зверей» и т.д.
Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию.  Гуси, гуси! — га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.
Стихи.

Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм. Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.
Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.
Рекомендации.

При отборе речевого материала следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёхсложным. Весь картинный материал должен быть хорошо знаком ребёнку.

На начальном этапе у ребёнка возникают трудности в звуковом оформлении слов, например на вопрос Кто там пришёл? Малыш вместо «дядя» отвечает «дя», на вопрос Что тут растёт? Вместо «дерево» отвечает «веве». Взрослый должен принимать любой вариант ответа, сам в это время утрированно проговаривать правильно.

Логопед
Кунакова Елена Анатольевна
г. Москва
Россия

Источник: http://RazvitieDetok.ru/razvivaem-rech/954.html

Ссылка на основную публикацию