Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт

Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт

В учебном процессе немаловажное смысл имеют дисциплина и порядок. Школьники, не умеющие себя вести, помешивают учиться одноклассникам, учителю приходится тратить драгоценные минуты на их успокоение, а не объяснение материала. Потому важно ученикам объяснить правила поведения.

Как объяснить школьнику правила поведения?

Первоклассники уже должны быть известны с элементарными правилами поведения: такими, как приветствие взрослых, обращение к старшим, поведение дома и в социальных местах.

В школе количество правил будет постепенно увеличиваться. Чтобы школьнику было легче их выполнять, значительно сказать ему не только, что он обязан делать, но и на что имеет право.

Ведь когда он не будет себя ощущать только обязанным, ему станет легче подчиняться законам этикета.

Когда дитя будет знакомиться с правилами, важно пояснить целесообразность каждого пункта:

  • Уча правила поведения в раздевалке можно акцентировать внимание на то, что соблюдая их, школьник сможет сохранить свои предметы в чистоте и порядке, а также избежать потери или кражи ценных объектов, случайно оставленных.
  • От соблюдения правил поведения на уроке зависит успеваемость: если ученик будет опаздывать, говорить, вертеться, то не сможет включиться в урок и понять тему, а если пропускать без уважительной вина, то количество неизученной информации будет увеличиваться, и ребенок отстанет от программы.
  • Если любой во время перемены будет прыгать и бегать, то другие могут получить опасную травму. Такие же последствия могут быть, если школьник во пора бега споткнется и упадет, поэтому важно соблюдать правила поведения на перемене.
  • Ученик, какой не знает правил поведения в столовой, опасен для окружающих: толкаясь, он может перевернуть на кого-то суп или чай. Если разговаривать с набитым ртом, то можно подавиться, а высказанное неудовольствие от полученной еды будет несимпатично повару.
  • Правила поведения в библиотеке помогают быстрее найти необходимую информацию для домашней работы.
  • Если каждый ученик будет мусорить на школьном дворе, тошнить цветы и ломать деревья, то он превратится в свалку. А кому приятно обучаться в школе, рядом с которой находится свалка?

И еще один момент, о чем вытекает поговорить с учениками: если они заметили какие-либо нарушения школьных правил, то они должны известить об этом учителю.

Как научить школьника соблюдать правила поведения?

Разумеется, детям сложно следовать правилам, ведь они очень подвижны и беспамятны, им невероятно сильно хочется с кем-нибудь поделиться новостью, даже если идет задание. Но одно нарушение повлечет за собой второе, постепенно нарушение войдет в обыкновение. Поэтому важно с самых первых дней в школе приучать детей к распорядку.

Как это можно сделать:

  1. На первом же уроке установить «Правила школьника», где в нескольких предложениях показать, как нужно вести себя на уроке: «Говорить можно после позволения учителя» или «Как только зазвенит звонок, все должны встать возле парт». Правила необходимо напоминать из урока в урок, а чтобы дети быстрее запомнили, их можно распечатать на принтере и повесить на стенд.
  2. При нарушении распорядка задавать открытые вопросы: «Что ты делаешь?». В этом случае школьнику необходимо будет объяснить свои действия, у него будет время осознать неправильность поведения. Если задавать обвинительный тон беседе — «Я ведь сообщала, что так делать нельзя!» — можно добиться противоположного эффекта: дитя на время успокоится, а через 5 минут, так и не осознав свою вину, продолжит нарушать дисциплину.
  3. Обучать собственным примером: если взрослый что-то требует от ребенка, то он сам должен вести себя соответственно. Спрашивая ответственного отношения к учебе, учитель сам должен быть ответственным. В противном случае правила обесценятся, степень ответственности школьников понизится.
  4. Настаивать на соблюдении правил. Если не оказывает воздействие мольба, произнесенная спокойным голосом, нужно побеседовать с учащимся после заданий о недостойности его поведения, о последствиях такого поступка. В этом вопросе значительно добиться от ученика не только хорошего поведения, но и уважительного отношения ко всем правилам.
  5. Мотивировать учеников на достойное поведение. С этой мишенью можно использовать похвалу, знак отличия.

В Австралии, например, учеников к неплохому поведению мотивируют еженедельными грамотами и призами, которые вручают за успехи и достижения перед всеми учениками. Те, кто в крышке четверти набрал больше всех грамот и флажков, может получить значок отличия на конфигурацию или отправиться на чаепитие в кабинете директора.

Соблюдение правил поведения в американской школе

Так же, как и в иных странах, американские школьники могут нарушать правила поведения. Но в этой краю родители, выбрав школу, сначала подписывают документ, что ознакомлены с правилами поведения в школе, мерами воздействия и готовы зачислить ответственность за поведение своих детей.

Они сами разъясняют будущим ученикам правила поведения в школе. С нарушителями дисциплины разбирается не сам преподаватель, а специальный офис – канцелярия, – в котором работает несколько дневальных администраторов. С младшего возраста поощряется «ябедничество»: дети доносят о провинностях одноклассников, и это не считается позорным.

Что запрещается делать в американской школе ученикам:

  • Препираться с учителем и тем более грубить ему, даже если не согласен с выставленной оценкой, тем более за работу, которую якобы оставил дома.
  • Во время учебного процесса можно не внимать и дремать, шепотом разговаривать, но нельзя драться, ругать и мешать обучаться окружающим.
  • Включать сотовый телефон.

За нарушение правил дети могут быть наказаны:

  1. Если бывальщины совершены мелкие проступки, ребенка могут отослать в штрафной класс, где он будет трудиться самостоятельно. Причем выйти он сможет только с позволения дежурного администратора.
  2. Старшеклассников могут отнять обеда.
  3. При совершении грубых нарушения или часто повторяющихся мелких ученика могут на 1-2 недели выключить из школы.
  4. Злостные нарушители переводятся в специальную школу. Дело может даже дойти до полиции.

Подобные меры помогают контролировать поведение детей в школе, но вот за ее пределами они уже не такие послушливые и дисциплинированные.

Воспитание в школах Японии

В Японии дети просто обступлены родительским вниманием: родители берут ребенка с собой на прогулку, всегда разговаривают с ним, обнимаются. Они учат своих отпрысков быть вежливыми и внимательными к опоясывающим, не мешать им своим поведением.

При нарушении правил поведения они не наказывают физиологически, не читают нотаций и не кричат. Свое недовольство они показывают взглядом и интонациями. Когда махонькие японцы понимают, что расстроили своих родителей, им становится стыдно, они каются в сделанном поступке и стараются исправить его.

Уникальным считается обучение школьников в начальной школе, где основным считаются именно манеры, а не получаемые знания. Основное внимание уделяют воспитанию детей, обучению уважительного взаимоотношения ко всему, что окружает, способности сочувствовать и самоконтролю.

Правила поведения в иных странах

В каждой стране есть что-то свое, особенное, даже в том, как обучают детей хорошему поведению:

  • Индусы стремятся воспитать детей добросердечными и терпеливыми, находящимися в гармонии с собой и природой. Взрослые учат своим образцом, никогда не повышая голос в присутствии ребенка. Основное внимание в школе уделяется воспитательному процессу, за оценки никто не ругает. Превалирует доброжелательность и открытость.
  • В Китае к детям весьма строги. С самого детства ребенок учится жить в послушании взрослым, каким перечить нельзя. Родители решают за детей все, и при этом хвалят их весьма редко.
  • Во французскую школу ребенку запретят приносить лекарства и игрушки. Но можно взять с собой книжку и почитать ее даже во время урока, главное, чтобы все обязательные упражнения бывальщины выполнены. За поведение детей отвечают родители. Администрация школы обеспечивает организацию процесса, охрану территории и отсутствие инородных людей.
  • Интересны законы Швеции, утверждающие о неприкосновенности личности и совершенства детей. К детям относятся так же уважительно, как и к взрослым, поэтому в школе педагог никогда не будет восхвалять и ругать учеников при одноклассниках. Успеваемость и поведение он обсудит лично с любым и их родителями. Ведь психологический комфорт каждого ребенка – это важная составляющая учебно-воспитательного процесса школы в Швеции.

Правила поведения в школе – это лишь часть огромного айсберга с названием «Этикет». Если объяснить утилитарную ученику целесообразность каждого правила, то ему будет легче смириться с этой долгом. И в какой бы школе он ни учился, везде ему пригодится умение вести себя.

Поделитесь с товарищами:

Источник: http://rutelo.ru/deti/7-10-let/kak-obyasnit-ucheniku-kak-nado-sebya-vesti-sravnivaem-rossijskij-i-zarubezhnyj-opyt.html

Права и обязанности школьника (правила поведения учащихся в школе)

Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоценное время не на объяснение нового материала, а на попытки успокоить учеников. Поэтому так важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения.

Содержание

Права и обязанности школьника

Как приучить детей соблюдать правила школы (советы учителю)

Некоторые родители считают, что воспитание детей полностью должно лежать на плечах учителей. Однако это неверная точка зрения, так как воспитание в первую очередь начинается дома. Еще будучи дошкольниками и готовясь пойти в первый класс, дети должны быть знакомы по крайней мере с элементарными правилами этикета, например, что нужно здороваться со взрослыми (конкретно в школе – с учителями).

Начиная с первого дня в школе, дети будут ежедневно сталкиваться с определенными требованиями, и, по мере привыкания к учебному процессу, правила поведения учащихся в школе будут лишь ужесточаться. Чтобы школьникам было легче запомнить, как вести себя в школе, и придерживаться правил, им нужно рассказывать не только об их обязанностях, но и об их правах.

Права и обязанности школьника

Права школьника

Когда человеку известны его права, он охотнее выполняет свои обязанности. То же самое касается и детей. Поэтому прежде чем обязывать ребенка соблюдать правила школы, ему следует рассказать, какими правами он обладает.

  1. В первую очередь, все дети имеют право на бесплатное образование. Чтобы донести до детей важность этого права, можно рассказать им об эпохе Средневековья, когда образование было уделом знати. Теперь же у каждого есть возможность получить качественное образование и развить свой потенциал.
  1. Из предыдущего права ученика вытекает следующее: школьники вправе посещать занятия даже в том случае, если они не подготовлены к уроку или явились с опозданием. Учитель может лишь сделать школьнику замечание, но выгонять его с урока запрещено, ведь так учитель отнимает у ребенка право получать знания. Если же такое произошло, ученик может пожаловаться директору школы.
  1. Кроме того, каждый школьник имеет право на дополнительную помощь учителя. Бывает, что новый материал оказался для ученика слишком сложным, или же ученик пропустил несколько уроков по болезни. В таких случаях любой школьник может обратиться к учителю за помощью.
  1. Также ученики имеют право получать оценки исключительно за свои знания и умения. Если учитель нарушает это право, ученик со своими родителями может пожаловаться директору школы.
  1. Школьники могут не ходить на факультативные занятия. Они не входят в обязательную программу министерства образования, а вводятся внутри школы, поэтому учащиеся могут посещать их по своему желанию.
  1. Также школьникам не обязательно сдавать деньги на различные нужды школы, если они учатся в государственном учреждении. Классный руководитель вправе посоветовать родителям сдать деньги, но заставлять их он не может.
  1. Наконец, ученики могут не принимать участие во всякого рода субботниках, так как принудительный труд несовершеннолетних запрещен законом. Поэтому учеников могут попросить поучаствовать в подобных школьных мероприятиях, но не превращать это в вынужденный труд.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6244-pravila-povedenija-v-shkole-kak-nauchit-mladshih-shkolnikov-sobljudat-pravila-povedenija-v-shkole.html

Преподавание русского как иностранного. Мой опыт

Дела бытовые и трагически сорвавшаяся поездка на Балеарские острова никак не давали мне возможности усесться наконец поудобнее и продолжить писать посты. Но капучино и сникерс творят чудеса — спать я уже почти не хочу, а значит, быть рассказу о моей работе преподавателем русского как иностранного в Польше. О том, как и где я этому училась, читайте в другой статье.

Вот уже три месяца я учу поляков русскому, а они в свою очередь учат меня преподавать).

Впрочем, давайте по порядку.

Поиск работы

Признаюсь честно, во второй месяц моего пребывания в Польше (а это был октябрь) я уже делала рассылку резюме. Но тогда отклик был нулевым.

И тому есть две важные причины: из резюме было понятно, что я совсем недавно в Варшаве, и по сути я не могла указать почти никакого опыта работы по специальности.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, что такое зависть и почему с ней нужно бороться?

Вторая причина в том, что учебный сезон в Варшаве в основном начинается с октября, то есть штат преподавателей в языковых школах был уже укомплектован.

Рекомендую: если вы планируете искать себе подобную работу, точно знайте, когда в вашей стране в основном начинается учеба и рассылайте резюме месяца за 2, а контрольную рассылку за месяц.

Обратите внимание

В Варшаве зимний семестр начинается по сути с февраля. В этот раз я рассылала резюме вовремя, и меня пригласили на собеседование.

Кстати, о резюме: понятно, что оно должно быть на языке той страны, в которой вы будете работать, ну и естественно, ошибок в нем быть не должно.

В моем случае поиск и устройство на работу не потребовало от меня чрезмерных усилий. В общей сложности я разослала резюме примерно в 10 школ, дважды сходила на собеседование, один раз удачно.

Но вместе с тем я поняла, что позвали меня на собеседование и дали работу в основном потому, что у меня абсолютно профильное образование, до этого уже был небольшой опыт репетиторства и я уже более-менее неплохо знаю польский язык. Если у вас нет ни опыта, ни образования, то шансы получить такую работу стремятся к нулю.

Подготовка к первому уроку

Это сейчас мне смешно вспоминать, а тогда было не до смеха! Зато сейчас у меня масса выводов.

Для того, чтобы вести занятия в группе, нужен учебник, на который можно опираться. Работодатель ограничился тем, что позволил мне выбрать учебник на свой вкус))) Ага, будто у меня есть вкус)) Как несмышленыш, и будучи сильно ограниченной во времени, я зашла в один из самых больших книжных магазинов в Варшаве.

И что вы думаете? Не нашла толком ничего! Да, словари, да самоучители, но где же учебники? Кое-как составив первые несколько уроков из рекомендованных нам на курсе книг типа «Дорога в Россию» и «Мой русский друг» плюс распечатки из интернета, я поняла, что так долго продолжаться не может! Ведь подготовка к каждому из этих первых уроков занимала у меня 3-4 часа!!

По счастливой случайности загадка под названием «учебник русского для поляков» была-таки разрешена, и подготовка к одному уроку стала занимать 1-1,5 часа, причем большую часть этого времени я трачу на подготовку и поиск различной интересной страноведческой информации и игр.

Вот вам мои выводы, написанные кровью потерянного времени: первое, что нужно сделать — это выбрать учебник, на основе которого вы будете работать. И, как я поняла потом, лучший способ это сделать, это каким-то образом разузнать, на чем работают в ведущих языковых школах данной страны.

Иногда это может быть написано прямо на сайте школы. Продаются такие учебники, как правило, в специализированных магазинах и стоят довольно дорого, но без них никуда.

Важно

Для меня было удивительно, что популярный в польских школах учебник в Варшаве был вообще только в одном магазине, в остальных случаях он был доступен только при заказе через интернет. Но ждать я не могла.

Конечно, у меня еще крайне мало опыта, но все-таки на сегодняшний день я утверждаю, что нужно искать учебник, по которому работают именно в этой конкретной стране именно для этой национальности, и это здорово облегчит работу в будущем. Особенно, если речь идет о преподавании для начального уровня.

Рабочие будни

С некоторым удивлением обнаруживаю, что мне действительно нравится преподавать. И очень приятно видеть результат и в какой-то степени «зеркало» от своих учеников. Мы как будто подпитываемся друг от друга.

Моя изначальная установка на развлекательные и страноведческие фрагменты уроков была правильная. К каждому уроку я стараюсь подготовить какую-то нехитрую игру и рассказать что-нибудь интересное.

Например, о разнице в традициях, праздниках.

Рассказывала, как недорого доехать из Польши в Россию, делала небольшую викторину про деньги и нынешний прыгающий курс, показывала карту метро Москвы и делилась фактами и т.д.

Каждый урок дается все легче, но от переживаний все равно никуда не денешься — такова участь всех новичков.

Совет: если вам предложат разово подменить какого-то преподавателя — сразу соглашайтесь — это уникальный способ сравнить вашу и его группы, а также ненавязчиво порасспрашивать учеников о том, что они обычно делают на занятиях. Мне вот так один раз повезло с такой подменой, и я вынесла из этого урока очень много важных «фишечек» для себя. А что может быть полезней для начинающего преподавателя?

Финансовый вопрос

Тут я могу писать только о Варшаве.

В общем могу сказать лишь, что работая несколько вечеров в неделю можно обеспечить себе некоторый приработок, но для того, чтобы полностью с этого жить, нужно пройти путь чуть подольше).

Основная проблема в том, что языковые школы не имеют столько групп, чтобы дать преподавателю большую загрузку. А это значит, что нужно или подрабатывать репетиторством, или работать сразу в нескольких местах.

Ставка преподавателя языковых курсов в Варшаве колеблется от 25 до 45 злотых на руки чистыми за 45 минут группового занятия. Как правило, во взрослой группе одно занятие длится полтора часа, то есть чистыми на руки за занятие вы получите 50-90 злотых (примерно 12-21 евро). Чаетные репетиторы берут 35-50 злотых за час.

Судя по моему опыту и опыту моих знакомых, везде хотят нанимать официально.

Совет

Надеюсь, мой опыт был вам чем-то полезен. А если у вас есть вопросы, можете задать их в комментариях к этой статье.

Успехов вам!

Rating: 5.0. From 4 votes.

Источник: http://happytravelling.org/prepodavanie-russkogo-kak-inostrannogo-moj-opyt/

Мама для мам: Дети разных народов, или зарубежный опыт воспитания

С появлением малыша, а иногда и раньше, каждая семья начинает задумываться о том, как же его воспитывать: что позволять, а что запрещать, кормить по часам или по требованию, в какие кружки отдать, чтобы максимально развить в нем все заложенные таланты, и наконец, как сделать так, чтобы, когда ребенок вырастет, родителям не было бы «мучительно больно» за потраченные впустую усилия.

В 90-е все воспитывали детей «по Споку». В 2000-х было модно раннее развитие ребенка по японской системе благодаря книжке Масару Ибуки «После трех уже поздно» (http://www.labirint.ru/books/263149/?p=12321). Сейчас большим спросом пользуется книга Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой» (http://www.labirint.ru/books/442488/?p=12321), рассказывающая об опыте парижанок, которые, воспитывая детей, при этом остаются привлекательными женщинами и не уходят из профессии. Англичане говорят: «Сколько стран – столько и обычаев», в России скажут: что ни город, то норов. Так что, немного об особенностях национального воспитания…

ЯПОНИЯ: «МЫ» И «Я» Расхожее мнение о традиционной японской системе воспитания сводится к тому, что сначала ребенок лет до пяти растет без всяких запретов, а затем, лет с шести, родители и школа устанавливают ему жесткие поведенческие рамки, смирившись с которыми, годам к пятнадцати ребенок начинает вести себя как взрослый.

После эти рамки снова ослабевают, и к ребенку родители уже относятся как к взрослому. Известна даже такая формула: до 5 лет – царь, до 15 – раб, после 15 – равный.

Проблема лишь в том, что если эта формула и напоминает отчасти японскую систему воспитания, сами японцы о ней даже не подозревают, поскольку изнутри японское воспитание выглядит несколько иначе.

То, что внешне можно воспринять как «вседозволенность», на самом деле есть отсутствие привычного для нас давления на ребенка. Действительно, японские родители в редких случаях пытаются урезонить расшалившееся чадо с помощью крика или шлепка. Скорее они выберут тактику игнорирования малыша, которая для того будет пострашнее «березовой каши». Дело в том, что для японца исключительно важной является жизнь в каком-то сообществе, а для ребенка первым таким сообществом является семья. С первых дней ребенок становится ее частью, и родители, опекая малыша, подчеркивают, как важно для него быть частью этого «мы». Жизнь в команде, в коллективе играет исключительную роль в японском обществе. Именно развитие традиционного для японцев коллективистского начала стало основой для японского технологического бума: то, до чего не смог додуматься один, додумывали «всем миром». Известно, что японцы дорого покупают чужие идеи, но зато потом «общими усилиями» доводят их до уникальных разработок. Мы знаем мало имен выдающихся деятелей японской науки и культуры, но плодами японской коллективной мысли пользуемся ежедневно.
Мысль о том, как важно быть частью общества, внушается ребенку с детства. И для него угрозы вроде «если ты будешь делать так, с тобой никто не будет дружить», «ты останешься один» являются отнюдь не пустым звуком. Коллективистов воспитывают не только в семье, но и в школе, и даже в детском саду, уделяя большое внимание групповым играм, хоровому пению, совместным походам. Любопытно, что в Японии каждый год у детей меняются педагоги, чтобы ребенок не прикипал душой к кому-то лично, а был в большей степени сосредоточен на общественных проблемах. С другой стороны, если у кого-то не сложились отношения с педагогом, он не будет долго чувствовать себя обиженным: в следующем году придет новый преподаватель, и у ребенка появится шанс начать строить отношения с чистого листа. В японской системе образования не принято подчеркивать индивидуальные способности детей, здесь нет ни рейтингов, ни личных первенств, столь характерных, к примеру, для европейской школы. Для японцев важнее не максимально развить индивидуальные способности ребенка, а научить его ставить общественное выше личного, жертвовать собственными интересами на благо своего сообщества. Такие традиции воспитания уходят корнями в историю народа, когда в сложных природных условиях: в условиях частых землетрясений и цунами невозможно было выжить в одиночку. И все же миф о вседозволенности, предоставленной японским малышам лет до пяти, возник не на пустом месте. Другое дело, что, как нам кажется, отсутствие границ и запретов может привести к избалованности, а Масару Ибуки, создатель корпорации Sony, в своей книге «После трех уже поздно» убедительно доказывает, что ограничение деятельности детей, навязывание ребенку в этом возрасте каких-то стандартов наносит непоправимый ущерб личности ребенка. Малыша с рождения надо всесторонне развивать, считает автор популярной книги. Ребенку как можно раньше надо давать в руки карандаши и не ограничивать его воображение лишь форматом А4, а давать ему возможность рисовать на большом пространстве, пусть осваивает его как хочет, иначе он будет всегда действовать только в предложенных рамках. Нужно малышу чуть ли не с рождения давать возможность слушать разную музыку, разговаривать с ним на разных языках, хотя малыш еще сам не умеет говорить, – все заложенное в ребенка в самом раннем детстве впоследствии принесет самые неожиданные плоды. Некоторые советы Масару Ибуки могут показаться очень спорными. Например, не прятать от ребенка колющие и режущие предметы, а дать ему возможность освоить их самостоятельно, или не бороться с рождения за чистоту, а оставить за ребенком право поддерживать отведенную ему в доме территорию в том состоянии, в котором ему будет там находиться комфортно. Характерно, что все эти рекомендации имеют своей целью отнюдь не взращивание вундеркиндов. Как пишет автор: «Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

ИЗРАИЛЬ: ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Говоря о системе воспитания в Израиле, нужно сразу отметить, что она будет несколько отличаться в религиозных и так называемых светских семьях. «Так называемых» потому, что иудаизм, будучи государственной религией, все равно составляет важную часть системы воспитания и образования даже в светском обществе. Но в религиозных семьях он играет несравнимо более важную роль, примерно как у нас православие в семьях духовенства. Религиозные семьи в Израиле находятся на особом положении, имеют определенные преференции со стороны государства, в них по-особому соотносятся социальные роли мужчины и женщины, чем и продиктован ряд особенностей семейного воспитания, в которые вряд ли здесь имеет смысл углубляться. Что же касается особенностей светского семейного уклада, то, пожалуй, в Израиле как нигде велика роль мужчины в воспитании ребенка прямо с пеленок. Здесь нередко можно увидеть именно папу, который отвозит и забирает детей из школы, папы гуляют с детьми, ловко управляясь с колясками и подгузниками. Отчасти это продиктовано и тем, что в израильских семьях далеко не у всех есть неработающие бабушки, а жить отдельно молодая семья может себе позволить при обоих работающих родителях, тем более что декретный отпуск у мамы заканчивается здесь через несколько месяцев после родов. Также в последнее время благодаря высокому уровню медицины в Израиле появилось много детей, зачатых с помощью ЭКО. В результате родилось множество близнецов, и тут уж одной пары рук на двоих, а то и троих детей явно недостаточно. Но кроме социальных, у этого явления есть и исторические объяснения, связанные с традиционно уважительным отношением в обществе к женщине. Отец, показывая своим примером уважительное отношение к жене, формирует и в детях уважение к матери. Так, нередко для ребенка становится очень важным мотив: «Я поступлю так, чтобы не огорчать маму». Мамы же со своей стороны очень часто восторгаются даже совсем незначительными достижениями своих чад, таким образом, нередко подстегивая их к достижению новых свершений («лишь бы мама была довольна» – именно этот мотив нередко изначально был главным в жизни многих известных музыкантов, шахматистов, ученых). К сожалению, сейчас в Израиле все реже можно увидеть скромных мальчиков со скрипочками в руках, а все чаще детей, которые публично бьются в истерике перед родителями, пока те не удовлетворят какое-нибудь их глупое желание. Объяснение этому кроется в недавно введенной в стране системе ювенальной юстиции, которая якобы борется против насилия в семье. Сегодня в Израиле детям в школах и детских садах объясняется, что если родитель тронет вас хоть пальцем, нужно позвонить в полицию, и там найдут на него управу. Напуганные такой ситуацией, родители, боясь одновременно лишиться ребенка и очутиться за решеткой, вынуждены идти на поводу у собственных детей. В таком же положении оказались и учителя, постепенно разбегающиеся от детской разнузданности по частным практикам, из-за чего уровень образования в школах значительно снизился. В то же время в вузах он по-прежнему достаточно высок, и только осознанный выбор теперь заставляет подросших детей по-настоящему браться за ум.

Читайте также:  Как родителям научить детей плавать самостоятельно - упражнения, советы

АНГЛИЯ: «СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!»

Как в стране с имперским прошлым и королевским настоящим, в Англии традиции хорошего воспитания выдержаны как хорошее вино. Тот, кто приезжает жить на туманный Альбион, скорее стремится впитать их в себя, нежели демонстрировать всем свое национальное бескультурье.

Может быть, поэтому в далеко не моноэтнической Англии по-прежнему встречаются истинные леди и джентльмены: при всей раскованности английских детей в характере большинства из них даже при поверхностном общении чувствуется крепкий стержень, позволяющий им в какую-то минуту проявлять чудеса сдержанности и твердости, а когда-то демонстрировать тонкую чувствительность и гибкость своей натуры.

В Англии не так уж часто можно встретить совсем молодых мамочек, здесь с замужеством и уж тем более рождением детей принято не торопиться, а решаться на такой серьезный шаг, уже завершив образование и начав профессиональную карьеру, то есть годам к 25–30.

Осознанно став матерью, женщина не стремится поскорее выйти на работу, да и сама система здесь на это не рассчитана: в Англии практически нет детских садов, зато школа начинается уже в 4 года. До этого времени предполагается, что ребенок должен быть дома. Бабушки и дедушки также редко участвуют в воспитании внуков, встречаясь с ними лишь по особым случаям.

Обратите внимание

Подобный вызов общества женщины встречают достойно: как бы ни было им тяжело, они находят в себе силы не кричать и не раздражаться на детей, а терпеливо объяснять им по сто раз, что именно они хотят от ребенка, при этом нежно подшучивая. В какой-то момент ребенок понимает, как нужно и как не нужно себя вести, и запоминает это надолго.

Еще одна черта, отличающая английских мамаш, – это отсутствие суетливости и беспокойства по поводу безопасности и здоровья малыша. Возможно, сама система безопасности в Англии настолько безупречно устроена, что не дает поводов для особых тревог. Возможно, матери достаточно религиозны, чтобы доверять судьбу ребенка рукам Творца.

Но так или иначе, они совершенно спокойно смотрят на то, что ребенок их, как правило, достаточно легко одет, или гуляет босиком (пусть закаляется), или упал и ударился (потерпит – и все пройдет). В результате дети вырастают достаточно крепкими физически и способными сами справляться со своими проблемами. В дальнейшем развитию у детей самостоятельности во многом способствует школа.

Здесь детям с раннего возраста приходится добывать знания самим, работая над индивидуальными проектами. А с 11 лет, когда ребенок переходит в среднее звено, многие дети и вовсе отрываются от дома и отправляются на учебу в пансионы или интернаты, где всю неделю им приходится самим заботиться о себе.

В Англии у подростков не принято просить у родителей денег на какие-то ценные приобретения (мобильный телефон последней модели, например), но они легко могут получить родительское благословение на то, чтобы эти деньги заработать. Благо таких возможностей достаточно: можно разносить газеты и пиццу, работать по нескольку часов в магазине, кафе или на автозаправке.

Даже в весьма состоятельных семьях родители не отказываются дать возможность своему ребенку заработать свои первые деньги. Несмотря на то что английское общество по своему социальному составу довольно разнородно, в нем не принято гордиться ни своим положением, ни достатком, в крайнем случае можно отметить свои личные заслуги.

Также принят демократичный стиль общения с людьми, стоящими ниже тебя на социальной лестнице. Выработке этих качеств у детей в том числе способствуют разнообразные традиции благотворительности, в которых с детства участвуют все, начиная с королевских отпрысков. Это и благотворительные ярмарки, и школьные сборы пожертвований на нужды хосписа или для бездомных животных.

Все вышеперечисленное, несомненно, способствует тому, чтобы воспитать ребенка самостоятельной личностью, человеком, рассчитывающим в жизни на свои личные качества, вежливым и готовым помочь людям. Единственно, чего мы, возможно, никогда не узнаем, насколько эти качества станут подлинной сущностью ребенка, а не останутся лишь маской приличия, ведь англичанину не пристало ни перед кем открывать свою душу. Может быть, поэтому английские болельщики всегда столь азартны, да и у подростков бывают проблемы с алкоголем и легкими наркотиками: надо же хоть когда-то побыть самим собой.

ФРАНЦИЯ: УМЕЙТЕ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ

Важно

Французская система воспитания была необычайно популярна в России XIX века в основном за счет подражания хорошим манерам. Как ни странно, манеры остались, но вырабатывают их у ребенка подчас довольно суровыми способами. В отличие от англичанок, француженки не стремятся, а у кого и нет такой возможности, годами сидеть дома с детьми. С самых первых дней принято приучать ребенка спать отдельно от взрослых и вставать к нему далеко не по первому крику, кормить ребенка тогда, когда родитель абсолютно уверен, что дитя хочет есть, а не просто капризничает. В результате через какое-то время ребенок приобретает необходимую выдержку, и родители могут позволить себе иметь самостоятельную жизнь. Во Франции детей довольно рано, чуть ли не с года, отдают в ясли, чтобы ребенок «социализировался» – общался со своими сверстниками. Надо отдать должное, что в яслях с ребенком занимаются профессиональные педагоги, группы в яслях немногочисленные, – в результате спрос на места в них очень большой. Не стоит думать, что родители совершенно самоустраняются от воспитания детей: они лишь пытаются с первых дней поставить поведение малыша в определенные рамки, таким образом, ребенок и сам будет более независим, и не будет изводить капризами окружающих его взрослых. Внутри же этих рамок ребенку будет предоставлена полная свобода. К примеру, французы часто водят детей на кружки, но не для того, чтобы чему-то научить, развить какие-то умения, а для того, чтобы расширить представления ребенка о мире, научить его переживать какие-то новые ощущения, например, погружаясь в бассейн. Сколько раз мне приходилось слышать от своих собственных детей, что самое прекрасное в бассейне – это свободное плавание, когда детей ничему не учат, а просто дают поплавать. Французская мама наверняка бы их услышала и поняла! Нужно сказать, что с точки зрения французской системы воспитания привить ребенку позитивный взгляд на мир считается гораздо важнее каких-то практических умений вроде чтения или счета. Считать ребенок в свое время научится, а вот видеть в мире прекрасное – этому действительно можно и нужно учить для того, чтобы впоследствии ребенок мог в любой ситуации найти возможность радоваться жизни.



Журнал «Виноград»: http://vinograd.su/upbringing/detail.php?id=48474

Источник: http://mam2mam.ru/club/blog/10-blog/deti-raznykh-narodov-ili-zarubezhnyy-opyt-vospitaniya/

Как объяснить детям, зачем надо хорошо учиться?

Известно, что двигателем развития каждого ребенка является познавательный интерес, заложенный в нем природой.

Сначала малыш интересуется тем, что его окружает, пробует предметы на вкус, с интересом наблюдает и повторяет за взрослыми, затем радостно идет в школу, но постепенно его познавательная активность снижается.

Во всяком случае, довольно часто учеба превращается в повинность – для кого-то уже в младших классах, а для большинства – в средней школе.

На меня никогда не действовали ни положительные, ни отрицательные стимулы в учебе. Только собственные амбиции. Если я понимала материал, если мне было интересно, то автоматом стремилась преуспеть.

Если не понимала и не горела интересом, то результаты были плачевными.

Нередко у школьника остается лишь отрицательная мотивация к обучению – нежелание сталкиваться с плохими отметками, учительским порицанием или родительским гневом.

Однако на ней, как говорится, далеко не уедешь.

Отрицательная мотивация – это прямой путь к невротическим расстройствам, снижению успеваемости «на нервной почве», а то и полному равнодушию к учебе в будущем. Кроме того, она, как правило, приводит к потере психологического контакта между взрослыми и ребенком, а это порождает новые проблемы.

Основная масса родителей, конечно, старается доступно объяснить детям, почему учеба в школе – дело важное. Правда, чаще всего такие объяснения сводятся к запугиванию их бедностью и низким социальным статусом из серии «будешь плохо учиться, станешь дворником».

Подобные доводы редко оказывают должное воздействие: младшие школьники вообще не воспринимают дальнесрочных прогнозов, средние расценивают их как банальные «страшилки», а старшие подвергают их здоровому скепсису – не все же дворники плохо учились, как и не все начальники были отличниками.

Лишь для части детей нежелание «стать дворником» становится реальным стимулом к учебе. И хорошо, если это осознанная ориентация на квалифицированный труд, а не страх перед родителями или ужас перед беспросветным будущим, иначе неврозы обеспечены.

Формирование у ребенка положительной мотивации к учебе – чрезвычайно сложная для родителя задача. Все-таки это процесс внутренний, происходящий исключительно в сознании самого ученика. Однако помочь ему можно, особенно если в этом также будет заинтересован педагог.

Очень важно не загубить познавательную активность ребенка в самом начале его школьного пути. Маленькие школьники эмоционально отзывчивы, любопытны, им интересно буквально все, если материал преподносится в занимательной форме. Они испытывают огромное удовольствие от собственных успехов, если учитель внимателен к каждому, если он умеет хвалить и подбадривать.

Совет

Именно в младших классах закладываются основы отношения ребенка к учебе. Почувствует ли он вкус к овладению знаниями, осознает ли ценность учебы, захочет ли быть успешным или станет довольствоваться положением «середнячка», приобретет ли он навыки самостоятельной «добычи» знаний – так же во многом зависит от учителя.

Безусловно, во власти учителей находится и интерес школьников к отдельным предметам, а как следствие – их ориентация на определенную профессию, ведь манерой преподавания и общения с учениками можно как возбудить интерес к любой науке, так и уничтожить его на корню.

У меня на старшего никакая мотивация не действовала. Он мне так и говорил: «Ну и пусть я не получу того или этого, зато и уроки делать не буду». Я его волоком тащила почти 7 лет.

Однако не нужно недооценивать и влияние семьи на ребенка. Родители могут свести на нет старания самого лучшего учителя, если будут вести себя неправильно:

Читайте также:  35 неделя беременности: что происходит с малышом и мамой

– при ребенке негативно отзываться о школе, критиковать действия учителя; – мотивировать ребенка к выполнению домашних заданий угрозами и шантажом; – проявлять равнодушие к успехам ребенка; – сравнивать успехи ребенка с успехами других детей;

– сверх меры нагружать ребенка занятиями.

Источник: https://deti.mail.ru/article/zachem-nuzhno-horosho-uchitsya/

6 правил для молодого учителя

Отшумели последние празднования выпускников педагогических вузов, и самые смелые студенты, выбравшие стезю преподавательской деятельности, ринулись на покорение учительских вершин. Они молоды, энергичны, полны энтузиазма и ещё не ушедшего максимализма. С радостью берутся за сложные задачи, стараются вникнуть в особенности устройства выбранного образовательного учреждения.

Однако с началом нового учебного года течение рабочей деятельности становится всё более бурным. В это сложное время молодой преподаватель может совершить ошибки, которые в будущем способны обернуться достаточно большими неприятностями.

1. Не нужно бояться детей

Начинающие преподаватели, как правило, не имеют опыта общения с учениками разных возрастов. Поэтому очень важно заранее выбрать определённую манеру поведения с детьми. Нужно иметь чёткое представление, каким педагогом вы хотели бы выглядеть в глазах учеников. Не нужно стесняться или лепетать — речь должна быть чёткой с ясными акцентами.

Нельзя прятать или отводить взгляд — зрительный контакт необходим для более успешного налаживания связей. Не рекомендуется сутулиться, прятать руки в карманы или проявлять другие аспекты неуверенного поведения. Если ученики почувствуют ваш страх с первых занятий, то это может послужить началом весьма сложных отношений между учениками и учителем.

Когда я пришла в школу, завуч по воспитательной работе дала именно этот совет: «не дай им почувствовать свой страх». Звучит немного странно и утрированно, но он мне очень пригодился. Я отчетливо помню свои первые уроки: сердце стучало, голос осип, ладони были влажными от волнения.

Из головы вылетело даже собственное имя. Но именно фраза опытного педагога про страх не позволила мне позорно дезертировать из кабинета. Я выпрямила спину, откашлялась,подняла голову, глубоко вздохнула и запустила первую партию учеников в класс.

Они расселись, с любопытством уставившись на меня. 

Их глаза внимательно сканировали каждое мое движение. Дети, к слову, отличные, но очень жестокие психологи.

Как я работал учителем второй смены в 18 лет

Я вздохнула и начала уверенно говорить. В голову упорно лезла аналогия о переговорщике с террористами — я тоже вежливо, но непреклонно выдвигала требования. Мы сразу установили правила: не тестировать мое терпение на прочность. От трёх замечаний по поводу их поведения — дневник на стол.

Обратите внимание

Ещё два предупреждения — пишу комментарий для родителей. Если дальше продолжается веселье на уроке — то я ставлю «пару» после контрольного вопроса о рассказанном материале.

И ни у кого из учеников никогда не было претензий, если я осуществляла в дальнейшем подобные действия — ведь они сначала с ними сами согласились.

Но я не ограничивалась только требованиями — это было бы деструктивно. Мы пришли к компромиссу: они всегда смогут ко мне прийти и пересдать материал, исправив свои оценки. Более того, я пообещала, что в любое время в школе смогу им объяснить материал, если они чего-то не поняли. Спрос существенно возрастал в конце четверти, но обид практически не было.

2. Не бойтесь ошибиться

Учитель — это не робот и не машина. Не надо сразу стараться убедить учеников в своей полной правоте и непогрешимости.

В момент знакомства в классом и зачитывания фамилий заранее извинитесь перед детьми за то, что можете произнести их неправильно.

Также нельзя воспринимать «в штыки», если кто-то из ваших подопечных делает вам замечание по преподаванию материала. Научите их обосновывать свою точку зрения.

Если долго гнуть свою линию, получится полный параллелепипед.

Молодому учителю и так хватает стрессов — не надо усугублять это тем, что репутация будет испорчена чьими-то обиженными рекомендациями, в стиле «да какой это учитель — сама ничего не знает!». Не нужно упрямо показывать ученикам, что вы старше и знаете больше них. Это вызовет негативное и совершенно естественное желание доказать обратное.

Если вдруг вас кто-то начинает задирать во время урока по поводу материала, вежливо его выслушайте и попросите отстоять свою точку зрения. Ребенок почувствует, что к нему относятся как к равному и у него впредь не возникнет желания к конфронтации.

3. Проявляйте уважение

Вас не будут уважать, если вы будете себя вести неуважительно. Не проявляйте пренебрежение или высокомерие, не кричите до хрипоты — вас не услышат. Только чёткая вежливая и аргументированная речь, как если бы вы говорили со взрослым. Не забывайте о таких чудесных словах, как «спасибо» и «пожалуйста». Не следует облекать все свои просьбы в приказную форму.

Был у меня Артём, ученик пятого класса. Он был новеньким, который пропустил по семейным обстоятельствам две первых недели учёбы. Соответственно, когда он пришел в школу, это был стресс. Для всех.

Артём выглядел крупнее своих сверстников, но в умственном развитии немножко уступал остальным. Он отчаянно хотел, чтоб его приняли одноклассники и учителя.

Важно

Когда же этого не случилось, бедный мальчик нашел весьма радикальные методы для привлечения к себе внимания: от полного игнорирования замечаний до закидывания однокашников своей рвотой.

Учителя поставили на нём крест, родители Артёма практически поселились в школе, а одноклассники всё старательнее его избегали.

Признаюсь, сначала мне тоже было сложно с ним говорить на уроках и объяснять, что делать можно, а что нельзя. Повинуясь порыву, я срывалась на крик. Но интуитивно поняла, что это только укрепляет стену недопонимания.

И я начала с ним говорить как со взрослым: «Артём, будь так добр, пересядь на другое место, пожалуйста».

Вежливость действительно творит чудеса. Ребёнок послушно вставал и пересаживался.

«Артём, пожалуйста, будь немного потише, я очень устала и у меня болит голова», — он кивал и замолкал. Потом он начал дарить мне свои рисунки, был всегда вежлив и не боялся подходить что-то спрашивать. Я была единственным учителем в школе, кто никогда не вызывал его родителей и не жаловался на него завучу или другим учителям.

4. Соблюдайте дистанцию

6 самых вредных учительских привычек

Не стоит слишком сближаться с учениками. Сразу после института, как правило, разница в возрасте небольшая, особенно это касается старшеклассников.

Помните, что многие ваши действия и слова могут быть переиначены и переданы другим учителям, администрации или родителям в совершенно извращённом виде.

Нельзя закрываться с учениками в кабинете, дверь лучше держать открытой. 

Избегать учеников тоже не стоит — это может оттолкнуть детей. Знайте меру и выбирайте золотую середину.

Сейчас в школах учатся самые разные дети из самых разных семей. Есть среди них и очень верующие люди, у которых своё восприятие норм морали. Был среди моих учеников Гриша, который был сыном прихожанки местной церкви.

Мальчик в школу ходил с библией и вместо повторения материала предпочитал молитвы, чему мама всячески потакала. В результате у Гриши стабильно выходило по 5-6 двоек в каждой четверти.

Но мама не верила тому, что молитвы работают хуже выполненного домашнего задания, поэтому, по её мнению, виноваты во всём были учителя.

Досталось и мне за… ключицы! Я не позволяла себе носить слишком открытые вещи, но вырез «лодочкой» казался Гришиной маме слишком глубоким.

Совет

Оценки своего отпрыска она директору школы аргументировала так: «улыбочки, шуточки и ключицы нашей новой учительницы разжигают огонь в чреслах сына и он не может сосредоточиться».

Разговор передавался из уст в уста, породив массу сплетен и не очень адекватных суждений, истрепав нервы изрядно.

5. Не стоит верить всему на слово

Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».

В дальнейшем это убережёт вас от разного рода претензий со стороны родителей и администрации школы.

Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала.

Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах.

Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.

К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.

История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.

6. Ведите учёт

Не забывайте вбивать все данные в электронный журнал, ставьте оценки в дневник и бумажный журнал, не выдавайте на руки детям их проверочные и контрольные работы. Заведите отдельные папки для каждого класса и складывайте туда листочки с работами. На родительском собрании раздайте их родителям.

Взгляд ученика: учение или мучение?

Иногда кажется, что соблюдение пунктов 5 и 6 немного граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.

Вернёмся к истории о Сашеньке.

После моих безуспешных попыток заставить ребёнка хоть как-то учиться, общения с классным руководителем и разговоров о том, как важно прилагать усилия, девочка по-прежнему предпочитала ничего не делать дома и писать проверочные работы транслитом (для примера: она вместо простого английского слова «milk» писала тяжеловесное «moloko»). Когда все сроки вышли, я не без сожалений поставила ей двойку в четверти.

Что тут началось… Мама ученицы превратила мою третью четверть в кромешный ад.

Обратите внимание

Как выяснилось, Сашенька упорно выкидывала все листочки с «проверочными», выдирала страницы из дневника, всегда говорила матери, что всё в порядке и она со всем справляется.

Для мамы явилось полным сюрпризом то, что у её дочери пара в четверти. С праведным негодованием она пошла к директору требовать пересмотра оценки, моей квалификации и рассмотрения варианта об увольнении.

В силу своей неопытности я предпочитала не решать проблемы только с родителями, а договариваться с учениками лично.

Помимо этого, электронный журнал получалось заполнять раз в неделю, потому что доступ у нему был только в кабинете информатики, куда не всегда удобно было приходить. Теперь администрация школы требовала пересмотра оценки, опасаясь за статистику и репутацию.

На мои уроки начали приходить комиссии из РОНО, директор решила взять под контроль учебный процесс. Мне приходилось перед входом в школу при всех учениках сдавать ей на проверку планы уроков, расписанных до самых мелочей.

За своё прохладное отношение к бюрократии я расплатилась сполна.

«Заплатим рубль, но спой на тысячу»: монолог учителя без прикрас

Не помню, сколько таблеток валерьянки было съедено, но это научило меня скрупулезному сбору каждого листочка со словарным диктантом, каждой тетрадки с контрольными, выставлению всех отметок в электронный журнал, даже тех, что стоят карандашом в журнале. Пришлось выработать иммунитет к обидам учеников, которым приходилось объяснять родителям, почему «двойка карандашом» стоит в электронном журнале.

Я закончила педагогический университет всего 3 года назад и у меня очень свежи воспоминания о первом годе учительской деятельности. Если бы мне кто-то сказал об этих простых правилах, я бы сумела избежать многих проблем, что существенно облегчило бы начало моей преподавательской жизни.

За соблюдением всех этих правил искренне желаю вам не переборщить и сохранить любовь к преподавательской работе. Не черствейте душой раньше времени, детям во все времена нужны те, кто сможет привить любовь к знаниям и научить их элементарным навыкам этичного поведения. Удачи!

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/young-teacher-problems

Ссылка на основную публикацию