Формирование навыков самообслуживания е ребенка 7-10 лет: что должен знать и уметь малыш?

Развитие у детей навыков самообслуживания. 7 правил для мам

Здравствуйте, дорогие читатели. Самостоятельность и возможность самому себя обслужить – это то, чему необходимо обучать ребенка с самого раннего возраста. Умение умываться, одеваться, кушать ложкой, убирать игрушки за собой дают ребенку чувство уверенности в себе и значительно облегчают процесс адаптации к детскому саду.

Дети по своей натуре очень деятельны и активны, они сами стремятся познавать мир. Поэтому важно не подавлять первые желания ребенка что-то сделать самостоятельно, а наоборот всячески поддерживать и поощрять.

Сегодня мы поговорим о том, как происходит формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, и как может на это влиять мама. 

Развитие у детей навыков самообслуживания. Правила для мам

Самое важное — это режим и распорядок дня. А также составление важных правила и их соблюдение помогут развитию навыков самообслуживания у малышей дошкольного возраста.

Правило № 1

Следует создать необходимые условия для успешного освоения ребенком навыков самообслуживания. Так, одежда должна легко надеваться и сниматься, иметь простые застежки; вешалки и полки должны располагаться на удобной высоте для ребенка.

Все вещи, которыми пользуется малыш, должны находиться в определенном и легкодоступном для малыша месте. Для того чтобы малыш мог сам умываться, возле раковины должна стоять специальная подставка.

Стул за обеденным столом должен быть нужной высоты. Когда малыш может дотянуться до всех нужных предметов, он будет повторять за взрослыми и быстрее научится.

Правило № 2

Ребенка нужно обучать правильности действий и их последовательности. Методично, шаг за шагом малышу нужно показывать и объяснять все необходимые движения. Важно делать это постоянно, пока вы не убедитесь, что малыш может справиться сам.

Первое, что он освоит – это владение ложкой. Учить чаще начинают с 1 года. Сначала нужно направлять и поддерживать его руку с ложкой, помогать черпать кашу. Потом он научится повторять эти движения сам.

Правило №  3 

Необходимо учитывать возраст ребенка и уже имеющийся опыт.

При всей тяге и способности детей к обучению, все же не следует бежать впереди паровоза и требовать слишком многого.

Учитывайте возрастные особенности. Но в тоже время следует постепенно усложнять задачи, для поддержания интереса и совершенствования навыков.

Правило № 4

Не забывайте хвалить ребенка, как за положительные результаты, так и за старание, желание помочь, усидчивость.

Старайтесь делать как можно меньше замечаний и не ругайте, если что-то не получилось. Однако похвала тоже должна быть заслуженной. Не преувеличивайте, а конкретно объясните малышу, почему он «молодец», за что вы его хвалите.

Правило № 5

Сами будьте примером для подражания. Дети – наши зеркала, всегда помните об этом. Все, что они видят и слышат, обязательно отразится в их поведении.

Поэтому в первую очередь важно присмотреться к себе. Следите за собой, будьте аккуратны, последовательны и ваши дети будут брать с вас пример.

Обратите внимание

Дети не только копируют действия мамы по уборке дома, но и походку, движения, привычки, манеру вести себя за столом.

Все самые незначительные движения и поступки родителей можно увидеть у малыша 2 – 3 лет. Повторение за взрослыми позволяет ему осваивать окружающий мир.

Правило № 6

Ребенок должен испытывать интерес к труду и радость от своих достижений. Наберитесь терпения, не ругайте, не торопите вашу кроху, когда он пытается подмести пол, впервые помыть посуду.

Важно, чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от своей самостоятельности. Очень полезно закреплять полученные навыки через игру. Утром возьмите куклу с собой умываться, пусть малыш почистит ей зубки, умоет и поможет одеться.

Правило № 7

Соблюдение режима дня – важнейший фактор для гармоничного развития нервной системы малыша, а, следовательно, для формирования трудолюбия и уравновешенности.

Активные прогулки на свежем воздухе, продолжительный ночной и дневной сон, своевременные приемы пищи – залог здоровья, хорошего настроения и успехов в освоении навыков самообслуживания.

Безусловно, рано или поздно ребенок всему научится сам. Дома с мамой возможно и нет острой необходимости все уметь. Но ведь, когда малыш пойдет в детский сад, без элементарных умений и навыков он начнет испытывать определенные трудности.

Воспитатели не в силах пристально следить за каждым малышом, как кто оделся или помыл ручки. Так зачем подвергать ребенка лишнему стрессу в непростой для него период адаптации к детскому саду?

Читайте в рубрике: Как психологически подготовить ребенка к детскому саду.

Поэтому наберитесь терпения, будьте активны, но в то же время спокойны и ласковы и все обязательно получится.

Чем раньше малыш освоит элементарные навыки самообслуживания, тем увереннее он будет чувствовать себя в садике, а родители будут за него спокойны.

Автор статьи Маркина Алла Викторовна.

Источник: https://narodnayamedicina.com/razvitie-u-detejj-navykov-samoobsluzhivaniya-7-pravil-dlya-mam/

Что должен уметь ребенок 6-7 лет

Администрация сайта viline.tv (ООО «ВилайнТв» ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.

Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций, проведения опросов в целях повышения качества услуг.

Персональные данные — это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон, адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.

Важно

Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail) info@viline.tv

В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные данные в срок не позднее 3 рабочих дней.

Проект Viline помогает родителям в воспитании и здоровом развитии детей, начиная с первых дней их жизни.

Полезные видеокурсы, аудиоролики, интересные статьи – здесь мамы и папы узнают все, что нужно для развития, оздоровления, а также психологического и интеллектуального воспитания ребенка. На сайте публикуются материалы для родителей с детьми до 7 лет и для будущих мам.

Мы собрали на сайте экспертов, которые с удовольствием поделятся с вами секретами воспитания малышей в том возрасте, когда закладывается фундамент для развития личности.

Каждый малыш талантлив. Главное — с первых дней жизни младенца создать условия для полного раскрытия его природного потенциала

Мы поможем вам разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами и вырастить малыша крепким, здоровым и талантливым. Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу и спортивную секцию.

Мы собрали ведущих экспертов в области развития детей, сохранения и укрепления иммунитета, разработки и внедрения методик оздоровления.

Совет

Они поделятся с вами опытом, знаниями, ответят на вопросы, сумеют разобраться с любыми, даже самыми сложными проблемами. Мы поможем вырастить вашего малыша крепким, здоровым и талантливым.

Он легко вольётся в любой коллектив, без психологического напряжения пойдёт в детский сад, школу, спортивную секцию.

Авторам курсов по развитию детей:

Ваши авторские материалы приносят пользу родителям? Аудитория портала ViLine.tv — это явно ваши потенциальные клиенты? Тогда разместите свои курсы на нашем проекте!

Мы сами займемся продвижением ваших курсов от 30% с продаж.

Сотрудничество с ViLine.tv — это:

  • Раскрутка ваших курсов через email-рассылки подписчикам ViLine. Наши письма читают десятки тысяч молодых мам!
  • Реклама в интернете, лендинги с высокой конверсией для авторских курсов и специальные страницы о вас;
  • Создание промо-материалов для продвижения курса и автора в нашей собственной видеостудии;
  • Повышение известности автора — мы расскажем огромной аудитории, почему ваш курс стоит приобрести.

Варианты сотрудничества:

  • Мы продаем ваш курс по вашим ценам и получаем комиссионное вознаграждение. Вы получаете активный рост продаж и основную прибыль.
  • Вы продаете нам свой курс по договорной цене. Далее мы продаем ваши материалы самостоятельно, получая 100% прибыли.

Пишите по адресу info@viline.tv, присылайте свои курсы. Условия размещения обсуждаются индивидуально с каждым автором.

Авторам статей:

У Вас есть материалы, достойные внимания широкой аудитории? Хотите писать полезные статьи для мам и пап? Присылайте материалы. Мы разместим их под Вашим авторством на проекте, в тематических рассылках и социальных сетях.

Размещение статей на ViLine.tv — это:

  • ✓  Возможность поделиться опытом и знаниями с огромной аудиторией;
  • ✓  Раскрутка Вашего сайта;
  • ✓  Достойное вознаграждение.

Условия:

  • –  материал должен быть уникальным;
  • –  не размещаем SEO-статьи;
  • –  можем отказать в размещении материала по усмотрению руководства проекта.

Для начала сотрудничества

  • ✓  Напишите письмо по адресу info@viline.tv, с примерами работ и/или ссылкой на сайт.

Здоровый, гармонично развитый ребёнок — лучшая награда идеальных родителей

На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:

Безопасность и конфиденциальность платежа При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически перенаправлены на платежную форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.

Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью защищены в соответствии с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о совершенном Вами платеже.

На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено сообщение об авторизации платежа. Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт. Информация о вашем платеже может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут.

В случае, если по вашему мнению произошла задержка в обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800 500-65-37

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия, Имя, адрес электронной почты, телефон, адрес доставки. Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом. Продавец обязуется не разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом. Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме. После оплаты войдите в ваш «Личный кабинет» и выберите «Мои курсы» Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте ViLine.tv В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо написать в службу поддержки info@viline.tv

Правила возврата денежных средств Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях: 1.

Читайте также:  Лактостаз у кормящей матери: симптомы и лечение при грудном вскармливании

За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания).

Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются.

При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт). 2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию.

Обратите внимание

Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу поддержки Исполнителя до 14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

Источник: https://viline.tv/deti/article/cto-dolzen-umet-rebenok-6-7-let

Развитие ребенка в 7 лет: что должен уметь делать

Наступило долгожданное время для малыша и его родителей – ребенок пошел в школу. Теперь это не беспомощный карапуз, а первоклассник, который сделал первый шаг во взрослую жизнь.

Вчерашнему дошкольнику приходится резко менять свои привычки, поведение, режим дня. Многие дети испытывают серьезный стресс от такого изменения в своей жизни.

Помочь справиться с ситуацией помогает правильное развитие ребенка в 7 лет.

Все предыдущие годы родители, воспитатели помогали маленькому человечку раскрыть свои способности, делали все для формирования и развития навыков и умений, которые пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Специалисты считают, что первый школьный год является основополагающим для дальнейшей учебы.

Первоклассник: сформированные навыки, умения

Знания, умения, навыки, полученные ранее, очень пригодятся ребенку, который пошел в первый класс. Самое главное для первоклассника – это сформированная привычка учиться, желание познавать неизведанное, любовь. Родителей часто волнует вопрос о том, что именно должен уметь ребенок в 7 лет?

Перед поступлением в школу будущий первоклассник должен обладать достаточно широким словарным запасом, должен иметь представление об окружающем мире, а также определенный багаж знаний.

К ним относятся.

  • Умение идентифицировать себя, родных: знать фамилию, имя отчество свое и родителей. Знать возраст, дату рождения, а также домашний адрес и кем работают мама и папа.
  • Знание о растительном, животном мире на элементарном уровне.
  • Понимание свойств явлений, предметов.
  • Представление о времени и пространстве.
  • Простейшие знания в астрономии, географии.
  • Понятие геометрических фигур, понимать правила сложения, вычитания. Решать простые задачи на 2 действия. Обратный и прямой счет до 10.
  • Знать алфавит, читать по слогам. Умение писать является желательным, но не обязательным требованием. Если у малыша не получается писать буквы, следует заняться упражнениями на развитие мелкой моторики рук.
  • Развитая речь. Желательно к первому классу исправить основные проблемы дикции.
  • Развитая слуховая, речевая память. Нормой считается способность быстро запомнить четверостишие, пересказать близко к тексту услышанную сказку, историю.
  • Уметь на слух выделять слоги в словах. Знать разницу между гласными и согласными звуками, различать их на слух.
  • Способность логически мыслить, находить лишнее, группировать предметы по общему признаку. Составить последовательную историю по отдельным картинкам.
  • Готовность идти на контакт с другими детьми, взрослыми. Принимать самостоятельные решения. Умение ждать очередности, уважать мнение других. Особенно это актуально для детей, не посещающих перед школой детские дошкольные учреждения: нередко возникают конфликтные ситуации у малышей с учителями, одноклассниками.
  • Осознание моральных принципов. Понимание, что такое хорошие поступки и действия, и что относится к плохому поведению.

В каждом учебном заведении родители могут ознакомиться с тестами для первоклассников. Развитию правильной речи у ребенка 7 лет необходимо уделять особое внимание. При неправильной дикции обязательны занятия с логопедом.

Небольшие по размеру стихи подходят для развития памяти, увеличения словарного запаса, формированию правильной, литературной речи.

Для родителей

Исправить пробелы в знаниях и умениях родители могут самостоятельно. Для этого достаточно вместе с ребенком заниматься дома по 1 — 2 часа. Занятия не должны превращаться в нудную, жестко регламентированную обязанность. Чтобы не отбить желание учиться, необходимо выделять время для игр.

Первые занятия не должны быть дольше 15 минут. Время надо увеличивать постепенно. Чередовать упражнения на внимательность, память с занятиями по развитию творческих способностей.

Чаще давать малышу возможность рисовать: это приучает к усидчивости, учит различать цвета, оттенки. Развитию логического, пространственного мышления помогают дидактические игры, головоломки.

Познавательные, развивающие игры помогают проводить обучение в игровой форме.

Для гармоничного развития, создания психологической устойчивости обязательно должны быть физические упражнения, занятия физкультурой.

Укрепляют психику ребенка похвалы, разумная критика с конструктивными предложениями.

Например, слова мамы «опять у тебя ничего не получается, сядь и смотри, как правильно делать» вызовут у ребенка чувство неуверенности в своих силах и нежелание проявлять инициативу.

Не стоит игнорировать жалобы первоклассника, что устали ручки, поэтому не может писать. Для развития мелкой моторики можно заняться лепкой из пластилина, собирать пазлы. Для мальчиков существует множество конструкторов, учитывающих их интерес к технике. В таких конструкторах есть множество мелких деталей. Собирая модели из конструктора, развивается моторика пальчиков.

Важно

Появление первого друга у ребенка, нередко вызывает ревность у родителей, особенно это относится к мамам. Кроха, у которого не было никаких секретов от мамы, любимый малыш, который делился самым сокровенным, вдруг стал скрытничать, проводить больше времени с другом.

Самым опасным для доверительных отношений в семье будет запрет общаться малышу с другом. Ребенок замкнется, перестанет доверять родным, возможен вариант, когда о своих друзьях он не будет сообщать близким. В таких ситуациях первоклассник нередко начинает врать, скрытничать.

Кризисный период

Понимание психологии данного возраста поможет родителям встретить кризис 7 лет во всеоружии и пройти этот период вместе с малышом. Все особенности развития ребенка этого возраста связаны с кризисным этапом: становление социального «Я», новая роль школьника в социуме, которая появилась у семилетки.

Осознание себя как отдельной личности, понимание собственного места в обществе, семье, – все это приводит к кардинальной переоценке приоритетов у малыша.

Впервые ребенок начинает осознанно противопоставлять себя семье, значимым родным. Для первоклассника очень важна оценка его поступков и внешности со стороны окружающих.

Психологическое развитие маленькой девочки проходит не так заметно для родителей: они всегда более эмоциональны, ярче выражают свои переживания.

Преобладающими становятся эмоции, переживания. Любая неудача, негативное мнение приводит к неуверенности, занижению самооценки. Малыш замыкается в себе, грубит.

Нередки внешне беспричинные истерики, когда ребенок может расплакаться от пустяка, возникают также конфликтные ситуации. Чтобы скрыть свои переживания, ребенок начинает кривляться.

Поведение характеризуется манерностью, искусственностью.

Совет

Появляется в жизни первоклассника новый авторитет – учитель. Теперь дома родители часто слышат, что они не правы и ошибаются, ведь учитель говорит и делает все иначе. Авторитет педагога для первоклассника стоит выше авторитета мамы, папы. Негативное отношение учителя к ребенку – единственный случай, когда стоит оспаривать влияние педагога.

Родителям надо запастись терпением, необходимо поддерживать ребенка, чаще хвалить, уменьшить количество критических замечаний. Взрослые обязательно должны проявлять интерес к его школьным делам. Малыш должен чувствовать любовь, поддержку семьи, это придаст ему уверенность в себе. Стоит больше внимания уделять первокласснику дома, устраивать семейные игры, прогулки.

Физические параметры развития

В 7 лет происходит активное физическое развитие: растут ноги, руки. Ребенок резко вырастает к первому классу. Начинается замена хрящевой ткани на костную в позвоночнике. Именно поэтому так важна правильная осанка.

Нормой для малыша 7 лет считается вес от 20 до 26 кг. Резкая прибавка в весе или похудение – сигнал родителям о необходимости обратиться к врачу. Необходимо сбалансированное питание.

В рационе должны быть необходимые микроэлементы и вещества для роста организма. Взрослым следует исключить из питания детей вредные продукты или серьезно ограничить их потребление. К таким продуктам питания относятся все снеки, газированные напитки.

Показатели роста, согласно рекомендациям ВОЗ, – от 115 до 126 см. Показатели роста, веса отличаются также в соответствии с индивидуальными показателями малыша.

В этом возрасте физическое развитие ребенка, в частности, маленького мальчика, немного отстает от показателей девочек, но в более старшем возрасте они догоняют и перегоняют одноклассниц по росту.

Отставание в развитии

В раннем возрасте фиксируются случаи отставания в развитии. Чаще всего это связано с проблемами по время беременности, родов. Отставание может происходить в физическом, психическом или интеллектуальном плане. Тяжелые случаи умственного отставания решаются совместно со специалистами с использованием всех доступных комплексных мероприятий.

Нередки ситуации, когда родители не замечают отставание в развитии собственного ребенка. Это связано обычно с физическим и психическим отставанием.

Причины:

  • неверный подход к воспитанию;
  • социальная среда;
  • задержка психических реакций.

Диагностирование отставания в развитие происходит при прохождении тестов у психолога, который определяет готовность малыша к школе. Если физическое отставание можно достаточно быстро преодолеть за счет дополнительных тренировок, правильного питания, то психические проблемы необходимо решать только вместе с психологом.

Источник: https://pups.su/vospitanie/razvitie-rebenka-v-7-let.html

Гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей второго года жизни. Здоровье и уход

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

•    уверенно держит в руках чашку, пьет из неё (немного).

•    держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый при этом докармливает другой ложкой).

•    «вытирает» руки, лицо после умывания.

•    подаёт маме одежду во время одевания.

•    начинает проситься на горшок.

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев

•    держит в кулачке ложку, придерживая её четырьмя пальцами, может есть ложкой полужидкую и жидкую пишу.

•    берет со стола чашку, пьет из неё, почти не проливая, и ставит на стол.

•    замечает и просит снять загрязнившийся нагрудник или переодеть мокрые штанишки.

•    сообщает о физиологических потребностях.

•    долго и тщательно моет руки.

•    спокойно относится к умыванию.

•    на игрушках отражает усвоенные бытовые навыки.


1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев

•    самостоятельно ест ложкой любую пищу.

•    имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.

•    проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.

•    самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.

•    обращает внимание на грязное лицо, руки.

•    контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).

•    проявляет желание многое делать самостоятельно.

•    знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.


1 год 9 мес. — 2 года

•    проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.

•    знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.

•    ест аккуратно, не обливаясь. пользуется салфеткой.

•    для приема пищи садится за стол.

•   самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). частично раздевается.

•    при напоминании пользуется носовым платком.

•    знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

•    вместе с взрослым может убрать игрушки.

Читайте также:  Лепка для детей 2-6 лет: мастер-классы поделок из пластилина

•    контролирует физиологические потребности.

•    радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».

(показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы л.н. павловой и е.б. волосовой).
 

автор-составитель: дарья колдина

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/1083/

10 навыков, которые дети должны освоить до 10 лет

Часто приходится слышать, что дети «еще маленькие», чтобы разделять «взрослые» дела и обязанности. Нельзя давать ребенку нож, молоток, разрешать готовить на плите.

К сожалению, те же родители позже жалуются, что по дому приходится все делать самим, из девочек растет неумелая помощница по хозяйству, а мальчики даже гвоздь вбить не могут.

Стоит ли ждать, пока на школьных уроках труда детям привьют необходимые навыки, или лучше помочь все освоить в домашних условиях?

Зачем учить детей обыденным вещам?

Согласно проведенным в США исследованиям, 58% детей от 3 до 6 лет знают, как управляться с планшетами, смартфонами и компьютерами. Они могут запускать нужные игры, искать видео на ютубе и просматривать различные сайты.

И только 15% детей в этом возрасте могут самостоятельно приготовить завтрак, даже когда это просто хлопья, залитые молоком. Так не пора ли менять ситуацию?

Малыши быстро растут, уходят в прошлое заботы о пеленках, кормлении, походах в песочницу и на детские площадки. Родители проводят все меньше времени с детьми.

Обратите внимание

И первое, что происходит в таком случае — взрослые теряют контакт с бывшими малышами. А дети за поддержкой или интересными фактами обращаются к смартфонам, переводя свой ближайший круг общения из семьи в соцсети.

Доверие в семье, способность поделиться и выслушать рассказы о неудачах, бедах и радостях — это основа гармоничных отношений.

То, за что так любят дети классических бабушек и дедушек: у людей, закончивших спешку за карьерой, всегда находится время для любимых внуков. Старшее поколение знает, как делиться опытом.

Конечно, не всегда в каждодневной беготне можно выделить минутку, чтобы подробно обсудить, как прошел день у ребенка.

Да и надо ли действительно специально выделять такие моменты, не лучше ли сделать их ежедневной рутиной, совмещая с домашними делами? Не каждый ребенок охотно сядет и расскажет, что было нового в школе и не обижал ли сосед по парте, если разговор заводить именно с этой целью. А вот поболтать об этом между делом получается вполне естественно.

Еще один довод в пользу обучения детей домашним делам, помимо, конечно, помощи родителям, это подготовка и привитие навыков самостоятельности «на всякий случай».

Намного легче становиться унять беспокойство о ребенке, оставшемся вдруг без родителей часа на два, если мама и папа в курсе, что дитя вполне способно само подогреть еду, приготовить чай или заклеить ранку пластырем. Ну, а когда вчерашний малыш действительно освоится, поймет, насколько его помощь ценится и облегчает родителям жизнь, то всей семье станет только лучше.

Чему могут научить родители?

Стирать белье

Сразу два навыка стирания можно начать вырабатывать в возрасте 5-6 лет. Первый — стирка руками. Несмотря на обилие стиральных машин, возможность быстро застирать пятна в походе, в летнем лагере или в гостях — все еще очень ценное умение.

Покажите малышу, как можно отстирать кукольную одежду или замыть пятно на футболке. Чем особенно хороша ручная стирка: она и объясняет процесс чистки одежды (в машинке этого не увидеть), и удерживает малыша от самостоятельного использования сложных девайсов.

Совместный запуск стиральной машины стоит начинать, когда родители уверены, что ребенок понимает опасность электричества и не будет включать машинку сам, по крайней мере, до усвоения необходимых знаний.

Важно

Зато поняв, как стираются разные ткани, в будущем он обезопасит себя от окрашенных в нежно-розовый цвет белых рубашек из-за случайно попавшего в барабан красного носка или свитера, севшего сразу на 5 размеров.

Дети могут приносить грязную одежду, помогать сортировать, отмерять порошок, выбирать ополаскиватель и, конечно, помогать развешивать мокрое белье. Кажущиеся такими простыми действия на самом деле заставляют взрослых, впервые сталкивающихся с самостоятельной стиркой, чувствовать себя довольно глупо и беспомощно.

Писать письма

Навыку правильного письма намного проще обучать без электронных девайсов.

Дошкольники могут диктовать письма для друзей, открытки для членов семьи, а родители тем временем подскажут, с чего начинать, как заканчивать, какие слова стоит подбирать для поздравлений, сожалений, пожеланий здоровья, закладывая основы этикета.

Совместный выбор открыток, умение подписать конверт, наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик помогают не только проживать вместе ценные моменты, давать понимание об устройстве почтовой индустрии, но и прививать детям понятие заботы о ближнем.

Для поддержания интереса и помощи в развитии эмпатии можно отправлять открытки пожилым людям в дома престарелых и даже вступать в переписку с некоторыми из них (волонтеров и организации, предоставляющие адреса и фамилии, легко найти в интернете).

Сажать растения

В некоторых садиках и школах дети с помощью учителей озеленяют клумбы и проводят эксперименты по выращиванию зеленого лука в баночке с водой. Если воспитатель или учитель могут найти время и совершить это с целой группой, то с одним-двумя малышами это сделать намного проще.

Тем более, что в индивидуальном порядке ребенок сможет действительно отследить все стадии развития растения, начиная от зернышка и заканчивая сбором семян.

Это не только даст возможность понять, как и что произрастает в природе, но и подарит малышу гордость за собственноручно выращенный цветок и более бережное отношение к окружающей среде.

Конечно, хорошо, когда для таких экспериментов есть целая дача.

Однако подоконник и ящик с землей на балконе тоже вполне подойдут, да и традиция высаживать цветы у многоэтажных домов и ухаживать за палисадником еще вполне жива.

Готовить еду

Помимо наличия в доме маленького поваренка, совместное приготовление еды имеет еще один приятный бонус: как правило, накормить маленького привереду становится намного проще. Можно начать со смешивания йогурта и кусочков фруктов, наливания молока в хлопья. Порвать листья для салата, смешать их с сухариками и порезанными овощами могут уже 4-5летние дети.

Сложить тосты с сыром на тарелку, украсить будущее печенье орешком или смешать в миске ингредиенты для теста — вполне доступные действия для старших дошкольников.

Самостоятельное приготовление яичницы, оладьев, каши, макарон с сыром охотно осваивают дети начальной школы.

Совет

К этому возрасту им уже надо уметь пользоваться ножом, знать правила включения плиты, микроволновой печи. И если родители часто используют мультиварку, то стоит дать детям пару уроков готовки тех же блюд на плите.

Поддерживайте желание ребенка готовить, осваивать новые рецепты и радовать членов семьи самостоятельно приготовленными ужинами.

Это не только полезный навык и облегчение ежедневной рутины для взрослых. Кто знает, может, в вашем доме растет будущий шеф-повар.

Забивать гвозди

Как бы ни говорили о разделении труда, умение забить гвоздь ценно как для мальчиков, так и для девочек. Для начала стоит подобрать правильный инструмент. В магазинах часто предлагают детские молотки, однако ими сложно действительно что-либо забить.

Лучше подобрать взрослый легкий молоток.

Возьмите несколько гвоздей с широкой шляпкой и мягкую древесину (сосну, березу). Доску лучше положить на землю. Первые гвозди необходимо сначала наживлять, потом держать взрослым, и им же нужно направлять движение детской руки.

В дальнейшем можно показать ребенку, как насаживать гвоздь на кусочек картона и удерживать его на доске за картонку.

Вполне вероятно, что без пары незначительных травм не обойдется.

Зато в будущем это позволит избежать значительных увечий, а также привьет ребенку уверенность в себе.

Ориентироваться по карте

Навыки навигации в городе и на природе — очень ценное умение. В современных парках, окружающих трассы, мох растет совсем не с той стороны, с которой пишут в учебниках, да и солнце порой не разглядишь. Зато карты по-прежнему показывают нужное направление.

И даже если посещение парков или природы не входит в приоритеты семьи, умение найти нужный дом, улицу или страну на карте пригодится не только при изучении географии.

Для самых маленьких прекрасно подходят самодельные карты «поиска сокровищ».

Спрятанные игрушки, отмеченные на карте с крупными понятными значками, с пользой развлекут 3-4 детей как на природе, так и внутри дома.

Обратите внимание

При походах в зоопарки, музеи, тематические парки хорошо раздобыть или распечатать карту территории и предложить ребенку отметить наиболее интересные места, проложив к ним маршрут и потом следуя ему.

Ну а если ребенку постарше хочется устроить настоящее приключение — можно найти в интернете сайты игр geocashing, в которых с помощью GPS-навигатора надо находить контейнеры с «сокровищами», оставлять метки и общаться с другими участниками.

Обрабатывать раны

С самого юного возраста надо учить ребенка не бояться вида крови и не ждать, когда мама придет и поцелует болячку.

Навыки первой медицинской помощи при ранах и царапинах включают в себя умение прижать место у ранки, чтобы снизить кровотечение, промыть чистой водой, обработать антисептиком (например, хлоргексидином) и наложить пластырь или бинт.

Такое умение не только поможет малышу чувствовать себя более самостоятельным и не бояться пораниться, но и убережет от заражения и развития инфекций, если родителей нет рядом.

Совершать покупки

Не просто совершать покупки, а уметь выбирать в соответствии с бюджетом. Это поможет ребенку осваиваться в ценообразовании, планировании затрат, сдерживать импульсы и понимать, почему такой нужный скутер для куклы придется подождать до Нового Года.

Объясняйте, почему вы выбираете этот магазин, а не тот (выбор больше, овощи лучше), заправляетесь именно на этой станции (бензин дешевле, качество выше).

Предлагайте найти в супермаркете самую дешевую томатную пасту или туалетную бумагу, как дома (отлично готовит к математике, развивает умение различать цифры, сравнивать объемы и совершенствует внимание).

Можно предлагать детям разумное использование карманных денег, показывая, что шоколадный батончик или киндер-сюрприз, который они покупают в школьном буфете, стоит дешевле в магазине, и за цену пяти они получили бы целую коробку.

Следить за чистотой

На самом деле, это очень большой бонус для будущей жизни. Навык поддерживать чистоту включает не только складывание игрушек и одежды и протирание поверхностей от пыли, но и умение подмести пол, пропылесосить, выбросить мусор, помыть посуду и даже отчистить сантехнику.

Это отличная привычка, помогающая как поддерживать порядок в доме, так и самостоятельно жить впоследствии без бардака в собственной квартире.

Малыши могут сортировать игрушки, складывать вещи, подметать пол маленьким веником и мыть часть посуды.

Важно

Школьникам уже надо прививать навыки слежения за сантехникой, так родители будут уверены в соблюдении правил. Обязательно следите, чтобы дети мыли руки после уборки и по возможности использовали перчатки.

Привычка поддерживать чистоту в доме — лучший способ внедрить правило «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Упаковывать подарки

С упаковки подарков начинается понимание, как важно доставлять людям радость, следовать ритуалам и знать, кого, когда и с чем поздравлять. Дети, которые еще не могут финансово участвовать в покупке подарков, отлично помогают заматывать, завязывать коробочки, наклеивать вырезанные картинки. Участие в процессе упаковки также хороший повод напомнить о родственниках, рассказать забавные или важные истории, помочь понять, почему важно помнить и радовать членов семьи, да и просто разделить предвкушение праздника.

Читайте также:  7 лучших развивающих игр для детей 2 лет

В последние десятилетия понятие воспитания плавно подменяется образованием. Современные дети часто получают намного больше информации, чем могут усвоить, при этом знания не подкрепляются умениями и навыками. Родители, стараясь подготовить ребенка по-максимуму ко взрослой жизни, уделяют большинство внимания различным курсам, кружкам, занятиям вне дома, забывая, что в первую очередь будущие взрослые должны уметь самостоятельно жить и нести ответственность за себя и свои поступки.

Вырастая, бывшие маленькие гении порой отлично играют в шахматы, но не умеют варить макароны. Подобная инфантилизация — обратная сторона информационного общества с карьерными гонками. А тем временем возможность разделять домашние дела— это шанс не только приучить ребенка быть помощником и выполнять свои обязанности с охотой, но и шанс наладить прочные и душевные отношения.

Показателен эксперимент, проведенный среди детей-детдомовцев: проективный тест «нарисуй свое будущее». В нем «государственные» дети изображали, как они представляют себе свой дом после выпуска. Практически все дети в детдомах не имеют представления о домашнем труде, готовке, стирке, закупках продовольственных товаров. И на картинках были большие дома с множеством слуг, выполняющих повседневные обязанности.

Чтобы привить своему ребенку уверенность в будущем и не допустить варианта «дома со слугами», полезные умения и навыки надо начинать прививать с самого раннего возраста.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/10_navykov_kotorye_deti_dolzhny_osvoit_do_10_let/

Навыки самообслуживания: что должен уметь делать ребенок в 3 года

Уже прошло то время, когда малышу абсолютно во всем нужна была помощь мамы.

С трех лет его желание быть самостоятельным растет буквально по часам. Кроха уже специально отказывается от Вашей помощи и наставлений, чтобы попробовать свои силы.

Не переживайте, что он не справится. В таком возрасте дети уже владеют многими навыками самообслуживания.

Ребенок умеет:

  • снимать носки, тапочки, колготки, шапку, шарф;
  • надевать ботинки (не на шнуровке) или тапочки;
  • подать Вам свои шапку, шарф, платок;
  • просунуть руки в рукава рубашки, куртки, пальто;
  • убрать в шкаф вещи;
  • сложить одежду (не будьте слишком строги).

За столом он может:

  • хорошо держать вилку и ложку;
  • самостоятельно есть суп ложкой из тарелки;
  • пить из чашки;
  • откусывать хлеб или яблоко;
  • вытирать рот салфеткой.

Мамочка-форумчанка Виолетта: «Все воспитатели в садиках, как и врачи, пытаются подвести детей под одну гребенку, и не учитывают, что каждый малыш — индивидуален. Он никому ничего не должен. Мой сын в три года не лепил ничего, не рисовал.

Но вот к шести годам его просто невозможно было оттащить от пластилина, да и сейчас лепка — его любимое занятие. Он такие фигуры делает из пластилина, такие сюжеты придумывает, что не каждый взрослый на такое способен.

Видимо, в более раннем возрасте ему это было неинтересно».

Как привить навыки самообслуживания

Помните о том, что любой, даже самый незначительный труд должен приносить малышу удовольствие. Поэтому необходимо прививать ему навыки самообслуживания с учетом его возрастных особенностей.

Обратите внимание, что все навыки формируются постепенно, причем лучше заниматься с ребенком в игровой форме. Лучший пример для подражания — это родители, поэтому не забывайте показывать правильный пример. Во время обучения не забывайте о том, что у ребенка уже сейчас сформировались свои вкусы и привычки.

Читай также: Как развить самостоятельность у ребенка?

Совет

Стоит избегать необоснованного одергивания и поторапливания — пусть ребенок сначала освоит новый навык. Не осуждайте малыша публично за неумение справляться с чем-либо — это нанесет серьезный удар по его самооценке и по желанию продолжать осваивать уроки самостоятельности.

Также не нужно излишне заигрывать с непоседой во время умывания, еды или одевания, не нужно затягивать эти процессы.

Елена Бакум, психолог: «Проявления самостоятельности не должны выходить за рамки принятых в обществе норм. Но чем младше ребенок, тем сложнее ему опираться на правила. Он, к примеру, увидел, как папа подарил маме цветы, решил сделать так же — и сорвал цветы на клумбе. Здесь важно похвалить за добрые намерения, но и осудить такой акт вандализма.

Скажите «спасибо» за щедрость и скажите, что Вы огорчены из-за способа достижения результата. После этого обязательно обсудите более приемлемые варианты выхода из положения: нарисовать букет, сделать его из бумаги, вырастить своими руками или помочь папе выбрать цветы.

Так ребенок поймет, что все его действия должны завершаться результатом, который не нарушит принятых правил».

Похвалы

Чтобы закрепить успех обучения навыкам самообслуживания, хвалите ребенка. У вашего карапуза очень высока оценка своих возможностей и действий. Когда мама постоянно восхищается им, то он чувствует колоссальную поддержку: «Какой ты большой и сильный!», «Ты так хорошо покушал», «Ты так быстро бегаешь». И тогда малыш понимает, что он — самый-самый.

Вам необходимо замечать даже малейший успех своего ребенка, ему необходимо постоянное родительское одобрение. Хвалите его за любое достижение, даже усилие, которое он применяет для уборки игрушек, раздевания или даже «работы ложкой» во время обеда. Ваш малыш должен чувствовать, что Вы радуетесь его успехам, поддерживаете и уверены в его силах.

Чтобы подстегнуть малыша к новым свершениям, говорите не о том, что он еще не сделал или не умеет делать, а о том, что кроха сможет сделать самостоятельно.

Читай также: Учимся правильно хвалить ребенка: советы родителям

Терпимость

Не нужно второпях помогать ребенку собрать игрушки, потому что спать давно пора, или одеться на улицу, потому что вы опаздываете в детский сад. Сейчас важно, чтобы малыш научился сам справляться с новыми задачами. Не нужно и торопить его самого, отвлекая от процесса (конечно, не нужно молчать полчаса, если карапуз не может застегнуть пуговицу, но ведь пару минут Вы можете ему выделить?).

Обратите внимание

Гибкость и терпимость — очень важные помощники в детском обучении навыкам самообслуживания. Потерпите, если в ванной целую неделю будет жуткий беспорядок: главное, что дочка или сыночек научится самостоятельно мыть руки.

И не впадайте в панику, если ребенок решит, что фиолетовая юбка с красными колготками в яблоках и синяя водолазка — это пик моды. Будьте терпеливы.

Может, у этой молодежи принято так ходить? 🙂 Чем больше Вы дадите свободы и возможности практиковаться, тем быстрее малыш научится.

Безопасность

Пока ребенок практикуется, не оставляйте его без присмотра. Обсудите с ним границы дозволенного. Расскажите, почему ему небезопасно резать мясо или включать плиту.

Скорее всего, запреты ему не понравятся (учитывая бунтарский возраст), но в результате Ваши правила он усвоит.

Помните о том, что каждый ребенок — индивидуален. Нельзя сказать, что в одном возрасте все умеют одно и то же. Главное, чтобы ребенок хоть что-то пытался делать самостоятельно, а Ваша задача — предоставить ему максимальную поддержку и помощь. 

Успехов Вам и Вашему малышу! Помните о похвалах, терпимости и гибкости — и всё обязательно получится!

Читай также: Как привить ребенку желание учиться

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-33100-navyki-samoobsluzhivaniya-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-3-goda/

Развитие ребёнка в 7 лет: что должен знать и уметь

Переступая порог школы, семилетний ребёнок получает новый социальный статус, и его развитие идёт стремительными темпами. Это без преувеличения важный этап в жизни маленького человека, и он должен быть готов к возросшей нагрузке.

Организм семилетних деток претерпевает массу преобразований: меняются пропорции, активно растут и развиваются главные системы тела (опорно-двигательная, нервная, иммунная, дыхательная, сердечно-сосудистая).

Важно

Мышцы рук еще не до конца окрепли, поэтому ребёнок нетвёрдо держит ручку и  часто жалуется на усталость в кисти. Позвоночник длительное время подвергается статичным нагрузкам, поэтому важно следить за осанкой малыша.

Основные изменения касаются нервной системы – головной мозг увеличивается в размерах, реакции внутри него приобретают более сложный характер.
Показатели нормального развития ребёнка в 7 лет:

  • средний рост – от 115,4 см до 126,9 см;
  • размер ноги – у мальчиков 34, у девочек 32;
  • размер одежды – 32/34;
  • средний вес – от 20,1 кг до 26,5 кг.

Что должен знать ребёнок в 7 лет

Требования к новоиспечённому первокласснику зависят от школы, в которую он поступает. Но есть и базовый список, определяющий, что должен знать ребёнок в 7 лет:

  • своё полное имя, возраст, дату рождения, адрес, город, страну, планету;
  • полные имена родителей, близких родственников, их дни рождения и профессии;
  • дни недели, месяцы, времена года;
  • диких и домашних животных, насекомых, птиц, водных обитателей;
  • овощи, фрукты, ягоды, растения, деревья, цветы;
  • сказки, песни, стихи наизусть;
  • геометрические фигуры;
  • цифры минимум до 10;
  • знаки плюс и минус, как ими пользоваться;
  • русский алфавит;
  • прямой и обратный счёт;
  • цвета и оттенки;
  • обозначение направлений и сторон;
  • правила дорожного движения.
  • Если ваш малыш ещё не всё освоил, позанимайтесь с ним дополнительно.
  • Регулярные занятия и позитивный настрой помогут вашему чаду подойти к школе, имея хороший багаж знаний.

Что должен уметь ребёнок в 7 лет

Совсем не обязательно обучать кроху всем возможным занятиям и водить на тысячу кружков. Главное, дать ребёнку основные навыки и умения, которыми к семи годам он будет успешно пользоваться самостоятельно:

  • считать минимум до 10, вести обратный счёт;
  • читать по слогам;
  • пересказывать текст в правильной последовательности;
  • составлять истории из нескольких предложений, в том числе по картинке;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • определять ударение и количество букв в словах;
  • концентрировать внимание на 30-40 минут;
  • находить отличия и сходства в предметах, картинках;
  • копировать рисунок, движение;
  • запоминать до 10 предметов или картинок;
  • складывать пазлы, создавать из конструктора фигуры в соответствии с образцом;
  • рисовать так, чтобы было чётко понятно, что изображено;
  • аккуратно раскрашивать и штриховать;
  • лепить из пластилина, создавать аппликации, пользоваться ножницами.

Многому вашего малыша научат уже в школе, но ему самому будет проще, если он овладеет большинством навыков заранее. Домашняя обстановка более спокойная, уютная и располагает к неторопливому обучению. За партой же ребёнок будет вынужден подчиняться временным рамкам, торопиться или отставать, если что-то не успевает.

Всё это, скорее всего, будет сопряжено с беспокойством, нервным напряжением, снижением самооценки. Крайнее проявление – отказ от уроков, нежелание посещать школу. Будьте внимательны к своему ребёнку и обязательно проверьте уровень его подготовленности перед собеседованием в первый класс.

Нередко случается, что мальчикам труднее поддерживать свою опрятность и следить за внешним видом, чем девочкам. Поэтому, выясняя, что должен уметь мальчик в 7 лет, занесите эти умения в свой список.

Конечно, сын ещё не раз придёт домой в порванных штанах и испачканной куртке, главное, чтобы в стенах учебного заведения он сохранял приличный облик. Кроме того, подрастающему джентельмену следует привить правила мужского поведения: защищать слабых, помогать девочкам, уступать место пожилым людям и женщинам.

В идеале ребёнок должен иметь перед глазами соответствующий образ, отвечающий этим требованиям. Конечно же, это фигура отца. Именно он формирует в сознании сына установки, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebyonok-v-7-let/

Ссылка на основную публикацию