Опыты с детским микроскопом в домашних условиях — как показать детям микромир

Занятия с микроскопом для детей

Здравствуйте, друзья!

Многие из Вас обращались ко мне с вопросом о том, какой микроскоп лучше выбрать для ребенка. Выбираете, покупаете, дарите радость познаний, но как только схлынула новизна, стоит микроскоп сиротливо на полочке. А ведь это удивительный инструмент для исследований!


Сегодня я хочу познакомить Вас со своей коллегой Натальей Ивановой. Для Натальи микроскопирование — дело ее жизни. Она стала проводником для детей, увлекшихся маленьким миром в окуляре микроскопа. Постепенно хобби стало ее маленьким бизнесом — Компания «Микрофото» www.mikrofoto.ru . 

Наталья запускает серию образовательных вебинаров «Увлекательный микромир» для детей. И мне хочется поддержать ее начинание, потому что это возможность познать невидимое, заставить микроскоп быть не дорогой научной игрушкой, а незаменимым инструментом юного исследователя.

Поэтому я безвозмездно предоставила страницы своего блога, чтобы о такой возможности узнали как можно больше людей. Потому что это очень интересно! Это рекламный дружеский гостевой пост. Но прежде всего — дружеский! Я доверяю Наталье, как профессионалу своего дела. 

Фото из личного архива Н. Ивановой. 

В первый день весны рано утром, оторвавшись от работы, я мыла картошку на кухне. На одном клубне я обнаружила небольшие сиреневые ростки.

Обратите внимание

И мне вспомнилась одна из моих первых микрофотографий, далекая от совершенства с точки зрения фотомастерства, но такая трогательная и интересная! Вернувшись за компьютер, я нашла эту фотографию.

Фото из личного архива Н. Ивановой. 

Это небольшой фрагмент ростка картошки под микроскопом, в кадре примерно 2,5 мм. Увеличение примерно в 100 раз с обрезкой кадра, стекинг 98 кадров. Здесь неправильно выставлен свет… ну, оставим свет в покое:). 

Рассмотрите эту удивительную мозаику клеток ростка! Мы видим целую гамму оттенков: нежно-сиреневые, сиреневые, тёмно-фиолетовые, бледные и яркие клетки собраны в единое целое. 

Обратите внимание на белые выступающие зоны — эти группы клеток активно делятся, видно, что скоро из каждой такой группы будут расти вбок новые части растения. 

Скоро наступят теплые дни, и некоторые из вас, дорогие читатели, поедут за город и будут сажать (или помогать родителям сажать) молодые растения. Рассмотрите их, подумайте, с какой силой росток прокладывает себе путь в жизнь. Вспомните, что растения могут развиваться даже в твердых трещинах асфальта! 

Научитесь видеть необычное в обыкновенном, и самый пасмурный день станет увлекательным и ярким! Такой любопытный инструмент как микроскоп помогает взглянуть на мир совсем по-новому. Это неисчерпаемый источник удивительных открытий! 

Компания Микрофото 19 марта открывает серию увлекательных вебинаров «Удивительный микромир», на которых вы сможете: 

  • познакомиться с тайнами невидимого мира; 
  • узнать, каким образом исследовать препараты в домашних условиях, чтобы увидеть разные грани микромира, чтобы вам не стало скучно после первого знакомства с микроскопом; 
  • изучить красивые авторские фотографии сотрудников нашей компании; 
  • научиться правилам фотосъёмки с микроскопа, освоить технологию стекинга. 

Также мы будем смотреть препараты в прямом эфире и выводить изображение на экран. 

Уроки будут иметь практическую направленность, многое из того, что мы будем делать, вы сможете повторить с домашним микроскопом. 

Если у вас дома нет микроскопа, но вы хотели бы его приобрести, на вебинарах можно будет задать вопросы о выборе модели для школьника или взрослого. 

Мы поможем подобрать нужный вам микроскоп, при желании – с фотокамерой.

Возможно адаптировать вашу камеру под определённую модель микроскопа, для этой цели лучше всего подходят камеры со сменной оптикой (Sony NEX-5, Sony 5100 и др.).

Важно

В этом случае речь идёт о фотоаппарате с хорошей матрицей (в отличие от поставляемых вместе с микроскопами камерах), и возможно достижение наилучших результатов при применении технологии стекинга. 

Микроскопы можем доставить в ваш город в защищённой коробке, при заказе переходника для камеры нам необходимо будет провести для вас дополнительные обучающие занятия. 

Присоединяйтесь к нам, и микроскопия будет для вас и вашего ребенка постоянным источником личных открытий! 

Напишите адрес своей электронной почты, и мы пришлём приглашение на вебинар. Первое занятие — вечером 19 марта, просмотр записи будет доступен в течение недели после прямого эфира. 

Наталья Иванова. Сообщить адрес электронной почты можно на адрес rassvet2@inbox.ru или на WhatsApp, Telegram, Viber, номер +79032221423.
Записаться на вебинар можно по ссылке https://events.webinar.ru/5569749/993881

В развитии темы предлагаю прогуляться по ТОПу 5 статей блога «Магии биологии», где я использовала навык микроскопирования для исследования окружающего мира. Быть может, эта подборка вдохновит Вас посетить обучающие вебинары Натальи!


1. Как легко вырастить культуру инфузорий-туфелек 

Жил-был Антони Левенгук в 1675 году, и стало ему интересно отчего перец такой жгучий. Так случайно он открыл инфузории! Потому что у него был микроскоп, правда совсем не похожий на современные. А что было дальше — читайте в статье ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ: АПЕЛЬСИН И ИНФУЗОРИИ 2

Пусть микроскоп станет для вашего юного натуралиста верным помощником в разгадывании тайн природы! Приходите на системные вебинары Натальи Ивановой, и тогда Вы узнаете ВСЕ о микроскопировании! 

Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях. Желаю радости открытий!

   

Источник: https://biomagic27.blogspot.com/2018/03/blog-post12-zanyatiya-s-mikroskopom-dlya-detej.html

Микроскопия в домашних условиях

Вот уже два года, как я наблюдаю за микромиром у себя дома, и год, как снимаю его на фотокамеру. За это время собственными глазами увидел, как выглядят клетки крови, чешуйки, опадающие с крыльев бабочек, как бьётся сердце улитки.

Конечно, многое можно было бы узнать из учебников, видеолекций и тематических сайтов. Но при этом не было бы ощущения присутствия, близости к тому, что не видно невооружённым глазом. Что это не просто слова из книжки, а личный опыт.

Опыт, который сегодня доступен каждому.

Что купить

Театр начинается с вешалки, а микросъёмка с покупки оборудования, и прежде всего — микроскопа. Одна из основных его характеристик — набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива.

Не всякий биологический образец хорош для просмотра при большом увеличении. Связано это с тем, что чем больше увеличение оптической системы, тем меньше глубина резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто.

Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров, позволяющий вести наблюдения с увеличением от 10–20 до 900–1000×. Иногда бывает оправданно добиться увеличения 1500× (окуляр 15 и объектив 100×).

Большее увеличение бессмысленно, так как более мелкие детали не позволяет видеть волновая природа света.

Следующий немаловажный момент — тип окуляра. «Сколькими глазами» вы хотите рассматривать изображение? Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную его разновидности. В случае монокуляра придётся щуриться, утомляя глаз при длительном наблюдении.

В бинокуляр смотрят обоими глазами (не следует путать его со стереомикроскопом, дающим объёмное изображение). Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз» — насадка для установки аппаратуры.

Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, но можно использовать и обычный фотоаппарат, купив к нему переходник.

Совет

Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры объективов. Световой пучок от осветителя, преобразованный в оптическом устройстве — конденсоре, освещает препарат.

В зависимости от характера освещения существует несколько способов наблюдения, самые распространённые из которых — методы светлого и тёмного поля. В первом, самом простом, знакомом многим ещё со школы, препарат освещают равномерно снизу.

При этом через оптически прозрачные детали препарата свет распространяется в объектив, а в непрозрачных он поглощается и рассеивается. На белом фоне получается тёмное изображение, отсюда и название метода. С тёмнопольным конденсором всё иначе.

Световой пучок, выходящий из него, имеет форму конуса, лучи в объектив не попадают, а рассеиваются на непрозрачном препарате, в том числе и в направлении объектива. В итоге на тёмном фоне виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных малоконтрастных объектов.

Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсора тёмного поля, тёмнопольной диафрагмы, устройств фазового контраста, поляризаторов и т. п.

Оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения — аберрациями. Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы для профессиональных исследований.

Сильные объективы (с увеличением, например, 100×) имеют числовую апертуру больше 1 при использовании иммерсии, масла с высоким показателем преломления, раствора глицерина (для УФ-области) или просто воды. Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионной жидкости.

Её показатель преломления обязательно должен соответствовать конкретному объективу.

Обратите внимание

Иногда следует обратить внимание на устройство предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который ярче и греется меньше. Микроскопы тоже имеют индивидуальные особенности. Каждая дополнительная опция — это добавка в цене, поэтому выбор модели и комплектации остаётся за потребителем.

Сегодня нередко покупают недорогие микроскопы для детей, монокуляры с небольшим набором объективов и скромными параметрами. Они могут послужить хорошей отправной точкой не только для исследования микромира, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже стоит купить более серьёзное устройство.

Как смотреть

Можно купить далеко не дешёвые наборы готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение личного участия в исследовании, да и наскучат они рано или поздно. Поэтому следует позаботиться и об объектах для наблюдения, и о доступных средствах для подготовки препаратов.

Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект достаточно тонок. Даже кожура ягоды или фрукта слишком толста, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях их делают обычными бритвенными лезвиями.

Чтобы не смять кожуру, её помещают между кусочками пробки или заливают парафином.

При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, а в идеале следует работать с моноклеточным слоем ткани — несколько слоёв клеток создают нечёткое сумбурное изображение.

Исследуемый препарат помещают на предметное стекло и в случае необходимости закрывают покровным. Купить стёкла можно в магазине медицинской техники. Если препарат плохо прилегает к стеклу, его фиксируют, слегка смачивая водой, иммерсионным маслом или глицерином.

Не всякий препарат сразу открывает свою структуру, иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядра, цитоплазму, органеллы. Неплохими красителями служат йод и «зелёнка».

Йод достаточно универсальный краситель, им можно окрашивать широкий спектр биологических препаратов.

При выезде на природу следует запастись баночками для набора воды из ближайшего водоёма и маленькими пакетиками для листьев, высохших остатков насекомых и т. п.

Что смотреть

Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного — например, кожуры репчатого лука.

Тонкая сама по себе, подкрашенная йодом, она обнаруживает в своём строении чётко различимые клеточные ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, и стоит провести первым.

Луковую кожуру нужно залить йодом на 10–15 минут, после чего промыть под струёй воды.

Важно

Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля. Срез необходимо сделать как можно более тонким. Буквально 5–10 минут его пребывания в йоде проявят пласты крахмала, который окрасится в синий цвет.

Читайте также:  Зачем нужна доула на родах — реальная помощь и отзывы

На балконах часто скапливается большое количество трупиков летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что на крыльях насекомых есть волоски, которые защищают их от намокания. Большое поверхностное натяжение воды не позволяет капле «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.

Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На снимках отчётливо видно, что это не пыль, а чешуйки с крыльев. Они имеют разную форму и довольно легко отрываются.

Кроме того, с помощью микроскопа можно изучить строение конечностей насекомых и пауков, рассмотреть, например, хитиновые плёнки на спине таракана. И при должном увеличении убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.

Не менее интересный объект для наблюдения — кожура ягод и фруктов. Однако либо её клеточное строение может быть неразличимым, либо её толщина не позволит добиться чёткого изображения.

Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем получится хороший препарат: перебрать разные сорта винограда, чтобы найти тот, у которого красящие вещества кожуры имели бы интересную форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, добиваясь моноклеточного слоя. В любом случае вознаграждение за проделанную работу будет достойным.

Ещё более доступны для исследования трава, водоросли, листья. Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить из них хороший препарат бывает непросто. Самое интересное в зелени — это, пожалуй, хлоропласты. Поэтому срез должен быть исключительно тонким.

Приемлемой толщиной нередко обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах. Там же можно найти плавучие водоросли и микроскопических водных обитателей — мальков улитки, дафний, амёб, циклопов и туфелек. Маленький детёныш улитки, оптически прозрачный, позволяет разглядеть у себя биение сердца.

Сам себе исследователь

Важно

После изучения простых и доступных препаратов захочется усложнить технику наблюдения и расширить класс исследуемых объектов.

Для этого понадобится и специальная литература, и специализированные средства, свои для каждого типа объектов, но всё-таки обладающие некоторой универсальностью.

Например, метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий начинают различаться по цвету, можно применить и для других, не бактериальных, клеток. Близок к нему и метод окраски мазков крови по Романовскому.

Совет

В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из его компонентов — азура и эозина. Их можно купить в специализированных магазинах либо заказать в интернете. Если раздобыть краситель не удастся, можно попросить у лаборанта, делающего вам анализ крови в поликлинике, стёклышко с окрашенным её мазком.

Продолжая тему исследования крови, следует упомянуть камеру Горяева — устройство для подсчёта количества клеток крови и оценки их размеров. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.

***

В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить деньги. Это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали.

Находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его далеко в космос, приобретая телескоп. Микроскопия может стать интересным хобби, а для кого-то даже и искусством, средством самовыражения.

Глядя в окуляр микроскопа, проникают глубоко внутрь той природы, часть которой мы сами.

Фото автора.

«Наука и жизнь» о микросъёмке:
Микроскоп «Аналит» — 1987, №1.

Ошанин С. Л. С микроскопом у пруда. — 1988, №8.

Ошанин С. Л. Невидимая миру жизнь. — 1989, №6.
Милославский В. Ю. Домашняя микрофотография. — 1998, №1.
Мологина Н. Фотоохота: макро и микро. — 2007, №4.

Источник: https://elementy.ru/lib/432246

Опыты с микроскопом

Перед юными исследователями и их родителями с момента приобретения увеличительного прибора стоит непростая задача – правильно им воспользоваться, так, чтобы он оправдал связанные с ним ожидания.

Зачастую, не имея достаточного мастерства и информационного багажа, нет время для наработки навыков, чтения литературы, глубокого вникания в вопрос практической биологии.

Многим хочется просто подключить в розетку аппарат и устроиться поудобнее в кресле, в предвкушении ленивого рассматривания картинок о микромире, по образу и подобию диафильма или телепередачи.

Обратите внимание

При таких условиях опыты с микроскопом ограничиваются неудачными попытками «хоть что-то» увидеть. Безусловно, за этим следует разочарование. Однако, мало кто задумывается о том, что причина не в технике, а в недостатке знаний и нежелании в этом разбираться.

Опыты с микроскопом позволяют начинающему биологу (взрослому или ребенку) в короткий срок овладеть базовыми принципами микроскопии, научиться самостоятельно подбирать оптимальное увеличение, задействовать тот или иной метод исследования, плавно и без рывков фокусироваться на образцах, грамотно их подсветить и т.д. Ведь одно дело – прочитать в книжке или в интернете, и совсем другое – попробовать самому.

Простейший опыт с микроскопом, рекомендуемый на начальном этапе – это просмотр микропрепаратов, пропускающих свет (прозрачных) в проходящем освещении. Для этого с помощью микротома делается тонкий продольный или поперечный срез растения.

Он размещается между предметным и покровным стеклами, центрируется на столике —  то есть располагается точно под объективом (в первую очередь надо использовать 4х, а затем, путем поворота револьверного устройства – более мощные, такие как 10х и 40х).

Включается подсветка снизу, благодаря чему световые лучи проходят сквозь клетки и можно наблюдать их структуру.

Обратите внимание

Аналогичный по простоте опыт с микроскопом, но уже в качестве исследуемого материала берется непрозрачная вещь – например, металлическая монетка.

Стеклышки не используются, она просто кладется под оптику, далее надо включить верхний осветитель (чаще всего применяется встроенный светодиод). Если его нет – то подойдет фонарик или настольная лампа.

Отражаясь от монеты, фотоны пролетают сквозь оптическую систему и, выходя через окулярную трубку с окуляром, формируют картину увеличенного предмета.

В дальнейшем, когда основные правила работы уже освоены, можно перейти к более сложным опытам с микроскопом. Например, изучение жизни в капле воды. Перед взором предстанет микроскопический мир, со своими законами и бурлящей жизнедеятельностью. Можно понаблюдать за питанием, передвижением и размножением одноклеточных, например, инфузории или эвглены, амеб и других микроорганизмов.

Важно

Многие детские и учебные микроскопы комплектуются производителями наборами для опытов. Они содержат подробное описание экспериментов, а также вес необходимые для этого «ингредиенты» и приспособления (например, пинцет, иглу, чашку Петри и т.д.).

Один из самых популярных — Levenhuk K50.

Занимательные опыты описаны во входящем в комплект руководстве на 60 страницах! Например, школьников обязательно увлечёт разведение артемии – мелких рачков, которые вылупляются из яиц в специальном контейнере-садке.

Для качественного обучающего процесса рекомендуем следующие микроскопы:

  • Levenhuk LabZZ M101
  • Биомед-1
  • Микромед С-12
  • Эврика

Источник: http://oktanta.ru/opyty_s_mikroskopom

Микроскоп-игрушка

  • Магазины Китая
  • GEARBEST.COM
  • Микроскопы
  • Игрушки и подарки

Всем привет! Короткий обзор на детский микроскоп-игрушку.

Хотелось посмотреть, что же это такое, но не хотелось тратить ощутимую сумму в оффлайне. С поинтами микроскоп вышел около 800рэ.

Микроскоп — действительно игрушка, достаточно бюджетная откровенно дешевая.

Что у меня вышло — смотрите под катом. Выводы делайте самостоятельно.

Речь пойдет про вот такой вот микроскоп.

Пластиковый, с подсветкой, с регулировкой высоты окуляра. Есть 3 линзы объектива (вращаются). И небольшой комплект.

Дополнительная информация — с чем сравнивал и скрин покупки

Изначально, после прогулок по детским магазинам ребенок попросил что-то типа такого.
Варианты примерно все одинаковые, отличаются слегка дизайном и комплектацией — обычно всякой ненужной фигни очень много (чашки петри, пипетки, банки-склянки), а также в дорогих наборах есть инструкции и описания опытов. Собственно говоря, прикинув одно к другому, взял по привычке на жирбесте. Практически такой же микроскоп обошелся около 800р (с учетом поинтов). Обратите внимание: прибор является детской игрушкой, поэтому по сравнению с реальными лабораторными микроскопами будет в корне не верно. Данный микроскоп не следует использовать для ремонта печатных плат или каких либо других серьезных потребностей. Пластиковые линзы дают не сильно увеличенное изображение, а также небольшую четкость. Несмотря на указанные 1200х. Подсветка у него слабая, а конструкция и прочность — как у детской игрушки. Источник света: белый светодиод Для работы вам потребуются батарейки 2AA / LR6 (не включены) На вскидку, могу предложить следующие варианты опытов с детьми: Можно посмотреть листья деревьев и лепестки цветов, срезы (тонкие ломтики) фруктов и овощей, шерсть зверей и отпечатки пальцев человека, волокна ткани и бумаги. Интересны получается рассматривать тонкие срезы листика фикуса или луковицы. Если на предметное стекло капнуть масла (например, вазелинового), то будет удобнее зафиксировать объект. Например, можно положить 2-3 шерстинки.или волосинки. Еще интересно посмотреть на кристаллы соли, сахара. Ну и так далее.

Примеры опытов можно поискать в интернете, например, «Опыты для детского микроскопа».

Итак, все было стандартно — упаковка-почтовый пакет.
Внутри коробка. Обычная такая коробка для детского микроскопа. У нас они точно такие же, только с плюсом в ценнике.

Дополнительные фото упаковки

Внутри пенопластовая ячейка с комплектом, разложенным по своим местам. В комплекте идет: Сам оптический микроскоп 1 шт 5 пластиковых предметных стекол 2 флакона для образцов 1 коробочка для хранения и несколько наклеек для надписей 1 пинцет. Внешний вид всего этого добра.
Микроскоп имеет две ручки — регулировка высоты подсветки и высоты головы. Дополнительно на окуляре регулируется фокус. Часть с объективами поворотная, можно выбирать 3 варианта увеличения: 100х, 400х, 1200х. Подсветка включается маленьким ползунком, нужно предварительно снизу установить 2 батарейки АА (нет в комплекте). Теперь готовимся к опытам.

Сразу скажу, что передать изображение с оптического микроскопа целая проблема. Я фотографировал на тапок на камеру смартфона, предварительно прислонив ее к оккуляру. Не все получается четко. В живую изображение чуть чуть почетче (на камере не срабатывает автофокус на окуляр). Но все равно я постарался передать как смог.

1) Нитка. Берем самую простую хлопковую (?) нитку, отрываем кусочек и заправляем на предметное стекло. Прижимаем на предметный столик. Вот примерно что видно при увеличении 1200х. 2) Кленовый лист. Можно увидеть структуру листа, прожилки. Лист просвечивается, что очень удобно. Зажимаем кусочек на стеклышке на предметном столе. Включаем подсветку
Вот что видно в окуляры 3) Срез луковицы. Вернее я рассматривал пленку от лука.
Разделяем слои лука, отрываем пленку Расправляем на стеклышке, желательно без складок
Видны крупные клетки лука. А вот что находится внутри клеток — не видно. Да и изображение получается смазанное. 4) Волос человеческий. Промежуточных фото нет, вот что видно в окуляре. 5) Муха (мошка) Готовим препарат) С мухой интереснее. Отлично видно конечности и крылья. А вот тушка мухи не просвечивается. На крыльях видны маленькие волосики или чешуйки
Еще раз напоминаю, что на качество полученных снимков влияет способ их получения — прислоненная камера смартфона. В живую ощущения несколько другие, хотя пластиковые линзы особо четкой картины не дают.

Вместо вывода: покупка на жирбесте помогла мне сэкономить энную часть денег от покупки подобного же в оффлайне. Ребенок посмотрел, попробовал, успокоился. А я сделал выводы о качестве и необходимом функционале. У микроскопа из обзора небольшое увеличение, слабая подсветка. Хочется чего-то большего.

Читайте также:  Как понять, что подросток употребляет наркотики - методы проверки на наркотики
Из минусов отмечу отсутствие примеров опытов в комплекте, все приходится искать и выдумывать самостоятельно. Могли бы вложить инструкцию. Или хотя бы ссылку на онлайн руководство по опытам. Еще из минусов — общая хлипкость конструкции и достаточно размытое изображение. Возможно, следующий детский микроскоп у меня будет вот такой
Помимо указанного (картинка кликабельна), вот два варианта на тао (подороже и подешевле). В любом случае, у меня все))))

Надеюсь было полезно)))) Планирую купить +4 Добавить в избранное Обзор понравился +42 +50

Источник: https://mysku.ru/blog/china-stores/58689.html

Опыты и эксперименты на тему: Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

Мастер-класс для педагогов

«Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Автор:

Воспитатель

Дебирова Минара Такабудиновна

Г. Нефтеюганск

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения.

Оборудование: микроскопы производства фирмы  omt-discovery c увеличением 50х-1200х на подгруппу из 3-4 человек; буквы из газетного текста на каждую подгруппу участников.

Экран, проектор, презентация к мастер-классу.

Ведущий: Сегодня мы познакомимся с устройством микроскопа, который рекомендуется использовать на познавательных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, изучим его строение, будет организована практическая познавательно-исследовательская деятельность. Педагогу необходимо помнить, что все действия с микроскопом должен осуществлять взрослый.    

1 часть. Как устроен микроскоп? 

Совет

Ведущий предлагает участникам мастер-класса открыть чемоданы и достать микроскопы: «Открываем  чемодан и осторожно вынимаем микроскоп. При извлечении, удерживайте микроскоп одной рукой за колонку, а второй за основание».

Ведущий: «Сейчас мы с вами познакомимся с устройством микроскопа и научимся пользоваться им. Постарайтесь запомнить все названия деталей, так как дети к устройству микроскопа  и названиям его деталей проявляют повышенный интерес». (слайд 2)

Ведущий демонстрирует каждую деталь микроскопа и поясняет его назначение:

 — Окуляр. Имеет увеличение  в 10 и 20 раз.

 — Оптическая трубка микроскопа. Служит для фокусировки объективов (увеличения – уменьшения рассматриваемого предмета, достижения четкости изображения).

 — Вращающаяся колонка микроскопа с объективами и индикатором питания.  В нашем микроскопе три объектива с различным увеличением:  5х, 20х, 60х – это значит, что они увеличивают объект в 100, 400 и 1200раз.

 — Столик. Имеет отверстие посередине для того, чтобы свет, отраженный от зеркала или искусственного света, попадал в линзы микроскопа через исследуемый объект.

 — Фиксаторы столика (зажимы). Прикреплены к столику и подвижны, фиксируют предметное стекло.

 — Отражающее зеркало и источник света. Источник света располагается за зеркалом.

 — Подкова-основание.  В основании располагаются элементы питания АА.

Участники мастер-класса рассматривают микроскоп и запоминают названия деталей.

2 часть. Практическая деятельность под руководством ведущего «Рассмотрим буквы газетного текста под микроскопом»

Ведущий: Предлагаю рассмотреть букву из газетного текста под микроскопом. В процессе деятельности мы узнаем, как работает микроскоп. Вам понадобится: микроскоп, газета, ножницы, предметное и покровные стекла, салфетка, игла для препарирования, пинцет, вода (слайд 3).

Ведущий осуществляет руководство деятельностью:

  1. Снимите с окуляра пылезащитную крышку.
  2. Поднимите рабочую часть микроскопа как можно выше, вращая ручку фокусировки. Поверните колонку с объективами в положение 50х/100х
  3. Вырежьте из газеты одну букву.
  4.  Поместите ее  на чистое покровное стекло.
  5. Возьмите пипетку и наполните ее водой. Капаем на стекло одну каплю воды. (слайд 4)
  6. Накрываем букву и каплю покровным стеклом.
  7. Фиксируем стекло на столе с помощью зажимов, предварительно установив букву в центре. (слайд 5)
  8. Опускаем рабочую часть микроскопа как можно ниже, с помощью ручки фокусирования. Нужно следить за тем, чтобы линзы объектива не касались основания.
  9. Медленно вращаем ручки фокусировки, чтобы поднять трубу микроскопа до тех пор, пока через окуляр микроскопа не будет отчетливо видна буква. (слайд 6)
  10. Настройте угол поворота зеркала так, что бы направить в микроскоп максимальное количество света (Если необходимо используйте источник света). Наблюдаемое изображение будет перевернуто сверху вниз и слева направо. При смещении слайда влево, изображение будет смещаться вправо и наоборот. 
  11. Теперь изменим степень увеличение объекта. Необходимо вращать колонку с объективами и установить более мощное увеличение. Нужно учитывать, что при максимальном увеличении объекта видимая область будет сокращена, уменьшается яркость изображения. При повышении степени увеличения необходимо настроить угол поворота зеркала так, чтобы в микроскоп направить максимальное количество света.
  12. Повторим процесс увеличения несколько раз, чтобы усовершенствовать умения по увеличению изображения объекта. (слайд 7)

3 часть. Представление опыта работы.

В исследовательской деятельности микроскоп необходим для более детального и глубокого изучения объекта исследования. Некоторые скажут:  «Зачем это нужно дошкольникам?». Микроскоп – это инструмент, который позволяет совершать открытия, увидеть то, что  невозможно увидеть невооруженным глазом.

А значит, мы педагоги, используя микроскоп, поможем ребенку совершать путешествие в нечто удивительное, непознанное. Познавательно-исследовательская деятельность, организованная с использованием микроскопа, позволяет нам поддерживать интерес детей к исследовательской деятельности, развивать  познавательную активность детей, их инициативность и самостоятельность.

Когда и где можно использовать микроскоп в работе с детьми дошкольного возраста? Я его использовала при ознакомлении с объектами живой и неживой природы. Мы с детьми рассматривали под микроскопом срезы овощей и фруктов. Для исследования берется мякоть, которая соскабливается с плодов и корнеплодов.

Под микроскопом рассматривали части растения – срезы стеблей и листьев, оболочки семян,  иными словами,  те части, которые  захотят исследовать дети. При этом они могут сами готовить объект для исследования.  

Можно  рассматривать кристаллы соли, сахара, пищевой соды. Почва —  тоже интересен как объект исследования под микроскопом. В чашках Петри можно посеять разные культуры микроорганизмов, рассмотреть  протухшую воду. В ходе ознакомления детей с особенностями строения животных можно рассматривать перья, шерсть, усики и перепончатые крылья насекомых.

4 часть.

Самостоятельная практическая часть.

Ведущий: Обратите внимание в комплект входят несколько уже  готовых слайдов. С ними вы можете ознакомиться позже.

А сейчас попробуем приготовить одноразовый слайд. Для этого нам потребуются: предметное и покровное стекла, пинцет, пипетка, вода, игла для препарирования, салфетки и объект исследования — лист алоэ.

 

  1. Протрите предметное и покровное стекло салфеткой.
  2. Возьмите исследуемый объект (лист алоэ) и срежьте с него тонкий слой. Место среза должно иметь ровную поверхность. (слайд 8)
  3. С помощью пинцета поместите срез в центре предметного стекла.
  4. Капните на объект одну каплю воды при помощи пипетки или иглы для препарирования. (слайд 9)
  5. Осторожно накройте исследуемый объект покровным стеклом. Не оставляйте между стеклами воздух (кладут стекло не всей поверхностью сразу). 
  6. Удалите излишки воды с помощью салфетки (или бумажного фильтра). Прикладываем с краю от покровного стекла, чтобы избежать попадания пузырьков воздуха.
  7. Теперь изучите объект и сделайте выводы. (слайд 10)

Участники мастер-класса делают выводы о строении листа алоэ.

Ведущий:  Теперь вы знаете, как пользоваться микроскопом. Он откроет вам и детям широкие возможности в познавательно-исследовательской деятельности, позволит увидеть то, о чем вы возможно знаете уже из научных книг.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/19/master-klass-dlya-vospitateley-organizatsiya-issledovatelskoy

Опыты с микроскопом в домашних условиях

№12 Декабрь 2017

Журнал добавлен в корзину.

Микроскопия в домашних условиях

Станислав Яблоков, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Театр начинается с вешалки, а микросъёмка с покупки оборудования, и прежде всего — микроскопа.

Вот уже два года, как я наблюдаю за микромиром у себя дома, и год, как снимаю его на фотокамеру. За это время собственными глазами увидел, как выглядят клетки крови, чешуйки, опадающие с крыльев бабочек, как бьётся сердце улитки.

Конечно, многое можно было бы узнать из учебников, видеолекций и тематических сайтов. Но при этом не было бы ощущения присутствия, близости к тому, что не видно невооружённым глазом. Что это не просто слова из книжки, а личный опыт.

Опыт, который сегодня доступен каждому.

Театр начинается с вешалки, а микросъёмка с покупки оборудования, и прежде всего — микроскопа. Одна из основных его характеристик — набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива.

Обратите внимание

Не всякий биологический образец хорош для просмотра при большом увеличении. Связано это с тем, что чем больше увеличение оптической системы, тем меньше глубина резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто.

Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров, позволяющий вести наблюдения с увеличением от 10—20 до 900—1000×. Иногда бывает оправданно добиться увеличения 1500× (окуляр 15 и объектив 100×).

Большее увеличение бессмысленно, так как более мелкие детали не позволяет видеть волновая природа света.

Следующий немаловажный момент — тип окуляра. «Сколькими глазами» вы хотите рассматривать изображение? Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную его разновидности. В случае монокуляра придётся щуриться, утомляя глаз при длительном наблюдении.

В бинокуляр смотрят обоими глазами (не следует путать его со стереомикроскопом, дающим объёмное изображение). Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз» — насадка для установки аппаратуры.

Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, но можно использовать и обычный фотоаппарат, купив к нему переходник.

Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры объективов. Световой пучок от осветителя, преобразованный в оптическом устройстве — конденсоре, освещает препарат.

В зависимости от характера освещения существует несколько способов наблюдения, самые распространённые из которых — методы светлого и тёмного поля. В первом, самом простом, знакомом многим ещё со школы, препарат освещают равномерно снизу.

Важно

При этом через оптически прозрачные детали препарата свет распространяется в объектив, а в непрозрачных он поглощается и рассеивается. На белом фоне получается тёмное изображение, отсюда и название метода. С тёмнопольным конденсором всё иначе.

Световой пучок, выходящий из него, имеет форму конуса, лучи в объектив не попадают, а рассеиваются на непрозрачном препарате, в том числе и в направлении объектива. В итоге на тёмном фоне виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных малоконтрастных объектов.

Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсора тёмного поля, тёмнопольной диафрагмы, устройств фазового контраста, поляризаторов и т.п.

Оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения — аберрациями. Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы для профессиональных исследований.

Сильные объективы (с увеличением, например, 100×) имеют числовую апертуру больше 1 при использовании иммерсии, масла с высоким показателем преломления, раствора глицерина (для УФ-области) или просто воды. Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионной жидкости.

Читайте также:  Дисбактериоз у грудничка: как выявить и не перепутать с другой болезнью.

Её показатель преломления обязательно должен соответствовать конкретному объективу.

Иногда следует обратить внимание на устройство предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который ярче и греется меньше. Микроскопы тоже имеют индивидуальные особенности. Каждая дополнительная опция — это добавка в цене, поэтому выбор модели и комплектации остаётся за потребителем.

Сегодня нередко покупают недорогие микроскопы для детей, монокуляры с небольшим набором объективов и скромными параметрами. Они могут послужить хорошей отправной точкой не только для исследования микромира, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже стоит купить более серьёзное устройство.

Совет

Можно купить далеко не дешёвые наборы готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение личного участия в исследовании, да и наскучат они рано или поздно. Поэтому следует позаботиться и об объектах для наблюдения, и о доступных средствах для подготовки препаратов.

Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект достаточно тонок. Даже кожура ягоды или фрукта слишком толста, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях их делают обычными бритвенными лезвиями.

Чтобы не смять кожуру, её помещают между кусочками пробки или заливают парафином.

При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, а в идеале следует работать с моноклеточным слоем ткани — несколько слоёв клеток создают нечёткое сумбурное изображение.

Исследуемый препарат помещают на предметное стекло и в случае необходимости закрывают покровным. Купить стёкла можно в магазине медицинской техники. Если препарат плохо прилегает к стеклу, его фиксируют, слегка смачивая водой, иммерсионным маслом или глицерином.

Не всякий препарат сразу открывает свою структуру, иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядра, цитоплазму, органеллы. Неплохими красителями служат йод и «зелёнка».

Йод достаточно универсальный краситель, им можно окрашивать широкий спектр биологических препаратов.

При выезде на природу следует запастись баночками для набора воды из ближайшего водоёма и маленькими пакетиками для листьев, высохших остатков насекомых и т.п.

Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного — например, кожуры репчатого лука. Тонкая сама по себе, подкрашенная йодом, она обнаруживает в своём строении чётко различимые клеточные ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, и стоит провести первым. Луковую кожуру нужно залить йодом на 10—15 минут, после чего промыть под струёй воды.

Обратите внимание

Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля. Срез необходимо сделать как можно более тонким. Буквально 5—10 минут его пребывания в йоде проявят пласты крахмала, который окрасится в синий цвет.

На балконах часто скапливается большое количество трупиков летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что на крыльях насекомых есть волоски, которые защищают их от намокания. Большое поверхностное натяжение воды не позволяет капле «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.

Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На снимках отчётливо видно, что это не пыль, а чешуйки с крыльев. Они имеют разную форму и довольно легко отрываются.

Кроме того, с помощью микроскопа можно изучить строение конечностей насекомых и пауков, рассмотреть, например, хитиновые плёнки на спине таракана. И при должном увеличении убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.

Не менее интересный объект для наблюдения — кожура ягод и фруктов. Однако либо её клеточное строение может быть неразличимым, либо её толщина не позволит добиться чёткого изображения.

Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем получится хороший препарат: перебрать разные сорта винограда, чтобы найти тот, у которого красящие вещества кожуры имели бы интересную форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, добиваясь моноклеточного слоя. В любом случае вознаграждение за проделанную работу будет достойным.

Ещё более доступны для исследования трава, водоросли, листья. Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить из них хороший препарат бывает непросто. Самое интересное в зелени — это, пожалуй, хлоропласты. Поэтому срез должен быть исключительно тонким.

Приемлемой толщиной нередко обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах. Там же можно найти плавучие водоросли и микроскопических водных обитателей — мальков улитки, дафний, амёб, циклопов и туфелек. Маленький детёныш улитки, оптически прозрачный, позволяет разглядеть у себя биение сердца.

Сам себе исследователь

Важно

После изучения простых и доступных препаратов захочется усложнить технику наблюдения и расширить класс исследуемых объектов.

Для этого понадобится и специальная литература, и специализированные средства, свои для каждого типа объектов, но всё-таки обладающие некоторой универсальностью.

Например, метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий начинают различаться по цвету, можно применить и для других, не бактериальных, клеток. Близок к нему и метод окраски мазков крови по Романовскому.

В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из его компонентов — азура и эозина. Их можно купить в специализированных магазинах либо заказать в интернете. Если раздобыть краситель не удастся, можно попросить у лаборанта, делающего вам анализ крови в поликлинике, стёклышко с окрашенным её мазком.

Продолжая тему исследования крови, следует упомянуть камеру Горяева — устройство для подсчёта количества клеток крови и оценки их размеров. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.

В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить деньги. Это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали.

Находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его далеко в космос, приобретая телескоп. Микроскопия может стать интересным хобби, а для кого-то даже и искусством, средством самовыражения.

Глядя в окуляр микроскопа, проникают глубоко внутрь той природы, часть которой мы сами.

Микроскоп «Аналит» — 1987, № 1.

Ошанин С. Л. С микроскопом у пруда. — 1988, № 8.

Ошанин С. Л. Невидимая миру жизнь. — 1989, № 6.

Апертура — действующее отверстие оптической системы, определяемое размерами зеркал, линз, диафрагм и других деталей. Угол α между крайними лучами конического светового пучка называется угловой апертурой.

Совет

Числовая апертура А = n sin(α/2), где n — показатель преломления среды, в которой находится объект наблюдения. Разрешающая способность прибора пропорциональна А, освещённость изображения А 2 .

Чтобы увеличить апертуру, применяют иммерсию.

Иммерсия — прозрачная жидкость с показателем преломления n > 1. В неё погружают препарат и объектив микроскопа, увеличивая его апертуру и тем самым повышая разрешающую способность.

Планахроматический объектив — объектив с исправленной хроматической аберрацией, который создаёт плоское изображение по всему полю. Обычные ахроматы и апохроматы (аберрации исправлены для двух и для трёх цветов соответственно) дают криволинейное поле, которое исправить невозможно.

Фазовый контраст — метод микроскопических исследований, основанный на изменении фазы световой волны, прошедшей сквозь прозрачный препарат. Фаза колебания не видна простым глазом, поэтому специальная оптика — конденсор и объектив — превращает разность фаз в негативное или позитивное изображение.

Моноциты — одна из форм белых клеток крови.

Хлоропласты — зелёные органеллы растительных клеток, отвечающие за фотосинтез.

Эозинофилы — клетки крови, играющие защитную роль при аллергических реакциях.

Все материалы сайта принадлежат редакции

журнала «Наука и жизнь»

Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Опыты с микроскопом

Перед юными исследователями и их родителями с момента приобретения увеличительного прибора стоит непростая задача – правильно им воспользоваться, так, чтобы он оправдал связанные с ним ожидания.

Зачастую, не имея достаточного мастерства и информационного багажа, нет время для наработки навыков, чтения литературы, глубокого вникания в вопрос практической биологии.

Многим хочется просто подключить в розетку аппарат и устроиться поудобнее в кресле, в предвкушении ленивого рассматривания картинок о микромире, по образу и подобию диафильма или телепередачи.

Обратите внимание

При таких условиях опыты с микроскопом ограничиваются неудачными попытками «хоть что-то» увидеть. Безусловно, за этим следует разочарование. Однако, мало кто задумывается о том, что причина не в технике, а в недостатке знаний и нежелании в этом разбираться.

Опыты с микроскопом позволяют начинающему биологу (взрослому или ребенку) в короткий срок овладеть базовыми принципами микроскопии, научиться самостоятельно подбирать оптимальное увеличение, задействовать тот или иной метод исследования, плавно и без рывков фокусироваться на образцах, грамотно их подсветить и т.д. Ведь одно дело – прочитать в книжке или в интернете, и совсем другое – попробовать самому.

Простейший опыт с микроскопом, рекомендуемый на начальном этапе – это просмотр микропрепаратов, пропускающих свет (прозрачных) в проходящем освещении. Для этого с помощью микротома делается тонкий продольный или поперечный срез растения.

Он размещается между предметным и покровным стеклами, центрируется на столике — то есть располагается точно под объективом (в первую очередь надо использовать 4х, а затем, путем поворота револьверного устройства – более мощные, такие как 10х и 40х).

Включается подсветка снизу, благодаря чему световые лучи проходят сквозь клетки и можно наблюдать их структуру.

Обратите внимание

Аналогичный по простоте опыт с микроскопом, но уже в качестве исследуемого материала берется непрозрачная вещь – например, металлическая монетка.

Стеклышки не используются, она просто кладется под оптику, далее надо включить верхний осветитель (чаще всего применяется встроенный светодиод). Если его нет – то подойдет фонарик или настольная лампа.

Отражаясь от монеты, фотоны пролетают сквозь оптическую систему и, выходя через окулярную трубку с окуляром, формируют картину увеличенного предмета.

В дальнейшем, когда основные правила работы уже освоены, можно перейти к более сложным опытам с микроскопом. Например, изучение жизни в капле воды. Перед взором предстанет микроскопический мир, со своими законами и бурлящей жизнедеятельностью. Можно понаблюдать за питанием, передвижением и размножением одноклеточных, например, инфузории или эвглены, амеб и других микроорганизмов.

Важно

Многие детские и учебные микроскопы комплектуются производителями наборами для опытов. Они содержат подробное описание экспериментов, а также вес необходимые для этого «ингредиенты» и приспособления (например, пинцет, иглу, чашку Петри и т.д.).

Один из самых популярных — Levenhuk K50 .

Занимательные опыты описаны во входящем в комплект руководстве на 60 страницах! Например, школьников обязательно увлечёт разведение артемии – мелких рачков, которые вылупляются из яиц в специальном контейнере-садке.

Для качественного обучающего процесса рекомендуем следующие микроскопы:

На страже здоровья людей и природы, или Как ученые исследуют бактерии?

Первоначально разглядывание маленьких живых существ в микроскоп было своего рода забавой для пытливых умов. Прошло немало времени, прежде чем исследование бактерий было поставлено на научную основу. Благодаря этому ученые смогли связать наличие живых микроорганизмов с возникновением болезней и эпидемий.

Источник: http://elfterra.ru/detyam/opyityi-s-mikroskopom-v-domashnih-usloviyah/

Ссылка на основную публикацию