«

»

Развитие речи ребенка

Приятно услышать «мама» или «папа» от самого родного человечка, правда? Ребенок начинает говорить, когда его развитие головного мозга и его речевых зон достигает определенного уровня. Развитие речи у детей проходит через следующие этапы: 
i (3)Довербальный период – ребенок еще не умеет говорить, но учится это делать. Завершается этот этап приблизительно в возрасте одного года, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь.
Период активной речи – этап в развитии речи, когда ребенок начинает произносить первые слова, совершенствуется в произнесении звуков.
Совершенствование речи – увеличение словарного запаса, усложнение грамматических конструкций.
Выделяют следующие виды детской речи:
1. Автономная. Встречается преимущественно в раннем возрасте – это переходный этап на пути овладения «взрослой» речью. Ребенок использует измененные слова или сочетания слогов, например: «ляля» (кукла), «тика» (птичка). На этом этапе речь ребенка отличают следующие признаки: неопределенность и многозначность слов, отсутствие грамматических связок между словами. Такая речь – нормальный этап в развитии ребенка, но иногда взрослые, имитируя эту речь – «сюсюкая», мешают ребенку развиваться дальше и этап автономной речи затягивается.

2. Внутренняя речь. Разговор «про себя» часто используется при решении математических задач, подсчетах. Является продолжением (интроекцией) речи эгоцентрической.

3. Эгоцентрическая речь. Больше характерна для дошкольников. Ребенок, занимаясь чем-либо, комментирует свою деятельность, независимо от того есть ли рядом собеседники. Другое определение этого вида речи – высказывания ребенка, без учета точки зрения собеседника.
Вот признаки, которые помогут вам определить уровень развития речи у ребенка. Однако помните, что характер и скорость развития ребенка индивидуальны. Ниже приведены усредненные данные. К году малыш обычно произносит 5-10 слов и следующие звуки:
-гласные «а»,«о»,«и»,«у» и согласные: «м»,«н»,«д»,«т»,«б»,«п».
К 2 годам ребенок обычно:
-знает 200-300 слов;
-в своей речи употребляет несложные (из 2-3 слов) предложения;
-хорошо знает свое имя;
-имеет большой пассивный словарь;
-в своей речи использует слова «да» и«нет»;
-использует согласованные фразы.
К 3 годам:
-ребенок задает вопросы;
-его словарный запас 1000-1500 слов;
-он говорит предложениями;
-может назвать, по крайней мере, два цвета;
— может употреблять простые предлоги и множественную форму существительных.
К 4 годам:
-словарный запас ребенка составляет более 1500 слов;
-предложения становятся более сложными, из 4-5 слов;
-задает много вопросов. Это возраст «почемучек».
-может употреблять глаголы в прошедшем времени.
К 5 годам:
-словарный запас ребенка составляет 3000 слов;
-употребляет предложения из 5-6 слов;
-может пересказать услышанное;
-употребляет глаголы в трех временных формах: прошлом, настоящем и будущем;
— может назвать простые антонимы: «низкий» – «высокий», «добрый» – «злой».
К 6 годам:
— словарный запас ребенка составляет 4000 слов;
-может не только пересказать услышанное, но и высказать свое впечатление;
— употребляет сложные предлоги;
-использует слова, обозначающие абстрактные понятия;
-пользуется всеми частями речи.
Вот еще несколько методов диагностики развития речи у детей разного возраста.
4-6 лет.
1.За 1 минуту придумать как можно больше слов на определенную букву.
Оценка теста.
6 — 7 слов – отличный результат, высокий уровень речевого развития;
4 — 5 слов – удовлетворительный результат, средний уровень речевого развития; 2 — 3 слова – плохой результат, низкий уровень речевого развития.
2. Дополнение слогов до слова. Предлагается десять слогов, например «по», «мо» и так далее, ребенок должен придумать слова, начинающиеся с этих слогов.
Оценка теста.
8-10 слов – высокий уровень речевого развития;
3-9 слов – средний уровень речевого развития;
0-3 слова – низкий уровень речевого развития.
7 -10 лет.
1. Взрослый читает рассказ, ребенок должен его пересказать. При учете результатов учитывается не только понимание смысла (как явного, так и скрытого), но и правильная последовательность событий.
2. Взрослый предлагает ребенку наборы слов, из которых необходимо составить предложения. Если ребенок смог использовать все слова, то это говорит о высоком уровне речевого развития.
Далее приведу несколько основных рекомендаций по развитию речи вашего ребенка.
1. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему несложные стихи, потешки, акцентируйте его внимание на названиях предметов.
2. Не «сюсюкайте», разговаривайте с ребенком правильно.
3. Больше читайте ему и обсуждайте с ним прочитанное.
4. Озвучивайте свои действия.
5. Постарайтесь обеспечить ему, как можно большее количество впечатлений: лучше всего запоминается то, что ребенок увидел собственными глазами.
6. Рассказывая что-либо ребенку, употребляйте больше прилагательных, чтобы разнообразить собственную речь.
7. Когда ребенок делится с вами впечатлениями, рассказывает что-то, внимательно слушайте его, проявляя искренний интерес и не перебивая.
8. Разучивайте стихи и скороговорки.
9. Фантазируйте вместе с ребенком, поощряйте его рассказы.
10. Если к 5 годам ребенок не выговаривает все звуки, проконсультируйтесь у логопеда.
Вот несколько упражнений по развитию речи ребенка.
Развитие слуха.
Для развития слуха используются упражнения, способствующие развитию слуховой дифференцировки. Например, ребенка просят назвать слова, начинающиеся с определенной буквы или слога. Другой вариант, ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, которое начинается на определенную букву.
Игры для развития речи.
1. Игра «Соедини слова». Ребенок должен придумать слово, которое бы объединило два заданных, например заданные слова «корова» и «трава», слова, которые может использовать ребенок: «ест» или «пасется на».
2. Игра «Сочини предложение». Ребенок должен придумать предложение, используя слова, изображенные на карточках, для этой игры можно использовать карточки от детского
лото
Развитие фонематического слуха.
Взрослый называет несколько слов, в которых присутствует одна буква, ребенок должен определить, какая это буква.
Читая стихотворение, взрослый намеренно ошибается в словах, заменяя одни буквы другими, ребенок должен найти ошибку.
Развитие речевого дыхания.
Ребенок вместе со взрослым собирает осенние листья, упражнение состоит в том, чтобы дуть на них, имитируя ветер. Похожее упражнение – игра «Снежинка»: взрослый раскладывает кусочки ваты на столе, ребенок должен дуть на них, чтобы они взлетали.
Логопедические упражнения.
Чередование вытягивания губ трубочкой и улыбки («трубочка», «улыбочка»).
Упражнение на щелканье и цоканье языком.
Развитие связной речи у детей.
Упражнения на сравнения и обобщения. Например: « Что бывает пушистым?», «Что бывает мягким?», «Что есть у машины?».
Игра «Рассказы по картинкам». Ребенку предлагается несколько картинок, по которым он должен составить связный рассказ.
Как видите, для того, чтобы развить речь ребенка, нужна ваша заинтересованность, немного времени и упорства, а успехи маленького оратора не заставят себя ждать.