Медицинские группы здоровья у детей по физкультуре – что означают, таблица, рекомендации

Медицинские группы здоровья у детей по физкультуре – что означают, таблица, рекомендации

Физкультура — обязательный предмет в школьной программе. У родителей сомнений в необходимости данного предмета, как правило, не возникает. Ведь детям, целый день находящимся за партой, совсем не помешает немного подвигаться.

Физкультура — это комплекс физических упражнений, способствующий здоровому развитию ребенка. Спортивные занятия для большинства детей полезны, однако некоторым школьникам (по состоянию здоровья) запрещены интенсивные физические нагрузки.

Обратите внимание

Именно поэтому, все дети, которые готовятся пойти в школу, в обязательном порядке проходят полное медицинское обследование.

На основании результатов этого обследования в медкарте будущего ученика появляется запись о принадлежности его к определенной медгруппе для занятий физкультурой.

Классификация медицинских групп здоровья у детей по физкультуре — таблица

Основная группа подразумевает занятия по обычной программе. Учащиеся сдают нормы и тесты индивидуальной физподготовки, могут заниматься в секциях, принимать участие в соревнованиях.

— уч-ся, состоящие в группе риска по заболеваемости;

— дети, имеющие хронические заболевания, но эти заболевания находятся в стадии длительной ремиссии.

Дополнительная группа предполагает строгое дозирование любых физических нагрузок, а также полное исключение некоторых движений. Например, резких наклонов, прыжков.

Школьники, занимающиеся по программе дополнительной группы, не могут принимать участие в спортивных соревнованиях, сдавать нормы и тесты по физподготовке.

Им также рекомендуются дополнительные занятия по индивидуальным программам на дому под родительским контролем.

— дети с врожденными пороками;

— с хроническими заболеваниями в анамнезе;

— с явными нарушениями физического развития.

Школьники, в медкартах которых проставлена эта группа, могут заниматься физкультурой только по специальным оздоровительным программам. Программы разрабатываются индивидуально.

Как правило, такие программы запрещают или ограничивают силовые и скоростные упражнения, но разрешают не слишком подвижные игры на воздухе, ежедневные прогулки и занятия адаптивной физкультурой.

В большинстве школ учащиеся с этой группой здоровья занимаются отдельно от класса. Учителя должны проходить специальную подготовку в Центрах ЛФК.

В подгруппе «В» занимаются учащиеся:

— с хроническими заболеваниями в острой фазе;

— с врожденными пороками на стадии обострения.

Важно

Дети, относящиеся к этой группе, занимаются только лечебной физкультурой под контролем врача ЛФК. Комплексы упражнений подбирает врач.

Чтобы ребенка перевести в группу «В» нужно пройти комиссию КЭК и получить соответствующую справку. Этот документ выдается на определенный комиссией срок.

Справка является освобождением от физ-ры в школе.

Как определить, какая группа здоровья по физкультуре у ребенка?

  • Наличие функциональных нарушений.
  • Хронические заболевания. Стадия развития болезни на настоящий момент.
  • Состояние основных систем детского организма.
  • Слаженность работы иммунной системы.
  • Гармоничное развитие ребенка в соответствии с его возрастом.

Группа здоровья определяется в медучреждении.

  1. Для определения комплексной оценки ребенок должен пройти обследование у всех «узких» специалистов. Некоторым детям дополнительно назначается консультация аллерголога. Например, если у ребенка в анамнезе есть диагноз «Дерматит».
  2. Затем, нужно пройти исследования и сдать все анализы, назначенные ребенку специалистами.

    Только после этого, можно обращаться к своему участковому врачу. Как правило, будущие ученики диспансеризацию проходят в детском саду, там же им и определяется соответствующая группа. Учащимся старшего возраста группа определяется на основании результатов диспансеризации, которую они должны проходить ежегодно.

Если в ходе диспансеризации ни один из «узких» специалистов не отметил отклонений в развитии ребенка, то в справке должна быть проставлена основная группа.

Основная группа здоровья по физкультуре — допуски и запреты

Уч-ся, относящиеся к основной группе, здоровы и не имеют никаких отклонений в физическом развитии. Они занимаются по обычной школьной программе, могут посещать любые секции, сдавать нормы, принимать участие в спортивных соревнованиях.

Дополнительная группа здоровья по физкультуре в школе

Данная группа позволяет заниматься физкультурой в школе вместе со всем классом. Однако интенсивность упражнений в этой группе отличается. Учитель подбирает специальные комплексы спортивных упражнений в соответствии с рекомендациями врача. Все ограничения указываются в медкарте уч-ся.

Например, одному ребенку нельзя посещать бассейн, другому – запрещено кувыркаться и резко наклоняться, третьему – не рекомендуется прыгать или бегать на длительные дистанции. В справке указывается срок ее действия. После чего, ребенок переводится в основную группу. Для участия в соревнованиях, для сдачи норм ГТО – требуется разрешения врача.

Рекомендации для спецгруппы «А» по физкультуре:

  1. Уроки физкультуры для учащихся из группы «А» проводятся отдельно от всего класса.
  2. Занятия с ними проходят по специально разработанным индивидуальным программам.

    Однако им предоставляется возможность вместе с классом посещать теоретические занятия по физической культуре, делать доклады и писать рефераты.

  3. Спецгруппы предполагают занятия с подготовленными учителями физ-ры, прошедшими обучение в центрах ЛФК.
  4. Комплекс упражнений для детей разрабатывается строго в соответствии с медицинскими рекомендациями.

  5. Все упражнения делаются на специальных ковриках.
  6. Учащиеся не могут принимать участие в спортивных мероприятиях, но их присутствие в качестве болельщиков поощряется.
  7. Им нельзя заниматься в спортивных секциях.

Особенности занятий детей в спецгруппе «В» по физкультуре:

  1. Ученики, у которых в справке указана группа «В», полностью освобождаются от уроков физкультуры в школе, они занимаются только в медучреждениях.
  2. Занятия проходят по индивидуальным программам и под строгим контролем врача ЛФК.

  3. Таким ученикам разрешается посещать лишь теоретические занятия по этому предмету, проходящие в стенах школы.
  4. Врач ЛФК разрабатывает необходимый им комплекс упражнений. Эти упражнения можно выполнять и дома.
  5. Врач ЛФК консультирует родителей и выдает им нужные рекомендации.

Многих родителей волнует вопрос: «Как будут ставиться оценки по физкультуре детям, которые вынуждены заниматься в дополнительной или специальной группе?» С учащимися из основной группы вопросов не возникает. Ведь они получают отметки на основании результатов сдачи нормативов.

Многие родители даже не предполагают, что на сегодняшний день существуют учебники по физической культуре. Раньше таких учебников не издавали. Чаще всего, выставляя оценки, учителя просят детей из дополнительной и специальной группы написать реферат, сделать доклад, провести презентацию, посвященную ЗОЖ. Кроме того, физрук, оценивая ученика, ориентируется на его посещаемость теоретических занятий. Ученик совсем без отметки по этому предмету остаться не может.

А нам остается пожелать вашим деткам здоровья и отличных спортивных результатов.

Источник: http://bez-tebya.ru/moj-rebenok/medicinskie-gruppy-zdorovya-u-detej-po-fizkulture-chto-oznachayut-tablica-rekomendacii

Группы здоровья детей по физкультуре в школе

Автор: Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

Группы здоровья ребенка

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

  • хронические заболевания (есть они или нет);
  • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
  • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
  • физическое развитие.

Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

Первая

Ребенок здоров.

Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

Вторая

Это дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);

  • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;

  • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);

  • часто болеющие ОРЗ;

  • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

Третья

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;

  • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

Четвертая

Это дети:

  • страдающие хроническими заболеваниями.  Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;

  • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда  ограничена.

Пятая

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.

  • инвалиды.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают установленные нормативы, им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии с медицинской справкой, в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

Совет

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он сдает нормативы и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Ну вот вроде бы и все, друзья. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях. Вместе обязательно разберемся.

Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Источник: http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/gruppyi-zdorovya-po-fizkulture-v-shkole/

​Группы здоровья для детей и подростков: краткая таблица

Некоторые родители волнуются, когда узнают, что их ребенок относится к определенной группе здоровья. На самом же деле, абсолютно каждый ребенок по медицинским заключениям имеет одну из пяти возможных групп здоровья. Что это значит?

С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.

Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.

Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее. Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры.

Обратите внимание

Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие).

Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются.

Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

  • хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
  • гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
  • частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям

Группы

Хроническая патология

Функциональное состояние основных органов и систем

Резистентность и реактивность
Физическое и нервно-психическое развитие

Группа 1без отклонений отсутствует без отклонений заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания нормальное, соответствует возрасту
Группа 2.С функциональными отклонениями (группа риска) отсутствует наличие функциональных отклонений Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.) Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития
Группа 3Состояние компенсации Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 4Состояние субкомпенсации Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 5Состояние декомпенсации Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка Выраженные изменения функций пораженных органов и систем Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.

Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:

  • А – дети, имеющие фактор наследственности;
  • Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.

В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.

К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.

В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.

Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.

Новые и интересные статьи по теме

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/gruppy-zdorovja-dlja-detej-i-podrostkov-kratkaja-tablica

Физкультурные группы здоровья: определение и критерии для деления :

В любой школе есть предмет, который нравится практически всем учащимся, – это уроки физкультуры. В зависимости от физиологического, а также физического состояния детей распределяют по физкультурным группам здоровья, которых всего три: основная, подготовительная и специальная.

Формирование

Детский доктор учреждения образования формирует группы для занятия физкультурой на основании заключений и рекомендаций врачей-специалистов, которые принимают участие в медицинском профилактическом осмотре детей. При этом берется во внимание:

  • наличие заболевания;
  • его стадия;
  • выраженность болезни;
  • риск развития осложнений.

При необходимости ребенка направляют на дополнительные виды обследований или на консультацию к докторам врачебно-физкультурного диспансера. Дети, которые не прошли медицинский профилактический осмотр, не допускаются к занятиям физической культурой.

Группы здоровья взрослого населения

Граждане, достигшие 21 года, подлежат обязательной диспансеризации, которая проводится с целью раннего выявления и предупреждения некоторых опасных болезней, определения уровня физической активности, а также собирается информация о наличии вредных привычек у индивида.

После прохождения соответствующих видов обследований, которые зависят от возрастной категории, определяют группу здоровья. Четких критериев распределения по физкультурным группам здоровья у взрослых не определено. Индивидам, отнесенным ко второй группе здоровья, рекомендуются регулярные занятия лечебной физкультурой.

Далее, принимается решение о направлении пациента к врачам-специалистам – это уже второй этап диспансеризации.

Критерии для деления на группы здоровья

После прохождения медицинского осмотра всем детям, в зависимости от их состояния, присваивается группа здоровья. Основанием для включения в ту или иную группу являются данные, полученные по результатам обследований и заключений врачей-специалистов. Основными критериями являются:

  • генетические факторы (анализируется и обобщается информация, полученная от законных представителей ребенка и его близких родственников);
  • антропометрия и физическое развитие;
  • сопротивляемость организма.

По мере взросления ребенка группа здоровья может изменяться, их различают пять:

  • первая – это здоровые индивиды;
  • вторая – практически здоровые, т.е. дети с небольшими функциональными отклонениями;
  • третья – в стадии компенсации. Наблюдаются выраженные нарушения, которые проявляются при обострении основной патологии;
  • четвертая – субкомпенсация. В этом случае имеется сбой функций органов, которые поражены заболеванием;
  • пятая – декомпенсация. К этой категории можно отнести детей со статусом «инвалид».

В зависимости от уровня здоровья, физического развития и подготовленности, а также функциональных возможностей определяют группу по физкультуре.

Группы здоровья для занятий физической культурой

В амбулаторной карте ребенка обязательно ставится отметка, к какой физкультурной группе здоровья он отнесен:

  • Основная. К ней принадлежат практически здоровые дети, физическое, а также психологическое состояние которых соответствует их возрасту. Им рекомендованы занятия на уроках физкультуры в рамках школьных нормативов, а кроме того, разрешается участие в спортивных соревнованиях.
  • Подготовительная. К ней приписывают детей, обладающих незначительными отклонениями в физическом развитии, которые стали следствием болезней или имеющихся хронических патологий с довольно частыми обострениями. Ребятишки занимаются физической культурой совместно с основной группой, но с меньшими нормативами и без интенсивных нагрузок.
  • Специальная. К ней отнесены дети, которым нужны занятия лечебной физкультурой по индивидуальным программам. Она подразделяется подгруппу А, или оздоровительную, и Б, или реабилитационную. В первую относят детей с выраженными аномалиями в состоянии здоровья и находящихся в стадии компенсации, а во вторую – в стадии субкомпенсации, т. е. при ухудшении самочувствия вследствие нарастания клинических признаков болезни.

Факторы, которые учитываются при определении физкультурной группы

Определение функциональных возможностей организма индивида имеет значение при определении физкультурной группы здоровья школьников, а особенно сердечно-сосудистой системы. Для этого применяют пробы с физической дозированной нагрузкой. Во время ее проведения фиксируется:

  • артериальное давление;
  • пульс;
  • цвет кожи лица;
  • дыхание;
  • потоотделение;
  • изменение самочувствия и другие признаки утомления.

Сопоставляя все факторы, оценивают реакцию организма и уровень физической подготовки. Полученные результаты обрабатываются и анализируются вместе с результатами обследований и заключением специалистов. Далее детский доктор определяет физкультурную группу здоровья у детей.

Основная группа по физкультуре

К ней относят детей с первой и частично со второй группой здоровья. Это ребятишки, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и обладающие согласно возрастной категории соответствующей физической подготовкой. А также дети, имеющие функциональные, т. е.

несущественные отклонения состояния здоровья (астенические проявления в легкой степени, избыточная масса тела, аллергические реакции и др.) и не отстающие от своих сверстников.

Важно

Несовершеннолетние, приписанные к основной физкультурной группе здоровья, выполняют в полном объеме все учебные программы по физкультуре, они могут заниматься в спортивных секциях, принимать участие в турнирах, праздниках, спартакиадах и соревнованиях.

Тем не менее не следует забывать и о некоторых противопоказаниях к занятиям спортом. К примеру, при близорукости не рекомендуются прыжки с трамплина на лыжах, тяжелая атлетика и некоторые другие виды спорта.

Подготовительная группа по физкультуре

К этой физкультурной группе здоровья относят детишек, отстающих от своих сверстников в физическом развитии и имеющих несущественные отклонения в состоянии здоровья.

К примеру, после перенесенных острых заболеваний, а также при их переходе в хроническое течение. Занятия в этой группе помогут поднять физическую подготовку до необходимого уровня.

Несовершеннолетние занимаются вместе с детьми основной группы, однако при этом им категорически противопоказаны чрезмерные нагрузки.

3 физкультурная группа здоровья

К этой группе причислены дети, которым по состоянию здоровья требуется занятие физкультурой по специальной программе.

К ней относят детишек, у которых имеются выраженные отклонения в состоянии здоровья, носящие обратимый (первая подгруппа, или она еще обозначается буквой А) и необратимый характер (вторая подгруппа – В). Рассмотрим более подробно каждую из них:

  • Первая (А). Несовершеннолетние, отнесенные к этой подгруппе, имеют временные или постоянные отклонения в состоянии здоровья. Им требуется ограничение интенсивности и объема физической нагрузки. Детям рекомендовано выполнение упражнений по специальным индивидуальным программам, которые разработаны совместно с медицинскими работниками. Регулярные физические занятия вместе с лечебно-профилактическими мероприятиями могут существенно улучшить состояние ребенка, и его могут перевести в подготовительную группу. Однако это возможно только после медицинского заключения, выданного после врачебного обследования.
  • Вторая (В). В этой подгруппе занимаются дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья. Некоторым из них требуются значительные ограничения интенсивности и объема физических нагрузок, а также выполнение индивидуальных и специальных лечебных упражнений под контролем медицинского работника. Их выполнение возможно в учреждении здравоохранении или дошкольном (школьном) образовательном заведении. При достижении определенных результатов некоторых деток могут перевести в подгруппу А.

Освобождение от физкультуры

В некоторых случаях ребенок не в состоянии посещать уроки физкультуры по состоянию здоровья. Основанием для этого является официальный документ, полученный в поликлинике по месту жительства ребенка. Справка медицинского работника об освобождении от физкультуры выдается:

  • Единолично лечащим доктором. На срок от двух до четырех недель после перенесенных нетяжелых заболеваний, таких как острые респираторные вирусные инфекции, ангины, пневмонии и другие.
  • По решению врачебной комиссии медицинской организации. На период более месяца после тяжелых патологий (заболевания печени, желудка, туберкулез и др.), оперативных вмешательств или травм (ушибы мозга, переломы). Освобождение от физкультуры может быть выдано и сроком на весь учебный год по медицинским показаниям. На специальную комиссию в поликлинику представляется выписной эпикриз из стационара и заключение медицинского работника, вписанное в амбулаторную карту ребенка с соответствующими рекомендациями. На основании представленных документов врачебная комиссия принимает решение, результаты которого доводятся до законного представителя ребенка. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.

Правильно подобранный комплекс упражнений и регулярные занятия, независимо от того, к какой физкультурной группе здоровья отнесен ваш ребенок, помогут держать все мышцы тела в тонусе и правильно развиваться.

Источник: https://www.syl.ru/article/371121/fizkulturnyie-gruppyi-zdorovya-opredelenie-i-kriterii-dlya-deleniya

6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

В
Российской Федерации существует система
раннего выявления нуждающихся в терапии
детей и дальнейшей организации их
жизнедеятельности. В частности, ежегодные
медицинские осмотры обучающихся
позволяют разбить их на медицинские
группы в соответствии с четырьмя
критериями:

• наличие
или отсутствие хронических заболеваний;

• характер
функционирования основных функциональных
систем организма;

• степень
сопротивляемости неблагоприятным
воздействиям;

• уровень
физического развития и степень его
гармоничности.

Группы
здоровья.

В соответствии с указанными критериями
выделяют следующие группы здоровья:

1‑я
группа – здоровые, нормально развивающиеся,
без функциональных отклонений.

Сюда относятся школьники без хронических
заболеваний, не болевшие или редко
болевшие за период наблюдения и имеющие
нормальное, соответствующее возрасту
физическое и нервно‑психическое
развитие.

К этой группе относятся 20 –
25% школьников, и такое наполнение первой
группы не изменилось за последние 50
лет. Но сейчас характеристика здоровья
этих детей не совсем объективна, так
как к первой группе чаще всего относят
тех, кому просто не поставили диагноз,
хотя у них несомненно снижены адаптационные
возможности, т.е.

они находятся в «третьем
состоянии».

2‑я
группа – здоровые, при наличии
функциональных или небольших
морфологических отклонений.


Это не страдающие хроническими
заболеваниями, но имеющие некоторые
функциональные и морфологические
отклонения, а также часто (четыре и более
раз в году) или длительно (более 25 дней
по одному заболеванию) болеющие школьники.

Эта группа имеет довольно расплывчатые
критерии, поэтому отнесение к ней
конкретного школьника часто является
компетенцией (или некомпетенцией) врача.

3‑я
группа – больные в компенсированном
состоянии:

имеющие хронические заболевания или
врожденную патологию в состоянии
компенсации с редкими и нетяжело
протекающими обострениями хронического
заболевания без выраженного нарушения
общего состояния и самочувствия.

4‑я
группа – больные в субкомпенсированном
состоянии:

имеющие хронические заболевания или
врожденную патологию в состоянии
субкомпенсации с нарушениями общего
состояния и самочувствия после обострения,
с затяжным характером реконвалесценции
после острых заболеваний.

5‑я
группа – больные в декомпенсированном
состоянии:

с тяжелыми хроническими заболеваниями
в состоянии декомпенсации и со значительно
сниженными функциональными возможностями;
как правило, они не посещают образовательные
учреждения общего профиля, а обучаются
либо в специализированных школах, либо
на дому и наблюдаются по индивидуальным
схемам.

Комплексную
оценку состояния здоровья и распределение
по группам здоровья дает врач‑педиатр.

Дети
и подростки, отнесенные к разным группам,
требуют дифференцированного подхода
в организации занятий физкультурой или
лечебной физкультурой.

Так, для детей
первой группы здоровья учебная, трудовая
и спортивная деятельность организуется
без каких‑либо ограничений в
соответствии с государственными
программами по физическому воспитанию
для соответствующей возрастной категории.

Дети второй группы здоровья как группа
риска нуждаются в повышенном внимании
со стороны врачей. С ними необходимо
проводить специальные мероприятия по
закаливанию, занятия лечебной физкультурой,
диетотерапию; для них требуется
организовать рациональный режим
жизнедеятельности в соответствии с
состоянием их здоровья.

Совет

Дети с третьей,
четвертой и пятой группами здоровья
должны находиться под постоянным
наблюдением врачей, их двигательный
режим ограничен определенными
противопоказаниями (но должен быть
обязательной частью образа жизни), и
для них удлиняется продолжительность
отдыха и сна.

После
распределения по группам здоровья
детей, признанных годными к обучению в
общеобразовательной школе, разбивают
по медицинским группам, принадлежность
к каждой из которых определяет и тот
режим занятий физической культурой,
который наиболее соответствует их
состоянию здоровья. Правильное
распределение детей по медицинским
группам для занятий физкультурой
является важной частью работы
врача‑педиатра и учителя физкультуры.

Распределение
школьников по
медицинским группам

производит врач‑педиатр на основании
«Положения о врачебном контроле за
физическим воспитанием населения СССР.
Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

На
основе данных о состоянии здоровья,
физического развития и физической
подготовленности детей все учащиеся,
занимающиеся по государственным
программам, делятся на четыре группы:
основная, подготовительная, специальная
и группа лечебной физической культуры.

К
основной медицинской группе

относят школьников без отклонений в
состоянии здоровья, а также имеющих
незначительные отклонения при достаточном
физическом развитии.

К
подготовительной группе

относят детей без отклонений в состоянии
здоровья при недостаточном физическом
развитии, а также с незначительными
отклонениями в здоровье. К группе с
отклонениями в состоянии здоровья
относят учащихся с хроническими
заболеваниями.

Наибольшую наполняемость
этой группы составляют школьники с
очаговой инфекцией ротовой полости,
носоглотки, придаточных пазух носа и
др. Особенно распространены хронический
тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов
(почти 90%) и др.

Известно, что хронические
очаги воспаления в носоглотке и полости
рта изменяют общую реактивность
организма, снижают его защитные функции
и естественную сопротивляемость
инфекциям.

Такие дети часто болеют в
период подъема острых респираторных
вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них
нередки обострения хронического
тонзиллита, отита, гайморита. Очаг
инфекции в носоглотке может провоцировать
бронхит, воспаление легких, переход их
в хроническую форму.

К
специальной медицинской группе

относят школьников с отклонениями в
состоянии здоровья постоянного или
временного характера, требующими
ограниченных физических нагрузок или
определенных противопоказаний в
применяемых средствах физической
культуры.

В специальную медицинскую
группу включают также школьников,
страдающих другими заболеваниями, из‑за
которых в
данное время

необходимо значительно ограничить
физическую нагрузку (после перенесенного
туберкулеза, при значительном отставании
в физическом развитии и в физической
подготовке, при острых желудочно‑кишечных
заболеваниях с явлениями истощения,
через пять – шесть месяцев после
гепатохолецистита, а также вирусного
гепатита).

Обратите внимание

К
контингенту специальной медицинской
группы относят и школьников, для которых
физическая нагрузка не представляет
опасности, но они не могут заниматься
по общей программе из‑за дефектов
опорно‑двигательного аппарата:
анкилозов, контрактур, резкой атрофии
мышц, после травматических повреждений,
хронического инфекционного полиартрита,
сопровождающегося ограничением
подвижности суставов, имеющих остаточные
явления полиомиелита, а также выраженную
деформацию позвоночника I – II степени.

Для
школьников подготовительной и специальной
медицинских групп предусматривается
ограничение объема физической нагрузки,
степень которой зависит от состояния
здоровья данного школьника, его
заболевания и других критериев состояния
организма.

Так, специальные медицинские
группы комплектуются из обучающихся,
для которых физическая нагрузка,
получаемая на уроках физкультуры,
противопоказана или требует значительного
ограничения.

Поэтому физическое
воспитание школьников специальной
медицинской группы проводится по особо
разработанной программе, соответствующей
особенностям занимающегося в данной
медицинской группе контингента.

К
группе лечебной физкультуры

относят детей (чаще всего относящихся
к четвертой и пятой группам здоровья),
которые имеют те или иные выраженные
нарушения здоровья и освобождаются от
занятий физкультурой в школе. Такие
группы должны работать непосредственно
при лечебных учреждениях под контролем
соответствующего специалиста.

Таким
образом, ни
один ребенок, посещающий общеобразовательное
учреждение, не должен быть полностью
освобожден от физического воспитания.

В случае, если такое положение имеет
место, ответственность за него должен
нести врач, принявший такое решение.

В
соответствии с указанным выше Приказом
министра здравоохранения СССР № 826 от
09.XI.1966 г., до настоящего времени
распределение школьников по медицинским
группам проводится согласно приводимой
ниже таблице 13.

Таблица
13

Примерные
показания для определения медицинской
группы при некоторых отклонениях в
состоянии здоровья у детей и подростков

Следует
обратить внимание на то, что приведенная
таблица еще раз подтверждает: за редким
исключением, связанным, как правило, с
острыми состояниями, не может быть
детей, полностью освобожденных от
занятий физической культурой! В полной
мере это относится и к тем случаям, когда
ребенок приступает к школьным занятиям

после перенесенного острого заболевания
или состояния (простудно‑инфекционное,
травма и пр.). При этом сроки его
освобождения от занятий физкультурой
в медицинской группе, в которой он
постоянно занимается, рекомендуются
следующие (табл. 14).

Таблица
14

Примерные
сроки возобновления занятий физическими
упражнениями после перенесенного
заболевания

Приведенные
сроки касаются лишь непосредственно
занятий физкультурой в школе, однако в
течение указанных периодов школьник
должен заниматься физическими упражнениями
по схемам лечебной физкультуры
непосредственно под контролем
соответствующего специалиста и лечащего
врача.

Важно

Таким
образом, в соответствии с результатами
медицинских осмотров или (при острых
состояниях и после них) заключения
лечащего врача обучающиеся распределяются
по медицинским группам для физического
воспитания непосредственно в школе.

Физическое
воспитание в медицинских группах.

Занятия физкультурой в медицинских
группах непосредственно в образовательных
учреждениях проводятся по соответствующим
программам.

Основная
группа.

Здесь занятия проводятся по государственной
программе физического воспитания в
полном объеме, предусмотрена сдача
определенных нормативов, разрешаются
занятия в спортивных секциях и участие
в соревнованиях. Итогом успешности
освоения программы является определенная
соответствующими критериями оценка.

Подготовительная
группа.

Занятия проводятся по общей программе
физического воспитания при условии
более постепенного ее прохождения с
отсрочкой сдачи контрольных испытаний
(нормативов) и норм на срок до одного
года.

Непосредственно на занятиях
школьники данной группы нуждаются в
более тщательном контроле со стороны
учителя физической культуры и медицинского
работника образовательного учреждения.
Помимо обязательных уроков физкультуры
для таких школьников рекомендуются
занятия в секции общей физической
подготовки.

Итоговая оценка, в отличие
от школьников основной группы,
преимущественно определяется учителем
физкультуры в соответствии с установленными
для данного этапа обучения индивидуальными
критериями.

Специальная
медицинская группа.

Занятия проводятся по особой программе
или отдельным видам государственной
программы, срок подготовки удлиняется,
а нормативы заменяются выполнением
индивидуальных заданий. Основной формой
и средством работы специальной медицинской
группы являются занятия лечебной
физкультурой.

Перевод
из одной группы в другую производится
при ежегодном медицинском обследовании
школьников. Переход из специальной
медицинской в подготовительную группу
возможен при условии положительной
динамики результатов лечения и успехов
в занятиях физкультурой.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2278853/page:64/

Группы здоровья детей

С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний (в качественном и количественном отношении) двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью  оздоровления молодежи.

Деление на группы по состоянию здоровья обусловлен тем, что достижение оздоровительного эффекта во время занятий физическим воспитанием зависит от степени соответствия занятий, форм и методов занятий индивидуальным особенностям организма, но стоит учитывать, что организм детей (подростков, людей) у которых есть определенные отклонения в состоянии здоровья  нуждается двигательной активности не менее, а зачастую и больше, чем организм здоровых школьников, но это должна быть качественно иная двигательная активность.

Факторы, которые влияют на уровень здоровья ребенка:

  • здоровье родителей;
  • особенности протекания беременности матери и родов;
  • особенности развития малыша;
  • домашний микроклимат в семье;
  • условия физического воспитания ребенка;
  • характер и условия отдыха;
  • санитарно — гигиенические условия быта и учебной деятельности.

Если генетические нарушения и повреждения при рождении ребенка отсутствовали, то именно особенности развития малыша влияют на уровень его здоровья.

Патологические отклонения и их степень зависят от возраста ребенка. Дети  2-4 лет проявляют преимущественно нарушение функционального характера, которые могут быть возвращены к норме.

Хронические заболевания формируются позже (в основном в школьные годы), но довольно часто формируются к 4-7 годам.

( желудочно-кишечного тракта, заболевания носоглотки, нарушение осанки, заболевания кожи и др.).

Учитывая индивидуальные особенности детей и подростков, во время занятий физическим воспитанием общепринятым является деление на группы здоровья по следующим критериям:

  1. степень функционирования основных систем организма;
  2. отсутствие или наличие хронических заболеваний;
  3. степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
  4. степень гармоничности физического развития;
  5. уровень физического развития.

Всего в соответствии с критериями оценки здоровья различают 5 групп здоровья:

  1. здоровые, у которых нет хронических заболеваний, их физическое развитие соответствует возрасту;
  2. без отклонений или с определенными незначительными отклонениями в состоянии здоровья, и  с недостаточным физическим развитием;
  3. больные с хроническими заболеваниями, которые хорошо себя чувствуют и имеют достаточную работоспособность, или дети, у которых есть временные отклонения в состоянии здоровья, что требует ограничить физические нагрузки;
  4. больные с хроническими заболеваниями, которые часто болеют и имеют пониженную работоспособность;
  5. больные с хроническими заболеваниями, которые наблюдаются в специальных лечебницах.

При приеме в школу предполагается, среди прочих документов, и предоставления медицинской справки будущего школьника о состоянии здоровья, в котором указывается медицинская группа, к которой он принадлежит. Обычно в общеобразовательных учебных заведениях обучаются дети, с соответствующим состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности разделяются на 3 медицинские группы здоровья: 1) основную, 2) подготовительную и 3) специальную.

Основная медицинская группа – это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).

Подготовительная медицинская группа – это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).

Специальная медицинская группа –это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).

Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

Занятия с каждой группе имеют свои особенности, как организационные, так и методические (см. табл. 1.1). Соблюдение этих рекомендаций при воспитании детей, у которых отклонения, позволит повысить эффективность занятий и способствовать улучшению физического развития школьников.

Таблица 1.1. Организационные и методические рекомендации по двигательной активности учащихся, принадлежащих к разным группам здоровья

[custom_table] № группы
Организационные рекомендации
Методические рекомендации
1-я
основная
Учебная, спортивная и трудовая деятельность организуется без каких-либо ограничений по общей программе физического воспитания и с выполнением контрольных нормативов.
Рекомендуемые дополнительные занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях.
2-я
подготовительная
Относятся к группе риска и требуют повышенного внимания врачей. Необходимо обеспечение систематического обследования. Проведение закалки, диетотерапии, соблюдение рационального режима дня и двигательного режима. Занятия по общей программе физического воспитания, но с возможной задержкой сдачи соответствующих нормативов. Рекомендуемые занятия в физкультурно-оздоровительных группах общей физической подготовки, прогулки, игры и спортивные развлечения. Участие в соревнованиях — за дополнительным разрешением врача.
3-я
специальная
Систематический врачебный контроль, дополнительные специально организованные занятия физическими упражнениями. Двигательный режим обеспечивается с соблюдением показаний к занятиям. Особое внимание обратить на восстановление после выполнения упражнений, обеспечение оздоровительного воздействия на нарушенные функции. Рекомендовано увеличение объема упражнений на восстановление дыхания, медленный темп выполнения, систематический контроль пульса и состояния. Занятия проходят по отдельной программе для специальных медицинских групп. Участие в спортивных мероприятиях ограничено.
4-я Постоянный врачебный контроль. Обычно обучение в специализированных школах соответствующей нозологии или санаторного типа. Двигательный режим имеет ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и занятиями лечебной физической культурой. Занятия по отдельной программе для специальных учебных заведений соответствующего типа.
5-я Постоянный врачебный контроль. Пребывание в лечебных учреждениях.  Двигательный режим имеет существенные ограничения; специально организованный режим дня с удлиненным отдыхом и лечебными процедурами. Занятия лечебной физической культурой индивидуализированы.
[/custom_table]

двигательная активность лечебная физкультура физические упражнения

Источник: https://pererojdenie.info/aktivnaya-zhizn/gruppy-zdorovya-detej.html

Ссылка на основную публикацию